Научная статья на тему 'ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ'

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курдюкова Н.О., Грачикова Н.Л.

В статье рассмотрены задачи законодательства в области внешнеэкономической деятельности и в частности в области экспортного контроля. Определен порядок оценки необходимости создания на предприятии внутрифирменной программы экспортного контроля. Рассмотрены цели создания внутрифирменной программы экспортного контроля на предприятии. Приведены основные разделы, которые должна содержать внутрифирменная программа экспортного контроля. Указаны полномочия, которые должны возлагаться на ответственных специалистов при реализации положений программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курдюкова Н.О., Грачикова Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL EXPORT CONTROL PROGRAMS

The article deals with the problem of the legislation in the field of foreign trade and in particular in the field of export controls. The order of evaluation of the need to establish the enterprise internal compliance programs. The aims of creating internal compliance programs across the enterprise. The main topics that should contain internal compliance programs. Shown powers that be borne by the responsible experts in the implementation of the provisions of the program.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ»

Прикладные жошшшчесАме исследования. Х°1(5), 2015

Applied Есог. ~ . ?..-.•_-.-.». ?_- >he«i b\ Scientific Adviser, 2015

Interna". Export С ontrol Programs

Kurdyuko\ a N.O\ Grachikova N.L.b

a GBOU MO "Financial and Те chn г:... -:....:. —. an associate professor of economics, 141070 Most i >i

region, Korolev, st. Gagarin Sir

b GBOU MO "Financial ami Techn ! г..........Department ofEconomics graduate student, 1410ц

Moscow region, Korolev, st. Gagarin Str. -1

Abstract The article deals with the p: Kern of the legislation in the field of foreign trac;: and in particular in the field of export controls. The order of evaluation of the need to establish the enterprise internal compliance programs. The aims o: creating internal compliance programs aero-the enterprise. The main topics that should contain internal compliance programs. Shown powen that be borne by the responsible experts in the implementation of the provisions of the program. _Keywords: export controls are, enterprise, internal compliance programs, legislation.

Прикладные экономические исследования. Издательство «Научный консультант», 2(

Внутрифирменные программы экспортного контроля

Курдюкова Н.О.а, Грачикова H.Jl.h

"ГБОУ МО «Финансово-технологическая академия», доцент кафедры экономик ¡41070 Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. -' ' ГБОУ МО «Финансово-технологическая академия», магистрант кафедры экономика. 14101

Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, О.

Аннотация В статье рассмотрены задачи законодательства в облает« внешнеэкономической деятельности и в частности в области экспортного контроле Определен порядок оценки необходимости создания на предприятии внутрифирменно программы экспортного контроля. Рассмотрены цели создания внутрифирменной программ, экспортного контроля на предприятии. Приведены основные разделы, которые долж.-s содержать внутрифирменная программа экспортного контроля. Указаны полномочие которые должны возлагаться на ответственных специалистов при реализации положени: программы.

Ключевые слова: экспортный контроль, предприятие, внутрифирменнь программы, законодательство._

В последние годы прослеживается следующая тенденция развития

внешнеэкономической деятельности:

государство предоставляет хозяйствующим субъектам большую самостоятельность при одновременном усилении контроля их деятельности. Предприятия, участники внешнеэкономической деятельности,

расширяют свои возможности путем получения государственной аккредитации внутрифирменных программ экспортного контроля, что позволяет более широко использовать институт генеральных лицензий и упрощает порядок таможенного оформления.

Система экспортного контроля была создана в России в 1992 г., с тех пор законодательство в этой сфере получило значительное развитие, и его несоблюдение

может привести к серьезным негативны последствиям как для российски организаций - участника

внешнеэкономической деятельности и я должностных лиц, так и для страны в цел В интересах как государства, так участников внешнеэкономическ

деятельности избежать таких последств: Соответственно, на уровне любой фир занимающейся внешнеэкономическ,

деятельностью, должны быть принят превентивные меры, направленные соблюдение действующе

законодательства. С 2008 г. на систе экспортного контроля Российск Федерации возложена также задача противодействию международно

терроризму в рамках осуществлен внешнеэкономической деятельности. [2]

Федеральный закон «Об экспортном --роле» [1] вводит понятие • --тгифирменная программа экспортного «итроля - мероприятия организационного, :г)истративного, информационного и характера, осуществляемые ■тонизацией в целях соблюдения правил »¡портного контроля. Организации, хл~ ельное время работающие на внешнем -ъ - ке товаров и технологий двойного учения, достаточно хорошо понимают •"ходимость проведения таких •с-приятии. Для любой коммерческой ■г анизации основной целью деятельности ■л=ется извлечение прибыли. Вместе с тем "людение законодательства в области ртного контроля может обернуться ьма значительными убытками как елствие штрафов за нарушения, так и в с потерей репутации на народном рынке. Таким образом создание

—¡фирменной программы экспортного

— ля направлено на минимизацию • >в российских участников, связанных с

нем внешнеэкономической

;льности и повышением ее

- мической эффективности. [2] В общем виде внутрифирменная

гэамма экспортного контроля ^.тавляет собой комплекс мер, >вольно осуществляемых

нятиями и организациями и ленных на то, чтобы экспорт (импорт) налов, оборудования, технологий, -технической информации и услуг и 1е решений в этой области лвлялись при неукоснительном лении законодательства Российской ции. При этом следует учитывать, что не внутрифирменных программ стного контроля является

■ гльным для организаций,

ствляющих научную и (или) :- лственную деятельность по , -ению федеральных государственных в области поддержания ■е -способности и безопасности .кой Федерации и систематически :-ощих доходы от

•кономических операций с •руемыми товарами и технологиями.

Основной целью создания внутрифирменной программы экспортного контроля является формирование на предприятии механизма, способного обеспечить эффективное ведение внешнеэкономической деятельности и воспрепятствовать осуществлению экспорта (импорта) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в результате которого может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники.

Для принятия на предприятии решения о необходимости создания внутрифирменной программы экспортного контроля необходимо количественно и качественно оценить объемы

внешнеэкономической деятельности. Для этого полезно использовать следующие показатели:

• количество экспортных (импортных) поставок продукции, совершаемое за год;

• номенклатура поставляемой (получаемой) продукции (по кодам ТН ВЭД);

• география экспортных (импортных) поставок;

• численность сотрудников предприятия.

В зависимости от величины показателей, а также с учетом финансовых возможностей, принимается решение о создании подразделения, ответственного за вопросы экспортного контроля либо о назначении ответственного сотрудника.

Если количество

внешнеэкономических поставок небольшое или номенклатура товаров, подпадающих под действие контрольных списков, незначительна, то ставить вопрос о создании подразделения не имеет смысла.

В этом случае целесообразно назначить сотрудника (внештатного уполномоченного по экспортному контролю), который будет отвечать за подготовку документации, проверку внешнеэкономической сделки, проведение

Прикладные экономические исследования. №1(5), 2015

идентификации продукции (получение заключения от организации,

осуществляющей деятельность по проведению независимой

идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля), следить за изменениями законодательства в данной области.

Если объем ВЭД достаточно велик или география поставок продукции разнообразна, можно говорить о создании отдельного подразделения. Как правило, на предприятии либо создается

специализированная служба (подразделение) экспортного контроля, либо ответственность за экспортный контроль возлагается на сотрудников подразделений предприятия (как основная деятельность или как дополнительные функции).

В первую очередь система экспортного контроля призвана обеспечить соблюдение требований законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности с продукцией двойного назначения. Однако выполнение требований законодательства может противоречить коммерческим интересам предприятия, может возникнуть конфликт интересов службы экспортного контроля и подразделений, обеспечивающих поставку продукции. В целях урегулирования возможных конфликтов целесообразно создавать на предприятиях коллегиальный орган экспортного контроля -комиссию по экспортному контролю, задачей которой будет рассмотрение всех внешнеэкономических сделок,

своевременное выявление контролируемых поставок и принятие решений по их реализации в порядке, установленном законодательством.

В состав подразделения по экспортному контролю целесообразно включить специалистов различных направлений: специалиста по товарам двойного, обладающего навыками работы с контрольными списками; специалиста по подготовке документов для получения лицензий и других разрешительных документов; специалиста по вопросам, касающимся проверки конечного пользователя и конечного использования продукции; специалиста по

предотгрузочному контролю, обладающей необходимыми знаниями Таможенной Кодекса и др. Ответственность з экспортный контроль на предприятии целом возлагается, как правило, на одного и заместителей руководителя предприяти (заместителя генерального директор; руководителя подразделения ВЭД и т.п. Подчиняться ответственный за экспортны контроль (уполномоченный по экспортном контролю) должен непосредсгвенн генеральному директору предприятия.

Ответственный за экспортны контроль наделяется следующим полномочиями: приостанавливат

внешнеэкономическую сделку на любом ( этапе в случае выявления обсгоятельст указывающих на возможные нарушен! законодательства об экспортном контрол привлекать экспертов предприятия г различным направлениям деятельност иметь возможность оперативного получен] технической документации или друге необходимой информации, касающей внешнеэкономической сделки.

Ответственный за вопрос экспортного контроля по своему служебное положению должен быть независимым структурных подразделений, отвечающих коммерческо-сбытовую деятельность.

Поскольку законодательство внешнеэкономической деятельное

меняется, а сотрудники, занимающие

ВОПрОСаМИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, ДОЛЖ!

обладать необходимыми знаниями навыками, рекомендуется разработг постоянно действующую программу повышению квалификации сотрудников экспортному контролю. Данная програм может стать одним из разде; внутрифирменной программы экспортш контроля. Содержание учебных програ разрабатывается с учетом уро! подготовленности и специф!

производственной деятельности обучаем' персонала. Учебные программы дол» содержать информацию об учебных кур и семинарах, проводимых учебнь организациями по вопросам экспортн контроля или специально уполномоченн федер&пьным органом исполнитель! власти в области экспортного контроля.

Целью создания внутрифирменной - раммы экспортного контроля является:

• формирование на гслприятии механизма проверок (контроля)

«..^неторговых сделок для обеспечения ст¿5 ^мерности их реализации, а также более активного управления

«т. неэкономической деятельностью;

• выполнение процедур, « инных с получением экспортных

портных) лицензий и других за - .шительных документов;

• предотвращение странным лицам гудования, технологий

(ческой информации, ;.хтектуальной ьтате которой

передачи материалов, научно-резульгатов деятельности, в может быть нанесен

интересам безопасности Российской грации, либо нарушены ее л;, народные обязательства в области :пространения оружия массового •гния, средств его доставки, иных з вооружений и военной техники.

Внутрифирменная программа

гтного контроля должна содержать:

1. положение о подразделении юстном лице), ответственном за :ы экспортного контроля;

2. цели и задачи ■ :фирменной программой экспортного

эля;

3. порядок проведения ;г:изы внешнеэкономических сделок;

4. порядок получения .-тлзы внешнеэкономических сделок,

5. порядок получения лицензий и разрешений,

6. осуществление контроля отгрузки продукции,

7. порядок учета и хранения документов и информации,

8. порядок подготовки и обучения персонала,

9. организация проведения внутренних проверок.

В целях повышения эффективности внутрифирменной системы экспортного контроля работа подразделений и персонала, занимающихся внешнеэкономической

деятельностью и экспортным контролем, подвергается регулярным проверкам. Проверки проводятся руководителем подразделения экспортного контроля. В процессе проверки контролируются наличие, полнота и правильность ведения документации, относящейся к экспортному контролю, а именно: регистрация и учет-экспортных заказов; проверка полноты и правильности проведения идентификации; проверка правильности проведения оценки конечного пользователя; организация взаимодействия внутрифирменной службы экспортного контроля с другими подразделениями предприятия; знание сотрудниками предприятия правил экспортного контроля и соблюдение подразделениями и сотрудниками предприятия правил, установленных внутрифирменной программой.

Периодичность проверок

устанавливается, как правило, не реже одного раза в год.

Литература:

С . :еральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.99г.

> гдюкова И.О. «Экспортный контроль в условиях современной рыночной экономики», С " рник материалов открытой международной научно-практической конференции 24-25 с чбря 2014 г. «Малый бизнес в эпоху экономики знаний», Изд. «Научный консультант», 1 4 г.-112с.-с. 58-63. References:

:; ;eral Law "On export control" from 18.07.99g.

^ Kurdyukova "Export control in the modern market economy", Proceedings of the open - .-national scientific-practical conference on 24-25 October 2014 "Small business in the era of t ■ ■ ledge economy", Ed. "Scientific Advisor", 2014 - 112c. - C. 58 - 63._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.