Научная статья на тему 'Во фтизиатрии арт-терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами'

Во фтизиатрии арт-терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туберкулез / арт-терапия / дети / неврологические расстройства / психические отклонения / инновационные технологии. / tuberculosis / art therapy / children / neurological disorders / mental disorders / innovative technologies.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аскарова Р. И.

Арт-терапия самый эффективный метод лечения больных детей. Детство — это период от рождения до наступления половой зрелости. Каждому ребёнку свойственен свой путь развития, зависящий от индивидуальных особенностей организма, условий проживания семьи, состояния внешней среды и других факторов. В течение своего развития ребёнок сталкивается с массой трудностей, которые, в последствие, влияют на формирование его взглядов, мировоззрений, личностных качеств, привязанностей и нахождение своего места в детском коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In phthisiology, art-therapy as the best method of treatment in working with children problems

Art therapy is the most effective method of treating sick children. Childhood is the period from birth to puberty. Each child has its own path of development, depending on the individual characteristics of the organism, the living conditions of the family, the state of the external environment and other factors. During his development, the child faces a lot of difficulties, which, in consequence, affect the formation of his views, worldviews, personal qualities, attachments and finding his place in the children's collective.

Текст научной работы на тему «Во фтизиатрии арт-терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами»

УДК 616.002-5:615-086.02+159.98

Аскарова Р.И. старший преподаватель, кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии,

Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, Ургенч, Республика Узбекистан Askarova R.I. Senior Lecturer,

Department of infectious diseases and phthisiology,

Urgench branch Tashkent Medical Academy, Urgench, Republic of Uzbekistan E-mail: ri3102658@gmail.com

Во фтизиатрии арт-терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими

проблемами

In phthisiology, art-therapy as the best method of treatment in working with children

problems

Аннотация: Арт-терапия самый эффективный метод лечения больных детей. Детство — это период от рождения до наступления половой зрелости. Каждому ребёнку свойственен свой путь развития, зависящий от индивидуальных особенностей организма, условий проживания семьи, состояния внешней среды и других факторов. В течение своего развития ребёнок сталкивается с массой трудностей, которые, в последствие, влияют на формирование его взглядов, мировоззрений, личностных качеств, привязанностей и нахождение своего места в детском коллективе.

Abstract: Art therapy is the most effective method of treating sick children. Childhood is the period from birth to puberty. Each child has its own path of development, depending on the individual characteristics of the organism, the living conditions of the family, the state of the external environment and other factors. During his development, the childfaces a lot of difficulties, which, in consequence, affect the formation of his views, worldviews, personal qualities, attachments and finding his place in the children's collective.

Ключевые слова: туберкулез; арт-терапия; дети; неврологические расстройства; психические отклонения; инновационные технологии.

Keywords: tuberculosis; art therapy; children; neurological disorders; mental disorders; innovative technologies.

Новые современные условия требуют иного подхода в воспитании и образовании детей и в развивающе-коррекционной работе. Современный человек, а в особенности ребёнок, нуждается в более естественных, комплексных методах лечения и гармонизации [1, 2]. Наиболее новым и эффективным методом, способствующим решению данных задач, является метод арт-терапии. Арт-терапия — метод лечения посредством художественного творчества [3, 4]. «Арт-терапия» — в переводе с английского — это лечение, основанное на занятиях художественным творчеством (лечение искусством), она основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления [5, 6]. Главная задача и цель арт-терапевта в работе с детьми — побудить ребёнка при помощи своего творчества либо иных визуальных образов увидеть смысл тех поступков, которые он совершал ранее, не задумываясь над их результатом, его личностных переживаний, а так же конфликтов с собой и окружающим миром [7, 8]. Увиденный ребёнком смысл данных поступков поможет ему достичь гармонии с собой, со своим ближайшим окружением — микросоциумом, а так же с людьми в целом. Достижение такой гармонии является наивысшим показателем работы арт-терапевта со своим маленьким клиентом [9, 10]. Арт-терапия является одним из самых эффективных методов в работе с проблемами ребёнка. Маленьким детям трудно и практически невозможно объяснить смысл своего беспокойства и страха. В таком случае на помощь приходит рисунок. Рисунок в арт-терапии — это наиболее интересный и доступный для ребёнка способ выражения своих эмоций, травматических переживаний и проблем [11, 12]. В процессе рисования ребёнок расслабляется, раскрываются его личностные черты, снимается усталость и страх, излишнее напряжение. Лист бумаги и карандаш помогают ему выразить свои чувства и переживания, а так

же получить удовольствие от творчества [13, 14]. Специалист — арт-терапевт по выбору цветов и образов, характеру линий, расположению рисунка на листе бумаги может понять внутренние трудности своего маленького клиента. Арт-терапевтические занятия применяются при самом широком спектре проблем в развитии ребёнка, таких как стрессовые и депрессивные состояния, нарушения отношений с близкими людьми и в детском коллективе, неадекватное поведение, низкая самооценка, тревожность, детские страхи, агрессия [15, 16]. Арт-терапия используется как метод способствующий адаптации детей в коллективе: нахождение его места и роли в группе детей, стабилизация детских отношений, предотвращение угнетения личности малоактивного, застенчивого ребёнка, тиранства и пренебрежения со стороны наиболее активного ребёнка — гармонизации личностных отношений детей. С детьми, находящимися в состоянии психической либо физической травмы, подвергшимся насилию, жестокому обращению, перенёсшими тяжёлые психические репрессии эффективно использование арт-терапевтических методов для стабилизации состояния их внутреннего мира и осознания себя в социуме. Так же арт-терапия незаменимый метод в работе с аутичными детьми, то есть детьми, внутренний мир которых закрыт от окружающих. Арт-терапевт погружается в переживания ребёнка, интерпретирует его рисунок по цвету, характеру линий и др., для того, чтоб оказать эффективную, индивидуальную для каждого ребёнка помощь. В арт-терапевтический процесс могут включаться и родители ребёнка - это поможет им разрешить существующие семейные конфликты и найти путь к взаимопониманию [17]. Арт-терапия эффективна в работе с проблемами детей различных возрастов, начиная от того момента, когда ребёнок только научился держать карандаш в руке. Но в этот период арт-терапия носит больше изобразительных характер, чем коррекционный, так как маленькому ребёнку ещё довольно сложно выполнить задание специалиста в силу неразвитости своих графических способностей, неусидчивости и малой трудоспособности. А вот использование методов арт-терапии с детьми в возрасте от 4 — 5 лет — имеют важное коррекционное значение и могут положительно повлиять на

гармонизацию их личности и отношений с окружающим миром. Важным составляющим арт-терапевтического занятия является высокая степень свободы ребёнка в творческом процессе, спонтанность в выражении чувств. Здесь невозможны приказы, точные указания и неприемлемы отрицательные оценки работы ребёнка. Вследствие арт-терапевтической сессии следует попросить ребёнка рассказать о своем произведении: почему он выбрал именно эту цветовую гамму, размер самого рисунка на бумаге, расположение предметов на данном рисунке. Всё это поможет арт-терапевту понять истоки и характер проблемы ребёнка. Важно отметить, что арт-терапия должна принести удовлетворение и положительное настроение всем участникам процесса. Арт-терапия — молодое направление, использующееся в реабилитации. Однако она уже успела завоевать широкую популярность в детских реабилитационных центрах нашей Республики. В своей деятельности арт-терапию применяют такие реабилитационные центры и организации. Туда поступают дети-инвалиды с 3-18 лет с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. Миссия центра: улучшение качества жизни детей с ограничениями жизнедеятельности. Туда поступают дети в возрасте от 1 до 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и двигательными нарушениями, нуждающиеся в проведении реабилитационных мероприятий. Областной центр медицинской реабилитации.

Детский реабилитационно-оздоровительный центр совместного благотворительного предприятия Целевая группа: дети и подростки в возрасте от семи до семнадцати лет, проживающие на территориях зараженных радионуклидами, а также имеющие одинаковый тип патологии в период ремиссии: заболевания эндокринной системы, обмена веществ, крови. Социально-оздоровительный центр «Преодоление». Целевая группа: дети, подростки и молодежь с сохранным интеллектом и нарушенной двигательной функцией. Помимо данных центров арт-терапевтические методы используют в

своей работе и другие государственные, частные и волонтёрские организации. Изучив полученные результаты, мы видим, что между констатирующим и контрольным этапом есть явные различия. Адекватный вид сформированности самооценки выявлен у большего количества детей, а также снижение числа детей с заниженной самооценкой, мы видим, как у экспериментальной, так и у контрольной группы, но существенные изменения мы видим в экспериментальной группе, с которой в течение года проводилась дополнительная работа по формированию самооценки через занятия творческой деятельностью. К контрольному этапу 40% детей экспериментальной группы обладают адекватным видом сформированности самооценки, когда, на констатирующем этапе отмечалось лишь у 15%. У детей из контрольной группы, с которыми дополнительная работа не проводилась по формированию самооценки, улучшения есть, но не столько яркие. Адекватная самооценка на констатирующем этапе была у 10% от всех детей, а на контрольном выявлена у 25%. Таким образом, мы можем сделать вывод, что благодаря занятиям арт-терапией, у детей выявлены существенные изменения вида сформированности самооценки, что не можем сказать о контрольной группе, с которыми занятия арт-терапией не проводились.

Список литературы

1. Копытин А.И. Основы Арт-терапии (Серия «Мир медицины»). СПб., 1999. Беляева Л.А., Чугаева И. Г. Ценностно-смысловое моделирование на уроках мировой художественной культуры // Педагогическое образование. — 2011. — № 1. — С. 126-133.

2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / пер. с англ. М. Злотник ; под ред. С. Пьянковой. — М. : Эксмо-Пресс, — 2002. — 251 с.

3. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии / пер. с англ. И. Динерштейн. — М. : Эксмо, 2003. — 384 с. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. -Режим доступа. — URL: http://www.ereading.mobi/bookreader.php/107286/Dzhennings_Sny%2C_maski_i_obrazy.pdf/ Дата обращения 01.02.2022. — Загл. с экрана.

4. Евтушенко Г.Н., Белова Е.А. Роль артпедагогики и арт-терапии в гармоничном развитии ребенка с проблемами // Интерактивная наука. — 2016. — № 2. — C. 85 — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: http://cyberieninka.m/artide/n/rol-artpedagogiki-i-art-terapii-v-garmonichnom-razvitii-rebenka-s-problemami/ Дата обращения 01.02.2022. — Загл. с экрана.

5. Забара Л.И., Якина Л.Н. Инновационные технологии в методике преподавания МХК // Педагогическое образование, — 2013. — № 5. — С. 20-24.

6. Закирова В.Г., Камалова Л.А. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема // Начальная школа сегодня: проблемы социализации : ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 23-24 апр. 2014 г.). — Казань : КФУ, 2014. — С. 4-11. [Электронный ресурс].

— Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: http://kpfu.ru//staff_files/F1472045214/Socializaciya_mladshego_shkolnika_kak_pedagogicheskay a_problema.pdf/ Дата обращения 17.01.2022. — Загл. с экрана.

7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — М. : Когито-Центр.

— 2014. — 197 с. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: http://bpaonline.ru/content/files/upload/131/kopyitin_svistovskaya_artterapiya_detej_i_podrostkov. pdf/ Дата обращения 14.12.2021. — Загл. с экрана.

8. Копытин А.И. Арт-терапия в контексте культуры и технологии // Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала : тез. докл. Междунар. конф. по терапии искусством (Москва, 9-11 апр. 2010 г.). — М., — 2011. — стр. 56.

9. Клочкова Л.И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования, — 2014. — № 3. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа.

— URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=12821 / Дата обращения 17.12.2016.

— Загл. с экрана.

10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.

11. Перевышина Н.Ю. Арт-технологии в музыкальном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: http://academicon.ru/publ/pedagogika_socialnaja/perevyshina_n_ju_art_tekhnologii_v_muzy kalnom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostj ami_zdorovj a/ Дата обращения 01.02.2022. — Загл. с экрана.

12. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. — М. : Дашков и К, — 2016. — Стр. 67.

13. Тимонин А.И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике // Экономика образования. — 2008. — № 4. — С. 170-172. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-obosnovaniyu-ponyatiy-potentsial-i-resurs-v-pedagogike/ Дата обращения 05.02.2022. — Загл. с экрана.

14. Философия науки: словарь ключевых терминов / под ред. С. А. Лебедева. — М.: Академический проект, — 2006. — С. 710-718.

15. Яфальян А.Ф. Влияние искусства на духовное здоровье ребенка в условиях школы самовыражения // Педагогическое образование — 2009. — № 1. — С. 130-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.