Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
382
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ / ИНСТИТУТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ / ПРЕСТИЖ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бычков Петр Иванович, Золотухин Алексей Геннадьевич

В статье дается социологический анализ одному из способов комплектования российских Вооруженных сил - военной службе по призыву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCRIPTION - SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article tells about sociological analysis of the way to staff Russian Armed Forces - conscription.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 316.614.5

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51821

БЫЧКОВ Петр Иванович кандидат социологических наук, доцент старший научный сотрудник научно-

исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований) Военного университета имени князя Александра Невского E-mail: pbychkov64@yandex.ru

ЗОЛОТУХИН Алексей Геннадьевич начальник 16 кафедры (информационного обеспечения) Военного университета имени князя Александра Невского

E-mail: Ps-vks@mail.ru

Военная служба по призыву -социологический анализ

В статье дается социологический анализ одному из способов комплектования российских Вооруженных сил - военной службе по призыву.

Ключевые слова: Вооруженные силы, способ комплектования, институт военной службы по призыву, престиж военной службы по призыву.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрены следующие формы прохождения военной службы:

«гражданами - по призыву;

гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства,....- в добровольном порядке (по контракту);

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства . и иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами» [1].

В последнее время практически во всех странах мира идет оживленная дискуссия о целесообразности сохранения института военной службы по призыву. Сторонники данного подхода считают, что эксплуатировать и обслуживать современную и недешевую военную технику и вооружение могут только профессионалы, имеющие достаточную подготовку и опыт.

К тому же военная служба по призыву во многих странах ассоциируется с понятием «всеобщей воинской обязанностью», что, по мнению ряда государственных деятелей, неприемлемо в современном обществе [2].

При этом сторонники отмены института призыва и замены на контрактную форму комплектования армии приводят в качестве примера вооруженные силы высокоразвитых стран: США, Великобритании, Японии и ряда других государств.

Однако военная служба по призыву в настоящее время сохраняется более чем в 50 странах мира. В том числе в таких государствах, как Австрия, Республика Корея, Турецкая республика, Финляндия, а в Израиле и Нидерландах вообще сохранилась всеобщая воинская обязанность.

В целом дискуссии о необходимости и целесообразности военной службы по призыву не прекращаются даже в тех государствах, где по факту призыва уже нет. Так, в бундесвере ФРГ в 2011 г. военная служба по призыву была отменена. Однако уже в 2020 г. в политических кругах Германии разгорелась острая дискуссия о восстановления данной формы прохождения военной службы. В качестве одной из основных причин, немецкие бюргеры указали на «необходимость установления тесного контакта между обществом и армией и роль своеобразного мостика, связующего звена принадлежит именно институту военной службе по призыву». Так, с предложением начать дискуссию о возвращении всеобщей воинской повинности в Германии выступила уполномоченная бундестага по делам военнослужащих бундесвера Ева Хёгль (Eva Högl). «Я считаю огромной ошибкой то, что воинская обязанность была снята. Нам необходимо критически проанализировать это решение», - заявила Хёгль. Высказывания депутата от партии социал-демократов (СДПГ) вызвали широкую дискуссию в ФРГ, к которой подключилась и министр обороны [3].

Институт военной службы по призыву в Российской Федерации (а ранее в СССР), как способ комплектования армии и флота тесно связан с конкретными историческими событиями.

В этом отношении как никогда остается актуальным мнение одного из видных военачальников РККА М.В. Фрунзе о том, что форма комплектования армии «не должна рассматриваться вне исторических условий военного строительства, необходимо принимать во внимание политические, экономические и чисто военные факторы, оказывающие влияние на военное строительство» [4, с.47].

Накануне начала второй мировой войны руководством советского государства было принято решение о комплектовании Красной Армии на основе всеобщей воинской обязанности [5].

Первая Конституция СССР (1936 год) - основной закон первого в мире социалистического государства провозгласила защиту социалистического Отечества священной обязанностью каждого гражданина и способствовала росту авторитета института военной службе по призыву. Это решение явилось одной причин победы советского народа: в ряды РККА и КВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны было призвано около 30 миллионов человек.

После массовых сокращений личного состава армии и флота (в 1956-1958 гг.) и начала «холодной войны» возникла острая необходимость в резком увеличении численности Вооруженных Сил. В силу резко ухудшившейся международной обстановки, Верховный Совет СССР в 1967 г. был принят Закон «О всеобщей воинской обязанности». В соответствие с данным законодательным актом в 80-е гг. в армию и на флот ежегодно призывалось более миллиона молодых людей.

В Российской Федерации наиболее остро вопрос о целесообразности института военной службы по призыву встал в девяностых годах прошлого столетия. Было принято ряд законодательных актов направленных на перевод Вооруженных Сил с весны 2000 г. на комплектование рядовым и сержантским составом на добровольной основе [6].

В соответствии с нормативно-правовыми актами была принята Федеральная целевая программа «Перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в соединениях и воинских частях постоянной готовности» (20042007 гг.). Однако призыв, как способ комплектования Вооруженных Сил остался и по сей день (см. таблицу 1).

Таблица №1

Количество призывников в Вооруженных Силах Российской Федерации

годы 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

количество призывников 303230 308100 297200 306000 236000 260500 230400

Более того, в нашей стране полный отказ от института по призыву считается лишь отдаленной перспективой [7].

Анализ истории военного строительства в разных странах мира показывает, что принципы комплектования армии государств в процессе их развития меняются, и ни один из них в чистом виде, как правило, не применяется. Вероятно необходим баланс в соотношении различных способов комплектования. Так, за двухвековую историю США принцип комплектования армии менялся шесть раз.

Как правило, сторонники сохранения института военной службы по призыву используют следующие аргументы:

Во-первых, только институт военной службы по призыву позволяет подготовить многочисленный и сравнительно профессиональный резерв. Он будет необходим при участии государства в крупномасштабном вооруженном конфликте.

Во-вторых, как уже указывалось выше, сохранение института военной службы по призыву, способствует единению нации. Служба в армии и на флоте воспитывает у молодых людей высоконравственные качества, чувство локтя товарища, физически закаляет защитника Родины.

Поэтому не зря, 64% граждан страны, считают службу в армии для молодых людей хорошей школой жизни [8].

В-третьих, институт призыва на военную службу способствует возникновению и сохранению обязательств между государством и его гражданами, с одной стороны государство стимулирует патриотические настроения в обществе, а с другой нахождение в армии призывников обеспечивает гражданский контроль над вооруженными силами.

В-четвертых, наличие призывной армии способствует появлению и сохранению тысячи рабочих мест, обеспечивающих призывников обмундированием, питанием, транспортировкой, учетом и т.д. То есть фактически за счет призывников существует целая отрасль национальной экономики.

В-пятых, несмотря на значительные затраты по содержанию призывной армии, она все же обходится государству дешевле профессиональной, укомплектованной военнослужащими по контракту.

Вместе с тем анализ исторического наследия не позволяет установить тесную связь между уровнем боевой готовности армии и принципами ее комплектования. Поэтому институт военной службы по призыву присутствует в силу выше указанных причин в странах различающихся как типу государственного устройства, так и по экономическому развитию.

Главным условием сохранения института военной службы, как свидетельствует опыт большинства государств, является соответствие критериям современного цивилизованного общества всех этапов организации обязательной военной службы от момента постановки на учет будущих призывников до момента их увольнения из рядов вооруженных сил.

Другими словами, государство, где сохраняется институт военной службы по призыву должно поддерживать привлекательность данного института. Обеспечивать права и свободы военнослужащих по призыву, защищать их от произвола, предлагать достойное жалование, хорошие условия размещения, питания и проведения досуга, а также адекватные социальные льготы и преимущества при поступлении на учебу и трудоустройстве после завершения службы.

При выборе способа комплектования экономические соображения, безусловно, имеют громадное значение, но главное - это государственная целесообразность и военная эффективность, ибо, как принято говорить: оборона стоит столько, во сколько государство оценивает свой суверенитет.

Какими характеристиками в настоящее время обладает военнослужащие по призыву?

Демографические характеристики военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Большинство (74%) военнослужащих по призыву выросли и воспитывались вполных семьях, а каждый четвертый к тому же жил в многодетной семье [8].

Более половины военнослужащих (55%) - это выходцы из семей рабочих (для примера в 2012 году - 68%). Продолжает увеличиваться количество призывников из семей государственных служащих, предпринимателей и интеллигенции, что в целом соответствует изменению структуры трудовой заня-

тости населения страны и появлению многочисленной прослойки людей, не связанных с материальным производством (см. рис. 1).

2019 год [бб] [ 2||1о~| 13 0 0

2012 год [бв] 00 0 И0

■ Наемные рабочие

■ Крестьяне (работники с/х) Интеллегенция (вк. учителей, врачей)

■ Предприниматели Служащие

■ Пенсионеры

+1 Другие

Рис. 1. Социальное происхождение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (в %)

Каждый третий военнослужащий до призыва на военную службу постоянно проживал либо в областных центрах (включая Москву и Санкт-Петербург), либо в поселках и деревнях.

Большинство военнослужащих по призыву заканчивали только общеобразовательную школу, либо колледж, а каждый десятый (10%) высшее учебное заведение.

Столь незначительное количество молодых людей с высшим образованием обусловлено ростом популярности военной службы по контракту и появившейся возможностью ее выбора взамен службы по призыву.

Допризывная подготовка

В советское время большинство призывников проходило допризывную подготовку в школах ДОСААФ, а по ряду специальностей (водители, автомеханики, связисты и ряд других, связанных с эксплуатацией техники и вооружения практически 100%).

В настоящее время количество военнослужащих по призыву прошедших допризывную подготовку заметно снизилось

(до 33%). Среди тех, кто имеет допризывную подготовку большинство прошли подготовку в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а четвертая часть в фактически заново восстановленном ДОСААФе.

В настоящий момент, появилось ряд общественных организаций занимающихся допризывной подготовкой потенциальных призывников. Одной из самых массовых стала «Юнармия» - добровольное российское детско-юношеское движение, созданное в 2016 г. при активной поддержки Минобороны России. Движение объединила на данный момент (2021 г.) более 1 000 000 детей и подростков со всей России.

Шефство над движением взяли соединения и воинские части Вооруженных Сил. Данное обстоятельство дает членам движения возможность изучать военную технику и заниматься спортом, способствует приобретению специальных знаний и навыков, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, а главное воспитывает у юношей и девушек чувство гордости за страну [10].

Практически 66% военнослужащих до призыва на военную службу уже имели, хотя и незначительный опыт трудовой деятельности. При этом каждый четвертый работал на предприятиях, занятых материальным производством. Наличие опыта работы в трудовых коллективах, знание особенностей взаимоотношений между сотрудниками благотворно влияет на их последующую адаптацию в воинском коллективе и способствует быстрому вводу в строй военнослужащего.

Особенности мотивации к военной службе по призыву

Большинство призывников (65%) относятся к своей службе как к законодательной обязанности, гражданскому долгу. Негативно к военной службе по призыву относится лишь 7%. С каждым годом растет количество военнослужащих по призыву считающих военную службу интересным занятием (в 4 раза).

Это связано как со значительным техническим перевооружением армии, так и с тем, что многие хозяйственные функции, такие как уборка территории, наряды по кухни в армии и на флоте отошли к сторонним организациям.

Существенное влияние на мотивацию военнослужащих по призыву оказывает такой внешний фактор, как их удовлетворенность тем, насколько престижна и почетна военная служба в обществе. Удовлетворённость уровнем престижа военной

службы, существующего в российском обществе, на протяжении последних лет стабильна (71%) и имеет тенденции к росту.

Удовлетворенность военнослужащих по призыву своей службой можно рассматривать как показатель того, насколько успешно проходит становление призывников в новой для них социальной роли защитников Отечества. Большинство (76%) военнослужащих отмечают, что они в той или иной степени удовлетворены прохождением военной службы в своих воинских частях и всего 6% заявили, что не удовлетворены данным процессом.

Большое значение для военнослужащих по призыву имеет то, как их ближайшее социальное окружение относится к прохождению ими военной службы. Большинство военнослужащих (83%) считают, что их родители положительно относятся к тому, что они проходят службу в армии, одобряют и постоянно интересуются ей. Только 7% сообщили, что родителей не интересует их служба, а 2% из числа опрошенных считают, что их родители отрицательно относятся к военной службе своего ребенка.

Большинство самих родителей (близких родственников) потенциальных призывников хотели бы, чтобы их сыновья служили бы в армии или на флоте (см. рис. 2).

68

68

41

7

2014

31

25

12 11 2015 2016

Скорее да, хотел(а) бы Затрудняюсь ответить

24

2017

27

2020

Скорее нет, не хотел(а) бы

Рис.2. Хотели бы Вы, чтобы Ваш сын, брат, муж или другой близкий родственник служил сейчас в армии? (По данным ВЦИОМ, в % от количества опрошенных)

Таким образом, прослеживается тесная зависимость между отношением молодежи к военной службе по призыву и состоянием престижа военной службы в обществе, организацией целенаправленного патриотического воспитания на всех уровнях и со всеми категориями граждан страны.

Оценка внутриколлективных отношений среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Показатель ощущения удовлетворенности службой в воинских коллективах у военнослужащих находится на высоком уровне. Большинство (75%) военнослужащих по призыву отмечают, что они удовлетворены службой в своем воинском коллективе. Подавляющее большинство (84%) военнослужащих считают, что межличностные отношения в их подразделениях товарищеские, доверительные и деловые.

Сокращение сроков прохождения военной службы по призыву способствовало снижению, а в большинстве воинских частей к полному исчезновению, такого позорного явления «как дедовщина». Однако в любом здоровом мужском коллективе, какими являются воинские подразделения, иногда происходят конфликты. Основной причиной конфликтов треть военнослужащих считают личную неприязнь, либо стремление некоторых рядовых, сержантов переложить часть своих обязанностей на сослуживцев.

Соблюдение социально-правовых гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Существенным условием поддержания высокой боевой готовности и качественного выполнения военнослужащими, проходящих военную службу по призыву, своих обязанностей является обязательное соблюдение их конституционных прав и социальных гарантий. Права и гарантии военнослужащих определяют нормативные требования к качеству и полноте их продовольственного, вещевого и денежного обеспечения, к бытовым и санитарно-гигиеническим условиям прохождения военной службы, а также к организации их отдыха и досуга.

В последнее время предпринято ряд кардинальных мер по существенному улучшению всех видов обеспечения:

- на аутсорсинг переведена организация питания. Данная мера позволила уменьшить количество внутренних нарядов,

пища стала готовиться профессиональными поварами, а ассортимент блюд стал шире;

- обязательным атрибутом мест проживания военнослужащих по призыву стали душевые кабины и стиральные машины, соответственно появились нормы выдачи стирального порошка (ранее такой номенклатуры не было). Само название «казарма» было заменено на «общежитие».

- помимо повседневной и рабочей (специальной) формы каждому военнослужащему по призыву стали выдавать спортивное обмундирование.

Даже этот далеко не полный, перечень изменений не мог благотворно не сказаться на моральном настрое военнослужащих по призыву, да и целом на престиже военной службы.

Так, качество приготовления пищи в солдатских столовых на «отлично» или «хорошо» оценивают большинство (71%) солдат и сержантов по призыву. В их ежедневном рационе в соответствии с установленными нормами присутствуют необходимые продукты для сбалансированного и калорийного питания: мясо, рыба, сливочное масло, сахар, хлеб, овощи, фрукты, яйца (еженедельно). Не остались забытыми и те военнослужащие, кто в полевых условиях выполняет служебные задачи. Разработанный российскими специалистами сухой продовольственный паек (сокращенно - ИРП), считается одним из лучших в мире. Помимо необходимых продуктов питания он включает шоколад, сок, спички, обеззараживающие препараты, влажные салфетки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранился в армии и на флоте и такой вид обеспечения, как предоставление бесплатных конвертов для личной переписки. Казалось, при наличии мобильной связи предоставление конвертов является не нужным. Однако существуют места службы, где она не доступна для потенциальных абонентов, да к тому же солдату иногда проще и удобней свои мысли изложить на бумаге.

Вещевое обеспечение военнослужащих включает несколько комплектов различной формы одежды, которая используется в зависимости от выполняемых задач и погодных условий. Военнослужащим по призыву обеспечивают следующей одеждой:

- повседневным обмундированием (камуфляжем);

- специальной (рабочей) формой;

- спортивной формой;

- офисной формой.

В период прохождение военной службы военнослужащие по призыву получают денежное довольствие (около 2 105 руб. в месяц). В армии и на флоте существует система денежных надбавок за особые условия службы. Например, за службу в высокогорных районах, прыжки с парашютом, командование отделением, расчетом. Тратят деньги военнослужащие по призыву исключительно на личные нужды.

Одним из факторов удовлетворенности военной службой, является неукоснительное исполнение установленных приказами и директивами мероприятий повседневной деятельности, занятий по боевой подготовке личного состава воинской части. При этом в распорядком дня воинской части должно предусмотрено время не только для боевой подготовки личного состава, но и присутствовать мероприятия в интересах повышения культурного уровня, своевременного сна и отдыха военнослужащих.

Несмотря на существенно возросшую интенсивность боевой подготовки, увеличение количества учений, стрельб, в результате чего достижение стоящих целей невозможно без привлечения военнослужащих к выполнению задач в ущерб их времени отдыха, более половины военнослужащих (54%) полностью удовлетворены созданными в воинской части условиями для отдыха и досуга. При этом большинству (79%) солдат и сержантов регулярно предоставляется 2 часа в сутки для личных потребностей, и лишь 3% - личным временем не располагают.

Наиболее доступными формами проведения досуга для военнослужащих, являются: занятия спортом (89%), просмотр телепередач (84%), просмотр фильмов (82%) (см. рис. 3).

Военнослужащие по призыву высоко оценивают свои знания прав, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и общевоинскими уставами.

Наиболее хорошо они осведомлены о своих правах на охрану здоровья - 86%, норм выдачи бесплатных конвертов, мыла, конфет - 85%, на свободу совести и вероисповедания

- 84%, на личную неприкосновенность - 84%, право на отдых

- 82%, на бесплатный проезд к месту службы и обратно -79%. Несколько хуже военнослужащие осведомлены о страховых гарантиях и об избирательных правах (по 76% соответственно), т.е. теми гарантиями и правами, которыми они пользуются не регулярно, а лишь эпизодически.

Занятия спортом I 189

Просмотр телепередач I I 84

Просмотр видеофильма Г I 82

Посещение пункта — I 81

Получение книг в библиотеке I I 79

Отдых в солдатской чайной I I 79

Чтение газет, журналов I I 76

Прослушивание музыки I 1 71

Получение бесплатной 1 1 70

Посещение музея воинской— I 70

Просмотр кинофильма в — I 68

Участие в художественной I I 66

Рис. 3. Доступность основных мероприятий, организуемых для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (в %)1

Привлекательность прохождения военной службы по призыву

Военная служба по призыву все больше способствует социализации и становлению, воспитанию у российской молодежи гражданственности, патриотизма и мужественности. Стоит сказать, что военнослужащие отмечают улучшение своих индивидуальных качеств за время службы в армии. Особенно отмечены такие характеристики как самостоятельность (68%), способность разбираться в людях (67%), самоуважение (60%), и умение ориентироваться в жизненных ситуациях (65%).

На состояние привлекательности военной службы по призыву в Вооруженных Силах годов повлияли следующие факторы:

во-первых, повысилась общественная оценка социальной значимости военной службы, способствующая формированию среди молодых людей положительного настроя на прохождение службы в армии;

во-вторых, осуществляются меры, направленные на улучшение социально-экономического и правового положения военнослужащих, введена строгая регламентация жизнедеятельности призывников с выделением времени на боевую подготовку, отдых и личные потребности;

1 Сумма ответов больше 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

в-третьих, особое внимание в воинских частях уделяется вопросам создания благоприятных условий прохождения военной службы по призыву, доведения до военнослужащих положенных норм всех видов довольствия.

Так, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определен порядок реализации гражданами, прошедшими военную службу по призыву, права на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также преимущественного зачисления в образовательную организацию. Федеральным законом № 170-ФЗ от 2 июля 2013 г. «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении граждан мужского пола, признанными призывными комиссиями субъектов Российской Федерации не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, установлено ограничение на замещение должностей государственной и муниципальной службы.

Вышеперечисленные меры, безусловно, свидетельствуют об активной деятельности органов государственной власти Российской Федерации по повышению престижа военной службы по призыву.

Поэтому неудивительно, что большинство (61%) военнослужащих по призыву высоко оценивают уровень престижа военной службы в Вооруженных Силах России, 29% - считают его средним и только 10% - низким (см. рис. 4).

В заключении говоря о перспективах сохранения института военной службы по призыву, следует согласиться с мнением видного военачальника генерала армии М. Гареева: «Государства, которые вынуждены, будут считаться с возможностью агрессивных действий против них или участия по тем или иным причинам в крупномасштабной войне, придется кроме содержания кадровой армии мирного времени, больше заботиться о развертывании на время войны более крупных вооруженных сил и подготовке мобилизационных ресурсов путем обучения систематически призываемых в вооруженные силы воинских контингентов» [11, с.195].

Рис. 4. Уровень престижа военной службы в России» (по мнению опрошенных военнослужащих, в %)

Все это свидетельствует о том, что совершенно идеальных систем комплектования вооруженных сил нет, и не может быть. Есть только определенные национальные интересы, социально-политические, экономические, геостратегические условия и возможности государства, задачи вооруженных сил, вынуждающие каждое государство избирать конкретную, наиболее рациональную для него систему комплектования Вооруженных сил.

Литература:

1. Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой призыва на военную службу в мирное время». Официальный сайт ЛДПР от 26 ноября 2011 года.

3. DW. 26 июня 2020 г. [Электронный ресурс].

4. Фрунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия / Избр. произв. М., 1965. С. 47.

5. Закон «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. № 32.

6. Постановление Правительством Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 918 «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке - по контракту». Указ Президента Российской Федерации № 722 (май 1996 г) «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе».

7. Болдырев В. Выступление главы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности 20 февраля 2020 года.

8. ВЦИОМ, Информационный сборник, декабрь 2020 года.

9. Ежегодный доклад о социально-экономическом и правом положении военнослужащих и членов их семей в 2019 г., М. 2020 г.

10. Шойгу С.К., Выступление перед активом «Юнармии» 28 мая 2016 г. РИА новости 28 мая 2016 г.

11. Слипченко В.Н., Гареев М.А. Будущая война ISBN: 5-94282345-6 Год издания: 2005 Издательство: ОГИ Язык. С. 195.

BYCHKOV P.I. Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Senior Researcher of the Research Department (Military-Humanitarian Research) of the Military University named after Prince Alexander Nevsky

ZOLOTUKHN A.G. Head of Department 16 (information support) of Military University named after Prince Alexander Nevsky

Conscription - sociological analysis

The article tells about sociological analysis of the way to staff Russian Armed Forces - conscription.

Keywords: Armed Forces, way to staff, the institute of conscription, military unit, conscripts, credibility of conscription.

Literature:

1. Federal Law No. 53-FZ of March 28, 1998 "On Military Duty and Military Service".

2. Draft Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Abolition of Conscription for Military Service in Peacetime." The official website of the LDPR dated November 26, 2011.

3. DW. June 26, 2020 [Electronic resource].

4. Frunze M.V. Unified military doctrine and the Red Army / Elected proc. M., 1965. p. 47.

5. The Law "On Universal military duty" of September 1, 1939 // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1939. No. 32.

6. Resolution by the Government of the Russian Federation of November 30, 1992 No. 918 "On measures for the gradual transition to the recruitment of the Armed Forces of the Russian Federation by military personnel on a voluntary basis - under contract." Decree of the President of the Russian Federation No. 722 (May 1996) "On the transition to the recruitment of positions of enlisted and non-

commissioned personnel of the Armed Forces and other troops of the Russian Federation on a professional basis."

7. Boldyrev V. Speech by the head of the Federation Council Committee on Defense and Security on February 20, 2020.

8. VTSIOM, Information Soursebook, December 2020.

9. Annual report on the socio-economic and legal situation of servicemen and their family members in 2019, M. 2020

10. Shoigu S.K., Speech to the active members of "Unarmia" on May 28, 2016 RIA Novosti on May 28, 2016

11. Slipchenko V.N., Gareev M.A. Future war ISBN: 5-94282-345-6 Year of publication: 2005 Publisher: OGI Language. p. 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.