Научная статья на тему 'Военная контрразведка в системе органов безопасности Дальнего Востока в 1920–1922 гг'

Военная контрразведка в системе органов безопасности Дальнего Востока в 1920–1922 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1740
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРВЕНЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ЧЕКИСТЫ / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чепик Михаил Васильевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов связанных с обеспечение безопасности буферной Дальневосточной республики в 1920-1922 гг. В публикации раскрывается становление военной контрразведки Дальневосточной республики Обращено внимание на значительное количество агентов иностранных разведок, действовавших на территории ДВР. Прослежены основные направления подрывной деятельности иностранных разведок в регионе. Освещена работа чекистов по обеспечению безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная контрразведка в системе органов безопасности Дальнего Востока в 1920–1922 гг»

Чепик Михаил Васильевич, начальник структурного подразделения, Хабаровский пограничный институт ФСБ России.

680000, г. Хабаровск, ул. Шатова, д. 4 а, кв. 182.

Тел: 8 914 546 72 18. e-mail: [email protected]

ВОЕННАЯ КОНТРРАЗВЕДКА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1920-1922 гг.

Военные контрразведчики являются той категорией сотрудников органов государственной безопасности, которые находятся «в тени» славы своих коллег. В особенности это относится к особистам-дальневосточникам.

В условиях гражданской войны и интервенции руководству страны и ДВР в 1920-1922 гг. приходилось решать на Дальнем Востоке ещё одну важную задачу - обеспечить государственную безопасность создаваемого буфера и Советской России.

Исторически сложилось, что в среде российских специалистов государственная безопасность, помимо объекта защиты определялась и через характер угроз государства, и их источники. Эти угрозы имели специфику и отождествлялась с разведывательной и иной подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, а также деятельностью различного рода антиконституционных элементов [11. С. 17-18]. В связи с этим авторы ограничивают понятие государственной безопасности с состоянием защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.

В рамках геополитического положения создаваемого буфера с особой остротой высветились новые аспекты государственной безопасности - сохранение социально-этнической общности республики, обеспечение доступа к сухопутным и морским транспортным артериям, находящимся в бассейне Тихого океана. На передний план обеспечения государственной безопасности

ДВР и Советской России вышли такие направления деятельности, как ликвидация интервенции и остатков Белого движения на российском Дальнем Востоке, противодействие белогвардейским и иностранным спецслужбам, ведущим разведывательную и подрывную деятельность на территории буфера, и за границей.

Для решения указанных задач в июне 1920 г. были созданы первые органы госбезопасности республики - отдел Г осударственной политической охраны (ГПО) при МВД Правительства ДВР и Военный контроль (военная разведка и контрразведка) в Народно-революционной армии. Первым директором Госполитохраны ДВР был назначен Ротшильд, после него, в июле- середине августа 1920 г. был А.А. Косухин, затем В.А. Ронинов. Однако из-за трений с руководством Дальневосточной республики он вынужден был покинуть свой пост [1. Д. 1185. Л. 2-3; 2. С. 59; 3. С. 209; 5. С. 83].

На указанные органы возлагалась борьба с антигосударственными преступлениями, шпионажем, политическим терроризмом и вооруженным бандитизмом на территории буфера и в рядах НРА. Борьба с подрывной деятельностью иностранных спецслужб требовала информации о политическом, экономическом и военном положении Японии, Китая и других государств, своевременное вскрытие их политических и военных планов в отношении российского Дальнего Востока; приобретение ценной агентуры, способной по своим личным и деловым качествам, связям и занимаемому положению выявлять агентов иностранных спецслужб, внедряться в разведывательные и контрразведывательные органы Японии и Китая, резидентуры разведок других государств, связанные с ними белоэмигрантские организации с целью получения данных о подрывной деятельности иностранных спецслужб, формах и методах их работы; содействие деятельности Коминтерна, Профинтерна и других международных организаций рабочего и коммунистического движения в Азиатско-Тихоокеанском регионе; проведение с санкции советских и партийных органов активных чекистских мероприятий за рубежом. При этом большевики опирались на опыт подпольной борьбы против царской охранки и антиболь-

шевистских, в т.ч. колчаковских спецслужб в 1918-1920 гг. Контрразведчик Алексей Николаевич Луцкий (хорошо знавший японский язык) служил контрразведчиком в штабе Иркутского военного округа. В годы революции перешёл на сторону большевиков и провёл большую работу по раскрытию заговоров иностранных разведок и русской контрреволюции в 1917-1918 гг. Он стал начальником пограничного отдела Центросибири. На этом посту он сменил известного революционера М.А. Трилиссера, которому передавал свои знания по организации разведки и контрразведки. Как известно, М.А. Трилис-сер был с мая 1922 г. по октябрь 1929 г. начальником ИНО ОГПУ, т.е. руководителем внешней разведки ОГПУ. Сам А.Н. Луцкий погиб вместе с С.Г. Лазо и В.М. Сибирцевым Они были схвачены японцами в ходе провокации 4-6 апреля 1920 г. и сожжёны в топке паровоза [10. С. 135-137, 174-177. 188189].

В самом начале создания буферной республики, 6 апреля 1920 г., Военный Совет НРА издал приказ, в котором указывалось, что «в целях урегулирования и однообразного ведения дел по борьбе с контрреволюцией, преступлениями по должности, шпионажем, спекуляцией и про-чим...организовывается при Военном Совете орган контрразведки» [7. С. 2930].

Созданному контрразведывательному отделу (КРО) при Военном Совете подчинялись все военные организации, цель которых - борьба с контрреволюцией, за исключением военного суда. Контрразведывательный отдел признавался высшим руководящим и инструктирующим учреждением в деле обеспечения безопасности армии. Соответствующие подразделения контрразведывательного отдела создавались в войсковых частях-бригадах и дивизиях, а также по усмотрению руководства отдела и с одобрения Военного Совета, в местах, где это представлялось нужным и целесообразным. КРО вменялось в обязанности работать в тесном контакте с создаваемыми органами Госполи-тохраны [7. С. 30]. Уже в конце мая 1920 г. органы военной контрразведки претерпели изменения, на их базе был создан отдел Военного контроля. Его

основой стали части Восточно-Сибирской Советской Армии, функции Военного контроля заключались в борьбе с контрреволюцией, шпионажем и тому подобными преступлениями в НРА ДВР [1. Д. 1185. Л. 2].

Функции созданного отдела по сравнению с контрразведывательным отделом изменений не претерпели. Однако более четко определялась структура его местных органов, которые учреждались при всех дивизиях и бригадах, а также на железнодорожных станциях и речных пристанях предусматривалась организация контрольно-наблюдательных пунктов в тех местах, где это вызывалось необходимостью.

Таким образом, до конца июля 1920 г. в Дальневосточной республике существовал Военный контроль при Военном совете Народно-революционной армии ДВР - орган военной контрразведки, и, одновременно при отделе ГПО имелись уполномоченные по военным делам. Уполномоченные дублировали функции Военного контроля, который имел гораздо больше полномочий в войсковых частях. В каждую крупную часть, как например, дивизия или равную ей по численности часть, отправлялся специальный уполномоченный по информации, который организовывал осведомительную сеть [1. Д. 30. Л. 91].

Отметим, что между двумя этими органами существовали острые разногласия. Как отмечалось в приказе по ГУ ГПО «положение дошло до склоки, и даже больше - до убийства военных работников. Явление это происходит от существующего антагонизма между военными работниками и сотрудниками Госполитохраны» [1. Д. 1173. Л. 3.].

В августе 1920 г. органы государственной безопасности республики были реорганизованы. Госполитохрана была объединена с органами Военного контроля, образовав единый орган по борьбе с контрреволюцией в ДВР, получивший название Г осударственная политическая охрана при Президиуме власти [1. Д. 1185. Л. 2]. В это период на первое место вышла глубокая разведка в Японии и Америке, которые рассматривались как потенциальные противники.

На протяжении осени-зимы 1920-1921 гг. контрразведывательная работа осуществлялась только в некоторых учреждениях и воинских частях НРА,

дислоцированных в Чите и Верхнеудинске. Секретно-оперативный отдел ГПО, на который были возложены функции бывшего военного контроля, не располагал необходимым количеством кадров, финансовых средств, а главное, практически не имея связи со штабами и командованием НРА и воинских частей, не мог успешно решать поставленные задачи.

Весной 1921 г. за быстрейшее создание органов военной контрразведки высказался бывший начальник Особого отдела 5 Красной Армии А.П. Мар-цинковский, назначенный представителем ВЧК по ДВР. При его непосредственном участии был разработан проект организации Военного отдела Главного управления Г осполитохраны и соответствующих периферийных органов.

Заслушав Марцинковского, Дальбюро ЦК РКП (б) 25 мая 1921 г. утвердило представленное им положение о Военном отделе, одновременно рекомендовало назначить его начальником коммуниста Н. Харитонова, уже имевшего опыт работы в войсках Амурского фронта, где он возглавлял военный контроль. Харитонов был утвержден и членом коллегии ГПО [6. С. 55].

26 июня 1921 г. был создан Военный отдел ГУ ГПО при Военном совете Народно-революционной армии и флота. Он выполнял функции военной разведки и контрразведки. Военный отдел подчинялся директору ГУ ГПО и Военному Совету НРА ДВР.

На военотдел ГУ ГПО возлагалась охрана границ ДВР. Все органы ГПО в пограничной полосе и войска пограничной охраны в этом плане подчинялись военотделу. Военотдел имел право ведения следствия и всех связанных с ним действий (обысков, арестов и т.д.). Начальником военного отдела назначался член коллегии ГУ ГПО по согласованию с Военсоветом НРА и после утверждения его кандидатуры Дальбюро ЦК РКП (б). Постановлением также предусматривалось создание военных отделений Г осполитохраны на местах.

В структуре Военного отдела имелись отделения Читинской дивизии, 2й Верхнеудинской дивизии, 3-й Амурской дивизии, Забайкальской кавалерийской дивизии, 1-й Троицкосавской кавбригады и 2-1 Сретенской кавбригады, а также Военный отдел 2-1 Амурской армии [1. Д. 1185. Л. 3]. Военному отде-

лу были подчинены пограничные войска ДВР, которые были распределены на три района: Троицкосавский, Акшинский и Благовещенский.

Включение военной контрразведки в общую систему органов госбезопасности Дальневосточной республики (по примеру Особого отдела ВЧК) позволило в определенной степени устранить такой серьезный недостаток, как параллелизм в работе с территориальными органами ГПО, ярко проявившийся в период существования Военного контроля НРА в 1920 г. [8. С. 64-65]. Естественно, что координация и взаимодействие между различными подразделениями Госполитохраны были лучше налажены в центре, нежели на местах. Однако, наличие единого руководства в лице директора Главного управления и коллегии давало возможность теснее увязывать интересы всех отделов, нацеливать их на решение диктуемых складывающейся оперативной обстановкой задач.

Стоит отметить, что изменились и требования, предъявляемые к особистам. Заграничная разведка требовала широты политического кругозора, знания иностранных языков и местных условий, умения работать с агентурой дореволюционной русской эмиграции и агентами Коминтерна.

В рассматриваемый период органы государственной безопасности тесно сотрудничали с дипломатическими работниками и представителями Коммунистического Интернационала. Еще в августе 1919 г. Политбюро ЦК РКП (б) утвердило в качестве директивы представленные В.Д. Виленским (Сибиряко-вым) тезисы о работе среди восточно-азиатских народов и назначило его уполномоченным Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР на Дальнем Востоке. Суть директивы, данной Виленскому, содержалась в следующих тезисах:

1. Советская политика на Дальнем Востоке должна строиться в расчете на столкновение интересов Японии, Америки и Китая и необходимости форсирования этого столкновения всеми возможными средствами.

2. «Практически мы должны стремиться к поддержке революционных движений среди народов Восточной Азии», особенно в Китае, Монголии и Корее.

В связи с этим предполагалось оказание помощи партизанским образованиям корейцев и китайцев [4. С. 102]. Для инициирования революционной деятельности в странах Востока и подготовки кадров для этой работы в июле 1920 г. Сибирское бюро ЦК РКП (б) создало Секцию восточных народов в Иркутске. Для заграничной работы секция планировала создать агентурные отделения «во всех крупных центрах Востока», уже к лету 1920 г. такие отделения уже действовали в Шанхае, Пекине и Тяньцзине. Именно эти структуры военная разведка и контрразведка использовала для прикрытия своей деятельности.

В зарубежную агентурную сеть включались коммунисты, специально отобранные партийными организациями стран пребывания. Для их вербовки использовались агенты Коминтерна, которые одновременно сами работали на советскую разведку. Вербовали, в основном, работников нелегального военного аппарата компартий.

Кроме того, учебные заведения, которые создавались для трудящихся Востока, также рассматривались чекистами как школа подготовки определенного числа будущих потенциальных разведчиков (после дальнейшего обучения в спецшколах) из китайцев, корейцев и японцев и т.д. [13].

Военные представители Советской России за границей должны были собирать сведения путем изучения иностранной литературы, извлечения нужных данных из периодической печати, непосредственным наблюдением, агентурой. То есть ведение разведки официально включалось в круг обязанностей этих дипломатических работников [14. С. 43].

После разгрома в ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции сил внешней и внутренней контрреволюции в центральных областях России были созданы условия для восстановления разрушенного войной хозяйства в мирных условиях. Переход от войны к миру, отказ от «военного

коммунизма» и ведение НЭПа поставили на повестку дня вопрос об изменении проводившейся несколько лет политики Советского государства. Объективные условия диктовали необходимость применения иных методов подавления антибольшевистской, антисоветской активности и шпионажа. Уже в декабре 1921 г. В.И. Ленин внес в Политбюро ЦК РКП (б) проект преобразования ВЧК, в котором особый акцент делался на сужении круга ее деятельности. Стоит отметить, что существовало несколько проектов реформирования ВЧК [9. С. 121-122]. Однако в итоге борьбы взглядов на роль и место органов госбезопасности постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК ликвидировалась, а взамен создавалось Государственное политическое управление при НКВД РСФСР [12. С. 160].

Структура нового органа определялась «Положением о ГПУ», ключевые моменты нового документа определялись, во-первых, тем, что всех служащих ГПУ признали военнослужащими, прежде всего в плане вещевого и продовольственного снабжения, пользования путями сообщения. Во-вторых, специальные органы ГПУ в лице особых отделов создавались для обслуживания аппаратов и воинских частей фронтов, армий, военных округов, дивизий и должны были действовать в тесном контакте с соответствующими командармами и политработниками.

Реорганизация дальневосточных органов произошла несколько позднее, что было связано с особенностями окончания гражданской войны в регионе. После ликвидации буферной Дальневосточной республики и вхождения ее территории в состав РСФСР в конце 1922 г. Особые отделы военных округов и отдельных армий были объединены с Особыми отделами Полномочных представительств Г осударственного политического управления. Особые отделы дивизий были объединены с губернскими и окружными отделами ГПУ по месту дислокации воинских соединений, в том числе на Дальнем Востоке.

Библиография

1. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 372. Оп.1.

2. Греков Н.В. Контрразведка и органы государственной охраны белого движения Сибири (1918-1919 гг.) // Известия Омского историкокраеведческого музея. Вып.5. Омск, 1997.

3. Греков Н.В. Формирование контрразведывательной службы армии Колчака // История «белой Сибири». Тезисы второй науч. конфер. Кемерово, 1997.

4. Демин Ю.А. Из истории создания Дальневосточного секретариата Коминтерна (1919-январь 1921 гг.) // Вестник международного центра азиатских исследований. 2004 № 12. Иркутск, 2004.

5. Звягин С.П. Правовое регулирование отношений государственной охраны с другими правоохранительными органами при Колчаке // История «белой Сибири». Тезисы науч. конфер. Кемерово, 1995.

6. Зданович А.А. Военная контрразведка в Народно-революционной армии Дальневосточной республики. 1920-1922 гг. // Военно-исторический журнал. 2005. № 7

7. Зданович А.А. Организация и деятельность органов военной контрразведки в народно-революционной армии дальневосточной республики (1920-1922 годы) // Из истории спецслужб Бурятии. Материалы науч.-практ. конфер., посвящ.80-летию ВЧК-ФСБ. Улан-Уде,1997.

8. Зданович А.А. Организация и деятельность органов военной контрразведки в Народно-революционной армии Дальневосточной республики (1920-1922 гг.) // Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Том 1. М., 2006.

9. Зданович А.А. Органы государственной безопасности и Красная Армия: деятельность органов ВЧК-ОГПУ по обеспечению безопасности РККА (1921-1934). М., 2008.

10. Луцкий Е.А., Мухачёв Б.И. Алексей Луцкий: историко-

биографический очерк (1883-1920 гг.). Владивосток, 2012.

11. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2004.

12. Собрание узаконений РСФСР.1922. № 16.

13. Усов В.Н. Советская разведка в Китае. 20-е годы ХХ века. М.,

2002.

14. Энциклопедия военной разведки России М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.