Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ США И ДРУГИХ ЗАПАДНЫХ СТРАН УКРАИНЕ ПОСЛЕ НАЧАЛА РОССИЙСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ США И ДРУГИХ ЗАПАДНЫХ СТРАН УКРАИНЕ ПОСЛЕ НАЧАЛА РОССИЙСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
675
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ / ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ УКРАИНЕ / ПОСТАВКИ ВООРУЖЕНИЙ УКРАИНЕ / ПОЛИТИКА США / НАТО / ПОСТАВКИ ТЯЖЕЛЫХ ВООРУЖЕНИЙ УКРАИНЕ / ЛЕНД-ЛИЗ / ПРИМЕНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубнова Наталия Игоревна

Военное освоение территории Украины США и НАТО стало вполне очевидным начиная с 2014 г. События 2022 г. радикально изменили характер и масштабы военного участия Запада в украинском кризисе. Многомиллиардная военная помощь Украине со стороны США и других стран западной коалиции после начала российской СВО явилась, наряду с беспрецедентными санкциями, основным способом противодействия российскому курсу на Украине, а затем и попыток ослабления России. На протяжении 2022 г. Украине со стороны Запада и поддержавших его стран отправлялись вооружения, предоставлялись разведывательные данные и помощь в обеспечении кибербезопасности, осуществлялось обучение воинского контингента ВСУ. По мере развития конфликта на Украине и в зависимости от его хода, США и их союзники неоднократно повышали ставки, переходя к отправке Киеву все более современных систем, включая наступательные, а затем тяжелые вооружения, в том числе западного производства: от артиллерии и комплексов ПВО до танков. Пентагоном заключались долгосрочные контракты на производство оружия специально для Киева под заказ, а в европейские страны посылались партии вооружений, предназначенных чтобы восполнить их потраченные арсеналы. Усиливалось военное присутствие США и НАТО в Европе. Несмотря на разногласия между членами Североатлантического альянса и связанную с поставками вооружений внутриполитическую борьбу в самих этих странах, противостояние с Россией в связи с украинским кризисом в значительной степени консолидировало НАТО. При этом там наблюдалось устойчивое негативное отношение к непосредственному вовлечению западных государств в военные действия, чтобы избежать перерастания конфронтации в мировую войну и не спровоцировать применение ядерного оружия. Хотя в дальнейшем объем военных поставок Украине будет зависеть от продолжения их поддержки со стороны американских и европейских политиков и избирателей, в Вашингтоне и Брюсселе заявляли, что будут продолжать предоставлять Киеву военную помощь, «столько, сколько потребуется».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US AND OTHER WESTERN COUNTRIES’ MILITARY ASSISTANCE TO UKRAINE AFTER THE BEGINNING OF RUSSIA’S SPECIAL MILITARY OPERATION

The attempts by the United States and NATO to incorporate Ukraine into their military orbit became ever more apparent starting from 2014. The events of 2022 radically changed the nature and scope of the military participation of the West in the Ukrainian crisis. The multi-billion military assistance provided to Ukraine by the United States and other members of the western coalition after the beginning of Russia’s special military operation in Ukraine became, alongside with the unprecedented anti-Russian sanctions, their main instrument to counter Russia’s course in Ukraine and, consequently, an attempt to weaken Russia. Throughout 2022, western countries and other states supporting them continued to ship weapons to Ukraine, share their intelligence data with it, render aid in cybersecurity, and conduct training for the Ukrainian military personnel. As the conflict unfolded and depending on its development, the United States and its allies would repeatedly raise their stakes, expanding the shipments accordingly to include increasingly more advanced offensive armaments and, eventually, heavy weapons, from artillery to surface-to-air systems to tanks. Pentagon was signing long-term contracts for military equipment to be built on order specifically for Kyiv, and was sending weapons to the European countries to replenish their dwindling arsenals. US and NATO’s military presence in Europe was expanding. Despite the contradictions between NATO members, their standoff with Russia in connection with the Ukrainian crisis led, to a significant extent, to the consolidation of the Alliance. Both Washington and Brussels, however, also shared a negative approach as to the direct military involvement into the armed conflict and took efforts to prevent its spill-over into an all-out war and to avoid provoking the use of nuclear weapons. Though the scope of weapons deliveries to Ukraine would depend on their continued support by the American and European political communities and publics, both the United States and other western countries were declaring their commitment to continue providing military assistance to Ukraine «as long as it takes».

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ США И ДРУГИХ ЗАПАДНЫХ СТРАН УКРАИНЕ ПОСЛЕ НАЧАЛА РОССИЙСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

БОТ: 10.31249/геш/2023.02.06

Н.И. Бубнова

ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ США И ДРУГИХ ЗАПАДНЫХ СТРАН УКРАИНЕ ПОСЛЕ НАЧАЛА РОССИЙСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

Аннотация. Военное освоение территории Украины США и НАТО стало вполне очевидным начиная с 2014 г. События 2022 г. радикально изменили характер и масштабы военного участия Запада в украинском кризисе. Многомиллиардная военная помощь Украине со стороны США и других стран западной коалиции после начала российской СВО явилась, наряду с беспрецедентными санкциями, основным способом противодействия российскому курсу на Украине, а затем и попыток ослабления России. На протяжении 2022 г. Украине со стороны Запада и поддержавших его стран отправлялись вооружения, предоставлялись разведывательные данные и помощь в обеспечении кибербезопасности, осуществлялось обучение воинского контингента ВСУ. По мере развития конфликта на Украине и в зависимости от его хода, США и их союзники неоднократно повышали ставки, переходя к отправке Киеву все более современных систем, включая наступательные, а затем тяжелые вооружения, в том числе западного производства: от артиллерии и комплексов ПВО до танков. Пентагоном заключались долгосрочные контракты на производство оружия специально для Киева под заказ, а в европейские страны посылались партии вооружений, предназначенных чтобы восполнить их потраченные арсеналы. Усиливалось военное присутствие США и НАТО в Европе. Несмотря на разногласия между членами Североатлантического альянса и связанную с поставками вооружений внутриполитическую борьбу в самих этих странах, противостояние с Россией в связи с украинским кризисом в значительной степени консолидировало НАТО. При этом там наблюдалось устойчивое негативное отношение к непосредственному вовлечению западных государств в военные действия, чтобы избежать перерастания конфронтации в мировую войну и не спровоцировать применение ядерного оружия. Хотя в дальнейшем объем военных поставок Украине будет зависеть от продолжения их поддержки со стороны американских и европейских политиков и избирателей, в Вашингтоне и Брюсселе заявляли, что будут продолжать предоставлять Киеву военную помощь, «столько, сколько потребуется».

Ключевые слова: российская специальная военная операция на Украине; военная помощь Украине; поставки вооружений Украине; политика США; НАТО; поставки тяжелых вооружений Украине; ленд-лиз; применение ядерного оружия.

Бубнова Наталия Игоревна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник НИ ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. Россия, Москва.

E-mail: nataliaibubnova@gmail.com Web of Science Researcher ID: U-3588-2017 Scopus Author ID: 57196712897

Bubnova N.I. US and other Western countries' military assistance to Ukraine after the beginning of Russia's special military operation

Abstract. The attempts by the United States and NATO to incorporate Ukraine into their military orbit became ever more apparent starting from 2014. The events of 2022 radically changed the nature and scope of the military participation of the West in the Ukrainian crisis. The multi-billion military assistance provided to Ukraine by the United States and other members of the western coalition after the beginning of Russia's special military operation in Ukraine became, alongside with the unprecedented anti-Russian sanctions, their main instrument to counter Russia's course in Ukraine and, consequently, an attempt to weaken Russia. Throughout 2022, western countries and other states supporting them continued to ship weapons to Ukraine, share their intelligence data with it, render aid in cybersecurity, and conduct training for the Ukrainian military personnel. As the conflict unfolded and depending on its development, the United States and its allies would repeatedly raise their stakes, expanding the shipments accordingly to include increasingly more advanced offensive armaments and, eventually, heavy weapons, from artillery to surface-to-air systems to tanks. Pentagon was signing long-term contracts for military equipment to be built on order specifically for Kyiv, and was sending weapons to the European countries to replenish their dwindling arsenals. US and NATO's military presence in Europe was expanding. Despite the contradictions between NATO members, their standoff with Russia in connection with the Ukrainian crisis led, to a significant extent, to the consolidation of the Alliance. Both Washington and Brussels, however, also shared a negative approach as to the direct military involvement into the armed conflict and took efforts to prevent its spill-over into an all-out war and to avoid provoking the use of nuclear weapons. Though the scope of weapons deliveries to Ukraine would depend on their continued support by the American and European political communities and publics, both the United States and other western countries were declaring their commitment to continue providing military assistance to Ukraine «as long as it takes».

Keywords: Russia's special military operation in Ukraine; military assistance to Ukraine; weapons deliveries to Ukraine; US policy; NATO; heavy weapons shipments to Ukraine; Lend-Lease; use of nuclear weapons.

Bubnova Natalia - Ph.D. in History, Leading Research Fellow, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences. Russia, Moscow.

E-mail: nataliaibubnova@gmail.com Web of Science Researcher ID: U-3588-2017 Scopus Author ID: 57196712897

Начатая Россией в феврале 2022 г. специальная военная операция на Украине вызвала жесткое противодействие со стороны США и их западных союзников. Поставки вооружений США и их союзники рассматривали, наряду с санкциями [Бубнова 2022], как основное средство поддержать Украину. Если на конец января 2022 г. всего 13 стран предоставляли Украине военно-техническую помощь, то после начала СВО в военных поставках Украине приняли участие около 50 государств.

В статье проанализированы основные тенденции и точки бифуркации в этом процессе, представлены его участники и созданные для координации военных поставок национальные и трансатлантические организации и предложены выводы относительно объема и роли западных поставок вооружений Киеву, их воздействия на формирование и перспективы военно-политического курса США и НАТО. Хотя в исследовании использовались данные российских и зарубежных официальных органов, ведущих экспертно-аналитических организаций и авторитетных СМИ, но по целому ряду позиций показатели, приведенные в различных источниках, расходятся, а некоторые страны и международные организации не представляют соответствующих сведений или публикуют их в общих формулировках, без конкретных цифр. Ко всем количественным данным по данной теме следует относиться как к материалу, подверженному различным трактовкам и изменениям и нуждающемуся в дополнительной проверке. Приоритетное внимание в исследовании уделено Соединенным Штатам, предоставившим Украине 2/3 от всего объема полученной ею военной помощи.

Выделение финансирования и военные поставки

Сразу же после начала российской специальной военной операции Пентагоном была сформирована из представителей 40 стран Контактная группа по вопросам обороны Украины, целью которой было содействовать в обеспечении военных нужд Киева и рассматривать его запросы. На базе двух ранее функционировавших американского и британского центров был создан Объединенный координационный совет по поставкам вооружений Украине - со штаб-квартирой в Штутгарте (International Donor Coordination Center - IDCC), где осуществлялась работа по координации и синхронизации поставок вооружения из различных стран, а также обучению украинских военных. На военной базе Ramstein в Германии начали регулярно, примерно раз в месяц, собираться представители стран - членов Контактной группы по вопросам обороны Украины (так называемый «формат Ramstein») для обсуждения вопросов военной помощи Киеву, а также организации сотрудничества в областях промышленности, обеспечивающих возросшие в связи с поставками вооружений потребности в боеприпасах и оружейных установках.

Президент США Джозеф Байден уже 25 февраля 2022 г. специальным меморандумом принял решение о выделении 600 млн долл. помощи Украине, из них 350 млн - на нужды ее обороны. А затем запросил согласия Конгресса на то, чтобы направить ей дополнительно пакет военной помощи в размере 6,4 млрд долл., который буквально за неделю в ходе обсуждения в Сенате увеличился еще вдвое и составил уже 13,6 млрд. 10 марта Конгрессом США был принят Вспомогательный акт по Украине (Ukraine Supplemental Act), расширивший до 3,5 млрд долл. объем военных поставок, которые президент может осуществлять по собственной директиве в рамках его административных полномочий (Presidential Drawdown of Security Assistance - PDA) с имеющихся складов вооружений. Также американское финансирование осуществлялось из фондов созданной еще в 2020 г. Инициативы помощи Украине в области безопасности (Ukraine Security Assistance Initiative -USAI).

7 апреля в американском Конгрессе был одобрен Закон о ленд-лизе, по которому Украине могла осуществляться еще более масштабная военная помощь с отложенной оплатой за поставки и без требования возмещать стоимость вооружений, уничтоженных в ходе боевых действий. Принятие данного закона упрощало бюрократическую процедуру, давая право осуществлять поставки вооружений Украине, не обращаясь каждый раз за одобрением к Конгрессу. Одновременно был принят Дополнительный вспомогательный акт по Украине (Additional Ukraine Supplemental Act), еще более упростивший процедуру утверждения финансирования военных поставок Киеву.

На следующий день после подписания Закона о ленд-лизе в Вашингтоне был предложен новый пакет военной помощи Украине, увеличивший сумму предоставляемой ей военной поддержки почти втрое: до 33 млрд, а потом до 40 млрд долл., из которых более 20 млрд предназначались на вооружения (плюс еще 11 млрд дополнительных фондов для директивных поставок по решению президента). Эта беспрецедентная сумма была одобрена Палатой представителей 11 мая (при 57 конгрессменах-республиканцах, голосовавших против). А затем, после некоторого сопротивления тех из законодателей, кто считал более приоритетными экономические нужды самой Америки, решение 19 мая 2022 г. было также одобрено и в Сенате: против проголосовали 11 сенаторов-республиканцев.

В ЕС после начала российской СВО приняли решение финансировать военные поставки Украине. В Киев один за другим ездили лидеры европейских стран. Был специально создан Европейский фонд мира (European Peace Facility), занимавшийся финансированием поставок вооружений и военного оборудования Украине. Всего за год странами ЕС и Великобританией Украине передано военной помощи на сумму около 7 млрд долл. [Объем 2023] (а было обещано на 9 млрд). 82

Соединенные Штаты осуществляли поставки вооружений Украине преимущественно на основе выделявшихся ими грантов. Значительные субсидии Украине также предоставили Великобритания, Германия, Норвегия. Тогда как европейские институты в целом и такие страны, как Франция, Япония, Канада, осуществляли военную помощь Киеву в основном за счет своих займов, подлежавших последующему возмещению - что неизбежно ложилось дополнительным бременем на украинский бюджет.

Из европейских государств больше всех в военной помощи Украине приняли участие Великобритания, Польша, Германия, а также, особенно в пропорции от размера их экономик, Эстония, Латвия, Литва - что было объяснимо, учитывая исторически сформировавшиеся опасения и предрассудки Польши и стран Балтии по поводу намерений России. Соединенные Штаты убеждали своих союзников, получивших когда-то вооружения от Советского Союза, в максимальном объеме передать их Украине. В обеспечении Украины оружием участвовали, помимо европейских государств, Судан, Пакистан, Новая Зеландия, Австралия и др. Лишь несколько стран - членов Евросоюза, такие как Венгрия, Австрия, Кипр, Мальта не приняли участия в военных поставках Украине, но и они предоставляли ей гуманитарную помощь и / или медицинское оборудование, лекарства, защитную экипировку для гражданских служб.

Многие государства других регионов мира, такие как Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, Индонезия и Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль и Кувейт, Грузия и Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, Бразилия, Аргентина и Чили воздержались от участия в обеспечении Украины летальным оружием, ограничившись гуманитарными поставками.

В первые же недели после начала СВО Вашингтон расширил осуществлявшиеся еще с 2017 г. поставки на Украину переносных противотанковых ракетных комплексов Javelin, возросшие до почти 9 тыс. единиц, к которым добавились 14 тыс. других противотанковых систем. Киеву были отправлены 1600 противовоздушных систем Stinger, тысячи беспилотников Switchblade и Phoenix Ghost, более сотни гаубиц, многие сотни БТР и БМП, радиолокационные установки ПВО и ПРО.

Из Великобритании на Украину еще до февраля 2022 г. были посланы 2 тыс. легких противотанковых установок шведско-британской разработки NLAW (Next Generation Light Anti-tank Weapon). Помимо США и Великобритании, противотанковые вооружения Киеву поставляли Франция, Италия, Швеция, Испания, Норвегия, Бельгия, Люксембург и другие страны.

В поставках артиллерии, наряду с США, участвовали Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Португалия, Польша, Литва, Австралия. Помимо них снарядами Украину также обеспечивали Болгария, Турция, Судан, Пакистан и другие страны.

Бронетранспортеры и БМП поставляли США, Великобритания, Франция, Дания, Австралия, Германия, Норвегия, Италия, Испания, Португалия, Греция, Литва, Канада, а другие бронированные автомобили - наряду с США, также Нидерланды, Словения, Чешская Республика.

После начала российской СВО премьер-министр Великобритании Борис Джонсон анонсировал поставки Украине контрбатарейных радаров, приборов ночного видения и средств для подавления GPS-сигналов на 300 млн фунтов. Тогда как после его второго, июньского, визита в Киев Украине были переданы применимые и против сухопутных целей противокорабельные береговые ракетные комплексы Harpoon, которые также начали поставлять и из Дании.

Власти Германии, до февраля 2022 г. отказывавшиеся поставлять оружие Украине и не разрешавшие передавать ей вооружения немецкого производства, после начала СВО позволили Нидерландам и Эстонии делать это. И заявили, что сами отправят Киеву 1 тыс. противотанковых ракет и 500 противовоздушных систем Stinger.

Параллельно в Берлине приняли решение о дополнительном выделении 100 млрд евро на нужды собственной национальной обороны. Таким образом, впервые в Германии военный бюджет составил свыше 2% от ее ВВП, чего Соединенные Штаты на протяжении целого ряда лет начиная с 2014 г. пытались добиться от своих союзников. Однако в Берлине, несмотря на давление со стороны Вашингтона и Варшавы, а также оппозиционного блока ХДС / ХСС в германском Бундестаге и внутри собственного правительства -в том числе вопреки позиции министра иностранных дел Анналены Бербок -заявляли, что намерены воздерживаться от односторонних действий и не будут инициативной силой в поставках вооружений. Сторонники более масштабной военной помощи Украине внутри Германии, а также в Киеве и в других европейских столицах, постоянно обвиняли немецкое правительство в том, что оно не выполняет своих обещаний по поставкам вооружений. При этом негативный фон для принятия решений относительно помощи создавали неоднократно звучавшие оскорбительные выпады в адрес президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера и канцлера Олафа Шольца со стороны представителей киевского руководства и украинского посла в Берлине Андрея Мельника - который в июле 2022 г. был-таки отозван.

Израиль не снабжал Украину оружием. За свой отказ поставлять вооружения Киеву Израиль подвергался жесткой критике со стороны представителей украинского руководства и западных экспертно-политических кругов. Однако он стал предоставлять Украине разведывательную информацию, обеспечивать ее системами радиоэлектронной борьбы и помогать ей создавать систему раннего оповещения.

Турция между тем продала Украине новую партию ударных беспилотни-ков Bayraktar TB-2, которые она поставляла и ранее, еще до 24 февраля, а затем в конце 2022 г. подарила Киеву корвет. Российские протесты по поводу беспилотников в Анкаре отклонили, поскольку, как там заявили, поставками данных систем занималось не государство, а частная компания Baykar. Бес-пилотники также поставляли США, Великобритания, Турция, Польша, Дания, Эстония, Япония, Тайвань.

При этом у стран западной коалиции существовали проблемы с доставкой вооружений, поскольку Россия пыталась контролировать небо над Украиной, а любые конвои по автомобильным или железным дорогам на территории, где проводилась специальная военная операция, могли быть обнаружены и уничтожены. Американские аналитики весной и летом 2022 г. отмечали, что нападений на транспортные артерии Украины не наблюдалось. Но позже стали появляться сообщения российского Министерства обороны, что в результате нарушения железнодорожных перевозок поставленное для ВСУ иностранное вооружение на каких-то участках оказывалось заблокировано [Сводка Министерства обороны РФ 2022].

В то же самое время в экспертно-политических кругах различных стран обращали внимание на риск попадания полученного Украиной оружия на черный рынок, к преступным бандам и мафиозным группировкам в Европе, боевикам и террористическим организациям в Азии и Африке. А в СМИ появлялась информация о действительно имевших место фактах такого рода и отмечалось, что вооружения, в огромных объемах пересекавшие границу между Польшей и Украиной, на протяжении многих месяцев никак не отслеживались и не контролировались со стороны поставлявших их стран. Ведущие представители обеих американских партий и различных политических течений: от прогрессистки Элизабет Уорен до либертарианца Рэнда Пола, - выражали обеспокоенность по этому поводу.

Одновременно летом 2022 г. сперва в Европе, а затем и в США начала прослеживаться определенная смена настроений в отношении военных поставок. По данным доклада работающего в Германии независимого международного Кильского института мировой экономики, июль стал первым месяцем, когда Киев не получил новых заверений о военной помощи от шести крупнейших стран Европы: Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Польши [The Ukraine Support Tracker 2022, 37]. Некоторые эксперты утверждали, что США подходят к лимиту того, что у них имеется в наличии на складах и просто не располагают возможностями поставить больше. О том, что в их странах в значительной мере исчерпали арсеналы вооружений, передаваемых Украине, говорили британский министр обороны Бен Уоллес, министр обороны Германии Кристина Ламбрехт, а потом вслед за ней и немецкий канцлер Олаф Шольц. Об этом писали ведущие американские и европейские

СМИ. Следует при этом также учитывать, что в Вашингтоне считали необходимым распределять потоки идущих за рубеж вооружений таким образом, чтобы продолжать обеспечивать значимое американское военное присутствие в других важных для США регионах мира, в частности в районе Тайваня и Корейского полуострова. Для обеспечения поставок на Украину Пентагон стал заключать контракты с производителями военной техники на выпуск соответствующей продукции под заказ.

На Саммите НАТО в Бухаресте 29 ноября министры иностранных дел стран - членов Альянса подписали общее заявление о намерении и дальше поддерживать Украину. При этом официальные лица в Пентагоне и НАТО отмечали, что расчеты перестраивались, исходя из того, что конфликт может приобрести затяжной характер. США, ФРГ, Великобритания, Канада направили Украине зимнее снаряжение, причем Берлин на 11 млн евро, а Канада -500 тыс. единиц зимней формы. Сбором сезонной экипировки для Украины занимались с начала сентября и в НАТО в целом, выделив Киеву 200 тыс. комплектов зимнего обмундирования.

Усиление военного присутствия

США и НАТО в Европе

В первые же дни после начала российской специальной военной операции активизировалось наращивание сил НАТО и США в Европе. За первые два весенних месяца численность американских войск и сил авиации в Европе удвоилась. Еще накануне СВО в Европу была передислоцирована группа американских стратегических бомбардировщиков B-52 H Stratofortress. В июле-августе 2022 г. в Европу впервые за 80 лет была переброшена американская элитная 101-я воздушно-десантная дивизия Screaming Eagles («Кричащие орлы»), развернутая в Румынии. США перебросили в Европу 1200 единиц бронетехники и готовились отправить еще 600. Американские подводные лодки выдвинулись к европейскому побережью. Было увеличено количество американских эсминцев в Персидском заливе. Было принято решение о перебазировании в Европу сил расквартированной в Форт-Худе в Техасе 2-й бронетанковой бригады 1-й кавалерийской дивизии США, а также штаба 10-й горной дивизии. А в начале ноября Соединенные Штаты создали специальное Командование для содействия обучению и военному обеспечению украинских вооруженных сил, получившее название Группа помощи в области безопасности (Security Assistance Group - SAG), которое должно было располагаться в Германии.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в интервью британской газете «The Telegraph» 10 апреля 2022 г. сообщил, что НАТО разрабатывает планы постоянного военного присутствия вдоль границ стран-членов - в рам-

ках «усилий по противодействию возможной будущей агрессии со стороны России» [Ponnezhath 2022]. Председатель американского Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли еще раньше сказал, что поддержит создание постоянных военных баз США в Восточной Европе. Это было уже принципиально новым развитием событий, знаменующим окончательный разрыв с положениями Акта Россия-НАТО 1987 г.

В преддверии июньского Саммита НАТО Йенс Столтенберг объявил о том, что Силы быстрого реагирования НАТО на его восточных рубежах будут трансформированы и увеличены в 7,5 раз - с 40 тыс. до 300 тыс. военнослужащих - с приданием им тяжелых вооружений и размещением значительно большего количества войск и наступательных средств в Латвии, Литве, Эстонии. В своем выступлении на Саммите Йенс Столтенберг сказал, что имеет место самый серьезный кризис безопасности со Второй мировой войны, а Россию участники Саммита объявили «самой значительной и прямой угрозой» безопасности стран Альянса. Финляндия и Швеция подали заявку на членство в НАТО, и была запущена процедура их принятия в Альянс.

Продолжалось осуществлявшееся уже на протяжении ряда лет обучение личного состава ВСУ инструкторами НАТО. В период после февраля 2022 г. это обучение происходило в США, Польше, Литве, Великобритании, Норвегии, Германии, Канаде. Франция также осуществляла подготовку украинских военных на востоке Польши. А в октябре 2022 г. Евросоюзом была создана общеевропейская Миссия военной помощи (Military Assistance Mission -MAM) для систематического обучения и проведения тренировок украинских солдат и бойцов территориальной обороны на базах военных частей, расположенных в странах Евросоюза. С оперативной штаб-квартирой в Брюсселе и штатом в 300 человек, Миссия, наряду с ее основной функцией обеспечения поддержки Украины, своим появлением фактически приближала ЕС к военной структуре НАТО и по сути способствовала милитаризации Евросоюза.

Непосредственное военное вмешательство

в конфликт - за рамками повестки?

Накануне и в первое время после начала СВО на случай возникновения угрожающего положения Вашингтоном планировалась эвакуация президента Владимира Зеленского западными силами из Киева и создание правительства в изгнании. Это свидетельствовало как об американской поддержке украинского президента, так и о том, что изначально в Вашингтоне исходили из вероятности скорого перехода Киева под российский контроль. В «Washington Post» была опубликована статья, где говорилось, что в такой ситуации в стране будет развертываться партизанская война (упоминалась и вероятность восстания) и обсуждалось, в какой мере западные страны будут готовы оказывать

содействие силам сопротивления [Harris, Birnbaum, Hudson, Lamothe, Stern 2022]. Применению методов гражданского ненасильственного и вооруженного сопротивления (в соответствии с разработанной в начале предыдущего десятилетия Пентагоном доктриной ROC - Resistance Operating Concept - Оперативной концепцией сопротивления) украинских граждан индивидуально и в группах начали обучать еще за полтора года до февральских событий - о чем на слушаниях в Сенате рассказывал командующий американского Командования специальными операциями генерал Ричард Кларк [Richard Clarke Statement 2022]. Тогда как активное и упорное сопротивление российским войскам со стороны ВСУ после начала СВО было воспринято в западных странах с удивлением и вызвало готовность увеличивать поставки вооружений.

В США признавали вероятную связь между предполагаемыми украинскими диверсионными действиями в соответствии с доктриной ROC и взрывами в Крыму, на Керченском мосту и на российских приграничных территориях. Но когда в конце сентября 2022 г. были осуществлены повреждения в четырех местах газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2», российский президент Владимир Путин прямо обвинил в этом Соединенные Штаты, сказав, что англосаксы от санкций перешли к диверсиям, «приступив к уничтожению Европейской энергетической инфраструктуры» [Путин обвинил 2022]. (Через полгода известный американский журналист-расследователь, лауреат Пулицеровской премии Сеймур Хёрш опубликовал статью, где, со ссылкой на осведомленного участника тех событий, привел в деталях убедительную версию произошедшего, согласно которой именно Соединенными Штатами во взаимодействии с Норвегией были осуществлены взрывы.)

В первые же дни после начала российской специальной военной операции украинский президент Владимир Зеленский объявил о создании «Интернационального легиона» и предложил иностранцам, желающим помочь Украине, приехать в страну и поучаствовать в ее обороне, которую украинское руководство и западные политики и СМИ пытались представить как борьбу за общее дело защиты свободного мира и демократии.

Всего на Украину для участия в военных действиях прибыли более 30 тыс. иностранных граждан из 16 стран. В США была развернута кампания по набору желающих среди контрактников американских частных военных компаний. Кроме того, американские военные присутствовали на Украине в качестве советников и охранников. Великобритания, Дания, Латвия, Польша, Хорватия законодательно разрешили своим гражданам участвовать в боевых действиях на территории Украины. В рядах ВСУ также воевали французы, поляки, шведы, марокканцы, канадцы, грузины и др.

Нельзя недооценивать тот факт, что страны НАТО в режиме реального времени начали снабжать ВСУ разведывательными данными и точной информацией о передвижении российских колонн и боевых групп. Это проис-88

ходило с помощью спутников, а также из специальных центров на территории Польши - что подтверждали представители Белого дома и американского военного командования [Kitfield 2022]. Всего для работы спутниковой связи Украине из США было передано порядка 20 тыс. устройств, а 150 терминалов 13 октября предоставила Польша1. Кроме того, в небе вблизи границы с Украиной почти непрерывно барражировали самолеты стран - членов НАТО.

После того, как в середине апреля 2022 г. затонул флагманский корабль российских ВМС крейсер «Москва», СNN сообщило, что Соединенные Штаты заранее предоставили ВСУ разведывательные данные о его местонахождении [US provided 2022]. Но официальные американские власти этого не подтверждали. И вообще всячески отрицали, что с американской стороны Киеву передается информация «для нацеливания», и, наоборот, подчеркивали, что те данные, которыми там делятся с Украиной, носят «общий характер».

А президент Байден провел специальные телефонные разговоры с министром обороны, руководителем ЦРУ и главой Национальной разведки с целью, как сообщалось, прекратить утечки информации. И затем администрация президента Байдена, как писали американские СМИ, разработала руководство по обмену разведывательными данными с Киевом, установив два «широких запрета»: на передачу данных о представителях высшего военного командования России и о целях за пределами украинской территории [Harris, Lamothe 2022]. «Развитие событий отражает тонкое маневрирование, которое пытается осуществлять администрация Байдена и ее союзники по НАТО, - когда они усиливают борьбу против российского президента Владимира Путина и в то же самое время проявляют осторожность, чтобы не провоцировать ведущий к эскалации ответ со стороны политика, контролирующего крупнейший ядерный арсенал в мире» [Chalfant, Kelly, Lillis 2022], -комментировала эти обстоятельства издаваемая Конгрессом газета «The Hill».

Американские СМИ, со ссылкой на свои источники, между тем писали, что спецслужбы США предлагали Байдену варианты проведения «масштабной кибератаки» против РФ, которая, помимо прочего, должна была вызвать нарушение интернет-связи по всей России, отключение электроэнергии и перебои в работе системы перевода стрелок на железнодорожных путях. И в РЖД, и в «Роскосмосе» сообщали, что действительно подверглись крупным кибератакам. На российский хостинг RuTube было осуществлено массированное кибернападение, в результате которого был полностью удален код

1. В середине октября создатель и руководитель БраевХ - компании-производителя спутников Starlink Илон Маск направил письмо в Пентагон с просьбой начать оплачивать с 2023 г. усилия по обеспечению работы спутников. Однако после негативного общественного резонанса сам Илон Маск 15 октября заявил, что SpaceX продолжит бесплатно обслуживать спутники, передающие данные по украинской территории.

сайта, из-за чего восстановление видеосервиса вызвало значительные про-

блемы. В то же самое время, частные коммерческие компании Microsoft,

Google, Amazon, по свидетельствам американских экспертов, помогали ВСУ противостоять кибератакам [Russian Information Warfare 2022].

В Соединенных Штатах звучали и голоса в пользу непосредственного военного вмешательства в конфликт. Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, как и некоторые другие, высказывали мнение, что в период, предшествовавший началу событий на Украине, Джо Байден и НАТО совершили стратегическую ошибку, когда «на протяжении нескольких месяцев неоднократно подчеркивали, что на Украине ни в коем случае не будет какого бы то ни было вмешательства западных войск» [Krieg 2022]. Неизбежность большой войны прогнозировал, выступая на конференции, командующий американского Стратегического командования адмирал Чарлз Ричард.

Министр иностранных дел Британии Лиз Трасс вскоре после начала СВО позволила себе высказывание, которое в Москве было интерпретировано как прямое предупреждение о возможности вступления НАТО в войну на стороне Украины [Глава МИД Великобритании 2022]. Великобритания в тот период, по сообщению ведущей английской газеты «The Times», вела переговоры

об отправке военных кораблей ряда стран НАТО и, возможно, Египта и дру-

гих зависящих от поставок зерна государств, в Черное море для защиты гру-

зовых судов, перевозящих украинское зерно - с не исключавшейся возмож-

ностью действий по прорыву российской морской блокады [Brown 2022].

10 апреля 2022 г. с турецкой стороны проинформировали, что закрыли проход военных судов через Босфор и намерены соблюдать Конвенцию Мон-трё и ее ст. 18, согласно которой военные корабли государств - участников вооруженного конфликта не могут проходить через Средиземноморские проливы. Одновременно Турция, ссылаясь на ту же Конвенцию Монтрё, пыталась убедить собственных союзников воздержаться от захода в Черное море. Невозможность для российских кораблей прийти из других регионов для усиления Черноморского флота стала особенно значимой после гибели его флагманского крейсера «Москва». Но когда к берегам Турции в феврале 2023 г. был послан американский эсминец Nitze (вооруженный ракетами Tomahawk, способными достигать Крыма, Краснодарского края, Ростовской области), то он не получил доступ в Чёрное море и остался у входа в Босфор.

Заместитель польского премьер-министра Ярослав Качиньски, а потом премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и сам президент Польши Анджей Дуда предложили направить на Украину миротворческую миссию НАТО. Однако постольку поскольку одновременно в Польше прозвучали заявления, что ей «надо подумать о том, чтобы быть одним государством с Украиной», хотя и сформулированные в контексте задачи создания общего 90

пространства безопасности, но не исключавшие имперскую позицию по отношению к Украине, предложение Варшавы о миротворческой миссии вызвало известную настороженность у многих союзников Польши по Североатлантическому альянсу. А министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая в МГИМО, заявил, что направление миротворцев НАТО на Украину привело бы к прямому столкновению Вооруженных сил России и Альянса.

Осенью в западной прессе одна за другой появились сразу несколько вызвавших резонанс статей о подготовке стран НАТО на случай боевых действий с Россией. Но когда 15 ноября на польскую территорию упали две ракеты (они попали в зернохранилище около села Пшеводу, погибли два человека), то несмотря на то, что в Киеве и Варшаве сразу же обвинили в произошедшем Москву и потребовали задействовать ст. 5 Договора НАТО, однако, по мнению экспертов, США и НАТО тогда сознательно пошли на снижение эскалации. Байден заявил, что по траектории похоже, что ракеты были пущены не с российской территории, а в Киеве признали, что рядом с местом падения ракет в Польше действительно в тот день были использованы украинские системы ПВО - хотя потом и утверждали, что, по имеющимся у них данным, ракеты не принадлежали Украине.

Американское руководство не могло не учитывать, что большинство американских граждан были против непосредственного американского вмешательства в конфликт на Украине. Среди американских демократов было больше сторонников американского военного участия в боевых действиях на Украине, чем среди республиканцев, но в целом среди населения США только 20-25% считали возможным отправить американских военных на Украину, и даже в Демократической партии большинство не поддерживали идею американского вооруженного вмешательства [Поляризация США 2022].

Будируя ядерные опции: и невозможное возможно?

Уже в конце февраля 2022 г. российский президент Владимир Путин объявил, что российские силы сдерживания переводятся в особый режим боевого дежурства. В Вашингтоне отказались от того, чтобы вслед за этим повысить уровень готовности собственных стратегических войск. Пентагон даже отменил ранее намеченные ракетные испытания чтобы, как там было заявлено, продемонстрировать отсутствие у США планов по повышению уровня готовности американских ядерных сил.

Директор ЦРУ Уильям Бёрнс сказал тогда, что принимает всерьез российские заявления по поводу ядерного оружия. Но когда президента Байдена спросили, следует ли опасаться ядерной войны, он в тот момент однозначно и решительно ответил: «Нет». И в этом мнении его тогда поддержали и представители руководства американского Стратегического командования.

Как известно, в декабре 2021 г. украинский президент Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасности упомянул о возможной заинтересованности его страны в приобретении ядерного оружия. В СМИ даже сообщалось о переговорах на эту тему между Варшавой и Лондоном. Польский президент Анджей Дуда также упомянул тогда о целесообразности участия его страны в программе Nuclear Sharing, в рамках которой европейские государства НАТО позволяют размещать и хранить на своей территории американское ядерное оружие. Однако Государственный департамент США в начале октября сделал заявление, что у США нет планов размещать ядерное оружие на территории стран НАТО, присоединившихся к Альянсу после 1997 г.

В своей речи 20 сентября, где он анонсировал референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях и частичную мобилизацию в РФ, президент Путин не исключил возможность применения ядерного оружия [Обращение Президента 2022]. В Белом доме дали понять, что Вашингтон серьезно воспринимает ядерную риторику российского руководства, однако одновременно, как это было и в конце февраля, снова отметили, что в Вашингтоне не наблюдают признаков подготовки российской стороны к ядерному удару. Между тем французский президент Эммануэль Макрон и британский министр обороны Бен Уоллес сделали заявления, что в случае ядерного удара со стороны России, по ее сухопутным и морским войскам будет нанесен массированный удар конвенциональными силами. А Меморандумом по данному вопросу, представленном президенту США Атлантическим советом, влиятельным американским think tank'ом, было предусмотрено в подобной ситуации нанесение неядерного удара по российским войскам на Украине ракетами морского и воздушного базирования и упреждающий удар по базам, с которых может быть применено ядерное оружие. Однако старший научный сотрудник другого американского think tank'a Брукингского института, признанного лучшим в США, Роберт Эйнхорн, выступая на вебинаре, посвященном «большой стратегии администрации Байдена», высказывал убеждение, что центристские силы в администрации Байдена возобладают и что задачей является не только уменьшить риск ядерной войны, но также и уменьшить ответ на ограниченное применение противником ядерного оружия [US grand strategy 2022].

Президент Владимир Зеленский, напротив, выступил в октябре с призывом к западным странам действовать на опережение и не дожидаться следующих шагов России, а нанести по ней удары, как, по его словам, он призывал это сделать и накануне 24 февраля [Офю Президента 2022]. Но сразу же вслед за его заявлением со стороны офиса украинского президента, а затем и от него самого последовали разъяснения, что он якобы имел в виду... санкции. Но в действительности, именно слово «удары» отчетливо прозвучало в его выступлении, - хотя про ядерные опции, как его слова интерпретировали некоторые российские СМИ, украинским президентом ничего не говорилось. 92

По итогам встречи, во время Саммита Большой двадцатки на Бали, американский президент Байден и китайский лидер Си Цзиньпин сделали важное совместное заявление о недопустимости как применения ядерного оружия, так и угрозы его применения [Readout 2022].

«Российско-украинская война... не только породила призрак возможного использования ядерного оружия, но и также подорвала нормы регулирования его использования и охраны ядерных объектов в военное время», - печально резюмировала сотрудник Центра международной безопасности и сотрудничества Стэндфордского университета Лорен Сукин в своей статье, опубликованной в журнале Союза обеспокоенных ученых [Sukin 2022]. В этом контексте нельзя не упомянуть проблему атомных электростанций, в обстреле которых стороны регулярно обвиняли друг друга, а также обвинения российской стороны Киева в подготовке к применению так называемой «грязной бомбы» - неядерного зарядного устройства, начиненного радиоактивными веществами. Нельзя не вспомнить и об обнаруженных в ходе российской специальной военной операции на Украине десятках биологических лабораторий США, которые, как считали в Москве, использовались для разработки биологического оружия. Советник по национальной безопасности американского президента Джейк Салливан утверждал, что США даже в обострившихся условиях противостояния подчеркивают необходимость усилий с целью поддержать режим ядерного нераспространения [The Biden Foreign Policy 2022]. Но вместе с тем в декабре 2022 г., в соответствии с принятым еще до украинских событий решением НАТО, которое теперь реализовали в ускоренном порядке, Соединенные Штаты начали доставлять в Европу новые, более современные ядерные авиабомбы B61-12 (с корректируемой траекторией, повышенной точностью, увеличенной дальностью применения и варьируемой мощностью заряда) на замену размещенным в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах, Турции ядерным авиабомбам свободного падения предыдущего поколения, что Международной кампанией по уничтожению ядерного оружия было квалифицировано как признак дальнейшей эскалации.

Поставки тяжелых вооружений

На Саммите НАТО, состоявшемся в марте 2022 г., сразу же после февральских событий, его участники решили не посылать Украине самолеты или танки. Это вызвало критику президента Владимира Зеленского, который в выступлении 27 марта снова, как он это делал не раз, обвинил западные страны в том, что они не помогают Украине, и призвал передать Киеву 1% от всех самолетов и танков НАТО.

Но в период до конца марта только США, Эстония и Польша осуществили поставки тяжелых вооружений Киеву. Со стороны ряда европейских стран,

да и Соединенных Штатов высказывались опасения, что чем более агрессивные меры используются против российской стороны, тем к более решительной тактике она может прибегнуть [Biden team 2022]. Примером такого поведения Байден назвал применение Россией гиперзвуковых ракет «Кинжал», о двух случаях использования которых ранее сообщалось российским Министерством обороны.

Однако в середине апреля, буквально через пару дней после призыва Зеленского о поставках тяжелых вооружений, США впервые послали Украине 11 ранее предназначавшихся Афганистану вертолетов Ми-17 в рамках очередного пакета военной помощи объемом в 800 млн долл. А через неделю также впервые отправили Киеву 18 единиц 155-миллиметровых гаубиц М777. Эти установки с цифровой системой управления стали самыми многочисленными среди поставлявшихся артиллерийских орудий и значительно усилили украинскую артиллерию системами, сопоставимыми с российскими. К концу апреля гораздо большее число стран, включая Германию, Бельгию, Данию, Испанию, Бельгию, Нидерланды, Португалию, Словакию, Чешскую Республику, Латвию, Литву, - пообещали предоставить Киеву тяжелые вооружения. Помимо США, гаубицы М777 также стали поставлять Франция, Канада, Австралия, а ФРГ отправила на Украину свои Panzerhaubitze, считающиеся одними из лучших современных гаубиц.

Что же касается вертолетов, следует обратить внимание на то, что в заключенном в начале предыдущего десятилетия, еще при президенте Бараке Обаме, двустороннем контракте на поставку российских вертолетов было специально оговорено, что Соединенные Штаты не имеют права передавать их третьей стороне без согласия России: и соответственно российский МИД теперь потребовал у США разъяснений. А затем Чешская Республика в мае и Словакия в июне, так же как и Соединенные Штаты, поставили Украине вертолеты Ми-17. Забегая вперед, упомянем, что в январе 2023 г. и Лондон принял решение поставить Киеву уже боевые противолодочные вертолеты собственного производства Sea King (построенные по лицензии по модели американских Sikorsky S-61.

Однако когда весной в Польше заявили, что хотят предоставить Украине многоцелевые истребители МиГ-29 при посредстве Соединенных Штатов через авиабазу Ramstein в Германии, то в США отказались одобрить данную инициативу, объяснив это тем, что Россия может расценить подобный шаг как эскалацию и это грозит привести к полномасштабной войне России с США и НАТО. Появлялись также сообщения, будто бы Польша, Словакия, Болгария предоставят в распоряжение Украины 70 самолетов МиГ-29 и Су-25, которые будут базироваться на польской территории. Представитель Пентагона Джон Кирби даже выступил с сообщением, что это уже произошло. Но потом данную информацию опровергли, в том числе опроверг и сам Кирби, сказавший, 94

что ошибся и в действительности была осуществлена поставка не собственно истребителей, а деталей к ним. Хотя затем Словакия действительно передала Украине истребители МиГ-29, а Северная Македония, по сообщениям СМИ, -четыре штурмовика Су-25. Что же касается решения США, то про него британский политолог Оуэн Мэттьюз, автор ряда бестселлеров по международной политике, в своей опубликованной в ноябре 2022 г. книге «Перенапряжение» писал, что оно было принято под давлением на Вашингтон со стороны Пекина в ходе интенсивных тайных переговоров, которые они вели по неофициальным каналам относительно ситуации на Украине [Matthews 2022].

О возможности предоставить Украине самолеты говорил в конце июля и начальник штаба ВВС США Чарлз Браун. По его словам, речь шла уже об истребителях европейского производства. Конгрессом в июле было одобрено 100 млн долл. на обучение украинских летчиков управлению истребителями F-15 и F-16. Однако Джон Кирби от имени Пентагона снова заявил, что поставок истребителей Украине не будет. И Байден - в ответ на прямой вопрос журналиста, будут ли поставляться истребители, - однозначно сказал: «Нет». А назначенный 19 января 2023 г. новым министром обороны ФРГ Борис Пис-ториус заявил, что о поставках F-16 речи быть не может. Но нельзя при этом не вспомнить, что примерно таким же, как у него самого, было и отношение его предшественника к поставкам танков, которые затем, однако, все же начались. Вопрос с самолетами очевидно не закрыт. Неслучайно Эмануэль Макрон не исключил возможность поставок Украине истребителей F-16, а со стороны Нидерландов заявили о готовности сделать это.

Владимир Зеленский постоянно призывает западные страны передать Киеву еще больше вооружений, включая истребители. В Великобритании пообещали осуществлять не только подготовку украинских пехотинцев, морских пехотинцев, но и пилотов по стандартам НАТО, и начали говорить о возможности поставки Киеву самолетов. В том случае, когда речь шла о самолетах совместного производства (истребителях четвертого поколения Typhoon и боевых самолетах третьего поколения Tornado), то на их передачу нужно было разрешение и других стран, участвовавших в их создании (в первом случае Испании, Германии, Италии, во втором - двух последних). Очередную, девятую встречу «в формате Ramstein» 12 февраля некоторые комментаторы уже заранее называли «авиационной». Вопрос о самолетах продолжает обсуждаться.

Одновременно продолжалась переброска в страны Восточной Европы американских и западноевропейских тяжелых вооружений, предназначавшихся, чтобы заместить в арсеналах соответствующих стран вооружения советского производства, которые те отправили Украине. В компенсационных поставках вооружений Польше, Чешской Республике, Словакии, Словении, Греции, наряду с США также участвовали Великобритания, Германия.

Компенсационными выплатами в Европе занимался упоминавшийся выше Европейский фонд мира.

Очередной пакет военной помощи Украине, который Джо Байден анонсировал 1 июня 2022 г., включал реактивные системы залпового огня HIMARS -что явилось еще одной точкой бифуркации в развивающемся конфликте. Эти комплексы обладают высокой точностью даже на предельной дальности огня и мобильностью, позволяющей быстро скрыться с огневого рубежа, чтобы избежать ответного удара. В середине лета в Вашингтоне объявили, что на основе изучения ситуации пришли к заключению, что наращивание поставок HIMARS должно стать приоритетом следующих месяцев. Правда оговаривалось, что системы HIMARS поставляются Украине не с дальнобойными баллистическими ракетами ATACMS (Army Tactical Missile System - армейский тактический ракетный комплекс) дальностью 300-500 км, а с реактивными снарядами дальностью до 80 км. В Москве предупреждали, что дальнобойные ракеты создали бы угрозу ударов по российской территории и это вызвало бы опасную эскалацию конфликта [Арбатов 2022, 19]. Джейк Салливан и глава Пентагона Ллойд Остин в своих выступлениях подчеркивали, что дальнобойные снаряды не поставлялись Киеву, хотя Остин и оговаривался, что США при этом не добиваются, чтобы сама Украина их не разрабатывала [US is not 2022]. В начале июня послали семь единиц HIMARS, и вскоре в Вашингтоне сообщили, что отправят еще восемь, а затем еще - всего до конца года было поставлено 20 американских комплексов. Вслед за США о поставке Киеву систем залпового огня MLRS M270 (схожих с HIMARS, но с двойным комплектом пусковых направляющих) объявили и в Великобритании. Три установки MLRS М270 отправила Франция, две - Италия. А из ФРГ, в свою очередь, послали Украине три (по другим данным, четыре) установки. Затем в августе пообещали еще три, а в октябре отправили четыре. Поставки еще 12 комплексов HIMARS обеспечили союзники США, среди которых, как подтвердили в Вашингтоне, были Румыния и ОАЭ. В августовском пакете американской военной помощи Украине, размером в 1 млрд долл., основную долю составляли боеприпасы для HIMARS.

Представитель Пентагона сообщил, что со стороны Украины обещали не применять американские HIMARS для ударов по российской территории и использовать их только в оборонительных целях. Однако на Украине, по их собственному признанию, не сдержали этого обещания [Baker, Sanger 2022]. В то же самое время с начала американских поставок этих установок до конца года, по официальным российским данным, представленным в ООН, в 4 раза возросло число жертв украинских обстрелов среди гражданского населения Донбасса и в 3 раза - количество ударов СБУ по гражданским объектам [Небензя 2023]. А когда 4 октября президент Байден объявил о поставке Украине очередных комплексов HIMARS, заместитель помощника американского министра обороны Пентагона Лора Купер подчеркнула в ходе брифинга, 96

что с помощью ракет GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System), которыми оснащены эти системы, Украина может наносить удары по «большой части целей на поле боя», включая Крым [Pentagon holds briefing 2022]. Про то, что в Соединенных Штатах удары по объектам в Крыму рассматривают как законные, поскольку считают полуостров украинским, ранее упоминали Энтони Блинкен и бывший специальный представитель по Украине в администрации Трампа Курт Волкер. А затем высокопоставленные представители Пентагона и Государственного департамента делали заявления, что «понимают потребность» Украины в поражении целей, расположенных «за линией фронта».

В начале февраля 2023 г. было принято решение о поставке снарядов новейшего поколения GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb - бомба малого диаметра наземного пуска) 150-километровой дальности производства фирма Boeing. Это так называемые «умные» планирующие крылатые заряды, которые могут запускаться с установок HIMARS. Помимо важного фактора дальности, превышающей почти вдвое показатели ранее поставлявшихся боеприпасов для HIMARS, цена у GLSBD втрое меньше, что теоретически позволяет тратить их в значительно большем количестве. Фирма Boeing подтвердила готовность обеспечить массовое производство GLSBD.

На протяжении всего года с начала российской СВО представители украинского руководства озвучивали призывы оказать содействие Украине в обеспечении ПВО, а президент Зеленский говорил о необходимости создания бесполетной зоны над Украиной. Но в Белом доме не могли не учитывать рисков, к которым могли привести такие действия. Все помнят, что во время событий в Ливии подобное решение, одобренное резолюцией ООН, открыло дорогу начавшейся буквально через день войне в этой стране. В опубликованном заявлении Белого дома с объяснением отказа от подобного решения говорилось, что, чтобы обеспечить соблюдение зоны запрета полетов, силам НАТО пришлось бы сбивать российские самолеты и выводить из строя системы ПВО на территории России. С российской стороны, в свою очередь, официально предупредили, что решение об установлении бесполетной зоны над Украиной рассматривалось бы как начало войны со стороны НАТО.

На саммите НАТО весной было принято решение о помощи Украине в обеспечении ее системами ПВО и ПРО, но не о бесполетной зоне. В поставках систем ПВО участвовали США, Великобритания, Германия, Литва, Польша, Греция и, негласно, Словакия. Августовский пакет военный помощи, принятый в Вашингтоне, включал поставку шести (а в октябре сказали, что восьми) современных ПЗРК малой и средней дальности NASAMS (Norwegian Advanced Surface-to-Air Missile Systems), способных уничтожать сверхзвуковые самолеты и крылатые ракеты, выполняя и функции ПРО. А Германия отправила Украине 45 самоходных зенитных установок Gepard на базе танков (на танк устанавливается не обычная танковая пушка, а два 35-миллиметровых зенит-

ных орудия, а также радар). Причем сообщалось, что, несмотря на ограниченные производственные возможности поставлявшей их фирмы KMW, ею будет рассмотрена возможность увеличить их производство и нарастить поставки Украине, а на весну 2023 г. было запланировано послать еще семь установок.

Со стороны Украины обращались и к Израилю с просьбой предоставить ей систему ПРО «Железный купол» - но там в 2022 г. отказались делать это, хотя, как уже упоминалось выше, стали обеспечивать Украину системами радиоэлектронной борьбы с беспилотниками.

После российских ударов осенью по украинской инфрастуктуре Зеленский потребовал предоставить Украине новые комплексы ПВО / ПРО, увеличенное количество РСЗО HIMARS, дальнобойные снаряды к ним. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в интервью «Deutsche Welle» заявил, что бомбардировки украинской инфраструктуры привели к переосмыслению военных поставок Украине в пользу приоритизации систем ПВО. Об этом же писали ведущие американские и европейские СМИ.

12-13 октября в Брюсселе прошла встреча НАТО, где и другие страны Альянса: Нидерланды, Франция, Испания, Турция - также обязались предоставить Украине противовоздушные вооружения. Риши Сунак вскоре после того, как 25 октября возглавил британский кабинет, нанес визит в Киев и объявил о новой программе военной помощи Украине на 50 млн фунтов, которая включала 125 ЗРК для борьбы с беспилотниками и радары. На совещании на базе Ramstein 16 ноября его участники договорились о новых поставках для Украины комплексов ПВО производства Германии и других западных стран, а также снарядов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А затем в Вашингтоне было объявлено, что следующий транш военной помощи Украине на 400 млн долл. будет включать, в том числе, зенитные ракетные комплексы малой дальности Avenger, использующие ракеты Stinger, а также дополнительные ракеты для поставляемых Испанией комплексов ПВО HAWK.

Почти с самого начала российской СВО украинскими вооруженными силами спорадически наносились удары по объектам на приграничных российских территориях. А затем обстрелы объектов от Брянска до Белгорода стали происходить почти регулярно.

Следующий рубеж был перейден в начале декабре, когда российская авиабаза Энгельс-1 в Саратовской области подверглась атаке беспилотника. Это было уже в глубине российской территории - более чем за 400 км от границы. Энтони Блинкен счел нужным выступить тогда, подчеркнув, что США не помогали и не поощряли наносить удары в глубине российской территории [Atwood, Conte, Hansler 2022]. В феврале компания SpaceX выступила с заявлением о запрете ВСУ управлять своими беспилотниками с помощью обеспечиваемого Starlink Интернета. 98

Представленный администрацией Байдена проект бюджета на 2023 финансовый год размером в 1,7 трлн долл. включал рекордные 813 млрд долл. на оборону, на 10% больше, чем в предыдущем году. Конгресс, в свою очередь, увеличил предполагавшуюся на нужды Украины сумму до 45 млрд долл. Также было предусмотрено 12 млрд долл. на восполнение потраченных военно-промышленных ресурсов самих Соединенных Штатов и 7 млрд долл. на усиление американских войск в Европе. В ЕС было согласовано выделение на 2023 г. макрофинансовой помощи Украине на 18 млрд евро «на очень льготных условиях».

В ходе поездки Зеленского в Вашингтон - его первого с февраля зарубежного визита - он встретился с Байденом и выступил перед Конгрессом и ему была обещана новая масштабная военная помощь на сумму 3,075 млрд долл., в том числе батарея ракет ПВО Patriot, которые, в отличие от всех других стоящих на вооружении СБУ систем, способны сбивать не только крылатые, но и баллистические ракеты. А в самом начале 2023 г. еще одну батарею Patriot взялась выделить Украине Германия, наряду c прежде обещавшимися, но на тот момент еще не предоставленными БМП Marder. США буквально в тот же день, 6 января, в рамках нового пакета военной помощи анонсировали поставки Киеву БМП M-2 Bradley (сначала говорили о 50 машинах, потом о 109), которые до этого в Вашингтоне отказывались передавать Украине. Bradley были созданы во второй половине 70-х годов, но до сих пор стоят на вооружении армии США и оснащены противотанковыми установками, 25-миллиметровыми орудиями с высокой скорострельностью и эффективностью поражения бронированных целей. Эксперты отмечали, что впервые сами США продемонстрировали готовность поставлять Украине наступательные вооружения. А потом стало известно, что помимо них в новый объявленный в середине января пакет в 2,5 млрд долл. впервые войдут и бронированные боевые машины Stryker, которые, помимо современных боевых характеристик, обладают способностью, вследствие относительно небольших габаритов, вести бой в условиях плотной городской застройки. А со стороны Франции в конце года сообщили о намерении поставить Киеву бронированные автомобили AMX-10 RC (созданные тем же разработчиком, что и танки AMX-56 Leclerc), которые зачастую называют «колесными танками».

На прошедшем в январе заседании НАТО на базе Ramstein Украине было всего обещано 200 американских, германских и французских бронированных автомобилей. Буквально через несколько дней было объявлено о согласии США передать Киеву более 30 танков M1 Abrams, считающихся лучшими танками в войсках НАТО. И в то же самое время стало известно о решении ФРГ поставить танки Leopard. Тогда как до того Чешская Республика, Польша, Словения передавали Украине танки только советского производства (или их модернизированные версии). Германия, на которую оказывали давление

Франция и Польша, а также Латвия, Литва, Эстония, долго говорила, что не будет поставлять Украине танки, а затем изменила свое решение, заявив, что начнет поставлять танки, если Соединенные Штаты также пойдут на этот шаг, на что последние в конце концов дали согласие.

Первыми из европейских танков в Украину должны были прибыть 14 британских танков Challenger (ранее свой первый Leopard 2 А4 прислала Канада). Танки Leopard из европейских стран должны были быть поставлены через несколько месяцев, а американские к осени или, по другим сведениям, на следующий год - в рамках упоминавшейся выше Инициативы помощи Украине в области безопасности, а значит не из имеющегося в наличии арсенала (на подготавливаемых к поставке танках должна была быть заменена их уникальная броня из обедненного урана - из опасения рассекречивания состава материала в случае возможного захвата некоторых танков российскими войсками). В поставках танков Leopard, помимо ФРГ, также согласились участвовать еще восемь европейских стран, а всего танков западного производства для Украины - 16 стран. Нидерланды и Дания обязались помочь профинансировать покупку для Украины около 100 списанных танков Leopard 1, которые перед отправкой должны были пройти модернизацию.

Вместе с американскими танками и британскими Challenger-2 (первыми предназначенными к поставке на Украину тяжелыми танками), а также обещанными тогда же сотней марокканских Т-72 речь могла идти в совокупности о нескольких сотнях танков (различные источники называли и 300, и 500). Президент Байден, анонсируя решение о поставках танков, утверждал, что для России это не создает «наступательной угрозы» [Kelly 2022]. Но пояснял при этом, что такой угрозы для России не будет вне украинской территории - в том случае если она выведет свои войска. Тогда как очевидно, что решение о танках отражало новую ставку именно на создание сильного наступательного потенциала у ВСУ. Постоянный представитель КНР при ООН, выступая на заседании Совета Безопасности, однозначно заявил, что накачивание Украины оружием увеличивает опасность эскалации конфликта.

* * *

Поставки вооружений Киеву отражали принятый Западом курс на противодействие России с целью ослабить ее военный потенциал.

События на Украине подтолкнули к пересмотру превалировавших на Западе после завершения холодной войны взглядов о невозможности масштабной конвенциональной войны в Европе, исходя из которых на протяжении более двух десятилетий уменьшались вооруженные силы, урезались военные бюджеты, сокращались военные арсеналы. В Вашингтоне существовала установка на то, чтобы значительно укрепить военно-промышленную базу

страны с целью иметь возможность в дальнейшем одновременно осуществлять военную помощь Украине и параллельно поддерживать собственный арсенал вооружений. В выигрыше в результате оказались в том числе американские предприятия - производители вооружений, включая те, которые получили новые заказы на восполнение американских арсеналов вооружений, подыстощившихся за счет поставок Украине. Когда Киеву стали отправлять, в том числе, и новейшие вооружения, то это использовалось для того, чтобы испытывать их в условиях реальных боевых действий.

Одновременно и в Европе под влиянием украинских событий происходила трансформация отношения к военным затратам и военному строительству. Увеличивались военные расходы европейских стран, росло производство вооружений, усиливался военный потенциал Альянса, расширялось присутствие НАТО в Европе.

Несмотря на обозначенные в исследовании разногласия между членами Альянса по вопросу военной помощи Украине и связанную с поставками вооружений внутриполитическую борьбу в самих этих странах, украинский кризис в значительной степени сплотил НАТО, что привело к изменению многолетней позиции некоторых стран, таких как Германия и Дания, которые ранее выступали против предоставления наступательных вооружений Украине. Одновременно акцентировались военные аспекты деятельности ЕС, что создавало тенденцию большей смычки между Североатлантическим альянсом и общеевропейскими политическими структурами.

Проведенный анализ показывает, что поставки вооружений, хоть и с некоторыми ограничениями, но были масштабными. И если первоначально западные страны стремились полагаться на поставки на Украину по большей части накопленных вооружений советских образцов, то по мере того как в ходе СВО менялись и характер событий, и перспектива будущих боевых действий, а на складах европейских стран истощались запасы вооружений советского производства, западные поставки стали включать все более современные системы и охватывать наступательные категории вооружений, которые на предыдущих этапах на Украину не отправляли, - и в возрастающей мере тяжелые системы, включая артиллерию, а затем и танки. Начавшиеся обстрелы украинской критической инфраструктуры также вызвали переосмысление военной помощи и повышенное внимание к поставкам различных систем ПВО, в том числе их новейших образцов. Не исключена и взаимосвязь между недостигнутыми целями, которых собирались добиться с помощью санкций, и происходившими новыми рывками в поставках вооружений.

При беспрецедентных санкциях и значительном потоке вооружений на Украину стиралась грань между «помощью» и участием в конфликте - особенно учитывая специфику современных средств борьбы - кибервооружений, разведывательных и нацеливающих установок, беспилотников - позволяющую

скрыть степень участия в происходящем. В российском МИДе утверждали, что США уже стали фактически стороной конфликта.

Но одновременно с российской стороны неоднократно говорилось о недопустимости непосредственного участия Запада в военных действиях на Украине. А в Вашингтоне и НАТО акцентировалось намерение отказаться от прямого военного вмешательства в события на Украине, делался упор на предупреждение их перерастания в общерегиональный или глобальный вооруженный конфликт, на предотвращение эскалации с применением ядерного оружия. Несомненно прослеживалась некоторая сдержанность и замедленный характер принятия решений США и их союзников в отношении поставок самых современных наступательных вооружений, за что администрация Бай-дена и правительства соответствующих стран подвергались критике со стороны тех, кто выступал за предоставление Украине еще более масштабной военной помощи и наиболее высокоэффективных систем вооружений.

По опросам общественного мнения [Dunn 2023], к началу 2023 г. в США только половина граждан, голосующих за Республиканскую партию (которая на выборах в конце 2022 г. получила большинство в Палате представителей), не считали военную помощь Украине чрезмерной, а по мере приближения к президентским выборам активность правых изоляционистов, выступающих против увеличения зарубежной помощи, будет возрастать. 18 ноября в Палате представителей группа конгрессменов-республиканцев внесла проект резолюции об обязательном аудите и контроле программ и операций, осуществляемых за счет средств, выделяемых на военную, экономическую, гуманитарную помощь Украине. А затем в феврале был внесен проект еще одной резолюции, требующей завершить выделение военной и финансовой помощи Украине. Однако поставки вооружений в целом опирались на позицию в пользу военной поддержки Киева, которую разделяли обе американские партии, - несмотря на то, что по другим вопросам раскол между республиканцами и демократами был как никогда велик.

Ситуацию с поставками вооружений усугубляют инфляция, высокие цены на энергоресурсы, трудности с международными цепочками обеспечения стратегически важных металлов и микрочипов, создающие риски для Соединенных Штатов не только с точки зрения возможностей для будущей поддержки Киева, но и способности реагировать в случае кризисов в других регионах мира. Тем не менее в странах Запада продолжали делать заявления, что будут поставлять вооружения Украине «столько, сколько потребуется».

А Йенс Столтенберг в своем выступлении в Бухаресте еще раз повторил, что наилучший способ добиться устойчивого мира на Украине - это продолжать наращивать поставки вооружений. Очевидно, что подобная логика ущербна, однако США и НАТО продолжают следовать этой линии, реально 102

подрывающей перспективы возможных мирных инициатив по разрешению украинского конфликта.

Библиография

Арбатов А.Г. Украинский кризис и стратегическая стабильность // Полис. Политические исследования. 2022. № 4. С. 10-31 [Arbatov A.G. The Ukrainian crisis and strategic stability. Polis. Political Studies. 2022. N 4. P. 10-31. (In Russ.)].

Бубнова Н.И. Тотальные санкции Запада против России в контексте «Интегрированного сдерживания» // Общественные науки и современность. 2022. № 6. С. 7-22 [Bubnova N.I. Total sanrtions of the West against Russia in the context of «Integrated Deterrence». Social Sciences and Contemporary World. 2022. N 6. P. 7-22. (In Russ.)].

Глава МИД Великобритании пригрозила России конфликтом с НАТО // Regnum. 2022. 27 февр. [Head of the British Foreign Office has threatened Russia with a conflict with NATO. Regnum. 2022. 27 Fevr. (In Russ.)] URL: https://regnum.ru/news/polit/3518732.html (дата обращения: 28.02.2022).

Небензя отметил четырехкратный рост жертв среди мирного населения Донбасса // РИА Новости. 2023. 20 янв. [Nebenzya pointed out to the four-fold-growth in victims among peaceful population of Donbass. RIA Novosty. 2023. 20 Jan. (In Russ.)]. URL: https://ria.ru/20230120/zhertvy-1846373360.html (дата обращения: 10.02.2023).

Обращение Президента Российской Федерации // Президент России. 2022. 21 сент. [The address of the President of the Russian Federation. President of Russia. 2022. 21 Sept. (In Russ.)]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69390 (дата обращения: 27.09.2022).

Объем военной помощи Запада Украине с начала СВО почти сравнялся с оборонным бюджетом РФ // ТАСС. 2023. 11 янв. [The volume of military aid to Ukraine since the beginning of the SMO has almost equaled the RF defense budget. TASS. 2023. 11 Jan. (In Russ.)]. URL: https:// tass.ru/ekonomika/16772611 (дата обращения: 12.01.2023).

Поляризация США: наступление постамериканского миропорядка в контексте внутренних противоречий американского общества // Фонд Горчакова. 2022. 22 апр. [The polarization of the U.S.: the incoming of the post-American world order in the context of the internal contradictions of the American society. Gorchakov Fund, 2022. 22 Apr. (In Russ.)]. URL: https://fond-gorchakova.timepad.ru/event/webinar_redirect/54321876/a2be10105dd41695e32e25ca 18fc470635f86c8d/ (дата обращения: 24.04.2022).

Путин обвинил англосаксов в диверсиях на «Северных потоках» // ТАСС. 2022. 30 сент. [Putin has accused Anglo-Saxons of carrying out subversions on the North Streams. TASS. 2022. 30 Sept. (In Russ.)]. URL: https://tass.ru/politika/15921235?utm_source=google.com&utm_medium= organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 30.09.2022).

Сводка Министерства обороны Российской Федерации о ходе проведения специальной военной операции на территории Украины // Telegram. Минобороны России. 2022. 29 дек. [Report of the Ministry of Defense of the Russian Federation on the progress of the special military operation on the territory of Ukraine. Telegram. Ministry of Defense of Russia. 2022. 29 Dec. (In Russ.)]. URL: https://t.me/mod_russia/23040 (дата обращения: 02.01.2023).

Что должно делать НАТО? // Офю Президента Украгни. 2022. 6 жовтня. [What should NATO do? Office of the President of Ukraine. 2022. 6 Oct. (In Ukr.)]. URL: https://www.youtube.com/ shorts/F y4JE-LNMXw (дата обращения: 07.10.2022).

Atwood K., Conte M., Hansler J. US is not preventing Ukraine from developing long-range strike capabilities, defense secretary says // CNN. 2022. 6 Dec. URL: https://edition.cnn.com/ europe/live-news/russia-ukraine-war-news-12-06-22/index.html (дата обращения: 07.12.2022).

Baker P., Sanger D.E. Ukraine and the Contest of Global Stamina // New York Times. 2022. 9 July. URL: https://www.nytimes.com/2022/07/09/us/politics/ukraine-strategy-biden.html (дата обращения: 10.07.2022).

Biden team perceived as «afraid of winning» for fear of provoking Putin // Washington Examiner. 2022. 3 Apr. URL: https://www.washingtonexaminer.com/policy/defense-national-security/biden-team-perceived-as-afraid-of-winning-for-fear-provoking-putin (дата обращения: 10.03.2022).

Brown L. Royal Navy could escort grain ships through Odesa blockade // The Times. 2022.

24 May. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/royal-navy-could-escortgrain-ships-through-odesa-blockade-6cdp626xq (дата обращения: 27.05.2022).

Chalfant M., Kelly L., Lillis M. Intel leaks show US success in Ukraine - but come with risks // The Hill. 2022. 7 May. URL: https://thehill.com/news/administration/3480041-intel-leaks-show-us-success-in-ukraine-but-come-with-risks/ (дата обращения: 08.05.2022).

Crowley M. In a Surprise Visit to Ukraine, Blinken Offers Aid and Encouragement // New York Times. 2022. 8 Sept. URL: https://www.nytimes.com/2022/09/08/world/europe/kyiv-blinken-ukraine-zelensky.html?action=click&pgtype=Article&state=default&module=styln-russia-ukraine&variant= show&region=MAIN_CONTENT_1&block=storyline_top_links_recirc (дата обращения: 09.09.2022).

Dunn A. As Russian invasion nears one-year mark, partisans grow further apart on U.S. support for Ukraine // Pew Research Center, 2023. 31 Jan. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/ 2023/01/31/as-russian-invasion-nears-one-year-mark-partisans-grow-further-apart-on-u-s-support-for-ukraine/ (дата обращения: 05.02.2023).

Fact Sheet on U.S. Security Assistance for Ukraine. Release // US Department of Defense. 2022. 22 Apr. URL: https://www.defense.gov/news/releases/release/article/3008717/fact-sheet-on-us-security-assistance-for-ukraine/ (дата обращения: 30.04.2022).

Hallion R.P. Chapter 4: Science, Technology and Air Warfare. In: Routledge Handbook of Air Power / Ed. Olsen John Andreas. New York : Routledge, 2018. 428 p.

Harris S., Birnbaum M., Hudson J., Lamothe D., Stern D.L.U.S. and allies quietly prepare for a Ukrainian government-in-exile and a long insurgency // Washington Post. 2022. 5 Mar. URL: https://www.washingtonpost.com/national-security/2022/03/05/russia-ukraine-insurgency/ (дата обращения: 06.03.2022).

Harris S., Lamothe D. Intelligence-sharing with Ukraine designed to prevent wider war // Washington Post. 2022. 11 May. URL: https://www.washingtonpost.com/national-security/2022/05/11/ ukraine-us-intelligence-sharing-war/ (дата обращения: 12.05.2022).

Kelly L. Biden says US tanks to Ukraine are not an offensive threat to Russia // The Hill. 2022.

25 Jan. URL: https://thehill.com/homenews/administration/3830136-biden-says-u-s-tanks-to-ukraine-are-not-an-offensive-threat-to-russia/ (дата обращения: 10.02.2023).

Kitfield J.A. Raymond: Space Companies «Helpful» in Russia-Ukraine War // Air&Space Forces Magazine. 2022. 20 July. URL: https://www.airforcemag.com/raymond-space-companies-helpful-in-russia-ukraine-war/ (дата обращения: 27.07.2022).

Krieg P. Ex-US-Sicherheitsberater Bolton: Biden machte Fehler vor Ukraine-Krieg // Redaktions Netzwerk Deutschland. 2022. 19 Mar. URL: https://www.rnd.de/panorama/ex-us-sicherheitsberater-bolton-biden-machte-fehler-vor-ukraine-krieg-1e63a844-5797-4afb-ae3f-dbf90fb3186a.html (дата обращения: 20.03.2022).

Matthews O. Overreach: The Inside Story of Putin and Russia's War Against Ukraine. Kindle Edition, London: HarperCollins. 2022. 414 p.

Pentagon holds briefing amid Ukraine war developments // PBS News Hour. 2022. 4 Oct. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5h5F_7JiNIk (дата обращения: 07.10.2022).

Ponnezhath M. NATO plans full-scale military presence at border, says Stoltenberg // Reuters. 2022. 11 Apr. URL: http//www.reuters.com/world/europe/nato-plans-permanent-military-presence-border-says-stoltenberg-telegraph-2022-04-09/ (дата обращения: 27.04.2022).

Readout of President Joe Biden's Meeting with President Xi Jinping of the People's Republic of China // The White House. 2022. 14 Nov. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2022/11/14/readout-of-president-joe-bidens-meeting-with-president-xi-jinping-of-the-peoples-republic-of-china/ (дата обращения: 17.11.2022).

Richard Clarke Statement // Senate.gov. 2022. 5 Apr. URL: https://www.armed-services.senate. gov/download/clarke-statement-04/05/2022 (дата обращения: 27.08.2022).

Russian Information Warfare: A Conversation With Dr. Bilyana Lilly // Carnegie Endowment for International Peace. 2022. 17 Oct. URL: https://carnegieendowment.org/2022/10/17/russian-information-warfare-conversation-with-dr.-bilyana-lilly-event-7957 (дата обращения: 22.10.2022).

Sukin L. Has the Russia-Ukraine war blown up the global nuclear order? // Bulletin of the Atomic Scientists. 2022. 28 June. URL: https://thebulletin.org/2022/06/has-the-russia-ukraine-war-blown-up-the-global-nuclear-order/ (дата обращения: 02.01.2023).

The Biden Foreign Policy at Two // Carnegie Endowment for International Peace. 2022. 16 Dec. URL: https://carnegieendowment.org/2022/12/16/biden-foreign-policy-at-two-years-event-8006 (дата обращения: 18.12.2022).

The Ukraine Support Tracker: Which countries help Ukraine and how? Kiel Working Paper // IFW Kiel Institute for the World Economy. Leibniz Association. 2022. Aug. 66 p. URL: https://www. ifw-kiel.de/fileadmin/Dateiverwaltung/IfW-Publications/-ifw/Kiel_Working_Paper/2022/KWP_2218_ Which_countries_help_Ukraine_and_how_/KWP_2218_Version5.pdf (дата обращения: 18.12.2022).

U.S. grand strategy under President Biden and beyond // Brookings Institution. 2022. 5 May. URL: https://www.brookings.edu/events/us-grand-strategy-under-president-biden-and-beyond/ (дата обращения: 22.05.2022).

U.S. is not preventing Ukraine from developing long-range strike capabilities, defense secretary says // CNN. 2022. 7 Dec. URL: https://edition.cnn.com/europe/live-news/russia-ukraine-war-news-12-07-22/h_c0a98ee5f3ae2e2d5268a7b11b365061 (дата обращения: 08.12.2022).

U.S. provided intel that helped Ukraine target Russian warship, sources say // CNN. 2022. 5 May. URL: https://edition.cnn.com/europe/live-news/russia-ukraine-war-news-05-05-22/h_fa0900 ceed55ba329c1f69702537e9e6 (дата обращения: 06.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.