Научная статья на тему 'ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUOUS MEDICAL TRAINING / INTRA-ORGANIZATIONAL TRAINING / MEDICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сибурина Т.А., Волнухин А.В., Резе А.Г.

Внутриорганизационное обучение может быть эффективным дополнением современной системы непрерывного медицинского образования.Цель исследования - теоретически обосновать и разработать внутриорганизационную систему непрерывного профессионального развития медицинских работников, внедрить внутриорганизационную систему непрерывного профессионального развития медицинского персонала в работу медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оценить ее эффективность.Исследование проводилось на базе трех негосударственных медицинских организаций г. Москвы, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Две из них имели сетевую организационную структуру, одна была представлена единственной медицинской организацией. В исследовании были использованы: организационный эксперимент, методы экспертных оценок, социологический, тестовый контроль, аналитический и статистический.Разработана и апробирована система непрерывного профессионального развития медицинского персонала, включающая три уровня: «Адаптация», «Коррекция» и «Развитие». Система непрерывного профессионального развития включает внутриорганизационный учебный центр, внутриорганизационную систему дистанционного обучения, форму долгосрочного сотрудничества с образовательной организацией, использование целевых образовательных программ, направленных на коррекцию дефицита знаний и умений и приобретение медицинским персоналом новых профессиональных компетентностей.Внутриорганизационная система непрерывного профессионального развития может служить дополнением к современной форме непрерывного медицинского образования. Она может использоваться в государственных и негосударственных медицинских организациях.Доказано положительное влияние внутриорганизационного обучения на уровень профессиональной квалификации, рост удовлетворенности медицинского персонала и повышение качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сибурина Т.А., Волнухин А.В., Резе А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intraorganizational training in ambulatory polyclinic organizations

The intraorganizational training can be an efficient addition to modern system of continuous medical education. The purpose of study is to theoretically substantiate and to develop an intraorganizational system of continuous professional education of medical personnel, to implement intraorganizational system of continuous professional education of medical personnel into medical organizations providing out-patient medical care and to assess its efficiency. The study was organized at the base of three non-state medical organizations of Moscow providing out-patient medical care. Two out of them had net organizational structure, one was represented by single medical organization. The study implemented such research methods as organizational experiment, expertise, sociological survey, test control, analytical and statistical methods.The system of continuous professional education of medical personnel including “Adaptation”, “Correction” and “Development” levels was developed and tested. The system of continuous professional education of medical personnel comprises intraorganizational training center, intraorganizational system of remote training, form of long-term cooperation with educational organization, application of target training programs focused on adjustment of deficiency of knowledge and skills and acquirement of new professional competences by medical personnel.The intraorganizational system of continuous professional education of medical personnel can be used as an addition to modern form of continuous medical education. It can be used in state and non-state medical organizations. The study proved positive effect of intraorganizational training on the level of professional qualification, increase of satisfaction of medical personnel and increase of quality of medical care.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Education and Personnel

© Коллектив авторов,2019 УДК 614.252.2

Сибурина Т. А.1, Волнухин А. В.2, Резе А. Г.2 ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

'ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254,

г. Москва;

2ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет),

119991, г. Москва

Внутриорганизационное обучение может быть эффективным дополнением современной системы непрерывного медицинского образования.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать внутриорганизационную систему непрерывного профессионального развития медицинских работников, внедрить внутриорганизационную систему непрерывного профессионального развития медицинского персонала в работу медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оценить ее эффективность.

Исследование проводилось на базе трех негосударственных медицинских организаций г. Москвы, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Две из них имели сетевую организационную структуру, одна была представлена единственной медицинской организацией. В исследовании были использованы: организационный эксперимент, методы экспертных оценок, социологический, тестовый контроль, аналитический и статистический.

Разработана и апробирована система непрерывного профессионального развития медицинского персонала, включающая три уровня: «Адаптация», «Коррекция» и «Развитие». Система непрерывного профессионального развития включает внутриорганизационный учебный центр, внутриорганизационную систему дистанционного обучения, форму долгосрочного сотрудничества с образовательной организацией, использование целевых образовательных программ, направленных на коррекцию дефицита знаний и умений и приобретение медицинским персоналом новых профессиональных компетентностей.

Внутриорганизационная система непрерывного профессионального развития может служить дополнением к современной форме непрерывного медицинского образования. Она может использоваться в государственных и негосударственных медицинских организациях.

Доказано положительное влияние внутриорганизационного обучения на уровень профессиональной квалификации, рост удовлетворенности медицинского персонала и повышение качества медицинской помощи. Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие; непрерывное медицинское образование; внутриорганизационное обучение; медицинский персонал.

Для цитирования: Сибурина Т. А., Волнухин А. В., Резе А. Г. Внутриорганизационное обучение в амбулаторно-по-ликлинических организациях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(2) : 182—186. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-2-182-186

Для корреспонденции: Волнухин Артем Витальевич, канд. мед. наук, доцент кафедры общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), e-mail: Volnuhin81@gmail.com

Siburina T. A.', Volnuhin A. V.2, Reze A. G.2

THE INTRAORGANIZATIONAL TRAINING IN AMBULATORY POLYCLINIC ORGANIZATIONS

'The Federal State Budget Institution "The Central Research Institute for Health Organization and Informatics" of

Minzdrav of Russia, 127254, Moscow, Russia;

2The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University" of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia

The intraorganizational training can be an efficient addition to modern system of continuous medical education. The purpose of study is to theoretically substantiate and to develop an intraorganizational system of continuous professional education of medical personnel, to implement intraorganizational system of continuous professional education of medical personnel into medical organizations providing out-patient medical care and to assess its efficiency. The study was organized at the base of three non-state medical organizations of Moscow providing out-patient medical care. Two out of them had net organizational structure, one was represented by single medical organization. The study implemented such research methods as organizational experiment, expertise, sociological survey, test control, analytical and statistical methods. The system of continuous professional education of medical personnel including "Adaptation", "Correction" and "Development" levels was developed and tested. The system of continuous professional education of medical personnel comprises intraorganizational training center, intraorganizational system of remote training, form of long-term cooperation with educational organization, application of target training programs focused on adjustment of deficiency of knowledge and skills and acquirement of new professional competences by medical personnel.

The intraorganizational system of continuous professional education of medical personnel can be used as an addition to modern form of continuous medical education. It can be used in state and non-state medical organizations. The study proved positive effect of intraorganizational training on the level of professional qualification, increase of satisfaction of medical personnel and increase of quality of medical care.

Keywords: continuous professional education; continuous medical training; intraorganizational training; medical personnel.

For citation: Siburina T. A., Volnuhin A. V., Reze A. G. The intraorganizational training in ambulatory polyclinic organizations. Problemi socialnoigigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2019;27(2):182—186 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2019-27-2-182-186

For correspondence: Volnuhin A. V., candidate of medical sciences, associate professor of the Chair of General Medical Practice of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University". e-mail: Volnuhin81@gmail.com Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(2)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-2-182-186 183

Образование и кадры

Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 09.02.2018 Accepted 01.03.2018

Опубликовано достаточное количество работ, демонстрирующих высокую значимость профессионального и личностного развития медицинского персонала, а также непрерывности этого процесса для повышения качества медицинской помощи [1— 5]. В Российской Федерации непрерывное профессиональное развитие медицинского персонала реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО) 1. С 2016 г. начался переход от традиционной формы ДПО к системе непрерывного медицинского образования (НМО). Учитывая происходящие в здравоохранении процессы интеграции, сопровождающиеся формированием медицинских сетей, все более актуализируется возможность создания внутриорганизационных систем непрерывного профессионального развития (НПР). При этом возможно два направления взаимодействия медицинских и образовательных организаций — в рамках формальной и внеформальной форм обучения. Формальное обучение заключается в реализации программ НМО. Внеформальное обучение состоит в адаптации полученных в образовательных организациях знаний, умений и навыков (ЗУН) к конкретным условиям медицинской организации, в приобретении специализированных ЗУН, необходимых для реализации производственных задач, карьерного роста сотрудника с учетом перспектив развития организации. Это может способствовать повышению профессионального уровня медицинских кадров, формированию инновационной активности и повышению удовлетворенности трудом [6]. Отечественная и зарубежная практика, достаточно широко представленная в научных публикациях, убедительно свидетельствует о целесообразности развития и эффективности внутриорганизационного обучения [7—10].

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать внутриорганизационную систему НПР медицинских работников, внедрить внутриоргани-зационную систему НПР медицинского персонала в работу медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оценить ее эффективность.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе трех негосударственных медицинских организаций г. Москвы,

1 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. от 29.07.2017); Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 29.07.2017); приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Две из них имели сетевую организационную структуру (Сеть 1 и Сеть 2), одна была представлена единственной медицинской организацией (Медицинский центр). В исследовании были использованы организационный эксперимент, методы экспертных оценок, социологический, тестовый контроль, аналитический и статистический.

Организационный эксперимент проводился в 2010—2017 гг. и включал несколько этапов:

— анализ данных литературы с целью выявления современных тенденций развития и возможностей НПР медицинского персонала, изучение основных принципов организации НПР, форм и методов обучения, используемых ресурсов;

— разработку трехуровневой системы НПР медицинского персонала;

—внедрение базовых элементов трехуровневой системы НПР медицинского персонала и оценку их эффективности;

— формулирование предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию трехуровневой системы НПР медицинского персонала.

Метод экспертных оценок. Экспертная оценка проводилась выборочным методом. В Сети 1 был проведен анализ качества медицинской помощи (КМП) всех законченных случаев обращения за четыре временных среза, составляющих одну неделю в каждый сезон года. В Сети 2 и Медицинском центре для анализа были отобраны законченные случаи обращения в течение 1 мес. В Сети 2 оценивалось влияние обучения на частоту использования врачами новых методов лечения. В Медицинском центре целью экспертизы было сравнение частоты выявления врачами до и после обучения факторов риска сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и назначений необходимых профилактических мероприятий.

Тестовый контроль проводился до и после обучения сплошным методом. В Сети 1 для этого использовалась внутриорганизационная система дистанционного обучения (СДО), интегрированная во внутреннюю информационную сеть. В Сети 2 и Медицинском центре тестовые задания раздавались врачам на бумажных носителях.

Социологический метод. С целью оценки удовлетворенности врачей внутриорганизационным обучением проводилось анкетирование всех участников эксперимента.

Аналитический метод был применен для анализа и обобщения данных литературы, результатов собственных исследований и разработки предложений.

Статистический метод. При обработке результатов исследования были использованы расчет относительных и средних величин, графоаналитический метод. Сравнение относительных величин про-

Education and Personnel

водилось с помощью ш-критерия, результаты считались достоверными при p<0,05.

Результаты исследования

Трехуровневая система непрерывного профессионального развития медицинского персонала. С целью реализации НПР медицинского персонала в медицинской организации нами была разработана трехуровневая система НПР, включающая уровни «Адаптация» (1-й уровень), «Коррекция» (2-й уровень) и «Развитие» (3-й уровень). Целью обучения на уровне «Адаптация» является создание оптимальных условий для максимальной реализации профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала в конкретных условиях труда: на уровне «Коррекция» — устранение дефицита ЗУН и повышение профессионально-квалификационного потенциала медицинских работников, на уровне «Развитие» — повышение профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала в целях непрерывного улучшения КМП и инновационного развития.

К основным внутренним ресурсам медицинской организации, которые могут использоваться в НПР медицинского персонала, относятся внутриоргани-зационный учебный центр (УЦ; для крупных интегрированных организационных структур), при наличии внутренней информационной системы (интра-нет) — внутриорганизационная система дистанционного обучения (СДО), обучающий потенциал сотрудников медицинской организации, материально-техническая база медицинской организации.

Внешние возможности медицинской организации для обучения медицинского персонала включают привлечение преподавателей образовательных организаций на договорной основе. Но особенно эффективно долгосрочное сотрудничество медицинской и образовательной организаций осуществляется в рамках длительно действующего многостороннего стратегического альянса.

Оценка эффективности внутриорганизационной системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала. На базе Сети 1 был развернут внутриорганизационный УЦ с собственным штатом, включающим руководителя, преподавателя и методиста, соответствующей материально-технической базой — учебными аудиториями, компьютерным классом, мультимедиа-аппаратурой. Во внутреннюю информационную систему была интегрирована СДО. Между Сетью 1 и кафедрой общей врачебной практики Первого МГМУ им. И. М. Сеченова был заключен договор о сотрудничестве. Преподаватели кафедры участвовали в определении образовательных потребностей, подготовке обучающих материалов и тестовых заданий, а также оценке результатов обучения.

Обучение медицинского персонала Сети 2 и Медицинского центра также проходило при содействии преподавателей кафедры общей врачебной практики. Ввиду отсутствия технических возможно-

стей обучающие материалы и тестовые задания были подготовлены на бумажных носителях.

В ходе организационного эксперимента внутри-организационное обучение врачей, преимущественно терапевтов и врачей общей практики (ВОП), проводилось на уровнях «Коррекция» и «Развитие».

Обучение на уровне «Коррекция». Проведенная в Сети 1 внутриорганизационная аттестация с использованием СДО, в которой приняли участие 47 ВОП и терапевтов, продемонстрировала в целом недостаточный исходный уровень знаний: средний балл составил 6,3±1 из 10 возможных. Получили неудовлетворительные оценки при ответах на тестовые вопросы 77,6%. Проведенная параллельно экспертная оценка 1070 законченных случаев обращения к ВОП и терапевтам показала, что основная доля (85,3%) дефектов КМП связаны с диагностикой и назначаемым обследованием. На основании внутриорганизацион-ной аттестации и экспертной оценки был определен перечень наиболее проблемных областей знаний, требующих первоочередной коррекции. Для коррекции знаний было подготовлено 49 учебных модулей, включающих теоретическую часть и тестовые задания, которые были размещены в СДО и предоставлены врачам для самообучения. По итогам обучения средний балл увеличился и составил 8,7±1,7, а удельный вес отличных и хороших оценок вырос до 69,6%, что свидетельствует о его результативности.

При этом получены положительные результаты по экономии рабочего времени, затраченного врачами на обучение. Наличие в СДО возможности вывода информации на печать позволило изучать обучающие материалы в свободное от работы время, а тестовые задания решать на рабочем месте (в перерывах между приемом пациентов, до начала или после рабочей смены). В итоге время, затраченное на решение тестовых заданий, составило в среднем 12,6±25,1 мин, что не превышает 3,5% от общего рабочего времени врача в смену.

В Медицинском центре в обучении приняли участие врачи таких специальностей, как ВОП, терапевт, кардиолог, невролог, офтальмолог и акушер-гинеколог. При определении исходного уровня знаний в области факторов риска сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний частота верных ответов составила только 43,8±14%. Экспертиза 35 законченных случаев обращения показала частоту выявления имеющихся факторов риска только в 65,7±15,7%, а назначение необходимых профилактических мероприятий — в 45,5±29,4% случаев.

После проведенного внутриорганизационного обучения (самостоятельное изучение предоставленных обучающих материалов) частота верных ответов увеличилась с 43,8±14 до 64,6±14%, а неверных снизилась с 16,7±10,5 до 2,1±14%.

Повторная экспертиза 35 законченных случаев обращения продемонстрировала положительную динамику частоты выявления факторов риска: увеличение с 65,7±15,7 до 83,3±14,9%.

У врачей, прошедших обучение, показатель вырос на 17,6% по сравнению с исходным уровнем и

Образование и кадры

превысил его значение у не прошедших обучение специалистов на 46,9%. При выявлении факторов риска обучавшимися врачами в 87,5±22,9% случаев были назначены профилактические мероприятия, что на 42% чаще, чем до обучения.

Высокие оценки врачей получило и само внутри-организационное обучение —средний балл составил 4,1±0,4 из 5 возможных.

Обучение на уровне «Развитие». Для обучения ВОП и терапевтов на уровне «Развитие» в Сети 1 были организованы лекции, проводившиеся во внутри-организационном УЦ преподавателями образовательных организаций. Анализ 120 парных результатов тестовых заданий (входной и выходной тестовый контроль, пройденный каждым врачом) свидетельствует об эффективности проведенного обучения. Средний балл увеличился с 6,3±2 до 7,7±1,8. Частота отличных и хороших оценок после обучения стала статистически значимо выше исходной: 23,1±7,5% против 7,4±4,7% (р<0,001) и 23,1±7,5% против 13,2±6% (р<0,02) соответственно. Частота неудовлетворительных оценок статистически достоверно снизилась с 63,6±8,6 до 29,8±8,2% (р<0,001).

На рабочих местах врачи проходили только выходной тестовый контроль. Среднее время, затраченное на него, составило 11,5± 1,8 мин, т. е. он не требовал значительных временных затрат и не нанес существенного ущерба производственному процессу.

В Сети 2 внутриорганизационное обучение на уровне «Развитие» проводилось с целью внедрения новых подходов к лечению пациентов. С участием сотрудников кафедры общей врачебной практики были разработаны обучающие материалы, тестовые задания для контроля результатов обучения, карты экспертной оценки, а также анкеты для оценки мнения медицинского персонала. Врачи получили обучающие материалы для самоподготовки, на которую было отведено 2 нед.

В организационном эксперименте приняли участие врачи следующих специальностей: терапевт, физиотерапевт, акушер-гинеколог, уролог, хирург, педиатр, невролог. Результаты тестирования свидетельствуют о высоком уровне освоения теоретического материала врачами: 76,7% правильных ответов при отсутствии неправильных.

Врачи высоко оценили внутриорганизационное обучение, суммарный средний балл составил 4,4±0,9. В 100% случаев была отмечена целесообразность подобной формы обучения как дополнения к ДПО, осуществляемому на базе лицензированных образовательных организаций.

Анализ 45 законченных случаев обращения продемонстрировал рост частоты использования новых подходов к лечению на 20%.

Обсуждение

В ходе проведенного исследования была доказана эффективность использования трехуровневой системы НПР с целью внутриорганизационного обуче-

ния медицинского персонала без отрыва от производства. Обучение на уровнях «Коррекция» и «Развитие» внутриорганизационной системы НПР может служить дополнением к современной форме НМО, отношение к которому среди медицинских работников неоднозначно. Внутриорганизационное обучение позволяет адаптировать полученные в образовательных организациях ЗУН к конкретным условиям труда, а также проводить обучение дополнительным ЗУН, необходимым для реализации стратегий развития медицинской организации и повышения КМП.

Важно отметить, что система НПР, апробированная в условиях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, может использоваться и в государственных медицинских организациях. Этому способствуют последние тенденции развития здравоохранения, характеризующиеся сближением его государственного и негосударственного секторов.

Выводы

1. Внутриорганизационное обучение медицинского персонала на базе медицинской организации может быть эффективным дополнением к ДПО, реализуемому образовательными организациями.

2. Внутриорганизационное обучение может осуществляться с использованием внутренних ресурсов и с привлечением внешних преподавателей.

3. В крупных медицинских организациях при наличии соответствующих технических возможностей целесообразно располагать внутриорганизацион-ным учебным центром, информационной системой с широким комплексом возможностей, в том числе для дистанционного обучения.

4. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии внутриорганизационного обучения на уровень профессиональных знаний, удовлетворенность медицинского персонала, экономию рабочего времени, а также качество медицинской помощи.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назаренко М. А. Технологии управления развитием персонала в диссертационных исследованиях. Успехи современного естествознания. 2013;(6):160—2.

2. Петропавлова Г. П., Петров К. В. Обеспечение роста качества медицинских услуг на основе совершенствования системы антикризисного управления стоматологической поликлиникой. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015;(2):224—33.

3. Жабин А. П., Волкодавова Е. В., Шарикова Ю. В. Оценка готовности менеджмента медицинских учреждений к работе в условиях новых социально-экономических вызовов. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016;7(141):77—83.

4. Репринцева Е. В. Направления повышения эффективности деятельности медицинской организации. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017;2(2):254— 7.

5. Hauwa Lamino Abubakar. An Evaluation of a Company's Resources and Capabilities; Achievingand Sustaining Competitive Advantage in Nigerian firms. J Manag Res Devel. 2011;2(1):45—59.

Education and Personnel

6. Волнухин А. В. Внутренние возможности для непрерывного профессионального развития медицинского персонала в сети негосударственных поликлиник. Врач. 2016;(4):85—8.

7. Непогодина А. Н. Практика применения компетентностного подхода для оценки качества внутрифирменного обучения персонала. Образование и наука. 2008;4(52):43—59.

8. Кравец А. Г., Гуртяков А. С. Виртуальные средства обучения в корпоративных системах дистанционного образования. Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». 2012;4(91):103—7.

9. Bloom B. S. Effects of continuing medical education on improving physician clinical care and patient health: A review of systematic reviews. Int J Technol Assess Health Care. 2005;21:380—5.

10. Lown B.A, Mcintosh S., Gaines M. E. Integrating Compassionate, Collaborative Care (the «Triple C») Into Health Professional Education to Advance the Triple Aim of Health Care. Acad Med. 2016;91(3):310—6.

Поступила 09.02.2018 Принята в печать 01.03.2018

REFERENCES

1. Nazarenko M. A. Technologies of personnel development management in dissertational research. Uspehi sovremennogo estestvoznani-ya. 2013;(6):160—2 (in Russian).

2. Petropavlova G. P., Petrov K. V. Maintenance of growth of quality of medical services on the basis of perfection of system of anti-recessionary management of a stomatologic polyclinic. Series «Econom-

ics and environmental management». Nauchnyi zhurnal NIUITMO. 2015;(2):224—33 (in Russian).

3. Zhabin A. P., Volkodavova E. V., Sharikova Yu. V. Assessment of readiness of management of medical institutions to work in conditions of new social and economic challenges. Vestnik Samarskogo go-sudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2016;7(141):77—83 (in Russian).

4. Reprintseva E. V. Directions of increasing the efficiency of the medical organization's activity. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnyh I fundamentalnyh issledovanii. 2017;2(2):254—7 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Hauwa Lamino Abubakar. An Evaluation of a Company's Resources and Capabilities; Achievingand Sustaining Competitive Advantage in Nigerian firms. J Manag Res Devel. 2011;2(1):45—59.

6. Volnukhin A. V. Internal opportunities for continuous professional development of medical personnel in the network of non-state polyclinics. Vrach. 2016;(4):85—8 (in Russian).

7. Nepogodina A. N. The practice of applying a competence approach to assess the quality of in-house training of personnel. Obrazovanie i nauka. 2008;4(52):43—59 (in Russian).

8. Kravets A. G., Gurtyakov A. S. Virtual Learning Tools in Corporate Systems of Distance Education. Izvestiya Volgogradskogo gosudarst-vennogo tehnicheskogo universiteta. 2012;4(91):103—7 (in Russian).

9. Bloom B. S. Effects of continuing medical education on improving physician clinical care and patient health: A review of systematic reviews. Int J Technol Assess Health Care. 2005;21:380—5.

10. Lown B. A., Mcintosh S., Gaines M. E. Integrating Compassionate, Collaborative Care (the «Triple C») Into Health Professional Education to Advance the Triple Aim of Health Care. Acad Med. 2016;91(3):310—6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.