Научная статья на тему 'Внутришкольный контроль как компонент системы работы руководителя школы с учителями по повышению их профессиональной компетентности'

Внутришкольный контроль как компонент системы работы руководителя школы с учителями по повышению их профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК / SCHOOL LEADER / TEACHER'S PROFESSIONAL READINESS / PEDAGOGICAL / MULTILEVEL HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Ирина Александровна

Обсуждается проблема поиска повышения профессиональной компетентности учителей через систему работы руководителя школы. Показывается система работы руководителя школы. Раскрывается сущность внутришкольного контроля как одного из важных компонентов системы работы руководителя школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN-SCHOOL CONTROL AS A COMPONENT OF THE SYSTEM OF WORK OF THE HEAD OF THE SCHOOL WITH TEACHERS TO IMPROVE THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE

The problem of searching for the improvement of professional qualifications of teachers through the system of the school head is discussed. Shows the system of the head of the school. The essence of the intraschool control is revealed as one of the important components of the work system of the head of the school.

Текст научной работы на тему «Внутришкольный контроль как компонент системы работы руководителя школы с учителями по повышению их профессиональной компетентности»

5. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/53379

6. Про затвердження Загального положення про центр сощальних служб для ам'1, д^ей та молодо постанова Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни вiд 01.08.2013 №573 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/573-2013-%D0%BF

7. Сощальна педагопка: тдручник / за заг. ред. А.Й. Капсько! - Ки!в: Центр навчально! лтератури, 2003. 256 с.

8. Сощальна робота в Укрш'ш: теорiя i практика: Науково-методичний журнал № 4. - К.:НПУ iм. М.П. Драгоманова, 2008. - 155 с.

9. Фатеева Т.Н. Социально-педагогическая профилактика безнадзорности подростков в условиях центра социальной помощи семье и детям: автореф. дисс. к. пед. н. М., 2008. 23 с.

10. Majstorovic I., Simonovic I. The scope of the deprivation of legal capacity as a precondition for the protection of rights and dignity of persons with disabilities [Electronic resource] - Access mode: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:pIlpgqtwH[sJ:https://hrcak.srce.hr/file/300268+&cd=2&hl= ru&ct=clnk

11. Sherman Young. From Disruption to Innovation: Thoughts on the Future of MOOCs // Educational Studies Moscow. 2018. 2007. № 4. р. 22.

12. Tatiana Bystrova, Viola Larionova, Evgueny Sinitsyn, Alexander Tolmachev. Learning Analytics in Massive Open Online Courses as a Tool for Predicting Learner Performance // Educational Studies Moscow. 2018. 2007. № 4. р. 142.

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Латыпова Ирина Александровна

Учреждение высшего образования "Университет управления "ТИСБИ" (г. Казань)

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ С УЧИТЕЛЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. Обсуждается проблема поиска повышения профессиональной компетентности учителей через систему работы руководителя школы. Показывается система работы руководителя школы. Раскрывается сущность внутришкольного контроля как одного из важных компонентов системы работы руководителя школы.

Ключевые слова: руководитель школы, профессиональная готовность педагога, педагог, многоуровневое высшее образование, профессиональная компетентность, научно-педагогический поиск.

Annotation. The problem of searching for the improvement of professional qualifications of teachers through the system of the school head is discussed. Shows the system of the head of the school. The essence of the intraschool control is revealed as one of the important components of the work system of the head of the school.

Keywords: school leader, teacher's professional readiness, pedagogical, multi-level higher education, professional competence, scientific and pedagogical search.

Введение. Формирование профессиональной готовности педагога носит непрерывный характер образования, который включает довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. В целях изучения приоритетности и эффективности вышеперечисленных компонентов нами было проведено анкетирование учителей и руководителей сельских и городских школ. Анализ результатов показал, что как педагоги, так и руководители школ высоко ценят вузовское и послевузовское образование. Учителя сельской школы, в свое время окончившие педагогические классы, приоритетной считают раннюю, своевременную профессиональную ориентированность на педагогическую работу еще в годы учебы в школе. Анкетирование руководителей школ показало, что директора и их заместители по учебной работе сельской школы приоритет отдают повышению квалификации учителей непосредственно в школе. В качестве причин такого отношения они объясняют ведение учителями нескольких предметов и наличие домашнего хозяйства.

Изложение основного материала статьи. В повышении профессиональной компетентности сельского учителя в системе непрерывного педагогического образования ведущая роль принадлежит работе руководителя школы с педагогическими кадрами. Повышение квалификации учителей осуществляется на 3 уровнях: в школе, районными и городскими методкабинетами, институтами образования. Изучение отношения руководителей школ и учителей к процессу повышения квалификации показало, что руководители городских школ приоритетность отдают курсовой подготовке в институте образования. Руководители сельских школ одобряют работу по повышению квалификации непосредственно в школе как одну из форм своевременной целенаправленной помощи учителям с учетом их интересов и потребностей. В то же время только 37 % из опрошенных учителей сельской школы отмечают положительную целенаправленную системную работу руководителей по повышению их профессиональной компетентности. Неэффективность работы руководителей с педагогическими кадрами учителя объясняют отсутствием системы, проведением случайных, без соответствующей психолого-педагогической и дидактической подготовкой мероприятий, превращение работы с педагогическими кадрами в функцию проверки и инспектирования.

Под системой работы руководителя школы с педагогическими кадрами мы понимаем целостную, последовательную, целенаправленную, непрерывную работу, основанную на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и в конечном счете на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности и развития школьников [6].

Как и любая целостная система, связанная с деятельностью людей, работа руководителя школы с педагогическими кадрами включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов. К ним

относятся: внутришкольный контроль, методическая работа, инспектирование и самообразование. Каждый компонент системы в свою очередь включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства и результат. Важнейшую роль в этой системе играют люди -руководители школ и рядовые учителя. Их единство, взаимопонимание, взаимодействие в духе требований системного подхода - важнейшие условия повышения результативности работы с педагогическими кадрами в школе.

Эффективность работы руководителей школы с учителями по повышению их профессиональной компетентности достигается только при соблюдении вышеназванных условий и последовательности реализации выделенных компонентов:

1. внутришкольный контроль;

2. методическая работа в школе;

3. инспектирование;

4. самообразование, которое рассматривается как общая форма реализации предложений и замечаний по итогам внутришкольного контроля, методической работы и инспектирования.

Внутришкольный контроль представляет собой специфический вид деятельности руководителя по сбору информации, ее первичному анализу, установлению отклонений от запрограммированного результата в работе отдельных учителей и оказанию своевременной локальной помощи им.

По своему назначению внутришкольный контроль многофункционален: он позволяет диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса, вскрывая имеющиеся отклонения от запрограммированной модели и их характер, обеспечивает возможность правильной ориентации педагогов, способствует совершенствованию их профессиональных знаний и умений; выявляет положительный опыт, помогает воспитанию учительского и ученического коллектива, стимулирует его деятельность, повышает дисциплину и ответственность, побуждает к соревнованию, внедрению новых, передовых, интенсивных методов и приемов работы.

Внутришкольный контроль в нашей системе рассматривается как целенаправленная работа руководителей школы с учителями по оказанию им своевременной, локальной психолого-педагогической помощи. В ходе нашего исследования учителя, работающие в школе первые 5 лет, высоко оценили значимость этой формы работы в их профессиональном становлении.

Внутришкольный контроль является основным источником информации о состоянии педагогического процесса в школе на протяжении всего управленческого цикла, он органично переплетается с другими функциями управления, особенно с педагогическим анализом и регулированием. В нынешних условиях перестройки школы, усложнения стоящих перед образовательными учреждениями задач и поиска оптимальных путей их реализации руководитель должен чутко реагировать на качество этого процесса, видеть затруднения учителей и оперативно и своевременно приходить к ним на помощь.

Внутришкольный контроль бывает действенным и эффективным лишь тогда, когда он носит предупредительный характер и нацелен на конечный результат, охватывает все стороны учебно-воспитательного процесса с вычислением на данный конкретный период главного направления деятельности.

Планируя внутришкольный контроль, руководитель опирается на результаты анализа особенностей конкретной ситуации и итогов предшествующей работы. На основе такого анализа определяются цели, объекты, программа, организационные формы и методы осуществления контроля, намечается круг людей, участвующих в работе.

Контроль - не самоцель, это путь к повышению качества и результативности работы учителя и ученика.

Важнейшим требованием к внутришкольному контролю является высокая компетентность руководителя школы: глубокое знание им учебных программ, дидактическая и методическая эрудиция, психологическая подготовленность, которые позволяют директору школы и его заместителям не только рационально спланировать и организовать работу, но и обеспечить тот стиль и уровень общения с учителем и учеником, который создаст обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества.

В систему объектов контроля включаются все стороны учебно-воспитательного процесса:

- качество знаний и способов деятельности;

- уровень воспитанности школьников;

- состояние преподавания учебных дисциплин, воспитания и развития в процессе обучения;

- с одержание, организация, воспитывающая и развивающая направленность внеурочной деятельности учащихся;

- трудовая подготовка школьников;

- работа с семьей и общественностью по воспитанию;

- работа с педагогическими кадрами;

- исполнение нормативных документов и принятых решений.

Эти объекты являются постоянными. Однако на конкретном этапе в развитии конкретной школы выделяются наиболее значимые для нее вопросы, которые ставятся на контроль.

При вычленении вопросов, требующих постановки на контроль, каждая школа исходит из конкретных задач, выдвигаемых на основе анализа своей деятельности. Но есть проблемы, имеющие всеобщую значимость и одинаково важные для всех педагогических коллективов. В период перехода школы на профильное обучение актуальной является проблема совершенствования профессиональной компетентности учителей. Поэтому в центре внимания руководителей школ, естественно, оказываются вопросы совершенствования работы с педагогическими кадрами [1]. Знание их особенностей учителями, методическая инструментовка, степень соответствия уровня подготовки учащихся требованиям программ, единство действий педагогического коллектива в реализации этих требований - вот вопросы, составляющие в настоящее время основное содержание внутришкольного контроля.

Система педагогического контроля опирается на определенные дидактические требования. Дидактические требования к содержанию и методам контроля определяют условия, обеспечивающие оптимальное функционирование контроля и способствующие выполнению управленческих функций. Современные исследователи перечисляют следующие дидактические требования:

- соответствие содержания контроля программным требованиям. Если требования понизить, то уровень образования снижается, если требования увеличить, то произойдет перегрузка учащихся;

- объективность, достоверность содержания полученной информации;

- необходимость анализа основных элементов подготовки учащихся, уровня их теоретических знаний, умения применять знания на практике, степени развития их самостоятельности;

- гласность, оперативность и систематичность контроля;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля [5].

В качестве условий эффективности педагогического контроля современными исследователями выделяются следующие.

Первое условие - своевременная и точная информация о положении дел в школе, ее систематичность, объективность.

Второе - изучение деловых и профессиональных качеств учителей, их стиля работы, уровня подготовки, недостатков и достоинств.

Третье - действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, выявление, обобщение передового опыта, лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Четвертое - высокая педагогическая культура руководителей, их компетентность, объективность, соответствие предъявляемых требований конкретным условиям работы.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.

Классно-обобшающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представители как администрации, так и методических объединений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин "обобщающий".

Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающий его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. С реорганизацией управленческих структур в образовании инспекторские функции возложены на директора школы и его заместителей. В то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием.

Однако, как показывают наши исследования, существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля между директором и его заместителями, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

Выводы. Таким образом контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений. Напомним, что педагогическому анализу подвергается тот фактический материал, который был получен в процессе контроля. Это обстоятельство подчеркивает тот факт, что содержание внутришкольного контроля и педагогического анализа составляют одни и те же направления деятельности школы.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции - направленности на личность учителя. Если это молодой учитель, то контроль сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем - на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность руководителя. Современный руководитель школы, выполняющий контрольные функции, должен быть личностью. Его задача не в "подлавливании" и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности.

Литература:

1. Ковалев, В.П. Передовой педагогический опыт: учебное пособие (со специализацией "Управление образованием") / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева - Чебоксары: Новое Время, 2010. - 103 с.

2. Мухаметшин, А.Г. Проблемы нравственно-психологической готовно-сти студентов к педагогической деятельности. / А.Г. Мухаметшин // Педагогическое образование в современном обществе: сб. науч. труд. - Казань, 2001. - С. 117-121

3. Мухаметшин, А.Г. Народная педагогика и проблемы воспитания / А.Г. Мухаметшин // Наука в системе высшего педагогического образования. - Набережные Челны, 2000. - С. 72-77.

4. Подласый, И.П. Ремесленник, профессионал, творец / И.П. Подласый // Народное образование. -1989. N 11. - С. 82-88

5. Сластенин, В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. - N 10. - С. 79-84

6. Управление развитием школы / М.М. Поташник, В.С. Лазарев и др. - М., 1995. - 463 с.

Pedagogy

UDC 371 Colonel Hod Leck

Colonel in security (Carmel)

THE PROBLEM OF ENSURING THE SAFETY OF CHILDREN IN ROAD ACCIDENTS IN

ISRAEL

Annotation. In this paper it is my intention to indicate an existence of a void in the governmental structure and cast light with a powerful spotlight on a phenomenon that is felt by everyone however nothing is being done about it. In every modern state there are Ministers of Police, Education, Justice and Transportation that each one handles their own area; however, there is not always a correlation between them. There is a silent consent of many people including the academy that traffic accidents are a matter of fate, and personally I believe otherwise - I believe that it is an omission and there is something to do about it and quite a lot actually. It is obvious that the handling and struggle with traffic accidents require an interaction of several entities: law, legislation, education and enforcement. This paper is aimed mainly at the field of safety and enforcement. As it is well known, there is no Minister of Safety in Israel as well as in other countries, who would supervise the proactive actions of the other entities. The state needs to realize that it is economically worthwhile to invest in safety and I recommend the prime Minister to authorize a new Ministry that would be called "Ministry of National Safety".

Keywords: safety, management, responsibility, students, road safety, accident prevention.

Аннотация. В этой статье автор отмечает, что в каждом современном государстве есть министры полиции, образования, юстиции и транспорта и др., Каждый из этих Министров занимается своей областью; однако не всегда существует корреляция между ними. Существует мнение, что дорожно - транспортные происшествия-это вопрос судьбы и на них нельзя влиять. Очевидно, что борьба с дорожно-транспортными происшествиями требуют взаимодействия нескольких субъектов: права, законодательства, образования и правоохранительных органов. Как известно, в Израиле, как и в других странах, нет министра безопасности, который контролировал бы активные действия других образований. Государство должно понимать, что экономически целесообразно инвестировать в безопасность. Автор статьи рекомендует создать в Израиле новое министерство- Министерство национальной безопасности, которое возьмёт на себя комплекс проблем, в том числе и проблему безопасности детей на дорогах, обеспечения профилактической работы с ними с целью уменьшения транспортных происшествий, произошедших по вине детей, не соблюдающих меры предосторожности на дорогах.

Ключевые слова: безопасность, управление, ответственность, учащиеся, безопасность на дорогах, профилактика дорожно - транспортных происшествий.

Introduction. The problem: in the state of Israel which is relatively small in comparison to the world and which is technologically and scientifically advanced, there are 400 casualties and 30,000 wounded in average as a result of traffic accidents. Specialists around the world maintain that the factors of traffic accidents are: the person, the vehicle and the road, whereas the person is the primary factor for 90% of all traffic accidents. At the same time, specialists agree that there are several factors of handling the problem of traffic accidents: 1. Change of severe legislation; 2. Non- compromising, aggressive judging; 3. Education for road safety; focused and quality enforcement by the police.

The rationale is that police officers have no control and influence over the first three factors: legislation, judging and education; however, they have full control over methods of enforcement.

The purpose of this paper is to examine whether there is a correlation between enforcement and the number of traffic accidents. The secondary purpose is to discuss who manages safety in the country? This secondary purpose is intended to provoke thought amongst decision makers in the state of Israel.

Contribution of this paper is the most important thing in the world - saving lives: by a different, focused and developed enforcement we would be able to save human lives.

Additional contributions are: reduction of injuries, decrease in hospitals' resources, less traffic jams due to traffic accidents, less air pollution (if no traffic jams due to accidents), lower loss of working hours of drivers and passengers that are stuck in traffic jams as a result of traffic accidents, improvement of level and quality of life, education for tolerance and patience, education for safety, a positive impact on our children, reduction of damage to property - road, traffic lights.

Presentation of the main material of the article. In every developed country there are ministers in charge of specific areas; the minister of defense, the minister of inner security, minister of education, health, finance and so on. But is there a minister in charge of the safety in the country?

It is safe to assume that if a survey would be held in any country in the world asking "what is the most important issue?" the most common answers will be the children, human life and then the usual list: health, economy, security, welfare, education, culture etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.