Научная статья на тему 'ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА)'

ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейная экспозиция / военно-мемориальное наследие / технология дополненной реальности / AR / визуализация экспонатов / актуализация военно-мемориального наследия / museum exposition / military memorial heritage / augmented reality technology / AR / visualization of museum exhibits / increasing the relevance of military memorial heritage

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сильев Вячеслав Николаевич

В статье приведен краткий обзор эффективных методов повышения аттрактивности военно-мемориального наследия, которые применяются в Кемеровской области – Кузбассе, перечисляются их достоинства и недостатки. Анализируется возможность применения технологии дополненной реальности на экспозициях музеев, где представлены выставочные экспозиции по военно-мемориальной тематике, и делается вывод, что данная технология может быть успешно использована для усиления визуальной привлекательности и информативности, перевода этого пласта наследия в разряд актуального. В то же время автор делает акцент на то, что виртуальный образ может подменить собой реальный объект. Соответственно, необходимо дальнейшее теоретическое осмысление проблемы и поиск приемов, позволяющих применять технологии дополненной реальности для актуализации военно-мемориального наследия без угрозы его девальвации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY MEMORIAL HERITAGE IN THE CONTEXT OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION – KUZBASS)

In the article gives a brief overview of effective methods to increase the attractiveness of the military memorial heritage based on the case of Kemerovo Region – Kuzbass. The paper considers advantages and disadvantages of the methods presented. The study focuses on the possibility of using augmented reality technology at museum expositions featuring military memorial topics. It is concluded that this technology can be successfully used to enhance visual attractiveness and informativeness, to connect this heritage layer to the up-to-date knowledge. Nevertheless, the author points that a virtual image can replace a real object. The conclusion is made about the need for further theoretical understanding of the problem and the search for techniques that allow the use of augmented reality technologies to update the military memorial heritage without devaluating it.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА)»

ОЕННО-МЕМОРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА)

УДК 069.01

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-1117-200-209

В.Н. Сильев

Кемеровский государственный институт культуры,

Kemerovo, Кемеровская область - Кузбасс, Российская Федерация,

e-mail: vyacheslavsilev42@gmail.com

Аннотация: В статье приведен краткий обзор эффективных методов повышения аттрактивно-сти военно-мемориального наследия, которые применяются в Кемеровской области - Кузбассе, перечисляются их достоинства и недостатки. Анализируется возможность применения технологии дополненной реальности на экспозициях музеев, где представлены выставочные экспозиции по военно-мемориальной тематике, и делается вывод, что данная технология может быть успешно использована для усиления визуальной привлекательности и информативности, перевода этого пласта наследия в разряд актуального. В то же время автор делает акцент на то, что виртуальный образ может подменить собой реальный объект. Соответственно, необходимо дальнейшее теоретическое осмысление проблемы и поиск приемов, позволяющих применять технологии дополненной реальности для актуализации военно-мемориального наследия без угрозы его девальвации.

Ключевые слова: музейная экспозиция, военно-мемориальное наследие, технология дополненной реальности, AR, визуализация экспонатов, актуализация военно-мемориального наследия.

Для цитирования: Сильев В. Н. Военно-мемориальное наследие в условиях использования цифровых технологий (на примере Кемеровской области - Кузбасса) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №1 (117). С. 200-209. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2024-1117-200-209

СИЛЬЕВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ - соискатель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры; заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 1» SILIEV VYACHESLAV NIKOLAEVICH - applicant at the Department of Museum Affairs, Kemerovo State Institute of Culture; Deputy Headmaster for Educational Work, MBEI "Gymnasium №1"

© Сильев В. Н., 2024

MILITARY MEMORIAL HERITAGE IN THE CONTEXT

OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

(ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION - KUZBASS)

Vyacheslav N. Siliev

Kemerovo State Institute of Culture,

Kemerovo, Kemerovo region - Kuzbass, Russian Federation, e-mail: vyacheslavsilev42@gmail.com

Abstract: In the article gives a brief overview of effective methods to increase the attractiveness of the military memorial heritage based on the case of Kemerovo Region - Kuzbass. The paper considers advantages and disadvantages of the methods presented. The study focuses on the possibility of using augmented reality technology at museum expositions featuring military memorial topics. It is concluded that this technology can be successfully used to enhance visual attractiveness and informativeness, to connect this heritage layer to the up-to-date knowledge. Nevertheless, the author points that a virtual image can replace a real object. The conclusion is made about the need for further theoretical understanding of the problem and the search for techniques that allow the use of augmented reality technologies to update the military memorial heritage without devaluating it.

Keywords: museum exposition, military memorial heritage, augmented reality technology, AR, visualization of museum exhibits, increasing the relevance of military memorial heritage.

For citation: Siliev V. N. Military memorial heritage in the context of the use of digital technologies (on the example of the Kemerovo region - Kuzbass). The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 1 (117), pp. 200-209. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-1117-200-209

На текущем этапе развития общества идет активная интеграция исторического наследия в современную социокультурную среду. При этом актуализация наследия осуществляется с ориентацией на усиление его аттрактивности для массового посетителя. Это ведет к поверхностному восприятию объектов наследия и затруднению трансляции культурных кодов. Данная проблема требует применения социокультурных практик для поиска путей обретения гармоничного решения и эффективного включения культурного наследия в музеи и учреждения музейного типа. Особое значение, на наш взгляд, имеет военно-мемориальное наследие и его включение в активную зону культурной политики России для решения серьезных и системных проблем воспитания и сохранения исторической памяти нашего народа.

В нашей стране патриотизм играет важную роль в сохранении российской духовности и является форвардным направлением, призванным защитить свою культуру от внешних влияний на самосознание нации.

Сегодня ученые используют разные трактовки понятия, характеризующие военно-мемориальное наследие. Для визуализации исторической памяти значимой концепцией

стало описание А. Мегилла, где он интерпретирует историческую память как сочетание воспоминаний участников исторических событий, сохраняющихся в культурных нарра-тивах [12].

В рамках проводимого исследования (для понимания, что такое «военно-мемориальное наследие») проанализированы работы таких культурологов, как П. С. Гуре-вич [3], С. Н. Иконникова [4], М. С. Каган [6] и Л. Н. Коган [7].

М. С. Каган определяет культуру как «социальную наследственность человечества», а Л. Н. Коган - как «совокупность ценностей, сохраненных в памятниках». Таким образом, сопоставив данные понятия, военно-мемориальное наследие можно интерпретировать как совокупность ценностей, которые передаются и сохраняются от поколения к поколению.

В тоже время, основываясь на подходах Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, исследовавших культуру с помощью семиотического подхода, можно предположить, что данная методология позволяет воспринимать военно-мемориальное наследие как набор культурных текстов, что является особым способом сохранения и передачи социального

опыта [11]. Таким образом, эти работы показывают, что важно изучать культуру через ее конкретные проявления, а не только как абстрактные понятия.

А. Эрль исследует культуру воспоминаний и выделяет три ее измерения: социальное (люди, сохраняющие память), материальное (объекты памяти, такие как мемориалы и монументы) и ментальное (символическое выражение культуры воспоминаний) [15].

В работе В. А. Рубина рассматривается военно-мемориальное наследие как совокупность архитектурных и скульптурных сооружений, посвященных военнослужащим [14]. Резюмируя, отметим, что все эти подходы работают на сохранение памяти о событиях и участниках военной истории, которые имеют особую ценность для современной культуры.

В научной литературе и правоприменительной практике на текущий момент не существует четкого определения понятия «военно-мемориальное наследие», что особо подчеркивает в своих трудах Т. С. Курьянова, называя данную ситуацию парадоксальной [10]. Термины «военно-историческое», «мемориальное» и, следовательно, «военно-мемориальное» широко используются в соответствующих контекстах, но не имеют четкого научного определения.

Именно такая ситуация обусловила необходимость разработки определения данной категории. Таким образом, в контексте данного исследования под военно-мемориальным наследием понимается совокупность мест памяти о защитниках Отечества, событиях, предметах, традициях, легендах, архитектурных сооружениях, мемориалах, установленных в целях сохранения памяти о событиях и участниках военной истории, которые напоминают о прошлом и придают смысл настоящему.

Военно-мемориальное наследие выполняет функцию удовлетворения потребностей общества в создании систематизированного представления о прошлом, особенно в переходный период - от доминирования памяти

отдельных социальных групп к национальной памяти. Проводником для этого становиться современный музей. Он является местом, где люди взаимодействуют с артефактами героического прошлого защитников Отечества. Хотя классические музейные экспозиции способствуют формированию ценностного отношения к наследию, фрагментация, устаревшая и низкая визуальная привлекательность массовых военно-мемориальных материалов делают их неинтересными для широкой аудитории. Музейному сообществу предстоит найти новые эффективные методы и инструменты актуализации военно-мемориального наследия. Многие российские музеи пришли к осознанию необходимости применения новых подходов к организации экспозиций и справляяются с существующей ситуацией путем разработки новых подходов и концепций в создании экспозиций [1]. Например, концепция выставки, где демонстрируется процесс поиска и исследования отдельных археологических памятников или культурных явлений, а посетители вовлекаются в историческое «расследование»; также рассматриваются «эмоционально-интуитивные» экспозиции, где можно погрузиться в особую музейную обстановку и углубиться в контем-пляцию отдельных предметов, и множество других идей [10]. Однако на практике эти идеи редко воплощаются из-за финансовых и организационных сложностей, связанных с необходимостью глобальной перестройки уже существующих постоянных экспозиций музея. Еще одной трудностью является использование этих методов в области военно-мемориального наследия на уровне отдельных регионов и муниципалитетов. В этой связи приходиться искать новые возможности воплощения идей в практическую деятельность. Однако есть и положительные примеры.

Современная музейная сеть Кемеровской области включает 43 муниципальных и государственных музея (данные на 1 января 2023 года) [5]. Самая многочисленная группа в Кузбассе - историко-краеведческие музеи (26 музеев). Отметим, что все музеи ведут ак-

тивную деятельность по сохранению и популяризации военно-мемориального наследия.

Одним из таких новых символических памятников стал мемориальный комплекс «Героям-сибирякам», в который вошли пилоны с перечислением в алфавитном порядке 2 916 сибиряков - Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев России. На стилобатах, каменных плитах у подножия пилонов, указаны и названия воинских формирований Сибири, военных госпиталей и сибирских заводов, которые работали на фронт. На гранитной двери, ведущей внутрь кургана, вписаны золотыми буквами все великие сражения Великой Отечественной войны, в которых принимали участие сибиряки. Центром мемориального комплекса стал монумент «Воину-Освободителю», который является копией памятника советскому солдату в Трептов-парке г. Берлина и связана с жителем Кузбасса - Николаем Масаловым, вернувшимся после войны на родину и прожившим до конца жизни в поселке Тяжин Кемеровской области - Кузбасса. Его подвиг лег в основу сюжета монумента, когда он, будучи знаменосцем, увидел маленькую немецкую

девочку под обстрелом и вынес ее из-под огня. Открытие данного монумента стало значимым событием в культурной жизни региона. Сегодня реплика части великого триптиха стала центром патриотического воспитания в Кузбассе.

Продолжая это направление, в том числе для того, чтобы повысить интерес у жителей Кузбасса к военно-мемориальному наследию региона, на базе МБОУ «Гимназия № 1» (г. Кемерово) при поддержке ВПП «Единая Россия» с 2018 года реализуется региональный историко-патриотический проект «Кузбас-совцы - незабытые герои». В рамках проекта привлекается помощь музеям Кузбасса в деле сохранения и ретрансляции исторической памяти о защитниках Отечества силами современной молодежи. Благодаря сподвижникам проекта из числа учащихся, педагогов и поддержке активистов партии «Единая Россия» был создан «#Десант_Победы_75» - отряд из молодых добровольцев, которые выезжают на территории региона и, согласовав с родственниками, анализируют состояние мест захоронений героев Великой Отечественной войны, приводят их в порядок. При содействии Военного комиссариата Кемеровской

Рисунок 1. Главная страница ресурса «Незабытые-герои.рф», созданного в рамках регионального историко-патриотического проекта «Кузбассовцы - незабытые герои»

Рисунок 2. Указатель по территориальной принадлежности героев на карте Кузбасса. Справа - поисковая строка по событиям и героям

области - Кузбасса было установлено, что из участников войны на территории региона захоронены - 37 героев СССР, 33 полных кавалера ордена Славы. По необходимости проводилась замена памятников, которые не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 1994 года [13].

Таким образом, в качестве первого этапа проекта на территории Кузбасса было подробно изучено состояние каждого места захоронения героев СССР. Открыты выставочные экспозиции в образовательных и культурных учреждениях муниципалитетов. Количество членов команды проекта возросло с 5 до 35 человек. В состав команды на добровольной основе вошли школьники старших классов, студенты, волонтеры, педагоги и молодые специалисты. Партнерами проекта стали следующие организации: Законодательное Собрание Кемеровской области - Кузбасса, Министерство обороны РФ, Молодежный парламент Кузбасса, Кемеровский государственный институт культуры, Государственная научная библиотека Кузбасса им. В. Д. Федорова, Государственный архив Кузбасса, Кузбасский областной и Новокузнецкий городской краеведческие музеи и др.

По мере того как активисты занимались реализацией проекта, изучением биографии того или иного героя-земляка, а также - событий, происходивших в истории нашей страны, стало очевидно, что ограничивать деятельность волонтёрского отряда героями СССР было бы неправильно. Поэтому активистами и сподвижниками проекта был создан ресурс «Незабытые-герои.рф» [9] (рис. 1).

В создании первоначальной версии ресурса активное участие приняли студенты кафедр музейного дела и технологии автоматизированной обработки информации и систематизации Кемеровского государственного института культуры. Ресурс постоянно пополняется новыми материалами - биографиями, копиями документов о наградах и иной информацией. На данный момент содержатся материалы о 238 героях СССР, 53 полных кавалерах ордена Славы, 67 участниках Парада Победы 1945 года, 2 героях-космонавтах, 18 героях РФ, участниках Русско-японской и Первой мировой войн, а также он включает более 500 имен героев труда из Кузбасса. В декабре 2021 года была обнаружена, изучена, обработана и опубликована информация о 6

Зима Рипаищмо<разо» у| Число умст ма арыты» урсоиях (ч*рю юттую) 130 |["Й»м>«ят>

Рисунок 3. Нейронное программирование (машинная тренировка) по колоризации портретной фотографии героя Русско-японской войны 1904-1905 гг. И. П. Сырельщикова через онлайн-конструктор прикладной математики Primat.org

участниках Отечественной войны 1812 года -уроженцах территории региона (рис. 2).

В течение 2023 года активисты и сподвижники проекта приступили к освоению ЛЯ-сервисов «оживляющих» фотографий с дополненной реальностью. Основная задача заключалась в использовании визуальных материалов, размещенных на ресурсе Незабытые-герои.рф в выставочных экспозициях в рамках проекта. Изображения проходят графическую обработку по «оживлению» фотографий и иных изображений с помощью конструктора нейронных сетей (машинное обучение). В качестве исходной площадки для работы с нейронными сетями используется онлайн-конструктор прикладной математики Primat.org. Это информационный ресурс для студентов, преподавателей, специалистов в области математики, прикладной математики и программирования (рис. 3).

Данная платформа является общедоступной и бесплатной и может использоваться для изучения и практики. Благодаря изучению подходов к работе с нейронной сетью, активистами проекта создаются алгоритмы, позволяющие не только колоризировать циф-

ровые копии старых фотографий, но и приводить в движение статичные исторические фотографии и картинки (рис. 4).

Таким образом, мы получаем исходные данные разной временной продолжительности, которые можем конвертировать в любой формат - MP4, MOB, AVI и т. д. Данный меди-афайл можно использовать в качестве инструмента по созданию дополненной реальности к выставочной экспозиции.

Справедливо возникают вопросы. Каким образом можно создавать интерактивные выставочные экспозиции, если выставки уже есть в музее? Как пользователь может увидеть технологии дополненной реальности в действии?

Сегодня имеются отечественные онлайн-платформы по «оживлению» изображений. Среди них можно назвать Cutout.pro, HitPaw. ru, Stories-A R.com. Данные платформы, в частности Stories-A R.com, предоставляют возможность прикреплять к определенным изображениям медиаматериал. Приложение работает без скачивания, что очень удобно для посетителей выставочной экспозиции. Посетитель наводит камеру своего устрой-

ства (смартфон, планшет) на сгенерированный QR-код и проходит по ссылке, где на устройстве откроется мини-приложение. В этом режиме пользователь «оживляет» любые изображения и использует возможность аудиодорожек, которые заранее загружены на сервер.

Данные инструменты достаточно удобны и не требуют больших финансовых ресурсов, чтобы применять технологии дополненной реальности в военно-мемориальных выставочных экспозициях, которые уже существуют в музейных учреждениях и школьных музеях Кузбасса. Более того, подобные AR-технологии позволяют существенно насытить выставки тех музейных учреждений, у которых ограничено пространство, невысокий музейный фонд и нехватка технического оборудования для более дорогостоящих AR-выставок.

В качестве примера использования AR-технологий в военно-мемориальной выставочной экспозиции была взята за основу выставка «Герои Отечества» в школьном музее МБОУ «Гимназия № 1» (г. Кемерово). Выставка была открыта в сентябре 2022 года

и на первоначальном этапе не подразумевала использования технологий дополненной реальности.

Было проведено исследование, направленное на поиск причины низкого посещения данной выставки в школьном музее МБОУ «Гимназия № 1». Для этого было проведено 8 фокус-групп среди обучающихся с целью изучения их отношения к школьному музею и разработки практических рекомендаций для повышения их интереса. Результаты проведенных исследований фокус-групп позволяют сформулировать 5 ключевых выводов, характеризующих отношение обучающихся к школьному музею.

1. Посещаемость выставки школьного музея МБОУ «Гимназия № 1» учащимися достаточно низкая. Наиболее распространенные ответы: «Нет, я не был в музее»; «Был только один раз». У школьников сложилось деформированное представление о музее. В их понимании музей - это хранилище старых экспонатов, на которые нет желания смотреть еще раз. Такое мнение разделяют 95% респондентов.

Рисунок 4. Нейронное программирование (машинная тренировка) по движению изображения портретной фотографии героя Русско-японской войны 1904-1905 гг. И. П. Сырельщикова через онлайн-конструктор прикладной математики Primat.org

Стоит отметить, что 80% респондентов заинтересованы посещать школьный музей, который «идет в ногу со временем», использует цифровые технологии в своей деятельности.

2. Знание истории героев России, Кемерова, Кузбасса - 73% респондентов оценили свой уровень в целом ниже среднего. При этом 67% отметили, что хотели бы повысить свой уровень знаний по краеведению через современную активную работу школьного музея.

3. Низкая мотивация активистов школьного музея. Большинству из них просто не интересен музей в том формате, в котором он сейчас существует. Из 15 активистов данную позицию разделяют 14. Однако активисты солидарны с мнением остальных обучающихся, что школьному музею необходимо использовать современные технологии в своей деятельности. В частности, активисты видят необходимость в использовании ЛЯ-/ УЯ-технологий, которые позволят существенно преобразить выставочные экспозиции и в целом весь музей. Данную позицию разделяют все активи-

сты музея, и все они имеют свои идеи по созданию цифровых выставочных экспозиций, проведению квестов и мастер-классов для посетителей.

На основании полученных данных была предпринята попытка использования технологий дополненной реальности на выставке «Герои Отечества» школьного музея. Каждое изображение и элемент выставки прошел фотофиксацию и последующую обработку через нейронное программирование, медиа-файлы загружены на сервис-платформу для последующего воспроизведения. Был сгенерирован ОЯ-код, позволяющий посетителям (педагогам и обучающимся МБОУ «Гимназия № 1») использовать смартфон или планшет и приводить в движение изображения выставки (рис. 5).

Таким образом, с октября по декабрь 2022 года посещаемость выставки школьного музея выросла с 3 до 85% в месяц (с 31 человека до 884). Повысился интерес обучающихся не только к данной технологии, но и к истории о жизни, боевых подвигах героев-кузбассовцев, представленных на выставке.

ЛЯ-технологии в военно-мемориальных выставочных экспозициях предлагают новые возможности и привлекают молодую аудиторию, которая хорошо знакома с современны-

Рисунок 5. Опытный образец по использованию ЛЕ-технологии в военно-мемориальной экспозиции

ми программными продуктами. Внедрение дополненной реальности придает экспозициям интерактивность и улучшает способ восприятия информации. Эти технологии помогают решить несколько проблем в музейной деятельности. Во-первых, они позволяют посетителям детально изучить хрупкие экспонаты, виртуально осматривать их со всех сторон, что не всегда возможно в реальном мире и требует большого пространства. Во-вторых, AR-технологии позволяют показывать 3Э-модели объектов, когда сами экспонаты отсутствуют, находятся в хранилищах или недоступны по другим причинам. В-третьих, они «оживляют» экспонаты, добавляя эффекты и создавая подходящую атмосферу, что позволяет посетителям более глубоко погрузиться в ретроспективный мир. Кроме того, AR-технологии предоставляют возможность прикреплять информационные тексты, аудио-и видеофайлы к экспонатам, что особенно полезно при самостоятельном посещении.

В итоге AR-технологии имеют большое значение - как для развлекательной сферы компьютерных игр, так и для серьезных медицинских приборов и исследований, приносящих общественную пользу. Хотя AR-технологии только недавно стали активно развиваться, они являются одной из самых перспективных областей компьютерных технологий из-за всеобщего распространения современных электронных устройств. Внедрение AR-технологий в военно-мемориальные музеи позволит решить несколько задач одновременно: обеспечит комплексный обзор экспонатов без нарушения контекста, создаст связь и взаимодействие между экспонатами и посетителями, добавит интерактивности и гибкости в экспозиции с учетом проводимых мероприятий. Внедрение дополненной реальности в музеи предоставит большие возможности на ограниченном пространстве. Благодаря интересу общества к AR-техно-логиям, их использование в музейной среде сможет привлечь больше посетителей и улучшить культурно-образовательные и патриотические функции музеев.

В современном обществе информационно-коммуникационные технологии становятся все более значимыми и проникают во все сферы нашей жизни, включая музеи, в том числе и школьные. Использование интерактивных технологий в музейной среде представляет собой перспективное направление развития современных форм актуализации, сохранения, трансляции культурного наследия. И военно-мемориальное наследие не исключение. Одной из таких технологий, которая пользуется быстро растущей популярностью, является дополненная реальность. Применение дополненной реальности позволяет музеям адаптироваться к современным реалиям и совершенствовать взаимодействие с посетителями.

Если говорить об использовании технологии дополненной реальности в военно-мемориальном наследии, то на территории Российской Федерации таких примеров не так много. Среди тех, кто активно использует данные технологии - Музей Победы (г. Москва), Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова (г. Ижевск). Однако многие военно-исторические музеи заинтересованы в использовании AR-технологий в экспозиционно-выставочной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные заявки в Фонде Президентских грантов и Президентском фонде культурных инициатив. Это объясняется, прежде всего, ужесточением на законодательном уровне правил хранения и экспонирования стрелкового оружия в музеях и учреждениях музейного типа. И в то же время - желанием создать современные, интегра-тивные выставочные пространства. К сожалению, большинство подобных проектов не обеспечено финансовой поддержкой, особенно это касается муниципальных краеведческих музеев.

Так, например, в отделах и выставках о военно-мемориальном наследии в муниципальных краеведческих музеях Кемеровской области - Кузбасса AR-технологии не используются.

В качестве основных аргументов, объясняющих причины отсутствия подобных технологий, выделяют:

- сложность во внедрении и использовании, так как это требует от сотрудников музея новых знаний в данной области;

- дороговизна технологии и, как следствие, недоступность малым музеям.

Выход из сложившейся ситуации сотрудники музеев видят в необходимости дополнительной государственной поддержки или же заинтересованности и привлечения крупного бизнеса.

Таким образом, создание военно-мемориальной выставочной экспозиции с элементами дополненной реальности является сложным как с технической, так и концептуальной точки зрения. Этот процесс требует выполнения определенных алгоритмов, использования специального оборудования и участия квалифицированных специалистов в области компьютерных и мобильных технологий.

Список литературы

1. Андреев В. М. Интерпретативность археологического наследия и его музейная презентация // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-1. С. 195-200.

2. Биткин В. В. Дополненная реальность, ее виды и инструменты создания // Скиф. 2021. № 5 (57). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/dopolnennaya-realnost-eyo-vidy-i-instrumenty-sozdaniya

3. Гуревич П. С. Философское толкование человека. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 471 с.

4. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 474 с.

5. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области - Кузбасса за 2022 год // Кузбасский государственный краеведческий музей. [Электронный ресурс] URL: https://kшbasskrayru/doc/Информационно-аналитический%20отчет%20о%20деятельности%20государ-ственньк%20и%20муниципальных%20музеев%20Кемеровской%20области-Кузбасса%20за%202022%20год.pdf

6. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 414 с.

7. Коган Л. Н., Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Политическая культура развитого социализма: проблемы и опыт. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. 176 с.

8. Крук Ю. В. Технологии дополненной реальности как способ актуализации археологического наследия // Культурный ландшафт регионов. 2021. № 6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologii-dopolnennoy-realnosti-kak-sposob-aktualizatsii-arheologicheskogo-naslediya

9. Кузбассовцы - незабытые Герои. [Электронный ресурс] URL: ^1Ирт//незабытые-герои.рф/

10. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 12-18.

11. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1971. Выпуск 284. С. 146-166.

12. Мегилл А. История и память: за и против // Философия и общество. 2005. № 2. С. 132-165.

13. О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы: постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 217 // Правительство России. [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/all/9524/

14. Рубин В. А. Военно-мемориальное наследие как ресурс российской культурной политики: теория, история, практика: дис.. .д-ра культурологии. Челябинск, 2021.[Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat. com/content/voenno-memorialnoe-nasledie-kak-resurs-rossiiskoi-kulturnoi-politiki-teoriya-istoriya-prakti

15. Erll A. Kollektives Gedächtnis und Erinnerungskulturen. Stuttgart: Springer-Verlag GmbH Deutschland, 2017.

*

Поступила в редакцию 01.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.