Научная статья на тему 'Военная политика Древнего Китая'

Военная политика Древнего Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2768
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ВОССТАНИЯ / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДРЕВНИЙ КИТАЙ / WAR / REVOLTS / MILITARY POLICY / ANCIENT CHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Александр Михайлович

История Древнего Китая это века междоусобных войн, бесконечных битв и восстаний. Средством достижения внешнеполитических целей являлись боевые действия и сложная дипломатия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military policy of Ancient China

History of Ancient China is the centuries of internecine wars, interminable fights and revolts. The means of achieving the external political goals was the military actions and complicated diplomacy.

Текст научной работы на тему «Военная политика Древнего Китая»

ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ А.М. Козлов

История Древнего Китая - это века междоусобных войн, бесконечных битв и восстаний. Средством достижения внешнеполитических целей являлись боевые действия и сложная дипломатия. Ключевые слова: война, восстания, военная политика, Древний Китай.

История Древнего Китая - это века бесконечных битв, сражений, восстаний и междоусобных войн.

Неудивительно, что военная подготовка получила большое развитие уже в У1-Ш вв. до н. э. в период раздробленности китайских царств. За 241 год периода «Весны-Осени» эпохи Чунь-цю (722-481 гг. до н. э.) историки насчитали свыше 400 войн. За 232 года периода Чжань-го «Сражающихся царств» (453-221 гг. до н. э.) более 220. Согласно представлениям, господствовавшим в Древнем Китае, «главные дела в государстве - это войны и жертвоприношения (в основном тех же военнопленных)». И то и другое достаточно подробно отражается в текстах надписей на гадательных костях и других документах истории той эпохи. Естественно, что боевая подготовка в этот период являлась одной из важнейших задач враждующих государств и достигла высокого уровня. Специально отобранные лучшие воины обучались навыкам вооруженного боя с мечом, копьем, щитом и другими видами оружия, сражаться индивидуально и в боевом строю. Однако в этот период подготовка воинов носила очень ритуализованный характер. Ритуально-мистический характер ранних приемов боя позволил им воследствии положиться на религиозно-философские воззрения Древнего Китая: даосизма, буддизма, конфуцианства, осуществив тем самым сочетание прикладной ценности технических действий с сакральным внутренним содержанием. И на этой почве перерасти в стройную многокомпонентную систему у-шу (боевые искусства), которая, развиваясь, разрастаясь и совершен-

ствуясь, представляет собой в настоящее время комплекс многофункциональных, многоцелевых структур, объединяющихся на основе общих философских, медико-биологических, психологических и этнических постулатов.

Основную ударную силу армии Древнего Китая составляли боевые колесницы, легкие, запряженные парой лошадей, они не знали преград в бассейне Хуанхе и ее притоков. На такой колеснице обычно располагались три воина: возница, управляющий лошадьми; лучник, поражающий неприятеля стрелами; копейщик, вооруженный копьем или алебардой - оружием ближнего и среднего боя. Вплоть до изобретения арбалетов колесницы являлись наиболее мощным средством ведения войн. Это время было отмечено небывалым взлетом военной мысли. Военная теория в феодальном Китае имеет своих основоположников-классиков - Сунь-цзы и У-цзы. В сложившемся на протяжении последующих веков «Каноне военной науки» -«Семикнижии» (У-цзин) на их трактатах была построена вся философия и теория военных действий, практика стратегии и тактики ведения группового и индивидуального боя. Труды великого стратега и мыслителя древности Сунь-цзы (У1-У вв. до н. э.) занимают первое место по времени возникновения, историческому значению и содержнию. Его воинская доблесть, опыт, который он обобщил в трактате «Сунь-цзы бинфа», являются основополагающими в каноне «У-цзин», где были собраны величайшие работы в военной области той эпохи. Фундаментальные трактаты Сунь-цзы, составленные для ведения

широкомасштабных военных действий,

практически до конца XIX в. являлись основным каноном стратегии и тактики не только Срединной империи, но и в Японии, Корее, Вьетнаме и целом ряде стран этого региона, подробно освещая методологию победы: познание собственных сил; изучение сил противника; методы защиты и нападения; использование недостатков и просчетов врага; способы обманных маневров и приемы тактической маскировки; психологической подготовки и т. д. Эти и подобные, детально разработанные положения позднее легли в основу многих магистральных направлений, стилей и школ у-шу, а также боевых искусств других национальных школ Дальнего Востока.

В конце III в. до н. э. после многочисленных междоусобных войн на территории раннего Китая возникает единое государство-империя Цинь (221-207 гг. до н. э.). Радикальные реформы Цинь Шихуанди (259210 гг. до н. э.) - первого императора династии, ликвидировали политическую и экономическую раздробленность страны и позволили в числе прочих нововведений сформировать упорядоченную систему военной подготовки. Каждый воин был обязан освоить фехтование на мечах, копьях, алебардах; стрельбу из лука, арбалета; пройти обучение бою в пешем строю и на воде, а также уметь без оружия противостоять неприятелю. Поэтому цзюэ-ди (противоборство, древний синоним у-шу) являлась обязательной в обучении и тренировке солдат.

Следует подчеркнуть, что для обучения и практической тренировки воинов традиционно использовались ритуальные формы в виде заданий танцевально-боевых упражнений и комплексов и, кроме того, допускался произвольный спарринг. Большинство боевых танцев с копьями, мечами, трезубцами и другими видами оружия, а также цирковое искусство управления колесницами и т. п. в этот период были сведены в комплекс «Бай-си» (Ста игр), или по-другому «Цзюэ-ди» (представления). Поединки без оружия в нем были представлены борьбой цзюэ-ди и тоу-бо (рукопашный бой).

Все частное оружие в стране по приказу Цинь Шихуанди (хуанди-император) было конфисковано и перелито в бронзовые колокола и 12 гигантских статуй святых. Огром-

ная 300-тысячная регулярная армия была вооружена железным оружием и усилена конницей. В 215 г. до н. э. армии империи Цинь, возглавляемые полководцем Мэн Тянем, в итоге двухлетней тяжелой войны отвоевывают у кочевников сюнну огромные территории протяженностью с севера на юг около 400 километров. Для того чтобы обезопасить освобожденные районы страны и караванные пути на запад от нападений стремительной боевой конницы кочевников, Щихуанди приказывает возвести гигантское фортификационное сооружение - Вань-ли чан-чэн (стена в 10 тыс. м). Над сооружением стены, которое было начато в 215 г. до н. э., вместе с воинами трудились рабы, военнопленные, общинники, мобилизованные на государственные работы. К 213 г. до н. э. создание этого грандиозного сооружения облегчалось тем, что к тому времени каждое из трех северных царств Китая - Цинь, Янь и Чжао - уже имели свои стены. Цинь Шиху-анди разрушил стены, разделявшие эти царства, и одновременно были сохранены, отремонтированы, расширены и реконструированы стены вдоль северных рубежей, достроены в недостающих местах и объединены в одну Великую Китайскую стену. Высота стены равнялась 7,5 м, а ширина - 5,4 м. В ней были сделаны смотровые щели и бойницы, для того чтобы постоянно наблюдать за противником.

На расстоянии 2,5-3 км друг от друга находились сторожевые башни, возвышавшиеся метров на 5 над стеной. На первом этаже башни хранили сухой хворост, в случае появления конницы кочевников воины поджигали на верхней площадке костер, оповещая соседей об опасности.

Освещая вопросы военной политики той эпохи, необходимо упомянуть еще об одном интересном факте, установленном учеными после вскрытия гробницы Цинь Шихуанди. По издавна существовавшим в Поднебесной традициям сооружение усыпальницы императора начиналось на следующий год после вступления его на престол и продолжалось весь период правления. Императорские гробницы возводились с большим размахом и представляли собой богатые подземные палаты, иногда даже превосходящие роскошью и убранством наземные дворцы. Основатель первого централизованного государ-

ства Китая - Цинь Шихуанди - избрал местом своего погребения одну из гор хребта Лишань недалеко от Сиани, уезд Линьтун провинции Шаньси. Над сооружением усыпальницы трудились свыше 700 тыс. человек. Вначале в горе выдолбили огромное помещение. Стены будущей усыпальницы облицевали яшмой, пол устлали большими лакированными камнями, потолку придали вид неба с изображениями звезд и светил. После того как саркофаг с телом Цинь Шихуанди опустили в склеп, усыпальницу наполнили огромным количеством драгоценностей и всеми предметами повседневной жизни императора. Вместе с ним «в сопровождение» захоронили наложниц и жен, не имевших детей, и большое количество слуг. Усыпальницу закрыли массивной дверью и заложили огромными валунами. Принесли в жертву всех тех, кто строил это сооружение, дабы они не разглашали тайны о спрятанных сокровищах и не указали путь к ним. Сверху дополнительно насыпали огромный курган, густо засадили его деревьями и кустарниками.

Кроме того, покой повелителя, укрывшись в огромном гроте, охраняли 500 глиняных воинов личной «гвардии» монарха. Статуи «гвардейцев» выполнены во весь рост в полном боевом снаряжении, некоторые воины застыли в характерных стойках цюань-ту (кулачное искусство) и у-шу, с настолько четко воспроизведенными чертами лица, что есть все основания видеть в них скульптурные портреты реальных людей. Обращает на себя внимание высокорослость «глиняных воинов», которая колеблется от 1,75 до 1,86 метров, и прекрасное физическое развитие, говорящее о том, какие это были великие воины и настоящие мастера своего дела. Неподалеку от них, если необходимо будет сражаться с врагом или преодолевать неприятеля, «гвардейцев» ожидало более сотни боевых колесниц, каждая - запряженная парой лошадей.

Династия Хань (Ш в. до н. э. - Ш в. н. э.) пришла к власти в Поднебесной в результате народного восстания и пятилетней гражданской войны. Молодая, набирающая силу, могучая империя эпохи «Западная Хань» (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.) осуществила ряд успешных завоевательных походов на юг к границам Индии и Бирмы, на запад в Тибет, в Маньчжурию, оттеснив на север кочевые

племена, в Корею и в районы Центральной Азии. Залогом успехов и побед ханьцев1, жизнеспособности, политической и экономической мощи империи явились современные по тем временам методы военной подготовки и высокий уровень военной науки.

До этого времени Китай часто страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи «Хань-шу» отмечают, что сюнну - отличные наездники, прекрасно умели стрелять на скаку, были выносливы и жестоки в бою. Император «Золотого века» У-ди (140-87 гг. до н. э.) решает покончить с таким положением и создает мобильные конные подразделения, которые стали основной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных ударов. Военные компании 127-119 гг. до н. э. принесли ханьским войскам значительные успехи.

Еще одним объектом экспансии в период правления У-ди становится Корейский полуостров. В 109 г. до н. э. Поднебесная наносит удар по первому древнекорейскому государству Чосон с двух сторон: одна армия наступает через Ляодун, другая - через Бохайский залив. На захваченных территориях создаются новые уезды и округа.

Этот период отмечен подъемом культуры и искусства. Восстанавливаются и переписываются старые классические книги и каноны, составляются новые компендиумы -исторические пособия по военной подготовке. В компендиуме «Исторические хроники эпохи Хань» (Хань-шу) в разделе «Хроники литературы и искусства» (Вэнь и чжи) несколько глав посвящалось обучению воинским наукам и ремеслам, владению оружием, способам защиты безоружного против вооруженного кинжалом, мечом, копьем; приводился набор приемов боя «голыми руками» из арсенала цзюэ-ди, сян-бо и шоу-бо.

В одной из глав Хань-шу повествуется также о том, как в 108 г. до н. э. проходили традиционные, организованные по повеле-

1 Идеализируя и канонизируя прошлое, в память о мощной Ханьской империи - «Золотом веке древности» - когда земные законы были в гармонии со сводом небесных уложений Пути-дао, правители были мудры, а подданные законопослушны, и все в Поднебесной жили богато и счастливо, так стало именоваться этническое большинство, и до сих пор китайцы нередко называют себя ханьцами.

нию императора У-ди - почитателя «воинских утех», большие праздники-соревнования «Цзюэ-диси», на которые съезжался народ из многих провинций и уездов. Состязания проходили по обширной программе под музыку флейты и барабанов, включали в числе прочих борьбу-танец цзюэ-ди и поединки шоу-бо.

В эпоху Хань цзюэ-ди оставалось традиционно ритуальным единоборством, практически представлением с заранее прогнозируемым финалом, канонами боевого танца «у», элементами прикладного тренинга, популярного на элитарном уровне. Шуай-цзяо, все более отдаляясь, становилось борьбой, любимой в народе, с использование захватов, бросков и других несложных технический действий.

В эпоху Синь (9-25 гг. н. э.) и Восточная Хань (25-220 гг. н. э.) Древний Китай неоднократно сотрясали восстания народных масс. Из выступлений этого периода самыми крупными были выступления «Краснобровых» (18-25 гг. н. э.) - перед боем, чтобы отличить своих от неприятеля, восставшие красили брови в красный цвет.

В это же время на юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались в горах Люй-линьшань, провинция Хубэй, поэтому их стали называть «армией Люй-линь» (Зеленого леса). Движущей силой были доведенные до отчаяния рабы, полусвободные и обезземеленные крестьяне.

Наиболее мощное восстание «Желтых повязок» (184-207 гг. н. э.) в течение 10 лет готовилось тайной сектой Тайпин-дао (Великое благодеяние), организацией религиозного братства, члены которого много времени уделяли обучению военному делу.

В стране было создано 36 объединений -будущих военных отрядов. Восстания вспыхнули в Гуандуне, Сычуани и в других провинциях. Отряды повстанцев назывались: «Черная гора», «Желтый дракон», «Великий разлив» и т. п. Вожди, как правило умелые и храбрые воины, были известны по прозвищам: Лю-камень, Чжан-великан, Ли-непобе-димый и пр. Несмотря на ряд крупных успехов, восстания были потоплены в крови1.

1 Исторические документы свидетельствуют, что в одном из сражений победителями было отрублено 7 тыс. голов восставших, в другом - 30, в третьем -

Недостаток опыта, стихийность, раздробленность, плохое вооружение, отсутствие ясных целей и т. п. - причины поражений.

После подавления крестьянской войны, в результате которой Ханьская династия была свергнута, внутренние войны завершились разделом бывшей империи между тремя полководцами. На севере страны в столичных районах властителем стал Вэнь-ди (220227 гг.), один из руководителей подавления восстания «Желтых повязок». Он создал царство Вэй (220-265 гг.) и вел успешные войны с кочевниками. На юго-востоке сложилось государство У (221-280 гг.) во главе с правителем Да-ди и столицей в районе современного Нанкина, а на западе - царство Шу (221-263 гг.) - трон занял Чжао-леди. Начался период Троецарствия.

Бурные события военной истории Китая, обилие канонов военной науки, регулярные состязания по борьбе и бою с оружием и без него явились мощным катализатором, позволившим к концу И и началу Ш вв. создать разнообразные методы индивидуальной подготовки воинов. Бин-фа, цзюнь-ши, сюнь-лянь и др. (воинские ремесла) соединились в боевое искусство (уи) и означали разностороннюю подготовку воинов, технику работы с оружием и приемы рукопашного боя.

Это потребовало нового подхода, совершенствования и некоторой дифференциации процесса обучения, подготовки «инструкторов» по боевым искусствам, создания специальных «школ» и «курсов» для воинов различных уровней: от простого пехотинца-лучника до командиров-полководцев, с учетом профилей военного амплуа (копейщики, арбалетчики и т. д.) и сословных различий. Обучение в основном базировалось на комплексах формальных упражнений - тао, сохранивших многие компоненты боевого танца «у», абстрагирующихся от кодифицированных наборов приемов боя, имитирующих структуру боевых действий как в варианте с партнером-противником, так и в персональном исполнении.

Таким образом, к этому времени в Поднебесной сложился комплекс военной подготовки, включавший практические занятия-тренировки по ведению индивидуального

отрублено 100 тыс. голов. Из черепов вдоль дорог выстраивались пирамиды, на южной окраине столицы Лоян была сложена целая башня.

боя и в условиях широкомасштабного сражения, опирающийся на хорошо разработанную теорию военной науки, нравственноэтические постулаты конфуцианства, а также религиозно-философскую теорию даосизма о подобии земных изменений небесными трансформациями Пути-дао.

В 265 г. вэйский военачальник Сыма Янь сверг одного из потомков Вэнь-ди и провозгласил себя императором. Под его руководством Китай вновь был объединен. Война трех царств закончилась завоеванием северянами государства Шу в 263 г., а в 280 г. царства У. В стране утвердилась династия Восточная Цзинь (265-420 гг.).

В годы борьбы «сильных домов» внутренние неурядицы значительно ослабляли страну, наметился явный экономический, политический, хозяйственный и культурный упадок, что облегчало соседям-кочевникам вторжение в пределы Поднебесной.

Войска империи Восточная Цзинь оказались практически не в состоянии отразить вторжение мощной гуннской конницы, затем муюн, цян, жужане, сяньби, тоба и тибетских племен. На протяжении ГУ-У вв. Северный Китай - древнейший очаг китайской цивилизации и культуры, с экономически наиболее развитыми и густонаселенными территориями - превратился в арену непрекращающих-ся войн. Многие жители бежали на юг. Переселенцы севера принесли с собой более совершенную земледельческую, ремесленные технологии и военное искусство, что ускорило освоение Южного Китая. Кочевники-завоеватели создавали многочисленные государственные образования, которые быстро распадались под ударами новых поработите-

лей, а пришедшие племена ассимилировались с оставшимся коренным населением, перенимая ханьские нравы, обычаи и верования. Во времена внутренних войн и нашествий кочевников IV-V вв. многие города Срединной империи были разграблены, разрушены и сожжены.

С приходом эпохи Южных и Северных династий (420-5841 гг.) внешнее и внутриполитическое положение империи несколько стабилизировалось. С прекращением войн жители постепенно возвращались к родным «очагам и колодцам». Но постоянной «головной болью» для правителей Поднебесной продолжала оставаться слабая защищенность границ и периодически повторяющиеся набеги кочевников. Средством достижения внешнеполитических целей являлись боевые действия и сложная дипломатия. Наиболее характерными приемами были: разжигание внутриплеменной розни, натравливание одних племен на другие, династические браки и привлечение в союзники в войнах против третьих. Широко использовались также приглашения в качестве почетных учеников ко двору императора, где им в процессе обучения прививались «нужные» понятия.

Поступила в редакцию 4.07.2008 г.

Kozlov A.M. Military policy of Ancient China. History of Ancient China is the centuries of internecine wars, interminable fights and revolts. The means of achieving the external political goals was the military actions and complicated diplomacy.

Key words: war, revolts, military policy, Ancient China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.