Научная статья на тему 'Военная политика и реформирование армии в постсоветский период'

Военная политика и реформирование армии в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
767
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / ВОЕННАЯ РЕФОРМА / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ / MILITARY POLICY / ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION / MILITARY DOCTRINE / MILITARY REFORM / MILITARY CONSTRUCTION / MILITARY ORGANIZATION / STATE / POST-SOVIET ERA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акылбеков Кайрат Маратович

Основное внимание в статье обращено на актуальную проблему реформирования Российской армии в постсоветский период. Выделены и охарактеризованы этапы этого процесса, подведены их итоги. По результатам анализа реформ в Российской армии в изучаемый период даны рекомендации по повышению эффективности государственной политики в военной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military policy and reforming the army in the post-Soviet period

The article focused on the topical issue of reforming the Russian army in the post-Soviet period. The research identified and described the stages of this process, summarized their results. Based on the reform analysis in the Russian army during the period under review the author gives recommendations on efficiency improvement of the public policy in the military field.

Текст научной работы на тему «Военная политика и реформирование армии в постсоветский период»

УДК 355.1(470 + 571)"199"

Акылбеков Кайрат Маратович

военнослужащий в/ч 22316

Министерства обороны Российской Федерации,

аспирант Омской гуманитарной академии

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМИРОВАНИЕ АРМИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Akylbekov Kayrat Maratovich

Serviceman, Military Unit 22316, The Ministry of Defence of the Russian Federation, PhD student, Omsk Academy of the Humanities

MILITARY POLICY AND REFORMING THE ARMY IN THE POST-SOVIET PERIOD

Аннотация:

Основное внимание в статье обращено на актуальную проблему реформирования Российской армии в постсоветский период. Выделены и охарактеризованы этапы этого процесса, подведены их итоги. По результатам анализа реформ в Российской армии в изучаемый период даны рекомендации по повышению эффективности государственной политики в военной сфере.

Ключевые слова:

военная политика, Вооруженные силы Российской Федерации, Военная доктрина, военная реформа, военное строительство, военная организация, государство, постсоветское время.

Summary:

The article focused on the topical issue of reforming the Russian army in the post-Soviet period. The research identified and described the stages of this process, summarized their results. Based on the reform analysis in the Russian army during the period under review the author gives recommendations on efficiency improvement of the public policy in the military field.

Keywords:

military policy, the Armed Forces of the Russian Federation, military doctrine, military reform, military construction, military organization, state, post-Soviet era.

В течение постсоветского периода развития Российской Федерации вопросы ее военной безопасности были и остаются в центре внимания руководства страны, политической элиты и ученых. Итогом целенаправленных усилий в российской оборонной сфере стало создание собственных Вооруженных сил как важного атрибута государства, гаранта независимости и суверенитета Российской Федерации. Одними из главных задач дальнейшего совершенствования обороноспособности РФ являются наделение армии новыми качественными характеристиками, вывод ее на уровень эффективного противостояния современным вызовам и угрозам военного характера, соответствия социально-экономическим, духовно-культурным, демографическим и другим возможностям страны. Решить такую задачу можно только путем системного изучения опыта реформирования Российской армии, что обусловливает актуальность данной работы.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании направлений, обеспечивающих достижение высоких показателей развития национальных Вооруженных сил в контексте современных требований к военной сфере государства.

Начнем исследование с определения понятия «военная политика» и анализа его составляющих. Военная политика государства - составная часть общей политики государства и других субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, ее подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других политических целей [1, с. 62]. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации. Реализация военной политики, планов и программ военного строительства, вся повседневная военно-политическая практика формируют соответствующий тип военно-политических отношений. Осуществляемая военная политика государства конкретизируется в официальных военных доктринах, военных стратегиях и практике военного строительства.

Содержание военной политики представляет собой совокупность системы официальных во-енно-доктринальных положений и взглядов военно-политического руководства и практической военно-политической деятельности государства, реализуемой как внутри страны, так и за рубежом. Правовой основой военной политики государства является Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружением и разоружением, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Военная доктрина РФ [2, с. 64-65].

Субъектами военной политики выступают высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти государства. Органами законодательной и исполнительной власти, которые касаются вопросов военной политики, являются: Государственная дума РФ, президент РФ -

Верховный главнокомандующий Вооруженных сил, Совет безопасности РФ, Правительство РФ, Министерство обороны РФ. Роль судебной ветви власти (суды, прокуратура) в сфере военной политики сводится к обеспечению соблюдения законности и правосудия.

Объектами военной политики могут быть в случае необходимости все сферы и стороны жизни страны, от экономики до общественной мысли, а также население страны. Но главными и непосредственными объектами военной политики являются военно-экономические структуры (военная промышленность), военно-политические отношения между различными политическими и социальными силами в стране и военно-политические отношения с другими государствами [3, с. 65].

В начале 1990-х гг. с распадом СССР военная организация российского государства переживала глубокий кризис, в котором можно выделить следующие составляющие. Во-первых, российский оборонный потенциал нужно было создавать заново, формируя оптимальные пути реформирования не только армии, но и всей военной системы страны. Во-вторых, характер военной политики государства во многом определялся экономическими проблемами, которые возникли после распада Советского Союза. В силу этого обеспечение обороноспособности уступило место проблемам общественного переустройства. В-третьих, оборонно-промышленный комплекс перестал существовать в системном смысле - с каждым годом снижалась доля новейших образцов вооружений и военной техники. В-четвертых, в социуме кардинально поменялось отношение к военным, резко упал уровень военно-патриотического сознания. В-пятых, социальные проблемы военнослужащих решались на достаточно низком уровне. Комплекс указанных причин привел к осознанию необходимости осуществления определенных преобразований в военной политике РФ.

Все попытки провести какие-либо реформы в Российской армии в постсоветский период можно разделить на три этапа: 1) 1991-1999 гг., 2) 2000-2008 гг., 3) с 2008 г.

По данным В.И. Короткевича, после распада Советского Союза Россия унаследовала до 70 % военного потенциала бывшего СССР, учитывая и Вооруженные силы численностью 2,7 млн человек, причем 0,6 млн остались вне пределов России [4, с. 135]. Российская Федерация приступила к процессу создания собственных Вооруженных сил. Началом данного процесса можно считать Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных сил Российской Федерации» [5]. В мае 1992 г. стала также разрабатываться Концепция создания Вооруженных сил, предусматривавшая обновление армии в три этапа. На первом этапе (1992 г.) базовыми задачами были инвентаризация вооружения, техники, обоснование правовой базы строительства, функционирования Вооруженных сил РФ. На втором этапе (до 1995 г.) - формирование мобильных сил, группировок, которые отвечают требованиям момента, переход к смешанной системе комплектования Вооруженных сил. На третьем этапе (после 1995 г.) - проведение кардинальных преобразований структуры Вооруженных сил, изменение военно-административного деления территории России. Общую численность Вооруженных сил планировалось довести до 1,5 млн человек [6].

Следует отметить, что процесс реформирования армии происходил в отсутствие военной доктрины, главные положения которой (но не сама доктрина) появились лишь к концу 1993 г. То есть создание Вооруженных сил на первом этапе происходило в отсутствие продуманной стратегической линии, учитывавшей особенности международного положения России и геополитических реалий. Она не была адаптирована к рыночным условиям российской экономики. Более того, реформа была ориентирована на благоприятную экономическую ситуацию в стране, на правовую основу, стабильный военный бюджет. Однако ничего этого в стране не было. В абсолютном исчислении затраты России на военную сферу к началу 2000-х гг. были намного меньше, чем подобные затраты передовых военных государств мира. Согласно данным статистики, в 2000 г. оборонные расходы Российской Федерации составляли около 6 млрд долл., или 2 % затрат США на оборонный комплекс. При одинаковой численности Вооруженных сил российский военный бюджет был в два раза меньше индийского [7].

Следующий этап реформирования Российской армии начался с вступления в 2000 г. на должность президента РФ и, соответственно, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами В.В. Путина. Именно с этого момента военному ведомству страны стало уделяться значительно больше внимания со стороны руководства государства. 4 февраля 2000 г. Совет безопасности РФ утвердил российскую военную доктрину. Ее возникновение обосновывалось новыми угрозами, с которыми в этот период столкнулось государство и на которые нужно было адекватно реагировать. В частности, это имеет отношение к событиям на Северном Кавказе, расширению НАТО на восток и новой военной концепции Североатлантического альянса.

Среди направлений реформирования Вооруженных сил Российской Федерации в 20002008 гг. следует выделить следующие. Во-первых, произошло сокращение срока службы по призыву. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в марте 2006 г., срок военной службы с 2008 г. сократился с 24 до 12 месяцев [8]. Во-вторых, было значительно увеличено количество контрактников. В 2003 г. принята федеральная целевая программа о переводе 147 тыс. должностей в армии на комплектование контрактниками. Данная

ФЦП завершилась в 2007 г. В 2008 г. утверждена новая программа [9, с. 43]. В-третьих, были приняты меры по улучшению материального положения военнослужащих и военных пенсионеров. В 2007 г. в послании Федеральному собранию В.В. Путин потребовал к 2010 г. обеспечить всех военных жильем. В-четвертых, 28 июня 2002 г. Государственной думой был принят закон «Об альтернативной гражданской службе», в соответствии с которым гражданин РФ имел право на замену военной службы на службу, которая не связана с использованием оружия, в том случае, когда военная служба противоречила его убеждениям либо вероисповеданию, а также если он относился к коренным малочисленным народам. Срок альтернативной гражданской службы определялся в 3,5 года (для выпускников вузов он был меньше в 2 раза). С 2006 г. срок сократили до 21 месяца [10]. В-пятых, продолжался процесс сокращения численности военнослужащих. В-шестых, происходили некоторые организационные изменения. В частности, в 2001 г. Вооруженные силы России были переведены на «трехвидовую структуру»: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот.

В итоге состояние Вооруженных сил РФ к 2008 г. характеризовалось следующими обобщенными показателями: доля соединений и воинских частей постоянной готовности: дивизий -25 %, бригад - 57, авиационных полков - 7 %; количество военных городков для базирования -более 20 тыс.; численность Вооруженных сил - 1 134 тыс. военнослужащих, в том числе офицеров - 350 тыс. (31 %), прапорщиков - 140 тыс. (12 %), солдат и сержантов по контракту - около 200 тыс. (17 %); оснащенность современным вооружением, военной и специальной техникой -3-5 %; численность офицеров, нуждающихся в получении жилья, - более 100 тыс. [11].

Руководством государства и Министерства обороны в сентябре - декабре 2008 г. был принят ряд решений по выполнению задачи создания мобильных, оснащенных современной техникой и вооружением, хорошо подготовленных Вооруженных сил. Основными направлениями реформы были определены: перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности; переоснащение Вооруженных сил современными образцами вооружения, военной и специальной техникой; повышение профессиональной подготовки военнослужащих, разработка новых программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений; переработка основополагающих документов, регламентирующих применение Вооруженных сил, для обеспечения соответствия форм и способов ведения боевых действий требованиям современной войны; повышение материального стимулирования воинского труда; решение жилищной проблемы. 25 декабря 2014 г. президент РФ утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ как основополагающего концептуального документа, нормализующего вопросы обеспечения военной безопасности страны [12].

Суть проводящейся в России с осени 2008 г. военной реформы заключается в трансформации Вооруженных сил РФ от традиционной мобилизационной армии к силам постоянной полной боевой готовности. Генерал Ф. Бридлав сказал, было понятно, что Россия существенно укрепила свой потенциал после войны 2008 г. в Грузии [13]. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация Вооруженных сил РФ нового облика на участие главным образом в ограниченных конфликтах. Под эти задачи выстраивается и новая структура Вооруженных сил: они должны быть более гибкими, мобильными, находиться в постоянной боеготовности, быть способными к быстрому реагированию и к задействованию в первую очередь в ограниченных по масштабу конфликтах на территории Российской Федерации и других государств бывшего СССР, а также на прилегающих территориях. Задачи по обороне России непосредственно от других великих держав возлагаются теперь в основном на стратегические ядерные силы. С 2008 г. Вооруженные силы России были в значительной мере реально преобразованы в соответствии с данной концепцией. Военная система РФ в основной своей массе весьма стремительно была приведена к новому облику, принципиально отличающемуся во многих аспектах от традиционного облика Красной, Советской, а затем Российской армии. На выполнение государственной программы вооружения до 2020 г. предусмотрено 19,2 трлн р., что почти в четыре раза больше, чем на программу 2007-2015 гг. (4,5 трлн р.) [14, с. 43].

Таким образом, процесс реформирования и строительства Российской армии продолжается уже более двух десятилетий. Одновременно существует убежденность в том, что работа в данном направлении не завершена, еще предстоит долгий и трудный путь. По нашему мнению, главными факторами, которые смогут обеспечить успех реформам российских Вооруженных сил, остаются: сильная политическая воля, персональная обязанность и желание на наивысшем политическом уровне; персональная подотчетность и ответственность на всех уровнях; эффективное управление и межведомственная координация; открытое, честное и объективное информирование общества о достигнутых результатах. Реформы должны сопровождаться постоянной аналитической поддержкой разработки и исполнения, периодическим анализом и своевременной корректировкой программ и планов. И в завершение амбиции должны соответствовать ресурсам,

а в случае неисполнения утвержденной государственной программы должна наступать бесповоротная персональная ответственность для тех, кто не обеспечил ее ресурсами, не добился эффективного использования выделенных средств или оказался неспособным обеспечить достижение поставленных целей.

Ссылки:

1. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия : учеб. пособие. М., 2014. 271 с.

2. Там же. С. 64-65.

3. Там же. С. 65.

4. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003. СПб., 2004. 296 с.

5. О создании Вооруженных сил Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/1279 (дата обращения: 05.11.2016).

6. Рукшин А. Некоторые итоги реформы Вооруженных сил // Военно-промышленный курьер. 2012. № 45 (462). 14 нояб.

7. Там же.

8. О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 6 марта 1998 г. № 53-Ф3 : в ред. федер. закона от 11 марта 2006 г. № 37-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1148.

9. Арбатов А., Дворкин В. Военная реформа России: состояние и перспективы. М., 2013. 79 с.

10. Об альтернативной гражданской службе [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 11З-ФЗ : действ. ред., 2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Рукшин А. Указ. соч.

12. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2014. № 6570. 30 дек.

13. Norman L. NATO's top commander reflects on Crimea // The Wall Street Journal. 2014. 23 March.

14. Федоров Ю. Государственная программа вооружений - 2020: власть и промышленность // Индекс безопасности. 2013. Т. 19, № 4. С. 41-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.