Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ ОЧЕРКИСТИКА А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ'

ВОЕННАЯ ОЧЕРКИСТИКА А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
357
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПРОЗА / ОЧЕРКОВАЯ ПРОЗА / ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА / ЖАНР / КОМПОЗИЦИЯ / MILITARY PROSE / ESSAY PROSE / PHILOSOPHICAL PROSE / GENRE / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дядюн В.В., Киричук Е.В.

В статье рассматриваются жанровые особенности одного из главных произведений А. де Сент-Экзюпери - репортаж «Военный лётчик» методом сопоставительного анализа с другими произведениями автора: «Цитадель» и «Планета людей». В статье выполнен анализ композиционных, смысловых и стилистических сходств и различий, указанных произведений; выявлены особенности жанра очерка и его видов в военной прозе А. де Сент-Экзюпери на примере одного произведения данной тематики; проведено сопоставление сюжетной линии «Военного лётчика» с биографией писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ ОЧЕРКИСТИКА А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ»

DOI 10.26105/PBSSPU.2020.2020.3.013 УДК 82.09.133.1-31 Сент-ЭкзюпериА. де ББК 83.3(4Фра)6-8,444

В.В. Дядюн, Е.В. Киричук

ВОЕННАЯ ОЧЕРКИСТИКА А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

В статье рассматриваются жанровые особенности одного из главных произведений А. де Сент-Экзюпери - репортаж «Военный лётчик» методом сопоставительного анализа с другими произведениями автора: «Цитадель» и «Планета людей». В статье выполнен анализ композиционных, смысловых и стилистических сходств и различий, указанных произведений; выявлены особенности жанра очерка и его видов в военной прозе А. де Сент-Экзюпери на примере одного произведения данной тематики; проведено сопоставление сюжетной линии «Военного лётчика» с биографией писателя.

Ключевые слова: военная проза, очерковая проза, философская проза, жанр, композиция.

V.V. Dyadyun, E.V. Kirichuk

MILITARY ESSAYS BY A. de SAINT-EXUPERY

The article examines the genre features of one of the main works of A. de Saint-Exupery «Military pilot»! by comparative analysis with other works of the author: «Citadel» and «Planet of people». Analysis of the compositional, semantic, and stylistic similarities and differences of these works.Identification of the features of the genre of the essay and its types in the military prose of A. de Saint-Exupery on the example of one work of this subject.Comparison of the storyline of the «Military pilot» with the biography of the writer.

Key words: military prose, essay prose, philosophical prose, genre, composition.

Введение

Французский писатель А. де Сент-Экзюпери - автор сборника очерков «Планета людей». В основе его прозы основополагающим началом была достоверность материала. По прошествии всего четырех лет после первой публикации этой книги он пишет аллегорическую сказку «Маленький принц», а еще через пять лет (из них четыре года уже после смерти Экзюпери) выходит в свет так и не законченная им социально-философская утопия «Цитадель». Главный герой и рассказчик «Планеты людей» - сам автор, который берёт за основу произведения и делает первоначальным собственный опыт, однако в «Цитадели» он предстаёт в абстрактном образе царя, сына бога.

Цель

Целью исследования очерковой прозы писателя военных лет стало определение её места в творчестве Экзюпери и её художественной содержательности.

Материалы и методы

В произведениях «Планета людей» (1938), «Военный лётчик» (1942), «Маленький принц» (1943) и «Цитадель» (1948) Экзюпери переходит от очерковой формы повествования к отвлечённо-философской. Документальный характер очерковой прозы писателя предвоенных и военных лет всегда рассматривался как основная характеристика его произведений. В сказке «Маленький принц» рассказчик совершает вынужденную посадку в пустыне, где встречает маленького мальчика (вымышленный герой), между ними начинается не просто философская беседа, но рассуждение о структуре всего мира. Причины такого перехода объясняет произведение, которое было написано после «Планеты людей» и до «Маленького принца» и «Цитадели» - очерк «Военный лётчик».

Результаты и обсуждение результатов

Вторая мировая война настигла Францию в 1939 году. 3 ноября 1939 года Экзюпери был назначен в авиачасть 2/33, базировавшуюся в Орконте. Им было совершено несколько боевых вылетов для аэрофоторазведки, один из которых и был взят за основу «Военного лётчика». Война глубоко затронула Экзюпери. Он увидел, как рухнула не только Франция, но и весь мир [4, с. 25]. Как следствие этих разрушений появляются у Экзюпери сомнения и в своем мировоззрении. Истины, которые он защищал, становятся для него сомнительными.

Поглощённый войной, Экзюпери уже не военный корреспондент, как раньше, теперь он непосредственный участник самих боевых действий. Война разрушает мир, уничтожает людей, разобщает их, и на смену устоявшемуся порядку и определённости приходит хаос. Рушатся и духовные устои. «И право, я не представляю себе, каким образом им удастся выжить... Они и сами смутно понимают это, но не приходят в ужас. Выбитые из колеи, оторванные от своего труда, своих обязанностей, они перестали что-либо значить. Самая их личность и то стёрлась. В них почти ничего не осталось от них самих. Они почти не существуют» [7, с. 479-480], - пишет Экзюпери о миллионах соотечественников, которых настигла война. Нет страха, война порождает иные чувства. Нет страха у простых людей, нет его и у солдат, которые сотнями идут на бессмысленную смерть. Эту позицию Экзюпери передает одним словом - «нелепая». «И все-таки эта война, если отвлечься от того духовного смысла, который сделал её для нас необходимой, велась так, что показалась нам войной нелепой» [7, с. 490].

Все эти переживания и мысли Экзюпери излагает в «Военном лётчике», который «сходит с пера быстро, он пишется под диктовку событий, "по горячим следам"» [2, с. 23], ибо уже в начале 1942 года в Нью-Йорке появился его английский перевод. И действительно, «Военный лётчик» - это произведение, наполненное философскими размышлениями и вопросами самого Экзюпери и целой эпохи, но в нём ещё проявляется специфика очерка.

По словам В.Г. Краснова, «главное, специфическое свойство очерка -это то, что он "списан с натуры", что подразумевает акцент на достоверности. В других литературных произведениях описываемое могло быть или не быть на самом деле, случиться или не случиться; выдуманное, вымышленное событие так же приемлемо, как и подлинно случившееся. В очерке, как правило, содержанием является нечто действительно быв-

шее, случившееся, что читатели увидели бы сами, оказавшись в одних обстоятельствах с автором, подтверждаемое очевидцами, документами и т.д. Очерк - это как бы корреспонденция с места события, это размышление писателя над рядом фактов, это рассказ о судьбах людей, описание в действительности увиденного пейзажа, путешествия, это, наконец, исторический экскурс» [5].

Автор «Военного лётчика» задумывается над вопросом о смысле войны и жертв, которые приносят люди, чтобы сопротивляться уничтожению: «Не успели мы объявить войну, как тут же, не имея возможности идти в наступление, начали ждать, когда нас соблаговолят уничтожить! И нас уничтожили» [7, с. 490], - пишет Экзюпери и тут же задаётся вопросами: «Так за что, в конце концов, мы продолжаем сражаться?.. Тогда зачем мы продолжаем умирать?» [7, с. 492]. Приходит в итоге Экзюпери к одному из главных вопросов «Военного лётчика» и всего своего творчества, к которому, кстати, он обращается ещё в «Планете людей»: «Но как вернуть смысл моему языку в час всеобщего хаоса?» [7, с. 469]. В «Планете людей» речь идёт о языке новых идей по созданию новой концепции гуманизма, которую пытался построить Экзюпери. В «Военном лётчике» всё меняется. Модель гуманизма Экзюпери рушится, несмотря на отчаянные попытки защитить её: «А между тем моя культура. не сумела ни воодушевить людей, ни обратить их в свою веру. Если я стремлюсь понять, в чём коренятся причины моего поражения. мне, прежде всего, нужно вновь обрести источник духовных сил, который я утратил» [7, с. 532-533]. Эти строки признания Экзюпери самому себе в своём поражении мы находим в двадцать пятой главе «Военного лётчика». Именно они очерчивают начало поиска Экзюпери новых истин для себя и для всех людей. Ключевые идеи довоенного периода творчества писателя разрушаются, ибо они основаны на достижении человечества и человека, а война разрушила их, она поставила под сомнения незыблемые истины, расшатала самую систему человеческого существования. После войны вопрос встаёт уже о том, на основе чего построить новый мир, когда старый разрушила война. Естественно, говоря о мире, стоит в первую очередь подразумевать мир духовный, тогда становится ясно, что окончательным ответом на этот вопрос стала «Цитадель», ключ к пониманию которой «протягивает читателю сам автор: "Цитадель, я построю тебя в людских сердцах"» [2, с. 190]. Поэтому «Венного лётчика» А. де Сент-Экзюпери можно назвать переходным произведением между «Планетой людей» и «Цитаделью».

Но в творчестве писателя изменились не только мировоззренческие установки. Присущая «Планете людей» очерковость в «Военном лётчике» перестала быть определяющим стилевым фактором, она соединилась с элементами философской прозы «Цитадели». «Мир - это когда все вещи пребывают на своих местах и обретают истинный смысл, отчётливо проступающий сквозь их внешнюю оболочку. Когда они составляют часть чего-то большего, нежели они сами. Но разразилась война. И вот я лечу над дорогами, а по ним бесконечной рекой течёт черная патока. Говорят, будто население эвакуируют. Куда они идут? Они сами не знают!» [7, с. 471]. По этому фрагменту видно, что содержание и специфика «Военного лётчика» уже не подчиняются только правилам

и особенностям жанра очерка, учитывая даже возможный синтез разных его видов (как, например, в «Планете людей»), они составляют более сложную и гибкую систему, отличающуюся большей смысловой емкостью. Именно поэтому жанровой особенностью очерка становится акцент на его синтетической форме, очерк «находится на стыке художественной литературы и публицистики» [6, с. 707]. Автор становится не столько участником конкретных реальных событий, хотя это неотделимо от композиционного построения и, как следствие, развития уже философской мысли и её заключения, сколько рассказчиком, всё чаще переходящим на уровень глобальных по масштабу и времени событий. В повествовании он основывается не только на собственном мнении о событиях, происходящих лично с ним, так и с целым миром, но и на философских исканиях современности.

Композиция «Военного лётчика» основывается на одном реальном боевом вылете (полёте над Аррасом), который имел место в жизни Экзюпери, но вместе с повествованием вовсе не ограничивается им. В отличие от «Планеты людей», в которой композиция имеет более-менее чёткое временное построение, хронологическая нить событий в «Военном лётчике» нередко искривляется.

Что касается двадцати восьми глав, из которых состоит текст, по смыслу они уже не могут рассматриваться независимо друг от друга, как в «Планете людей», в которой все главы хоть и составляют единое смысловое целое, но могут существовать и как вполне самостоятельные произведения. И этому на страницах «Военного лётчика» можно найти массу подтверждений. «А между тем я не видел разрывов. Должно быть, их дым сливается с тёмной землёй: я поднимаю голову и смотрю. И вижу - спасения нет» [7, с. 502], - так выглядит конец двадцатой главы, а двадцать первая начинается с её логического продолжения: «Склонившись над землёй, я не заметил, что пустое пространство между облаками и мной постепенно расширилось» [7, с. 502].

«Это, конечно, сон. Я в коллеже. Мне пятнадцать лет» [7, с. 413], -так начинается первая глава «Военного лётчика». Далее речь идёт о боевом вылете, который составляет основную линию композиции. Однако в одиннадцатой главе нам уже является Орконт тридцать девятого года. «Когда я был маленький... Я возвращаюсь к своему раннему детству» [7, с. 465], - пишет Экзюпери в четырнадцатой главе. Далее хронологические рамки размыты. Особенно примечательны такие резкие переходы повествования от одного события к другому, которые разделены не только расстоянием, но и временем, как, например, в девятнадцатой главе: «Дютертр говорит, что дело плохо. Ему впереди виднее. Да, но.» [7, с. 497], - и за этими словами Экзюпери уже не летит в самолете с Дю-тертром, он обращается к Пауле: «Ты знаешь, Паула.» [7, с. 498]. И в этом же месте вновь возврат к реальности: «Я и сейчас играю в рыцаря Акле-на. Я несусь к моему замку, медленно, но так, что дух захватывает. И вдруг: Ну, капитан!» [7, с. 498]. Также можно привести ещё один подобный пример. В двадцать первой главе: «Он вооружится бумагой и авторучкой, чтобы не потерять ни одной капли этого элексира» [7, с. 511], -пишет Экзюпери про майора Алиаса, который будет интересоваться результатами разведки, и тут же: «Мне вспоминается юность.» [7, с. 511].

Композиция произведения в большей степени основывается на развитии философской мысли как атрибута философской прозы, которым отмечено всё произведение. В начале текста автор отмечает: «Для Духа же важны не сами вещи, а связующий их смысл» [7, с. 424]. Следующим этапом этого развития становится фраза: «Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность» [7, с. 530]. Именно ответственность Экзюпери берёт за основу связующего смысла. «Человек - общая мера для всех народов и рас.» [7, с. 535]. «Человек» - это новый термин, который вводит Экзюпери в своё творчество, а его главным критерием оказывается принятие ответственности. Продолжая развитие философской мысли, автор «Военного лётчика» в двадцать пятой главе пишет: «Моя духовная культура основана на культе Человека в отдельной личности» [7, с. 536]. И в итоге Экзюпери приходит к заключительному выводу: «Моя духовная культура, наследуя Богу, сделала каждого ответственным за всех людей и всех людей - ответственными за каждого. Ибо они спасают Человека» [7, с. 540]. Именно эта мысль стала идеей и посланием «Военного лётчика», а продолжит своё развитие она уже в «Цитадели». «Главное, незаконченное философское произведение А. де Сент-Экзюпери «Цитадель», представляющее собой попытку создания своей «человеческой» Библии, (или, судя по персонажам и атмосфере произведения, скорее Корана) написано под значительным влиянием Ф. Ницше» [1]. Но в «Планете людей» и «Военном лётчике» философские мотивы только начинают вплетаться в ткань повествования.

Очень интересна в «Военном лётчике» его часть с двадцать четвёртой по двадцать седьмую главу, где Экзюпери почти полностью отказывается от привычных ему форм повествования. Он переходит на уровень логических размышлений, которые подчинены задаче создания новой философской концепции существования человека и которые уже приближаются к образной форме повествования «Цитадели». Достаточно взглянуть на фразу из двадцать шестой главы: «В свете всего сказанного я понимаю, что значит свобода. Это свобода дерева расти в силовом поле своего зерна. Она подобна попутному ветру. Только благодаря ветру свободен парусник в открытом море» [7, с. 540]. В двадцать шестой главе Экзюпери сопоставляет тему свободы с темой ответственности, которая проходит «красной нитью» во всех произведениях писателя, в том числе в философской сказке «Маленький принц»: «Философскую сказку "Маленький принц" Экзюпери посвящает другу, оставшемуся на родине, где хозяйничают враги. Боль за друга сливается с болью за родную землю и претворяется в стремление утешить, обогреть душевным теплом -спасти. И это тоже проявление ответственности» [3].

Выводы

«Военный лётчик» А. де Сент-Экзюпери, находясь между «Планетой людей» и «Цитаделью» как по дате публикации, так и по ряду художественных особенностей, является в некотором смысле мостом между двумя этапами жизни и творчества писателя. В этом тексте, по композиционным и смысловым особенностям похожем как на «Планету людей», так и на «Цитадель», гармонично сплелись разные характерные черты обоих произведений. Очерковое начало «Планеты людей», обусловившее достоверность и биографичность сюжетной линии, и философское - «Ци-

тадели», нашли в «Военном лётчике» оптимальную для их сочетания композиционную форму, которая заключила последовательное развёртывание философской мысли в хронологические рамки одного боевого вылета. Именно размытость и порой отсутствие временных границ, которые согласовывались бы с биографией самого Сент-Экзюпери, делает главы «Военного лётчика» схожими с «Цитаделью». Однако достоверность и документальность очеркового жанра сближает анализируемый текст с «Планетой людей».

Литература

1. Александров Л.Г. Сент-Экзюпери: философия и космология творчества. URL: https:// cyberfeninka.ru/articte/n/sent-ekzyuperi-fibsofiya-i-kosmobgiya-lyorcheslya/ viewer (дата обращения: 05.09.2020).

2. Буковская А. Сент-Экзюпери, или парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983. 208 с.

3. Гололобов М.А. Проблема ответственности в творчестве А. де Сент-Экзюпери. URL: http s ://cyberleninka.ru/article/n/probtema-otvetstvennosti-v-tvorchestve-a-de-sent-ekzyuperi / viewer (дата обращения: 10.09.2020).

4. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери: Биография писателя. Л.: Просвещение, 1973. 124 с.

5. Краснов В.Г. Очерк - малая повествовательная форма. URL: https://cyberfeninka.ru/article/ n/ocherk-malaya-povestvovatelnaya-forma/viewer (дата обращения: 18.09.2020).

6. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2003. 1006 с.

7. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц. Ночной полёт. Планета людей и другие истории. М.: Иностранка, 2020. 575 с.

References

1. Aleksandrov L.G. Saint-Exupéry: filosofiya i kosmologiya tvorchestva [Saint-Exupery: philosophy and cosmology of creativity]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sent-ekzyuperi-filosofiya-i-kosmologiya-tvorchestva/viewer (data obrascheniya: 05.09.2020). (In Russian).

2. Bukowski A. Saint-Exupéry ili paradoksy humanisma [Saint-Exupery, or the paradoxes of humanism]. M.: Raduga, 1983. 208 s. (In Russian).

3. Gololobov M.A. Problema otvetstvennosti v tvorchestve A. de Saint-Exupéry [The problem of responsibility in the work of A. de Saint-Exupery]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-otvetstvennosti-v-tvorchestve-a-de-sent-ekzyuperi/viewer (data obrascheniya: 10.09.2020). (In Russian).

4. Grigoriev V.P. Antoine de Saint-Exupery: biografiya pisatelya [Antoine de Saint-Exupery: A biography of the writer]. L.: Prosveschenie, 1973. 124 s. (In Russian).

5. Krasnov V.G. Ocherk - malaya povestvovatelnaya forma [Essay is a small narrative form]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-malaya-povestvovatelnaya-forma/viewer (data obrascheniya: 18.09.2020). (In Russian).

6. Nikolyukin A.N. Literaturnaya encyclopediya terminov i ponyatiy [Literary encyclopedia of terms and concepts]. M. Intelvak. 2003. 1006 s. (In Russian).

7. Saint-Exupery A de. Malenkiy princ. Nochnoy polyot. Planeta lyudey i drugie istorii [Little prince. Night flight. Planet of people and other stories]. M.: Inostranka, 2020. 575 s. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.