Научная статья на тему 'Внутренняя и внешняя среда организации'

Внутренняя и внешняя среда организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13479
1748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / МАРКЕТИНГ / РАБОТА С КАДРАМИ / ФИНАНСЫ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ / SWOT-АНАЛИЗ / INTERNAL ENVIRONMENT / EXTERNAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGY / PRODUCTION / MARKETING / HUMAN RESOURCE / FINANCE / ORGANIZATIONAL PROCESSES / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / MANAGEMENT OF FUNCTIONAL PROCESSES / SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сутина А. А., Бакеева Й. Р.

Представленный в статье материал посвящен рассмотрению составляющих факторов внутренней и внешней среды организации. Среди наиболее важных компонентов внутренней среды выделяют организационную структуру, сотрудников, технологии и т. д., обосновано их влияние на функционирование организации в целом. Не меньшее значение имеет внешняя среда организации. Рассмотрен один из популярных методов анализа деятельности организации SWOT-анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сутина А. А., Бакеева Й. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AND EXTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION

The following material is devoted to the consideration of the constituent factors of internal and external environment of the organization. Among the most important components of the internal environment is isolated organizational structure, employees, technologies and so on, justified by their impact on the functioning of the organization as a whole. No less important is the external environment of the organization. Considered one of the most popular methods of analysis of the organization SWOT-analysis.

Текст научной работы на тему «Внутренняя и внешняя среда организации»



№3(3)-2017

УДК 65.01

Сутина А.А., Бакеева Й.Р.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», Казань, Россия

Sout^ A. A., Bakeeva Y. R.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI», Kazan, Russia

E-mail: [email protected]

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

INTERNAL AND EXTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION

Аннотация: представленный в статье материал посвящен рассмотрению составляющих факторов внутренней и внешней среды организации. Среди наиболее важных компонентов внутренней среды выделяют организационную структуру, сотрудников, технологии и т. д., обосновано их влияние на функционирование организации в целом. Не меньшее значение имеет внешняя среда организации. Рассмотрен один из популярных методов анализа деятельности организации - SWOT-анализ.

Abstract: the following material is devoted to the consideration of the constituent factors of internal and external environment of the organization. Among the most important components of the internal environment is isolated organizational structure, employees, technologies and so on, justified by their impact on the functioning of the organization as a whole. No less important is the external environment of the organization. Considered one of the most popular methods of analysis of the organization - SWOT-analysis.

Ключевые слова: внутренняя среда организации, внешняя среда организации, технология, производство, маркетинг, работа с кадрами, финансы, внутриорганизационные про-

№3(3)-2017

цессы, структура организации, организационная культура, управление функциональными процессами, SWOT-анализ.

Key words: internal environment, external environment, technology, production, marketing, human resource, Finance, organizational processes, organizational structure, organizational culture, management of functional processes, the SWOT analysis.

В современных рыночных условиях компаниям необходимо уделять внимание вопросу разработки стратегического плана развития. Это позволяет им оставаться конкурентоспособными по сравнению с другими организациями. С этой целью менеджеры проводят анализ внутренней и внешней среды организации.

Компоненты внутренней и внешней среды организации будут рассмотрены далее более подробно.

К внутренней среде организации относят:

а) структуру организации;

б) внутриорганизационные процессы;

в) технологии;

г) кадры;

д) организационную культуру;

е) управление функциональными процессами.

Структура организации представлена через отдельные подразделения и связи между ними. Начальным этапом построения структуры компании является определение функциональных обязанностей сотрудников, и с кем они будут взаимодействовать в процессе трудовой деятельности. Например, в организации люди могут работать автономно (независимо друг от друга), могут работать на конвейере или в бригадах. Процесс проектирования работы определяется множеством факторов, таких как уровень квалификации работника, необходимый для осуществления данной деятельности, объем работы каждого со-

№3(3)-2017

трудника, необходимо ли прохождение курсов повышения квалификации и т.п. В настоящее время сформировались основные типы структур, такие как линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, проектная. Также начинают формироваться новые типы сетевых структур, связанные с развитием информационных технологий. Эти структуры актуальны в условиях динамично изменяющейся внешней среды [8].

Внутриорганизационные процессы можно подразделить на три группы:

а) координация, осуществляемая за счет приказов и распоряжений руководителей, а также на основе сформированных в организации норм и правил;

б) принятие решений, которое может осуществляться как «снизу вверх», так и «сверху вниз», т.е. только на верхней ступени управления;

в) коммуникация, которая может быть в письменной форме, во многих компаниях она представлена в виде разговоров или в смешанной форме, сочетая первый и второй вид коммуникации. В настоящее время актуально взаимодействие сотрудников через электронную почту.

Технология - это технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией. К вопросам менеджмента относится вопрос выбора наиболее подходящей для данной организации технологии и определения ее эффективного использования [4, а 28].

Кадры составляют основу функционирования любой компании. Организация способна осуществлять свою деятельность и успешно функционировать благодаря наличию в ней сотрудников. Работники компании участвуют в создании ее продукта, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В связи с такой позицией кадров в организации, менеджерам стоит быть внимательным к ним, способ-

№3(3)-2017

ствовать их профессиональному развитию, повышению квалификации, продвижению по карьерной лестнице.

Организационная культура - это устойчивые нормы поведения, ценности и верования относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и т.п.

Формированием организационной культуры занимается руководство компании, а также топ-менеджеры.

Можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и являются объектом управления со стороны менеджмента:

а) производство;

б) маркетинг;

в) финансы;

г) работа с кадрами;

д) эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Любая организация не является замкнутой системой и постоянно взаимодействует с внешней средой. Из окружающего мира компания получает ресурсы, необходимые ей для осуществления своей деятельности. Если организация не будет поддерживать связи с внешним миром, то она в ближайшее время прекратит свое существование. Внешняя среда непостоянна и подвержена изменениям, поэтому в задачи менеджеров входит обязанность адаптировать компанию под новые изменения.

Внешнее окружение организации можно представить в виде двух сфер.

К первой сфере относится сложившаяся в стране политическая, экономическая, правовая среда, а также особенности менталитета населения, нацио-

№3(3)-2017

нальные традиции. Данное окружение будет сходно для большинства организаций.

Вторая сфера будет различна для организаций, так как в нее входят непосредственно поставщики, покупатели, конкуренты, партнеры, государственные и муниципальные органы, с которыми взаимодействует компания. Они оказывают более значимое влияние на деятельность организации. При этом действия организации также будут изменять внешнюю среду.

Стратегический анализ внешней и внутренней среды направлен, в первую очередь, на изучение двух групп факторов: условий в отрасли и положения на рынке, сильных и слабых сторон [3].

Стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами организации, в особенности решениями по выбору номенклатуры продукции и сегментов рынка [2].

Как основной инструмент регулярного стратегического управления, предлагается выбрать матрицу «качественного» стратегического анализа (SWOT).

SWOT-анализ - это анализ, в основе которого лежит исследования сильных характеристик организации, слабых сторон, а также возможностей и угроз, исходящие из внешней среды.

Для проведения SWOT-анализа необходимо построить матрицу, состоящую из двух частей - внешней и внутренней среды. Внешнюю среду подразделяют также на два раздела - возможности и угрозы. В свою очередь, внутренняя среда разделена на сильные и слабые стороны организации.

В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рисунок 1).

№3(3)-2017

Оценка

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

-►

Среда

Внешняя Внутренняя

Рисунок 1 - Схема SWOT-анализа

В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны организации, а также рыночные возможности и угрозы:

- сильные стороны - преимущества организации, которые создают новые возможности для организации. Преимущества могут заключаться как в имеющихся уникальных ресурсах, используемой технологии, высокой квалификации сотрудников, бренде, качестве продукции.

- слабые стороны - это недостатки компании, которые мешают ее развитию. Например, узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.

- рыночные угрозы - события, которые еще не произошли, но их появление может негативно сказаться на функционировании компании. К примеру, появление новых компаний, которые могут повысить конкуренцию на рынке, введение новых законов, ограничивающих деятельность организации, изменение спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги.

№3(3)-2017

- рыночные возможности - благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества [3].

SWOT-анализ один из самых простых в понимании методов, поэтому он стал популярным и востребованным у менеджеров компаний различных уровней и сфер функционирования.

Подводя итог, отметим, что вовремя проведенный стратегический анализ организации, рассмотрение ее конкурентных сильных сторон, недостатков, мешающих развитию, перспективных возможностей и угроз, позволяют выработать оптимальную стратегию компании, позволяющей ей оставаться конкурентоспособной и эффективно вести свою деятельность.

Стратегический анализ позволяет систематизировать полученную информацию о позиции организации на рынке, ее основных конкурентах, положении партнеров и поставщиков и т.д., и на основе результатов анализа выработать долгосрочный план развития организации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Винничек, Л.Б. Социально-экономические проблемы потребления молока и молочных продуктов / Л.Б. Винничек, Е.В. Фудина // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - Барнаул, 2008. - № 2. - 59-63 с.

2. Винничек, Л.Б. Интересы и их согласование в общественном воспроизводстве / Л.Б. Винничек, Е.В. Фудина // Международный сельскохозяйственный журнал. - Москва, 2008. - № 3. - 35-36 с.

3. Максимова, Т. А. Планирование в организации АПК: учебное пособие / Т.А. Максимова, Е.В. Фудина. - Пенза: РИО ПГСХА, 2008. - 213 с.

4. Менеджмент: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.

№3(3)-2017

5. Минаева, Е.В. Развитие современных систем управления изменениями внутренней среды организаций. / Е.В. Минаева // Ученые записки СКАГС. -2015. - №2. - 9-12 с.

6. Фудина, Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации. / Е.В. Фудина // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - 2014. - 204-208 с.

7. Фудина, Е.В. Разработка финансовой стратегии: теория вопроса / Е.В. Фудина // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей X Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - 151-156 с.

8. Бакеева, Й.Р. Инновационная организационная структура // Инженерный вестник Дона. - 2014. - Т. 28. - № 1. - С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.