Научная статья на тему 'Внутрифирменное и корпоративное обучение учителей: анализ понятий'

Внутрифирменное и корпоративное обучение учителей: анализ понятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / INTER-COMPANY TRAINING / CORPORATE TRAINING / INTERDISCIPLINARY INTERACTION / INTERDISCIPLINARY EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Оксана Абдукаримовна, Греку Ирина Алексеевна

Данное исследование посвящено изучению экономических понятий «внутрифирменное» и «корпоративное» обучения в контексте их адаптации для реализации непрерывного повышения квалификации учителей общеобразовательных организаций. В работе рассматривается возможность использования методов корпоративного обучения для организации межпредметного взаимодействия педагогов при реализации учебных проектов межпредметного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRAFIRM AND CORPORATE TEACHER TRAINING: AN ANALYSIS OF CONCEPTS

This study is devoted to the study of economic concepts of "intra-company" and "corporate" training in the context of their adaptation for the implementation of continuous professional development of teachers of educational institutions. The paper considers the possibility of using corporate training methods to organize interdisciplinary interaction of teachers in the implementation of interdisciplinary educational projects.

Текст научной работы на тему «Внутрифирменное и корпоративное обучение учителей: анализ понятий»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры основного и среднего общего образования Абдулаева Оксана Абдукаримовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); заместитель директора по учебно-воспитательной работе Греку Ирина Алексеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 557 Невского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ВНУТРИФИРМЕННОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению экономических понятий «внутрифирменное» и «корпоративное» обучения в контексте их адаптации для реализации непрерывного повышения квалификации учителей общеобразовательных организаций. В работе рассматривается возможность использования методов корпоративного обучения для организации межпредметного взаимодействия педагогов при реализации учебных проектов межпредметного характера.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, корпоративное обучение, межпредметное взаимодействие, межпредметный учебный проект.

Annоtation. This study is devoted to the study of economic concepts of "intra-company" and "corporate" training in the context of their adaptation for the implementation of continuous professional development of teachers of educational institutions. The paper considers the possibility of using corporate training methods to organize interdisciplinary interaction of teachers in the implementation of interdisciplinary educational projects.

Keywords: intercompany training, corporate training, interdisciplinary interaction, interdisciplinary educational project.

Введение. В современных условиях быстроменяющегося мира потребность в непрерывном образовании является приоритетным направлением деятельности организаций, в том числе, занятых в сфере образования.

Жак Делор в докладе Международной комиссии 1996 года указывает на то, что непрерывное образование будет одним из ключевых решений проблем XXI века [1]. На наш взгляд эта идея, предъявленная 12 лет назад, продолжает быть актуальной и в современном информационном обществе в условиях всеобщей цифровизации. Известный психолог Людмила Петрановская утверждает, что уже сейчас 95% информации, изучаемой детьми в школе, является "неактуальной и нерелевантной". Поскольку педагогам нужно соответствовать современным вызовам времени, появляется необходимость непрерывного повышения квалификации в соответствии с меняющимися целями образования.

В настоящее время существует два подхода к решению проблемы непрерывного обучения работников организаций, это - внутрифирменное и корпоративное обучение.

Изложение основного материала статьи. Понятия "внутрифирменное" и "корпоративное" обучение персонала являются экономическими терминами. Рассмотрим их трактовки с целью определения наиболее подходящего варианта для обучения педагогического коллектива школы.

Анализируя понятие "внутрифирменное обучение", остановимся на определении, которое дается в списке терминов Департамента занятости Великобритании (1981 г.).

«Внутрифирменное обучение - это систематическое развитие знаний, навыков и подходов к профессиональной деятельности, необходимых работнику компании для обеспечения должного уровня выполнения его служебных обязанностей и решения проблем, возникающих в процессе его профессиональной деятельности» [5].

В указанном определении акцент сделан на систематическое развитие каждого работника предприятия в отдельности. Но запросы работника не всегда связаны с общей целью развития организации. Кроме того, обучение в данном случае имеет эпизодический характер.

В определении американского исследователя Д. Хинричса внутрифирменное обучение рассматривается как "процесс, организованный и инициированный компанией, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня ее работников, с целью увеличения их вклада в достижение максимальной эффективности деятельности компании" [6].

В данном определении, на наш взгляд, акцентируется внимание на обучение работников в соответствии с потребностями и целями организации, не учитывая их персональные запросы.

Современные трактовки этого понятия ориентированы на персонал конкретного предприятия и построение системы обучения на решение специфических именно для данной организации проблем.

Под системой внутрифирменного обучения персонала Н.И. Шаталова понимает комплекс взаимосвязанных структур, процессов, учебных программ, форм и методов обучения, а также материально-технических средств, с помощью которого осуществляется процесс внутрифирменного обучения на предприятии. Структуры — это специалисты или подразделения (участки, группы, сектора, отделы, управления, департаменты), занимающиеся вопросами обучения, а процессы — это этапы организации и проведения внутрифирменного обучения [7].

Таким образом, под внутрифирменным обучением будем понимать процесс, инициированный организацией, направленный на повышение квалификации ее работников для достижения максимальной эффективности ее деятельности.

Внутрифирменное обучение персонала может осуществляться самостоятельно или с привлечением сторонних обучающих организаций. В качестве преподавателей курсов могут выступать как компетентные в этой области сотрудники самой организации, так и приглашенные преподаватели. Организовывать обучение можно на территории организации или на территории корпоративного учебного центра. В зависимости от тематики обучающих курсов программы могут быть разработаны сотрудниками предприятия самостоятельно или совместно со сторонними образовательными организациями, направленные на решение специфических именно для данной организации проблем. Также при обучении можно использовать стандартные учебные программы, разработанные сторонними организациями (учебными центрами, консалтинговыми фирмами и др.), не учитывающие специфику деятельности организаций.

Схематически выделим различные способы организации внутрифирменного обучения (см. табл. 1).

Таблица 1

Внутрифирменное обучение персонала

Основание классификации Способы организации обучения

По способу организации Обучение внутри организации

Внешнее обучение

По территориальному признаку Территория организации

Территория предприятия, корпоративного учебного центра

По типам учебных программ Стандартные учебные программы, разработанные сторонними организациями (учебными центрами, консалтинговыми фирмами и др.), не учитывающие специфику деятельности организаций

Учебные программы, разработанные предприятием или совместно со сторонними образовательными организациями, направленные на решение специфических именно для данной организации проблем

По привлекаемым преподавателям Собственные преподаватели

Внешние преподаватели

В условиях реализации ФГОС ОО происходит смещение акцентов с владения знаниями и умениями педагога лишь в одной предметной области на готовность к реализации межпредметного взаимодействия в образовательной деятельности обучающихся. С этих позиций, становятся востребованы образовательные программы непрерывного повышения квалификации учителей, и более эффективно разрабатывать и реализовывать новые формы и методы обучения всего педагогического коллектива школы.

Методы внутрифирменного обучения разделяются на три группы: традиционные методы; методы активного обучения; и профессионального обучения (см. табл. 2).

Таблица 2

Методы внутрифирменного обучения

Методы внутрифирменного обучения Формы внутрифирменного обучения

Методы активного обучения Игровые; Проблемно-дискуссионные; Тренинговые; Имитационные; С использованием ИКТ.

Традиционные методы обучения Лекция; Семинар.

Методы профессионального обучения Обучение на рабочем месте; Наставничество; Ротация; Стажировка; Производственный инструктаж.

Представленные методы внутифирменного обучения при определенной адаптации возможно использовать и для повышения квалификации педагогических работников.

Наряду с рассмотренным термином широко используется понятие "корпоративное обучение». Рассмотрим его специфику.

Сначала определим понятие корпорация. В словаре Ожегова дается следующее определение этого понятия: «Корпорация - объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия. Современная трактовка этого понятия является более глубокой. По мнению Майкла Хемера, профессора Массачусетского университета корпорация - это человеческое сообщество, которое создает особую разновидность культуры -корпоративную культуру.

В ряде источников термины: «корпоративное образование» и «корпоративное обучение» используются как синонимы [6]. Уточним особенности понятий.

По мнению Кузнецова В.В., термин «корпоративное образование» исторически сочетает в себе два определения «корпорация» и «образование». Автор считает, что российское корпоративное образование - это синтез отечественного и зарубежного опыта, опирающегося на принципы отечественной андрагогики (С.И.Змеев и др.) и акмеологии (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин и др.). Поэтому в данном случае можно абстрагироваться от большинства составляющих понятия «образование» и условно считать его идентичным понятию «обучение» [2].

По мнению академика РАО А.М. Новикова, понятие «корпоративное обучение» обобщает различные формы обучения персонала - от инструктажа до формирования философии развития корпорации [6].

Обобщая представленные позиции, есть возможность сделать вывод, что корпоративное обучение может быть успешно адаптировано для образовательных учреждений с учетом наработанного в нем опыта.

С этих позиций будем рассматривать корпоративное обучение как индивидуальную систему обучения педагогического коллектива образовательной организации в соответствии с образовательной целью и задачами школы, связанную с совершенствованием компетенций и формированием мотивации педагогов.

Корпоративное обучение взрослых опирается на принципы андрагогики (С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, С.Г. Вершловкий и др.), и отличается иными методами и формами обучения, педагогическими технологиями [2].

На основании анализа литературы представим основные формы корпоративного обучения.

Рассмотрим классификацию форм и методов корпоративного обучения, которую предлагает Association for Talent Development (Ассоциация развития талантов - Американское общество по обучению и развитию (ASTD), является некоммерческой ассоциацией обслуживания тех, кто развивает талант на рабочем месте) (см. табл. 3).

Таблица 3

Классификация форм и методов корпоративного обучения

Форма обучения персонала Методы обучения персонала

Обучение с преподавателем Лекция; Семинар; Тренинг; Коучинг; Наставничество; Деловые игры; Командный коучинг.

Дистанционное обучение Самообучение на основе рассылки учебных материалов; Электронные курсы; Дистанционные курсы и олимпиады; Вебинары; Видеоконференции; Видеоуроки; Запись эталонов; Запись кейсов.

Подкастинг Аудиокнига; Аудио и видео подкасты в социальных сетях; Аудио гид; Интернет серфинг; Блоги по теме; WIKI (энциклопедизм).

В приведенной классификации выделяют три основные формы обучения персонала организаций:

1. Обучение с преподавателем, в роли которого может выступать бизнес-тренер, консультант или наставник - это наиболее традиционная форма обучения персонала, при которой происходит прямая передача информации. Она включает в себя следующие методы обучение:

У Лекция - устное изложение материала преподавателем в обозначенной теме;

У Семинар - интерактивный живой диалог между преподавателем и участниками;

У Тренинг — интенсивный курс обучения, сочетающий краткое изучение теоретического материала и практическую отработку навыков;

У Коучинг — это метод индивидуального обучения, во время которого консультант / коуч опосредованно участвует в развитии слушателя. Это процесс, способствующий повышению его компетентности и совершенствованию профессиональных навыков за счет овладения новым способом мышления и раскрытия потенциала;

У Наставничество - передача знаний и профессионального опыта от более от более компетентного сотрудника молодому специалисту;

У Деловые игры - моделирование ситуаций, для разрешения которых участникам требуется применить определенные знания и навыки;

У Командный коучинг — формат группового обучения, позволяющий активизировать потенциал каждого участника и команды в целом для достижения общих целей.

2. Дистанционное обучение - это формат обучения с применением технологий, позволяющих преподавателям общаться со своими слушателями удаленно, используя различные средства связи.

Выделим основные методы обучения:

У Самообучение на основе рассылки учебных материалов - преподаватель отправляет участникам задание для самостоятельной подготовки, а затем проводит очную проверку знаний.

У Электронные курсы - это изучение тематических учебных материалов с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий.

У Дистанционные конкурсы и олимпиады - это учебные on-line мероприятия, в рамках которых участникам предлагается выполнять задания и отправлять свои варианты ответов на проверку.

У Вебинары - групповое обучение участников на базе специализированной электронной площадки.

У Видеоконференция - один из методов группового обучения, во время которого участники могут видеть и слышать друг друга.

У Видеоурок - запись лекционного материала, позволяющая участникам проходить обучение в удобное для них время.

У Запись эталонов - короткие видеофрагменты с правильно выполненным алгоритмом действия, выполненная тренером, является по сути дистанционной формой наставничества.

У Запись учебных кейсов - видеозапись нескольких примеров на различные, реально существующие ситуации, которую создает преподаватель.

3. Подкастинг - это форма обучения, в которой используются неформальные методы обучения и самообучения, в которой используют аудио и видеозаписи по определенной тематике, размещенные в сети Интернет.

В качестве примеров подкастинга можно привести следующие методы обучения:

S Аудио книга - форма обучения, позволяющая участникам слушать лекции преподавателя, записанные на любой аудио носитель.

■S Аудио и видео подкасты в социальных сетях - форма обучения, при которой преподаватель создает небольшие учебные аудио или видео фрагменты и размещает их на корпоративных каналах или в профессиональных сообществах.

S Аудио гид - форма обучения, при которой участник прослушивает Запись лекционного материала о предмете обучения с привязкой к визуальному осмотру предмета обучения.

S Интернет-серфинг - форма обучения, основанная на использовании возможностей сети Интернет и состоящая в поиске информации на заданную преподавателем тему.

S Блоги по теме - форма обучения, при которой преподаватель ведет собственный блог на специализированных блогоплатформах, отдельном сайте или на специально созданных страницах в социальных сетях по теме обучения.

S WIKI (энциклопедизм) - форма обучения, предусматривающая создание базы знаний, с которой участники работают самостоятельно.

Несмотря на то, что понятие «Корпоративное обучение» является достаточно новым для отечественной педагогики, по мнению В.В. Кузнецова оно, в отличие от внутрифирменного обучения целиком опирается на исследования ученых в области образования (Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, В.С. Леднев, А.М. Новиков и др.) [2].

Поэтому целесообразно предположить, что именно корпоративное обучение приведет в действие интеллектуальный ресурс педагогического коллектива образовательного учреждения, вовлекая каждого учителя в процесс развития профессиональных компетенций, поскольку оно нацелено на совместную работу педагогического коллектива, мотивируя учителей, и позволяет решить индивидуальные задачи школы.

На наш взгляд, сравнительная характеристика понятий корпоративного и внутрифирменного обучения показывает, что наиболее приемлемым для образовательных организаций является корпоративное обучение, поскольку оно имеет ряд преимуществ:

1. Корпоративное обучение является более широким понятием по сравнению с внутрифирменным и может быть реализовано с помощью различных форм и методов обучения персонала.

2. Как было указано выше, оно опирается на принципы андрагогики, поэтому формы корпоративного обучения легко адаптируются для обучения педагогов образовательных организаций.

3. Анализ понятия "корпоративное обучение" позволяет утверждать, что именно этот формат позволяет достигать целей и решения задач образовательной организации, связанных с совершенствованием компетенций и формированием мотивации педагогов.

Многие из обозначенных методов корпоративного обучения учителей относятся к современным образовательным технологиям и также широко используются в педагогической практике для достижения обучающимися метапредметных результатов, которые предполагают освоение и применение межпредметных понятий в учебной, познавательной и социальной деятельности школьников [7].

Наш опыт показывает, что успешным средством освоения межпредметных понятий является выполнение учебного проекта. Как правило, при организации проектной деятельности возникает необходимость интеграции знаний и умений из разных предметных областей, основанных на осуществлении межпредметного взаимодействия. Одной из форм организации межпредметного взаимодействия, по мнению Маклаковой О.П., является комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта [3], что может найти свое отражение при выполнении межпредметного учебного проекта.

Выводы. Учебные проекты межпредметного характера являются индикатором достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов в контексте ФГОС общего образования. Для организации педагогического сопровождения межпредметных учебных проектов возникает необходимость формирования компетентности межпредметного взаимодействия педагогов образовательной организации. Это возможно организовать в формате корпоративного обучения, что позволит образовательной организации реализовывать индивидуальные социальные запросы и оперативно реагировать на вызовы современного мира.

Литература:

1. Информация для всех. МОО ВПП ЮНЕСКО. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века - Издательство ЮНЕСКО 1996, с. 2.

2. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: содержание и сущность // Кузнецов В.В., Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). с. 51-60.

3. Маклакова О.П. Педагогическая технология межпредметного взаимодействия. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования - г. Брянск. 2000 / Маклакова О.П. Научная библиотека диссертаций и авторефератов / http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-mezhpredmetnogo-vzaimodeistviya, с.53

4. Мылова И.Б. Инновации в образовательных технологиях: учебно-методическое пособие. / под ред. И.Б. Мыловой - СПб.: СПбАППО, 2012. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Никифоров Г.С. Психология менеджмента: учебник для вузов / под. ред. Г.С. Никифорова; 2-е изд., доп. и перераб. - СПб., 2000, с. 196.

6. Новиков А.М. Опыт корпоративного обучения - в образовательный процесс профессиональных учебных заведений. Журнал «Специалист», 2013, № 5.

7. Шаталова Н.И. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: Учеб. пособие / Под ред. д-ра социол. наук, проф. Н.И. Шаталовой. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 221 с. — (Высшее образование).

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Абдулов Маис Рамисович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» филиал в г. Дербенте (г. Дербент)

СПОРТ, КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВЬЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В этой статье раскрываются вопросы здоровья и полезность физических упражнений для подрастающих поколений. Систематическая физическая активность с недолгим повышением нагрузки до предельно возможной, совершенствует состояние здоровья у всякого человека. Особенно это важно в молодом возрасте, когда закладываются основы здорового образа жизни, предопределяющие во многом дальнейшую жизнь человека. Как общественный фактор, занятие спортом содействует снижению преступности и уменьшению численности психических заболеваний.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; здоровье, учащиеся, здоровый образ жизни, чередование пассивного состояния и физической нагрузки.

Annotation. This article reveals the health issues and the usefulness of exercise for younger generations. Systematic physical activity with a short increase in the load to the maximum possible, improves the health of every person. This is especially important at a young age, when laid the foundations of a healthy lifestyle, largely predetermining the future of human life. As a social factor the sport contributes to crime reduction и a decrease in the number of mental diseases.

Keywords: physical culture; sport; health, students, healthy lifestyle, alternation of passive state and physical activity.

Введение. Человеческое тело и его организм, безусловно, представляют самую большую ценность для каждого из нас. И именно поэтому люди обязаны делать все необходимое для того, чтобы сохранить свое здоровье. Большинство людей знают то, что лучшим методом для совершенствования состояния собственного здоровья и роста жизненного тонуса является физическая культура. Ибо она выдвигается не только как наилучший стимулятор мышечной системы, но и даёт индивиду отличную возможность получить оптимистичный жизненный настрой и бодрость. И, как выяснилось, для того, чтобы достичь поставленной цели, нет необходимости загружать организм большими физическими нагрузками.

Изложение основного материала статьи. Интересуясь, в физическом плане, самыми обычными видами спорта, возможно одолеть множество проблем нравственного характера. Это проявляется в том, что физическая культура владеет способностью действенно уравновешивать даже психическое состояние людей. Для того чтобы этого достичь, нужно выделить хоть немного времени для выполнения физических упражнений. Тотчас же чувствуется положительный результат. К примеру, утро - это оптимальное время для занятий бегом и ходьбой. Ходьба - это самый легкий вид физической нагрузки. Человеку вполне хватает заниматься ходьбой три раза в неделю. Если ходить в раз по полтора километра, то возможно улучшить работу сердечной мышцы, поднять до необходимого уровня мышечный тонус, упрочить костную ткань, усовершенствовать координацию движений и простимулировать обмен веществ.

Одним из главных условий существования, неотделимым, непременным свойством всего живого, является жизнь и движение. Нет и не может быть никакой жизни без движения.

Важное значение в сохранении и укреплении здоровья имеет физическая активность человека, систематическая мышечная деятельность, которая стоит в основе жизнедеятельности всего организма. Необходимым условием нормального развития и работы человеческого организма являются движение и физические нагрузки, а мышечный «голод» так же серьезен, как и нехватка кислорода или витаминов.

Ходьба и бег строят человеческий организм, фиксируют опорно-двигательный аппарат, развивают мышцы, делают стан стройным и красивым. Узкую взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности показали учёные и врачи уже в глубокой древности, которые считали, что в отсутствие движения и занятий физической культурой человек не сможет находиться в здравии.

В собственных работах они говорили о необходимости рациональной двигательной активности и каждодневных занятий физическими упражнениями.

Если мышцы не функционируют - питание их становится хуже, понижается объем и сила, понижаются гибкость и упругость, они делаются слабыми и дряблыми. Малоподвижность, неактивный образ жизни приводят ко всяким ненормальным изменениям в организме человека. Вот, например, если носить высокий гипс в течении 40 дней, то это приводит к атрофии мышц. Тем не менее, если в течение следующих 4 недель, человек начинает активно двигаться (при том же режиме питания), упомянутые раньше явления устраняются, мышцы крепнут и гипертрофируются.

Организм человека отвечает реакцией на физическую нагрузку, где главное место занимает воздействие коры головного мозга на регуляцию функций важнейших систем. Упражнения увеличивают функциональную реорганизацию всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и прочих систем, совершенствуют процессы тканевого обмена. Под воздействием уверенных физических нагрузок повышаются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и численность эритроцитов. Улучшаются функция и структура самих внутренних органов, совершенствуется химическая обработка и продвижение еды по кишечнику.

Также упражнения приводят к росту белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются важнейшими защитниками организма на пути инфекции. Физические упражнения действуют еще на артериальное давление.

Имеется близкая связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение разных физических упражнений проявляет влияние на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на применение кислорода материями организма.

Здоровье - это самая важная потребность человека, которая является величайшей общественной ценностью, и материализация творческого потенциала, биологических и общественных функций людей, вероятны только при условии его абсолютного здоровья. Потому значение двигательной активности в жизнедеятельности человека, а конкретно, растущего поколения, имеет важную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.