Научная статья на тему 'Внутришкольное управление как системный фактор профессионального становления педагогов'

Внутришкольное управление как системный фактор профессионального становления педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / СИНЕРГЕТИКА / РАЗВИТИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / MANAGEMENT / INTRASCHOOL MANAGEMENT / SYSTEM / SYNERGY / DEVELOPMENT / ACMEOLOGICAL IMPACT / ACMEOLOGICAL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болгова С.А.

В данной статье внутришкольное управление рассматривается как системный фактор, влияющий и на профессиональное становление педагогов, и на инновационные образовательные процессы. Внутришкольное управление направлено на решение текущих (тактических), и долгосрочных (стратегических) целей. Система, как правило, состоит из подсистем, а каждая подсистема имеет совокупность элементов, позволяющей ей эффективно функционировать. В этой системе действуют и управленческие, и методические, и контролирующие, и мотивационно-психологические подсистемы. Каждая подсистема имеет свои задачи и функции. И от того насколько эффективно действует внутришкольное управление зависит не только качество образования, но и профессиональное становление педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болгова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRASCHOOL MANAGEMENT AS A SYSTEMIC FACTOR OF TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT

This article deals with intraschool management, which is regarded as a systemic factor affecting teachers' professional development and innovative educational processes. Intraschool management is aimed at achieving immediate (tactical) and long-term (strategic) goals. A system usually consists of subsystems and each subsystem has a set of elements that allows it to function effectively. In this system there are administrative, and systematic, and controlling, and motivational-psychological subsystems. Each subsystem has its own tasks and functions. Effectiveness of intraschool management influences both the quality of education, and teachers' professional development.

Текст научной работы на тему «Внутришкольное управление как системный фактор профессионального становления педагогов»

ВНУТРИШКОЛЫЮЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Болгова С.А.

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, Российская Федерация

В данной статье внутришколъное управление рассматривается как системный фактор, влияющий и на профессиональное становление педагогов, и на инновационные образовательные процессы. Внутришколъное управление направлено на решение текущих (тактических), и долгосрочных (стратегических) целей. Система, как правило, состоит из подсистем, а каждая подсистема имеет совокупность элементов, позволяющей ей эффективно функционировать. В этой системе действуют и управленческие, и методические, и контролирующие, и мотивационно-психологические подсистемы. Каждая подсистема имеет свои задачи и функции. И от того насколько эффективно действует внутришколъное управление зависит не только качество образования, но и профессиональное становление педагогов.

Ключевые слова: управление; внутришколъное управление; система; синергетика; развитие; акмеологическое воздействие; акмеологическая позиция.

INTRASCHOOL MANAGEMENT AS A SYSTEMIC FACTOR OF TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Bolgova S.A.

Sholom-Aleikhem Priamursky State University, Birobidzhan, Russian Federation

This article deals with intraschool management, which is regarded as a systemic factor affecting teachers 'professional development and innovative educational processes. Intraschool management is aimed at achieving immediate (tactical) and long-term (strategic) goals. A system usually consists of subsystems and each subsystem has a set of elements that allows it to function effectively. In this system there are administrative, and systematic, and controlling, and motivational-psychological subsystems. Each subsystem has its own tasks and functions. Effectiveness of intraschool management influences both the quality of education, and teachers 'professional development.

Keywords: management, intraschool management, system, synergy, development, acmeo-logical impact, acmeological position.

Инновации в различных сферах общественной жизни актуализируют проблему обоснованного и рационального управления происходящими процессами. Общество предъявляет достаточно высокие требования к системе образования, требуя качества образования, его востребованности и способности к конкуренции на рынке труда. Решение этой проблемы зависит от многих условий:

- вузов, готовящих специалистов к выполнению своих профессиональных функций;

- от школьной администрации и подсистем внутришкольного управления, осуществляющих управление общеобразовательным учреждением;

- от самого педагога, мотивации к самореализации и многих других факторов.

профессионального роста учителя и его поддержки.

Школа как часть социального института не решает всех проблем, стоящих перед нею. «Педагогическое образование переживает системный кризис, потому что является частью системы образования, частью всей общественной системы, пребывающей в состоянии глубокого и затянувшего кризиса» [7, с. 68]. Управление образовательным учреждением в современных условиях затруднено беспрерывным потоком всевозможных инноваций и бесконечных бумаг, которые мешают инновациям «укорениться» и обеспечить функционирование и развитие школы.

«Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [15, с. 64].

Исследование внутришкольного управления как феномена позволили В.И. Загвязинскому Ю.А. Конаржевскому, М.М. Поташнику и др., выделить следующие направления функционального состава управления:

- системное направление, которое рассматривает взаимосвязь и взаимодействие подсистем и элементов управления;

- процессное направление, включающее взаимосвязанные функции управления;

- информационное направление, обеспечивающее всех субъектов образовательного процесса необходимой информацией;

- коммуникативное направление, позволяющее устанавливать вертикальные и горизонтальные связи;

- координационное направление, обеспечивающее систему необходимыми средствами для оптимального функционирования;

- мотивационное направление, стимулирующее субъектов к инновационной деятельности;

- мониторинговое направление, дающее основу для стратегического управления вследствие систематического отслеживания за процессами и явлениями педагогической прак-

тики [5, 6, 11]. Реализация этих направлений зависит от руководителя образовательного учреждения, команды, которую он создал; коллектива, способного реализовать общественные запросы на образовательные услуги и осуществлять инновации.

Школа, являясь одним из первичных агентов социализации детей и уникальным социокультурным механизмом воспроизводства Человека, решает проблемы качества образования и воспитания личности. Система управления образованием, стремясь выполнить общественный заказ, использует различные средства и механизмы для решения задач, поставленных обществом перед школой. К этим средствам можно отнести: мониторинг, рейтинг школ по различным направлениям, ужесточение требований к системе образования и т.д., но как показывает педагогическая практика, эти внешние импульсы не меняют систему и сохраняют те же проблемы, которые существовали и двадцать лет назад, если еще более не ухудшают ситуацию с качеством образования. И проблема развития школы, повышения качества ее функционирования сохраняют свою актуальность и «вынуждают» систему искать новые механизмы, пути и способы решения общественных и образовательных задач.

Внутришкольное управление - это динамическая система, функционирующая или находящаяся в инновационном режиме. С точки зрения кибернетики, всякая сложная динамическая система в своем составе имеет управляющую и управляемую подсистемы, средством связи этих подсистем является информация. Если информация поступает только в одном направлении от управляющей в управляемую подсистему без обратной связи, то это управление по принципу «черного ящика». При этом управлении управляемая подсистема инертна, слабо включена в процесс инноваций, действуют в основном вертикальные связи. При включении процесса длительного отслеживания (мониторинга) и активной коммуникации между подсистемами, управляющая подсистема получает информацию и на входе и на выходе, и своевременно организует процесс коррекции «отклонений» от заданных показателей, и такое управление по принципу «прозрачного ящика», дает импульс для инноваций.

В сложной динамической системе, где есть управляющие и управляемые подсистемы, информационное взаимодействие между ними обеспечивает динамику этих подсистем. Информация является достоверной, если она отвечает трем требованиям:

- поступает своевременно;

- информация объективна;

- если информация, поступающая по различным каналам, сопоставима [8]. При внедрении инноваций информационное обеспечение подсистем должно отвечать познавательным, эмотивным и инструментальным запросам. Познавательные запросы связаны с потребностью получить новую информацию для эффективного осуществления инноваций. Эти запросы внутришкольное управление реализует через педсоветы, психолого-педагогиче-

ские и методические семинары, освещающие проблемы общеобразовательного учреждения по внедрению инноваций.

Эмотивные запросы - это эмоции и мотивы, которые побуждают к инновационной деятельности коллектив (похвала-порицание, одобрение-неодобрение, побуждение интереса). В этом проявляется одна из черт акмеологического воздействия внутришкольного управления на педагогический коллектив. Акмеологическое воздействие - это взаимосвязанное и целенаправленное влияние на личность или группу, направленное на развитие и внедрение инноваций. Главной целью воздействия является стимулирование развития личности, когда объект акмеологического воздействия становится более субъектом собственного саморазвития [1].

Акмеологическое воздействие связано с акмеологической позицией, влияющее на изменение отношений и взаимодействий в деятельности. Личность существует в системе диадиче-ских взаимодействий: «ученик - учитель», «родитель - учитель», «управленец - подчиненный», влияющих на профессионально-личностное становление. В инновационном процессе диадические отношения должны выравниваться и становиться равноправными, так как от этого зависит эффективность инноваций. Открытая и активная позиция субъектов образовательного процесса обеспечивает эффективность в деятельности [2, 3, 4]. Инструментальные запросы, реализуемые во внутришкольном управлении, снимают чувство неопределенности, дают ясное представление о том, что и как необходимо делать (советы, инструкции, рекомендации, приказы и т.д.). Таким образом, внутришкольное управление - это управление сложными динамическими подсистемами, посредством информации, которая воспринимается и служит причиной перехода системы из одного состояния в другое.

Синергетика (от греч.вте^а - совместное действие), рассматривает динамику сложных открытых систем, находящихся в неравновесном состоянии и вследствие взаимовлияния подсистем и внешних влияний стремящихся к упорядоченности. Ключевыми понятиями синергетики являются «аттракторы» и «точка бифуркации». Аттракторы — это точки возбуждения внутри системы, раскачивающие ее и побуждающие изменить свое состояние. Точка бифуркации - это критическое состояние системы, после которого система определяется в возможных путях своего дальнейшего развития [10]. С точки зрения синергетики функции аттракторов могут играть различные составляющие системы.

С точки зрения синергетики наиболее адекватной и демократической в социальном плане является система управления, основанная на «встречных инициативах». На этом основании можно сделать вывод о том, что не только руководители (директора, заместители, руководители предметных или циклических комиссий) могут проявлять инициативу, исходя из своих функциональных обязанностей, но и подчиненные (педагоги, ученики, родители). И когда со-

впадают позиции управляющей и управляемой подсистем создаются «точки бифуркации», после которых система делает выбор в своем дальнейшем развитии. Управленцы общеобразовательных учреждений — это люди, наделенные властью, и по должности, имеющие больше прав и возможностей быть «аттракторами», но при этом не следует забывать, что могут быть и есть другие аттракторы. Для эффективного акмеологического воздействия внутришкольно-го управления на педагогический коллектив необходим комплекс средств и условий (способности к эффективному общению, лидерские качества управленца, умение повести за собой коллектив).

Развитие профессиональных управленческих компетенций невозможно без рефлексии, оценки и самооценки своей деятельности. Рефлексия - это процесс осмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые изменяют отношение личности к собственному поведению, общению, деятельности. Профессиональная педагогическая рефлексия как сложный психологический феномен, выражается в способности управленца входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности, к себе как ее субъекту с целью критического анализа.

Школа является открытой системой, но результаты деятельности ее как системы не удовлетворяют ни общество, ни самих субъектов системы. Как отмечает A.M. Моисеев, «В качестве условия эффективного развития современной школы выступает стратегическое управление школой. Причем в качестве не просто одного из важных условий, но в качестве такого условия, без которого эффективное развитие школы просто не может иметь места» [7, с. 70].

Под развитием школы понимается процесс, благодаря которому в школе происходят существенные, качественные изменения, позволяющие наращивать ее позитивный потенциал. Слом старой централизованной системы (система давала достаточно высокое качество образования), формирование рыночных отношений, возникновение конкуренции между образовательными учреждениями создали предпосылки для качественных изменений в системе управления образованием. В таких условиях невозможно сохраниться, не изменяясь. Развитие становится единственным способом выживания [11, 12, 13]. Под развитием подразумевается и способ выживания, и качественные изменения, и переход от этапа функционирования к качественному изменению, где реактивное управление сменяется опережающим управлением.

Роль, содержание, объем, и характер управления определяются уровнем общественного развития, социально-экономической организацией общества. Изменение системы управления как одной из сторон общественной жизни определяется реальными потребностями и возможностями общества, целями и задачами его социальной организации. Учебно-воспи-

тательный процесс — это постоянно воспроизводимый процесс, и руководитель, и педагоги хорошо представляют себе этот объект. Инновации не воспроизводятся, а осуществляются впервые, и нужно время для того, что они начали функционировать в постоянном воспроизводимом режиме. Картину инновационного объекта нужно специально строить, определять стратегию и программу развития школы, где можно было бы проследить будущее, основываясь на прошлом и настоящем. Программа развития школы позволит реализовать опережающий или стратегический тип управления в отличие от традиционного, реактивного управления.

При реактивном управлении необходимость принятия решения выявляется тогда, когда проблемы общеобразовательного учреждения обостряются настолько, что это угрожает потерями. К потерям можно отнести и рост второгодничества, и снижение качества знаний, и снижение процента успеваемости при сдаче экзаменов в 9, 11 классах, и текучесть кадров и т.д.

При стратегическом управлении реагируют на симптомы зарождающей проблемы, так как структура промежуточных целей показывает, что невыполнение какой-либо цели означает угрозу для конечной цели. Каждый должен принять ответственность за соответствующую часть инновационной деятельности. Это даст возможность понять всем участникам образовательного процесса перспективы общей и частной деятельности, позволит осуществить вертикальную и горизонтальную координацию.

В потоке инновационных процессов, происходящих в системе образования, руководители школ чаще всего концентрируют свое внимание на содержании инновационных проектов, а способ разработки и реализации проектов остается вне поля их внимания. Моисеев A.M., рассматривая развитие школы как инновационный процесс, выделил управляемые процессы инновационной деятельности: создание - распространение-внедрение - освоение - использование — институализация новшеств [9, с. 71].

В структуре организации процесса управления современной школой, отмечает Май Т.Н., важное место занимает методическое звено, так как методическая система предоставляет и управленцу, и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста, дает возможность реализовать личностно-ориентированную поддержку и помощь в профессиональном становлении, в реализации инноваций в системе образования [8, с. 175]. И управление, реализуя свои функции, выступает как фактор профессионального становления и совершенствования профессионального мастерства педагога. Управленец в школе выполняет функции, связанные не только с организацией учебно-воспитательного процесса, решает множество текущих проблем, но прогнозирует стратегию развития общеобразовательного учреждения, совершенствует систему

Список литературы

1. Акмеология: учебное пособие / А А. Дергач, В.Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.

2. Болгова С.А. Акмеология педагогического творчества: учебное пособие. Биробиджан: Изд-во ПГУ имени Шолом-Алейхема, 2013. 116 с.

3. Болгова С.А. Акмеологическая ориентация в профессиональной подготовке будущих учителей истории // Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения: сборник докладов первой международной научно-практической конференции. Биробиджан, октябрь 2009 г. / Под общ. Ред. Б.Е. Фишмана. Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. С. 177-181.

4. Болгова С.А. Акмеологическое воздействие преподавателей вуза в процессе подготовки студентов историков для осуществления профессиональной деятельности // Региональный ресурс интеграции науки и педагогической практики: сборник материалов 2 региональной научно-практической заочной конференции. Биробиджан, январь 2010 г. / Под ред. М.Х. Фишбейна. Биробиджан, ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. С. 44-51.

5. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. М.: Знание, 1991. 62 с.

6. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа. 1993. 140 с.

7. «Круглый стол» в ВГСПУ: Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе // Педагогика. 2014. №2. С. 67-89.

8. Май Т.Н. Совершенствование мастерства педагога в структуре внутришкольного управления// Социально-гуманитарные знания. 2011. №4. С. 173-176.

9. Моисеев А.М. Стратегическое управление школой // Народное образование. 2011. №7. С. 93-99.

10. Никитенко В.Н. Основы управления образовательными системами: учеб. пособ. для студентов учреждений профессионального педагогического образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2000. 130 с.

11. Поташник М.М. Управление современной школой. М.: Просвещение. 1999. 167 с.

12. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт программно-целевого управления. М.: Новая школа, 1996. 317 с.

13. Поташник М.М., М.В. Левит. Работа управленческой школы по освоению новых стандартов // Народное образование. 2014. №5. С. 93-100.

14. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: Учение о взаимодействии. Москва-Ижевск: институт комплексных исследований. 2003. 320 с.

15. Шумилина Т.О. Управление образовательной организацией в условиях реализации нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Народное образование. 2015. №1. С. 63-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.