Научная статья на тему 'Военно-медицинский музей как инструмент легитимизации индивидуальной и корпоративной исторической памяти'

Военно-медицинский музей как инструмент легитимизации индивидуальной и корпоративной исторической памяти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ / МЕДИЦИНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ПАМЯТИ / MILITARY MEDICAL MUSEUM / MEDICAL CORPORATION / MEMORY LEGITIMIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волькович Анна Юрьевна, Калинкина Дарья Константиновна

Военно-медицинский музей, выступая в качестве инструмента, позволяющего индивиду или группе представить собственные действия как общественно значимые и оправданные, не только повышает статус медицинской корпорации в обществе, но и является механизмом трансляции обществу нравственных норм и ценностей, значимых для медицинской корпорации и для общества в целом. Рассмотрение музея именно как инструмента легитимизации личной и, особенно, корпоративной исторической памяти в долгосрочной способствует выстраиванию двусторонних отношений между Военно-медицинским музеем и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military Medical Museum as an instrument of legitimization of individual and corporate historical memory

Military Medical Museum, serving as an instrument allowing an individual or group to present their own activities as socially significant and justified, not only enhances the status of a medical corporation in society, but also becomes a mechanism of public broadcasting of standards and values, relevant for medical corporations and for society as a whole. Consideration of the museum as an instrument of legitimization of personal and especially corporate historical memory in the long term promote establishment of relations between the Military Medical Museum and society.

Текст научной работы на тему «Военно-медицинский музей как инструмент легитимизации индивидуальной и корпоративной исторической памяти»

УДК 069:61

А. Ю.Волькович, Д.К. Калинкина

Военно-медицинский музей как инструмент легитимизации индивидуальной и корпоративной исторической памяти

Военно-медицинский музей, выступая в качестве инструмента, позволяющего индивиду или группе представить собственные действия как общественно значимые и оправданные, не только повышает статус медицинской корпорации в обществе, но и является механизмом трансляции обществу нравственных норм и ценностей, значимых для медицинской корпорации и для общества в целом. Рассмотрение музея именно как инструмента легитимизации личной и, особенно, корпоративной исторической памяти в долгосрочной способствует выстраиванию двусторонних отношений между Военно-медицинским музеем и обществом.

Ключевые слова: Военно-медицинский музей, медицинская корпорация, легитимизация памяти

Anna Y. Volkovich, Darya K. Kalinkina

Military Medical Museum as an instrument of legitimization of individual and corporate historical memory

Military Medical Museum, serving as an instrument allowing an individual or group to present their own activities as socially significant and justified, not only enhances the status of a medical corporation in society, but also becomes a mechanism of public broadcasting of standards and values, relevant for medical corporations and for society as a whole. Consideration of the museum as an instrument of legitimization of personal and especially corporate historical memory in the long term promote establishment of relations between the Military Medical Museum and society.

Keywords: Military Medical Museum, Medical Corporation, memory legitimization

Выстраивание всей системы связей Военно-медицинского музея с общественностью как части стратегии его развития, потребовала от нас ответа на вопрос: какие потребности нашей аудитории удовлетворяет музей? Причем для нас было принципиально вычленить не просто «сиюминутные» потребности, но те, которые определяют специфику самого музея и его социальную роль.

Подобная постановка проблемы потребовала анализа различных источников, содержащих мнения посетителей музея как наиболее активной части его аудитории, о нашем музее. Среди них были: «Книга отзывов и предложений», входящая корреспонденция, печатные издания, посвященные истории музея. Главным методом исследования можно назвать качественный анализ этих документов. Как вспомогательные методы использовались интервьюирование и анкетирование посетителей и сотрудников музея.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

147

______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_____

Особенно ценным источником, с нашей точки зрения, является «Книга отзывов и предложений» музея, ведущаяся с конца 1970-х гг. по настоящее время и содержащая несколько тысяч отзывов посетителей, сделанных в различных социальноэкономических условиях. На ее основе, как нам кажется, удалось проследить как эволюцию взглядов посетителей за последние 30 лет, так и вычленить определенные «вневременные» факторы.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

Основная масса отзывов представляет собой благодарность сотрудникам музея или содержит впечатление от увиденного (« что понравилось и что запомнилось»). Однако, посетители также выражают и критические замечания, касающиеся подбора материалов и оформления экспозиции. Данные пожелания явно основываются на личном опыте и без этих поправок, по мнению людей, экспозиция «неправильна и неверна».

Например, отзыв 1979 г. от фельдшера скорой помощи с сорокалетним стажем:

...В Великой Отечественной Войне я с первых дней и до конца был старшим фельдшером стрелкового батальона и при осмотре выставки заметил, что здесь не достаточно показана работа старшего фельдшера стрелкового батальона, сан. инструктора и санитаров стрелковых рот. Нет в музее сан. повозки на резиновом ходу двуконной. Не показано применение косынки: как иммобилизующего средства верхней конечности. Нет в музее и подручных средств иммобилизации, которые мы делали сами из досок лубка - коры дерева и т. д. Хотелось бы очень, чтобы администрация музея в полном объеме показала всю работу: санитара, сан. инструктора стрелковой роты и БМП.

Подобные стремления можно рассматривать как попытки легитимизировать индивидуальную память, то есть представить собственные действия как общественно значимые и оправданные. В данном случае представить как общественно значимую свою трудовую деятельность, а также свой личный вклад и вклад ближайших коллег и боевых товарищей в победу в Великой Отечественной войне.

Если изначально подобные предложения выступали от ветеранов Великой Отечественной Войны, по времени расширения временного коридора меняется «фокус» с Великой Отечественной Войны на локальные конфликты конца XX в.

Таким образом, хотя существенно меняются объекты критики, суть критики остается прежней: личный опыт и персональные знания посетителей - «ядро» их индивидуальной исторической памяти - свидетельствует о недостаточном или же неточном освещении отдельных исторических моментов в экспозиции музея.

Анализ электронной почты последних лет выявил еще одну тенденцию: ее отправители выясняют, можно ли включить личные вещи их предков-медиков в коллекцию музея, и могут ли эти вещи «быть достойными» стать частью «обществен-

148

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_

ного достояния». Данная тенденция также свидетельствует о стремлении людей легитимизировать память, в данном случае семейную.

Однако сам факт обращения именно в Военно-медицинский музей, который может рассматриваться как музей, документирующий историю медицинской корпорации в целом, может, на наш взгляд, свидетельствовать о том, что собственная историческая память индивидуума или его семьи осознается им самим как составная часть исторической памяти той профессиональной корпорации, к которой принадлежал он, или его предки.

В данном случае принадлежность к корпорации, корпоративность, понимается как идентификация с определенной группой, функционирование в ее интересах и соблюдение и поддержание ее статусных характеристик, норм и ценностей. Корпоративность предполагает наличие общих норм, ценностей, традиций данной группы людей. Легитимизированная корпоративная память позволяет индивиду ощущать себя «частью чего-то большего», повысить собственный социальный статус за счет высокого социального статуса корпорации в целом. Легитимизация корпоративной памяти - одна из причин популярности в последнее время корпоративных музеев. Но и «классические» музеи могут выступать как инструмент легитимизации корпоративной исторической памяти. Особенно интересна в данном аспекте деятельность специализированных и отраслевых музеев, отражающих историю развития отдельных областей человеческой деятельности.

Медики традиционно рассматриваются как устойчивая корпорация, принадлежность к которой четко осознается каждым ее представителем и, чаще всего, является причиной его гордости. В этой связи примечательны отзывы и предложения, оставленные медиками, которые говорят о важной роли музея в формировании чувства принадлежности к профессиональному сообществу.

1979 г. Отзыв от учащихся 9-го Ленинградского медицинского училища:

Мы гордимся героическим прошлым нашей Родины. Клянемся высоко нести

ЗНАМЯ СОВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ!

Стоит отметить, что «Книга отзывов» предполагает выражение мнения в рамках определенного литературного стиля. И со сменой общественно-политической ситуации в стране, существенно поменялся и стиль повествования: несколько патетические и даже пафосные, но и несколько отстраненные, стандартизированные отзывы сменились более непринужденными, но при этом более личностными и эмоционально наполненными.

2011 г. Отзыв, оставленный студентами стоматологического факультета СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова:

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

149

_______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации________

Сегодня мы наконец-то посетили Ваш музей. Большего удовольствия за долгое время мы не испытывали. Спасибо огромное за предоставленную возможность увидеть, ощутить и почувствовать то самое, что привело нас по пути медицины, ведь без истории - нет будущего. Спасибо от нас.

Еще один отзыв 2011 г.:

Музей произвел очень хорошее впечатление. Думаю, эта экспозиция очень полезна для врачей. История медицины может дать незаменимые знания для будущего врача. Спасибо.

Миссию по легитимизации корпоративной памяти медицинского сообщества, кроме основной экспозиции, также выполняют специальные выставочные проекты Военно-медицинского музея. Например, выставка «Медицинский Петербург», где особое внимание уделено лечебным учреждениям, открытым в Петербурге в начале XIX в.

Стоит также отметить новую выставку Военно-медицинского музея «Медицина высоты». Зал, посвященный космической медицине, пользовался большой популярностью еще во время функционирования старой экспозиции. Новая выставка рассказывает о становлении авиакосмической медицины и о том, насколько значительным был вклад в подготовку первых полетов в космос отечественных медиков. Значение медико-биологической подготовки космонавтов крайне велико. На ее долю в начале космической эры выделялось до 70% общего времени подготовки к полету. Особый вклад в становление и развитие авиакосмической медицины внесли представители Военно-медицинской академии, а сотым космонавтом страны стал питомец академии полковник медицинской службы Олег Валерьевич Котов. Выставка «Медицина высоты» - это первый за последние 25 лет проект, фокусирующий внимание на роли медиков в подготовке такого эпохального события, как первый полет человека в космос. И с первых же дней функционирования выставки мы стали получать отзывы от будущих медиков, посетивших выставку, свидетельствующие о гордости за выбранную профессию. Например, такой отзыв:

...Огромное спасибо организаторам этой выставки. Про нее узнал по интернету, специально искал мероприятия, посвященные 50-летнему юбилею полета Юрия Алексеевича в космос. Сообщу о выставке своим сокурсникам и педагогам СПб-ого Фельдшерского колледжа, откуда сам. Мы должны помнить, знать и мы помним и знаем нашу Историю, но благодаря Вашей выставки еще глубже понимаем подвид первого советского человека и медиков, приложивших столько сил и умений, чтобы свершился подвиг, о котором мы вспоминаем в эти светлые дни.

150

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification___

Следует также отметить, что Военно-медицинский музей выступает не только важным инструментом хранения и легитимизации корпоративной памяти медицинской общественности, но и транслятором ее корпоративных этических норм и ценностей во внешнюю коммуникативную среду. О чем также свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей - представителей других профессий. Например, отзыв будущей журналистки (1979 г.):

Я не была с огнем и смертью рядом,

Не заслоняла раненых собой.

Зловещих стен, разрушенных снарядом,

Не довелось увидеть пред собой.

А эти люди, добрые, простые,

Такие люди, как и ты, и я,

В час испытаний встали над Россией И заслонили, может быть, меня.

Врачам и часа отдыха не стало,

И только руки мужеством сильны.

Людей, в бою истерзанных металлом,

Спасли не боги - медики войны.

Пусть никогда не повториться это:

Ни в наш и ни в другой грядущий век.

Стремясь, чтоб стала мирною планета,

Не забывай о прошлом, человек!

Таким образом, можно утверждать, что, выстраивая двусторонние отношения между Военно-медицинским музеем и обществом, мы должны в долгосрочной перспективе рассматривать музей именно как инструмент легитимизации личной и, особенно, корпоративной исторической памяти.

Причем, выступая в качестве инструмента, позволяющего индивиду или группе представить собственные действия как общественно значимые и оправданные, музей не только повышает статус медицинской корпорации в обществе.

Важной составной частью легитимизации в данном случае является механизм трансляции обществу нравственных норм и ценностей, значимых для медицинской корпорации. Эти нормы и ценности, прежде всего, являются важнейшими общечеловеческими и гуманистическими, а, значит, значимыми не только для корпорации, но и для общества в целом.

Подобное понимание роли Военно-медицинского музея в обществе, несомненно, поможет в практической работе по выстраиванию отношений между музеем, его аудиторией, медицинской корпорацией и обществом.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.