Научная статья на тему 'Вода в народной медицине и магии славянских народов'

Вода в народной медицине и магии славянских народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1115
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подколзина Е. В.

В настоящей статье рассмотрена целительная роль воды в славянкой традиционной культуре, мифологические механизмы исцеления от болезней, использование воды в магии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вода в народной медицине и магии славянских народов»

3. Винокурова У А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. - Новосибирск, 1992. - 30 с.

4. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии. -1991. - № 2. - С. 21-27.

5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1997. - 262 с.

6. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 429 с.

7. Спиридонова И.Е. Этнокультурное взаимодействие и межнациональные отношения в Якутии: опыт историко-социологического исследования. -Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирмаРАН, 1999. - 102 с.

ВОДА В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ И МАГИИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

© Подколзина Е.В.*

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,

г. Санкт-Петербург

В настоящей статье рассмотрена целительная роль воды в славянкой традиционной куньтуре, мифологические механизмы исцеления от болезней, использование воды в магии.

Целительные свойства воды в самых разнообразных ее видах широко использовались в народной медицине. Несмотря на мночисленные исследования традиционной славянской медицины (Г.И. Попов, А.Л. Топорков, В.Н. Мансикка, Е. Елеонская и др.), недостаточна изучила роль стихий в лечении болезней. Народная медицина-древнейший вид профессиональной деятельности, сочетающей рациональный опыт врачевания с магической практикой изгнания, уничтожения или задабривания духа болезни. Использовалась как природная вода: дождевая, родниковая, речная, роса, снег, град, так и специально приготовленная с использованием трав и специальных предметов-сита, хлеба, яйца и др.

От всех болезней использовали проточную воду, именно этой воде приписывали оздоравливающие свойства, считая наравне с дождевой и колодезной «живой» водой. Умывание во время первой весенней грозы способно было отвести любую болезнь. Принимать несколько ложек воды прямо из реки, натощак, считалось хорошим средством при многих болезнях. На Русском Севере в ивановскую ночь купались от всех болезней, так же поступали в Крещение. От болезни суставов использовали «ломаную воду» - после ледохода. С оздоровительной функцией воды соотносится сказоч-

* Аспирант кафедры Теории и истории искусств.

ный мотив оживления героя путем купания его в мертвой и живой воде. В основе таких воззрений был древнейший культ почитания и поклонения воде. При этом вода и порча, считались основными причинами болезней.

Обычай обмываться юрьевской росой для здоровья известен у всех славян. Особенно целительной считалась купальская и юрьевская роса, она служила не только для здоровья, но и в бытовых целях: ей кропили кровати и стены, чтобы не водились тараканы и клопы. Ритуалы, связанные с росой составляли доминанту купальской обрядности во многих областях Центральной России, что породило хрононим Иван Росник, а ночь накануне Ивана Купала называлась Росой. Особенно целебной роса считалась для глаз. В этот день совершались службы у источников. Встречаются и прямые свидетельства о катании по «Ивановской росе». Сербы хранили росу как надежное средство против кожных болезней и для любовной магии [5].

Дождевая вода считалась надежным средством, облегчающим агонию тяжело умирающего человека.

Словаки для облегчения агонии поили дождевой водой с крыши или из дорожной колеи, русские - колокольной водой, украинцы и сербы водой с иконы или каменного креста. В Ярославской губернии использовали отвар с могилы последнего покойника, у сербов с безымянной могилы.

Вместе с тем для купания новорожденного не следовало использовать дождевую воду, иначе к ребенку будут легко приставать болезни [4, с. 65].

Считалось, что вода, вытаянная из крещенского снега, может лечить судороги, головокружение, онемение в ногах и другие недуги а, влитая в колодец, — делала его неиссякаемым даже в засушливые годы. Град повсеместно использовали для лечения зубной боли.

Но особенно целебными считалась ключевая и родниковая вода, ее почитали наравне с крещенской и считали святой. По преданиям многие «святые ключи» связаны с именами святых, которые побывали в этих местах. После окачивания водой из таких ключей больные часто выздоравливали [4, с. 299].

«Мертвой», вредоносной считалась вода, в которой обмывали новорожденного, больного, умершего. В тоже время, вода, после обмывания мертвого, могла быть и лекарством от той болезни, от которой умер человек. Чтобы избежать рекрутского набора, новобранец мылся водой, которой обмыва -ли покойника и мылом от мертвеца, чтобы казаться нездоровым [1, с. 65].

На Руси жене гулящего мужа советовали поить его отваром воды с могильной землей, тогда распутство в нем умрет навсегда.

Для лечения следовало брать воду в определенных местах и в определенное время. Чаще всего воду брали по течению воды, у истока реки, из семи различных колодезей. Для лечения детей в Тульской губернии брали девять кружек воды, почерпнутой при слиянии двух рек: три кружки по течению одной реки, три - против течения другой и три в месте слияния рек. При этом соблюдался целый ряд правил и запретов. Лучшими свойст-

вами обладала непочатая вода, только что почерпнутая из реки или родника, набранная в молчании на восходе солнца. Целебные свойства вода приобретала и в некоторые праздники: Крещенье, Великий четверг, Иванов день. Так, наши предки считали, что от купанья в Иванов день проходит всякая болезнь, только купаться надо ме^ду утренней и обедней [3, с. 224].

Дополнительную сакрализацию воде придавали предметы и традиционные апотропеи, которые добавляли в воду: серебро, гвозди, топор, иглы, хлеб и др.

В Вятской губернии больную окатывали водой, слитой с трех ложек, вилок и ножей, и приговаривали: «Как ложки, вилки и ножи лежат спокойно, так, раба божья (имя), будь тиха и спокойна». В Архангельской области больного отводили в подпол и кропили водой через решето, в которой лежали три ложки и ножницы. От немоты поили колокольной водой, которой обливали язык колокола. Для легких родов пили яичную воду, в которой мыли куриные яйца, чтобы рожала, как курица несет яйца. При коликах давали отвар из девяти колючих растений или настой щучьей челюсти. Популярным способом лечения было поливание дверных петель или ручки двери водой, на которую знахарка перед тем прочла лечебный заговор, при болезнях скота на ручку двери лили молоко или мочу коровы, испорченной колдуном. Для нейтрализации недуга больных обливали водой, слитой с иконы, с добавлением серебра, соли или хлеба. От сглаза поили угольной водой, в которой гасили угольки. Безнадежно больным давали пить отвар из трав и цветов, которыми убирали икону Параскевы Пятницы.

Выражения «хлебная», «яичная», «колокольная», «железная» и др. нашли отражения в языке.

В народной медицине нашли применение следующие мифологические механизмы, связанные с водой: смывание болезни (купание, обливание), утопление недуга в реке, колодце; передача с помощью воды болезни другому лицу; отпугивание с помощью внезапного обливания; задабривание и символическое кормление воды; побратимство с водой, роль воды как посредника между здоровым и больным.

В традиционной лечебной практике по реке в иной мир отправляли болезни, неприятности, «горе-тоску». Так, в Архангельской губернии на реке Пинеге так избавлялись от тоски, если она одолевала.

Больного ребенка советовали выкупать в воде, в которой разведено 3 щепотки четверговой соли, а потом вылить под ближайшее молодое дерево.

В качестве лечебного средства прибегали и к внезапному обливанию страдающего эпилепсией, желтухой, лихорадкой, чтобы испугать болезнь.

На Русском Севере одежду больного топили в реке и одевали новую. Украинцы бросали одежду больного на мельничное колесо, чтобы вода с одеждой забрала и болезнь, у больного эпилепсией одежду сжигали, а пепел бросали в воду.

С помощью воды передавали болезнь другому лицу или предмету. По сербскому поверью, если несчастливый или больной человек выльет под явор воду, в которой он умывался, явор высохнет. Русские Пензенской губернии для исцеления ребенка от рахита, купали его вместе с щенком, затем парили их, ударяя веником по ребенку раз, а по собаке-два раза, передавая болезнь от ребенка собаке.

Белорусы верили, что если воду после купания больного ребенка вылить к порогу дома, где живет его ровесник, то болезнь перейдет к нему.

Чтобы исцелиться, старались побрататься с источником болезни, заключить с ними договор. Знахарь обращался к воде как к сестре по Богу: «О Водица, по Богу сестрица, не гоняй по морю ветрю, а схвати и привяжи больному желудок» [5, с. 325].

Вода выступала посредником между здоровым человеком и больным, передавая жизненную силу. У сербов Косова бездетная женщина, желая избавиться от своего недуга, отправлялась на реку и дожидалась первого прохожего, чтобы тот, набрав в рот воды, напоил ее из своего рта и затем вылил ей немного воды за пазуху.

Вода в любовной магии служила в качестве приворотного средства. На Украине существовал обычай в ночь на Введение святить воду: девушки шли к месту слияния трех потоков, набирали воду в кувшин, зажигали два полена и лили воду между двумя огнями, а потом ее использовали в качестве приворота [5].

В «Вопросах Кирика (XII в.) упоминается о том, что жены, которых невзлюбили их мужья, омывали свое тело водой и давали ее выпить супругам. Среди вопросов, которые задавали женщинам на исповеди в XV в. и позднее, были и такие: Омывала ли еси молоко с персей своих медом и давала пити мужу своему любви деля [4, с. 65]. В Новгородской губернии воду, которой мылась невеста, подмешивали в пищу жениху и его родителям, чтобы они любили молодую. В Заонежье девушка, присушивая парня, стряхивала в бане на горячую каменку брызги с косы и говорила: «Как вода сохнет на этом камне, так и у раба божьего имярек горело и сохло бы сердечко по рабе божьей имярек.

Считалось, что вода становиться частью того, кто ее выпил [1, с. 68]. Человеку и животному вместе с водой переходили ее природные качества и приобретенные в процессе приготовления отвара. Таким образом, можно придать объекту желаемые качества. Вода, которую пил конь, могла защитить от сглаза, реализуя веру в апотропейную силу коня. В Сербии, чтобы у ребенка был звонкий голос его поили водой из бараньего колокольчика.

В магии считалось, что если кто допьет за человеком недопитую воду, то будет знать все думы и тайны пившего прежде [2, с. 36].

Через остаток воды можно было навести порчу. И наоборот сила и здоровье человека могут перейти на того, кто допьет его воду, могут пе-

рейти и болезни. Мотив превращения через напитки представлен во многих славянских сказках.

Итак, можно сделать следующие выводы:

- целительные свойства воды нашли широкое отражение в народной славянской медицине;

- в лечении используются разнообразные механизмы лечения - передача с водой болезней, смывание болезни, задабривание воды и др.

Список литературы:

1. Логинов К.К. Девичья обрядность русских Заонежья // Обряды и верования народов Карелии. - Петрозаводск, 1988. - С. 64-76.

2. Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья. - Витебск, 1897. -С. 36.

3. Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. - Рязань: Александрия, 2010. - С. 224-225.

4. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. - С. 299-300.

5. Славянские древности: этнолингвистический словарь Т. 3. Круг -Перепелка / Под общ. ред. Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 2004. - 704 с.

6. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов: избранные труды. -М., 1998. - С. 198.

КОНЦЕПТ «ВОДА» В МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРАХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

© Подколзина Е.В.*

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,

г. Санкт-Петербург

В настоящей статье проведен анализ славянских пословиц, поговорок, фразеологизмов, связанных со стихией воды, выявлены рудименты древних языческих обрядов.

Тема Воды нашла широкое отражение в фольклоре славян. Фольклор отражает национальную специфику языка, его самобытность, богатый исторический опыт народа.

В семасиологии пословицы и поговорки, как и другие изречения данного жанра, рассматриваются как знаки определенных ситуаций или определенных отношений. Эту точку зрения оспаривает В.П. Аникин, подчер-

* Аспирант кафедры Теории и истории искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.