УДК 316.334.23 Воловская Нина Михайловна
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных коммуникаций и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления
Плюснина Лидия Константиновна
доктор социологических наук,
профессор кафедры социальных коммуникаций
и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления
ВНУТРЕННИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Аннотация:
В статье рассмотрен 10-летний опыт регионального вуза по проведению внутреннего социологического мониторинга образовательной деятельности вуза. Подчеркиваются следующие особенности мониторинга: информационную базу составляют данные опроса реальных и потенциальных целевых групп общественности, включенных в образовательный процесс - школьников, абитуриентов, студентов, преподавателей, сотрудников, выпускников, работодателей; мониторинговые исследования проводятся комплексно и охватывают различные направления образовательной деятельности вуза; для проведения опросов привлекаются студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Социология».
Ключевые слова:
мониторинг, социологические исследования, опрос, качество образовательной деятельности вуза, удовлетворенность качеством образования.
Volovskaya Nina Mikhailovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Head of Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
Plyusnina Lidia Konstantinovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
THE INTERNAL SOCIOLOGICAL MONITORING OF THE UNIVERSITY'S EDUCATION QUALITY
Summary:
The article describes the experience of the regional university on the internal sociological monitoring of educational activities, that has been being conducted for the past ten years. The special features of the monitoring are: the database comprises of the surveys of actual and potential target audiences engaged in the educational process: school students, applicants, higher school students, professors, staff, graduates and employers; the monitoring studies are conducted comprehensively and cover a variety of educational activities of the university; students majoring in social science are involved in the carrying out of the surveys.
Keywords:
monitoring, sociological studies, sociological poll, quality of educational activities of a university, satisfaction with the quality of education.
Современный этап развития российского общества характеризуется активным формированием рыночных отношений, которые привели к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни, в том числе и в сфере высшего профессионального образования. В этих условиях предъявляются особенно высокие требования к качеству образовательной деятельности вузов, что является основой их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
В Перечне поручений Президента РФ по вопросам качества образования от 22 мая 2014 г. говорится о необходимости внедрения в деятельность образовательных организаций высшего образования механизма осуществления независимой оценки знаний студентов в рамках проведения их промежуточной аттестации, а также создания внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения для последующего учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [1].
Для повышения качества образовательной деятельности вузы должны располагать объективной аналитической информацией о своей деятельности, как статистической, так и социологической, которую можно получить в результате проведения внутреннего мониторинга образовательной деятельности. С этой целью осуществляются внутренние мониторинговые социологические исследования образовательной деятельности, которые являются каналом, структурирующим обратную связь в системе управления образовательной организацией. Мониторинговые со-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
циологические исследования позволяют постоянно отслеживать общее состояние образовательного процесса и отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата, получить информационную основу для осуществления эффективного управления образовательным процессом, что способствует повышению качества подготовки специалистов. Вышесказанное подчеркивает значимость мониторинговых социологических исследований удовлетворенности качеством образовательной деятельности различных субъектов, включенных в образовательный процесс, и позволяет осуществить социологическое информационное сопровождение качества образовательной деятельности вуза.
В настоящее время российские вузы осуществляют мониторинговые социологические исследования качества образования в инициативном порядке, что предполагает многообразие методических подходов, методик, способов их проведения [2].
В Новосибирском государственном университете экономики и управления (НИНХ) социологическим центром начиная с 2005 г. проводятся социологические исследования качества образования, и в этом направлении накоплен положительный опыт. Многие исследования реализуются в режиме мониторинга с учетом рекомендаций, представленных в нормативных документах по созданию системы менеджмента качества Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Национального аккредитационного агентства в сфере образования и др. Особенности социологического мониторинга образовательной деятельности вуза следующие:
1. Мониторингом охвачены все субъекты образовательного процесса, как производители образовательных услуг, так и потребители.
Мониторинг охватывает как реальных субъектов образовательного процесса - получателей и производителей образовательных услуг (студентов, преподавателей и др.), так и потенциальных (абитуриентов, школьников) - как будущих получателей образовательных услуг, к числу которых относятся школьники (9-х - 11-х классов); абитуриенты, студенты (первокурсники, студенты 2-х - 5-х курсов, выпускники); выпускники - молодые специалисты; преподаватели, сотрудники; работодатели и др.
Данный подход предопределил направления мониторинговых исследований качества образования в вузе:
- мониторинг мотивации выбора школьниками 9-х - 11-х классов вуза и направлений обучения;
- мониторинг мотивации выбора абитуриентами вуза и направлений обучения;
- мониторинг мотивации и адаптации студентов первого курса;
- мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса;
- мониторинг карьерных ожиданий студентов-выпускников;
- мониторинг трудоустройства выпускников;
- мониторинг удовлетворенности преподавателей качеством образовательного процесса;
- мониторинг удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников.
Как видно из тематики исследований, особое внимание в процессе мониторинга уделяется изучению удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг, поскольку именно они являются потребителями данных услуг и образовательным продуктом, который производит вуз. При этом в процессе мониторинга проводится опрос студентов на 1-м курсе (на начальном этапе обучения), на 3-м куре (в середине образовательного процесса), на 5-м курсе (в конце обучения в вузе), молодых специалистов, окончивших вуз (через 6 месяцев после его окончания и в течение 3 последующих лет). Результаты отдельных исследований нами были представлены ранее [3].
2. Проведение специальных исследований качества образования в вузе.
Мониторинговые исследования дополняются специальными исследованиями актуальных
проблем образовательной деятельности вуза, которые позволяют глубже исследовать проблему качества образования: изучение отношения студентов к внеучебной работе; оценка мнений студентов, преподавателей, сотрудников, экспертов о качестве образования в вузе; исследование удовлетворенности преподавателей и студентов работой сайта; рейтинговая оценка преподавателей студентами; изучение мнения студентов о распространении коррупции в вузе; мониторинг эффективности внедрения государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учреждениях высшего профессионального образования; исследование качества образования в глобальной экономике знаний; исследование отношения студентов к студенческим сообществам и др.
3. Привлечение студентов к проведению социологических исследований качества образования в вузе.
Для проведения мониторинговых социологических исследований активно привлекаются студенты, в частности студенты-социологи, которые участвуют в:
- разработке программ и инструментария социологических исследований;
- проведении социологического опроса студентов в группах: рассказывают о цели и задачах опроса; информируют и консультируют участников по заполнению анкеты; отвечают на вопросы и т. д.;
- разработке макета анкеты для машинной обработки ответов;
- обработке данных опроса с использованием программных продуктов, в частности SPSS;
- анализе данных опроса и написании отчета по результатам социологического исследования.
Привлечение студентов для проведения конкретных социологических исследований в вузе,
на наш взгляд, способствует получению более достоверной информации от респондентов (студентов); приобретению практических навыков проведения конкретных социологических исследований, поскольку они участвуют в реальных исследовательских проектах; привлечению студентов к научным исследованиям, результаты которых студенты представляют на научных и научно-практических конференциях, с использованием которых готовят статьи и др.
В связи с этим необходимо отметить, что Министерство образования и науки Российской Федерации в настоящее время активизирует включение студентов вузов в создание внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности их условиями и результатами обучения через участие в проекте «Качественное образование» и разработку «Студенческого стандарта качества образования». В результате студенты должны будут участвовать в социологической оценке образовательной деятельности вуза. Поэтому опыт участия студентов, имеющих профессиональную социологическую подготовку, в проведении подобных исследований будет, на наш взгляд, весьма полезен и позволит им качественно осуществлять данные исследования.
Таким образом, социологические мониторинговые исследования качества образования в вузе позволяют, во-первых, получить оценку уровня удовлетворенности различных целевых аудиторий (субъектов) качеством образовательного процесса в вузе; во-вторых, представить в динамике качество предоставляемых образовательных услуг, определить основные факторы, влияющие на качество образовательного процесса в вузе; в-третьих, выявить основные проблемы качества образования; в-четвертых, получить предложения абитуриентов, студентов, преподавателей, сотрудников, руководителей и др. по совершенствованию качества образовательного процесса в вузе. Кроме этого, мониторинг позволяет вовремя диагностировать появляющиеся проблемы и сформулировать предложения по совершенствованию образовательной деятельности, а также образовательной политики вуза. В целом проведение внутреннего социологического мониторинга качества образования, на наш взгляд, способствует как повышению качества образования вуза, так и улучшению его имиджа и укреплению позиций на рынке образовательных услуг.
Ссылки:
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 г. № Пр-1148. П. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/21112 (дата обращения: 17.10.2015).
2. Сапрыка В.А., Шаповалова И.С., Шмигирилова Л.Н. Социологический мониторинг внутривузовской среды [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: www.science-education.ru/102-5966 (дата обращения: 07.11.2015) ; Гайдукова Г.Н. Социологический мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг [Электронный ресурс] // Там же. 2013. № 1. URL: www.science-education.ru/107-8422 (дата обращения: 06.01.2015).
3. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В.: 1) Мониторинг трудоустройства выпускников в системе оценки деятельности вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 23-27 ; Студенческая молодежь и социальная адаптация: результаты социологического исследования // Там же. № 21. С. 15-19 ; Мотивация студентов в вузе: социологический аспект // Там же. 2015. № 5. С. 12-16.