Научная статья на тему 'ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: СУТЬ ЯВЛЕНИЯ, ПРИЧИНЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ'

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: СУТЬ ЯВЛЕНИЯ, ПРИЧИНЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4255
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕМЛЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / НЕВРОЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гальченко А. В.

Ситуация, когда в человеке присутствуют разнонаправленные, взаимоисключающие и сопоставимые по силе стремления, называется внутриличностным конфликтом. Такие конфликты чаще всего носят сиюминутный характер и быстро разрешаются. Однако в тех случаях, когда окончательного решения проблемы не наступает, а стремления продолжают существовать, конфликт хронизуется и начинает приобретать клиническую значимость из-за постоянного возврата к конфликтной ситуации. По мнению многих специалистов, в том числе великих психологов прошлого, длительно персистирующий внутриличностный конфликт способен приводить к возникновению неврозов. Более того, есть свидетельства патогенного влияния конфликта через психосоматические механизмы. Большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее оптимальным решением внутриличностного конфликта является смещение равновесия противоборствующих стремлений. Решающее значение для этого имеет адекватная информированность пациента о свойствах объектов его стремлений. В случае фундаментальной нерешаемости возникшего конфликта путем выведения имеющихся стремлений из состояния равновесия врач может прибегнуть к методам психотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRAPERSONAL CONFLICT: THE ESSENCE OF THE PHENOMENON, CAUSES, POSSIBLE CONSEQUENCES AND PRINCIPLES OF CORRECTION

A conflict is any confrontation between several parties. However, these parties can be within one person. In this case, we are talking about an intrapersonal conflict. Intrapersonal conflicts constantly arise in each of us when we are faced with any choice, and in the overwhelming majority of cases, they are quickly resolved. However, if a decision does not come, and oppositely directed aspirations - the opposing parties - continue to persist, an intrapersonal conflict can become chronic and acquire a pathological character. The problem of intrapersonal conflict has been of concern to specialists since the days of the formation of psychology and psychiatry as sciences. The founder of psychoanalysis, Sigmund Freud, proceeding from his concept of personality structure, believed that intrapersonal conflict develops as an outcome of a pronounced discrepancy between the "Ego" and its «Super Ego». Carl Rogers expressed very similar ideas; in his theory, an intrapersonal conflict arises when the "Real Self" does not correspond to the «Ideal Self». Abraham Maslow reflected on the nature of intrapersonal conflict already based on his concept of human aspirations, known as the «Maslow Pyramid». Sacrificing aspirations from the "higher levels of the pyramid" for the sake of satisfying more basic ones, a person also does not lose these aspirations, and they continue to exist in his consciousness, provoking an intrapersonal conflict. This idea was developed by Frederick Perls, suggesting that intrapersonal conflict is chronicled for the reason that a person is unable to build a rational hierarchy of his needs, as a result of which any of them are equalized, and a person cannot make a choice. We see similar ideas in Leon Festinger's theory of dissonance. In the nature of the development of intrapersonal conflict, Carl Jung emphasized the imposition of a certain model of behaviour on a person that contradicts his nature. Alfred Adler put somewhat similar ideas forward. He attached great importance to the violation of social integration of a person, however, for another reason - a long persistent feeling of his own low social significance. Many psychologists and psychiatrists, from Freud to modern specialists, note that intrapersonal conflict creates a favourable environment for the formation of neurosis. Vladimir Myasishchev saw in the intrapersonal conflict that developed as a result of a discrepancy between the expectations of a person, primarily from himself, and the reality, or against the background of a person's inability to fulfil the social role that society assigned to him, a huge potential for the formation of neurosis. Klaus Grave also believed that intrapersonal conflict can have a detrimental effect on the physical health through psychosomatic mechanisms. Modern studies support these ideas. The research by Robert Emmons and Laura King has shown that the presence of unresolved intrapersonal conflicts can affect both mental and somatic health of a person. Research by Ulrich Stangiera et al. showed a significant relationship between the presence of intrapersonal conflict and depression. In the treatment of intrapersonal conflict, most authors assign the leading role to a shift in balance in oppositely directed aspirations. In this process, obviously, it is crucial to reassess rationally these aspirations based on obtaining comprehensive information about their nature, as far as possible. However, there are theoretically unsolvable plots of the conflict. A classic example of such intrapersonal conflict of «immediate type» was given by Philippa Foot in her famous «Trolley Problem». Despite the fact that decision-making inevitably occurs in a very limited period, in retrospect, a person may constantly return to it. This thought experiment is often used in the preparation of students in sociology, politics, psychology, philosophy and other areas. In case of failure of logical therapy, it is possible to use other methods of psychotherapy. Manfred Beutel showed the relative effectiveness of methods of emotionally oriented and psychodynamic psychotherapy. This approach is focused on the development of natural mechanisms of psychological defence in the patient through the constant persistence of intrapersonal conflict in the patient's mind under controlled conditions.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: СУТЬ ЯВЛЕНИЯ, ПРИЧИНЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ»

ПСИХОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 3. С. 101-115.

УДК 159.964.21

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: СУТЬ ЯВЛЕНИЯ, ПРИЧИНЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ

Гальченко А. В.

Российский университет дружбы народов (ФГАОУ ВО РУДН), Москва, Россия

E-mail: gav.jina@gmail.com

Ситуация, когда в человеке присутствуют разнонаправленные, взаимоисключающие и сопоставимые по силе стремления, называется внутриличностным конфликтом. Такие конфликты чаще всего носят сиюминутный характер и быстро разрешаются. Однако в тех случаях, когда окончательного решения проблемы не наступает, а стремления продолжают существовать, конфликт хронизуется и начинает приобретать клиническую значимость из-за постоянного возврата к конфликтной ситуации. По мнению многих специалистов, в том числе великих психологов прошлого, длительно персистирующий внутриличностный конфликт способен приводить к возникновению неврозов. Более того, есть свидетельства патогенного влияния конфликта через психосоматические механизмы. Большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее оптимальным решением внутриличностного конфликта является смещение равновесия противоборствующих стремлений. Решающее значение для этого имеет адекватная информированность пациента о свойствах объектов его стремлений. В случае фундаментальной нерешаемости возникшего конфликта путем выведения имеющихся стремлений из состояния равновесия врач может прибегнуть к методам психотерапии. Ключевые слова: стремления, ценности, самореализация, принятие решения, невроз.

ВВЕДЕНИЕ

Под словом «конфликт» обычно подразумевается некое противостояние интересов нескольких сторон. Этими сторонами могут являться отдельные люди или группы людей, даже целые государства. Однако мы часто забываем о существовании конфликта, «поле боя» которого разворачивается внутри одного человека - внутриличностного конфликта (В К).

Современная когнитивная нейронаука говорит нам, что в норме такой конфликт разрешается путем обращения центра разрешения конфликтов, предположительно, находящегося в медиальной префронтальной коре, преимущественно в передней части цингулярной извилины, к опыту - подкорковым ядрам и медиальной височной коре, а также центру принятия решений, расположенному, как считается, в латеральной префронтальной коре [1]. Таким образом, человек из нескольких возможных вариантов выбирает наиболее оптимальный, исходя из оценки ситуации и предшествующего опыта. Но что, если не удается выбрать однозначное решение поставленной задачи, и к ней приходится возвращаться вновь и вновь?

101

Целью настоящей рукописи является краткий обзор представлений о природе ВК крупнейших психологов и психиатров прошлого, а также взгляд на проблему ВК сегодня, оценка рисков последствий хронизации ВК, разбор принципов его разрешения.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Представим себе человека, назовем его В. глубоко духовного, сила веры которого сравнится разве что с силой любви к своей родине. И вот, его страна подвергается военной агрессии со стороны другого государства, и В. призван на фронт. Вопреки своим моральным убеждениям В. вынужден убивать других людей - для защиты своей родины. Однако он понимает, что перед ним всего лишь солдаты, которых так же, как и его самого, призвали в армию и вынудили убивать. Но все же они, пусть и исполняя чужой приказ, убивают его сограждан, защитить которых - моральный долг В. Внутри В. буря, либо он будет убивать людей, любо он позволит убивать других людей.

А вот молодой врач Т., который в том же вооруженном конфликте пытается спасти раненых. В лазарет поступают солдаты с различными ранениями, соответственно, и в различной степени тяжести. После боя поступление раненых большое, врачей на всех не хватает. Если легко раненые могут подождать врачебной помощи, то солдаты с ранениями средней тяжести нуждаются в безотлагательном вмешательстве. Тяжелораненые же без незамедлительной помощи обречены. Однако и в случае оказания экстренной медицинской помощи их шансы на выживание хотя и существенно повышаются, но все равно остаются далеки от 100%. По этой причине, исходя из конечного результата, в случае ЧС или боевых действий пациентам с обширными, тяжелыми ранениями, когда шансов на спасение немного, вручается "черная метка", то есть их приписывают к агонирующим и оказывают помощь после пациентов с красной и желтой метками - тяжело и средне тяжело раненых [2]. Такой подход целесообразен: за одно и то же время можно оказать помощь большему количеству среднетяжелых пациентов, чем очень тяжело раненых, кроме того, они имеют лучший прогноз. Таким образом, в конечном итоге, выживает больше людей.

Наш Т. ответственно исполняет свои обязанности, он действует согласно медицинским предписаниям. Однако, проходя мимо крайне тяжелых пациентов, он вдруг осознает, что, когда он закончит с тяжелыми и среднетяжелыми, первых скорее всего здесь уже не будет. Фактически, откладывая медицинскую помощь, он обрекает их на неминуемую смерть. В то же время, среднетяжелые пациенты имеют достаточно высокие шансы на выживание даже при задержке в оказании помощи.

Т. оказывается в ситуации, родственной «Проблеме вагонетки», сформулированной Филиппой Фут в 1967 году. Кратко сформулировать классический вариант проблемы можно следующим образом: «Вагонетка несется по железнодорожному пути, на котором впереди стоят пять человек. Вы можете перевести стрелку на соседние рельсы, но на них тоже стоит человек, правда, один. Возьмете ли Вы на себя ответственность спасти пятерых ценой одного человека?» [3]. Только Т. перед таким выбором оказывается не однократно, а каждый день.

102

Все это - примеры, когда человек оказывается перед тяжелым моральным выбором. Разнонаправленные, но схожие по силе стремления вступают в противоборство друг с другом, формируя конфликт - так ВК определял американский психолог Курт Левин в своей монографии «Психологическая ситуация награды и наказания» [4]. Исходя из этого предположения, он подразделил конфликтные ситуации на три типа. Первый тип - когда человек находится между двумя положительными силами, которые с равной степенью действуют на него. В пример Левин приводит феномен Буриданового осла, который будучи голодным, не смог выбрать между двумя одинаковыми стогами сена, из-за чего и умер, так и не приняв решения.

Второй тип противоположен первому тем, что индивид находится под влиянием двух отрицательных побуждений. Курт Левин, в качестве примера приводит ситуацию, когда ребенка с помощью угрозы наказания заставляют выполнять работу по дому или по учебе [4]. Такой тип ВК мы можем заметить и в главном герое произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Романович размышляет над тем, имеет ли он право совершить убийство совершенно бесполезного, с его точки зрения, человека ради улучшения своего благосостояния. Здесь, однако, основной конфликт разыгрывается уже апостериори [5].

Третий тип - ситуация, в которой на человека одновременно действуют положительный и отрицательный побудители, но, как подчеркивает Левин, эти побудитель должны исходить от одного объекта. Примером может служить собака, которую ребенок очень хочет погладить или поиграть с ней, но при этом ребенок чувствует опасность со стороны животного [4].

Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд, полагал, что ядром ВК является противоборство двух человеческих начал или позывов. З. Фрейд считал, что такой конфликт в сочетании с расхождением реальности и представления человека об идеале (сверх-Я) создает благоприятную почву для возникновения неврозов [6].

Он выделял два вида «первичных позывов», которые присутствуют в человеке всю жизнь и определяют его конфликтную природу: Эрос - отвечающий за чувство самосохранения индивида, желание жить, и Танатос (З. Фрейд также называл его «Садизм»), некий инстинкт смерти, целью которого является приведение всего живого в безжизненное состояние. Оба этих позыва находятся в конфронтации в сознании человека всю его жизнь, и у людей, которые не сумеют адаптироваться к этому, могут возникнуть неврозы.

З. Фрейд также отмечал, что тяжелые неврозы, как пример - «невроз принуждения», являются последствиями регресса первичных позывов смерти [7]. Регрессом З. Фрейд считал возвращение человека к позывам, которые он испытывал в детстве, проявлявшиеся, например, в «Эдиповом комплексе». Такой тип ВК мы наблюдаем, когда человек стремится максимально походить на своего кумира, чаще всего - артиста. В этом случае знаменитость выступает неким сверх-Я, соответствовать которому в полной мере человек в реальности никак не может, из-за чего и возникает ВК. Модель ВК З. Фрейда перекликается с третьим типом

103

конфликта Левина, где Эрос выступает в роли положительного побудителя, а Садизм - отрицательного.

Американский психолог и психоаналитик, Карен Хорни, в своей работе «Наши внутренние конфликты (Our Inner Conflicts)» привела несколько иной взгляд на проблематику ВК. Источником конфликта она видела утрату человеком способности желать и стремиться к чему-либо искренне, потому что «его истинные желания разделены и действуют в противоположных направлениях». Она считала этот базисный конфликт более глубоким, нежели утверждал З. Фрейд. Однако отношение К. Хорни к разрешению ВК более позитивно, чем у З. Фрейда. Возникновение базисного конфликта, с ее точки зрения, не является неизбежным, и его разрешение возможно, если человек применит достаточно усилий для искоренения конфликта [6].

Бывший президент Американской психологической ассоциации, Эверетт Шостром, сравнивал биполярную природу человека с двухпартийной системой демократии, при которой одна часть человеческого сознания находится у власти, а другая является оппозицией, но при этом не исчезает навсегда. Он утверждал, что «люди, которым удастся уничтожить одну из сторон своей полярности, могут навсегда проститься с психическим здоровьем» [8, с. 28].

Близкий соратник Зигмунда Фрейда, швейцарский психиатр Карл Юнг, источник конфликта видел в искажении «общего типа установки» внешними силами и обстоятельствами. К. Юнг выделял два типа общих установок -экстравертные и интровертные. Эти установки влияют на функции психики: мышление, ощущение, чувство и интуицию [9]. Одним из примеров искажения К. Юнг считал навязывание родителями своим детям установок, которые отличаются от изначально заложенных природой, т.е. смена одного типа на другой. Он отмечал, что у индивидов, подвергающихся такому искажению, высок риск возникновения невроза, и исцеление такого человека возможно только при возвращении личности к ее естественному типу установки.

Наставник Шострома, Абрахам Маслоу, считал, что в ситуации выбора, когда человеку приходится выбирать из двух целей, которые для индивида являются крайне важными, возникает конфликт, который не устраняется после принятия решения. Ядром угрозы, по его мнению, являлся факт того, что, выбирая одну «базовую» потребность, человек блокирует другую, и это может привести к психической дисгармонии. В такой ситуации человек отказывается от достижения насущной цели, от удовлетворения жизненно важной потребности, и это угрожает его психологическому благополучию [10].

Пирамида потребностей А. Маслоу, это не что иное, как иерархическая модель человеческих потребностей, которая отражает суть мотивационной теории иерархических потребностей (Рис. 1).

Пирамида состоит из нескольких уровней, внизу которой находятся простейшие физиологические потребности, такие как еда и вода, сон; следующую ступень занимают потребности в безопасности жизни и здоровья; следующая потребность - это потребность в социуме, принадлежности к какой-то социальной группе: семья, друзья, рабочий коллектив; выше стоит потребность в признании

104

индивида обществом, оценке его заслуг и достижений; а самую верхнюю ступень занимают потребность в самореализации, самосовершенствовании и стремление к

идеалу.

Согласно его теории, именно невозможность в полной мере реализовать свой внутренний потенциал, то есть высшую ступень пирамиды, несоответствие идеальных представлений индивида о самом себе и реальности может дать почву для возникновения ВК.

Мы можем заметить некое сходство теории А. Маслоу с идеями З. Фрейда, с той лишь разницей, что З. Фрейд считал достижение идеала невозможным, и, соответственно, и разрешение конфликта - тоже. А. Маслоу же утверждал, что если на пути человека не будет преград, то достижение высшей ступени пирамиды вполне реально.

С подобным конфликтом сталкивается большое количество молодых людей, перед которыми, после окончания школы, встает вопрос их дальнейшего пути развития и самореализации. Р. сейчас 17 лет. Он играет на гитаре, хорошо поет, у него есть свой рок-ансамбль. Ребята мечтают писать музыку и собирать полные залы на своих концертах. Однако родители Р. убеждены, что рок не может быть главным делом жизни и источником дохода для их сына. Они настаивают на том, чтобы он пошел по стопам отца и стал инженером. Но Р. это совсем не интересно. Музыка - его увлечение. В то же время, Р. понимает, что родители гораздо опытнее и мудрее него, и стоит прислушаться к их совету. Кроме того, Р., хоть и бунтарь по натуре, но очень любит и уважает своих родителей.

Р. поступает в ВУЗ, но беспокойные мысли его не покидают. «Что, если они все-таки ошибаются? Вдруг у них с друзьями и вправду могло бы быть большое

Потребность в безопасности

личная безопасность, здоровье, стабильность

Рис. 1. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу [11].

105

музыкальное будущее? Вдруг музыка - и есть его истинное предназначение? Вдруг еще не поздно все исправить?»

Немецкий врач-психиатр и основоположник гештальт-терапии, Фредерик Перлз, сравнивал возникновение и разрешение ВК с нарушением «гомеостаза» в организме. В книге «Гештальт-подход. Свидетель терапии» Ф. Перлз обращает внимание на то, что «люди имеют тысячи потребностей на чисто физиологическом уровне и тысячи потребностей - на социальном», и что их все человек должен выстраивать исходя из некой иерархии, опираясь на значимость тех или иных потребностей. И именно в неспособности распределить потребности, выделить одну основную и подстроить другие под одну конкретную цель Ф. Перлз и видел причину конфликтов у невротиков. Он утверждал, что своим влиянием на человека окружающая среда может нарушать «гомеостаз» организма, в том числе и психологический [12].

Альфред Адлер считал, что такие чувства, как неуверенность в себе, ощущение собственной неполноценности, неадекватности, дают личности цель для существования и определяют пути к достижению этой цели. А целью же является достижение такого уровня развития человека и его положения в обществе, когда он будет превосходить свое окружение. Конечной точкой этого пути является либо удовлетворение чувства собственного превосходства, либо развитие личности до такого уровня, когда жизнь индивида становиться осмысленной. Чувства индивида, его воображение, память, творческие порывы, все они связанны между собой одной конечной целью, которая координирует их все между собой [13].

Источником ВК А. Адлер видел комплекс неполноценности, который появляется у человека в самом начале его развития, как личности, и которые человек не смог преодолеть в процессе взросления. По его мнению, характер личности формируется в первые пять лет жизни. В это время ребенок наиболее восприимчив к внешним раздражителям, сильнее реагирует на все происходящее вокруг, особенно на отрицательные события, формирующие в ребенке комплекс неполноценности, который останется с ним на продолжительное время и в будущем способен будет дать почву для возникновения серьезных ВК.

А. Адлер выдвинул два пути решения уже возникших конфликтов. Первый путь состоит в успешной и полноценной интеграции человека в социум. Разносторонние знакомства, успешная карьера и устоявшийся круг общения благотворно сказываются на умении личности преодолевать конфликтные состояния без помощи специалистов. Противоположный же образ жизни, отсутствие стабильности, существование в деструктивной среде, злоупотребление психотропными веществами расшатывают и без того уязвимую психику, усугубляя и закрепляя конфликт глубже в сознании человека.

Второй путь - это достижение индивидом компенсации имеющегося комплекса, занимаясь самообразованием и развитием талантов и навыков, что позволит человеку добиться некого превосходства над другими. А. Адлер выделял три формы проявления этого пути: адекватная компенсация (развитие навыков и талантов, входящих в круг интереса индивида), сверхкомпенсация (развитие эгоистичных навыков, например, лицемерие, льстивость, накопительство), мнимая

106

компенсация (нахождение оправданий или непреодолимых сил, которые мешают индивиду добиться успеха).

Карл Роджерс, американский психолог и один из создателей гуманистической психологии, источником ВК видел различие между двумя концепциями человека, «реального Я» и «идеального Я», что очень похоже на подход З. Фрейда к этому вопросу. В работе «Становление личности. Взгляд на психотерапию» [14] он приводит в пример изменение отношения пациентов к своим «реальным Я» и «идеальным Я» до психотерапии и после. Результаты его исследования показали, что после сеансов «реальное Я» человека становилось ближе к идеальному, что приводило к нивелированию субстрата для ВК.

Отдельно стоит упомянуть, что в качестве патогенеза невроза, психиатр Владимир Николаевич Мясищев рассматривал ВК. Действие такого конфликта основано на появлении неразрешимой проблемы, пагубное действие которой зависит от глубины нарушения внутренней структуры личности человека. Наиболее частой причиной возникновения невроза автор считал разобщение между желаниями личности с той реальностью, в которой она существует. В. Н. Мясищев отмечал, что завышенные ожидания дают больше поводов для возникновения конфликта. В пример он приводит ребенка, который был единственным в семье, но с появлением младшего брата или сестры он сталкивается с некой конкуренцией за внимание родителей. Подобная же ситуация возникает у детей, которые, будучи центром внимания в семье, попадают в школьный коллектив и уже не ощущают той значимости, которую имели в кругу семьи.

В. Н. Мясищев выделял и другой тип конфликта в личности, когда человек не способен выполнять требуемые обществом функции - играть свою социальную роль. Он начинает испытывать волнение и тревогу, нахождение в социуме становится для него все более и более тягостным, что в конечном итоге приводит к дистанцированию его от общества и социальной декомпенсации [15].

Профессор Техасского Университета, Джеймс Пеннбейкер, выдвинул, так называемую, «модель торможения», в которой говорится, что две цели или желания, противоречащие друг другу, не дают человеку развиваться, как личность, из-за того, что человек начинает обдумывать возникшую проблему и подавляет любые действия в отношении этих целей [16].

На основании его теории Роберт Эммонс и Лаура Кинг провели исследование о возникновении ВК у человека и его влиянии на организм [17]. Участниками исследования были 40 студентов Университета Иллинойса. В ходе работы была оценена степень влияния ВК на психическое и соматическое состояние. Оценка соматической симптоматики проводилась на основании «Симптоматического опросника Хопкинса» [18]. Для измерения степени конфликта студентам предложили заполнить матрицу стремлений, которая представляла из себя 15 вопросов-стремлений, например, «стремление стать более привлекательным», «стремление избегать внимания со стороны», «стремление получить новый опыт» и др. Эти стремления не обязательно были положительными. Студенты сравнивали стремления между собой и отвечали на вопрос: «Оказывает ли успех в этом стремлении полезное, вредное влияние или вообще не оказывает никакого на другое

107

стремление?». Оценка стремлений была составлена по шкале от очень вредной (-2) до очень полезной (2). Оценка 0 указывала на отсутствие влияния. Студенты заполняли матрицу, исходя из собственного жизненного опыта, если им приходилось сталкиваться с ВК, или проецируя предложенные варианты стремлений на свою жизнь, предполагая, какое влияние они окажут.

На основании результатов анкетирования авторы приходят к выводу, что противоречащие друг другу стремления могут оказывать негативное влияние не только на психическое, но и на соматическое состояние людей. Студенты указывали на появление головной боли и головокружения, боли в груди, чувства сердцебиения в ситуациях, когда им приходилось выбирать между равноценными для них целями. Такие конфликты, как указывают авторы, со временем способны изменять модели поведения и мышления человека.

Немецкий психотерапевт Клаус Граве в своей теории несоответствия [19] утверждал, что разногласия между целями внутри личности, а также разногласия между этими целями и реальностью способствуют развитию психопатологических симптомов или усугублению уже имеющихся патологических состояний. Он утверждал, что эмоции, которые возникают вследствие проявления несоответствий/разногласий между целями, могут приводить в действие психосоматические механизмы или стать причиной для психических расстройств. Такие несоответствия некоторых целей внутри личности, приводят к тому, что человек начинает избегать эти цели и возникает конфликт «подхода-избегания». Он характеризуется потерей сил на бесцельные обдумывания конфликта внутри себя, не приводящие к его разрешению, уходом от этих целей и запуском невротической симптоматики.

На эту теорию опирались Ульрих Штангира с коллегами [20] в работе, по установлению связи депрессивных состояний с ВК. Были опрошены 53 пациента из двух психиатрических больниц Германии с установленным диагнозом «депрессия» и 24 пациента из хирургического и терапевтического отделений в качестве контрольной группы. Критериями исключения являлись органические психические расстройства, шизофрения, зависимость от психотропных веществ, пограничное расстройство личности.

Тест на ВК включал в себя 46 целей/ценностей, такие как «жизнь в соответствии с моими ценностями», «перспективы на будущее», «способность наслаждаться жизнью», «качество дружеских отношений» и др., из которых исследователи выбирали от 8 до 10, наиболее подходящих для каждого конкретного пациента, и анализировались противоречия между моделями поведения человека и самостоятельной оценкой окружающих условий жизни. В рамках данного тестирования человек характеризовал (положительно/отрицательно) различные цели и внутренние ценности, а также оценивал успешность реализации этих целей и ценностей.

В группе пациентов с депрессией было замечено, что они в большей степени фокусировались на личностно значимых несоответствиях, которыми и являются ВК. Также было отмечено, что у таких пациентов был сильный диссонанс между целями, которые они, как личности, ставили, перед собой и их достижениями в

108

реальности. С нарастанием этот диссонанс мог приводить к появлению или усилению симптомов депрессии, таких как потеря интереса к жизни, отсутствие удовольствия от взаимодействия с окружающими. Также такое состояние опасно тем, что у человека теряется мотивация для продолжения терапии, он перестает искать пути для самосовершенствования. Еще одной из возможных причин ВК у депрессивных людей может быть осознание несоответствия их личных целей, убеждений и планов общепринятым нормам, которые присутствуют в обществе.

Авторы объясняют это с помощью теории диссонанса Леона Фестингера, которая постулирует, что при неудачной попытке согласовать цели внутри себя и наличии диссонанса внутри личности может возникнуть психологический дискомфорт [21]. Диссонансом считается любое несоответствие между различными знаниями и идеями, принятыми в обществе и убеждениями конкретного человека [20].

В методах решения ВК можно выделить одну общую идею у многих авторов. К. Хорни, К. Роджерс, А. Адлер считали, что преодолеть ВК индивид сможет самостоятельно или же с помощью других людей, даже не обязательно врачей, найдя самый приемлемый, компромиссный вариант его решения.

А. с детства любит животных. Родители постоянно не могли оттащить его от уличных кошек и собак, которых он все время хотел погладить. А. взрослеет и со временем он осознает, что каждый день на обед он видит в своей тарелке плоть убитого животного. Родители объясняют А., что "все едят мясо" и "мясо нужно, чтобы быть сильным". Какое-то время это работает, но тяжелые мысли все больше и больше одолевают А. "Я люблю животных. Я ем животных. Значит, я убиваю животных. Значит, я не люблю животных" - постоянно крутится у него в голове. Он пытается найти ответы на свои вопросы в интернете, однако информация там крайне противоречива. Однажды А. "прихватил" гастрит и во время беседы с гастроэнтерологом он решает спросить его авторитетного мнения по вопросу отказа от убойной пищи. В ответ он слышит доводы о неминуемом дефиците белка, витамина В12, кальция и, конечно же, железа. Он остается с неразрешимой дилеммой: либо убивать животных, либо столкнуться с неизбежными проблемами со здоровьем. В данном случае никакого компромисса быть не может: ограничение потребления мяса, например, вдвое означает убийство вдвое меньшего количества животных - слабое утешение для А., для него тяжела мысль даже об убийстве одного животного.

Однако если А. все же не останется удовлетворенным полученным ответом, он будет и дальше искать информацию и рано или поздно наткнется на системы поиска научной литературы, такие как eLibrary, PubMed, Google Schoolar и другие. Ознакомившись с трудами людей, изучавших растительные рационы, он узнает, что проблема белка [22] и железа [23, 24] решается довольно просто, а кальция вегетарианцы потребляют и вовсе больше [25], чем в среднем по популяции. Правда, он столкнется и с новыми угрозами, такими как йод [26], витамин D [27, 28] или ю-3 полиненасыщенные жирные кислоты [29, 30]. Но также он прочтет и о путях решения этих проблем. Самое главное - он ознакомится с позициями

109

диетологических обществ США [31], Канады [32], Германии [33], Италии [34], Испании [35] в отношении вегетарианских рационов.

Информированность. Один из ключевых факторов решения ВК - это обладание достаточной информацией об объектах стремлений и сдерживающих факторах. Адекватная осведомленность человека может радикальнейшим образом сместить баланс противоборствующих внутренних сил в одну из сторон.

К сожалению, некоторые ВК не имеют логических решений. Сколько герои начала рукописи, Т. и В., ни прочтут книг и статей, их проблемы с большой вероятностью останутся нерешенными.

В таких ситуациях облегчить состояние пациента могут приемы психотерапии. В работе Манфреда Бойтеля и соавторов, рассмотрены методы эмоционально-ориентированной и психодинамической психотерапии, ядро которых состоит в обработке и прорабатывании подавляемых или отрицаемых конфликтов и отрицательных эмоций для купирования подобных ВК [36]. Оба метода подразумевают не только активацию и обработку пациентом испытываемых эмоций, но и ВК, порождающих такие эмоции. Авторы выделяют три основные фазы лечения: начало, терапевтическая работа с причиной тревоги и ее проявлениями и окончание терапии. Во время сеансов врач наблюдает процесс рождения тревожных мыслей внутри человека, что обеспечивает пациенту, а главное, и терапевту, доступ к сокрытым эмоциям и желаниям. Терапевт активно исследует эпизоды возникновения тревожной симптоматики, с помощью которых врач может получить доступ к эмоциям, воспоминаниям и фантазиям пациента, связанным с ВК. Весь курс внимание врача будет сосредоточенно на центральном конфликте, который является основой симптомов тревоги. Большое внимание М. Бойтель с коллегами уделили непосредственному описанию прохождения пациентом всех этапов психотерапии.

В первой фазе терапевт проводит оценивающие беседы, цель которых выявить и оценить симптоматику и определить основные переживания пациента. Особенно важно обратить внимание на переживания, которые приводят к проявлению острой симптоматики. У пациента должно появиться осознание того, что эти симптомы связанны с теми или иными внутренними переживаниями. Это облегчит проведение терапии на следующих этапах. Врач дает пациенту объяснение модели его расстройства и обоснования для проведения дальнейшего лечения.

Во второй фазе терапевт переходит к более углубленному исследованию каждого отдельного эпизода, с целью выявления общих паттернов, приводящих пациента в состояние повышенной тревоги. Связывание симптомов с определенными наборами мыслей и желаний, поможет указать пациенту на патологические паттерны. После выявления проблемных мыслей и желаний терапевт переходит к проработке именно этих очаговых точек, путем вызывания у пациента эмоций и повторного переживания тревожных моментов. В ходе лечения такие эпизоды повторяются до тех пор, пока пациент не найдет адаптивного решения конфликта.

110

Заключительная, третья фаза лечения служит для предотвращения дальнейших рецидивов, а также контроля исхода лечения с акцентом на дальнейших шагах пациента к его автономии от внутренних переживаний.

ВЫВОДЫ

ВК развивается в повторяющейся или длительно персистирующей ситуации, когда имеются несколько сравнимых по силе, разнонаправленных и взаимоисключающих стремлений. Человек вынужден раз за разом выбирать из неоптимальных, с его точки зрения, вариантов. Таким образом, процесс принятия неудовлетворяющих акцептор результата действия решений циклизуется и начинает рециркулировать [37]. При дальнейшем отсутствии удовлетворенности от сделанного выбора конфликт навязывается и хронизуется. Это создает благоприятную почву для развития неврозов. Более того, есть свидетельства того, что ВК оказывает патологическое воздействие и через психосоматические механизмы, приводя к ухудшению не только психического, но и соматического самочувствия.

Наиболее адекватным и физиологичным выходом из конфликта является попытка сместить равновесие стремлений. Для этого необходимо получить дополнительную информацию об объектах стремлений. Таким образом, изучение фундаментальных и практических свойств поставленных вопросов является, вероятно, ключевым методом решения ВК. Достаточная эрудиция - это также и основной способ профилактики возникновения ВК.

К сожалению, существуют глубоко философские фабулы ВК, решение которых трудно найти даже при глубочайшем погружении в проблему. В таких ситуациях может потребоваться психотерапевтическая помощь. Она, однако, направлена не на решение самого ВК, а в основном на попытку вызвать резистентность пациента к тревожащим его мыслям.

Список литературы

1. Баарс Б. Мозг. Познание. Разум. Введение в когнитивные нейронауки: в 2 т. / Б. Баарс, Н. Гейдж. -М.: БИНОМ, 2014. - Т. 2. - 1008 с.

2. Гончаров С. Ф. Основы организации оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях: Методические рекомендации / С. Ф. Гончаров, Г. П. Лобанов, И. И. Сахно, М. В. Быстров, Б. В. Бобий. - М.: ВЦМК «Защита», 2016. - 123 с.

3. Foot P. «The Problem of Abortion and the Doctrine of the Double Effect» in Virtues and Vices / P. Foot. // Oxford: Basil Blackwell, 1978. - 6 p.

4. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин. - М.: Смысл, 2001. - 576 с.

5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. - М.: АСТ, 2015. - 672 с.

6. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2008. - 224 с.

7. Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Эксмо-пресс, 2017. - 160 с.

8. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск: Попурри, 1996. - 400 с.

9. Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. - М.: Академический проект, 2019. - 538 с.

10. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.

11. Петрушин В. И. Иерархическая структура личности и ресурсы для её развития / В. И. Петрушин. // Вестник МГУКИ. - 2017. - Т. 3. - С. 182-191.

111

12. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Ф. Перлз. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 207 с.

13. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. - М.: АСТ, 2021. - 320 с.

14. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 258 с.

15. Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - М.: YOYO Медиа, 2012. - 428 с.

16. Pennebaker J. The psychology of physical symptoms / J. Pennebaker // New York: Springer-Verlag, 1982. - 197 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Emmons R. A. Conflict Among Personal Strivings: Immediate and Long-Term Implications for Psychological and Physical Well-Being / R. A. Emmons, L. A. King // Michigan State University: Journal of Personality and Social Psychology, - 1988. - P. 1040-1048.

18. Derogatis L. R. The Hopkins Symptom Checklist: A measure of primary symptom dimensions. / L. R. Derogatis, R. S. Lipman, J. Rickels. - 1974. - P. 79-110.

19. Grawe K. Psychological Therapy / K. Grawe // Boston: Hogrefe Publishing. - 2004. - 209 p.

20. Stangiera U. Intrapersonal Conflict in Goals and Values of Patients with Unipolar Depression / U. Stangiera, U. Ukrowb, K. Schermelleh-Engelc, M. Grabed, W. Lauterbachc // Psychotherapy and Psychosomatics, 2007. - Vol. 76, No 3. - P. 162-170.

21. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - М.: Эксмо, 2018. - 318 с.

22. Гальченко А. В. Оценка потребности в белке и аминокислотах, исходя из биосинтетических потребностей и показателей азотистого баланса / А. В. Гальченко, Л. Д. Морозова, Т. С. Залетова // Вопросы диетологии. - 2017. - Т. 7, вып. 2. - С. 64-68.

23. Гальченко А. В. Эссенциальные микро- и ультрамикроэлементы в питании вегетарианцев и веганов. Часть 1. Железо, цинк, медь, марганец / А. В. Гальченко, А. М Назарова // Микроэлементы в медицине. - 2019. - Т. 20, вып. 4. - С. 14-23.

24. Galchenko A. V. Association of microelementosis with the risk of hypochromic anemia in vegetarians and vegans / A. V. Galchenko, A. A. Sherstneva // «Biogeochemical innovations under the conditions of the biosphere technogenesis correction» (Tiraspol, 2020). - Tiraspol: BPF PGU im. T.G. Shevchenko, 2020. -P. 351-358.

25. Galchenko A. V. Calcium status among vegetarians and vegans / A. V. Galchenko, R. Ranjit // Russian scientific-practical conference with international participation «Fundamentals of technological development of agriculture» (Orenburg, 2019). - Orenburg: FNTs BST RAN, 2019. - Р. 209-212.

26. Гальченко А. В. Эссенциальные микро- и ультрамикроэлементы в питании вегетарианцев и веганов. Часть 2. Йод, селен, хром, молибден, кобальт / А. В. Гальченко, А. М Назарова // Микроэлементы в медицине. - 2020. - Т. 21, вып. 2. - C. 13-22.

27. Chan J. Serum. 25-hydroxyvitamin D status of vegetarians, partial vegetarians, and nonvegetarians: The Adventist Health Study-2 / J. Chan, K. Jaceldo-Siegl, G. E. Fraser // The American journal of clinical nutrition. - 2009. - Vol. 89, No 5. - P. 1686-1692.

28. Ho-Pham L.T. Vegetarianism, bone loss, fracture and vitamin D: a longitudinal study in Asian vegans and non-vegans / L. T. Ho-Pham, B. Q. Vu, T. Q. Lai [et al.] // European journal of clinical nutrition. - 2012. -Т. 66, No 1. - P. 75-82.

29. Saunders A. Omega-3 polyunsaturated fatty acids and vegetarian diets / A. Saunders, B. C. Davis, M. Garg // The medical journal of Australia. - 2013. - Т. 199, No 4. - P. 22-26.

30. Sanders T. A. B. DHA status of vegetarians / T. A. B. Sanders // Prostaglandins Leukot Essent Fatty Acids. - 2009. - Т. 81, No 2-3. - P. 137-141.

31. Melina V. Position of the Academy of Nutrition and Dietetics: Vegetarian Diets / V. Melina, W. Craig, S. Levin // Journal of the Academy of nutrition and dietetics. - 2015. - Т. 115, No 5. - P. 801-810.

32. American Dietetic Association; Dietitians of Canada. Position of the American Dietetic Association and Dietitians of Canada: Vegetarian diets // Journal of the American dietetic association. - 2003. - Т. 103, No 6. - P. 748-765.

33. Rudloff S. Vegetarian diets in childhood and adolescence: Position paper of the nutrition committee, German Society for Paediatric and Adolescent Medicine (DGKJ) / S. Rudloff, C. Buhrer, F. Jochum [et al.] // Molecular and cellular pediatrics. - 2019. - Т. 6, No 1. - 4 p.

112

34. Agnoli C. Position paper on vegetarian diets from the working group of the Italian Society of Human Nutrition / C. Agnoli, L. Baroni, I. Bertini [et al.] // Nutrition, metabolism and cardiovascular diseases. -2017. - Т. 27, No 12. - P. 1037-1052.

35. Ferreiro S. R. Position paper on vegetarian diets in infants and children. Committee on Nutrition and Breastfeeding of the Spanish Paediatric Association / S. R. Ferreiro, A. M. Lopez, J. M. M. Villares // Anales de pediartia. - 2020. - Т. 92, No 5. - P. 1-6.

36. Beutel M. E. Treating anxiety disorders by emotion-focused psychodynamic psychotherapy (EFPP) — An integrative, transdiagnostic approach / M. E. Beutel, L. Greenberg, R. D. Lane, C. Subic-Wrana // Clinical Physiology & Psychotherapy, 2018. - T. 26, No 1. - P. 1-13.

37. Судаков К. В. Функциональные системы / К. В. Судаков. - М.: Издательство РАМН, 2011. - 320 с.

INTRAPERSONAL CONFLICT: THE ESSENCE OF THE PHENOMENON, CAUSES, POSSIBLE CONSEQUENCES AND PRINCIPLES OF CORRECTION

Galchenko А. V.

PeoplesЛ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation

E-mail: gav.jina@gmail.com

A conflict is any confrontation between several parties. However, these parties can be within one person. In this case, we are talking about an intrapersonal conflict. Intrapersonal conflicts constantly arise in each of us when we are faced with any choice, and in the overwhelming majority of cases, they are quickly resolved. However, if a decision does not come, and oppositely directed aspirations - the opposing parties -continue to persist, an intrapersonal conflict can become chronic and acquire a pathological character.

The problem of intrapersonal conflict has been of concern to specialists since the days of the formation of psychology and psychiatry as sciences. The founder of psychoanalysis, Sigmund Freud, proceeding from his concept of personality structure, believed that intrapersonal conflict develops as an outcome of a pronounced discrepancy between the "Ego" and its «Super Ego». Carl Rogers expressed very similar ideas; in his theory, an intrapersonal conflict arises when the "Real Self" does not correspond to the «Ideal Self». Abraham Maslow reflected on the nature of intrapersonal conflict already based on his concept of human aspirations, known as the «Maslow Pyramid». Sacrificing aspirations from the "higher levels of the pyramid" for the sake of satisfying more basic ones, a person also does not lose these aspirations, and they continue to exist in his consciousness, provoking an intrapersonal conflict. This idea was developed by Frederick Perls, suggesting that intrapersonal conflict is chronicled for the reason that a person is unable to build a rational hierarchy of his needs, as a result of which any of them are equalized, and a person cannot make a choice. We see similar ideas in Leon Festinger's theory of dissonance. In the nature of the development of intrapersonal conflict, Carl Jung emphasized the imposition of a certain model of behaviour on a person that contradicts his nature. Alfred Adler put somewhat similar ideas forward. He attached great importance to the violation of social integration of a person, however, for another reason - a long persistent feeling of his own low social significance. Many psychologists and psychiatrists, from Freud to modern specialists, note that intrapersonal conflict creates a favourable environment for the formation of neurosis. Vladimir Myasishchev saw in the

113

intrapersonal conflict that developed as a result of a discrepancy between the expectations of a person, primarily from himself, and the reality, or against the background of a person's inability to fulfil the social role that society assigned to him, a huge potential for the formation of neurosis. Klaus Grave also believed that intrapersonal conflict can have a detrimental effect on the physical health through psychosomatic mechanisms. Modern studies support these ideas. The research by Robert Emmons and Laura King has shown that the presence of unresolved intrapersonal conflicts can affect both mental and somatic health of a person. Research by Ulrich Stangiera et al. showed a significant relationship between the presence of intrapersonal conflict and depression.

In the treatment of intrapersonal conflict, most authors assign the leading role to a shift in balance in oppositely directed aspirations. In this process, obviously, it is crucial to reassess rationally these aspirations based on obtaining comprehensive information about their nature, as far as possible. However, there are theoretically unsolvable plots of the conflict. A classic example of such intrapersonal conflict of «immediate type» was given by Philippa Foot in her famous «Trolley Problem». Despite the fact that decision-making inevitably occurs in a very limited period, in retrospect, a person may constantly return to it. This thought experiment is often used in the preparation of students in sociology, politics, psychology, philosophy and other areas. In case of failure of logical therapy, it is possible to use other methods of psychotherapy. Manfred Beutel showed the relative effectiveness of methods of emotionally oriented and psychodynamic psychotherapy. This approach is focused on the development of natural mechanisms of psychological defence in the patient through the constant persistence of intrapersonal conflict in the patient's mind under controlled conditions.

Keywords: aspirations, values, self-fulfilment, decision-making, neurosis.

References

1. Baars B. and Gage N., Brain, cognition, mind: an introduction to cognitive neuroscience, 1008 p. (BINOM, Moscow, 2014).

2. Goncharov S.F., Lobanov G.P., Sakhno I.I., Bystrov M.V. and Bobii B.V., Fundamentals of the organization of medical assistance to victims in emergency situations: Methodical recommendations, 123 p. (VTsMK «Zashchita», Moscow, 2016).

3. Foot P., «The Problem of Abortion and the Doctrine of the Double Effect» in Virtues and Vices, 6 p. (Basil Blackwell, Oxford, 1978).

4. Lewin K., A Dynamic theory ofpersonality: selected papers, 576 p. (Smysl, Moscow, 2001).

5. Dostoevskii F.M, Crime and Punishment, 672 p. (AST, Moscow, 2015).

6. Horney K., Our Inner Conflicts, 224 p. (Akademicheskii proekt, Moscow, 2008).

7. Freud S., The Ego and the Id, 160 p. (Eksmo-press, Moscow, 2017).

8. Shostrom E., Anti-Karnegi or Man, the manipulator, 400 p. (Popurri, Minsk, 1996).

9. Jung C., Psychological types, 538 p. (Akademicheskii proekt, Moscow, 2019).

10. Maslow A., Motivation and personality, 400 p. (Piter, Saint-Petersburg, 2019).

11. Petrushin V.I., Hierarchial structure of personality and the resources for its development, Vestnik MGUKI, 3, 182 (2017).

12. Perls F., The gestalt approach. Eye witness to therapy, 207 p. (Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, Moscow, 2017).

13. Adler A., Understanding human nature, 320 p. (AST, Moscow, 2021).

14. Rogers C., A look at psychotherapy. The formation of man, 258 p. (Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, Moscow, 2016).

15. Myasishchev V.N., Personality and neuroses, 428 p. (YOYO Media, Moscow, 2012).

114

16. Pennebaker J., The psychology of physical symptoms, 197 p. (Springer-Verlag, New York, 1982).

17. Emmons R.A. and King L.A., Conflict Among Personal Strivings: Immediate and Long-Term Implications for Psychological and Physical Well-Being, Michigan State University: Journal of Personality and Social Psychology, 1040 (1988).

18. Derogatis L.R., Lipman R.S. and Rickels J., The Hopkins Symptom Checklist: A measure of primary symptom dimensions, pp. 79-110 (1974).

19. Grawe K., Psychological Therapy, 209 p. (Hogrefe Publishing, Boston, 2004).

20. Stangiera U., Ukrowb U., Schermelleh-Engelc K., Grabed M. and Lauterbachc W., Intrapersonal Conflict in Goals and Values of Patients with Unipolar Depression, Psychotherapy and Psychosomatics, 76 (3), 162 (2007).

21. Festinger L., Cognitive dissonance theory, 318 p. (Eksmo, Moscow, 2018).

22. Galchenko A.V., Morozova L.D. and Zaletova T.S., Evaluation of protein and amino acid requirements, based on biosynthetic needs and nitrogen balance parameters, Voprosy dietologii, 7 (2), 64 (2017).

23. Galchenko A.V. and Nazarova A.M., Essential trace and ultra trace elements in nutrition of vegetarians and vegans. Part 1. Iron, zinc, copper, manganese, Mikroelementy v meditsine, 20 (4), 14 (2019).

24. Galchenko A.V. and Sherstneva A.A., Association of microelementosis with the risk of hypochromic anemia in vegetarians and vegans. «Biogeochemical innovations under the conditions of the biosphere technogenesis correction», p. 351, (BPF PGU im. T.G. Shevchenko, Tiraspol, 2020).

25. Galchenko A.V. and Ranjit R., Calcium status among vegetarians and vegans, Russian scientific-practical conference with international participation «Fundamentals of technological development of agriculture» (FNTs BST RAN, Orenburg, 2019), p. 209.

26. Galchenko A.V. and Nazarova A.M., Essential trace and ultra trace elements in nutrition of vegetarians and vegans. Part 2. Iodine, selenium, chromium, molybdenum, cobalt, Mikroelementy v meditsine, 21 (2), 13 (2020).

27. Chan J., Jaceldo-Siegl K. and Fraser G.E., Serum. 25-hydroxyvitamin D status of vegetarians, partial vegetarians, and nonvegetarians: The Adventist Health Study-2, The American journal of clinical nutrition, 89 (5), 1686 (2009).

28. Ho-Pham L.T., Vu B. Q., Lai T.Q., Nguyen N.D. and Nguyen T.V., Vegetarianism, bone loss, fracture and vitamin D: a longitudinal study in Asian vegans and non-vegans. European journal of clinical nutrition, 66 (1), 75 (2012).

29. Saunders A., Davis B.C., Garg M., Omega-3 polyunsaturated fatty acids and vegetarian diets, The medical journal of Australia, 199 (4), 22 (2013).

30. Sanders T.A.B., DHA status of vegetarians. Prostaglandins Leukot Essent Fatty Acids, 81 (2-3), 137 (2009).

31. Melina V., Craig W., Levin S., Position of the Academy of Nutrition and Dietetics: Vegetarian Diets. Journal of the Academy of nutrition and dietetics, 115 (5), 801 (2015).

32. American Dietetic Association; Dietitians of Canada. Position of the American Dietetic Association and Dietitians of Canada: Vegetarian diets. Journal of the American dietetic association, 103 (6), 748 (2003).

33. Rudloff S., Buhrer C., Jochum F., Kauth T., Kersting M., Korner A., Koletzko B., Mihatsch W., Prell C., Reinehr T., Zimmer K., Molecular and cellular pediatrics. Vegetarian diets in childhood and adolescence: Position paper of the nutrition committee, German Society for Paediatric and Adolescent Medicine, Molecular and cellular pediatrics, 6 (1), 4 (2019).

34. Agnoli C., Baroni L., Bertini I., Ciappellano S., Fabbri A., Papa M., Pellegrini N., Sbarbati R., Scarino M. L., Siani V. and Sieri S., Position paper on vegetarian diets from the working group of the Italian Society of Human Nutrition, Nutrition, metabolism and cardiovascular diseases, 27, (12), 1037 (2017).

35. Ferreiro S.R., Lopez A.M. and Villares J.M.M., Position paper on vegetarian diets in infants and children, Committee on Nutrition and Breastfeeding of the Spanish Paediatric Association, Anales de pediartia, 92 (5), 1 (2020).

36. Beutel M.E., Greenberg L., Lane R.D. and Subic-Wrana C., Treating anxiety disorders by emotion-focused psychodynamic psychotherapy (EFPP) - An integrative, transdiagnostic approach, Clinical Physiology & Psychotherapy, 26 (1), 1 (2018).

37. Sudakov K.V., Functional systems, 320 p. (RAMN, Moscow, 2011).

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.