Научная статья на тему 'Внутришкольное управление качеством образования старшеклассников с позиций гуманитарного подхода'

Внутришкольное управление качеством образования старшеклассников с позиций гуманитарного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / QUALITY MANAGEMENT OF SENIORS'' EDUCATION / HUMANITARIAN APPROACH / COLLECTIVE SUBJECT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагателова Лиана Сергеевна

В статье рассматривается проблема управления качеством образования старшеклассников в контексте гуманитарного подхода, предполагающего направленность образовательного процесса на развитие разнообразных способностей личности обучающегося, которые нужны и выпускнику общеобразовательного учреждения, и обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN ESSENCE OF THE PROBLEM OF INTRA SCHOOL QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION SENIORS

The article deals with the problem of quality management of seniors' education for the purposes of humanitarian approach. It assumes orientation of educational process to development of various abilities of being trained personality, necessary both for the graduate and society.

Текст научной работы на тему «Внутришкольное управление качеством образования старшеклассников с позиций гуманитарного подхода»

ББКЧ421 YAK 373.1

Л.С. САГАТЕЛОВА

L.S. SAGATELOVA

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОЗИУИЙ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА

HUMANITARIAN ESSENCE OF THE PROBLEM OF INTRA SCHOOL QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION SENIORS

В статье рассматривается проблема управления качеством образования старшеклассников в контексте гуманитарного подхода, предполагающего направленность образовательного процесса на развитие разнообразных способностей личности обучающегося, которые нужны и выпускнику общеобразовательного учреждения, и обществу.

The article deals with the problem of quality management of seniors' education for the purposes of humanitarian approach. It assumes orientation of educational process to development of various abilities of being trained personality, necessary both for the graduate and society.

Ключевые слова: управление качеством образования старшеклассников, гуманитарный подход, коллективный субъект образовательного процесса.

Key words: quality management of seniors' education, humanitarian approach, collective subject of educational process.

Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России, осуществляющейся на фоне вхождения в европейское образовательное пространство и подписания Россией Болонской декларации, является повышение внимания к проблеме совершенствования его качества. Что касается качества среднего образования, то именно оно и определяет интеллектуальный потенциал нации, народа и государства. Значимость качества образования усиливается масштабом отечественной системы образования, охватывающей одну пятую часть населения России, которая в ближайшем будущем будет определять судьбу страны. В связи с этим на первый план ставится проблема управления качеством. Важнейшим условием, определяющим успешность решения проблемы управления качеством образования старшеклассников, выступает гуманитаризация всех её аспектов. В современной образовательной ситуации тенденция гуманитаризации в управлении качеством связана в первую очередь с коллективным субъектом (учителя, учащиеся, управленцы, родители), обладающим ответственностью и объединённым общими целями и ценностными ориентациями. Гуманитарная сущность проблемы внутриш-кольного управления качеством образования старшеклассников будет рассмотрена в данной статье.

Любое учебное учреждение является социальным организмом, который включает в себя деятельность педагогического коллектива, учащихся, управленческого аппарата, имеет свою историю и представлен различными вариантами взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Поэтому можно утверждать, что любая педагогическая система - это сложнейшая естественная гуманитарная система. Ключевыми в данном контексте становятся понятия гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Гуманитаризация рассматривается некоторыми авторами как средство гуманизации (В.В. Краевским, Р.М. Петруневой и др.). Гуманизация образования понимается как «построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому. При этом главное - «принцип уважения

к личности воспитанника и учёт в содержании образования его духовного потенциала путём приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта» [4]. Особенность современного гуманизма - осознание необходимости экологической, научной и культурной интеграции человечества в единый мир.

В процессе гуманитаризации образования выделяются три аспекта (В.В. Краевский [4]): во-первых, наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности; во-вторых, выделение гуманитарного аспекта всех учебных предметов и улучшение качества преподавания; в-третьих, преодоление сциентистского подхода, ориентация на развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся. Таким образом, органичным для решения вопросов внутришкольного управления качеством образования старшеклассников является гуманитарный подход, а в роли гуманитарного механизма управления качеством правомерно рассматривать коллективный субъект образовательного процесса (управленцы, учителя, учащиеся, родители).

Управление качеством образования выпускников общеобразовательного учреждения в значительной мере зависит от образовательной парадигмы, в русле которой учебное заведение осуществляет процесс общеобразовательной подготовки. В технократической парадигме качество образования определяется уровнем готовности педагога к реализации основных профессиональных функций, и, соответственно, управление носит функциональный характер. В гуманитарной парадигме качество подготовки определяется способностью педагога к профессиональному саморазвитию, уровнем понимания им гуманитарной сущности педагогической профессии, уровнем духовности, нравственным совершенством; управление качеством носит системно-целостный, человекоориентированный характер. Ведущей тенденцией развития управленческой мысли стала «ориентация на Человека как наивысшую ценность всего процесса управления» [6]. Из этого следует, что эффективные системы управления ориентированы на личность обучающегося, на развитие её интеллектуального потенциала и познавательных возможностей. Это означает, что при определении целей обучения старшеклассников на каждом уроке, в каждой конкретной ситуации будет предвосхищаться результат, характеризующий не просто знания и умения, которые должны быть сформированы, а изменения в личности учащегося, в его интеллектуальной сфере.

Значительный потенциал в теории управления гуманитарными системами, по мнению И.О. Виханского, имеет теория партисипативного управления, когда ведущая роль отводится горизонтальным связям в системе управления - к выработке решений привлекаются те сотрудники, которые потом эти решения будут выполнять [1]. Партисипативность управления обусловлена коллективной сущностью преподавательской деятельности и требует активизации и интеграции творческого потенциала всего педагогического коллектива. Это означает, что лишь при партисипативном управлении могут быть выработаны единые идеологические подходы, которые позволят гармонизировать разнообразные решения и мнения творческих групп и отдельных преподавателей педагогического коллектива. Таким образом происходит организация деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающая согласованность усилий и действий людей, их субъектного взаимодействия.

В гуманитарных системах, где многое зависит от «человеческого фактора», сильны синергетические процессы. В этой связи управление качеством понимается как большая, открытая, самоорганизующаяся система, развитие которой «подчиняется общим законам развития такого рода систем и определяется внутренними тенденциями её самоорганизации» [7].

Существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием её стабильного и динамического развития (В.А. Игнатова, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, В.В. Маткин, А.С. Михайлов,

И. Пригожин и др.). Общим свойством любых систем является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к полной упорядоченности, а с другой - достижение полной упорядоченности будет являться остановкой в развитии. Образовательная система учебного учреждения не может существовать без определённой унификации, стандартизации элементов образовательного процесса, без единства целей и действий её субъектов. Вместе с тем по мере развития системы проявляется неудовлетворённость отдельных личностей необходимостью подчиняться общему ритму и единообразным указаниям. По мере упорядочения системы остаётся всё меньше пространства для творчества, а поскольку творчество - это характерный признак профессионализма учителя, то возникает противоречие между традициями и новациями в деятельности учебного учреждения. Малые воздействия или процессы, происходящие на микроуровне, могут стать для системы определяющими. Из теории самоорганизующихся систем известно, что в особых точках (точках бифуркации) даже малые воздействия на тот или иной компонент системы могут направить её развитие по новому пути (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что внутришколь-ное управление качеством образования старшеклассников представляет собой систему управленческой поддержки сообщества учителей и учащихся, обеспечивающую саморазвитие образовательной системы учебного учреждения, её целостность как условие достижения выпускниками готовности к продуктивной самостоятельной и ответственной деятельности в условиях быстро меняющегося общества. Такое понимание позволяет говорить о гуманитарной сущности проблемы внутришкольного управления качеством образования старшеклассников, которая заключается в том, что такое управление является стратегическим (ориентированным на развитие в долгосрочной перспективе и рассматривающим учителей и учащихся как основу развития), рефлексивным (ориентированным на постоянную положительную обратную связь между управляемой и управляющей подсистемами), нелинейным (ориентированным на внутренние тенденции самоорганизации в образовательном пространстве общеобразовательного учреждения) и субъектным (ориентированным на создание команды единомышленников, объединённых ценностями и смыслами общеобразовательной подготовки).

Управление качеством образования старшеклассников на основе гуманитарного подхода предполагает освоение способов профессионального поведения и управленцами, и субъектами образовательного процесса в рамках гуманитарной парадигмы, формирование у всех субъектов образовательного процесса гуманитарного стиля мышления, который характеризуется ди-алектичностью, проблемностью, диалогичностью, терпимостью, наличием комплекса знаний современного уровня, ориентированных на человека, способностью к вариативному применению этих знаний, готовностью к их критическому пересмотру. Кроме того, «сознание гуманитарного типа всегда рефлексивно и ориентировано на рассмотрение объектов и явлений в их целостности, а человека как носителя индивидуально-личностного, субъектно-деятельностного начала» [3, с. 151].

Таким образом, внутришкольное управление качеством образования старшеклассников с позиций гуманитарного подхода заключается в создании условий для осознания её смыслов и ценностей субъектами образовательного процесса, выработке единых ценностно-смысловых ориентиров в системе «учитель-ученик».

Способ существования гуманитарной системы - самосозидание в процессе жизнедеятельности, который существенно отличается от способа существования технических систем [2]. Если в технической системе цель определена однозначно извне, то в гуманитарной системе цель в принципе не

может быть однозначной, поскольку каждый субъект понимает, принимает и интерпретирует её по-своему. С точки зрения гуманитарного подхода главной «точкой отсчёта является человек (ребёнок, учащийся, учитель) в его движении во времени по отношению к самому себе» и поэтому «при измерении интересна, прежде всего, динамика индивидуально-личностных свойств и проявлений, т.е. значимым становится субъектно-индивидуальный аспект оценки. Критериальное пространство перемещается в этом случае «вовнутрь» человека, а шкала оценок становится многомерной, объёмной, динамичной, ибо показатели продвижения личности, связанные с особенностями её жизнедеятельности, индивидуализированны, хотя и поддаются определённой типологии, обусловленной общими закономерностями физиологического, психологического, социального развития» [3, с. 39].

Таким образом, понимание управления качеством образования в современных условиях связано с изменением в понимании смысла образования, которое в индивидуально-личностном плане должно стать реальной возможностью человека через образовательные процессы улучшить своё качество и через это - качество жизни в целом. А управление качеством образования старшеклассников в контексте гуманитарного подхода предполагает направленность образовательного процесса на возможно полное развитие способностей личности, приобщение к активному участию в жизни, соединение бытия отдельного человека с культурой.

Литература

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. -М. : Гардарики, 1999. - 296 с.

2. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода [Текст] / Э.Н. Гусинский. - М. : Школа, 1994. -184 с.

3. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии : курс лекций по философии педагогики [Текст] / И.А. Колесникова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 288 с.

4. Краевский, В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому [Текст] /

B.В. Краевский. - М. : Пед. общество России, 2001. - С. 6.

5. Панасюк, В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Панасюк. - СПб., 1998. - С. 15.

6. Урбанович, А.А. Психология управления [Текст] : учеб. пособие / А.А. Урба-нович. - Минск : Харвест, 2001. - С. 27.

7. Яковлев, Е.В. Управление качеством образования : учеб.-практ. пособие [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.М. Яковлев. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. -

C. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.