Научная статья на тему 'ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Красная армия / Всевобуч / военно-физическая подготовка / резерв / физическая культура / спорт / Хакасия / Хакасская автономная область / Great Patriotic War / Red Army / Vsevobuch / military physical training / reserve / physical culture / sports / Khakassia / Khakass Autonomous Region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надежда Яковлевна Артамонова

Объектом исследования является военно-физическая подготовка населения в Хакаcской автономной области в годы Великой Отечественной войны, предметом – военно-физическая подготовка резерва Красной армии через систему Всевобуча и развитие физической культуры и спорта. Статья подготовлена на основе системного подхода, который позволил последовательно рассмотреть оба направления в подготовке резерва во взаимосвязи и взаимодействии. Автор отмечает, что данная тема является малоизученной в историографии Хакасии. Богатый информационный потенциал фондов Национального архива Республики Хакасия дал возможность раскрыть успехи и недостатки военно-физической подготовки населения области, подлежавшего военному обучению. На протяжении всех военных лет Хакасия систематически готовила для фронта специалистов, получивших хорошую военно-физическую подготовку. Особое внимание уделяется проведению военно-лыжных кроссов и подготовке бойцов-лыжников. В то же время отмечаются серьезные нарушения в системе всеобщего военного обучения допризывников и военнообязанных старших возрастов. Были случаи, когда подготовка резерва в области находилась под угрозой срыва. В исследовании выявляются причины неудовлетворительной работы по формированию резерва Красной армии в некоторых районах Хакасской автономной области, городах Абакане и Черногорске. Зачастую эти недостатки в работе являлись следствием слабого руководства местных органов власти, их безответственного отношения к работе. Большое внимание уделяется допризывной подготовке учащейся молодежи учебных заведений области. Отмечаются мероприятия Красноярского краевого и Хакасского областного военных отделов по улучшению качества военно-физической и физкультурно-спортивной работы в школах Хакасии. Опыт военно-физической подготовки резерва Красной армии в годы Великой Отечественной войны может быть полезным в процессе физкультурно-спортивного воспитания современной молодежи. Кроме того, слабая изученность объекта исследования дает основание для его дальнейшего изучения как весьма важного направления в истории Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY PHYSICAL TRAINING OF THE POPULATION OF KHAKASSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The object of the study is the military physical training of the population in the Khakass Autonomous Region during the Great Patriotic War, the subject is the military physical training of the Red Army reserve through the Vsevobuch system and the development of physical culture and sports. The paper was prepared on the basis of a systematic approach, which made it possible to consistently consider both directions in the preparation of the reserve in interconnection and interaction. The author notes that this topic is little studied in the historiography of Khakassia. The rich information potential of the funds of the National Archives of the Republic of Khakassia made it possible to reveal the successes and shortcomings of the military-physical training of the population of the region, which was subject to military training. Throughout the war years, Khakassia systematically trained specialists for the front who received good military-physical training. Particular attention is paid to military ski crosses and the training of skiers. At the same time, there are serious violations in the system of general military training for preconscripts and older ages liable for military service. There were cases when the training of the reserve in the region was in danger of failure. The study identifies the reasons for the unsatisfactory work on the formation of the Red Army reserve in some areas of the Khakass Autonomous Region, the cities of Abakan and Chernogorsk. Often these shortcomings in work were the result of weak leadership of local authorities, their irresponsible attitude to work. Much attention is paid to the pre-conscription training of young students of educational institutions of the region. The activities of the Krasnoyarsk Territorial and Khakass Regional Military Departments to improve the quality of military physical and physical culture and sports work in the schools of Khakassia are noted. The experience of the military-physical training of the Red Army reserve during the Great Patriotic War can be useful in the process of physical culture and sports education of modern youth. In addition, the poor knowledge of the object of study gives grounds for its further study as a very important direction in the history of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Научная статья / Research Article

УДК 355.233.11:94(571.51Э).О84.8"1941/1945"

DOI: 10.36718/2500-1825-2023-3-240-252

Надежда Яковлевна Артамонова

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Республика

Хакасия, Россия

lazar1918@yandex.ru

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Объектом исследования является военно-физическая подготовка населения в Хакасской автономной области в годы Великой Отечественной войны, предметом - военно-физическая подготовка резерва Красной армии через систему Всевобуча и развитие физической культуры и спорта. Статья подготовлена на основе системного подхода, который позволил последовательно рассмотреть оба направления в подготовке резерва во взаимосвязи и взаимодействии. Автор отмечает, что данная тема является малоизученной в историографии Хакасии. Богатый информационный потенциал фондов Национального архива Республики Хакасия дал возможность раскрыть успехи и недостатки военно-физической подготовки населения области, подлежавшего военному обучению. На протяжении всех военных лет Хакасия систематически готовила для фронта специалистов, получивших хорошую военно-физическую подготовку. Особое внимание уделяется проведению военно-лыжных кроссов и подготовке бойцов-лыжников. В то же время отмечаются серьезные нарушения в системе всеобщего военного обучения допризывников и военнообязанных старших возрастов. Были случаи, когда подготовка резерва в области находилась под угрозой срыва. В исследовании выявляются причины неудовлетворительной работы по формированию резерва Красной армии в некоторых районах Хакасской автономной области, городах Абакане и Черногорске. Зачастую эти недостатки в работе являлись следствием слабого руководства местных органов власти, их безответственного отношения к работе. Большое внимание уделяется допризывной подготовке учащейся молодежи учебных заведений области. Отмечаются мероприятия Красноярского краевого и Хакасского областного военных отделов по улучшению качества военно-физической и физкультурно-спортивной работы в школах Хакасии. Опыт военно-физической подготовки резерва Красной армии в годы Великой Отечественной войны может быть полезным в процессе физкультурно-спортивного воспитания современной молодежи. Кроме того, слабая изученность объекта исследования дает основание для его дальнейшего изучения как весьма важного направления в истории Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Красная армия, Всевобуч, военно-физическая подготовка, резерв, физическая культура, спорт, Хакасия, Хакасская автономная область

Для цитирования: Артамонова НЯ. Военно-физическая подготовка населения Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 3. С. 240-252. DOI: 10.36718/2500-1825-2023-3240-252.

© Артамонова Н.Я., 2023

Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 3. С. 240-252. Socio-economic and humanitarian journal. 2023;(3):240-252.

Nadezhda Yakovlevna Artamonova

Khakass State University named after N.F. Katanov, Abakan, Republic of Khakassia, Russia

lazar1918@yandex.ru

MILITARY PHYSICAL TRAINING OF THE POPULATION OF KHAKASSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The object of the study is the military physical training of the population in the Khakass Autonomous Region during the Great Patriotic War, the subject is the military physical training of the Red Army reserve through the Vsevobuch system and the development of physical culture and sports. The paper was prepared on the basis of a systematic approach, which made it possible to consistently consider both directions in the preparation of the reserve in interconnection and interaction. The author notes that this topic is little studied in the historiography of Khakassia. The rich information potential of the funds of the National Archives of the Republic of Khakassia made it possible to reveal the successes and shortcomings of the military-physical training of the population of the region, which was subject to military training. Throughout the war years, Khakassia systematically trained specialists for the front who received good military-physical training. Particular attention is paid to military ski crosses and the training of skiers. At the same time, there are serious violations in the system of general military training for pre-conscripts and older ages liable for military service. There were cases when the training of the reserve in the region was in danger of failure. The study identifies the reasons for the unsatisfactory work on the formation of the Red Army reserve in some areas of the Khakass Autonomous Region, the cities of Abakan and Chernogorsk. Often these shortcomings in work were the result of weak leadership of local authorities, their irresponsible attitude to work. Much attention is paid to the pre-conscription training of young students of educational institutions of the region. The activities of the Krasnoyarsk Territorial and Khakass Regional Military Departments to improve the quality of military physical and physical culture and sports work in the schools of Khakassia are noted. The experience of the military-physical training of the Red Army reserve during the Great Patriotic War can be useful in the process of physical culture and sports education of modern youth. In addition, the poor knowledge of the object of study gives grounds for its further study as a very important direction in the history of the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War, Red Army, Vsevobuch, military physical training, reserve, physical culture, sports, Khakassia, Khakass Autonomous Region

For citation: Artamonova N.Y. Military physical training of the population of Khakassia during the great patriotic war // Socio-economic and humanitarian journal. 2023. № 3. S. 240-252. DOI: 10.36718/2500-1825-2023-3-240-252

Введение. Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского народа. Мобилизующим документом для всей страны стала Директива Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и советским

организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков». Важнейшим направлением в деятельности государства в годы войны являлась военно-физическая подготовка боевых резервов Красной армии. В связи с этим

17 сентября 1941 г. было принято Постановление Государственного Комитета Обороны за подписью И.В. Сталина «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» 17 сентября 1941 г. В соответствии с этим документом каждый гражданин СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет, «способный носить оружие, должен быть обучен военному делу, чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою родину» [1, с. 141]. Вместе с тем обучение военному делу не должно «нарушать нормальный ход работы предприятий и учреждений и не наносить ущерба производству» [1, с. 141]. В составе Наркомата обороны в соответствии с постановлением следовало создать Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), а в военных округах, областных, краевых и республиканских - отделы Всевобуча, в районных военкоматах иметь двух-трех инструкторов для Всевобуча [1, с. 141].

История Великой Отечественной войны всегда была и остается актуальным объектом исторического исследования. В современный период приоритетными становятся исследования, подготовленные на конкретно-историческом региональном материале по военно-физической подготовке резервов Красной армии. Данную тему активно исследуют ученые Сибири. В числе публикаций последнего десятилетия можно назвать диссертацию Т. В. Сарычевой, один из параграфов которой посвящен организации военно-физической подготовки граждан СССР в годы Великой Отечественной войны (на примере Западной Сибири) [2]. Исследование охватывает Алтайский край, Новосибирскую, Кемеровскую, Омскую, Томскую и Тюменскую области в современных границах. В рамках Красноярского края Е.А. Николаев исследовал особенности и проблемы развития физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в предвоенные и военные годы [3, 4].

В историографии Хакасии1 данная тема еще не стала предметом специального исследования. Одним из первых различные аспекты этой проблемы затронул профессор С.П. Ултургашев [5, 6]. В третьей главе «Очерков истории Хакасской областной организации КПСС» им рассмотрены вопросы мобилизации населения, подготовки боевого резерва для Красной армии и т.д. [5, с. 140-186]. Особая роль, по мнению автора, принадлежит Коммунистической партии как решающему фактору в достижении Победы над врагом. В современной историографии вопросы подготовки военных кадров для фронта через систему Всевобуча, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, по линии Осоавиахима осветил хакасский исследователь П.И. Чебодаев [7]. Автор в основном ориентировался на раскрытие достижений в военно-физической подготовке резерва Красной армии, поэтому трудности и недостатки им освещены кратко.

Проблеме физического воспитания и спортивной подготовки студенческой молодежи Хакасии в годы Великой Отечественной войны посвящена статья Н.Я. Артамоновой. Автор отмечает не только «стратегическое значение данного вопроса в подготовке боевого резерва Красной армии», но и «значение занятий физической культурой и спортом как способа совершенствования физических качеств личности и как мотивация к сдаче норм комплекса ГТО» [8]. Таким образом, значимость и недостаточная разработка этой темы дает основание предложить ее в качестве предмета исследования.

Цель исследования. Изучить проблему военно-физической подготовки резерва Красной армии в Хакасской автономной области через систему Всевобуча и развитие физической культуры и спорта в годы Великой Отечественной войны; раскрыть успехи и недостатки организации военно-физической подготов-

1 До 1991 г. - Хакасская автономная область, с января 1992 г. - Республика Хакасия (Хакасия).

ки населения области, подлежавшего военному обучению.

Результаты исследования и их обсуждение. Военно-физической подготовке резерва Красной армии в период Великой Отечественной войны в Хакасской автономной области придавалось важнейшие государственное и политическое значение. Этот вопрос всегда стоял на контроле Красноярского краевого и Хакасского областного комитетов ВКП(б) и военных отделов крайкома и обкома партии.

26 сентября 1941 г. бюро крайкома ВКП(б) приняло постановление «О всеобщем обязательном военном обучении трудящихся края» [7, с. 36]. 30 сентября 1941 г. вышло постановление Хакасского обкома ВКП(б) «Об организации Всевобуча в Хакасской автономной области». Отделы секретарей горкомов и райкомов партии, председателей исполкомов районных и городских советов депутатов трудящихся, военкоматов районов обязали 1 октября 1941 г. «приступить к всеобщему обязательному военному обучению граждан мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет, привлекая в первую очередь к военной подготовке допризывников 1923 и 1924 годов рождения и военнообязанных запаса из числа необученных в возрасте до 45 лет» [9, л. 211]. При Хакасском областном военкомате был образован отдел Всевобуча, которым первоначально руководил лейтенант А.С. Лыхо [7, с. 36]. С введением системы Всевобуча в области была проведена широкая агитационно-массовая, организационная работа по учету граждан, подлежащих призыву в Красную армию и обязанных пройти военное обучение. Эта работа находилась под контролем областного военкомата. За период обучения по 110-часовой программе Всевобуча будущие бойцы должны были получить не только теоретические знания, но, прежде всего, приобрести практические навыки минометчика, пулеметчика, гра-натометателя, снайпера, радиста, сапера и т. д.

По данным П.И. Чебодаева, за все военные годы в Хакасии было обучено семь очередей резерва Красной армии по подготовке бойцов-стрелков и горных стрелков, семь очередей по подготовке автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков, истребителей танков в комсо-мольско-молодежных подразделениях, две очереди горно-стрелковых и четыре - специальных резервов девушек-военных специалистов [7, с. 42]. Летом 1943 г. допризывники четвертой и пятой очередей некоторых отдаленных районов Хакасской автономной области - Ши-ринского, Шарыповского, Таштыпского, Саралинского - прошли обучение с отрывом от производства, что позволило обеспечить более качественную военную подготовку [7, с. 39]. П.И. Чебодаев объясняет это тем, что создавалась возможность «сократить число ВУП (военно-учебных пунктов) и сконцентрировать учебно-материальную базу, позволяющую проводить продуктивные занятия, подобрать квалифицированные кадры командиров и политработников, обеспечить 100 % посещаемость занятий, укрепить воинскую дисциплину и совершенствовать учебу» [7, с. 40-41]. Шестая и седьмая очереди подготовки резерва Красной армии осуществлялись как с отрывом, так и без отрыва от производства [7, с. 40-41].

За все военные годы в системе Всевобуча было подготовлено 19 420 бойцов-стрелков, в том числе 5000 пулеметчиков, минометчиков, снайперов, истребителей танков, 887 горных стрелков, 1000 девушек-военных специалистов [7, с. 42]. Удовлетворительно проходила работа в шахтерском городе Черногорске. В 1941 г. (с началом войны) здесь были организованы 4 учебных пункта с главными центрами в школе ФЗО и Доме обороны [10, л. 4]. За 1941 г. военный отдел Черногорского горкома ВКП(б) развернул широкую информационную работу о задачах мобилизации, провел инструктаж уполномоченных горкома партии, которые затем были направлены в цеха, шахты и учреждения для оповещения и проведе-

ния митингов. В 1941 г. силами Всевобуча были проведены 2 кросса совместно с аэроклубом и другими организациями в беге на 1 км по пересеченной местности в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В них приняли участие 300 чел. [10, л. 4]. В связи с окончанием учащимися школы ФЗО часы занятий по линии Всевобуча были увеличены на 3 часа ежедневно утром и вечером (для ночных и дневных смен). Благодаря этому, они освоили 110-часовую программу Всевобуча к 27 декабря 1941 г. с оценкой «удовлетворительно ».

В целом завершили программу, прошли приемную комиссию и получили соответствующие справки 257 чел., из них ручных пулеметчиков - 62 чел., минометчиков - 36, снайперов - 20, стрелков - 139 чел. Вследствие частых побегов из школы ФЗО не были выпущены 68 учеников [10, л. 4 об.].

Анализ архивных документов показал, что подготовка людских резервов для фронта в системе Всевобуча Хакасской автономной области зачастую сопровождалась большими проблемами. Для качественного проведения занятий не хватало учебного инвентаря, наблюдалась плохая посещаемость занятий, самовольное сокращение учебных часов и нарушение программы подготовки Всевобуча. Так, в Черногорске на январь 1942 г. для обучения было предоставлено всего 4 винтовки, а вместо пулеметов пользовались плакатами. Молодые допризывники своими силами изготовляли учебный инвентарь из дерева: винтовок с железными штыками - 60 шт., винтовок без штыков - 140, ручных учебных гранат (вес 700 г) - 60 шт. [10, л. 4].

В условиях военного времени исключительно большое значение в военно-физической подготовке допризывников приобретала «оперативная и высококачественная работа физкультурных организаций и спортивных обществ» [11, л. 9]. Занятия физкультурой и спортом, отмечалось в Директиве Красноярского краевого комитета ВКП(б) от 20 октября 1941

г., должны способствовать воспитанию « физически сильных, выносливых людей, способных не только работать за двоих-троих на фабриках, заводах, шахтах, колхозных полях, но и в любой момент по первому зову партии и правительства вступить в ряды Красной армии» [11, л. 9]. Допризывная часть населения должна была овладеть навыками бойцов-лыжников, мотоциклиста, велосипедиста, приемами рукопашного боя, водных переправ. Большое значение в формировании резервов для Красной армии приобретала подготовка значкистов комплекса ГТО и БГТО [12, л. 9]. В этой работе чрезвычайно важной была роль Комитета по делам физической культуры и спорта. К нему предъявлялись такие требования, как обеспечение своевременного планирования и контроля за работой по физической подготовке населения в районе (городе), повышение ответственности организаций комсомола, профсоюзов, Всевобуча, отделов народного образования за проведением намеченных мероприятий по физической культуре и спорту, утверждаемых комитетами физкультуры и спорта [12, л. 9].

Вся организационно-массовая работа по развитию физической культуры и спорта вменялась в обязанность военным отделам партийных комитетов, секретарям комсомольских организаций и председателям комитетов физической культуры и спорта всех уровней. Военный отдел Красноярского крайкома партии в директиве от 20 октября 1941 г. предложил всем военным отделам райкомов, горкомов и Хакасскому обкому ВКП(б) обратить особое внимание на подготовку инструкторов-общественников лыжного спорта и выполнение государственного задания по подготовке значкистов ГТО 1-й и 2-й ступеней. В районах, где не было уполномоченных по физической культуре и спорту, предлагалось «подобрать таковых немедленно из числа работоспособных инициативных товарищей, любящих физкультурно-спортивную работу (желательно девушек)» [12, л. 9], а также «Оказывать этим

товарищам всемерную помощь в практической работе и учебе, над повышением их деловой квалификации. Помочь комитетам физической культуры, советам спортивных обществ, райуполномочен-ным в организационном укреплении низовых спортивных обществ и физкультурных коллективов; обеспечить во всех подразделениях Всевобуча введение физической подготовки по видам спорта: лыжи, гранатометание, бег, штыковой бой, преодоление полосы препятствий и т.д.» [12, л. 9]. В целях популяризации этих военно-прикладных видов спорта среди населения (лыжи, гранатометание, штыковой бой и др.) следовало «систематически проводить военизированные соревнования, походы, тактические учения, обеспечивая при этом массовость, строжайшую дисциплину и высококачественное проведение учений в любых метеорологических условиях осени и зимы, приближая их к условиям фронта» [12, л. 9]. На конец 1942 г. в Хакасии было сформировано 118 физкультурных коллективов, в которых занимались 3285 чел. [7, с. 51]. В Черногорске в 1941 г. имелись спортивные общества «Угольщик», «Динамо», «Спартак», «Локомотив», а также 18 физкультурных коллективов с охватом 957 чел. [10, л. 9]. В Абакане физкультур-но-спортивной работой в 1941 г. занимались «Спартак», «Динамо», «Большевик», «Буревестник» и др.

Большая работа проводилась в Чер-ногорске в области физической культуры и спорта. В 1941 г. здесь проходили гимнастические соревнования, в которых приняли участие 33 комсомольских организаций с общим охватом 853 чел. Все участники сдали нормы по одному из следующих видов спорта: гимнастика, равновесие, прыжки, лазание, троеборье, футбол и волейбол. Первое место заняла команда городского аэроклуба, за что была награждена Почетной грамотой краевого комитета по делам физической культуры и спорта [10, л. 9]. В 1941 г. было подготовлено 259 чел. значкистов ГТО, 268 чел. - значкистов БГТО, что составило 66 % от годового плана. Подго-

товка значкистов ГТО 1-й ступени прошла за счет 240 допризывников. Значительных успехов достигли физкультурные коллективы Черногорска в 19421943 гг. За эти годы были проведены военизированные лыжные кроссы по пересеченной местности на дистанции 10, 3 и 1 км. За период III квартала 1943 г. проводилась массовая сдача норм на значок ГТО 1-й ступени и БГТО и подготовка бойцов рукопашного боя. Всего сдали нормы на значок ГТО 1-й ступени 781 чел. при контрольной норме 600 чел. Бойцов рукопашного боя подготовили 671 чел. вместо 600 чел. по плану, на БГТО - 211 чел. при контрольной норме 250 чел. [13, л. 1 об.].

В 1944 г. количество добровольных спортивных обществ (ДСО) и физкультурных коллективов сократилось. Не работали ДСО «Смена» и «Трудовые резервы», поскольку учащиеся школ Наркомпроса были распущены на каникулы, а в школе ФЗО № 2 не было набора учеников, а председателя городского комитета по делам физической культуры и спорта перевели на работу в прокуратуру [14, л. 14]. Тем не менее спортивно-физкультурная работа проводилась довольно активно: 42 спортсмена города участвовали в областной спартакиаде, волейбольная команда ДСО «Угольщик» приняла участие в краевом розыгрыше по волейболу, где заняла 2-место по Красноярскому краю. В Черногорске были проведены 7 футбольных игр и 2 волейбольные. Было подготовлено значкистов ГТО 1-й ступени 171 чел., 2-й - 6 чел., БГТО -20 чел. [14, л. 13].

Главной проблемой, тормозившей деятельность всех спортивных обществ в районах области и городах Абакане и Черногорске, был дефицит физкультурных работников, слабый контроль со стороны руководства военного отдела горкомов ВКП(б). За 1941 г. в Черногор-ске, например, сменились 5 инструкторов-уполномоченных [10, л. 9].

Несмотря на то что спортивные общества «Динамо», «Спартак», школы № 1, 2, 3, 10, 11, Педагогическое учили-

ще, Учительский институт, общество « Самолет» в Абакане были укомплектованы работниками физкультуры, из них только 3 человека имели профессиональное образование [11, л. 26]. Огромное значение в военно-физической работе приобретала лыжная подготовка допризывников и военнообязанных старших возрастов. В Хакасской автономной области лыжные кроссы стали проводится еще в предвоенные годы. На бюро обкома партии 7 января 1941 г. приоритетной в работе военных отделов райкомов, горкомов, районных и городских советов Осоавиахима, областного комитета по делам физической культуры и спорта стояла задача «по охвату призывников военно-физкультурным обучением». Уже тогда особое внимание следовало обратить на массовую подготовку лыжников [5, л. 10]. Массовые лыжные кроссы в области стали проводиться в первую военную зиму. Традиционно эти спортивные мероприятия приурочивались к каким-либо значимым юбилейным датам. В период Великой Отечественной войны были проведены, по данным П.И. Чебодае-ва, 8 лыжных кроссов, в которых приняли участие 162856 чел. [7, с. 52]. Подготовка бойцов-лыжников имела важное государственно-политическое значение. Этот вопрос постоянно обсуждался на совещаниях военных отделов крайкома, обкома партии, на пленумах обкома комсомола, на совещаниях председателей райсоветов Осоавиахима. Перед проведением очередных лыжных кроссов проводилась большая организационная работа по привлечению молодежи на областной лыжный кросс. Но результаты чаще всего оставались неудовлетворительными. Основной причиной такого положения был дефицит инструкторов-общественников лыжного спорта. Подобная ситуация сохранялась в 1943, 1944 и 1945 гг.

Так, в письме одного из руководителей военным отделом крайкома ВКП(б) А. Гусева от 3 марта 1943 г. отмечалось, что в «большинстве районов края план подготовки лыжников-бойцов про-

валивается» [12, л. 2]. Такие результаты были следствием того, что в некоторых районах (Усть-Абаканском, Бейском, Ширинском), городах Абакане, Черно-горске на март 1943 г. не было председателей комитетов по делам физической культуры и спорта, менялись общественные инструкторы лыжников, государственные задания по подготовке значкистов ГТО и БГТО, лыжников-бойцов не выполнялись. Военный отдел обкома ВКП(б) отмечал, что некоторые райсоветы и райкомы ВКП(б) «самоустранились от руководства комитетами физкультуры, не обеспечили контроль и не оказывали им практической помощи в работе». Таким образом, выполнение постановления правительства о военно-политической, начальной допризывной подготовке молодежи проходило крайне медленно. Не были начаты раздельные занятия девушек и юношей, не проводилась физзарядка, не организована поделка простейшего военного имущества: макетов винтовок, болванок гранат, чучел для уколов, указок и т.д. [12, л. 9]. Для повышения эффективности физкультурной работы и подготовке к весенне-летнему спортивному сезону военный отдел областного комитета партии предложил «повсеместно создать комитеты по делам физкультуры и спорта в составе работающего в настоящее время председателя комитета (там, где его нет, немедленно подобрать)», «создать нормальные условия председателям комитетов физической культуры и спорта, приравнивая их в служебных правах к зав. отделами исполкомов» [12, л. 9-9об.]. Предлагалось запретить исполкомам районных и городских советов депутатов трудящихся снимать и назначать председателей комитетов физкультуры и спорта без согласования с исполкомом областного совета и военным отделом обкома ВКП(б). Также запрещалась практика отвлечения председателей физкультуры и спорта на другие работы, не связанные с выполнением их прямых служебных обязанностей [12, л. 9].

Военный отдел крайкома ВКП(б) требовал «принять все меры в деле подготовки лыжников-бойцов, чтобы установленный план на 1942-1943 гг. подготовки лыжников-бойцов был выполнен к 25-й годовщине Красной армии, обратив особое внимание на качество подготовки» [15, л. 2]. Но профсоюзно-комсомольский лыжный кросс, проходивший с 14 февраля по 1 марта в честь 25-й годовщины Красной армии в 1943 г., показал, что план подготовки бойцов-лыжников в некоторых районах области не выполнен: в целом по области вместо 15 000 чел. норму выполнили 10 633 чел. [12, л. 8]. Профсоюзно-комсомольский лыжный кросс имени 26-й годовщины Красной армии, проходивший в Хакасии зимой 1944 г., также не дал хороших результатов. Из 14 318 чел., принявших участие в кроссе, норму выполнили 12 157 чел. [16, л. 11].

Показателем результативности физкультурно-спортивной работы в Красноярском крае стало социалистическое соревнование в связи с празднованием 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Оно выявило не только достижения, но и недостатки в работе физкультурных коллективов по линии Всевобуча. В приказе Красноярского крайкома по делам физической культуры и спорта при исполкоме краевого Совета депутатов трудящихся от 5 ноября 1942 г. отмечалось, что большинство комитетов по делам физкультуры и спорта, спортивные общества, физкультурные коллективы школ ФЗО, Наркомпроса, вузов, техникумов, госпиталей и подразделений Всевобуча перестроили свою работу на военный лад, выполнили и перевыполнили план 1942 г. к 25-й годовщине. В числе отличившихся был физкультурный коллектив школы ФЗО № 2 г. Черногорска во главе с директором Кудрявцевым [12, л. 15-15об.].

В то же время отмечались основные недостатки, препятствующие качественной работе физкультурных организаций:

- подготовленные общественные физкультурные кадры на работе не используются и не закрепляются, их не контролируют в работе, руководители физкультурных организаций не занимаются п овышением их знаний, командир-с кая работа в крае поставлена еще неудовлетворительно;

- отпущенные средства на физкультурные мероприятия не расходуются, а в ряде районов и спортобществах используются не по назначению;

- слабо организованы и укрепляются низовые коллективы на предприятиях, заводах, в колхозах и учебных заведениях;

- слабо проходит работа в крае по подготовке лыжников-бойцов по 20-часовой программе.

Тогда же был утвержден договор социалистического соревнования между комсомольско-физкультурными организациями Красноярского и Алтайского краев по оборонно-физкультурной работе на 1943 г., в котором основное внимание было обращено на обеспечение в целом успешной физической подготовки бойцов по программе Всевобуча, организацию учебно-спортивной работы в условиях военного времени [12, л. 20].

Весьма сложно на протяжении всех военных лет осуществлялась военно-физическая работа учащихся в учебных заведениях Хакасии. Так, на областном совещании от 2-3 ноября 1944 г., где присутствовали руководители отделов народного образования Хакасии, директора, военруки учебных заведений и руководитель инспекторской группы Красноярского краевого военкомата майор Скобелев, стоял вопрос «О состоянии военно-физического воспитания учащихся в гражданских учебных заведениях области». На совещании констатировалось, что «военно-физическая подготовка учащихся учебных заведений области, несмотря на некоторые сдвиги, полученные в итоге учебного года, продолжает оставаться на недопустимо низком уровне» [17, л. 2]. Многие учебные заведения нарушали требования 110-часовой

программы по военно-физической подготовке. В некоторых школах области тактическая и строевая подготовка проводилась в классе (НСШ № 3, г. Абакан; СШ № 2, ст. Сон и др.). Гимнастические упражнения во всех школах Абакана и Черногорска и во многих школах районов области проводились в пыльных коридорах и классах с грубейшими нарушениями методики и правил физиологической нагрузки на организм, без учета возрастных особенностей и пола, а в ряде школ они вообще не проводились (СШ № 2, ст. Сон, Усть-Бюрская СШ и др.). Строевые прогулки под патриотические песни или барабан, военизированные походы, марш-прогулки и экскурсии на лыжах, спортивные игры, русские народные танцы до сих пор еще не стали обязательной формой закаливания и тренировки организма учащихся. Основной мотив уклонения руководства школ и учителей от осуществления этих мероприятий сводился к опасению простудить ребят на вольном воздухе [17, л. 2 об.]. В резолюции областного совещания от 2-3 ноября 1944 г. отмечалось, что большинство военруков не придерживаются того, чтобы «подбором соответствующих методов проведения занятий и видов упражнений прививать учащимся решительность, смелость, выносливость, упорство и инициативу» [17, л. 2]. В том же документе отмечалось, что «военкоматы области к подбору и обучению кадров военруков подходят крайне несерьезно; до сих пор не укомплектованы в учебных заведениях 24 вакантных места военруков и 26 вакансий преподавателей военного дела» [17, л. 2].

Материально-техническая и учебная базы при учебных заведениях за истекшие 2 года не созданы. Отпущенные на эту цель средства директорами школ не используются. В 115 неполных средних и средних школах имеются только 5 спортзалов, 9 тиров, 9 гимнастических городков. На 24000 учащихся 5-10 классов имеется 2016 шт. макет-винтовок, 1271 пара лыж [17, л. 2]. Строительство спортплощадок, гимнастических городков и

штурмовых полос при учебных заведениях предоставлено на самотек и по существу сорвано [17, л. 2 об.]. Военные кабинеты « в абсолютном большинстве школ области не оборудованы». Боевая и учебная техника и учебно-наглядные пособия «плохо охраняются и сберегаются». «Областной центр г. Абакан в деле военно-физического воспитания учащихся положенной ему ведущей роли не занял» [17, л. 2 об.]. Областные оборонные организации, ведающие военной и военно-физической подготовкой населения, в учебных заведениях эту работу ведут вразброд, не по единому плану.

В связи с подобным положением дел областное совещание приняло специальную развернутую резолюцию, рекомендующую ряд практических мероприятий:

1. Создать в области и районах из заинтересованных организаций советы по военно-физической подготовке и учащейся молодежи для координации и направления работы всех оборонных организаций по единому согласованному плану.

2. Потребовать от соответствующих организаций г. Абакана до 1 января 1945 г. перестроить свою работу так, чтобы в учебные заведения областного центра приезжали с периферии учиться постановке военно-физической и спортивно-массовой работы; оборудовать в городе образцовый учебно-методический кабинет по военно-физическому воспитанию молодежи.

3. Рекомендовать директорам и во е нрукам учебных заведений:

- в двухнедельный срок организовать при каждом учебном заведении положенные им ДСО;

- развернуть военно-спортивную внеклассную массовую работу, широко и организованно применять спортигры, ежедневные спортивные прогулки под песни и пионерские барабаны, ежемесячные военизированные марш-походы, лыжные прогулки и т.п.

- в порядке подготовки к зимнему спортивному сезону оборудовать при

школе каток, горки и карусели, организовать лыжные станции;

- поставить перед всеми внутриш-кольными общественными организациями и военруками задачу обеспечить к 23 февраля 1945 г., к Дню Красной армии, сдачу норм на БГТО и ГТО всеми учащимися по состоянию здоровья, могущими заниматься спортом [17, л. 2 об.].

4. Просить ОК ВКП(б), исполком Облсовета:

- потребовать от горрайисполкомов партии, исполкомов советов усиления внимания военно-физической подготовке учащихся;

- поставить перед руководителями хозяйственных организаций задачу оказания непосредственной военной помощи учебным заведениям в создании материально-технической и учебной базы для военно-физической подготовки учащейся молодежи.

- организовать при облоно 3-, 5-месячные курсы для переподготовки и подготовки военруков [17, л. 3 об.].

В ответ на резолюцию областного совещания краевой военкомат предложил поставить на обсуждение бюро обкома партии доклады заведующего областным отделом народного образования и военкома области о состоянии военно-физического воспитания учащихся в учебных заведениях Хакасии с приглашением на бюро представителей крайво-енкомата и крайоно; «дать предварительное директивное указание РК ВКП(б) о немедленном устранении недостатков и извращений в военно-физическом воспитании учащихся в учебных заведениях районов -Саралинском, Боградском, Абаканском и др., вскрытых на областном совещании» [17, л. 1].

В предпоследний и последний годы войны Красноярский краевой военный комиссариат проводил инспекторские проверки состояния военно-физического обучения в области едва ли не ежемесячно. Ноябрьская 1944 г. проверка показала «исключительно неудовлетворительное состояние» военно-физического вос-

питания учащихся в гражданских учебных заведениях Хакасской автономной области. Февральско-мартовская проверка 1945 г. отметила, что «в области в большинстве районов после ноябрьской проверки и областного совещания положение не только не улучшилось, наоборот, значительно ухудшилось» [17, л. 8]. 12 марта 1945 г. на очередном совещании отмечалось, что решения предыдущего областного совещания от 02.11.1944 г. по вопросу военно-физического воспитания учащихся не выполнены. По-прежнему осталось несоответствующим расписание, учебный план по военному делу, не проводились спортивные праздники, строевые прогулки с песнями, спортивные игры и военные кабинеты по-прежнему используются под другие нужды [17, л. 5]. Особенно ярко это прозвучало в докладе заведующего областным отделом народного образования Колма-кова, который обратил внимание на недостатки по физическому воспитанию учащихся школ г. Абакана, отметил случаи сокращения директорами школ до 50 % учебных часов по военной подготовке [17, л. 5].

Большое внимание в области уделялось вопросу о готовности спортивных обществ к летнему сезону. На совещании при военном отделе Хакасского обкома ВКП(б) с председателями спортивных обществ и инструкторами физкультуры (17 апреля 1945 г.) отмечалось, что спортивные общества «Динамо», «Спартак» (г. Абакан) и другие к летнему физкультурному сезону не готовы, поскольку не развернули работу секции легкоатлетов, футб о льн ых, волейбольных и других команд. Спортивные общества не обеспечены спортивным инвентарем (бутсами, тапочками, майками, трусами и т.д.). Стадион «Динамо» не приведен в порядок [17, л. 11]. На основании постановления совещания от 17 апреля 1945 г. председателю спортобщества «Динамо» Пронскому следовало «привести в надлежащее состояние стадион, произвести необходимый ремонт там, где требуется, и к 1 мая открыть» [17, л. 12] .

Заключение. На протяжении всех военных лет боевые резервы для Красной армии в стране готовились как по линии Всевобуча, так и через спортивно-физкультурные общества.

В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 октября 1941 г. началась всесторонняя работа по учету и мобилизации граждан страны в ряды Красной армии. Соответствующие мероприятия проходили и в Хакасской автономной области в системе Всевобуча, по линии физкультурно-спортивных обществ и т.д. В рамках 110-часовой программы допризывники и военнообязанные старших возрастов приобретали знания, умения и навыки минометчика, пулеметчика, гранатоме-тателя, горного стрелка, снайпера, учились преодолевать водные преграды. Подготовка резерва для Красной армии осуществлялась с учетом региональных особенностей. Хакасия располагала условиями, пригодными для обучения и подготовки бойцов-лыжников, поэтому здесь ежегодно проводились массовые лыжные кроссы. Большое внимание уделялось лыжной, лыжно-стрелковой подготовке будущих бойцов.

Военно-физическая подготовка населения, подлежавшего призыву на фронт, проходила в основном без отрыва от производства. Однако необходимость постоянного пополнения рядов Красной армии показала, что военно-физическая подготовка с отрывом производства приводит к лучшим результатам. Составной частью военно-физической подготовки допризывников была физкультурно-спортивная работа, которая не прекращалась в течение всего военного периода. В Хакасии подготовка будущих бой-ц о в п рохо дила в трудных условиях и требовала огромного напряжения. Качественной подготовке резерва Красной армии препятствовали в большей степени полное отсутствие инструкторов-общественников, зачастую слабый контроль со стороны местных органов партийной и советской власти и слабая материальная база. Несмотря на трудности, недостатки в подготовке резерва Красной армии, в области были подготовлены резервные кадры разных специальностей. Хакасия в основном результативно решала вопросы подготовки боевого резерва для Красной армии и внесла свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Список источников

1. Постановление Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. 9-е изд., доп и испр. М.: Изд-во полит. лит., 1985. Т. 7. С. 141.

2. Сарычева Т.В. Становление и развитие советской системы физической культуры в Западной Сибири (1920-1991 гг.). Томск, 2017. Т. 1. С. 377.

3. Николаев Е.А. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО в оборонно-физкультурной работе 1939-1941 гг. в Красноярском крае // Северные архивы и экспедиции. 2021. Т. 5. № 1. С. 105-111.

4. Николаев ЕА., Суржко А.В. «За 100-процентный охват участием в кроссе...». Подготовка красноярских значкистов ГТО в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2022. № 4. С. 104-109.

5. Ултургашев С.П. Хакасская областная партийная организация в период Великой Отечественной войны Советского Союза (июнь 1941 года - 1945 год) // Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. Красноярск: Красно-яр. кн. изд-во, 1987. С. 140-186.

6. Ултургашев С.П. Пирятинская Краснознаменная: 309 стрелковая дивизия. Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1985. 158 с.; Он же. Сибирская гвардейская. История формирования и боевой путь 65-й гвардейской Рижской стрелковой дивизии. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1992. 160 с.

7. Чебодаев П.И. Военный вклад Хакасии в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Абакан, 2005. 168 с.

8. Артамонова НЯ. Физическое воспитание и спортивная подготовка студенческой молодежи Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2022. № 3. С. 75-81.

9. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. П-2. Оп. 1. Д. 797.

10. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 4. Оп. 18. Д. 24.

11. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 11. Оп. 1. Д. 51.

12. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 1. Д. 988.

13. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 4. Оп. 20. Д. 19.

14. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 4. Оп. 19. Д. 25.

15. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 1. Д. 795.

16. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1075.

17. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1077.

References

1. Postanovlenie GKO-690 ot 17 sentyabrya 1941 g. O vseobshchem obyazatel'nom obuchenii voennomu delu grazhdan SSSR // Kommunisticheskaya partiya So-vetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsii i Plenumov TSK (1898-1988) / pod obshch. red. A.G. Egorova, K.M. Bogolyubova. 9-e izd., dop i ispr. M.: Izd-vo polit. lit., 1985. T. 7. S. 141.

2. Sarycheva T.V. Stanovlenie i razvitie sovetskoi sistemy fizicheskoi kul'tury v Zapad-noi Sibiri (1920-1991 gg.). Tomsk, 2017. T. 1. S. 377.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nikolaev E.A. Vsesoyuznyi fizkul'turnyi kompleks GTO v oboronno-fizkul'turnoi rabote 1939-1941 gg. v Krasnoyarskom krae // Severnye arkhivy i ehkspeditsii. 2021. T. 5. № 1. S. 105-111.

4. Nikolaev E.A., Surzhko A.V. «Za 100-protsentnyi okhvat uchastiem v krossE...». Podgotovka krasnoyarskikh znachkistov GTO v gody Velikoi Otechestvennoi voiny // Voenno-istoricheskii zhurnal. 2022. № 4. S. 104-109.

5. Ulturgashev S.P. Khakasskaya oblastnaya partiinaya organizatsiya v period Velikoi Otechestvennoi voiny Sovetskogo Soyuza (iyun' 1941 goda - 1945 god) // Ocherki is-torii Khakasskoi oblastnoi organizatsii KPSS. Krasnoyarsk: Krasnoyar. kn. izd-vo, 1987. S. 140-186.

6. Ulturgashev S.P. Piryatinskaya Krasnoznamennaya: 309 strelkovaya diviziya. Krasnoyarsk: Krasnoyar. kn. izd-vo, 1985. 158 s.; On zhe. Sibirskaya gvardeiskaya. Istoriya formirovaniya i boevoi put' 65-i gvardeiskoi Rizhskoi strelkovoi divizii. Abakan: Khakas. kn. izd-vo, 1992. 160 s.

7. Chebodaev P.I. Voennyi vklad Khakasii v pobedu v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 gg. Abakan, 2005. 168 s.

8. Artamonova N.YA. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya podgotovka studencheskoi molodezhi Khakasii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny // Problemy sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2022. № 3. S. 75-81.

9. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie Respubliki Khakasiya (GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV»). F. P-2. Op. 1. D. 797.

10. GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV». F. 4. Op. 18. D. 24.

11.

12

13

14

15

16 17

GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV GKU RKH «Natsional'nyi arkhiV

. F. 11. Op. 1. D. 51. . F. P-2. Op. 1. D. 988. . F. 4. Op. 20. D. 19. . F. 4. Op. 19. D. 25. . F. P-2. Op. 1. D. 795. . F.P-2. Op. 1. D. 1075. . F. P-2. Op. 1. D. 1077.

Статья принята к публикации 13.06.2023/ The article has been accepted for publication 13.06.2023.

Информация об авторе: Надежда Яковлевна Артамонова, профессор кафедры истории, доктор исторических наук, профессор

Information about the author: Nadezhda Yakovlevna Artamonova, Professoat at the Department of History, Doctor of Historical Sciences, Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.