Научная статья на тему 'Военно-историческое наследие России в музеях Плевена'

Военно-историческое наследие России в музеях Плевена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Военно-историческое наследие / Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. / музеи / Болгария / Россия / культурное наследие России за рубежом / Military-historical heritage / Russo-Turkish war of 1877 – 1878 / museums / Bulgaria / Russia / Russian cultural heritage abroad

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юренева Тамара Юрьевна

В статье рассматриваются особенности формирования и состав коллекций военноисторических музеев Плевена, созданных в ходе мемориализации Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.Российское военно-историческое наследие, которое они хранят, изучают и популяризируют, имеет большую познавательную и просветительную ценность, занимает особое место в коллективной памяти болгарского народа и способствует формированию объективного образа России за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-HISTORICAL HERITAGE OF RUSSIA IN THE MUSEUMS OF PLEVEN

In this article the author considers formation and composition of the collections of the militaryhistorymuseums inthe town of Pleven, created in the course of memorialization of the Russо-Turkish war 1877 – 1878. The Russian military-historical heritage which they have been collecting, studying and making popular, is of great cognitive and educational value, occupies a special place in the collective memory of the Bulgarian people and contributes to the formation of an objective image of Russia abroad.

Текст научной работы на тему «Военно-историческое наследие России в музеях Плевена»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR

УДК 069.01 ББК 79.147.1

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

В МУЗЕЯХ ПЛЕВЕН А

Юренева Тамара Юрьевна,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Берсеневская набережная, д. 20, Москва, Россия, 119072,

[email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования и состав коллекций военно-исторических музеев Плевена, созданных в ходе мемориализации Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.Российское военно-историческое наследие, которое они хранят, изучают и популяризируют, имеет большую познавательную и просветительную ценность, занимает особое место в коллективной памяти болгарского народа и способствует формированию объективного образа России за рубежом. Ключевые слова

Военно-историческое наследие, Русско-турецкая война 1877-1878 гг., музеи, Болгария, Россия, культурное наследие России за рубежом

100

В общественном сознании Болгарии и России город Плевен (Плевна) неизменно ассоциируется с героическими страницами истории двух народов: пятимесячные бои за его освобождение от многовекового османского владычества стали одним из наиболее ярких эпизодоввой-ны1877-1878 гг., которую российская историогра-

фия называет Русско-турецкой, а болгарская — Освободительной. После трех кровопролитных штурмов города, превращенного турецкой армией в неприступную крепость, началась его трехмесячная блокада русско-румынскими войсками. Попытка ее прорыва оказалась безуспешной, и 28 ноября (10 декабря) 1877 г. 43-тысячный турецкий

гарнизон во главе с Османом-пашойбыл вынужден капитулировать. Началось активное наступление русской армии на Балканах, которое через полтора месяца завершилось заключением перемирия, а 19 февраля (3 марта) 1878 г. —подписанием мирного договора с Турцией в Сан-Стефано.

На болгарской земле в знак благодарности России за освобождение создано свыше 440 так называемых памятников признательности: архитектурно-скульптурные мемориалы, надгробия на братских могилах, обелиски, каменные кресты, храмы, мавзолеи, мемориальные парки1. Память

0 героическом прошлом отражена в праздниках и ритуалах, сохранена в музейных предметах и реликвиях. Среди «мест памяти» болгарского народа большое значение имеют военно-исторические музеи Плевена, экспозиции которых на протяжении многих десятилетий создают образ Освободительной войны. Изучение обстоятельств их учреждения, особенностей формирования коллекций и состава фондов обладает несомненной актуальностью в контексте возросшего за последние годы интереса к российскому культурному наследию за рубежом.

Идея музеефикации домов, где во время войны жил или останавливался российский император Александр II, возникла и получила поддержку Народного собрания в 1883 г., однако условия для ее реализации появились спустя лишь четверть века2. В августе 1899 г. состоялось первое заседание Комитета Царя-освободителя Александра II, созданного по инициативевыдающего-ся болгарского просветителя и активного участника антитурецкого сопротивления Стояна За-имова. Комитет начал организационную работу по созданию музеев, в которой приняли участие болгарские государственные и общественные деятели. Правительство выкупило у собственников не только мемориальные дома, но и постройки на прилегающей территории, чтобы разбить прекрасные парки с экспозициями под открытым небом.

Решая проблему сбора подлинных материалов, С. Заимов в конце 1901 г. встретился в Петербурге с военным министром А. Н. Куропатки-ным, поддержавшим проект создания в Плевене и округе домов-музеев и мавзолея павших вои-

1 Райчевски С. Памятники признательности за освобождение Болгарии. София: Болгарский бестселлер:

Нац. музей болг. кн. и полиграфии, 2007. С. 6-7.

2 Там же. С. 34.

нов. Генерал передал в музейные фонды ценное собрание книг на военную тематику, а в конце 1903 г. из Одессы в Варну приплыли три парохода с оружием, реликвиями и трофеями, которые по просьбе болгарской стороны подарило создающимся музеям Военное министерство Российской империи3.

В январе 1907 г. по распоряжению императора Николая II русские дипломаты передали Болгарии личные вещи Александра II, в том числе походную форму лейб-гвардии Гусарского полка, венгерку, чикчиры, фуражку, кепи. Сыновья великого князя Николая Николаевича подарили музеям пятьдесят предметов, среди которых были мундир главнокомандующего, его папаха, две сабли, походный комплект инженерных инструментов, папка и конверты для писем, походный стол и кровать, утварь из походной церкви, пять икон4.

В конце августа — начале сентября 1907 г. в Болгарии прошли юбилейные торжества по случаю 30-летия Освободительной войны, в которых приняли участие большие делегации из России и Румынии. Состоялось открытие Памятника Царю-освободителю Александру II в Софии и музеев в Плевене, Пордиме, Бяле и Горной-Студене. Центром мемориализации войны стал Плевен, а главным объектом музеефикации —дом местного торговца Ивана Вацова, в одной из комнат которого состоялась историческая встреча победителей с плененным Османом-пашой, а российский монарх возвратил саблю турецкому военачальнику в знак уважения к его мужеству и доблести. В этой же комнате Александр II весь день принимал депутации болгар, выражавших ему благодарность и поздравления со взятием Плевена. С помощью аутентичных предметов быта и личных вещей императора в открывшемся здесь Доме-музее «Царь-освободитель Александр П»была создана мемориальная ансамблевая экспозиция.

3 Аспарухов М. Русско-турецкая война 1877/78 г. Пле-венская эпопея 1877 г. и ее мемориализация // Куликово поле и ратные поля Европы. Прошлое и настоящее: материалы Международного конгресса «Куликово поле среди ратных полей Европы». Тула: ИПП «Гриф и К», 2002. С. 125.

4 Дичева Т. Военные формы периода русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в коллекции военно-историче-

ских музеев Плевена. Плевен: Военно-исторически музеи, 2011. С. 30, 32

Неподалеку от музея в память о многих тысячах русских и румынских воинов, павших в битве за Плевен, возвели Часовню-мавзолей «Святой Георгий Победоносец». На месте кровопролитных боев разбили мемориальный парк, названный в честь генерала М. Д. Скобелева, чей талант полководца во многом предопределил исход войны. В селе Пордим (ныне город) под Плевеном Комитет Царя-освободителя музеефицировал дом, в котором располагался штаб русской армии, принимались важные стратегические решения, готовился проект Сан-Стефанского мирного договора. В честь главнокомандующего русской армией его назвали Домом-музеем «Великий князь Николай Николаевич». Память об участии в войне румынской армии Комитет увековечил созданием в Пордиме Дома-музея «Король Кароль I».

К 100-летнему юбилею освобождения Плеве-на в районе Скобелевского парка состоялось торжественное открытие еще одного музея —Панорамы «Плевенская эпопея — 1877».Она строилась по решению секретариата Центрального Комитета Болгарской Коммунистической партии; активное участие в реализации этого грандиозного по замыслу и размаху, но весьма дорогостоящего и технически сложного для исполнения проекта приняла советская сторона. В качестве центрального эпизода эпопеи, воссозданного в панорамном зале, был избран третий штурм Плевена, последний и самый кровопролитный. Другие же залы средствами живописи и диорамного искусства рисовали широкую картину Русско-турецкой войны.

В настоящее время мемориальные дома-музеи в Плевене и Пордиме, музей-панорама, Часовня-мавзолей «Святой Георгий Победоносец» и мемориальный парк «Скобелев» организационно входят в структуру «Военно-исторические музеи Плевена». В этом крупном музейном объединении собрано богатейшее историко-культурное наследие, связанное с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг. и Плевенской эпопеей. Музейные фонды насчитывают более 120 тыс. единиц хранения: образцы военной одежды, награды и личные вещи русских и румынских воинов и ополченцев Плевенского края, ручное холодное и огнестрельное оружие воевавших армий, военное снаряжение, образцы артиллерии, артиллерийские принадлежности и боеприпасы, инженерные инструменты, фотографии и документы5.

Гвардейское кепи Александра II. Военно-исторический музеей г. Плевна

Начало этому обширному собранию положили материалы, переданные военными министерствами России и Румынии для создания музеев в 1903-1907 гг. В дальнейшем музейные фонды пополнялись предметами, найденными на полях сражений и в воинских захоронениях, полученными в дар от участников войны и их потомков, собранными музейными работниками.

Важную часть военно-исторического наследия составляют коллекции военной формы различных войсковых частей русской и румынской армий периода Освободительной войны -59 комплектов и отдельных экземпляров. Подбирая материалы для создающихся музеев, российское Военное министерство стремилось представить все рода войск и отправило в Болгарию 69 образцов: 2 персональные формы, 30 полукомплектов и 37 полных комплектов, одетых на манекены с индивидуальными чертами лица, вооруженные винтовками, револьверами и холодным оружием разного типа6. К сожалению, со временем эти манекены были утрачены, и их заменили стандартные изделия.

В настоящее время русская коллекция военной форменной одежды в собрании Военно-исторических музеев Плевена насчитывает 37 образцов; 20 из них— полные комплекты. Существенное место занимают униформы пехоты, кавалерии, пешей и конной артиллерии Гвардейского корпуса русской армии. Лишь небольшая часть этой коллекции хранится в запасниках, остальные образцы экспонируются в музеях Плевена и Пордима7.

5 Дичева Т. Указ. соч. С. 28.

6 Там же. С. 29.

7 Там же. С. 29-30.

Особую ценность представляет мемориальная военная форма, которую носили первые лица Российской империи. Это форма лейб-гвардии Гусарского полка из темно-синего сукна с каракулевой оторочкой, которая была на Александре II в достопамятный день 29 ноября 1877 г., когда состоялась его историческая встреча с плененным Османом-пашой. Среди личных вещей императора — гвардейское кепи из красного сукна с Андреевской звездой с девизом «За веру и верность», позолоченным государственным гербом России и знаком отличия на шапки «За Телишъ 12 октября 1877 г.».Не меньшую историческую ценность имеют мундир из темно-синего сукна и папаха из черного каракуля с красным суконным верхом главнокомандующего русской армии великого князя Николая Николаевича.

Коллекции оружия времен Освободительной войны — еще одна внушительная часть собрания Военно-исторических музеев. В них представлены многие виды холодного оружия русской, румынской и турецкой армий. Наибольшим разнообразием отличаются коллекции стрелкового оружия: казнозарядные винтовки и револьверы разных систем, в том числе редкие образцы; кремневые и капсюльные ружья и пистолеты, которыми была вооружена часть болгарских ополченцев и бойцов из местного населения, добровольно помогавших русской и румынской армиям. Артиллерия представлена полевыми, горными и осадными орудиями из стали, чугуна и бронзы, произведенными не только европейскими, но и русскими заводами в Брянске, Перми и Санкт-Петербурге8.

Уже на концептуальной стадии создания музеев большое внимание уделялось экспонированию оружия времен Освободительной войны. В соответствии с замыслом устроителей все мемориальные музеи были окружены парками, ограды которых сделали в Софийском военном арсенале из трофейного турецкого оружия — пушек, снарядов, мечей, пик, топоров9. В ряде случаев в узор этих оград включены и предметы вооружения русской армии10.

В частности, материалом для ограды Дома-музея «Царь-освободитель Александр II» послужили русские ружья и пики и 77 трофейных турецких орудий. «Все эти орудия, ружья и пики в красивом узоре утверждены на каменных парапетах и придают ограде внушительную красоту, — писал о своих впечатлениях С. Заимов. — Всматриваясь в эту величественную ограду, сжимается сердце, и воображение рисует картины поражения турок, а сиротливо, в одиночку, поднятые к верху стволы турецких орудий наряду с русскими орудиями, красующимися на пьедесталах, утопающих в цветах и зелени, невольно напоминают известную сентенцию «Горе побежденным и слава победителям»11.

В парковой зоне домов-музеев были созданы экспозиционные комплексы из снарядов и артиллерийских орудий; есть среди них и мемориальные предметы. В частности, по углам ограды Дома-музея Царя-освободителя Александра II на каменных пьедесталах установлены четыре осадных орудия, которые во время войны использовались на Царском редуте, находившемся в лесу у села Радищево. Из них 30 и 31 августа 1877 г. в присутствии Александра II обстреливали турецкий редут Омар-бей-Табия, в ходе атаки на который русские полки понесли огромные потери12.

На постаментах ограды Часовни-мавзолея» Святой Георгий Победоносец» возвышаются16 русских мортир, которые символически охраняют покой русских и румынских воинов, павших в битве за Плевен. Много русских орудий, боевых реликвий и трофейного оружия экспонируется в Скобелевском парке-музее, построенном на площади в 12 га на средства, собранные болгарским народом.Здесь воссозданы турецкие оборонительные укрепления — редуты Кован-лык и Исса-ага, взятые штурмом скобелевскими отрядами. На каменных пьедесталах и земляных насыпях, окруженных зеленью, возвышаются боевые орудия; некоторые скомпонованы в звездообразные группы и носят имена героев — «звезда майора Горталова» и «звезда полковника Мосцевого»13.

8 Петрова И. Оббов С. Оръжия от руско-турската война 1877-1878 в колекцията на Военно-исторически музеи Плевен. София: Изкуството утре, 2005. С. 72.

9 Недков С. История на музейното дело в Българии. София: Агенция ЕВРОПРЕС, 2006. С. 136.

10 Райчевский С. Указ. соч. С. 68.

11 Стоян Диарбекирский. Юбилейный путеводитель по священным местам-памятникам, воздвигнутым признательным болгарским народом. София: Дворцовая типография, Бр. Прошекови, 1907. С.38

12 Там же.С.41

13 Там же. С.54

В парке установлены памятники погибшим офицерам и солдатам, а в отдельных захоронениях и братских могилах покоятся останки русских и румынских воинов и болгарских ополченцев, отдавших жизнь за освобождение Плевена. Гробница русских солдат Костница, сложенная из известкового туфа (травертина) и земли, покрыта вечнозеленой растительностью. На ней установлены участвовавшие в боях орудия, а над ними — Георгиевский крест. Надпись над входом в Кост-ницу содержит слова С. Заимова о признательности болгарского народа русским освободителям14.

В фондах Военно-исторических музеев немало предметов и реликвий, найденных на полях сражений и в братских могилах: фрагменты сапог и униформ, пули, гильзы, гранаты, пробитые пулями котелки, литые иконы, нательные кресты и другие личные вещи русских воинов15. Значимая часть этих реликвий — нагрудные иконы, походные алтари и кресты. Многие предметы были найдены в воинских захоронениях в процессе их благоустройства, реконструкции или перенесения на новое место. Такого рода работы проводились в 1950-е -1970-е гг. в с. Тотлебен, г. Долни-Дыбник, г. Пордим и д. Телиш16.

Коллекция Военно-исторических музеев включает 45 старообрядческих меднолитых икон-образков, двух и трехстворчатых складней, а также 4 креста-распятия. Важно, однако, отметить, что в XIX в. различные типы меднолитых крестов, икон и складней, несмотря на правительственные запреты, бытовали не только в старообрядческих общинах, но и, привлекая своей долговечностью, получили широкое распространение среди простого люда в легитимной русской православной церкви. Широкий спрос на меднолитые изделия привел к тому, что в середине XIX века резко снизился их качественный уровень. И это демонстрирует плевенская коллекция: грубая работа и отсутствие точного соблюдения канонических правил. Например, святая Параскева обозначена как Прасковья.

Наиболее распространенные образы на иконах — Богородицы и св. Николая Чудотворца,

14 Райчевский С. Указ. соч. С. 142.

15 Бошнаков Н. Скобелев парк-музей. Плевен. Пътево-дител. София: Държавно издателство «Наука и изку-ство», 1963. С. 23

16 Аспарухова Н. Нагръдни икони, походни олтари и кръстове от бойните полета край Плевен -1877. София: Изкуството утре, 2005. С. 20

которых солдаты почитали как небесных покровителей русского воинства. Об этом свидетельствует и текст молитвы на иконе Богоматери Смоленской: «Матерь Божья, сохрани меня в бою». Инициалы, не являющиеся частью отливки, вероятно, фиксируют имя владельца. Иконография складней наиболее часто представляет тему восхваления Богородицы и почитания ее чудотворных икон. Рельеф многих икон сильно разрушен, ведь владельцы часто гладили руками их поверхность, прося о помощи небесных покровителей17.

Значимость этой коллекции не в художественных достоинствах составляющих ее предметов и тем более не в их уникальности, ведь подобного рода изделия хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран. Ценность этих крестов, икон и алтарей, как верно отмечают болгарские исследователи Н. Аспарухова и Т. Дичева, в том, что «контекст их открытия и сохранения в Болгарии уникален. Реликвии представляют культурно-историческое наследие Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и поддерживают живой историческую память поколений о драматических событиях, которые принесли свободу Болгарии после пятивекового турецкого ига»18. Интерес к этому наследию с годами не угасает, и военно-исторические музеи Плевена относятся к числу наиболее посещаемых в Болгарии. За столетний период их существования в них побывало более 22 млн. человек19.

Российское культурное наследие, которое они сохраняют и популяризируют, имеет не только познавательную и просветительную ценность. Выступая в качестве хранителя исторической памяти, оно обладает немалым имиджевым потенциалом и способствует формированию объективного образа России за рубежом.

Список литературы

1. Аспарухов М. Русско-турецкая война 1877/78 г. Плевенская эпопея 1877 г. и ее мемо-риализация // Куликово поле и ратные поля Европы. Прошлое и настоящее: материалы Международного конгресса «Куликово поле среди

17 Там же. С. 33.

18 Там же. С. 34

19 Нанкова М., Аспарухова Г. 100 години военноисто-рически музеи/справка за посещението за периода 1906-2006 г./Сборник Военноисторически музеи — Плевен. 1. София: ИПК «Родина», 2008. С. 8-9.

ратных полей Европы». Тула: ИПП «Гриф и К», 2002. С.124-130.

2. Гюрова С. Панорама «Плевенская эпопея 1877». София: Септември, 1980. 42 с.

3. Дичева Т. Военные формы периода русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в коллекции военно-исторических музеев Плевена. Плевен: Воен-но-исторически музеи, 2011. 162 с.

4. Райчевски С. Памятники признательности за освобождение Болгарии. София: Болгарский бестселлер: Нац. музей болг. кн. и полиграфии, 2007. 239 с.

5. Стоян Диарбекирский. Юбилейный путеводитель по священным местам-памятникам, воздвигнутым признательным болгарским народом. София: Дворцовая типография, Бр. Прошекови, 1907. [115 с.]

6. Аспарухова Н. Нагръдни икони, походни ол-тари и кръстове от бойните полета край Плевен — 1877. София: Изкуството утре, 2005. 84 с.

7. Бошнаков, Никола. Скобелев парк-музей. Плевен. Пътеводител. София: Държавно изда-телство «Наука и изкуство», 1963. 27 с.

8. Военноисторически музеи — Плевен: [сайт]. URL: Ы1р://рапогата-р^еп.сот/(Дата обращения 01.06.17)

9. Нанкова М., Аспарухова Г. 100 години военноисторически музеи/справка за посещението за периода 1906-2006 г./Сборник Военноисторически музеи — Плевен. 1. София: ИПК «Ро-дина»,2008. С. 7-9.

10. Недков С. История на музейното дело в Бълга-рия. София: Агенция ЕВРОПРЕС, 2006. 376 с.

11. Петрова И. Оббов С. Оръжия от руско-тур-ската война 1877-1878 в колекцията на Военноисторически музеи Плевен. София: Изкуството утре, 2005. 80 с.

12. Пътеводител на военно-историческите музеи в Плевенски окръг. Варна: Държавно Изда-телство, 1960. [107 с.]

MILITARY-HISTORICAL HERITAGE OF RUSSIA IN THE MUSEUMS OF PLEVEN

Yureneva Tamara Yurievna,

DSc in History, Leading Researcher, Russian Cultural and Natural Heritage Institute, Bersenevskaya nab. 18, 119072 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract

In this article the author considers formation and composition of the collections of the mil-itary-historymuseums inthe town of Pleven, created in the course of memorialization of the Russo-Turkish war 1877-1878. The Russian military-historical heritage which they have been collecting, studying and making popular, is of great cognitive and educational value, occupies a special place in the collective memory of the Bulgarian people and contributes to the formation of an objective image of Russia abroad.

Keywords

Military-historical heritage, Russo-Turkish war of 1877-1878, museums, Bulgaria, Russia, Russian cultural heritage abroad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.