МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
RAR
УДК 069.01 ББК 79.147.1
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ
В МУЗЕЯХ ПЛЕВЕН А
Юренева Тамара Юрьевна,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Берсеневская набережная, д. 20, Москва, Россия, 119072,
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования и состав коллекций военно-исторических музеев Плевена, созданных в ходе мемориализации Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.Российское военно-историческое наследие, которое они хранят, изучают и популяризируют, имеет большую познавательную и просветительную ценность, занимает особое место в коллективной памяти болгарского народа и способствует формированию объективного образа России за рубежом. Ключевые слова
Военно-историческое наследие, Русско-турецкая война 1877-1878 гг., музеи, Болгария, Россия, культурное наследие России за рубежом
100
В общественном сознании Болгарии и России город Плевен (Плевна) неизменно ассоциируется с героическими страницами истории двух народов: пятимесячные бои за его освобождение от многовекового османского владычества стали одним из наиболее ярких эпизодоввой-ны1877-1878 гг., которую российская историогра-
фия называет Русско-турецкой, а болгарская — Освободительной. После трех кровопролитных штурмов города, превращенного турецкой армией в неприступную крепость, началась его трехмесячная блокада русско-румынскими войсками. Попытка ее прорыва оказалась безуспешной, и 28 ноября (10 декабря) 1877 г. 43-тысячный турецкий
гарнизон во главе с Османом-пашойбыл вынужден капитулировать. Началось активное наступление русской армии на Балканах, которое через полтора месяца завершилось заключением перемирия, а 19 февраля (3 марта) 1878 г. —подписанием мирного договора с Турцией в Сан-Стефано.
На болгарской земле в знак благодарности России за освобождение создано свыше 440 так называемых памятников признательности: архитектурно-скульптурные мемориалы, надгробия на братских могилах, обелиски, каменные кресты, храмы, мавзолеи, мемориальные парки1. Память
0 героическом прошлом отражена в праздниках и ритуалах, сохранена в музейных предметах и реликвиях. Среди «мест памяти» болгарского народа большое значение имеют военно-исторические музеи Плевена, экспозиции которых на протяжении многих десятилетий создают образ Освободительной войны. Изучение обстоятельств их учреждения, особенностей формирования коллекций и состава фондов обладает несомненной актуальностью в контексте возросшего за последние годы интереса к российскому культурному наследию за рубежом.
Идея музеефикации домов, где во время войны жил или останавливался российский император Александр II, возникла и получила поддержку Народного собрания в 1883 г., однако условия для ее реализации появились спустя лишь четверть века2. В августе 1899 г. состоялось первое заседание Комитета Царя-освободителя Александра II, созданного по инициативевыдающего-ся болгарского просветителя и активного участника антитурецкого сопротивления Стояна За-имова. Комитет начал организационную работу по созданию музеев, в которой приняли участие болгарские государственные и общественные деятели. Правительство выкупило у собственников не только мемориальные дома, но и постройки на прилегающей территории, чтобы разбить прекрасные парки с экспозициями под открытым небом.
Решая проблему сбора подлинных материалов, С. Заимов в конце 1901 г. встретился в Петербурге с военным министром А. Н. Куропатки-ным, поддержавшим проект создания в Плевене и округе домов-музеев и мавзолея павших вои-
1 Райчевски С. Памятники признательности за освобождение Болгарии. София: Болгарский бестселлер:
Нац. музей болг. кн. и полиграфии, 2007. С. 6-7.
2 Там же. С. 34.
нов. Генерал передал в музейные фонды ценное собрание книг на военную тематику, а в конце 1903 г. из Одессы в Варну приплыли три парохода с оружием, реликвиями и трофеями, которые по просьбе болгарской стороны подарило создающимся музеям Военное министерство Российской империи3.
В январе 1907 г. по распоряжению императора Николая II русские дипломаты передали Болгарии личные вещи Александра II, в том числе походную форму лейб-гвардии Гусарского полка, венгерку, чикчиры, фуражку, кепи. Сыновья великого князя Николая Николаевича подарили музеям пятьдесят предметов, среди которых были мундир главнокомандующего, его папаха, две сабли, походный комплект инженерных инструментов, папка и конверты для писем, походный стол и кровать, утварь из походной церкви, пять икон4.
В конце августа — начале сентября 1907 г. в Болгарии прошли юбилейные торжества по случаю 30-летия Освободительной войны, в которых приняли участие большие делегации из России и Румынии. Состоялось открытие Памятника Царю-освободителю Александру II в Софии и музеев в Плевене, Пордиме, Бяле и Горной-Студене. Центром мемориализации войны стал Плевен, а главным объектом музеефикации —дом местного торговца Ивана Вацова, в одной из комнат которого состоялась историческая встреча победителей с плененным Османом-пашой, а российский монарх возвратил саблю турецкому военачальнику в знак уважения к его мужеству и доблести. В этой же комнате Александр II весь день принимал депутации болгар, выражавших ему благодарность и поздравления со взятием Плевена. С помощью аутентичных предметов быта и личных вещей императора в открывшемся здесь Доме-музее «Царь-освободитель Александр П»была создана мемориальная ансамблевая экспозиция.
3 Аспарухов М. Русско-турецкая война 1877/78 г. Пле-венская эпопея 1877 г. и ее мемориализация // Куликово поле и ратные поля Европы. Прошлое и настоящее: материалы Международного конгресса «Куликово поле среди ратных полей Европы». Тула: ИПП «Гриф и К», 2002. С. 125.
4 Дичева Т. Военные формы периода русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в коллекции военно-историче-
ских музеев Плевена. Плевен: Военно-исторически музеи, 2011. С. 30, 32
Неподалеку от музея в память о многих тысячах русских и румынских воинов, павших в битве за Плевен, возвели Часовню-мавзолей «Святой Георгий Победоносец». На месте кровопролитных боев разбили мемориальный парк, названный в честь генерала М. Д. Скобелева, чей талант полководца во многом предопределил исход войны. В селе Пордим (ныне город) под Плевеном Комитет Царя-освободителя музеефицировал дом, в котором располагался штаб русской армии, принимались важные стратегические решения, готовился проект Сан-Стефанского мирного договора. В честь главнокомандующего русской армией его назвали Домом-музеем «Великий князь Николай Николаевич». Память об участии в войне румынской армии Комитет увековечил созданием в Пордиме Дома-музея «Король Кароль I».
К 100-летнему юбилею освобождения Плеве-на в районе Скобелевского парка состоялось торжественное открытие еще одного музея —Панорамы «Плевенская эпопея — 1877».Она строилась по решению секретариата Центрального Комитета Болгарской Коммунистической партии; активное участие в реализации этого грандиозного по замыслу и размаху, но весьма дорогостоящего и технически сложного для исполнения проекта приняла советская сторона. В качестве центрального эпизода эпопеи, воссозданного в панорамном зале, был избран третий штурм Плевена, последний и самый кровопролитный. Другие же залы средствами живописи и диорамного искусства рисовали широкую картину Русско-турецкой войны.
В настоящее время мемориальные дома-музеи в Плевене и Пордиме, музей-панорама, Часовня-мавзолей «Святой Георгий Победоносец» и мемориальный парк «Скобелев» организационно входят в структуру «Военно-исторические музеи Плевена». В этом крупном музейном объединении собрано богатейшее историко-культурное наследие, связанное с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг. и Плевенской эпопеей. Музейные фонды насчитывают более 120 тыс. единиц хранения: образцы военной одежды, награды и личные вещи русских и румынских воинов и ополченцев Плевенского края, ручное холодное и огнестрельное оружие воевавших армий, военное снаряжение, образцы артиллерии, артиллерийские принадлежности и боеприпасы, инженерные инструменты, фотографии и документы5.
Гвардейское кепи Александра II. Военно-исторический музеей г. Плевна
Начало этому обширному собранию положили материалы, переданные военными министерствами России и Румынии для создания музеев в 1903-1907 гг. В дальнейшем музейные фонды пополнялись предметами, найденными на полях сражений и в воинских захоронениях, полученными в дар от участников войны и их потомков, собранными музейными работниками.
Важную часть военно-исторического наследия составляют коллекции военной формы различных войсковых частей русской и румынской армий периода Освободительной войны -59 комплектов и отдельных экземпляров. Подбирая материалы для создающихся музеев, российское Военное министерство стремилось представить все рода войск и отправило в Болгарию 69 образцов: 2 персональные формы, 30 полукомплектов и 37 полных комплектов, одетых на манекены с индивидуальными чертами лица, вооруженные винтовками, револьверами и холодным оружием разного типа6. К сожалению, со временем эти манекены были утрачены, и их заменили стандартные изделия.
В настоящее время русская коллекция военной форменной одежды в собрании Военно-исторических музеев Плевена насчитывает 37 образцов; 20 из них— полные комплекты. Существенное место занимают униформы пехоты, кавалерии, пешей и конной артиллерии Гвардейского корпуса русской армии. Лишь небольшая часть этой коллекции хранится в запасниках, остальные образцы экспонируются в музеях Плевена и Пордима7.
5 Дичева Т. Указ. соч. С. 28.
6 Там же. С. 29.
7 Там же. С. 29-30.
Особую ценность представляет мемориальная военная форма, которую носили первые лица Российской империи. Это форма лейб-гвардии Гусарского полка из темно-синего сукна с каракулевой оторочкой, которая была на Александре II в достопамятный день 29 ноября 1877 г., когда состоялась его историческая встреча с плененным Османом-пашой. Среди личных вещей императора — гвардейское кепи из красного сукна с Андреевской звездой с девизом «За веру и верность», позолоченным государственным гербом России и знаком отличия на шапки «За Телишъ 12 октября 1877 г.».Не меньшую историческую ценность имеют мундир из темно-синего сукна и папаха из черного каракуля с красным суконным верхом главнокомандующего русской армии великого князя Николая Николаевича.
Коллекции оружия времен Освободительной войны — еще одна внушительная часть собрания Военно-исторических музеев. В них представлены многие виды холодного оружия русской, румынской и турецкой армий. Наибольшим разнообразием отличаются коллекции стрелкового оружия: казнозарядные винтовки и револьверы разных систем, в том числе редкие образцы; кремневые и капсюльные ружья и пистолеты, которыми была вооружена часть болгарских ополченцев и бойцов из местного населения, добровольно помогавших русской и румынской армиям. Артиллерия представлена полевыми, горными и осадными орудиями из стали, чугуна и бронзы, произведенными не только европейскими, но и русскими заводами в Брянске, Перми и Санкт-Петербурге8.
Уже на концептуальной стадии создания музеев большое внимание уделялось экспонированию оружия времен Освободительной войны. В соответствии с замыслом устроителей все мемориальные музеи были окружены парками, ограды которых сделали в Софийском военном арсенале из трофейного турецкого оружия — пушек, снарядов, мечей, пик, топоров9. В ряде случаев в узор этих оград включены и предметы вооружения русской армии10.
В частности, материалом для ограды Дома-музея «Царь-освободитель Александр II» послужили русские ружья и пики и 77 трофейных турецких орудий. «Все эти орудия, ружья и пики в красивом узоре утверждены на каменных парапетах и придают ограде внушительную красоту, — писал о своих впечатлениях С. Заимов. — Всматриваясь в эту величественную ограду, сжимается сердце, и воображение рисует картины поражения турок, а сиротливо, в одиночку, поднятые к верху стволы турецких орудий наряду с русскими орудиями, красующимися на пьедесталах, утопающих в цветах и зелени, невольно напоминают известную сентенцию «Горе побежденным и слава победителям»11.
В парковой зоне домов-музеев были созданы экспозиционные комплексы из снарядов и артиллерийских орудий; есть среди них и мемориальные предметы. В частности, по углам ограды Дома-музея Царя-освободителя Александра II на каменных пьедесталах установлены четыре осадных орудия, которые во время войны использовались на Царском редуте, находившемся в лесу у села Радищево. Из них 30 и 31 августа 1877 г. в присутствии Александра II обстреливали турецкий редут Омар-бей-Табия, в ходе атаки на который русские полки понесли огромные потери12.
На постаментах ограды Часовни-мавзолея» Святой Георгий Победоносец» возвышаются16 русских мортир, которые символически охраняют покой русских и румынских воинов, павших в битве за Плевен. Много русских орудий, боевых реликвий и трофейного оружия экспонируется в Скобелевском парке-музее, построенном на площади в 12 га на средства, собранные болгарским народом.Здесь воссозданы турецкие оборонительные укрепления — редуты Кован-лык и Исса-ага, взятые штурмом скобелевскими отрядами. На каменных пьедесталах и земляных насыпях, окруженных зеленью, возвышаются боевые орудия; некоторые скомпонованы в звездообразные группы и носят имена героев — «звезда майора Горталова» и «звезда полковника Мосцевого»13.
8 Петрова И. Оббов С. Оръжия от руско-турската война 1877-1878 в колекцията на Военно-исторически музеи Плевен. София: Изкуството утре, 2005. С. 72.
9 Недков С. История на музейното дело в Българии. София: Агенция ЕВРОПРЕС, 2006. С. 136.
10 Райчевский С. Указ. соч. С. 68.
11 Стоян Диарбекирский. Юбилейный путеводитель по священным местам-памятникам, воздвигнутым признательным болгарским народом. София: Дворцовая типография, Бр. Прошекови, 1907. С.38
12 Там же.С.41
13 Там же. С.54
В парке установлены памятники погибшим офицерам и солдатам, а в отдельных захоронениях и братских могилах покоятся останки русских и румынских воинов и болгарских ополченцев, отдавших жизнь за освобождение Плевена. Гробница русских солдат Костница, сложенная из известкового туфа (травертина) и земли, покрыта вечнозеленой растительностью. На ней установлены участвовавшие в боях орудия, а над ними — Георгиевский крест. Надпись над входом в Кост-ницу содержит слова С. Заимова о признательности болгарского народа русским освободителям14.
В фондах Военно-исторических музеев немало предметов и реликвий, найденных на полях сражений и в братских могилах: фрагменты сапог и униформ, пули, гильзы, гранаты, пробитые пулями котелки, литые иконы, нательные кресты и другие личные вещи русских воинов15. Значимая часть этих реликвий — нагрудные иконы, походные алтари и кресты. Многие предметы были найдены в воинских захоронениях в процессе их благоустройства, реконструкции или перенесения на новое место. Такого рода работы проводились в 1950-е -1970-е гг. в с. Тотлебен, г. Долни-Дыбник, г. Пордим и д. Телиш16.
Коллекция Военно-исторических музеев включает 45 старообрядческих меднолитых икон-образков, двух и трехстворчатых складней, а также 4 креста-распятия. Важно, однако, отметить, что в XIX в. различные типы меднолитых крестов, икон и складней, несмотря на правительственные запреты, бытовали не только в старообрядческих общинах, но и, привлекая своей долговечностью, получили широкое распространение среди простого люда в легитимной русской православной церкви. Широкий спрос на меднолитые изделия привел к тому, что в середине XIX века резко снизился их качественный уровень. И это демонстрирует плевенская коллекция: грубая работа и отсутствие точного соблюдения канонических правил. Например, святая Параскева обозначена как Прасковья.
Наиболее распространенные образы на иконах — Богородицы и св. Николая Чудотворца,
14 Райчевский С. Указ. соч. С. 142.
15 Бошнаков Н. Скобелев парк-музей. Плевен. Пътево-дител. София: Държавно издателство «Наука и изку-ство», 1963. С. 23
16 Аспарухова Н. Нагръдни икони, походни олтари и кръстове от бойните полета край Плевен -1877. София: Изкуството утре, 2005. С. 20
которых солдаты почитали как небесных покровителей русского воинства. Об этом свидетельствует и текст молитвы на иконе Богоматери Смоленской: «Матерь Божья, сохрани меня в бою». Инициалы, не являющиеся частью отливки, вероятно, фиксируют имя владельца. Иконография складней наиболее часто представляет тему восхваления Богородицы и почитания ее чудотворных икон. Рельеф многих икон сильно разрушен, ведь владельцы часто гладили руками их поверхность, прося о помощи небесных покровителей17.
Значимость этой коллекции не в художественных достоинствах составляющих ее предметов и тем более не в их уникальности, ведь подобного рода изделия хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран. Ценность этих крестов, икон и алтарей, как верно отмечают болгарские исследователи Н. Аспарухова и Т. Дичева, в том, что «контекст их открытия и сохранения в Болгарии уникален. Реликвии представляют культурно-историческое наследие Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и поддерживают живой историческую память поколений о драматических событиях, которые принесли свободу Болгарии после пятивекового турецкого ига»18. Интерес к этому наследию с годами не угасает, и военно-исторические музеи Плевена относятся к числу наиболее посещаемых в Болгарии. За столетний период их существования в них побывало более 22 млн. человек19.
Российское культурное наследие, которое они сохраняют и популяризируют, имеет не только познавательную и просветительную ценность. Выступая в качестве хранителя исторической памяти, оно обладает немалым имиджевым потенциалом и способствует формированию объективного образа России за рубежом.
Список литературы
1. Аспарухов М. Русско-турецкая война 1877/78 г. Плевенская эпопея 1877 г. и ее мемо-риализация // Куликово поле и ратные поля Европы. Прошлое и настоящее: материалы Международного конгресса «Куликово поле среди
17 Там же. С. 33.
18 Там же. С. 34
19 Нанкова М., Аспарухова Г. 100 години военноисто-рически музеи/справка за посещението за периода 1906-2006 г./Сборник Военноисторически музеи — Плевен. 1. София: ИПК «Родина», 2008. С. 8-9.
ратных полей Европы». Тула: ИПП «Гриф и К», 2002. С.124-130.
2. Гюрова С. Панорама «Плевенская эпопея 1877». София: Септември, 1980. 42 с.
3. Дичева Т. Военные формы периода русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в коллекции военно-исторических музеев Плевена. Плевен: Воен-но-исторически музеи, 2011. 162 с.
4. Райчевски С. Памятники признательности за освобождение Болгарии. София: Болгарский бестселлер: Нац. музей болг. кн. и полиграфии, 2007. 239 с.
5. Стоян Диарбекирский. Юбилейный путеводитель по священным местам-памятникам, воздвигнутым признательным болгарским народом. София: Дворцовая типография, Бр. Прошекови, 1907. [115 с.]
6. Аспарухова Н. Нагръдни икони, походни ол-тари и кръстове от бойните полета край Плевен — 1877. София: Изкуството утре, 2005. 84 с.
7. Бошнаков, Никола. Скобелев парк-музей. Плевен. Пътеводител. София: Държавно изда-телство «Наука и изкуство», 1963. 27 с.
8. Военноисторически музеи — Плевен: [сайт]. URL: Ы1р://рапогата-р^еп.сот/(Дата обращения 01.06.17)
9. Нанкова М., Аспарухова Г. 100 години военноисторически музеи/справка за посещението за периода 1906-2006 г./Сборник Военноисторически музеи — Плевен. 1. София: ИПК «Ро-дина»,2008. С. 7-9.
10. Недков С. История на музейното дело в Бълга-рия. София: Агенция ЕВРОПРЕС, 2006. 376 с.
11. Петрова И. Оббов С. Оръжия от руско-тур-ската война 1877-1878 в колекцията на Военноисторически музеи Плевен. София: Изкуството утре, 2005. 80 с.
12. Пътеводител на военно-историческите музеи в Плевенски окръг. Варна: Държавно Изда-телство, 1960. [107 с.]
MILITARY-HISTORICAL HERITAGE OF RUSSIA IN THE MUSEUMS OF PLEVEN
Yureneva Tamara Yurievna,
DSc in History, Leading Researcher, Russian Cultural and Natural Heritage Institute, Bersenevskaya nab. 18, 119072 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
In this article the author considers formation and composition of the collections of the mil-itary-historymuseums inthe town of Pleven, created in the course of memorialization of the Russo-Turkish war 1877-1878. The Russian military-historical heritage which they have been collecting, studying and making popular, is of great cognitive and educational value, occupies a special place in the collective memory of the Bulgarian people and contributes to the formation of an objective image of Russia abroad.
Keywords
Military-historical heritage, Russo-Turkish war of 1877-1878, museums, Bulgaria, Russia, Russian cultural heritage abroad.