Научная статья на тему 'Внутрирегиональные изменения в пространственной организации социальной сферы Центральной России'

Внутрирегиональные изменения в пространственной организации социальной сферы Центральной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / МАКРОРЕГИОН / MACRO-REGION / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SPATIAL ORGANIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН / ECONOMIC REGION / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бельчук Елена Владимировна, Мариен Людмила Сергеевна

В статье дается характеристика социальной инфраструктуры Центральной России, показано ее значение в развитии социальной сферы страны, анализируются изменения в территориальной организации здравоохранения, образования, культуры между административно-террито-риальными и национальными единицами, составляющими Центральную Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the characteristics of the social infrastructure of Central Russia and shows its significance for the development of the social sphere of the country. The authors analyze changes in the spatial organization of public health, education, culture among administrative, territorial and national entities of Central Russia.

Текст научной работы на тему «Внутрирегиональные изменения в пространственной организации социальной сферы Центральной России»

ОТРАСЛЕВОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Канд. геогр. наук Е. В. Бельчук Л. С. Мариен

ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

В статье дается характеристика социальной инфраструктуры Центральной России, показано ее значение в развитии социальной сферыг страныг, анализируются изменения в территориальной организации здравоохранения, образования, культурыг между административно-территориальными и национальными единицами, составляющими Центральную Россию.

Ключевые слова и словосочетания: регион, макрорегион, пространственная организация, экономический район, социальная сфера, образование, здравоохранение, культура.

Социальная сфера - системообразующая структура и фактор воспроизводства, базирующийся на интеллекте человека, повышении его производительного потенциала, способного оздоровить экономику.

Большинство исследователей трактуют социальную сферу как определенную сферу общественной системы и как совокупность отраслей национальной экономики, являющихся объектами государственного управления и обеспечивающих реализацию социальной политики.

В целом социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, программ и мероприятий, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением качества жизни населения1.

В составе социальной сферы выделяют ряд самостоятельных отраслей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и культуру), отличающихся значительными масштабами при явно недостаточном уровне финансирования, приведшем, по мнению специалистов, к эффекту «ресурсно-институциональной воронки»: недостаток ресурсов ухудшает качество социальных институтов, что снижает эффективность их использования и усиливает их нехватку2. Это положение со-

1 См.: Социология социальной сферы : учебное пособие / под ред. М. М. Акулич, В. Н. Кузнецова. - М. : Гардарики, 2007.

2 См.: Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М. : Деловая литература, 2007.

провождается изменениями в пространственной организации социальной сферы страны, связанными с ростом концентрации основных услуг, оказываемых организациями здравоохранения, образования и культуры на территории Центральной России.

Центральная Россия (ЦР) - экономическое, политическое и культурное ядро страны, объединяющее староосвоенные территории 27 субъектов РФ, относящихся к Центральному, Центральночерноземному, Северо-Западному и Волго-Вятскому экономическим районам страны. Естественная убыль населения, которая в Центральной России чуть выше, чем по стране в целом, не сказалась на показателе удельного веса региона в общей численности жителей РФ: с 1995 по 2008 г. он оставался на уровне 36,8%. Вместе с тем за эти же годы возросла значимость ЦР в предоставлении большинства услуг здравоохранения, образования и культуры (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Роль Центральной России в социальной сфере страны в 1995-2008 гг.*

(в % к итогу по РФ)

Центральная Россия

Показатель 1995 2008

Здравоохранение

Число больничных учреждений 30,8 34,7

Число больничных коек 37,0 37,8

Число амбулаторно-поликлинических учреждений 33,4 39,8

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений 40,1 40,7

Численность врачей всех специальностей 39,4 40,5

Численность среднего медицинского персонала 36,7 36,0

Образование

Число детских образовательных учреждений 33,9 33,3

Численность детей в них 34,1 34,3

Число дневных общеобразовательных учреждений 32,6 33,3

Численность учащихся в них 33,3 32,3

Число учреждений начального профессионального обра-

зования 35,6 31,6

Численность учащихся в них 35,7 31,2

Число учреждений среднего профессионального образо-

вания 38,2 39,5

Численность учащихся в них 35,7 32,2

Число высших учебных заведений 44,9 51,1

Численность учащихся в них 45,7 47,9

Культура

Численность зрителей в театрах 49,1 48,6

Число посещений в музеях 57,8 60,9

Библиотечный фонд 42,7 42,9

* Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 : статистический сборник / Росстат. - М., 2009; Здравоохранение в России. 2009 : статистический сборник / Росстат. - М., 2009.

На территории Центральной России появились первые объекты социальной инфраструктуры: Аптекарские приказы (1581); Славяно-греко-латинская академия (1687); школы математических и навигационных наук, объединенных в 1715 г. в Морскую академию в Петербурге; Московский университет (1755); Царскосельский лицей; ярославская театральная труппа под руководством Ф. Г. Волкова, положившая начало русскому театру; Кунсткамера - первый российский музей, учрежденный Петром I в 1714 г. И до сих пор этот регион остается крупнейшим сосредоточением социальных отраслей хозяйственного комплекса страны: на его долю приходится более 1/3 мощности стационарной медицинской помощи, почти 2/5 - амбулаторно-поликлинической помощи и врачей всех специальностей. Регион наращивает свой потенциал в предоставлении услуг среднего и высшего профессионального образования, особенно негосударственного (примерно 3/5 вузов и студентов этой формы обучения). Здесь находится более половины недвижимых памятников истории и культуры, музейных фондов и почти 2/4 памятников федерального значения, половина всех организаций культуры страны, свыше 2/5 театров и библиотек. Столь мощная культурная база регионов Центральной России предопределила в них развитие музейного и библиотечного дела.

Преобразования в здравоохранении, начатые в конце 80-х гг. XX в., связанные с приоритетным развитием амбулаторно-поликлини-ческой помощи и сокращением стационарной, затронули все субъекты Центральной России, кроме города Москвы. С 1995 г. число больничных учреждений в регионе сократилось почти на 1,5 тыс., а в столице за этот период появилась 31 новая больница. Такая же ситуация сложилась и с больничными койками. Сокращение числа амбулаторно-поли-клинических учреждений, обусловленное их укрупнением, в 75% административно-территориальных единиц ЦР, как правило, сопровождалось увеличением их мощности. Исключением стали Ивановская, Калужская, Ленинградская области и Республика Мордовия. Увеличение за это время более чем на 27 тыс. врачей всех специальностей происходило в основном за счет двух российских столиц, доля которых составила около 86% этого прироста. Сокращение численности среднего медицинского персонала в Центральной России происходило быстрее, чем по стране в целом, что обусловлено «уходом из специальности» из-за низкой заработной платы и большими возможностями на местном рынке труда.

Развитие образовательной системы в областях и республиках Центральной России во многом определяется демографической ситуацией. Абсолютное сокращение численности населения, начавшееся в 1990-х гг., сопровождается устойчивым снижением числа детей и под-

ростков. За 1995-2008 гг. численность этой возрастной группы в регионе, как и по стране в целом, сократилась на 1/3, что сказалось на уменьшении на 2,8 млн. человек численности учащихся дневных общеобразовательных учреждений и значимости ЦР в РФ по этому показателю. В то же время на фоне абсолютного и относительного сокращения начального профессионального образования происходит увеличение числа учреждений среднего и высшего профессионального образования и обучающихся в них студентов, главным образом за счет Москвы и Санкт-Петербурга. При этом наиболее высокими темпами растут услуги образовательных учреждений, предоставляемых на коммерческой основе. Так, за рассматриваемый период число негосударственных учреждений среднего профессионального образования в Центральной России увеличилось в 16 раз, вузов - в 2,7 раза, в то время как в Российской Федерации - соответственно в 11 и 2,4 раза.

Культурный потенциал Центральной России огромен и уникален. Здесь сосредоточено почти 44% театров и концертных организаций страны, расположенных в сверхкрупных городах, областных и республиканских центрах; около 800 музеев, в том числе под открытым небом (Суздаль, Ростов Великий, Углич), музейный фонд которых превышает 33 млн. движимых памятников истории и культуры; 18,2 тыс. массовых библиотек с фондом более 400 млн. экземпляров.

На территории Центральной России в последние годы в силу большей доступности для населения развивается музейная сеть, собравшая 3/5 посетителей в стране. Уникальные собрания художественных ценностей в Эрмитаже, Петергофе, Московском Кремле, Третьяковской галерее, музеях Золотого кольца, музее-усадьбе «Ясная Поляна» вызывают большой интерес у российских и иностранных граждан. Крупнейшим музейным центром страны остается Санкт-Петербург, который концентрирует более 1/5 посетителей музеев в РФ.

Рост социальной инфраструктуры в регионе сопровождается изменениями в пространственной организации ее отраслей как между экономическими районами, так и между отдельными субъектами, входящими в Центральную Россию (табл. 2). За рассматриваемый период отмечается рост доли Центрального экономического района по 2/3 показателей, характеризующих все три отрасли социальной сферы Центральной России, и прежде всего по здравоохранению и образованию. Значимость Центрального Черноземья и Волго-Вятского района возрастает главным образом по показателям образовательной системы, в основном по развитию начального и среднего профессионального образования, что обусловлено промышленной направленностью специализации этих территорий. Северо-Запад традиционно удерживает позиции в предоставлении стационарной медицинской помощи и услуг культуры.

Т а б л и ц а 2

Изменения в пространственной организации социальной сферы Центральной России за 1995-2008 гг.* (в % к итогу по Центральной России)

Показатель ЦЭР ЦЧР СЗР ВВР

1995 2008 1995 2008 1995 2008 1995 2008

Здравоохранение

Число больничных учреждений 49,7 54,6 18,7 13,7 10,4 12,0 21,2 19,7

Число больничных коек 55,5 57,9 14,8 13,3 12,7 13,4 17,0 15,5

Число АПУ 53,7 60,8 16,6 10,8 11,2 14,3 18,5 14,1

Мощность АПУ 58,2 58,5 11,8 12,1 16,3 16,0 13,7 13,4

Численность врачей всех специальностей 57,3 58,7 12,1 11,6 17,4 17,4 13,2 12,3

Численность среднего медицинского персонала 54,8 54,6 14,9 15,7 14,3 13,8 16,0 15,9

Образование

Число детских образовательных учреждений 53,6 56,9 11,7 12,6 12,5 12,9 19,2 17,6

Численность детей в них 54,6 56,1 12,1 11,5 15,1 15,6 18,2 16,8

Число дневных образовательных учреждений 49,5 53,2 20,5 18,8 9,8 9,8 20,2 18,2

Численность учащихся в них 53,9 55,8 15,0 15,0 14,1 13,6 17,0 15,6

Число учреждений начального профессионального образования 53,4 52,5 14,3 16,3 15,0 13,1 17,3 18,1

Численность учащихся в них 50,5 52,8 14,9 15,4 16,9 15,1 17,7 16,7

Число учреждений среднего профессионального образования 57,4 56,9 11,6 14,4 12,7 10,2 15,3 18,5

Численность учащихся в них 56,4 52,5 14,4 16,2 11,0 13,1 18,2 18,2

Число высших учебных заведений 64,0 66,3 9,1 9,7 18,4 17,3 8,5 6,7

Численность учащихся в них 60,9 55,9 9,8 10,2 18,6 14,6 10,6 19,3

Культура

Численность зрителей в театрах 57,0 62,9 7,2 6,3 23,2 20,3 12,6 10,5

Число посещений в музеях 53,4 48,5 3,9 3,9 37,0 42,2 5,7 5,4

Библиотечный фонд 53,3 52,5 13,7 14,2 17,4 18,0 15,6 15,3

* Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 : статистический сборник / Росстат. - М., 2009; Здравоохранение в России. 2009 : статистический сборник / Росстат. - М., 2009.

На субъектном уровне в здравоохранении наращивает свой материально-технический и кадровый потенциал Москва, увеличивая возможности в обеспечении стационарной и амбулаторно-поликлини-ческой помощью как столичного населения, так и жителей других регионов страны. В 16 административно-территориальных образованиях Центральной России мощность амбулаторно-поликлинических учреждений возросла, у пяти - осталась на прежнем уровне, у шести - сократилась. Рост численности врачей всех специальностей зафиксирован в 13 субъектах Центральной России, прежде всего на территории Центрального Черноземья, Волго-Вятского района и Северо-Запада, а в 2/3 областей Центрального района наблюдается сокращение и врачей, и среднего медицинского персонала.

В системе дошкольного и среднего образования во всех областях и республиках региона произошло сокращение численности детей и учащихся, что является отражением сложившейся демографической ситуации. Рост числа детей в дошкольных образовательных учреждениях в Москве обусловлен не столько ростом рождаемости, сколько возвратом в эту систему помещений, переданных московскими властями в 1990-е гг. коммерческим структурам. Сокращение числа учащихся в школах отмечено во всех 27 административных и национальных образованиях Центральной России. При этом потери контингента варьировались от 49% в Ивановской, Новгородской областях до 30% по городу Москве. Структура профессионального образования, включающая начальное, среднее и высшее, в Центральной России меняется быстрее, чем по стране в целом. Если в 1995 г. в выпуске профессиональных учебных заведений в регионе более 2/5 приходилось на начальные профессиональные училища (в РФ - почти половина), то в 2008 г. уже 3/5 пришлось на высшее образование. Среди экономических районов ЦР структуре общероссийской подготовки специалистов в большей мере соответствуют Центральное Черноземье и Волго-Вятский район. В Центральном районе и на Северо-Западе доля выпускников вузов приближается к значению в 2/3.

Негативные изменения в системе начального профессионального образования коснулись всех субъектов Центральной России, что отражало политику, проводимую на федеральном и региональном уровне в отношении к данной форме обучения. При организации среднего профессионального образования, ориентированного на потребности территорий и предприятий, здесь расположенных, в 14 субъектах увеличилось количество учебных заведений, в 11 - сократилось и в двух - осталось на прежнем уровне. Причем закрывались в основном государственные средние профессиональные учебные заведения (в 15 субъектах), а открывались - негосударственные (в 18 субъектах). В результате уси-

лили свои позиции Кировская, Нижегородская области и все республики Волго-Вятского района, Воронежская область в Центральном Черноземье, Ярославская и Владимирская области в Центральном районе. Увеличение количества высших учебных заведений затронуло 21 территориальное образование Центральной России, в 5 - их число не изменилось, а в Новгородской области - сократилось. За этот период было образовано 58 государственных вузов и 179 негосударственных.

Развитие сферы культуры в регионах Центральной России имело более выраженную территориальную дифференциацию. За 19952008 гг. лишь в 12 субъектах макрорегиона увеличилось посещение населением театров, из которых 7 расположены в Центральном районе. В Центральном Черноземье, Северо-Западе и Волго-Вятском районе произошло сокращение количества спектаклей и объема предложений услуг театров, что связано с изменениями в их финансировании, усилением коммерциализации этой сферы и падением жизненного уровня населения.

Богатейшие музейные собрания регионов ЦР, разумная организация их представления и использования местными властями позволили значительно увеличить количество посетителей музейной сети в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Пскове, городах Золотого кольца России. Во всех субъектах макрорегиона, кроме Белгородской области, сократился библиотечный фонд, что связано с закрытием общедоступных библиотек в городской и сельской местности, многие из которых находились в аварийном состоянии. Расширение спектра массовых видов культуры за счет развития телерадиовещания, появления множества развлекательных передач значительно увеличило их аудиторию, однако это влечет за собой «... резкое снижение качественного уровня культуры и искусства и, как следствие, к вырождению духовного и нравственного потенциала общества»1.

Проведение ранжирования регионов по основным параметрам развития социальной сферы, включающего 20 показателей, характеризующих развитие каждого компонента социального комплекса и факторов, их определяющих, показало определенное несоответствие количественных и качественных показателей. Тем не менее общий суммарный рейтинг развития социальной сферы позволил выявить регионы Центральной России с разным уровнем социальной инфраструктуры, способствующим или затрудняющим реализацию государственной региональной политики в этой сфере. При этом по целому ряду субъектов макрорегиона эти расчеты близки к рейтингу регионов страны по каче-

1 Кошкина М. В. Государственное финансирование культуры и искусства // Финансы. - 2004. -№ 3. - С. 70.

ству жизни населения - индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Соответствие показателей развития социальной сферы и ИРЧП в отдельных регионах Центральной России*

Регионы, где Ранг Регионы, где Ранг

социальная ИРЧП** соц. социальная ИРЧП** соц.

сфера благоприятст- сферы сфера затрудняет эко- сферы

вует экономическому в ЦР номическое развитие в ЦР

развитию

Москва 1 7 Псковская область 27 25

Санкт-Петербург 2 1 Ивановская область 26 20

Липецкая область 4 4 Тверская область 22 23

Ярославская область 5 2 Владимирская об-

ласть 20 21

* Рассчитано по: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2008. Россия перед лицом демографических взрывов. - М., 2009. ** Место региона по ИРЧП дано в рамках Центральной России.

В половине территориальных образований Центральной России ранги регионов по ИРЧП и развитию социальной сферы практически совпадают. Расхождение по другим связано с преобладанием в перечне характеристик социальной сферы количественных показателей, которые в ряде случаев не подтверждаются качеством предоставляемых услуг. Некоторое несоответствие между значениями качества жизни населения (ИРЧП) и условиями, способствующими его развитию (социальная сфера), обусловлено учетом в ранжировании социальной инфраструктуры сферы культуры. Это отразилось на состоянии и размещении всей совокупности отраслей социального комплекса субъектов макрорегиона, и прежде всего Ленинградской и Московской областей, находящихся в зоне влияния двух российских столиц - крупнейших культурных, образовательных и медицинских центров России.

Сложившиеся региональные диспропорции в пространственной организации социальной сферы Центральной России не являются чем-то незыблемым, они меняются под воздействием экономического развития отдельных территорий и проводимой в них социальной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Гагарина Г. Ю., Бельчук Е. В. Социально-экономический потенциал Центральной России и особенности его региональной дифференциации // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 4 (34).

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 : статистический сборник / Росстат. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.