Научная статья на тему '"ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИИ ВНОСИТ ВСЁ ВОЗРАСТАЮЩИЙ ВКЛАД В БОРЬБУ С ПИРАТСТВОМ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ". К 10-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ АНТИПИРАТСКОЙ ВАХТЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ У БЕРЕГОВ СОМАЛИ'

"ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИИ ВНОСИТ ВСЁ ВОЗРАСТАЮЩИЙ ВКЛАД В БОРЬБУ С ПИРАТСТВОМ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ". К 10-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ АНТИПИРАТСКОЙ ВАХТЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ У БЕРЕГОВ СОМАЛИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВМФ РОССИИ / ПИРАТСТВО / СОМАЛИ / АДЕНСКИЙ ЗАЛИВ / RUSSIAN NAVY / PIRACY / SOMALIA / GULF OF ADEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прямицын Владимир Николаевич

Статья посвящена 10-летнему юбилею участия Военно-морского флота России в борьбе с пиратством у берегов Сомали.The article is devoted to the 10th anniversary of the Russian Navy's participation in the fight against piracy off the coast of Somalia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИИ ВНОСИТ ВСЁ ВОЗРАСТАЮЩИЙ ВКЛАД В БОРЬБУ С ПИРАТСТВОМ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ". К 10-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ АНТИПИРАТСКОЙ ВАХТЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ У БЕРЕГОВ СОМАЛИ»



ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА.

В.Н. ПРЯМИЦЫН V.N. PRYAMITSYN

«ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИИ ВНОСИТ ВСЁ ВОЗРАСТАЮЩИЙ ВКЛАД В БОРЬБУ С ПИРАТСТВОМ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ»

К 10-летию открытия антипиратской вахты Военно-морского флота Российской Федерации у берегов Сомали

«THE RUSSIAN NAVY IS MAKING AN EVER-INCREASING CONTRIBUTION TO THE FIGHT AGAINST PIRACY IN THE INDIAN OCEAN»

To 10th anniversary of anti-piracy watch of Russian Navy off coast of Somalia

Сведения об авторе. Прямицын Владимир Николаевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник, кандидат военных наук (Москва. E-mail: priamitzynvn@mail.ru).

Аннотация. Статья посвящена 10-летнему юбилею участия Военно-морского флота России в борьбе с пиратством у берегов Сомали.

Ключевые слова: ВМФ России; пиратство; Сомали; Аденский залив.

Information about author. Vladimir Pryamitsyn - DeputyChiefofa Department of the Research Institute (military history), Military Academy of the RFArmed Forces' General Staff, lieutenant colonel, Cand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: priamitzynvn@mail.ru).

Summary. The article is devoted to the 10th anniversary of the Russian Navy's participation in the fight against piracy off the coast of Somalia.

Keywords: Russian Navy; piracy; Somalia; Gulf of Aden.

Одной из важнейших задач, решаемых Военно-морским флотом России, является защита интересов российского судоходства в Мировом океане. Наиболее существенной угрозой судоходству выступает международное морское пиратство, среди основных очагов которого особо сложной ситуацией характеризуется район Аденского залива. Не случайно российские боевые корабли и вспомогательные суда вот уже десять лет, сменяя друг друга, несут антипиратскую вахту у побережья Сомали.

3 322 лет, что прошли с момента основа- российским боевым кораблям неоднократно

|ния Российского флота, около 250 лет на- ставилась задача противодействия пиратам и

считывает история борьбы русских воен- защиты торгового судоходства,

ных моряков с морскими пиратами. В XVIII веке В XX веке в Мировом океане сохранилось

при императрице Екатерине II были установ- три очага пиратства. Это Гвинейский залив,

лены интенсивные торговые связи с Европой, северо-западная часть Индийского океана,

Для защиты от нападений пиратов в Средизем- воды Юго-Восточной Азии. Поданным Все-

ном море караваны судов с товарами из Рос- мирной морской организации, в период с 1984

сии сопровождали русские боевые корабли. В по 1999 год по всему миру пираты совершили

XIX веке император Николай I направил в воды 1587 нападений2. Ущерб мировой морской от-

Греческого архипелага эскадру для защиты расли от их действий в этот период составлял

торгового судоходства. Русские моряки имели ежегодно по 15 млрд долларов3. Время от вре-

задачей конвоирование торговых судов и ак- мени интенсивность пиратских нападений в

тивный поиск пиратов. Примечательно, что они различных регионах изменялась. К примеру, в

действовали бок о бок с военными моряками 1980—1990 гг. наиболее «горячей точкой» Ми-

Франции и Великобритании1. Впоследствии рового океана были Сингапурский и Малакк-

ский проливы4. В 1986 году здесь было ограблено советское судно «Высокогорск». В 1987 году — теплоход «Слуцк». В 1988 году нападениям пиратов подверглись советские суда «Борис Андреев», «Приднепровск» и «Николай Погодин». В 1989 году — «Николай Подвойский»5. Нападения на советские суда происходили и в других регионах. В 1990 году в прибрежных водах Сомали пираты напали на рыболовецкий траулер «Кафф», захватив в плен 27 советских моряков6. В ответ на учащение нападений Военно-морской флот СССР разместил на наиболее опасных маршрутах движения советских судов боевые корабли.

Конец XX века охарактеризовался обострением ситуации в Сомали. Это государство расположено на Африканском роге, в непосредственной близости к путям интенсивного судоходства. После череды революций и гражданских войн в 1991 году страна погрузилась в хаос, сопровождавшийся потоками беженцев, голодом сотен тысяч человек, дезорганизацией государственной власти, распадом страны на самопровозглашённые враждующие республики. Широкий масштаб обрела торговля оружием и наркотиками. Официальная власть, признаваемая мировым сообществом, утратила контроль над большей частью страны7.

У побережья Сомали пролегают важнейшие морские торговые пути, связывающие Восток и Запад. Каждые сутки через Аденский залив проходят 240—250 судов, которые перевозят до трети всей добытой в мире нефти и около 98 проц. азиатских товаров для Европы8. Для двух самопровозглашённых образований Со-малиленд и Пунтленд, имеющих протяжённую береговую черту и близость к интенсивным судоходным маршрутам, единственным источником дохода стало морское пиратство. Порты этих прибрежных регионов были превращены в так называемые пиратопункты, где пираты готовили свои рейды, а впоследствии укрывали захваченные суда.

Если в начале XXI века действия пиратов в Аденском заливе носили локальный характер, а нападения были редкими, то мировой эконо-

мический кризис привёл к ещё большей дестабилизации политической обстановки в Восточной Африке. Это вызвало всплеск активности морских пиратов у побережья Сомали в 2005 году9. Кризис в Сомали превратил Аденский залив в самый пиратоопасный регион планеты. Пиратские нападения привели к сокращению объёма судоходства в регионе на 20 проц.

Под видом береговой охраны сомалийцы начали нападать на суда с целью захвата заложников и получения выкупа. В результате одного успешного нападения каждый из его участников мог заработать до 10 тыс. долларов США, что составляло доход среднестатистического сомалийца за несколько лет. На деньги, полученные незаконным путём, пираты закупали оружие, лодки, средства связи и навигации. Благодаря этому акции пиратов становились всё более успешными.

К 2008 году пиратская активность в Аденском заливе резко усилилась. По данным Международного морского бюро, в 2008 году они совершили здесь 95 нападений и захватили 49 судов10. При этом 46 раз по судам открывался огонь, 11 моряков погибли, 32 получили ранения, 21 пропал без вести11. Наиболее крупным трофеем пиратов стал супертанкер «Сириус Стар», перевозивший нефть на сумму 100 млн долларов. Наряду с обычными пиратами захватывались суда, перевозившие опасные грузы. Жертвами сомалийских пиратов становились корабли, транспортировавшие промышленные химические вещества. Широкий резонанс вызвал захват украинского судна «Фаина», перевозившего танки12.

Для нападений пираты применяли быстроходные катера, стрелковое оружие, гранатомёты и штурмовые приспособления13. Их дерзость объяснялась превосходством в силе и безнаказанностью. Избежать наказания пиратам помогали прорехи в международном законодательстве. В российском законодательстве уголовная ответственность за пиратство предусмотрена статьёй 227 Уголовного кодекса. В соответствии с ней пиратством называется «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

Российский крейсер и индийский эсминец на учениях отрабатывают эпизоды, связанные с противодействием пиратству

насилия либо с угрозой его применения»14. Подобные положения есть в национальных законодательствах большинства государств. Однако применить законы третьих стран к гражданам Сомали, совершившим преступление в водах Сомали, не представлялось возможным.

С древнейших времён командиры военных кораблей, захватившие пиратов, имели право казнить их без суда и следствия15. С зарождением юриспруденции пиратство было отнесено к категории международных преступлений. В 1861 году известный британский юрист Т. Твисс писал: «Все преступления против мира на море являются преступлениями против международного права»16. Однако международная правовая база в сфере борьбы с пиратством была сформирована лишь в XX веке.

Правовой режим в борьбе с пиратами основывался на Конвенции об открытом море 1958 года17, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года18 и Конвенции о пресечении противозаконных действий на море 1992 года. Эти документы называли пиратство преступлением и возлагали обязанности по борьбе с ним на власти государства, в водах которого произошло преступление19. Однако после гражданской войны и распада государства на непризнанные образования власти Сомали оказались не в силах противостоять высокоорганизованному пиратскому бизнесу.

Ситуация потребовала вмешательства международных институтов. Большую работу по созданию правовой базы провела Международная морская организация. Нарастание пиратской угрозы вынудило Совет Безопасности ООН принять в 2008 году четыре резолюции, регламентирующие международные усилия по борьбе с пиратством. Эти документы впервые призвали заинтересованные государства объединиться для противостояния пиратам, расширили международное сотрудничество в этом вопросе, разрешили преследование пиратов в территориальных водах Сомали20.

К этому моменту в водах северо-западной части Индийского океана и Аденском заливе

Дежурство быстроходных катеров у борта российского боевого корабля

уже несли дежурство боевые корабли США, Индии и Малайзии21. Однако именно создание необходимой нормативно-правовой базы положило начало организованным международным усилиям по борьбе с пиратством в прибрежных водах Сомали22. Совет Европейского союза начал военно-морскую операцию «Атланта» (EUNAVFOR SOMALIA ATLANTA)23. У берегов Сомали была размещена группировка, в которой на ротационной основе участвовали 4—6 боевых кораблей, а также 1—2 патрульных самолёта. НАТО направила в пиратоопасный район одно из своих оперативных соединений. Группировка НАТО в составе 3—5 боевых кораблей последовательно провела операции «Эллайд провайдер», «Эллайд протектор» и «Оушен шилд»24. После нападения пиратов на суда под китайским флагом Китай направил в Аденский залив 3 боевых корабля. Для защиты интересов своего судоходства боевые корабли в пиратоопасный район направили Япония и Иран.

Деятельность пиратов затронула и российские интересы. В частности, когда было захвачено датское судно, среди членов экипажа в заложниках у пиратов оказались 11 граждан Российской Федерации25. В октябре 2008 года для защиты российских судов и граждан в Аденский залив прибыл сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Это положило начало участию Российской Федерации в международных усилиях по борьбе с пиратством у побережья Сомали26.

В начале 2009 года Россия нарастила военно-морское присутствие в Аденском заливе. К побережью Сомали прибыл большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов»27. Вслед за ним в пиратоопасный район прибыли корабли Северного флота: тяжёлый атомный ракетный крейсер (тарк) «Пётр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» и ряд вспомогательных судов28. Таким образом, Россия сформировала у побережья Сомали первый отряд боевых кораблей. Под руководством командующего Тихо-

океанским флотом вице-адмирала К. Сиденко российские моряки приступили к решению задач противопиратской борьбы.

Воды, омывающие Африканский рог, были хорошо знакомы нашим морякам, ведь в 1970— 1980 гг. ВМФ СССР активно присутствовал там29. Первым делом моряки отряда боевых кораблей детально изучили тактику действий пиратов. Было установлено, что они располагают пиратопункты в непосредственной близости от маршрутов движения судов. Так как прилегающие акватории изобилуют небольшими рыболовецкими судами, пираты «растворяются» среди рыбаков, используя их лодки30. Выбору объекта нападения предшествует сбор информации. На суда, сопровождаемые вооружённой охраной, нападения практически не совершаются. Группа пиратов, управляемая с берега, выходит в море на рыболовецкой шхуне, за которой буксируются несколько быстроходных катеров. Подойдя к объекту нападения, пираты делятся на отвлекающую и нападающую группы. Судно-матка сближается с объектом нападения с носовых углов и начинает его обстрел, отвлекая на себя внимание экипажа. Тем временем быстроходные катера приближаются к жертве с кормы, забрасывают на борт крючья и штурмовые лестницы31.

Если на судне вовремя заметили готовящееся нападение и его экипаж разгадал замысел пиратов, есть шанс уйти, совершив манёвр и дав полный ход. Известны случаи, когда экипаж давал отпор нападавшим, сбивая пиратов, которые уже карабкались по штурмовым лестницам, с помощью пожарных шлангов или отражая нападение с помощью личного оружия. Иногда пиратам не удавалось забраться на высокий борт судна, если он был заблаговременно опутан колючей проволокой.

Судно, подвергшееся нападению, немедленно передаёт в радиоэфир сигнал бедствия и подробно описывает приметы пиратской шхуны. После этого местные морские власти распространяют сведения о времени, месте

Подозрительная лодка задержана для проведения досмотра

нападения с описанием судна. Все корабли антипиратской коалиции и суда, находящиеся в этом районе, усиливают бдительность и ищут указанную шхуну. В таких случаях пираты пришвартовываются в море к рыбакам, захватывают их судно, а своё топят. Поэтому поймать пиратов можно лишь в момент совершения нападения, потому что до и после него они маскируются среди рыбаков.

В случае если пиратам удалось застать экипаж врасплох, отвлечь его внимание демонстрационными действиями и подняться на борт, первое, что они делают, это захватывают радиорубку и ходовой мостик, отключая судно от Автоматической идентификационной системы. С этого момента оно становится «невидимым» для сил антипиратской коалиции и не может подать сигнал бедствия.

После получения контроля над судном оно уводится в пиратопункт и его владельцам выдвигаются требования. Очевидно, что переговоры с судовладельцами ведут уже не те люди, которые осуществляли захват. Это прерогатива «генералов от пиратства» — как правило, это сомалийцы, получившие образование в США, владеющие английским языком. Сами же рядовые бойцы обычно не имеют ни военной подготовки, ни образования32.

Следует остановиться подробнее на тактике и материальной части пиратов. Они действуют небольшими группами в пределах 12 человек. Лодки и шхуны содержат большой запас топлива — для повышения радиуса плавания. На протяжении похода пираты не принимают пищу, находясь под действием растительного наркотика кат. Этот наркотик позволяет им не чувствовать голода, боли, страха и усталости. На вооружении пиратов находятся всевозможные штурмовые приспособления (лестницы, крючья), холодное и огнестрельное оружие, в том числе пулемёты и гранатомёты. Для связи с координаторами используются мобильные телефоны, а для ориентирования — самые простые навигаторы33. При встрече с военным

Российские моряки конвоируют пиратов, пытавшихся захватить танкер «Московский университет»

р

щ

Ы

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

кораблём и угрозе досмотра пираты выбрасывают штурмовые орудия и оружие за борт.

Вооружившись этими знаниями, отряд боевых кораблей ВМФ РФ приступил к работе. Штаб вице-адмирала К. Сиденко разместился на борту тарк «Пётр Великий». На корабль в порядке взаимодействия поступала информация от коллег из НАТО и Евросоюза о пиратских нападениях, об исчезновении судов и об отражённых атаках. На корабле была развёрнута боевая подготовка. Подразделение морской пехоты и личный состав ракетно-артиллерийской боевой части отработали стрельбу по быстроходным малоразмерным целям. Была сформирована досмотровая команда и отработаны её действия. Не случайно, по оценкам экспертов, действия военных моряков России отличались высокой эффективностью34.

При обнаружении подозрительного судна предпринималась попытка установить с ним радиосвязь. Как правило, безуспешная, так как на рыболовецких шхунах отсутствовали средства радиосвязи, а рыбаки не были знакомы с международными сигналами. Судно принуждалось к дрейфу с помощью звуковых или световых сигналов. В случае игнорирования по курсу движения судна открывалась стрельба. После остановки судна на него направлялась досмотровая группа. Она могла высаживаться с вертолёта, но, как правило, перемещалась на быстроходном катере. На борту судна у экипажа проверялись документы, оно изучалось на предмет признаков пиратской деятельности.

Нападений на суда, охраняемые русскими кораблями в составе конвоев, не было35. Зато есть примеры успешных действий русских моряков при отражении нападения на суда, подавшие сигнал бедствия. Одним из таких являлся инцидент с судном «Оушен Даймонд», произошедший в феврале 2009 года. Экипажем тарк «Пётр Великий» были арестованы 10 пиратов. Российские моряки собрали доказательства преступной деятельности и передали пиратов Йемену.

С 2008 года по настоящее время отряды боевых кораблей всех четырёх флотов России по-

очерёдно несут дежурство в районе Африканского рога36. В своей деятельности они опираются на так называемый плавучий тыл. Совместно с боевыми кораблями в районах несения боевой службы находятся вспомогательные суда, которые пополняют их топливом, водой, продовольствием.

Пожалуй, наиболее ярким эпизодом участия ВМФ России в антипиратской борьбе стало освобождение танкера «Московский университет» в мае 2010 года. Морские пехотинцы Тихоокеанского флота, действовавшие с борта большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», провели блестящую ночную операцию, которая длилась всего 22 минуты. Один пират был уничтожен, несколько ранены, 10 арестованы. Потерь со стороны экипажа танкера или морских пехотинцев не было.

Несмотря на то что в 2008 году начались активные действия десятков государств по борьбе с морским пиратством в Аденском заливе, решить проблему в ходе одной широкомасштабной операции не удалось. По состоянию на октябрь 2010 года захваченными у побережья Сомали официально числились 18 судов, в плену у пиратов находились более 400 моряков37. По оценкам экспертов, в пиратской деятельности принимали участие не менее 5000 граждан Сомали, входивших в состав пяти крупных группировок38. Пик активности пиратов у берегов Сомали пришёлся на 2011 год, когда у них в плену находились 32 судна и более 800 заложников39. Ситуация требовала систематических действий многонациональных сил40.

Российские моряки активно сотрудничали с коллегами из стран Евросоюза, НАТО и других государств, участвовавших в антипиратской борьбе. Происходили оперативное взаимодействие, обмен информацией, совместные тренировки, обмен опытом. В частности, в период пребывания в Аденском заливе тарк «Пётр Великий» его посетил греческий адмирал, возглавлявший оперативную группу Евросоюза. Тогда же «Пётр Великий» встретился в море с индийским эсминцем «Дели», после чего корабли провели совместное учение по противодействию пиратству, отработали совместное маневрирование и стрельбу по мишеням.

В январе 2013 года отряд боевых кораблей Северного флота посетил греческую военно-морскую базу Суда. Важным пунктом в программе визита было посещение российскими моряками Учебного центра специальных операций НАТО (ЫМЮТС). Офицеры отряда приняли участие в конференции, посвящённой вопросам защиты судоходства в Аденском заливе, и поделились опытом участия кораблей Северного флота в защите судоходства.

Военные моряки России и НАТО обсудили вопросы подготовки экипажей боевых кораблей, вооружения торговых судов, тактики конвоирования, использования палубных вертолётов и др. По предложению начальника учебного

центра моряки большого противолодочного корабля «Североморск» приняли участие в теоретических и практических занятиях. Инструкторы НАТО обучили российских коллег тактике задержания и досмотра подозрительных судов, распределению членов экипажа по степени опасности, противодействию агрессии со стороны экипажа41. Таким образом, в ходе посещения отрядом боевых кораблей Северного флота ВМБ Суда состоялся плодотворный обмен опытом между военными моряками России и НАТО.

Наряду с военными усилиями Россия принимает активное участие в поисках политических и дипломатических путей решения пиратской проблемы. В частности, в декабре 2008 года представители России участвовали в Международной конференции по борьбе с пиратством у берегов Сомали, которая прошла в столице Кении Найроби. В этом форуме под председательством специального представителя Генерального секретаря ООН по Сомали приняли участие более 140 делегатов из 40 стран42.

Представители ВМФ России работают в международных группах по совершенствованию антипиратского законодательства. Для обсуждения вопросов взаимодействия в борьбе с пиратами был создан формат Бахрейнских встреч. Это уникальная площадка, на которой представители военно-морских сил и флотов всех государств, участвующих в международных антипиратских усилиях, имеют возможность обсудить вопросы взаимодействия. Так, представители Главного командования ВМФ приняли участие уже в 22 подобных встречах. Во время встречи в сентябре 2009 года была достигнута договорённость об установке и практическом использовании на кораблях ВМФ системы «Меркурий», которая позволяет вести обмен информацией с кораблями всех стран, находящимися в районе Индийского океана и выполняющими задачи по борьбе с пиратством, в том числе с кораблями НАТО.

Важной формой сотрудничества в сфере борьбы с пиратством является проведение совместных учений. Военные моряки России ежегодно принимают участие в десятках международных мероприятий оперативной подготовки. В программу большинства международных учений с участием кораблей ВМФ России включены эпизоды, связанные с противодействием пиратству43.

Мировое сообщество в полной мере осознаёт угрозу, которую несёт в себе пиратство. Эта проблема рассматривается в неразрывной связи с проблемой морского терроризма. Ярким примером морского терроризма в водах Аденского залива является атака пиратами американского эсминца «Коуп», произошедшая в октябре 2000 года в порту Аден. В результате тарана лодки с террористами-смертниками погибли 17 членов экипажа, а корабль был на долгое время выведен из строя44. В условиях, когда

более 90 проц. межконтинентальных перевозок осуществляется морским путём, а террористическая угроза принимает глобальный размах, объектом нападения морских пиратов могут стать суда, перевозящие опасные грузы. Решение проблемы возможно лишь при консолидации усилий заинтересованных государств45. Не случайно ещё древнеримский мыслитель Марк Туллий Цицерон в I веке до н.э. писал: «Pirata est hostis humani generis», что переводится как «пират — враг всего человечества»46.

Нахождение в прибрежных водах Сомали и в Аденском заливе значительного количества боевых кораблей позволило существенно повысить безопасность судоходства. По оценкам экспертов, от момента подачи сигнала о пиратском нападении до прибытия ближайшего боевого корабля или вертолёта в водах Аденского залива судну необходимо продержаться 20—30 минут47.

Однако эта медаль имеет обратную сторону. В ответ на коллективные усилия международного военно-морского сообщества пираты усовершенствовали тактику нападений, стали использовать улучшенные технические средства и увеличили радиус своих действий48. В 2011 году общий ущерб от деятельности пиратов составил 7 млрд долларов, из которых 2,4 млрд были израсходованы на проведение операций и охрану судов. Эксперты признают, что, несмотря на определённые успехи военных моряков, решение проблемы пиратства лишь военными средствами не представляется возможным в отрыве от ликвидации социально-политических основ пиратства49.

Российская Федерация обладает крупным торговым флотом и обширными торговыми связями с государствами мира. Проблема безопасности на море является для неё актуальной50. По этой причине Россия предпринимает решительные шаги в сфере противодействия пиратству51. За десять лет участия в международной деятельности по борьбе с пиратством корабли ВМФ России совершили конвоирование тысяч судов, досмотрели сотни подозрительных

В руках пиратов можно увидеть автоматы, гранатомёты, простейшие средства связи и навигации

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

шхун, пресекли десятки попыток пиратских нападений, арестовали несколько организованных групп пиратов.

Масштабы антипиратской деятельности России в Аденском заливе можно охарактеризовать следующими цифрами: в первом полугодии 2012 года российскими кораблями были сопровождены 14 караванов, состоявших из 92 судов под флагом 27 стран. Из них 3 под российским флагом и 36 судов с гражданами России на борту. Имели место случаи предотвращения захвата судов. Ни одно из судов, охранявшихся российскими военными моряками, не пострадало.

Прошло 10 лет с тех пор, как Российская Федерация на ротационной основе размещает в водах, омывающих Африканский рог, боевые корабли и вспомогательные суда52. Очевидно, что участие в антипиратской деятельности является затратным. Однако оно принесло Российской Федерации существенные дивиденды. К середине 2000-х годов мировая морская общественность уже свыклась с мыслью о том, что у России флота нет. Эксперты подсчитали, что за год, прошедший с начала антипиратской операции, в зарубежных изданиях военной направленности материалов о ВМФ РФ вышло больше, чем за предыдущие 10 лет. Одной из таких публикаций является статья британского военного аналитика доктора Ли Виллета, опубликованная в журнале «IHS Jane's Navy International». Оценивая рост влияния России в Мировом океане, автор заявляет: «Президент Владимир Путин рассматривает восстановление военно-морской мощи как основополагающее средство для укрепления позиций России среди её ближайшего окружения и в мире в целом... Начиная с 2009 года, ВМФ России вносит всё возрастающий вклад в борьбу с пиратством в Индийском океане»53.

Участие российских военных моряков в противодействии пиратству способствовало демонстрации Андреевского флага в стратегически важном районе Мирового океана, защите интересов национального судоходства, повышению профессиональной подготовки экипажей, поддержанию контактов с зарубежными коллегами, росту авторитета страны, её Вооружённых сил и флота.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рукавишников E.H. Усмирение российским военным флотом морского пиратства у берегов Греции в 1827—1833 гг. // Воен.-истор. журнал. 2005. № 3. С. 70.

2 Григорян B.JI., Дмитриев В.И. Пиратство, разбой и терроризм на море. М.: Академкнига, 2004. С. 157.

3 Кулиниченко В. Морские разбойники наглеют // Морской сборник. 2010. № 4. С. 51

4 Китаев С. О борьбе с международным пиратством в Юго-Восточной Азии // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 1. С. 73.

5 Григорян В.Л., Дмитриев В.И. Указ. соч. С. 156.

6 Моджорян JI.A. Терроризм на море. М.: Международные отношения, 1991. С. 69.

7 Поникаров Н. Морское пиратство в водах Восточной Африки и борьба с ним // Военно-промышленный курьер. 2006. № 3(369). 26 января — 1 февраля. С. 2.

8 Марков С. Промежуточные итоги операций НАТО по борьбе с пиратством в Индийском океане // Зарубежное военное обозрение. 2013. № 8. С. 79.

9 Уральцев С. Глобальное партнёрство на море как противодействие угрозе морского пиратства // Там же. 2010. № 10. С. 67.

10 Кулиниченко В. Указ. соч. С. 50.

11 Чертанов В. Решит ли проблему пиратства операция ВМС Евросоюза в Аденском заливе // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 1. С. 58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Уральцев С. Указ. соч. С. 69.

13 Синай Дж. Тенденции мирового морского терроризма // Азия и Африка. 2005. № 7. С. 42.

14 Ященко Я. Способы противодействия морскому пиратству // Морской сборник. 2014. № 1. С. 55.

15 Кулиниченко В. Указ. соч. С. 49.

16 Современные международные отношения: учебник МГИ-МО. М.: Аспект Пресс, 2013. С. 519.

17 Моджорян Л.А. Указ. соч. С. 21.

18 Варфоломеев А. Современное морское пиратство и действующее морское право // Международная жизнь. 2015. № 4. С.150.

19 Уральцев С. Указ. соч. С. 55.

20 Там же. С. 60.

21 Чертанов В. Указ. соч. С. 59.

22 Современные международные отношения. С. 526.

23 Денисов Д. Деятельность Евросоюза по обеспечению безопасности на море и борьбе с международным пиратством // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 11. С. 77.

24 Марков С. Указ. соч. С. 79.

25 Чертанов В. Указ. соч. С. 60.

26 Чирков Ю. Войны в заливе. Эпизод III // Военный парад. 2009. № 1.С. 59.

27 Чертанов В. Указ. соч. С. 60.

28 Гарматенко И. Взаимодействие ВМФ России с иностранными ВМС и безопасность на море // Морской сборник. 2013. № 7. С. 46.

29 Тихоокеанский флот России: исторический очерк (к 275-летию). Владивосток: Дальнаука, 2006. С. 216, 217.

30 Поникаров Н. Указ. соч. С. 2.

31 Там же.

32 Там же.

33 Там же.

34 Гарматенко И. Указ. соч. С. 46.

35 Кулиниченко В. Указ. соч. С. 51.

36 Поникаров Н. Указ. соч. С. 2.

37 Уральцев С. Указ. соч. С. 67.

38 Там же. С. 69.

39 Мордвинцев Э.В. Развитие антипиратской деятельности ВМС стран Евросоюза // Иностранная печать. 2013. № 1. С. 33.

40 Чертанов В. Указ. соч. С. 61.

41 Яковлев А. Ветры низких широт // Морской сборник. 2014. № 2. С. 45.

42 Чертанов В. Указ. соч. С. 61.

43 Гарматенко И. Указ. соч. С. 44.

44 Иванов Г. Обеспечение безопасности экономической морской деятельности государства // Морской сборник. 2007. № 3. С. 52.

45 Крикунов A.B. Морской терроризм: вызовы и угрозы для национальной безопасности // Там же. 2011. № 2. С. 16.

46 Моджорян JI.A. Указ. соч. С. 7.

47 Чертанов В. Указ. соч. С. 64.

48 Кулиниченко В. Указ. соч. С. 52

49 Современные международные отношения. С. 528.

50 Иванов Г. Указ. соч. С. 53.

51 Макеев Б. Военно-морское сотрудничество в борьбе с терроризмом // Военная мысль. 2005. № 10. С. 28.

52 Поникаров Н. Указ. соч. С. 2.

53 Щербаков B.JI. Российский флот пугает Запад. См. интернет-ресурс «Независимое военное обозрение» (дата обращения: 15 февраля 2013 г.). ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.