Научная статья на тему 'Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)'

Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН» А. МАНТЕНЬИ / КАМЕЯ «МИЛОСЕРДИЕ ТРАЯНА» / «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ» ПЛУТАРХА / ТРАЯН / ТЕОДОРИХ / HIDDEN CHARACTERS OF MANTEGNA’S ‘ST. SEBASTIAN’ / HERMITAGE CAMEO ‘CLEMENCY OF TRAJAN’ / PLUTARCH''S LIVES OF THE NOBLE GREEKS AND ROMANS (PARALLEL LIVES) / ART PROGRAM / THEODERIC / TRAJAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусов Сергей Львович

Вторая статья в цикле публикаций о картинах итальянских художников XV-XVI вв. посвящена полотну А. Мантеньи «Святой Себастьян» из Венского художественно-исторического музея. Поскольку с античности было известно, что облака по своей природу могут быть отнесены к «водной стихии», автор выбрал предметом данного исследования связь силуэта всадника, изображенного в виде облака (король остготов Теодорих), с изображением скульптурного портрета у ног святого. Сравнение этого портрета с итальянской камеей XVI в. «Милосердие Траяна» из собрания Эрмитажа позволило идентифицировать изображение как идеализированный образ императора Траяна. По мнению автора, программа картины предполагает сравнение Траяна и Теодориха в духе «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGINATION OF WATER IN THE ITALIAN RENAISSANCE PAINTING PART TWO. TRAJAN AND THEODORICH (‘St. SEBASTIAN’ BY ANDREA MANTEGNA)

Symbols decryption of Italian Renaissance great masters' paintings is an important task not only for a better understanding of their works. Knowledge of those symbols allows to see anew all of the Renaissance semantic space and culture, as well as rethink major worldview paradigms of this epoch. This article is the second in publication series about the paintings of famous Italian artists of the XV-XVI centuries. The image of clouds in the picture ‘St. Sebastian’ by Andrea Mantegna and connection between this image and other details of the picture became the object of my new research (I chose the cloud including for the reason that it is also a kind of the ‘water element’ what has been known since Aristotle). To identify the art program of Mantegna's painting I have used the method of historical and semantic analysis. I also had used as a starting point the identification (1902) of equestrian rider image on a cloud. I have compared silhouette of a rider on cloud, identified as Theoderic, king of the Ostrogoths, with the image of sculptural portrait at the St. Sebastian's feet. Comparison of this portrait with the Italian cameo ‘Clemency of Trajan’ (XVI c.) from the Hermitage collection has allowed identifying image as an idealized one of the emperor Trajan. On my opinion, the program of Mantegna's 'St. Sebastian' involves Trajan and Theoderic comparison in the spirit of Plutarch's Parallel Lives. The hidden meaning of this comparison is that looking at the fallen Trajan, and at Theoderic, soaring in the clouds, the viewer thinks about the fall of the once great Ancient Rome and about its successors Germanic kingdoms.

Текст научной работы на тему «Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 5. Вып. 1. Часть 1 • 2014

Теории, концепции, парадигмы Theories, Conceptions, Paradigms / Theorien, Konzeptionen, Paradigmen

УДК 75.03

Белоусов С.Л.

Водный мир

в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

Белоусов Сергей Львович, кандидат искусствоведения

E-mail: morphogenesis@yandex.ru

Вторая статья в цикле публикаций о картинах итальянских художников XV—XVI вв. посвящена полотну А. Мантеньи «Святой Себастьян» из Венского художественно-исторического музея. Поскольку с античности было известно, что облака по своей природу могут быть отнесены к «водной стихии», автор выбрал предметом данного исследования связь силуэта всадника, изображенного в виде облака (король остготов Теодорих), с изображением скульптурного портрета у ног святого. Сравнение этого портрета с итальянской камеей XVI в. «Милосердие Траяна» из собрания Эрмитажа позволило идентифицировать изображение как идеализированный образ императора Траяна. По мнению автора, программа картины предполагает сравнение Траяна и Теодориха в духе «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

Ключевые слова: «Святой Себастьян» А. Мантеньи, камея «Милосердие Траяна», «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, Траян, Теодорих.

Святой Себастьян был одним из излюбленных героев живописи Возрождения. Римский воин, казнённый Диоклетианом за проповедь христианства, считался защитником от чумы. В картинах, изображающих этого святого, нередко появляется богатый набор «скрытых символов» (смысл этого термина мы уже разъясняли в предшествующей публикации, посвящённой «Озёрной мадонне» Д. Беллини [Белоусов 2013]). Наиболее известный шедевр Ренессанса — «Св. Себастьян» Антонелло да Мессина из Дрезденской картинной галереи — отличается, к примеру, очень интересной пропорционально-числовой комбинацией, основанной на использовании квадратного корня золотого сечения.

Антонелло да Мессина. Св. Себастьян (ок. 1476, Дрезден)

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

К образу Себастьяна неоднократно обращался Андреа Мантенья. Этот замечательный мастер северной школы Раннего Возрождения был женат на сестре Джованни Беллини — главного героя нашего предшествующего очерка. Предметом нынешнего рассказа станет его картина из Венского Художественно-исторического музея.

Святой мученик изображён на фоне лежащего в руинах античного Рима, хотя при его жизни, во время Диоклетиана, он ещё был цел и находился если не на пике, то, во всяком случае, в состоянии достаточно высокого могущества. Водный поток, который мы видим на заднем плане, может ассоциироваться с Тибром. В облаках на небе неожиданно предстаёт силуэт бородатой фигуры на коне.

Андреа Мантенья. Св. Себастьян. А. Мантенья. Св. Себастьян.

1450-е гг. (Вена, Художественно- Фрагмент: облако-всадник

исторический музей)

Уже в античности было общеизвестным то, что облака являются продуктом конденсации водяного пара. Об этом сказано в «Метеорологике» Аристотеля: «Из облаков падают три тела...вода, снег и град... Дождь бывает от охлаждения большого количества водяного пара» [Аристотель 1981, с. 463]. Таким образом, проблематика «водного мира», которой посвящена серия наших очерков, охватывает не только живописные реки, моря и озёра, но, в ряде случаев, позволяет покорять даже небеса! «Скрытые символы», проявляющиеся в контурах живописных облаков, станут предметами нашего внимания в дальнейших публикациях, посвящённых «Грозе» Джорджоне, «Диане и Актеону» Тициана.

Всадник из водно-воздушной среды «Св. Себастьяна» давно не является загадкой для мирового искусствознания. Ещё в 1902 г. П. Кристеллер обнаружил, что конный силуэт скопирован Мантеньей с раннесредневекового рельефа на портале церкви Сан-Дзено в Вероне [Kristeller 1902, S. 175—176; Лазарев 1972, с. 262]. Этот рельеф изображает остготского короля Теодориха, который во время охоты якобы прямиком спустился в преисподнюю и таким образом покинул мир живых.

Слева — рельеф портала ц. Сан-Дзено (Верона);

срава — «Облако-всадник», фрагмент картины А. Мантеньи «Св. Себастьян»

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

По рассказу средневекового богослова Рабана Мавра, король остготов был наказан за приверженность арианской ереси, которая провозглашала Христа не сыном Бога, а хотя и великим, но всё же обычным человеком. Соседние рельефы, представляющие характерный типаж с вытянутым черепом и длинной остроконечной бородой, также рассказывают об эпизодах из жизни Теодориха.

Значимость этого пусть и давнего, но яркого открытия, не подлежит сомнению. Мантенья действительно работал в церкви Сан Дзено, для которой он выполнил свой знаменитый алтарь, частично находящийся там и поныне, частично ставший жертвой наполеоновских контрибуций (его составные части находятся в Лувре и музее Тура). Непонятно, правда, какое отношение германский король имел к главному герою картины — Себастьяну. При жизни святого ещё не возникал спор о природе Христа. Выступления Ария произошли уже после того, как отрёкся от власти казнивший Себастьяна Диоклетиан. К тому же король-еретик почему-то поднят на небеса. Впору вспомнить германское языческое предание, согласно которому чёрный конь Водана вознёс его как раз в небесный чертог [Теодорих Великий... 2009]. Но опять-таки непонятно, причём здесь Себастьян? Получается, что картина Мантеньи пропагандирует не католические, а арианские, а то и вовсе языческие ценности!

Неспособность дать разумные объяснения предполагаемому Теодориху породила ложную гипотезу. Так, А. Ронен заявила, что всадник является изображением Сатурна и, таким образом, эта картина обыгрывает языческий праздник сатурналий [И.ОПЄП 1977, 28, fasc І—ІІІ, р. 73—104].

Между тем, герой Мантеньи очень мало похож на Сатурна. Приводимый Д. Холлом факт, что праздники в честь Сатурна — сатурналии — были прототипом «Рождества Христова», мог бы иметь определённый вес [Холл 1999, с. 496]. Однако общеизвестно и другое. Во время сатурналий происходили шумные и весёлые карнавалы; хозяева и рабы менялись друг с другом ролями. Всё это было бы совершенно неуместно, даже кощунственно по отношению к христианскому мученику, которого дважды казнил Диоклетиан (считалось, что Себастьян выжил после расстрела копьями, снова предстал перед императором и, в итоге, был побит дубинками). Поэтому автор статьи счёл необходимым вновь вернуться к гипотезе Кристеллера.

Всё становится на свои места, если как в прямом, так и в переносном смысле, спуститься с небес на землю. Силуэт облака находится в смысловой и живописной перекличке с мраморными скульптурами, сиротливо лежащими внизу, у ног святого. Среди них мы видим фрагмент мраморного саркофага со сценой Вакханалии (которая может быть намёком и на христианскую евхаристию) и явно портретное лицо молодого мужчины с низким лбом, широким носом и характерным рисунком губ. Этот портрет обнаруживает отчётливое сходство с иконографией императора Траяна. Его древнеримские портреты отличает, в числе прочего, гладкая полировка радужной оболочки, тогда как в другие периоды римские скульпторы прочерчивали контуры радужных оболочек и зрачков.

А. Мантенья. Св. Себастьян. Фрагменты: мраморная скульптура

Наверху — статуя Траяна (II в. н.э., Ксантен, Архелдлгический парк), фрагмент; внизу — бюст Траяна (II в. н.э., Мюнхен, Глипотека), фрагмент

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

Есть, впрочем, один момент, который может вызвать настороженность у внимательного исследователя.

Дело в том, что Траян пришёл к власти в довольно зрелом возрасте — в 45 лет. В молодости он занимал скромную должность командира легиона в Испании, в 91 г. был назначен сенатором, затем — наместником в Германии. Только в 97 г. он был усыновлён Нервой и год спустя занял пост императора. Человек, показанный Мантеньей, значительно моложе того возрастного рубежа, когда он стал моделью для десятков и сотен официальных скульптур.

Между тем, именно Траяну посчастливилось оставить о себе особую память. Поскольку его имя имело фонетическую близость с термином «троянцы», в средневековом эпосе, в частности, в «Золотой легенде» Якопо да Вораджине и «Божественной комедии» Данте, приводятся ссылки на т.н. «Легенду об императоре Траяне», первые списки которой датируются ещё VШ—IX веками. В ней рассказывается о том, что император проявил принципиальность по отношению к собственному сыну, совершившему уголовное преступление. Он его отдал в услужение старой женщине, либо старику, сына которого убил его отпрыск. Известно, что папа Григорий Великий, проходя по форуму Траяна, молился о том, чтобы душа императора была допущена в Чистилище и освободилась от прижизненных грехов. Таким образом, легенда была взаимосвязана с намерением этого папы дополнить потусторонний мир Чистилищем — своеобразной областью между Раем и Адом, которая позволяет не очень серьёзным грешникам искупить прижизненные проступки и достигнуть райского блаженства.

Средневековые и ренессансные иллюстраторы легенды создали свой иконографический вариант «справедливого Траяна», который имел весьма отдалённое отношение к его реальному облику. На итальянской камее XVI века из Эрмитажа (инв. номер К 5530) предстаёт именно такой обобщённо-идеализированный типаж. Он, извинимся за каламбур, как две капли воды похож на скульптурного героя в картине Мантеньи. Неизвестный нам резчик и замечательный художник раннего Возрождения несомненно руководствовались одним и тем же иконографическим прототипом.

Милосердие Траяна. Итальянская камея XVI в. А. Мантенья. Св. Себастьян. Милосердие Траяна. (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Фрагмент Фрагмент

Себастьян, напомним, жил при Диоклетиане, в хронологическом промежутке между Траяном и Теодорихом. Таким образом, наш скромный интерес к таинственному силуэту в облаках и его семантическому значению приводит к далеко идущим выводам.

Современником Траяна, пользовавшимся его немалым покровительством, был греческий учёный Плутарх. Разносторонний автор, проявивший себя в разных науках, более всего прославился как историк. Именно он разработал жанр «Сравнительных жизнеописаний». Объединяя, зачастую по достаточно произвольным признакам, различных персонажей древнегреческой и римской истории в пары, он, после изложения их биографий, проводил сопоставления между ними. Биографию самого Траяна Плутарх не писал и ни с кем ни в какую пару — для сравнения — своего покровителя не объединял.

Гуманистов, разработавших программу «Св. Себастьяна», увлекла весьма интересная и продуктивная идея. Они решили объединить Траяна и Теодориха в пару и провести между ними сопоставление по образцу «Сравнительных жизнеописаний». Используя известные исторические источники, мы попытаемся выполнить эту же задачу. Сравнивая выдающиеся исторические фигуры, мы не просто отдаём дань уважения живописи Мантеньи и творческим фантазиям его заказчиков. Две судьбы позволяют осмыслить грандиозный исторический разлом, связанный с расцветом Древнего Рима и последующим возникновением на его территории варварских государств.

Траян происходил из военной семьи и, как мы уже говорили, в молодости занимал достаточно скромный пост в военной иерархии. Высший титул он получил законным путём. Его усыновил император Нерва, и в качестве императора утвердил

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

сенат. Интересно, что он был первым правителем империи неиталийского происхождения (неиталийского происхождения, впрочем, были и Диоклетиан, и Теодорих).

Его германский сосед из картины Мантеньи был сыном остготского короля Теодемира, отданным в 8-летнем возрасте качестве заложника на воспитание к византийскому двору. К власти, как и Траян, он также пришёл законно, будучи назначен императором Зеноном правителем в Италию. Но при этом сам он не был императором и не претендовал на эту роль. Он носил титул конунга и считал себя номинальным подданным правителя Византийской империи. Теодорих никогда не чеканил монету с одним своим изображением. Монеты с портретами Траяна хорошо известны: одна из них стала предметом особого интереса нумизматов XV в. Многие историки, в том числе и ренессансного периода, считали, что водораздел между античностью и средневековьем следует проводить не через Одоакра, имевшего официальный статус полководца, подчинённого византийскому императору, а именно через Теодориха, так как при нём в центре Римской империи возникло государство принципиально нового типа.

Траян и Теодорих считались справедливыми правителями. Траян всегда действовал в рамках своих полномочий, уважая привилегии Сената. Античные авторы рассказывали о демократизме и прямодушии императора. Теодорих также пытался сохранять верховенство закона: при нём продолжал функционировать Сенат и другие бюрократические учреждения Древнего Рима. Им был составлен «Эдикт», совмещающий римское право с некоторыми обычаями варварских народов. При этом, он обладал даже большими полномочиями, чем Траян.

Будучи, в гораздо большей степени, чем римский император, самодержавным правителем и также стремясь казаться справедливым, Теодорих, тем не менее, запятнал себя некоторыми неблаговидными деяниями. Так, одержав военную победу над Одоакром, он предательски убил побежденного противника во время пиршества. В биографии Траяна подобных эпизодов не было.

Оба правителя пытались поддерживать философию и науку. Траян переписывался с Плинием Младшим, покровительствовал Плутарху, что, несомненно, учитывали составители живописной программы. Теодорих также собрал вокруг себя кружок образованных римлян — Боэция, Симмаха, Кассиодора. Однако в итоге по клеветническому доносу он казнил Боэция и Симмаха. Впоследствии, правда, он в этом искренне раскаивался. Ничего похожего Траян никогда не совершал.

Траян вошёл в историю, как военный правитель. При нём была завоёвана Дакия, он пытался распространить власть Рима на территорию Парфии, вплоть до Персидского залива. Умер, он, кстати, за пределами Рима, возвращаясь из похода на Восток. Он активно пропагандировал культ военных божеств. В возглавляемой им армии служили варвары, которые пользовались такими же правами, как и римляне.

Теодорих пришёл к власти после военной победы над Одоакром. Но при этом дальнейшая деятельность победителя была направлена отнюдь не на территориальную экспансию, а на сохранение границ и автономии своего государства. Римлянам из остготского королевства вообще было запрещено носить оружие, при этом функции вооружённой силы перешли от римской армии к германскому ополчению. Скончался Теодорих в своём дворце в Равенне. Во время пира ему принесли рыбу, оттопыренные губы которой напоминали лицо несправедливо казнённого им Симмаха. Король расстроился, слёг и умер — как и Арий, чьим последователем был Теодорих, от дизентерии [Аноним Валезия 2000, 95].

Смерть Траяна, как мы говорили, произошла при совсем других обстоятельствах.

Траян, как и Теодорих, осуществляли крупные строительные проекты. При Траяне был построен форум с его знаменитой колонной, работал архитектор Аполлодор. Крупное инженерное достижение — сооружённый им мост через Дунай — особенно важен в связи с «водной» направленностью нашей темы. Теодорих организовал возведение многих сооружений непосредственно в Равенне, которая была его столицей. Посетив Рим, он восхищался его красотой, пытался проводить спектакли в Колизее, хотя в его время гладиаторы уже ушли в прошлое, поддерживал архитектурные памятники бывшего главного города империи. Однако всё это, конечно, не имело того размаха, который был возможен во времена Траяна. Император, в числе прочего, был активным поклонником и организатором гладиаторских боёв. Античные развалины на картине Мантеньи — яркое свидетельство того, что благие намерения Теодориха ничего не изменили в конечной судьбе Вечного города.

В целом же результаты деятельности как Траяна, так и Теодориха, носили недолговечный характер. Дакия подвергалась неоднократным вторжениям и была оставлена римлянами менее чем через полтора столетия. Последующие императоры были озабочены не расширением границ, а напротив, удержанию своей державы в целости и обороной от нарастающего потока варваров. Остготское государство также перестало существовать вскоре после смерти Теодориха.

Общей чертой Траяна и Теодориха можно считать их веротерпимость. Траян, как явствует его переписка с Плинием [Плиний Младший 1946], не очень активно преследовал ранних христиан. Теодорих, будучи арианином, установил свободу веры1 и даже распорядился восстановить ранее разрушенные синагоги.

1 Незадолго до смерти, однако, Теодорих распорядился передать все церкви арианам, что вызвало недовольство ортодоксальных христиан и рассматривалось ими в качестве главной причины смерти короля [Аноним Валезия 2000, 94—95]. (Прим. ред.).

Веротерпимость, попытка установить справедливое правление, законный приход к власти, поддержка науки и архитектуры, неиталийское происхождение, недолговечный результат их деятельности — общие качества Траяна и Теодори-

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

ха. Всё, что относится к военной деятельности, официальному статусу, обстоятельствам смерти, честности и предательству, разъединяет двух исторических деятелей. Так же, как и пары героев в «Сравнительных жизнеописаниях», объединение Траяна и Теодориха кажется не очень последовательным и продуманным. Траяна, возможно, было бы разумней сопоставлять с Юстинианом или Карлом Великим, а Теодориха — с Нероном, начавшим с благих побуждений, но в итоге совершившим множество тяжких преступлений. Однако составители художественной программы придерживались иных установок. Глядя на лежащего внизу Траяна и витающего в облаках Теодориха, зритель задумывается о величии и могуществе Древнего Рима, неоднозначности и драматизме исторического процесса, приведшего к гибели Imperium Romanium и возникновению германских королевств.

Продолжение следует

ЛИТЕРАТУРА

1. Аноним Валезия. Извлечения. Часть последняя. Жизнеописание Теодериха / / Формы исторического со-

знания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты): Сборник научных трудов памяти Клавдии Дмитриевны Авдеевой. Отв. ред. И.В. Кривушин. Пер. с лат. В.М. Тюленева. Иваново: Ивановский государственный университет, 2000. С. 176 — 193. [Электронный ресурс]. Античная литература. Режим доступа: http://ancientrome.ru/ antlitr/t.htm?a=1333309745#t037

2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981.

3. Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения. Часть 1. «Святое

собеседование» Джованни Беллини [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2013. Т. 3. Вып. 2. Режим доступа: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom%203%20Vip%202/rubr2-teorii-koncepcii-paradigmy-st4-belousov-2013.pdf

4. Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступ. статья, пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. СПб.: Але-

тейя, 2013.

5. Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М.: Искусство, 1972.

6. Плиний Младший. Переписка с Траяном. Пер. и примеч. В.С. Соколова / / Вестник Древней истории.

1946. № 2(16). С. 225 — 269.

7. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Пер. П.С. Кондратьев. М.: Арктос, 1996.

8. Теодорих Великий // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон

1890 — 1907 [Электронный ресурс]. Энциклопедии & Словари: Коллекция энциклопедий и словарей, 2009. Режим доступа: http://enc-dic.com/brokgause/Teodorih-veliki-24813.html

9. Холл Д. Словарь символов и сюжетов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.

10. Caldwell J.G. "Mantegna's St. Sebastians: Stabilitas in a Pagan World." Journal of the Warburg and Courtauld

Institutes 36 (1973): 373 — 377.

11. D'Ancona M.L. "An Image not Made by Chance: The Vienna St. Sebastian by Mantegna." Studies in Medieval and

Renaissance Painting in Honor of Millard Meiss. Eds. I. Latin, and J. Plummer. New York: New York Univ.

Press, 1977, pp. 103 — 104.

12. Greenstein J.M. Mantegna and Painting as Historical Narrative. University of Chicago Press, 1992.

13. Kristeller P. Andrea Mantegna. Berlin — Leipzig, 1902.

14. Liepa V. "The Image of Saint Sebastian in Art." Acta Humanitarica Universitatis Saulensis 8 (2009): 455—462.

15. Meiss M. "Toward a More Comprehensive Renaissance Palaeography." The Art Bulletin 42.2 (1960): 97—112.

16. Ronen A. "Il S. Sebastiano di Vienne del Mantegna." Commentarii. 28.I — III (1977): 73 — 104.

17. Walker J.A. "Dream-Work and Art-Work." Leonardo (1983): 109 — 114.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Белоусов, С. Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения. Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи) [Электронный ресурс] / С.Л. Белоусов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2014. — Т. 5. — Вып. 1. — Часть 1. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-1.2014.32

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 5. Вып. 1. Часть 1 • 2014 Теории, концепции, парадигмы

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 5, issue 1, part 1 Theories, Conceptoins, Paradigms

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Band 5, Ausgabe 1, Teil 1 Theorien, Konzeptionen, Paradigmen

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

THE IMAGINATION OF WATER

IN THE ITALIAN RENAISSANCE PAINTING

PART TWO. TRAJAN AND THEODORICH ('St. SEBASTIAN' BY ANDREA MANTEGNA)

Sergei L. Belousov, Art.D.

E-mail: morphogenesis@yandex.ru

Symbols decryption of Italian Renaissance great masters' paintings is an important task not only for a better understanding of their works. Knowledge of those symbols allows to see anew all of the Renaissance semantic space and culture, as well as rethink major worldview paradigms of this epoch.

This article is the second in publication series about the paintings of famous Italian artists of the XV—XVI centuries. The image of clouds in the picture 'St. Sebastian' by Andrea Mantegna and connection between this image and other details of the picture became the object of my new research (I chose the cloud including for the reason that it is also a kind of the 'water element' what has been known since Aristotle).

To identify the art program of Mantegna's painting I have used the method of historical and semantic analysis. I also had used as a starting point the identification (1902) of equestrian rider image on a cloud. I have compared silhouette of a rider on cloud, identified as Theoderic, king of the Ostrogoths, with the image of sculptural portrait at the St. Sebastian's feet. Comparison of this portrait with the Italian cameo 'Clemency of Trajan' (XVI c.) from the Hermitage collection has allowed identifying image as an idealized one of the emperor Trajan. On my opinion, the program of Mantegna's 'St. Sebastian' involves Trajan and Theoderic comparison in the spirit of Plutarch's Parallel Lives.

The hidden meaning of this comparison is that looking at the fallen Trajan, and at Theoderic, soaring in the clouds, the viewer thinks about the fall of the once great Ancient Rome and about its successors Germanic kingdoms.

Keywords: art program; hidden characters of Mantegna's 'St. Sebastian'; Hermitage cameo 'Clemency of Trajan'; Plutarch's Lives of the Noble Greeks and Romans (Parallel Lives); Theoderic; Trajan.

References:

1. "Anonymous Valesianus. Extraction. The Last Part: Biography of Theoderic." Forms of Historical Consciousness from

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Late Antiquity until the Renaissance (Studies and Texts): Collection of Scientific Papers of Memory of Claudia D. Avdeeva. Ed. I.V. Krivushin. Trans. V.M. Tyuleneva. Ivanovo: Ivanovsky gosudarstvenny universitet Publiser,

2000, pp. 176 — 193. Ancient Literature Web. <http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1333309745#t037>.

(In Russian).

2. Aristotle. Writings. Moscow: Mysl Publisher, 1981, vol. 3. (In Russian).

3. Belousov S.L. "The Imagination of Water in the Italian Renaissance Painting. Part One. 'Sacra Conversazione' by

Giovanni Bellini." Elektronnoe nauchnoe izdanie AVmanakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition

Almanac Space and Time] 4.2(1) (2013). Web. <http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom%203

%20Vip%202/rubr2-teorii-koncepcii-paradigmy-st4-belousov-2013.pdf>. (In Russian).

4. Caldwell J.G. "Mantegna's St. Sebastians: Stabilitas in a Pagan World." Journal of the Warburg and Courtauld Insti-

tutes 36 (1973): 373 — 377.

5. D'Ancona M.L. "An Image not Made by Chance: The Vienna St. Sebastian by Mantegna." Studies in Medieval and

Renaissance Painting in Honor of Millard Meiss. Eds. I. Latin, and J. Plummer. New York: New York Univ.

Press, 1977, pp. 103 — 104.

6. Greenstein J.M. Mantegna and Painting as Historical Narrative. University of Chicago Press, 1992.

7. Hall J. Dictionary of Subjects and Symbols in Art. Moscow: KRON-PRESS Publisher, 1999. (In Russian).

8. Jordanes. De origine actibusque Getarum [Of the Original and Deeds of the Goths]. Ed. and trans. E.Ch. Skrzhinskaya.

St. Petersburg: Aleteya Publisher, 2013. (In Russian and Latin).

9. Kristeller P. Andrea Mantegna. Berlin — Leipzig, 1902.

10. Lazarev V.N. Old Italian Masters. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1972. (In Russian).

11. Liepa V. "The Image of Saint Sebastian in Art." Acta Humanitarica Universitatis Saulensis 8 (2009): 455—462.

12. Meiss M. "Toward a More Comprehensive Renaissance Palaeography." The Art Bulletin 42.2 (1960): 97—112.

13. Pliny the Younger. "Correspondence with Trajan." Journal of Ancient History 2(16) (1946): 225 — 269. (In Russian).

14. Procopius of Caesarea. De Bello Gothico. De Aedificiis [Gothic War. On Buildings]. Trans. P.S. Kondratiev. Moscow:

Arktos Publisher, 1996. (In Russian).

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

15. Ronen A. "Il S. Sebastiano di Vienne del Mantegna." Commentarii. 28.I — III (1977): 73 — 104.

16. "Theoderic the Great." Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary. St. Petersburg: Brockhaus-Efron Publisher,

1890 — 1907. Encyclopedias & Dictionaries: A Collection of Encyclopedias and Dictionaries. 2009. Web. <http://enc-dic.com/brokgause/Teodorih-veliki-24813.html>. (In Russian).

17. Walker J.A. "Dream-Work and Art-Work." Leonardo (1983): 109 — 114.

Cite MLA 7:

Belousov, S. L. "The Imagination of Water in the Italian Renaissance Painting. Part Two. Trajan and Theodorich ('St. Sebastian' by Andrea Mantegna)." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time] 5.1(1) (2014). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-1.2014.32>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.