Научная статья на тему 'Внутрифирменное планирования в период кризиса: возможности для дальнейшего развития'

Внутрифирменное планирования в период кризиса: возможности для дальнейшего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IN-HOUSE PLANNING / BUSINESS PLANNING / TO OVERCOME THE CRISIS IN THE RUSSIAN ECONOMY / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипенко Андрей Викторович, Лазарева Оксана Сергеевна

В данной статье рассматривается актуальные проблемы развития внутрифирменного планирования на предприятия в России в условиях протекающего кризиса. Предлагается наметить основные направления изучения опыта планирования и прогнозирования на уровне экономики предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In-house planning in times of crisis: opportunities for further development

This article discusses topical issues of corporate planning at the enterprise in Russia in the conditions of crisis-tions flowing. It is proposed to identify the main areas of study planning and forecasting experience at the enterprise level Economics.

Текст научной работы на тему «Внутрифирменное планирования в период кризиса: возможности для дальнейшего развития»

Section Б. Economics, organization and management of enterprises, branches, compIexes

el serves as the basis for the construction of information architecture and application systems architecture.

Communication between processes «A1. Key business processes» and «A2. Ancillary business processes»: reporting departments, agreement, information about new positions, laws. Requirements for application architecture and technology infrastructure: improving the information exchange between processes, reliability, timely information on new regulations, laws, timely execution of requests, data access in several departments, the implementation of simple and complex transactions across the enterprise.

Communication between processes «A1 Main business processes» and «A3 Management»: reports

departments. Requirements for application architecture and technology infrastructure: increase in efficiency, visualization software of presentation of information, access to data across the enterprise, the implementation of simple and complex transactions across the enterprise.

Communication between processes «A2 Ancillary business processes» and «A3 Management»: analytical, accounting and management information, resources. Requirements for application architecture and technology infrastructure: increase in efficiency, visualization software of presentation of information, access to data across the enterprise, the implementation of simple and complex transactions across the enterprise.

References:

1. Грубич Т. Ю., Шролик А. В. (2015). Анализ бизнес-архитектуры ООО «ЛДЦ Доктора Дукина». Молодёжная международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука XXI века: новый подход». Санкт-Петербург.

2. Грубич Т. Ю., Шролик А. В. (2015). Анализ и совершенствование архитектуры лечебно-диагностического центра «Доктора Дукина». Материалы I международного конкурса научно-исследовательских работ. Казань.

3. Грубич Т. Ю., Шролик А. В. (2014). Анализ архитектуры предприятия. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 104. С. 417-429.

4. Анализ данных: практикум. Грубич Т. Ю., Павлов Д. А. Краснодар, 2015.

Pilipenko Andrey Viktorovich, Senior Lecturer, Orenburg branch REU them. GVPlekhanov Russian Lazareva Oksana Sergeevna, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences. Orenburg branch REU them. GV Plekhanov Russian E-mail: r_pochta@mail.ru

In-house planning in times of crisis: opportunities for further development

Abstract: This article discusses topical issues of corporate planning at the enterprise in Russia in the conditions of crisis-tions flowing. It is proposed to identify the main areas of study planning and forecasting experience at the enterprise level Economics.

Keywords: in-house planning, business planning, to overcome the crisis in the Russian economy.

Пилипенко Андрей Викторович, старший преподаватель Оренбургский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, Россия

Лазарева Оксана Сергеевна, доцент, кандидат экономических наук Оренбургский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, Россия

E-mail: r_pochta@mail.ru

Внутрифирменное планирования в период кризиса: возможности для дальнейшего развития

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальные проблемы развития внутрифирменного планирования на предприятия в России в условиях протекающего кризиса. Предлагается наметить основные направления изучения опыта планирования и прогнозирования на уровне экономики предприятий.

Ключевые слова: внутрифирменное планирование, планирование, преодоления кризиса в экономике России.

Текущее развитие экономического кризиса в России несет в себе не только негативные явления, но и позволяет накапливать своего рода «драгоценный» опыт управления предприятиями. Ценность такого опыта состоит в реальной возможности испытания системы внутрифирменного планирования.

В бизнесе задачи выживания, создания конкурентных преимуществ, обеспечения долгосрочного успешного функционирования и процветания всегда стояли и стоят особенно остро. Сегодняшние условия развития бизнеса можно назвать критическими, работать приходится в условиях неопределенности и нестабильности.

Течение кризиса в России позволило выявить следующие основные факты в отношении прогнозирования:

— рост ценности качественных прогнозов. Этот факт послужил основание для обсуждения вопроса о необходимость создания российского рейтингового агентства.

— уровень качества прогнозов в большей степени опирается на ранее сформировавшуюся репутацию, как правило, выражающуюся в успешно прогнозировавшихся ситуациях.

— появление значительного массива информации поведения субъектов рыночной среды (различных зависимостей, корреляций,) в условиях падения большинства отраслей экономики.

В отношения планирования протекающий кризис выявил следующее:

— существенно актуализирован принцип гибкости т. е. значительно возросла актуальность связи планирования с внешним факторам деятельности субъектов экономики

— также как и в прогнозировании возросли требования к качеству планирования,

— существенно выросла зависимость качества планирования от его глубины (сроков). Даже на государственном уроне признано уровне признано, что оптимальный срок планирования — 1 год.

— появилась возможность протестировать необходимость и экономическую эффективность организации планирования на каждом конкретном предприятии.

Предприниматели желают сегодня максимально задействовать свой экономический потенциал, свои резервы, ресурсы. Тут часто приходиться стакиваемся с объективными и субъективными проблемами:

— вопросы теории и практики прогнозирования сегодня в нашей стране проработаны недостаточно. Зарубежный опыт изучается, но не адаптирован, не внедрен;

— слабая информационная база, несмотря на массу информации, которая нас окружает выбрать своевременную, адекватную и точную практически невозможно. Часть информации вообще закрыта:

— «кадровый голод». Специалистов по прогнозированию как на макро, так и на микроуровнях нет. Значение теории математических методов не обуславливает их адаптацию и широкого применения на практике. Либо наоборот, планированием и прогнозированием занимаются работники, не знающие формализованных методов и приемов;

— для выполнения некоторых прогнозов и разработки планов требуются существенные затраты. Речь идет не только о финансовых, но и о временных, трудовых и прочих ресурсах;

Section 5. Economics, organization and management of enterprises, branches, complexes

— вероятностный характер прогнозов. Требуется не только построить прогноз, но и оценить вероятность его исполнения. В результате и планы могут носить не точный характер, но должны иметь возможность своевременной корректировки;

— разрыв между теоретиком, составляющим прогноз и план, и практиком, реализующим план. Хотя во внутрифирменный план входят меры и мероприятия по его реализации, по достижению цифр и результатов, заложенных в план, но эти меры и мероприятия, как правило, формирует опять же экономист — менеджер.

В современных кризисных условиях одним из наиболее актуальным направлением развития большинства экономической систем стал поиск дополнительных резервов для целей повышения эффективности бизнеса.

Имея соблазн отказаться от всех видов планирования, кроме оперативного (аналогичный опыт управления бизнесом реализовывался в 90-е годы прошлого столетия, когда бизнес-планированию отводилось второстепенное значение), часть руководителей предприятий вынуждены оценивать экономическую эффективность расходов на организацию планирования. Альтернативой научным методам планирования и прогнозирования в этом случае выступает интуиция. Фактор экономической эффективности планирования стал иметь существенную, если не главенствующую роль при оценки функции планирования.

Организаторы планирования на предприятиях — сотрудники плановых служб и отделов на предприятии, вынуждены реагировать на появившиеся с течением кризиса вызовы. Реакция ответственных за организацию бизнес-планирования как процесса, прежде всего, направлена на повышение эффективности «отдачи» от понесенных затрат. В этом же направление действуют и собственники предприятия.

Проверку на актуальность в условиях кризиса проходят и принципы гибкости и непрерывности в бизнес-планирование.

На что же необходимо обратить внимание в части внутрифирменного планирования в настоящих условиях кризисной ситуации в экономике?

Первое, на что необходимо обратить внимание — это методы снижения уровня неопределенности при составлении прогнозов в бизнес-планирование. Снижение уровня неопределенности, как известно, ведет к снижению уровня рисков в деятельности предприятия. В условиях конкретного бизнеса, действия в этом направлении, существенно активизируются

за счет расширения объёма информации поступающего из различных источников. По направлениям получения эти потоки «расширенной» информации можно характеризовать следующим образом:

— рост количества изучаемых мнений экспертов и аналитических материалов из внешней среды на макроуровне, мезоуровне и микроуровне. На макроуроне и мезоуровне — это всевозможные официальные и неофициальные прогнозы, высказывания представителей власти, действующих политиков, рейтинги различных агентств как отечественных так и зарубежных, анализ ситуации за время течения кризиса и т. п. На микроуровне — это мнение специалистов, менеджеров предприятий- аналогов, предприятий конкурентов по различным вопросам, связанной с оценкой, анализом и предпринимаемыми мерами. По получаемой информации можно проводить ревизию степени факторов влияния внешней среды на деятельность предприятия;

— рост направлений исследований внутренний среды предприятия. При этом могут быть исследованы такие направления поиска резервов повышения эффективности функционирования предприятия как например: дополнительные возможности использования персонала предприятия по неосновным специальностям, альтернативное использование помещений предприятия, повышения времени эксплуатации оборудования и т. п. Расширения количества применяемых методов планирования и прогнозирования.

В целом изучение этой плоскости процесса внутрифирменного планирования существенно зависит от мотивировки и квалификации самого персонала подразделений осуществляющих функцию планирования на предприятии.

Вторая по значимости «грань» изучения процесса планирования бизнеса в условиях кризиса, который как уже отмечалось, фактически изучается руководством предприятий — экономическая эффективность самого процесса планирования, его доля в добавленной стоимости предприятия, повышение его отдачи как от инструмента управления. Эта плоскость изучения планирования не столь актуальная в условиях относительно стабильной среды, но с течением кризиса резко повышает свой статус. Здесь просматриваются такие основные тенденции развития:

1. Снижение затрат на процесс бизнес-планирования при одновременных попытках увеличения отдачи. В этой плоскости интерес вызывают такие детали:

— критерии оценки эффективности процесса планирования и прогнозирования в целом;

— используемые инструменты управления процессом эффективности планирования;

— появившиеся в процессе течения кризиса виды взаимодействия с другими функциями предприятия, особенно с подразделениями финансово-экономического блока: бухгалтерий, подразделением по управлению персоналом и другими;

— пригодность используемых программных продуктов созданных как для планирования, так и для анализа финансового-хозяйственной деятельности предприятия;

— необходимость оценки качества используемых стандартов, методик расчетов и других инструментов используемых в технологии бизнес-планирования.

2. Оптимизация самого объема исследований в рамках процесса планирования и прогнозирования в части будущей отдачи от них, т. е. работа на «будущие» кризисы. Этот объем не должен приносить существенного прироста затрат и должен одновремен-

но обеспечивать необходимый объем информации на конкретном предприятии.

Управление изучением этой плоскости процесса планирования прерогатива руководителей плановых подразделений, топ-менеджеров, руководителей предприятий.

В целом изучая текущее развитие процесса бизнес — планирования можно предположить, что, как и в других сферах деятельности, российская экономическая система, в результате выпавших на её долю испытаний, не только с достоинством их перенесёт, но и получит «драгоценный» опыт который позволит ей стать еще сильнее и востребование. Накопленный материал управления предприятием в условиях кризиса несомненно будет востребован, и те кто создаст соответствующие информационные базы получит дополнительный резерв для формирования конкурентных преимуществ.

1.

2.

Список литературы:

Пилипенко А. В., Лазарева О. С. Субъекты малого предпринимательства: понятие и классификация./The Seventh International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. 2015. С. 47-52. Пилипенко А. В. Некоторые аспекты внутрифирменного планирования в условиях текущего экономического кризиса в России/Фундаментальные прикладные научные исследования/сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 69-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.