УДК 378
ВНУТРЕННИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ ПО ХАКАСИИ Курдюкова В.И., Колокольникова З.У.
[email protected]; [email protected]
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета,
г. Лесосибирск, Россия
Аннотация: В статье проанализированы понятия образовательного туризма, его нормативно-правовые основания и рассмотрены его основные виды. Показаны ресурсы внутреннего образовательного туризма для решения образовательных и воспитательных задач, в соответствии с требованиями Стратегии развития воспитания и основными направлениями воспитания. В контексте внутреннего образовательного туризма по Хакасии авторами разработан образовательно-туристический маршрут «Усть-Сос — благословенная моя земля» по заповедным уголкам Хакасии для школьников и студентов. Показаны перспективы развития внутреннего образовательного туризма в регионе.
Ключевые слова: образовательный туризм, туристический маршрут, воспитание, педагогические технологии, музейная педагогика.
Благодарности: Статья подготовлена при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках конкурса проектов организации участия студентов, аспирантов и молодых ученых в конференциях, научных мероприятиях и стажировках (I очередь 2019 года).
Социально-экономические условия развития современного образования ориентируют всех участников образовательного процесса (образовательная организация, педагоги, родители, обучающиеся) на различных уровнях образования на расширение спектра использованных ресурсов. Исследователи рассматривают следующие направления использования ресурсов: информационные технологии и дистанционное обучение (Андреев А.А., Полат Е.С.), возможности образовательной среды образовательной организации, города, региона (художественные галереи П. Третьякова, И. Глазунова, литературные музеи) возможности образовательных и социально-педагогических технологий (технология развития личности, технология музейной педагогики, педагогическая анимация, методология музейной и экскурсионной работы и др.).
В последнее время все чаще исследователи в области экономики, педагогики, туризма и педагогического менеджмента обращают внимание на туризм как ресурс образования и социализации. Широкий спектр диссертационных исследований (Е.Н. Ка-менщикова А.Н. Ковалева, С.Б. Косян, В.Л. Погодина, С.Г. Слипченко, С.В. Усков и др.) посвященных туризму говорит нам об актуальности исследуемой нами проблематики. Большинство работ посвящены совершенствованию управления в области туризма и практически отсутствую исследования по образовательному туризму и его региональным аспектам.
В соответствии с Законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (24.11.1996) под туризмом понимают «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [10]. Исходя из приведенного определения туризма можно выделить следующие виды туризма: лечебно-оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, спортивный, религиозный, рекреациооно-восстановительный и др. Нужно отметить, что не исключается возможность соединения различных видов туризма в одной поездке и эта активно особенность используется организаторами отдыха в санаториях, загородных лагерях и т. д.
Все большую популярность в нашей стране последнее время приобретает внутренний туризм, т.е. туристические поездки по России. Особое место во внутреннем туризме занимает образовательный туризм. Отсутствие единой терминологии относительно образовательного туризма позволяет нам, во-первых предположить, что образовательный туризм является производным и частным от познавательного
туризма и во-вторых обратиться к анализу понятия. Образовательный туризм понимается в нескольких аспектах: как поездки с целью удовлетворения познавательного интереса (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов); как познавательные поездки (внутренние и/или зарубежные) в рамках образовательной программы, в том числе по программам академической мобильности (В.Ю. Воскресенский, В.П. Соломин, В.Л. Погодина, Ю.М. Чеботарь); как поездки для получения образования или повышения квалификации (Э.А. Лунин, Д.Ш. Сангинов);
В работе Т.В. Пономаревой приведен анализ основных трактовок понятия «Образовательный туризм» (табл. 1) [11].
Таблица 1.
Трактовки понятия «Образовательный туризм (Т.В. Пономарева)_
Подход Понятие Автор
Деятельностный Поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных образовательных программ (формальных или неформальных) Всемирная туристская организация
Программно-ориентированный Познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений В. П. Соломин, В. Л. Погодина
Потребностно-ориентированный Туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов И.В. Зорин, В.А. Квартальнов
Комбинированный Поездки, ориентированные на различные сочетания целевых ориентиров и подходов -
Проведенный анализ понятия, позволяет нам, во многом вслед за Т.В. Пономаревой определить образовательный туризм как поездку или тур с образовательной целью, а при комбинированном подходе - приоритетной является задача получения новых знаний. По мнению А.А. Шкута большинство молодых людей (более 85%) предпочитают «полезный отдых» и свободный стиль путешествия, возможность увидеть страну (регион) изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, т. е. «уходят» от традиционных экскурсионных программ [16]. О.А. Агеева считает, что наиболее популярными видами образовательного туризма в последнее время становятся: поездки с целью изучения или совершенствования языка или освоения образовательных программ; ознакомительные поездки в образовательные организации и на предприятия; поездки с целью участия в конференциях и семинарах, предполагающие получение новых знаний; экскурсинно-познавательные поездки по городам, природным зонам и достопримечательностям [1].
В контексте проведенного исследования по внутреннему образовательному туризму мы разработали образовательный туристический маршрут «Усть-Сос - благословенная моя земля» по заповедным уголкам Хакасии для школьников и студентов. Образовательная составляющая нашего маршрута направлена на ознакомление с историей и культурно-историческими традициями хакасского народа, достопримечательностями Хакасии (табл. 2).
В окрестностях аала Усть-Сос обнаружено и запаспортизировано 38 разновременных археологических памятников. К ним относятся следующие исторические объекты: 1 могильник афанасьевской культуры; 1 каменное изваяние и 1 писаница Оку-невской эпохи, 34 могильника татарской культуры; 1 поселение таштыкского времени; 2 горных сооружения-све (культурная принадлежность и время не определены); 1 могильник эпохи раннего средневековья; 1 руническая надпись эпохи раннего средневековья; 1 писаница эпохи этнографического времени (писаница Хызыл Хая).
Общее количество древних курганов и могил составило не менее 1 000 объектов, причем подавляющее большинство из них тагарские курганы разных этапов развития культуры.
В июне 2010 года состоялось официальное открытие музея под открытым небом «Усть-Сос». Основная цель нового музея - сохранение шести уникальных объектов археологического наследия Республики Хакасия. В эту группу входят петроглифы на горе Хызыл Хая, горные сооружения - све - на горе Кирбе и Хызыл Хая, каменная плита с петроглифами на горе Хан-обазы, Усть-Сосинские курганы - погребальные комплексы тагарской культуры.
Таблица 2.
Составляющие образовательного туристического маршрута «Усть-Сос - благословенная моя земля»
№ Название маршрута Краткое описание
1 Маршрут № 1: «Усть-Сос - Чайаан чирiм » Чайаан чирiм - благословенная моя земля, говорят хакасы о своей родине. Аал Усть-Сос очень древняя деревня ей более 1800 лет. У нас сохранились курганы, которым даже более 2000 лет. А это значит, что аал Усть-Сос существует, возможно, уже столько же. Усть-Сос известен еще тем, что здесь проходили съемки двух фильмов: «Тайна Хурту-ях Тас» и «Судьба инородца».
2 Маршрут № 2 «Знаменитые люди нашего села» - знаменитая семейная «спортивная держава» семьи Карамчаковых; - Тюкпиекова Людмила Иосиповна - почетный гражданин Бейского района, всю жизнь проработала учительницей начальной школы, автор учебника родного языка, которым пользуются учащиеся национальных школ Республике Хакасия; - Курдюков Игорь Сергеевич и Курдюкова Светлана Михайловна - основатели музея под открытым небом «Усть - Сос».
3 Маршрут №3 «Тропою горных духов» В окрестностях села находятся две больших горы: Хызыл Хая и Папальчиха. На наших горах имеются писаницы, которые были оставленные нашими предками. [6] Если присмотреться, то можно увидеть волка или оленя, а может кто-то увидит что-то другое. Также имеется и охра. Охра-это наскальный рисунок, который нарисован красной краской. Этим древним объектам более 2000 лет.
4 Маршрут № 4 «Легенды нашего края». Легенда о Хуртуях Тас хакасский народ знал еще тогда, когда «дерево было твердое как камень, а камень мягкий как дерево» [6]. Абакан (по-хакасски Агбан, Абаган, Абыган). В прошлом о происхождении названия этой реки были созданы различные легенды. Так, например, в одной из них рассказывается: "Имя Абакану дал богатырь Очен пиг. Прежнее имя Абакана было Ала-орт (Пегитй пожар). Богатырь перескочил через Абакан против горы Уй. Перескочив, он сказал: "Пусть потеряется имя Ала-орт и будет вместо него Абакана" [6]
5 Маршрут № 5 «Усть-Сосинский чаатас» В окрестностях аала Усть-Сос обнаружено и запаспор-тизировано 38 разновременных археологических памятников. Общее количество древних курганов и могил составило не менее 1000 объектов, причем подавляющее большинство из них тагарские курганы разных этапов развития культуры [7]
6 Маршрут № 6 Язык и обряды хакасского народа Жители Хакасии поклонялись духам природы, воды и огня. С малых лет мужчины учили своих сыновей основам скотоводства и охоты, а женщины дочерей искусству быта. Так же все жители Хакасии очень бережно относились к природе, поскольку верили, что относясь к ней плохо, духи обозлятся и тогда беды не миновать [2]. Возможность принять участие в народных обрядах, таких как: кормление огня («От-Ине»), свадебный обряд «сос-той», «Хай Пазын» - повязывание лент («Чалама») трех цветов (белый, синий, красный) на священную березу либо на «сарчын»- специальную священную. И игры: перетягивание каната, «хоор-хоор», «Хол тартызах»- «перетягивание рук» и др.
Предлагаемые маршруты позволяют школьникам и студентам познакомиться с историей и традициями хакасского народа, посетить достопримечательности Хакасии, принять участие в национальных обрядах и играх. Обозначенные маршруты между собой очень тесно пересекаются, что позволяет через сочетание маршрутов, создать уникальный для туристов, позволяющий максимально реализовать образовательные задачи. Туристические маршруты могут быть дополнением к основной образовательной программе или основой программы дополнительного образования.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [13] включает в себя направления развития воспитания, такие как:
1. Развитие социальных институтов воспитания. Развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры [13]. В этом контексте образовательный туризм позволяет решать поставленные задачи и знакомит школьников и студентов с региональной национальной культурой, через использование туристических поездок и экскурсионной работы.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. Гражданское воспитание включает воспитание гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных ценностях, развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. Приобщение детей к культурному наследию предполагает создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральной педагогики; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества [13]. Знакомство с историей и культурой хакасского народа через реализацию образовательных туристических маршрутов, дает ресурс для решения задач гражданского и патриотического воспитания.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии [13]. В ходе реализации образовательных туристических маршрутов проектируется знакомство школьников и студентов с известными представителями хакасского народа, знаменитыми тружениками, что в целом позволяет решать задачи трудового воспитания и профессионального самоопределения.
Разработанный нами образовательный туристический маршрут был представлен на краевом конкурсе грантовых проектов и получил одобрение и поддержку. В
59
рамках проекта предлагалось решать следующие задачи: разработка туристического образовательного маршрута по Хакасии: Усть-Сос - благословенная моя земля; создание условий для формирования у студентов и школьников представлений об истории Хакасии как малой родины; формирование профессиональных знаний и умений и развитие творческих способностей студентов педвуза (будущих учителей) через реализацию туристических маршрутов по Хакасии и работы в качестве экскурсоводов в каникулярное время. В ходе реализации проекта планировалась работа со школами (заявки) республики Хакасия по составлению плана проведения туристических маршрутов в летние каникулы и разработка буклета и программы экскурсии, методических материалов (на подготовительном этапе); организация и проведение туристических маршрутов и подготовка буклета и афиш, реклама в социальных сетях (на основном этапе реализации проекта); анализ результатов работы по проекту и подготовка отчета (на итоговом этапе). В качестве основных результатов реализации проекта мы выделили: экскурсии в каникулярное время, после которых ожидается пополнение знаний о своей малой родине Хакасии (для целевой группы в которую входят школьники и студенты); развитие внутренних туристических маршрутов и в целом развитие туризма (для населенного пункта); развитие ресурса для формирования профессиональных умений у будущих педагогов, через экскурсионную работу (для организаций профессионального образования). На наш взгляд, разработанная программа экскурсий позволит ее адаптировать для студентов, педагогов и взрослых, желающих узнать об истории Хакасии (местечко Усть-Сос). Возможна разработка туристических маршрутов по другим районам Хакасии, например, писаницы Ширин-ского района, Туимский провал, Солбыкский курган и др. Возможно проведение мастер-классов для разной целевой аудитории. Кроме того, возможна организация бесплатных экскурсий по образовательным туристическим маршрутам, по записи в социальных сетях ^коШаШг, facebook и др.). Все это поможет расширить спектр туристических услуг и привлечь туристов в Хакасию.
Таким образом, образовательный туризм мы понимаем как поездку или тур с образовательной целью. Многообразие видов внутреннего образовательного туризма позволяют не только предложить туристам привлекательные маршруты, но и решать другие социально-экономические проблемы региона. В разработанном нами образовательно-туристическом маршруте «Усть-Сос - благословенная моя земля» по заповедным уголкам Хакасии для школьников и студентов показан ресурс региона, для удовлетворения образовательных потребностей туристов и имеет ресурс для сотрудничества с образовательными организациями, в соответствии со Стратегией развития воспитания.
Литература
1. .Агеева О.А. Управление развитием образовательного туризма в России [Текст] // Инновации и инвестиции. 2011. № 3. С. 201-205.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей [Текст] Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
3. Вавилова Е. В. Основы международного туризма: учеб. пособие. [Текст] Москва: «Гардарики», 2005. 160 с.
4. Воскресенский В.Ю. Международный туризм [Текст] Москва: Юнити-Дана, 2008. 464 с.
5. Глушко А. А. География туризма [Текст] Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. 265 с.
6. Еремин Л.В. Археологические экскурсии. Путеводитель [Текст] Абакан, 2003.
7. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия [Текст] Москва: Издательство Московского университета, 1986.
8. Лебедев А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория [Текст] // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 5.
9. Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) Санкт-Петербург. гос. ун. Санкт-Петербург, 2009. 156 с.
10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ.
11. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск,
февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 139-143. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения: 12.03.2019
12. Сангинов Д. Ш. К вопросу о видах туризма [Текст] Электрон. текст. дан. Режим доступа http://portalus.ru (дата обращения: 05.12.2014).
13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва, 2015.
14. Троякова П. А Мифы и легенды хакасов [Текст] Абакан: Хакасское книжное издательство, 1995
15. Чеботарь Ю. М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов [Текст] Москва: Мир деловой книги, 1997. 80 с.
16. .Шкута А.А., Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [Эл. ресурс] // Материалы V Междунар. студ. эл. науч. конф. «Студенческий научный форум» Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/136/338 (дата обращения: 05.12.2014).
17. Щербинина А. Образовательный туризм [Эл. ресурс] Электрон. текст. дан. Режим доступа http://womanwiki.ru/w/, свободный.
EDUCATIONAL TOURISM IN KHAKASSIA V. Kurdyukova, Z. Kolokolnikova Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University, Lesosibirsk, Russia
Abstract: This article analyzes the concepts of educational tourism, its legal and regulatory grounds and discusses its main types. The resources of domestic educational tourism are shown for solving educational and educational tasks, in accordance with the requirements of the Education Development Strategy and the main areas of education. In the context of domestic educational tourism in Khakassia, the authors have developed an educational and tourist route "Ust-Sos - my blessed land" through the protected corners of Khakassia for schoolchildren and students. The prospects for the development of domestic educational tourism in the region are shown.
Keywords: educational tourism, tourist route, upbringing, pedagogical technologies, museum pedagogy.
Acknowledgments: This article was prepared with the support of the Krasnoyarsk Regional Fund for the Support of Scientific and Scientific-Technical Activities of the Regional State Autonomous Institution as part of a competition for projects to organize the participation of students, graduate students and young scientists in conferences, scientific events and internships (I queue 2019).
Сведения об авторах
Курдюкова Виктория Игоревна, студент, Лесо-сибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета. Лесосибирск, Россия. [email protected]
Колокольникова Зульфия Ульфатовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, Ле-сосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета. Лесоси-бирск, Россия. [email protected]
Дата поступления 22.05.2019
Authors of the publication
Victoria Kurdyukova, student, Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University, Lesosibirsk, Russia. [email protected]
Zulfiya Kolokolnikova, Ph.D., associate professor, professor of RAE. Lesosibirsk Pedagogical Institute -branch of the Siberian Federal University, Lesosibirsk, Russia. [email protected]