УДК 349.6 (470+571)
Агафонов Александр Владимирович
кандидат юридических наук, доцент. Кафедра политологии и права. Сибирский государственный технологический университет Maxim.agafonow2012@yandex.ru
Alexander V. Agafonov
candidate of law, associate professor. Department of political science and right. Siberian state technological university Maxim.agafonow2012@yandex.ru
Водное право России:
понятие, предмет и метод правовой регуляции
Water law of Russia:
the concept, subject and method of legal regulation
Аннотация. В настоящей статье мы не только пытаемся, но и проводим относительно содержательный доктринально правовой анализ таких общепризнанных, а поэтому и, безусловно, категориальных понятий современного нам водного права России, как: понятие, предмет и метод последнего. Настоящий анализ нами осуществляется на базе общепризнанной в российской доктринально правовой науке теории общественных отношений. При этом нами признается, что водное право России, есть, безусловно, открытая кодификационная система правовых норм. Более того, признавая, что в качестве предмета водного права России выступают именно водные правоотношения, мы признаем и, в свою очередь, доказываем, что последние закрепляются и регулируются не только водным, но и иным законодательством Российской Федерации. В связи с вышеизложенным, нами предлагаются некоторые критерии их разграничения. При анализе самой структуры российских водных правоотношений нами выделяются объект, субъекты и содержание этих отношений. При этом выявляются и анализируются содержание их признаков.
Ключевые слова: общественные отношения, правоотношения, правовые нормы, правовой массив (отрасль, подотрасль (суботрасль), институт права), метод права, экологическое право, водное право, гражданское право, водные объекты, поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, владение, использование, охрана, природный ресурс, водный кадастр, водный фонд.
Annotation. In this article we are not only trying, but also conduct with respect to substantive doctrinal legal analysis of such universally recognized, and therefore, of course, categorical concepts of modern water law of Russia: concept, subject and method of the latter. This analysis we carry out on the basis of universally recognized in the Russian doctrinal legal science theory of public relations.ln this case, we recognized that the water law of Russia, there are, of course, open a codification system of legal norms. Moreover, recognizing that the subject water rights of Russian speakers it is water relationship, we recognize and, in turn, prove that the latter are fixed and regulated by not only water but also other legislation of the Russian Federation. In connection with which we offer some criteria for their differentiation. When analyzing the structure of Russian water relations us allocated object, the subjects and content of these relations. It identifies and analyzes the content of their signs.
Keywords: public relations, legal relations, legal provisions, legal array of (sector, subsector (subtrakt), Institute of law), it law, environmental law, water law, civil law, water bodies, surface water bodies, groundwater bodies, the possession, use, conservation, natural resource, water cadastre, water Fund.
В настоящее время в Российской Федерации, как мы это считаем, водное право обладает всеми необходимыми и вполне соизмеримыми признаками подотрасли (суботрасли) экологического права, если, конечно, признать последнее именно отраслью (а не суперотраслью) российского права.
Если же не считать экологическое право России
отраслью российского права (а такая точка зре-
), -
ное право может выступить и в качестве вполне
самостоятельной отрасли российского права.
, -
ской правовой системы можно с большей долей уверенности определить российское водное законодательство как отрасль российского законодательства, причем созданного не только на федеральном, но и на региональном уровнях, из ,
России есть определенная совокупность право-
вых норм, которые, в свою очередь, систематизированы на уровне открытой кодификации, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, действующие в области владения, использования и охраны вод или водных объектов.
Следовательно, именно те общественные отно-
,
нормами водного права и функционирующие в
,
или водных объектов, и выступают в качестве предмета этого права.
Определяя предмет последнего через использование и охрану водных объектов, следует иметь в виду, что:
1) под использованием водных объектов (водопользованием) традиционное в доктрине российского водного права понимается как использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Россий-
, -
ции, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (п. 14 ст. 1 ВК РФ);
2) охрана водных объектов представляет собой определенную систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных
объектов (п. 17 ст. 1 ВК РФ).
,
,
в ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрану водных объектов можно и видимо нужно трактовать как некую
деятельность органов государственной власти , -
ной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления (муниципали-
),
объединений, юридических и физических лиц, :
,
и воспроизводство водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водный фонд и ликвидацию его последствий.
Определяя содержание предмета водного права, необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что те общественные отношения, которые, так или иначе, связанны с водой, находящейся, в том или ином виде, как в физическом, так и химическом состоянии, в окружающей нас природной среде и не сосредоточенной в индивидуально определенных водных объектах (а именно: туман, дождь, снег и т.д.) отнюдь
не подлежат регуляции нормами российского . , -
, -
ду использования и охраны земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, в случае использования и охраны вполне конкретных водных объектов, регулируются
, ,
это необходимо для рационального использования и охраны последних.
Имущественные отношения, связанные, с рыночным оборотом водных объектов, определяются и регулируются гражданским законодательством России только в той мере, в какой они не урегулированы действующим Водным Кодексом РФ (далее, ВК РФ).
Налоговые, бюджетные, административные пра-
,
,
законодательством России в полном соответствии с общими положениями российского законодательства о налогах и сборах, бюджетного и
.
,
,
правоотношениями, в структуре которых традиционно выделяются следующие элементы:
1. , -
торых, в первую очередь, необходимо выделить , -
нентом окружающей природной среды, возоб-
,
.
Воды используются населением и охраняются государством в Российской Федерации как основа существования и функционирования жизни и .
этом огромным разнообразием нормативно правовых видовых различий.
Для того чтобы при нормативно-правовом регулировании водных отношений в формулировках конкретных правовых норм каждый раз не перечислять все виды вод, российский законодатель закрепил и использует в настоящий момент единое нормативно правовое понятие - водный объект, который символизирует при этом тот или иной конкретный материальный предмет водных отношений, абстрагируясь от его видовых различий.
Так, согласно п. 4 ст. 1 ВК РФ под водным объектом следует понимать природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в
котором имеет характерные формы и признаки .
Поэтому, в качестве конкретного водного объекта будет выступать только такое сосредоточение воды в окружающей нас природной среде, которое имеет свои границы, объем и черты водного .
Важным признаком любого водного объекта является сохранение его гидравлической связи с другими водными объектами. Следовательно, некое сосредоточения вод, обладающие при этом, определенной гидроизоляцией, не может признаваться водным объектом.
Водный объект также характеризуется неким ( . . ) . Скопления вод на поверхности земли или в ее недрах в течение явно непродолжительного
времени юридически не относятся к водным .
Таким образом, водным объектом признается только такое скопление воды, которое соответственно учтено российским государством именно как водный объект.
Юридически водный объект как объект водных правоотношений имеет два смысловых наполнения. В одних ситуациях это может быть физически целый водоем, а в других, и какая-либо его часть, в том числе и не имеющая физически значимых или даже видимых границ. Однако в обоих случаях объект регулируемых водных правоотношений именуется вполне одинаково - вод.
, -, -
нейшему включению в водный кадастр, образуют ее водный фонд. Согласно п. 1 ст. 5 ВК РФ, в зависимости от особенностей режима, физико-географических, гидрорежимных и других особенностей водные объекты подразделяются на: -
. , -
ные водные объекты есть некое постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в складках ее рельефа, имеющее свои границы, объем и черты водного режима;
- подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в
, ,
черты водного режима.
, -
ные водные объекты тесно взаимосвязаны меж,
загрязнения и иного социально негативного воздействия на водные объекты. Поверхностные , -
ной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования
(ст. 6 ВК РФ), те. общедоступными водными
,
действующим В К РФ.
В качестве водных объектов особого пользования выступают водные объекты, которые используют ограниченный круг водопользователей. Предоставление водных объектов в особое, явно индивидуальное водопользование исключает их из числа водных объектов общего пользования. Следовательно, водными объектами особого пользования являются только те водные объекты, которые юридически предоставлены (т.е.
) ,
, .
Особое пользование водным объектом реализуется посредством установления режима приоритетного водопользования при одновременном
Литература:
1. Боголюбов СЛ. Экологическое право : учебник для вузов. М. : Проспект Велби, 2010. 400 с.
2. Сива ков Д.О. Водное право России и зарубежных государств : учебник для вузов. М. : Проспект Велби, 2012. - 192 с.
ограничении или запрещении других видов водопользования или прав водопользователей:
2. Участники водных правоотношений.
К ним законодательно отнесены: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, различного рода муниципальные образования, юридические и физические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов , -
ваний в водных правоотношениях выступают
соответственно органы государственной власти
,
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными пра-.
Физическое лицо вправе использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности, а юридическое лицо осуществляет любое водопользование исключительно по лицензии.
3. Содержание водных правоотношений - это
законодательно закрепленные права, обязанно,
.
Каждая отрасль ныне действующего российского права, в том числе и водного, имеет свой явно специфический метод правового регулирования, под которым традиционно понимается некий набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового .
Метод водного права России, как, впрочем, и
любой иной комплексной отрасли современного
,
собой сочетание императивного и диспозитивно-го начал с явным преобладанием первого над вторым, что, видимо, отражает активную роль российского государства в регламентации использования и охраны такого важнейшего жизненного ресурса любого человеческого сообщества, каким является вода.
Диспозитивный метод применяется в той мере, в какой допускается участие водных объектов именно в гражданском обороте.
Поэтому первый способ применяется при административном акте предоставления водоема в пользование (либо изъятия такового из пользования), второй - при заключении договоров во.
Вследствие чего водное право России, явно имеет черты как публичного, так и частного права.
Literature:
1. Bogolyubov S.A. Ecological law: Textbook for universities. M. : Velbi Prospect, 2010. 400 p.
2. Sivakov D.O. Water law of Russia and foreign countries : textbook for universities. M. : Velbi Prospect, 2012. 192 p.