Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ВОИНОВ НА КАЗЕННЫХ КУРОРТАХ В ИСТОРИИ РОССИИ (1914 Г.)'

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ВОИНОВ НА КАЗЕННЫХ КУРОРТАХ В ИСТОРИИ РОССИИ (1914 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совещание / казенный курорт / управление / правительство / ведомство / министерство торговли и промышленности / meeting / state-owned resort / management / government / department / Ministry of Trade and Industry

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Сергеевич Краснокутский, Лидия Ивановна Краснокутская

В статье раскрывается один из периодов в истории казенных курортов и их приспособление для нужд военного времени в период Первой мировой войны. Впервые предпринята попытка исследовать роль правительственных органов, Министерства торговли и промышленности на основе документов межведомственного Совещания, проходившего на Пятигорском курорте с 29 ноября по 8 декабря 1914 г. Целью работы является исследование роли Особых совещаний центральных органов власти в решении первоочередных вопросов указанного периода в тылу страны— создание условий для реабилитации воинов на казенных курортах. В статье анализируются такие процессы, как перевод деятельности здравниц с сезонного цикла работы на круглогодичный, увеличение их емкости, введение дополнительных лечебных учреждений. Восполняется недостаточно изученный аспект истории деятельности казенных курортов в первый год Первой мировой войны— роль центральных органов управления в организации реабилитационной базы в их условиях для больных и раненых воинов. Научный интерес представляет сравнительная часть, раскрывающая меры, принятые Горным ведомством в приспособлении каждого из курортов для нужд войны. В ней сопоставляется положение дел на двух старейших курортах страны: на Кавказских Минеральных Водах (основаны в 1803 г.), находящихся на периферии страны, на Северном Кавказе, и на Липецком курорте в центральной России (основан в 1717 г.). Исследование подготавливает к восприятию последующего периода, связанного с разработкой проектов и механизмов по управлению и финансированию развертывания госпитальной базы на курортах страны другой ведомственной принадлежности на Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей (январь 1915 г.). Опыт организации центральными органами власти реабилитационной базы на курортах, принадлежащих государству, был использован в период Великой Отечественной войны и иных военных конфликтов и имеет непреходящее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Владимир Сергеевич Краснокутский, Лидия Ивановна Краснокутская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC POLICY ON THE REHABILITATION OF SOLDIERS AT STATE-OWNED RESORTS IN THE HISTORY OF RUSSIA (1914)

The article reveals one of the periods in the history of state-owned resorts and their adaptation for wartime needs during the First World War. For the first time, an attempt was made to explore the role of government bodies, the Ministry of Trade and Industry, based on the documents of the interdepartmental Meeting held at the Pyatigorsk resort (from November 29 to December 8, 1914). This research aims to lay the foundation for understanding the subsequent period associated with the development of projects and mechanisms for managing and financing the establishment of hospital facilities within various departmental affiliations at the All-Russian Congress on the improvement of domestic medical areas (January, 1915). The work analyzes the transformation of state-owned health resorts in Russia during the initial phase of World War I, examining the shift from a seasonal operational cycle to a year-round model. It explores the expansion of resort capacities and the establishment of additional medical facilities. A previously unexplored aspect of the history of state-owned resorts during this wartime period is elucidated, shedding light on the role of central government bodies in organizing rehabilitation centers to cater to the needs of the sick and wounded. Of particular scientific interest is the comparative analysis conducted, which examines the specific measures undertaken by the Mining Department to adapt each resort to the needs of war. This comparative approach focuses on two historically significant resorts: The Caucasian Mineral Waters, established in 1803 and situated in the North Caucasus region, and the Lipetsk resort in central Russia, founded in 1717. The experience of organizing rehabilitation centers at resorts owned by the state by central authorities was used during the Great Patriotic War and other military conflicts and continues to hold enduring importance in the realm of military healthcare management.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ВОИНОВ НА КАЗЕННЫХ КУРОРТАХ В ИСТОРИИ РОССИИ (1914 Г.)»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 94(470.63).083+61(470.3)(091) ББК 63.3(235.7)534-7 К 78

DOI: 10.53598/2410-3691-2023-3-324-33-41

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ВОИНОВ НА КАЗЕННЫХ КУРОРТАХ В ИСТОРИИ РОССИИ (1914 Г.)

(Рецензирована)

Владимир Сергеевич КРАСНОКУТСКИЙ

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Железноводск, Россия kurasnokutsky. v@mail. ru

Лидия Ивановна КРАСНОКУТСКАЯ

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Железноводск, Россия karrass55@mail. ru

Аннотация. В статье раскрывается один из периодов в истории казенных курортов и их приспособление для нужд военного времени в период Первой мировой войны. Впервые предпринята попытка исследовать роль правительственных органов, Министерства торговли и промышленности на основе документов межведомственного Совещания, проходившего на Пятигорском курорте с 29 ноября по 8 декабря 1914 г.

Целью работы является исследование роли Особых совещаний центральных органов власти в решении первоочередных вопросов указанного периода в тылу страны— создание условий для реабилитации воинов на казенных курортах.

В статье анализируются такие процессы, как перевод деятельности здравниц с сезонного цикла работы на круглогодичный, увеличение их емкости, введение дополнительных лечебных учреждений. Восполняется недостаточно изученный аспект истории деятельности казенных курортов в первый год Первой мировой войны— роль центральных органов управления в организации реабилитационной базы в их условиях для больных и раненых воинов.

Научный интерес представляет сравнительная часть, раскрывающая меры, принятые Горным ведомством в приспособлении каждого из курортов для нужд войны. В ней сопоставляется положение дел на двух старейших курортах страны: на Кавказских Минеральных Водах (основаны в 1803 г.), находящихся на периферии страны, на Северном Кавказе, и на Липецком курорте в центральной России (основан в 1717 г.).

Исследование подготавливает к восприятию последующего периода, связанного с разработкой проектов и механизмов по управлению и финансированию развертывания госпитальной базы на курортах страны другой ведомственной принадлежности на Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей (январь 1915 г.).

Опыт организации центральными органами власти реабилитационной базы на курортах, принадлежащих государству, был использован в период Великой Отечественной войны и иных военных конфликтов и имеет непреходящее значение.

Ключевые слова: совещание, казенный курорт, управление, правительство, ведомство, министерство торговли и промышленности.

Для цитирования: Краснокутский B.C., Краснокутская Л.И. Внутренняя политика по реабилитации воинов на казенных курортах в истории России (1914 г.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2023. Вып. 4 (329). С. 33-41. DOI: 10.53598/24103691-2023-4-329-33-41.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

DOMESTIC POLICY ON THE REHABILITATION OF SOLDIERS AT STATE-OWNED RESORTS IN THE HISTORY OF RUSSIA (1914)

Vladimir S. Krasnokutsky

Stavopol State Pedagogical University, Zheleznovodsk, Russia

kurasnokutsky. v@mail. ru

Lidiya I. Krasnokutskaya

Stavopol State Pedagogical University, Zheleznovodsk, Russia

karrass55@mail. ru

Abstract. The article reveals one of the periods in the history of state-owned resorts and their adaptation for wartime needs during the First World War. For the first time, an attempt was made to explore the role of government bodies, the Ministry of Trade and Industry, based on the documents of the interdepartmental Meeting held at the Pyatigorsk resort (from November 29 to December 8, 1914).

This research aims to lay the foundation for understanding the subsequent period associated with the development of projects and mechanisms for managing and financing the establishment of hospital facilities within various departmental affiliations at the All-Russian Congress on the improvement of domestic medical areas (January, 1915).

The work analyzes the transformation of state-owned health resorts in Russia during the initial phase of World War I, examining the shift from a seasonal operational cycle to a year-round model. It explores the expansion of resort capacities and the establishment of additional medical facilities. A previously unexplored aspect of the history of state-owned resorts during this wartime period is elucidated, shedding light on the role of central government bodies in organizing rehabilitation centers to cater to the needs of the sick and wounded.

Of particular scientific interest is the comparative analysis conducted, which examines the specific measures undertaken by the Mining Department to adapt each resort to the needs of war. This comparative approach focuses on two historically significant resorts: The Caucasian Mineral Waters, established in 1803 and situated in the North Caucasus region, and the Lipetsk resort in central Russia, founded in 1717.

The experience of organizing rehabilitation centers at resorts owned by the state by central authorities was used during the Great Patriotic War and other military conflicts and continues to hold enduring importance in the realm of military healthcare management.

Keywords: meeting, state-owned resort, management, government, department, Ministry of Trade and Industry.

For citation: Krasnokutsky V.S., Krasnokutskaya L.I. Domestic policy on the rehabilitation of soldiers at state-owned resorts in the history of Russia (1914) // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2023. Iss. 4 (329). pp. 33- 41. DOI: 10.53598/2410-3691-2023-4-329-33-41.

Введение. Актуальность. Место и роль реабилитационных баз для восстановления здоровья воинов на курортах страны в период отечественных и локальных войн трудно переоценить. Особый интерес представляет вклад в эти процессы казенных курортов, в связи с предстоящим 110-летием начала Первой мировой войны и 222-летием курорта Кавказские Минеральные Воды— одного из крупнейших казенных курортов Российской империи исследуемого периода.

Вопросам реорганизации лечебных местностей, прежде всего казенных курортов, для нужд военного времени предшествовала большая организационная работа правительственных органов. Эта тема до настоящего времени остается малоизученной. Такое положение способствует утрате исторической памяти и забвению самоотверженной работы организаторов курортного дела. В учебных курсах

высшей и общеобразовательных школ данная тема не находит отражение. Восполняя отмеченный пробел, рассмотрим организационную роль Министерства торговли и промышленности как главного органа, в ведении которого находились казенные курорты.

В начальный период Первой мировой войны, как и в дальнейшем, Особые совещания имели особые полномочия. Они носили межотраслевой характер и концентрировали усилия центральных органов управления для оперативного решения различных вопросов государственной важности в решении экстренных вопросов военного времени.

Целью работы является исследование роли Особых совещаний центральных органов власти в решении первоочередных вопросов в тылу страны в первые месяцы Первой мировой войны— создание условий для реабилитации воинов на казенных курортах.

Новизна— впервые анализируются меры, принимаемые правительственным межведомственным Совещанием для трансформации казенных курортов в целях реабилитации воинов в годы Первой мировой войны.

Методы исследования. Для достижения цели используется цивилизацион-ный подход, основанный на принципах историзма и объективности, диалектики развития всей совокупности исторических явлений. Принцип историзма позволяет проанализировать состояние и развитие казенных курортов с учетом конкретных исторических условий в строгих хронологических рамках. Принцип объективности позволил рассмотреть конкретные факты такими, какими они отражены в материалах Совещания и других источниках, расширяющих представление о внимании к проблемам казенных курортов со стороны правительственных органов, положении их в начальный период Первой мировой войны и мерах по их переустройству в целях реабилитации воинов. При работе были избраны аналитический, ретроспективный, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, статистический методы, что позволило проанализировать и обобщить административные, организационные, экономические и социальные аспекты проблемы, выявить общее, частное и единичное в объяснении исторических фактов, раскрытии их сущности через персоналии представительства, основные обсуждаемые вопросы и механизмы принятия мер, результативность.

Результаты. Особое правительственное совещание под председательством Министра торговли и промышленности обсудило ряд конкретных вопросов по переустройству казенных курортов для нужд военного времени и определило конкретные меры по каждому из них по 9 основным направлениям, начиная от эвакуации больных и раненых воинов в лечебные местности и создания условий в них для их размещения и лечения, для расширения возможностей приема больных и раненых воинов.

Историография вопроса представлена целым рядом трудов исследователей: Е.Э. Копыловой [1], А.Н. Костина, С.А. Горшколепова, С.А. Полякового [2], B.C. Краснокутского [3], Л.И. Краснокутской [4], Б.Т. Ованесова, О.И. Серегиной [5], Н.Д. Судавцова [6], Г.А. Шевченко [7], коллективной монографией под редакцией Ю.А. Шевченко и О.П. Щепкина [8] и др.

В данных исследованиях авторы раскрывали в основном сам процесс размещения и обслуживания больных и увечных воинов, делали попытки обобщить статистические данные, раскрывали роль отдельных личностей, руководителей курортного дела. В этой связи интерес представляет работа С.Н. Савенко «К вопросу о месте Кавказских Минеральных Вод в истории России» [6; 60-65], в которой особо подчеркивается вклад курортов в реабилитацию воинов, роль правительственных

органов власти в решении этих вопросов, в том числе и в период Первой мировой войны. Научный интерес представляет труд А.Н. Еремеевой «Курортные проекты Кубанской области и Черноморской губернии военного времени (1914-1917 гг.)», где автор раскрывает совместные усилия местных и центральных органов по реорганизации курортов региона. Однако на тот момент ни один из них не принадлежал казне [9; 132-142].

Вместе с тем роль центральных органов власти, межведомственных Особых совещаний второй половины 1914 г. в организации и подготовке казенных курортов к приему больных и раненых воинов не освещается. Восполняя этот пробел, рассмотрим роль Министерства торговли и промышленности как главного органа, в ведении которого находились казенные курорты.

Обсуждение. Впервые в истории страны принятый Закон Российской империи «О горной и санитарной охране лечебных местностей» (апрель 1914 г.) свидетельствовал об особой стратегии государства о лечебных местностях страны [10]. В этой связи особый интерес представляют материалы рассматриваемого Совещания по важнейшей проблеме — развертывание госпитальной базы на казенных курортах (1914 г., г. Пятигорск).

Министерство торговли и промышленности ведало вопросами казенных курортов с 1903 г. Его Горному департаменту всецело принадлежали вопросы эксплуатации этих уникальных лечебных местностей [3; 14].

С началом войны правительство было озабочено поиском мест в тылу страны для лечения больных и раненых воинов. Казенные курорты, то есть курорты, принадлежащие казне, в создавшихся условиях представляли собой один из надежных ресурсов для этих целей. Советом министров при поддержке лично императора Николая II было принято решение трансформировать «жемчужину» здравоохранения, служившую в большей степени элите общества в мирное время, для реабилитации в массовом порядке воинов, защитников Отечества. Это было закономерное решение, вызванное, прежде всего, патриотическим подъемом в обществе: все лучшее— для защитников Отечества. Но и одновременно в связи с большим числом больных и увечных воинов, прибывавших с фронта... Это была целесообразная мера. Такое конструктивное решение требовало трансформации отечественных лечебных мест, и прежде всего— приспособление их в аспектах увеличения возможностей приема, размещения, питания и восстановления здоровья фронтовиков, преодоления принятых в период мирного времени нормативов по изменению количества направляемых и сроков лечения [1; 71].

Первые месяцы участия Российской империи в войне крайне обострили вопрос использовании отечественных лечебных местностей как особой реабилитационной базы. Необходимы были чрезвычайные меры для их приспособления к «усиленному наплыву больных и раненых с фронта» [11; 2].

В военном ведомстве был накоплен некоторый опыт военно-санитарной системы реабилитации [2; 10]. Практически во всех военных округах страны при казенных курортах были сформированы и действовали на базе лечебных местностей военно-санитарные станции: Кавказские, Старорусские, Кеммернские, Сергиевские, Липецкие, Бусские. Здесь, как правило, были организованы небольшие стационарные госпитали или лазареты в капитальных строениях, а в случае необходимости разворачивались в летний сезон палаточные санитарные станции. Эту лечебную базу необходимо было с началом войны в тылу военных округов значительно расширить и даже трансформировать за счет имеющихся ресурсов, которые служили в мирное время в большей степени исключительно для мирного населения страны. Внутренние военные округа, тыл военных округов, например, Кавказского,

стали важнейшей госпитально-реабилитационной базой русской армии [1; 91]. По данным А.Ю. Безугольного, до 1 сентября 1917 г. в них было эвакуировано 1425 тыс. больных и 2845 тыс. раненых солдат и офицеров [12; 22-26].

За грамотную организацию реабилитационной базы на казенных курортах, его финансовой и геологической части было ответственно, прежде всего, Министерство торговли и промышленности. Контроль над соблюдением всей санитарной и медицинской части в них, согласно Закону «О горной и санитарной охране лечебных местностей» (апрель 1914 г.), лежал на Министерстве внутренних дел, его Медицинском департаменте [1; 52]. Решение всех вопросов развертывания госпитальной базы зависело не только от них, но и от других центральных органов власти. От государственных органов обязанности выполняли член Государственного Совета A.C. Ермолов и от Совета Министров— О.П. Черкашин.

Непосредственно от Министерства внутренних дел на Совещании присутствовали председатель Медицинского совета МВД, академик медицины Г.Е. Рейн, чиновник особых поручений, доктор медицины Н.Г. Фрайенберг, а также председатель комиссии «Об упорядочении русских лечебных местностей» этого ведомства H.H. Сименовский и члены комиссии И.С. Йорданов, П.С. Кукуракен.

Солидным было представительство от министерства торговли и промышленности во главе министром С.И. Тимашовым и заместителем Д.П. Коноваловым. По сути, главными докладчиками и консультантами в период работы Совещания были чиновники-специалисты по ключевым вопросам управления казенными курортами Горного департамента во главе с руководителем — директором, д.с.с. В.И. Арендаренко.

Несомненно, ценным и значимым стало участие в работе представителя Главного управления землеустройства и земледелия A.B. Кривошеина.

От военного ведомства присутствовал представитель Главного военно-санитарного управления военного ведомства (ГВСУ) И.И. Майеншевич и от наместника Кавказского— представитель 1 отделения канцелярии К.И. Курагин.

Непосредственно в работе Совещания принимали участие директора, заведующие казенных курортов: Кавказских— C.B. Теличеев, Липецких— B.C. Борисовский, Кеммернских - A.A. Лезирский, Сергиевских— A.A. Фальк, Старорусских— С.Н. Пареный. Руководитель Бусских минеральных вод отсутствовал, т.к. на территории Варшавского округа уже шли военные действия.

Обсуждались вопросы, которые выдвигала сама жизнь: эвакуация удобным транспортным сообщением до лечебной местности, прием больных и раненых, их бальнеообслуживание. Наиболее проблемными были вопросы перевода курортов на круглогодичный цикл работы с организацией размещения, лечения и питания, устройства системы центральных коммунальных сетей (водопровода и канализации). Без решения всех обозначенных вопросов вряд ли возможна была массовая реабилитация больных и раненых. Исходя из этой программы, данные вопросы требовали немедленного решения уже до летнего сезона 1915 г.

Рассмотрим ход Совещания под председательством министра торговли и промышленности С.И. Тимашова, которое было проведено в Пятигорске с 29 ноября по 8 декабря 1914 г. по рекомендации Совета министров в преддверии Всероссийского съезда по улучшению отечественных лечебных местностей в январе 1915 г. в Петрограде [13; 3]. Особые межведомственные совещания в период войны выполняли важные управленческие функции, часто чрезвычайные. Их решения носили обязательный характер для исполнения, и потому их деятельность была эффективной [14; 33-40].

Ранее утвержденные к 300-летию Дома Романовых планы развития на десятилетие казенных курортов Министерством торговли и промышленности теперь

необходимо было пересмотреть на первую пятилетнюю перспективу, для того чтобы решить первоочередные задачи курортного дела в связи с нуждами военного времени [3; 25]. Требовалась оценка состояния государственных курортов, уровня их готовности к более масштабному обслуживанию больных и раненых воинов. Это стало основным критерием для привлечения к участию в данной важной работе 9 министерств и ведомств, местных органов управления, частных лиц, общественных деятелей.

Уровень развития казенных курортов был неодинаков. Так, например, на Кавказских Минеральных Водах, по отчету директора за 1914 г., число лечившихся было 41192 человека [15; 84]. На Липецком курорте за годы Первой мировой войны, по данным исследователей, число 726 человек больных и раненых воинов было «рекордным» [7].

Заметим, что целебное значение Липецких Вод, открытых еще в XVIII в., их исключительные качества не соответствовали современным на тот период требованиям бальнеологического устройства и ожиданиям курортной публики. Это сказалось на их посещаемости, которая возрастала очень медленно. Так, в течение десяти лет, с 1904 по 1914 гг., она повысилась с 40 до 1200 посетителей [11; 4].

В Совещании с учетом принятого Закона «О горной и санитарной охране лечебных местностей» (1914 г.) рассматривали возможность переустройства курорта в свете потребностей военного времени [10; 697]. Ведомство местного хозяйства Министерства торговли и промышленности обязано было решать вопросы оздоровления курорта путем устройства водоснабжения, канализации, предоставления приезжим необходимых условий для размещения и быта. Отдельно рассматривалось участие Министерства путей сообщения в транспортировке больных и раненых воинов, в снабжении продовольствием, стройматериалами; в строительстве временных бараков для лечения и проживания, устройстве санитарных вагонов. Финансирование работ всецело инициировало Министерство торговли и промышленности, а определялось оно совместно с Министерством финансов [15; 2-3]. В целом на повестке дня Совещания было 9 вопросов. Такой круг вопросов был выработан предварительно, исходя из запросов от администраций казенных курортов [3; 2].

Обсуждались возможности беспересадочных путей сообщения для эвакуации больных и раненых воинов по железным дорогам. Министерство путей сообщения обязано было решить вопросы взаимодействия с тыловыми санитарными распределительными пунктами, питания эвакуированных воинов в пути следования. О роли железных дорог свидетельствуют два примера. Кавказские Минеральные Воды, несмотря на отдаленность от Юго-Западного фронта, были связаны со всеми его центрами еще до войны. О готовности железных дорог в этом вопросе докладывал представитель Министерства путей сообщения. Липецкий курорт «Минеральные воды» имел преимущество в этом вопросе, находился в центре России, что сокращало путь эвакуации воинов с фронта по железной дороге [11; 33].

Однако условия и возможности размещения на Липецком курорте значительно уступали Кавказскому. Тогда же было принято решение — в целях расширения возможностей приема в лечебные местности, экономии средств и быстрого возведения помещений для размещения больных и раненых не возводить капитальных сооружений, но для ускорения процесса строить особого типа утепленные бараки. Временные сооружения предполагалось безболезненно снести после завершения войны, чтобы не искажать вид курортов.

Одним из важнейших вопросов, который был поднят Совещанием, был вопрос увеличения емкости бальнеологических курортов. Для оперативного решения

проблемы требовалось изменение графика работы в две смены, устройство временных помещений, их оборудование и отопление. Так, на курорте КМВ предполагалось достигнуть 3227 мест для лечения против 2600 имевшихся. При этом пределы увеличения были различны. Например, в Кисловодске и Пятигорске отпуск ванн предполагалось увеличить более чем на двести ванн в день. Железноводск, в связи с введением в строй нового ванного здания к сезону 1915 г., смог увеличить число отпускаемых процедур более чем на тысячу [11; 10]. Но и эти меры не удовлетворили участников Совещания.

Горное ведомство представило свои расчеты для коренного изменения ситуации как реально осуществимые в связи с планируемым запуском к сезону 1915 г. двух грязелечебниц в Пятигорске и Ессентуках. В силу этого представлялось возможным увеличить в целом по Кавказскому курорту число отпускаемых ванн в сутки до десяти тысяч [11; 27]. Таким образом, Совещание определило эти меры как первостепенные для Горного департамента Министерства торговли и промышленности, т.к. они позволили бы увеличить количество отпускаемых процедур в курортном регионе в три раза.

Сравнительный анализ показывает, что на Кавказских Минеральных Водах результат расширения лечебной базы был больше Липецких в 10 раз. Таких ресурсов у Липецких Вод не было. Для них были поставлены другие первоочередные задачи.

Особое Совещание обязало Министерство торговли и промышленности переселить Монастырское село, находившееся прямо у целебного озера Липецкого курорта, с тем чтобы сохранить санитарные нормы его эксплуатации [11; 33]. Горному департаменту рекомендовано было добиться выделения средств, было дано согласие представителями министерства финансов на выделение средств (до 1 млн рублей) для решения этого вопроса с соблюдением всех геологических и санитарных норм охраны месторождения и курортной местности в целом.

Другой задачей стала экономия нарзана и другой минеральной воды. По этому вопросу было рекомендовано оснастить нарзанные бюветы соответствующим оборудованием.

Заключение. Исследовав вопрос, отмечаем, что правительство было обеспокоено трансформацией и развитием лечебной базы казенных курортов в связи с необходимостью приема в массовом порядке нижних чинов и офицеров, но видело решение в дополнительном возведении бальнеолечебниц, значительном увеличении емкости курортов, переходе их на круглогодичный цикл работы и лечения, улучшении санитарных условий, благоустройстве не только лечебной местности, но и прилегающих территорий.

Совещание имело историческое значение, так как определило стратегию формирования реабилитационной базы на всех казенных курортах до курортного сезона 1915 г.:

— выработанный алгоритм трансформации казенных курортов в связи с нуждами военного времени стал первоосновой для приспособления лечебных местностей другой ведомственной принадлежности;

— была оценена обстановка на курортах по приему и лечению и сформулированы первоочередные задачи по оказанию государственной финансовой поддержки для выполнения поставленных задач;

— для всех участников Совета был продемонстрирован опыт лечебной работы по организации курортного дела курортов КМВ как передовой на тот период времени;

— впервые курорты рассматривались в едином комплексе— как структурные подразделения государственной системы;

— была показана роль ведущих министерств страны в выстраивании единой политики по реабилитации воинов в условиях лечебных мест;

— подобный государственный подход, представленный в материалах Совещания, имеет свое непреходящее значение для современных условий по управлению ныне курортной сферой страны.

Примечания:

1. КраснокутскаяЛ. И., Михайленко В. И. Управление Кавказскими Минеральными Водами: страницы Российской истории 1802-2003. Пятигорск: Вестник Кавказа, 2003. 160 с.

2. Серегина О. И. Курортная жизнь Северного Кавказа в конце XVIII — начале XX вв. в экономическом, политическом и правовом аспекте. Кисловодск: Тьютор, 2002. 188 с.

3. Шевченко Г. А. Благословенный край — Пятигорье. История управления Кавказских Минеральных Вод. Пятигорск : МИЛ, 2005. Ч. I. 424 с.

4. Ованесов Б. Т., Судавцов Н. Д. Здравоохранение Ставрополья в конце XVIII — начале XIX вв. Ставрополь: Ставропольская краевая типография, 2002. 212 с.

5. Синиченко В. В. Особое совещание как институт чрезвычайного управления Российской империи в годы Первой мировой войны // Сибирский юридический вестник. 2021. № 4 (95). С. 33-40.

6. Самарина Т. В. Краткий правовой анализ закона о санитарной и горной охране лечебных местностей от 24 апреля 1914 года // Юридическая наука: проблемы и перспективы развития (региональный аспект): сб. ст. по итогам II Междунар. науч.-практ. конф. Великий Новгород, 8-9 октября, 2009 г.: в 3 т. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. Т. 2. С. 697-701.

7. Липецкий край в Первой мировой войне. URL: URL: (xn--jlahfl.xn--pla¡) (дата обращения: 24.11.2023).

8. Еремеева А. Н. Курортные проекты Кубанской области и Черноморской губернии военного времени (1914-1917 гг.) // Вопросы истории. 2016. № 1. С. 132-142.

9. Костин А. Н., Горшколепов С. А., Поляков С. А. Исторические аспекты развития военной курортологии: монография. Пятигорск: Кавказская здравница, 2007. 111 с.

10. Кавказские курорты. 1914. 20 дек. С. 3.

11. Курорты Кавказских Минеральных Вод— национальное достояние: становление и развитие (1803-2003) / под ред. Ю. А. Шевченко, О. П. Щепкина. М.: Б/Н, 2003. 350 с.

12. Копылова Е. Э., Краснокутская J1. И. Становление и развитие военно-медицинской службы на Кавказских Минеральных Водах (2003-2007 гг.). Ессентуки: Издательский Дом, 2007. 222 с.

13. Краснокутский В. С. Курорты Кубани, Терека, Ставрополья в годы Первой мировой войны (на примере КМВ) : монография. Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2017. 164 с.

14. Отчет директора Кавказских Минеральных Вод за 1914 год. Пятигорск: Типолитография В. Дзахова и И. Кмита, 1916. 149 с.

15. Краткий протокол Заседаний Совещания по вопросу о благоустройстве курортов, состоящих в ведении Министерства торговли и промышленности. Заседания 29 ноября, 1, 4 и 8 декабря 1914 года. Пятигорск: Типография Дзахова, 1914. 36 с.

References:

1. Krasnokutskaya L.I., Mikhaylenko V.I. Management of the Caucasian Mineral Waters: pages of Russian history 1802-2003. Pyatigorsk: Vestnik Kavkaza, 2003. 160 pp.

2. Seregina O.I. Resort life in the North Caucasus at the end of the 18th — beginning of the 20th centuries in economic, political and legal aspects. Kislovodsk: Tutor, 2002. 188 pp.

3. Shevchenko G.A. A blessed region — Pyatigorye. History of management of the Caucasian Mineral Waters. Pyatigorsk: MIL, 2005. Part I. 424 pp.

4. Ovanesov B.T., Sudavtsov N.D. Health care of Stavropol in the late 18th — early 19th centuries. Stavropol: Stavropol Regional Printing house, 2002. 212 pp.

5. Sinichenko V.V. Special meeting as an institution of emergency management of the Russian Empire during the First World War// Siberian Legal Bulletin. 2021. No. 4 (95). P. 33-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Samarina T.V. Brief legal analysis of the law on sanitary and mountain protection of medicinal areas of April 24, 1914 // Legal science: problems and prospects of the development (a regional aspect): collection of articles based on the results of the II International scient. and pract. conf.

Veliky Novgorod, October 8-9, 2009: in 3 vol. Veliky Novgorod: NovGU Publishing house named after Yaroslav the Wise, 2011. Vol. 2. P. 697-701.

7. Lipetsk region in the First World War. URL: URL: (xn--jlahfl.xn--plai) (access date: 24.11.2023).

8. Eremeeva A.N. Resort projects of the Kuban region and the Black Sea province of the wartime (1914-1917) 11 Problems of History. 2016. No. 1. P. 132-142.

9. Kostin A.N., Gorshkolepov S.A, Polyakov S.A Historical aspects of the development of military balneology: a monograph. Pyatigorsk: Kavkazskaya zdravnitsa, 2007. Ill pp.

10. Caucasian Resorts. 1914. December 20 P. 3.

11. Resorts of the Caucasian Mineral Waters — national heritage: formation and development (1803-2003) / ed. by Yu.A. Shevchenko, O.P. Shchepkina. M.: B/N, 2003. 350 pp.

12. Kopylova E.E., Krasnokutskaya L.I. Formation and development of the military medical service in the Caucasian Mineral Waters (2003-2007). Essentuki: Izdatelsky dom, 2007. 222 pp.

13. Krasnokutsky l/.S. Resorts of Kuban, Terek, Stavropol during the First World War (based on the Caucasian Mineral Waters): a monograph. Stavropol: Design Studio B, 2017. 164 pp.

14. Report of the Director of the Caucasian Mineral Waters for 1914. Pyatigorsk: Typolithography of V. Dzakhov and I. Kmit, 1916. 149 pp.

15. Brief minutes of the session on the issue of improvement of resorts administered by the Ministry of Trade and Industry. Session on November 29, December 1, 4 and 8, 1914. Pyatigorsk: Dzakhov Printing house, 1914. 36 pp.

Статья поступила в редакцию 12.11.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023;

принята к публикации 29.11.2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The paper was submitted 12.11.2023; approved after reviewing 27.11.2023;

accepted for publication 29.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

© B.C. Краснокутский, Л.И. Краснокутская, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.