Научная статья на тему 'Внутрихолдинговые расчеты, как часть системы налогового планирования'

Внутрихолдинговые расчеты, как часть системы налогового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерский учет / налоговое планирование / внутрихолдинговые расчеты / accounting / tax planning / intra holding transactions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Александр Михайлович

В гражданском законодательстве не существует единых подходов к определению терминологии налогового планирования или налоговой оптимизации. Между тем опыт современных российских предприятий показывает, что при выборе поведения на рынке, определении стратегии предпринимательской деятельности всех прежде всего интересует модель экономического поведения, связанного с уплатой налогов. Тенденция перехода налогового планирования на полностью законные схемы в последние годы существенно усилилась, возрастает неподдельный интерес к теме законной оптимизации налоговых платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the civil legislation there are no uniform approaches to definition of terminology of tax planning or tax optimization. Meanwhile experience of the modern Russian enterprises shows that at a behavior choice in the market, definition of strategy of business activity of all first of all interests model of the economic behavior connected with payment of taxes. The tendency of transition of tax planning to completely lawful schemes significantly amplified in recent years, genuine interest in a subject of lawful optimization of tax payments increases.

Текст научной работы на тему «Внутрихолдинговые расчеты, как часть системы налогового планирования»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

119

Необходимо обеспечить передачу имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления публичных функций, в казну с последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду хозяйствующим субъектам;

6) необходимо расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

7) в органах власти должна быть внедрена процедура экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленная на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;

8) необходимо усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных прав (например, права пользования недрами, лесными, водными и биоресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности. Непрозрачные механизмы распределения создают существенные барьеры входа на рынок новых участников;

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует разработать и принять региональные программы развития конкуренции, к задачам которых должны быть отнесены в том числе:

• упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

• сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;

• организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

• повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

• сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

• развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;

• развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Региональные программы развития конкуренции должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности. Стратегической целью реализации региональных программ развития конкуренции является выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации.

Но, пока, вследствие существования кризисных явлений в экономике в 2014-2015 годах, субъекты малого предпринимательства будут все равно замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение; прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов; пересматривать методы работы с контрагентами. Кризис может обусловить значительное количественное сужения малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Возможно также в дальнейшем сокращение численности занятых на малых предприятиях и снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Список литературы

1. Селищева Ю. Административные барьеры развития малого бизнеса: проблемы и пути решения / Ю. Селищева // Предпринимательство. - 2014. - №13. -С. 32

2. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства - URL: http://smb.gov.ru/services

/opendata/?id=58

3. Экспресс-анализ эффективности программ поддержки малого бизнеса (KPMG, 2014) - URL: http://www.kpmg.com/qq/en/pages/default.aspx

ВНУТРИХОЛДИНГОВЫЕ РАСЧЕТЫ, КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Петров Александр Михайлович

д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет», Финуниверситет, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В гражданском законодательстве не существует единых подходов к определению терминологии налогового планирования или налоговой оптимизации. Между тем опыт современных российских предприятий показывает, что при выборе поведения на рынке, определении стратегии предпринимательской деятельности всех прежде всего интересует модель экономического поведения, связанного с уплатой налогов. Тенденция перехода налогового планирования на полностью законные схемы в последние годы существенно усилилась, возрастает неподдельный интерес к теме законной оптимизации налоговых платежей.

ABSTRACT

In the civil legislation there are no uniform approaches to definition of terminology of tax planning or tax optimization. Meanwhile experience of the modern Russian enterprises shows that at a behavior choice in the market, definition of strategy of business activity of all first of all interests model of the economic behavior connected with payment of taxes. The tendency of transition of tax planning to completely lawful schemes significantly amplified in recent years, genuine interest in a subject of lawful optimization of tax payments increases.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговое планирование, внутрихолдинговые расчеты.

Keywords: accounting, tax planning, intra holding transactions.

120

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:

• платить минимум из положенного;

• осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;

• использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

• использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

• не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов. В зависимости от характера и масштабов решаемых

задач налоговое планирование включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Этап 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданскоправовой ответственностью по обязательствам.

При этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия, как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.

Компания, получающая дивиденды от участия в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо всю сумму дивидендов, либо его часть из налогообложения прибыли. Критерием того, сколько вычитать, служит процент участия в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

В отдельных странах полностью разрешено вычитать дивиденды из налогооблагаемой базы, если они получены от контролируемого предприятия, где обеспечено безусловное принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.

В отдельных странах (например, во Франции) существует такое положение, что если фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.

В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно НК РФ и ГК РФ при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в

уставный капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным - создает дополнительные возможности для налогового планирования.

Этап 3. Текущее налоговое планирование.

Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:

• использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;

• использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

• разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Этап 4. На этой стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В большинстве стран происходит освобождение от налогообложения инвестиций в государственные ценные бумаги, доходов по ним (в Российской Федерации такая льгота действовала до 1997 г.). Освобождаются также, как правило, капитальные вложения. В рамках косвенного налогообложения и налогообложения недвижимости стимулируется инвестиционная политика.

В качестве налоговой оптимизации обычно используется ряд характерных способов.

Перевод обособленных подразделений на ЕНВД. Крупная компания выделяет имеющиеся обособленные подразделения в отдельные юридические лица, осуществляющие те виды деятельности, по которым они обязаны применять ЕНВД. При этом сама головная компания остается на общем режиме налогообложения.

Простое товарищество. Взаимосвязанные компании (они могут быть скрыто аффилированными), одна или несколько из которых применяют упрощенную систему налогообложения, организуют простое товарищество. Основная часть прибыли от деятельности товарищества передается организациям, применяющим УСН.

«Упрощенно-комиссионная» торговля. Скрыто аффилированные компании заключают договор комиссии, при этом комитентами являются несколько организаций, применяющих УСН, а компания на обычной системе налогообложения - комиссионером. Комиссионное вознаграждение минимально.

Замена части заработной платы компенсациями. Компания заменяет часть заработной платы компенсациями, не облагаемыми страховыми взносами на обязательное социальное страхование. Например, за использование личного транспорта, вредные условия труда, задержку заработной платы, повышение размера суточных и т.п.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

121

Компенсации должны составлять разумную часть вознаграждения сотрудника - 15 - 20 процентов, может, иногда 30. Но никак не половину и тем более больше. Кроме того, должны быть правильно подобраны основания для компенсаций, а их суммы соответствовать рынку.

Дробление компании с переводом дочерних компаний на специальные режимы налогообложения. Компания разукрупняется: создаются несколько фирм, применяющих спецрежимы (упрощенную систему или ЕНВД).

Индивидуальные предприниматели вместо работников. Выплата вознаграждения физическому лицу не как зарплаты работнику, а как индивидуальному предпринимателю, с которым заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг и т.д.).

Опасность применения такого способа налоговой оптимизации состоит в том, что если в договоре с таким «индивидуальным предпринимателем» будет предусмотрено соблюдение правил трудового распорядка, возможна переквалификация гражданско-правовых правоотношений в трудовые.

Выплата вознаграждения работникам в виде дивидендов. Работники учреждают компанию, в которой с помощью трансфертного ценообразования формируется прибыль. Эта прибыль ежеквартально выплачивается учредителям-сотрудникам.

Перераспределение прибыли путем трансфертного ценообразования. Взаимосвязанные компании (они могут быть скрыто аффилированными) перепродают товар. Путем использования трансфертных цен основная часть прибыли аккумулируется в субъекте льготного налогообложения, например, применяющем упрощенную систему налогообложения или ЕНВД.

Перевод основной выручки на неплательщика НДС. Компания переводит всю торговую наценку на компанию, применяющую упрощенную систему налогообложения (это может быть скрыто аффилированное лицо). НДС снижается за счет невысоких цен при продаже товаров организации, применяющей УСН от основной компании.

Приобретение товаров (работ, услуг) у офшорной компании. Офшорная компания (как правило, скрыто аффилированная) продает товары, оказывает услуги или производит работы. Путем использования трансфертных цен российская организация выводит большую часть прибыли в офшор.

Участие в расчетах «однодневки». Включение в товарную цепочку фирм-однодневок или несуществующих

компаний, от имени которых выписываются накладные и счета-фактуры и в которых сосредотачиваются обязательства по НДС.

С помощью продуманной учетной политики организация может оптимизировать налогообложение. Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора.

Практика показывает, что снизить налоговую нагрузку, оставаясь в рамках правового поля, возможно практически для любой организации. Но самое главное, что должен осознавать налогоплательщик, - налоговое планирование осуществляется не после проведения какой-либо хозяйственной операции или прошествии налогового периода.

Литература

1. Петров А.М., Полоус Е.А. Повышение транспарентности показателя дебиторской задолженности в отчетности. Международный бухгалтерский учет. 2011. № 6. С. 2-12.

2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров; под ред. Ю. А. Бабаева. Москва, 2011. (изд. 5-е, перераб. и доп.)

3. Бабаев Ю.А. бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности. Учеб.-практ. пособие / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров. Москва, 2004.

4. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 18. С. 54-62.

5. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. г. Макарова; под ред. Ю. А. Бабаева. Москва, 2011. (Изд. 3-е, перераб. и доп.)

6. Бабаев Ю.А., Друцкая М.В., Кеворкова Ж.А., Листопад Е.Е., Петров А.М. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности. Учебник для студентов обучающихся по специальности 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / под редакцией Ю. А. Бабаева. Москва, 2010.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРСПЕКТИВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

И АРКТИКИ РОССИИ

Победоносцева Галина Михайловна

Научный сотрудник Института экономических проблем имени Г.П. Лузина, Кольского научного центра Российской

Академии наук, г. Апатиты Победоносцева Вероника Валерьевна

Канд. экономич. наук, старший научный сотрудник Центра физико-технических проблем энергетики Севера Кольского научного центра Российской Академии наук, г. Апатиты

В настоящее время актуальными преимуществами северных территорий Российской Федерации является ресурсный потенциал и производственный комплекс, который создавался в процессе его эксплуатации. Нельзя не напомнить и то, что потенциал экономического развития российских арктических территорий и территорий Край-

него Севера определяется на данное время, а также на будущий стратегический период предприятиями горнопромышленного комплекса. Долгосрочное развитие этих предприятий связано, прежде всего, с наличием разведанных запасов полезного природного сырья и потребностью российской и зарубежной промышленности и в продуктах их переработки. Российской экономике на современном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.