Научная статья на тему 'Военная кинодрама как важный фактор идеологического и патриотического воспитания в КНР'

Военная кинодрама как важный фактор идеологического и патриотического воспитания в КНР Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное кино / воспитание патриотизма / идеология / война и человек / war film / the patriotic education / ideology / war and man

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Исаев Александр Сергеевич

Одной из важных особенностей развития современного жанрового кино остается производство художественных кинолент военной тематики. Эта особенность в одинаковой степени характерна для развития национального кинематографа любого государства. Военное кино играет важную роль в патриотическом воспитании населения страны, продвигающей военное кино в прокатную сеть. Особое значение военно-патриотическое кино играет в современном Китае, где киноленты, снятые в жанрах военной драмы или кинобоевика, являются частью идеологической работы в социуме Поднебесной. В данной статье рассматриваются основные тенденции в развитии военного жанра в современном китайском кинематографе, анализируются тематика, вовлеченность в производство военного кино ведущих китайских кинопродюсеров, режиссеров. В статье также говорится, что батальные сцены в таком кино постепенно уступают место показу психологии людей, вовлеченных в войну. Особо отмечается значение военного кино в патриотическом воспитании современной китайской молодежи, в преодолении аполитичности и гедонизма в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Military Drama Movie as an Important Factor in Ideological and Patriotic Education in PRC

One of the distinguishing characteristics of the modern genre cinema development is the production of war lms. This feature is equally typical for the development of the national cinema in any state. War lms play an important role in the patriotic education of the population of the country, which promotes military cinema in the distribution network. Military-patriotic cinema is of particular importance in modern China, where lms made in the genres of military drama or action movies are part of the ideological work in the society of the Middle Kingdom. This article examines the main trends in the development of war lms in the modern Chinese cinema, analyzes the themes, involvement in the production of military movies by the leading Chinese lm producers and directors. The article also shows that battle scenes in such lms are gradually giving place to showing the psychology of people involved in the war. The importance of military cinema in the patriotic education of modern Chinese youth, in overcoming apoliticality and hedonism among the youth is especially noted.

Текст научной работы на тему «Военная кинодрама как важный фактор идеологического и патриотического воспитания в КНР»

DOI: 10.48647/IFES.2022.98.94.042

А. С. Исаев

ВОЕННАЯ КИНОДРАМА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КНР

Аннотация: Одной из важных особенностей развития современного жанрового кино остается производство художественных кинолент военной тематики. Эта особенность в одинаковой степени характерна для развития национального кинематографа любого государства. Военное кино играет важную роль в патриотическом воспитании населения страны, продвигающей военное кино в прокатную сеть. Особое значение военно-патриотическое кино играет в современном Китае, где киноленты, снятые в жанрах военной драмы или кинобоевика, являются частью идеологической работы в социуме Поднебесной. В данной статье рассматриваются основные тенденции в развитии военного жанра в современном китайском кинематографе, анализируются тематика, вовлеченность в производство военного кино ведущих китайских кинопродюсеров, режиссеров. В статье также говорится, что батальные сцены в таком кино постепенно уступают место показу психологии людей, вовлеченных в войну. Особо отмечается значение военного кино в патриотическом воспитании современной китайской молодежи, в преодолении аполитичности и гедонизма в молодежной среде.

Ключевые слова военное кино, воспитание патриотизма, идеология, война и человек.

Автор: ИСАЕВ Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр изучения культуры Китая, Институт Китая и современной Азии РАН, (Нахимовский пр., 32, Москва, 117997). ORCID: 0000-0002-7187-1757. E-mail: aisaev51@mail.ru

Alexander S. Isaev

The Military Drama Movie as an Important Factor in Ideological and Patriotic Education in PRC

Abstract: One of the distinguishing characteristics of the modern genre cinema development is the production of war films. This feature is equally typical for the development of the national cinema in any state. War films play an important role in the patriotic education of the population of the country, which promotes military cinema in the distribution network. Military-patriotic cinema is of particular importance in modern China, where films made in the genres of military drama or action movies are part of the ideological work in the society of the Middle Kingdom. This article examines the main trends in the development of war films in the modern Chinese cinema, analyzes the themes, involvement in the production of military movies by the leading Chinese film producers and directors. The article also shows that battle scenes in such films are gradually giving place to showing the psychology of people involved in the war. The importance of military cinema in the patriotic education of modern Chinese youth, in overcoming apolit-icality and hedonism among the youth is especially noted.

Keywords: war film, the patriotic education, ideology, war and man.

Author: Alexander S. ISAEV, Candidate of Sciences (History), Leading Research Associate, Center for the Study of Chinese Culture, Institute of China and Contemporary Asia, Russian Academy of Sciences (32, Nakhimovsky Av., Moscow, 117997). ORCID: 0000-0002-7187-1757. Email: aisaev51@mail.ru

Китайская военная кинодрама «Битва при Чосинском водохранилище» (^^Щ Чанцзиньху), вышедшая на экраны в конце сентября 2021 г., неожиданно для многих и вопреки всяческим киноожиданиям, очень быстро заняла верхние строчки хит-обзоров. При бюджете в $200 млн военно-исторический эпик заработал в мировом прокате более $860 млн и несколько недель лидировал в национальных и зарубежных списках кинохитов. Потрясающий успех идеологически насыщенной киноленты заставил зарубежных прокатчиков обратить самое пристальное внимание на современное китайское кино. Конечно, основные кассовые сборы пришлись на внутренний китайский прокат, но это мало что меняет в оглушительном коммерческом успехе военной драмы кинопроизводителей КНР.

Составляющие коммерческого успеха этой кинодрамы многочисленны и многообразны, а некоторые — вообще своеобразны. Создатели

картины пошли нестандартным путем: у киноленты три режиссера, и все три с мировыми именами. Это Чэнь Кайгэ ШЖШ, китайский киноклассик и мастер авторского кино, режиссер знаменитых исторических эпических костюмированных лент — «Прощай, моя наложница», «Император и убийца», остросоциальной драмы о китайских крестьянах — «Желтая земля», о растущей зависимости людей от интернета и социальных сетей — «В сетях паутины»; Данте Лэм непревзойденный гонконгский мастер многочисленных криминальных и полицейских кинобоевиков, сюжеты которых нередко заимствовали голливудские производители фильмов в жанре экшн; Цуй Харк ШЙ, знаменитый кинопостановщик из Сянгана, снимавший кинофэнтези и фильмы о китайских боевых искусствах.

Другим важным компонентом успеха упомянутой вначале военной кинодрамы стал выбор темы, совпавшей с нарастанием военно-политического давления на Китай со стороны США и стран НАТО. В этой связи уместно напомнить о выступлении председателя КНР Си Цзиньпина на совещании Центрального Военного Совета 4 января 2019 г., в котором он подчеркнул: «Вся армия должна... основательно претворять в жизнь военно-стратегический курс новой эпохи, на новой отправной точке наладить работу по подготовке к военной борьбе и создать новую ситуацию в деле формирования первоклассной мощной армии» [Си Цзиньпин 2021, 582].

Безусловно, также стоит подчеркнуть, что военно-патриотическая тема в искусстве, будь то кино или литература, становится важной компонентой идеологического воспитания населения страны вообще и молодежи в частности, тем более в обстоятельствах, при которых ухудшаются внешние условия существования китайского государства, нарастает давление на социум извне.

В этом смысле военная тематика в китайском кинематографе присутствовала на протяжении всего существования государства и развития киноискусства. Во многом нынешний бум военного кино — это прямой результат деятельности современного китайского политического руководства, которое рассматривает военное кино как императивный компонент воспитания общества.

13 ноября 2019 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Госсовет КНР опубликовали План действий по усилению патриотического воспитания в новую эпоху. Усиление патриотического воспитания имеет важное и далеко идущее значение для поднятия

национального духа, консолидации сил всей нации, обеспечения решающей победы в полном построении среднезажиточного общества, великой победы социализма с китайской спецификой в новую эпоху и тем самым осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации, говорится в документе [В Китае опубликован URL]. В ходе реализации данного плана необходимо уделять внимание молодежи, и патриотизм должен встраиваться в весь процесс школьного образования. Документ также требует наилучшим образом использовать СМИ, лучшую литературу и художественные работы, а также патриотический онлайн-контент для создания здоровой атмосферы для патриотического воспитания в новую эпоху.

Показательно, что вскоре после выхода киноленты на широкий экран ласти КНР объявили о дополнительных мерах по усилению воспитания патриотизма и мужества, самопожертвования. Более того, дело дошло до рекомендаций убрать с телеэкранов женоподобных дикторов. И в этой связи новая военная кинолента отлично вписывалась в контент новой идеологической стратегии и идейно-воспитательной работы.

Среди персонажей этой киноистории — «Великий кормчий» китайского народа Мао Цзэдун; его единственный сын Мао Аньнин, который служил в советской армии, участвовал в Великой Отечественной войне, которую закончил в Берлине, и получил от И.В. Сталина наградной пистолет, а потом добровольцем воевал с американцами в Корее и погиб там; соратники Мао Цзэдуна, знаменитый маршал Пэн Дэхуай и американский генерал Дуглас Макартур. Сам же фильм рассказывает о событиях, о которых в Пекине последнее десятилетие не любили вспоминать, — участие китайских добровольцев в Корейской войне 1950-1953 гг. В фильме, посвященном начальному периоду китайско-американской схватки на Корейском полуострове, много символических кадров и откровенных намеков, связывающих события 70-летней давности с современностью. Эти реминисценции вызывают высокие чувства и горделивые эмоции у китайских кинозрителей, продолжающих идти на фильм.

Напутствуя плохо одетых в канун наступления лютой зимы 1950 г. бойцов 9-го добровольческого корпуса, который первым перешел китайско-корейскую границу, будущий маршал Пэн Дэхуай, говорил: «Перед нами общий враг — американцы! У них лучшее в мире снаряжение и снабжение. Но мы должны им показать, что такое крепко сжатый кулак настоящего китайца!» И этот кулак действительно разбил сотни тысяч

американских носов и не пропустил к китайской границе армию Мак-артура, пообещавшего закончить корейскую кампанию за неделю. Несмотря на ковровые бомбежки американской авиации, плохое снабжение китайских солдат, американцы были остановлены у Чосинского водохранилища и не посмели идти дальше на север, где уже разворачивалась армия китайских добровольцев, — кулак стал весьма и весьма увесистым.

Сама лента представляет собой почти двухчасовое сражение, наполненное боевыми спецэффектами, подвигами и жертвенностью простых китайских крестьян, ставших солдатами-добровольцами. Показательно, что выход фильма совпал по времени с развертыванием в Китае кампании патриотического воспитания молодежи и борьбой с гедонизмом и аполитичностью в молодежной среде. Дело дошло до того, что власти заявили о необходимости убрать с экранов женоподобных телеведущих мужского пола. В то время как молодые китайские эпикурейцы говорят о том, что «лучше грустно ехать в BMW, чем, весело смеясь, на велосипеде»1, героическое военное кино должно напомнить молодым о патриотизме, великих деяниях их дедов и прадедов.

За последние два-три года китайские кинематографисты выпустили не менее трех десятков военных фильмов, в производстве которых приняли участие самые известные китайские режиссеры. Среди них недавний триллер мэтра китайского кинематографа Чжан Имоу «Идущие по краю» (ЖЖ^^ Сюанья чжи шан, 2021), в котором рассказывается о прошедшей обучение в СССР китайской диверсионно-разведывательной группе, заброшенной на территорию марионеточного государства Ман-чжоу-Го в 1932 г. Вообще, сегодняшнее китайское военное кино отличается жанровым многообразием и оригинальными сюжетами. Например, лента «Основание армии» Цзяньцзюнь дае, 2017) — исторический

эпик о создании Народно-освободительной армии Китая, или «Война волков» (¿¿ЙЙ Чжань лан, 2015) — боевик о подвигах китайского спецназа в Китае и на севере Африки. Стоит обратить внимание на еще одного лидера кассовых сборов: «Операция в Красном море» Хунхай син-дун, 2018), который в том году заработал $ 70 млн и где НОАК предстает как армия, способная вести высокотехнологичные войны и применять современную стратегию ведения сетецентрической войны.

1 Эту фразу ) произнесла в

2010 г. Ма Но в эфире популярного телешоу знакомств «Без серьезных намерений не беспокоить» (ФШ^Ш фэй чэну жао). — Примеч. ред.

Что касается упомянутого выше Чжан Имоу, это не первое обращение знаменитого кинорежиссера к военной теме. В 2011 г. он снял историческую драму «Цветы войны» Цзиньлин шисань чай), в которой патриотическая тематика зазвучала совершенно по-новому. В этой нестандартной ленте несколько шанхайских проституток жертвуют собой, чтобы не допустить надругательств японских захватчиков над группой девочек-школьниц. Он также не прошел мимо темы Корейской войны: в 2022 г. в прокат вышла лента Чжан Имоу «Снайперы». Цзюйцзишоу), в которой рассказывается о драматической снайперской дуэли между американскими и китайскими стрелками.

Упомянем еще одну картину о Корейской войне — киноантологию «Подвиг», в другом переводе «Жертва» Цзиньганчуань 2020)

трех режиссеров — Гуань Ху ^Й, Го Фань Лу Ян ШШ. Действие картины происходит 12 июля 1953 г. Для подготовки к битве за Кым-сон отважные китайские добровольцы героически защищают от американской авиации стратегически важный мост через реку Пукханган. На глазах зрителей разворачивается драматическое противостояние китайских зенитчиков и американских пилотов, которые пытаются разбомбить переправу через Пукханган. Для всех художественных кинолент о военном противостоянии китайских коммунистов и американских империалистов характерно то, что их создателям удалось избежать карикатурности и примитивизма в изображении противников-американцев: с китайскими солдатами воюют сильные, умные и хорошо обученные и оснащенные враги.

Эти ленты проникнуты монументальным символизмом, верой в китайский национальный дух и волю, необходимостью сохранять национальную идентичность даже при самых ужасных обстоятельствах — в «Битве при Чосинском водохранилище» и в «Подвиге» сильное впечатление производят финальные сцены. В «Битве при Чосинском водохранилище» американского генерала шокирует вид китайских солдат, которые, даже вмерзнув в припорошенный изморозью лед, продолжают сжимать оружие и целиться во врагов. Такой же героический мону-ментализм мы наблюдаем в «Подвиге». Американцам в финале удается уничтожить зенитную батарею и разбомбить переправу. Но вскоре они обнаруживают, что мост продолжает действовать и по нему движется боевая техника и китайские солдаты. И тут камера фокусируется на том, что разбитую напрочь переправу удерживают китайские солдаты, часть которых стоит на дне и держит на своих плечах других. Такая вот не-

вероятная сила духа и готовность к самопожертвованию! Такой народ невозможно сломить!

В данном контексте позволил бы еще одно небесспорное утверждение: решительные и расчетливые действия России в Сирии в борьбе с ИГИЛ вызвали в китайском социуме восхищение и одобрение, сопровождавшиеся неизбежными вопросами о том, до какого предела в случае возникновения подобных обстоятельств может пойти современное китайское руководство?

Подводя итоги, следует сказать, что военно-патриотическое кино сегодня является неотъемлемой частью мейнстрима современного китайского кинематографа. Еще одной отличительной чертой военно-патриотического кино стало разнообразие исторических сюжетов, позволяющих выполнить главную воспитательную задачу. Важно и то, что сценаристы нового военного кино привлекают оригинальные материалы, демонстрация которых среди широкой общественности еще недавно была нежелательной по политическим либо идеологическим мотивам. Безусловно, также военно-патриотическая тема останется важным тематическим направлением перспективного развития китайского кинематографа, который продолжит искать новые истории, новые качественные сценарии, концентрируя внимание на национальной идентичности китайского народа, его приверженности к национальным культурным особенностям, историческим традициям и идеалам.

Кино — это трансляция социального опыта и требований общества. Но при этом, полагают некоторые российские кинокритики, учить поколения на примере военной катастрофической ситуации, в которой все оказались не по своей воле, — психологический перекос, болезненное смещение. Получается, что опыт выживания на войне для общества по-прежнему более продуктивен, чем опыт мирной жизни. Исключительные обстоятельства подаются как этическая норма, как нравственный идеал жизни [Архангельский URL].

Говоря о современном китайском военном кино, следует подчеркнуть, что война, как правило, является, если можно так выразиться, главным действующим лицом. В то же время заметим, что война в этом кино не учит войне. Да, она порождает героев. Но она же их пожирает.

Кино, по сути, функционально является средством трансляции социальных императивов. И еще об одном: сегодняшнее военное кино в КНР рождалось в условиях заметной популярности среди китайских зрителей таких российских военно-патриотических лент последних лет,

как «Сталинград», «Т-34», «28 панфиловцев», и в определенной степени является ответом на запросы китайского общества. Подчеркнем также, что производители современного военного кино не замыкаются только на героических деяниях людей, взявших в руки оружие. Их все больше интересует тема «человек и война».

Такой подход характерен, например, для Чжан Имоу, который старается исследовать психологию людей, затянутых в горнило войны, побудительные мотивы идущих на жертвы людей. Эти проблемы начинают все больше волновать и других китайских кинематографистов. Патриотизм и героизм, считают они, могут проявляться не только на полях сражений. В этом смысле показателен фильм другого успешного режиссера, Фэн Сяогана ^ФИ, «Вспоминая 1942 год» Ицзюсыцзю, 2012). Этот киноэпик посвящен трагическим событиям в провинции Хэнань, произошедшим незадолго до окончания китайско-японской войны и предшествовавшим гражданской войне в Китае, закончившейся бегством Чан Кайши на Тайвань и созданием КНР в 1949 г.

Период между 1942 и концом 1943 г. в провинции Хэнань вспыхнул страшный голод. Он был вызван сложным стечением обстоятельств: нашествием саранчи, сильнейшей засухой, неадекватной политикой тогдашнего правительства, продолжавшейся Войной сопротивления японским захватчикам. В этом кинофильме много персонажей, происходит много событий. Сюжет представляет собой череду человеческих историй, показанных через призму их поведения в экстремальных условиях. Это и история богатой семьи, чье хорошо укрепленное поместье разгромили бандиты, а его владельцы вместе с крестьянами остались наедине с голодомором и страшным будущим, когда поиски пищи стали единственной целью и смыслом существования этих людей. Одновременно это и история провинциальных гоминьдановских функционеров, безрезультатно пытающихся добиться помощи от центрального руководства, это и притча о том, как одни гибнут от ран и голода, а другие наживаются на войне и создают свое благополучие на страданиях людей [Исаев 2016, 131-133].

Исход голодных людей из родных мест был почти бессмысленным — поиски благополучных районов сопровождались насилием, страданиями и муками, предательством близких, политическими интригами, бомбардировками японцев, смертью от голода и холода, новым изгнанием. Это была дорога в никуда. Из десятков персонажей фильма, отправившихся в «поход за жизнью», спаслись единицы — остальные

погибли, пропали без вести, были убиты, женщины были проданы за несколько килограммов проса бессемейным крестьянам либо в публичные дома. Некоторые герои картины сдаются и покоряются судьбе, другие же демонстрируют твердость духа и стремление к преодолению кошмарных преград. Фэн Сяоган тем самым как бы подчеркивает: человеческое мужество и героизм проявляются не только в окопах с винтовкой в руках. Место для настоящего подвига всегда имеется, войну же можно пережить, только следуя сильной воле, вере в человеческие и национальные ценности, проявляя мужество и твердость духа.

Представляется, лучшие военные китайские фильмы еще впереди. При этом их главными героями будут не сама война и сражения, а человек на войне и во время войны.

Библиографический список

Архангельский А. Кинопропаганда. Военно-патриотическое кино сегодня. URL: https://www.psyoffice.ru/15789-17-1078.html (дата обращения: 31.03.2022).

В Китае опубликован план действий по усилению патриотического воспитания // Жэньминь жибао, 13.11.2019. URL: http://russian.people.com.cn/n3/ 2019/1113/c31521-9631952.html (дата публикации: 13.11.2019).

Военный фильм китайских кинематографистов стал самым кассовым в мире. URL: https://rossaprimavera.ru/news/25e2220d (дата обращения: 20.01.2022).

Исаев А. С. Китайский кинематограф нового тысячелетия. — М.: ИДВ РАН, 2016. 274 с.

Си Цзиньпин. О государственном управлении. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2021. Т. 3. 848 с.

References

Arhangeksky A. Kinopropaganda. Voenno-patrioticheskoe kino segodnya [Film propaganda. Military-patriotic cinema today]. URL: https://www.psyoffice.ru/15789-17-1078.html (accessed: 31.03.2022). (In Russian).

Isaev A.S. (2016) Kitaisky kinematograf novogo tysyacheletiya [Chinese cinema of the new millennium], Moscow: IDV RAN, 274 p. (In Russian).

V Kitae opublikovan plan deystviy po usileniyu patrioticheskogo vospitaniya. informacionny portal gazety [China has published an action plan to strengthen patriotic education], Renmin ribao. 13.11.2019. URL: http://russian.people.com.cn/ n3/2019/1113/c31521-9631952.html (published: 13.11.2019). (In Russian).

Voenny film kitaiskih kinevatografistov stal samym kassovym v mire [War film by Chinese filmmakers became the highest-grossing film in the world]. URL: https:// rossaprimavera.ru/news/25e2220d (accessed: 20.01.2022). (In Russian).

Xi Jinping (2021). O gosudarstvennom upravlenii [The Governance of China], Peking: Izdatelsnvo literanury na inostrannyh yazykah. V. 3. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.