Научная статья на тему 'Водохозяйственная политика устойчивого развития региона'

Водохозяйственная политика устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Миронова Н. А., Афанасьев Ю. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Водохозяйственная политика устойчивого развития региона»

2. Отчет Федерального государственного учреждения «Азовское управление морского водопользования и берегозащиты» Министерства природных ресурсов Российской Федерации за 2000 г.

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

H.A. Миронова, Ю.К. Афанасьев

ФГУ "Азовинформцентр", г.Таганрог

Россия является одной из наиболее богатых водными ресурсами стран. По объему речного стока (4262 км3/год) наша страна занимает второе место в мире после Бразилии. Потенциальные эксплуатационные запасы подземных вод составляют 300

км 3/год.

Потребление воды в 1998 г. на все нужды составило 189,5 км3, из них 66 км3 свежей воды и 123,4 км J - оборотной. Основная масса свежей воды направляется на нужды промышленности и сельского хозяйства (57,3 и 19% соответственно), в системе жилищно-коммунального хозяйства используется 20 %. Наиболее водоемкие отрасли промышленности - электроэнергетика, машиностроение и металлургия.

Ежегодно около 65% от общего количества забираемой свежей воды после употребления сбрасывается в водные объекты в виде сточных, рудничных, кол-лекторно-дренажных вод. Среди наиболее острых экологических проблем Приазовья особое значение приобрела проблема стремительно нарастающего дефицита биологически полноценной чистой воды.

Водные ресурсы играют важнейшую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона. Реконструкция и техническое перевооружение предприятий, портов, городов и поселков требуют все большего количества воды. Будущее экономики региона прямо зависит от того, насколько хорошо мы сможем удовлетворить эти потребности.

Наибольшие коэффициенты использования водных ресурсов наблюдаются в бассейнах рек Дон (63,5%) и Кубань. На промышленные нужды, хозяйственно-питьевое водоснабжение, орошение забирается около 35 - 40%. Имеющиеся резервы подземных вод размещены неравномерно и в основном используются на хозяйственно-питьевое водоснабжение. Помимо решения важнейшей проблемы водообеспече-ния населения и экономики водные ресурсы широко используются и в других целях. Однако качество водных ресурсов не улучшается, хотя в результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства масштабы забора свежей воды и сброса загрязняющих веществ уменьшились.

В общем объеме сбрасываемых вод 55% не требуют очистки (в основном это сбросы теплоэнергетики, рыбного хозяйства), 41% возвращается без очистки или недостаточно очищенными и только 4% очищаются до нормативных требований. Наиболее распространенными загрязняющими веществами поверхностных вод остаются нефтепродукты, фенолы, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот и другие вещества.

Преобладающая часть традиционных технологий очистки сбрасываемых вод устарела и не способна обеспечить нормативный уровень.

Большое количество загрязнений поступает с прилегающих водосборов в виде диффузного стока. Кроме того, велика роль вторичного загрязнения водных объектов за счет накоплений загрязняющих веществ в донных отложениях и на прилегающих водосборах. На основании вышесказанного вода рек классифицируется как

Известия ТРТУ

Экология 2002 - море и челове(

умеренно загрязненная.

Усиливается кризисная ситуация в хозяйственном и питьевом водоснабже нии. Технологии подготовки воды для питьевых целей устарели и не рассчитаны н| возрастающие нагрузки новых загрязнителей. Из-за изношенности водопроводны: сетей в коммунальном хозяйстве теряется около 20%, а в ряде городоз - 40% пода ваемой воды.

Решение проблемы качества питьевой воды возможно с более массовым ис пользованием запасов подземных вод и проведением комплекса мер по улучшении качества воды в открытых водоисточниках.

Состояние водных объектов (рек, водохранилищ, каналов, прудов, озер, ме сторождений подземных вод) ухудшается. За последние годы резко сократилис] профилактические, ремонтно-восстановительные и строительные работы в облает] эксплуатации гидротехнических сооружений, регулирования стока, берегоукрепле ния, расчистки и углубления дна, борьбы с оползнями, заболачиванием терри торий. Бесконтрольно развивается хозяйственная и жилая застройка водоохранны: зон и прибрежных полос. Большое количество водохозяйственных объектов в ре зультате структурных преобразований в экономике остались бесхозными.

Средний возраст подпорных дамб, плотин и других водохозяйственных объ ектов составляет 30 -40 лет. Подавляющее большинство (порядка 45%) гидротехни ческих сооружений нуждается в текущем ремонте, а более 30% находятся в аварий ном и предаварийном состоянии.

Основой водохозяйственной политики устойчивого развития региона явля ются восстановление и сохранение в стабильном состоянии природных водных объ ектов. Под устойчивым развитием водного хозяйства понимается такое состоянш водных объектов, гидротехнических сооружений и эксплуатационных мероприятий при котором гарантируются возможности:

- надежного обеспечения населения и народного хозяйства качественной во дой в необходимом количестве и режиме;

- стабильного воспроизводства водных ресурсов, восстановления и охраш водных объектов;

- предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

- восстановления и сохранения устойчивости экологических систем водны: объектов.

Основные угрозы устойчивому развитию водного хозяйства определяются действием следующих факторов:

1. Неблагоприятное распределение водных ресурсов на территории регионе В связи с этим прогрессирует истощение водных ресурсов рек южного склона по, влиянием хозяйственной деятельности, ухудшается их экологическое состояние Практически исчерпаны возможности безвозвратного водоотбора в бассейнах ре Кубань, Дон и др.

2. Прогрессирующее ухудшение качества вод в водных объектах.

3. Старение основных производственных фондов водного хозяйства обуслаЕ ливает не только повышенные эксплуатационные затраты, но и связано с риском воз никновения крупных катастроф, угрозами прекращения подачи питьевой воды, также экологическими бедствиями.

4. Низкий технологический уровень водного хозяйства и существенное ег отставание от уровня водного хозяйства развитых стран. Это касается технологий технических средств изучения и контроля качества вод, подготовки питьевой водь обработки и утилизации осадков, образующихся при очистке природных и сточны вод, обнаружения аварийных загрязнений, идентификации их источников и ликв* дации последствий, а также некоторых других технологий.

5. Нестабильность финансового состояния производственных предприятий

являющихся крупными водопользователями, привела к ухудшению водоохранной деятельности. Снизились до минимума объемы ввода оборотных систем водоснабжения. Во многих регионах за последние 5-6 лет не введено в строй ни одного водоохранного объекта.

6. Несовершенство хозяйственного механизма, основанного на бюджетном финансировании. Несмотря на рост потребности в финансировании водного хозяйства, за период 1985 - 2002 гг. объемы предусматриваемых в бюджете капиталовложений снизились в десятки раз.

Ограниченные лимиты государственных инвестиций, частичное финансирование их затягивают сроки ввода в эксплуатацию водохранилищ, что приводит к образованию еще более острого дефицита водных ресурсов как по объему, так и по качеству, значительному материальному ущербу при пропуске паводковых вод в регионах с нерегулируемым речным стоком.

Из-за отсутствия финансирования прекращены работы над необходимыми для отрасли схемами комплексного использования и охраны водных ресурсов по бассейнам. Практически не финансируются работы по реализации мероприятий, предусмотренных обязательствами России по использованию и охране трансграничных водных объектов, предотвращению загрязнения Черного и Азовского морей. По этой же причине фактически неудовлетворительно проводятся работы по инвентаризации, обследованию, приему на баланс и организации безопасной эксплуатации большого количества напорных гидросооружений и накопителей сточных вод, оставшихся бесхозными в результате акционирования и приватизации промышленных предприятий.

В процессе перехода к устойчивому развитию должно быть устранено неблагоприятное действие перечисленных факторов.

Очевидно, что подавление инфляции, укрепление научно-технического потенциала, прекращение спада производства в отраслях - водопользователях, восстановление и повышение инвестиционной активности и другие меры, реализуемые в экономике региона в целом, благотворно скажутся и на водном хозяйстве. Наряду с этим необходимо решить ряд проблем, специфических для водного хозяйства, важнейшими из которых являются следующие:

1. Реализация на региональном уровне водохозяйственной политики, обеспечивающей рациональное использование, воспроизводство, предотвращение загрязнения и истощения водных ресурсов, улучшение экологической обстановки. Эта политика должна быть увязана как с количественным и качественным состоянием водных ресурсов, так и с отраслевыми особенностями использования водных ресурсов основными водопользователями в регионе.

2. Повышение инвестиционной активности с целью строительства новых и реконструкции существующих водохозяйственных объектов.

Должны быть проведены значительные работы по обновлению и повышению надежности большого количества действующих гидросооружений на крупных водохозяйственных системах, а также созданию сооружений, обеспечивающих инженерную защиту территорий от вредного воздействия вод (переработка берегов, наводнения, подтопления).

3. Активизация инновационной деятельности с целью повышения технического и технологического уровня водного хозяйства. Ее приоритетными направлениями должны быть:

- разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий предупреждения загрязнения природных вод, восстановления экосистем водных объектов;

- разработка новых конструкций, приборов, оборудования и вычислительных комплексов для обеспечения безопасного, гарантированного и контролируемого водопользования;

Известия ТРТУ

Экология 2002 - море и человек

- совершенствование методов мониторинга водных объектов;

- разработка научных основ и создание технологий и технических средств зашиты водных объектов от загрязнения поверхностным стоком с территорий.

4. Создание экономического механизма водного хозяйства, соответствующего рыночным условиям и позволяющего обеспечить самофинансирование водохозяйственной деятельности за счет средств платного водопользования и развития платных услуг.

Основой проведения водохозяйственной политики в стране являются три основополагающих закона:

- Водный кодекс Российской Федерации 1995 года;

- Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" 1997

года;

- Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" 1998 года.

Кроме того, в развитие указанных законодательных актов Правительством РФ принято более десятка постановлений по вопросам ведения водного кадастра и мониторинга водных объектов, разработки схем комплексного использования и охраны вод, лицензирования водопользования, организации работ по безопасности ГТС, государственному водному контролю и др.

Лицензирование водопользования является важным инструментом управления, поскольку в лицензии четко определяется порядок работы с водопользователем. Совершенствуется нормативно-правовая база для ведения работ в области лицензирования.

Основным сдерживающим фактором в развитии лицензирования водопользования является прекращение разработки бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, недостаток материалов по качеству воды водных объектов, данных водного кадастра.

Водные объекты региона за небольшим исключением являются государственной собственностью. Управление использованием и охраной водных объектов с 1996 года возложено на Министерство природных ресурсов (МПР) РФ. Реализация этих функций осуществляется по бассейново-территориальному принципу через систему бассейновых и территориальных органов управления.

На всех уровнях предусмотрено тесное взаимодействие и согласование принимаемых решений с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и их органами.

В современных условиях наиболее эффективен программно-целевой метод решения крупных государственных задач. В настоящее время в области водного хозяйства разработан ряд крупных федеральных целевых программ на общегосударственном, межрегиональном и региональном уровнях.

На общегосударственном уровне:

- разработана и внесена в Правительство РФ ФЦП «Обеспечение населения России питьевой водой»;

- заканчивается доработка по замечаниям экспертизы и Минэкономики РФ ФЦП "Противопаводковые мероприятия".

Государственный заказчик по обеим программам - МПР РФ.

На региональном уровне:

- внедряется ФЦП «Социально-экономическое развитие Ростовской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.