15. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов / Сост. Ред. А. Усмановой. - Мн.: Изд. ООО Красико-принт, 1996. - С. 32 - 47.
16. Лаврова О.В. Любовь в эпоху постмодерна. Ad hoc коучинг о людях «До востребования». - М.: «Дело и Сервис», 2010. - 448 с.
17. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: АСТ, Вече, 1998. - 544 с.
УДК 811. 133.136
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ В РОМАНЕ П. МОДИАНО «НОЧНОЙ КРУГ»
Грушецкая Елена Николаевна,
доцент, кандидат филологических наук
УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова» г. Могилев, Беларусь voblaki@yandex. ru
Статья посвящена актуальным проблемам грамматики текста и литературоведения: различным формам речи как средствам передачи голоса говорящего/персонажа, его внутреннего мира.
Ключевые слова: формы речи; несобственно-прямая речь; внутренний монолог; эгоцентризм.
INNER MONOLOGUE IN THE NOVEL OF P. MODIANO «NIGHT ROUNDS»
Grushetskaya Elena,
reader, Candidate of Science University A.A. Kuleshov of Moguilev, Moguilev, Belarus voblaki@yandex. ru
The article deals with the actual problems of grammar text and study of literature: various forms of speech as the means of expressing the speaker's voice, its position and point of view.
Keywords: forms of speech; indirect speech; inner monologue; egocentrism.
Антропоцентрический подход к интерпретации явлений языка требует описания мира на субъективном уровне (внутренний мир человека с его мыслями, переживаниями, ощущениями, эмоциями) [1].
Внимание к личности как самому себе лежит в основе эгоцентризма, который рассматривает человека как субъекта с его чувствами, эмоциями, неповторимым внутреннем миром его Я/Ego. Эгоцентризм как принцип построения художественного текста, написанного от первого лица, раскрывается в сознательном или невольном вынесении «в центр внимания языкового употребления некоего "я"» [2]. Концепт «Я/Ego» сложен и многогранен. Он нас интересует постольку, поскольку это «внутренний голос <. > Je/говорящего субъекта» [3].
Способы проявления голоса говорящего в тексте, выражения его внутреннего психологического состояния остаются еще недостаточно изученными в лингвистике и литературоведении.
Как известно, в художественном тексте имеют место две формы речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь говорящего/персонажа непосредственно обращена к его собеседнику/слушающему и имеет четко выраженное графическое оформление в виде прямой речи.
Косвенная речь, отличительной особенностью которой является наличие вводящих глаголов, нейтральной лексики, используется как способ опосредованной передачи внешней речи говорящего.
Формальные признаки прямой и косвенной речи способствуют тому, что внешняя речь говорящего в тексте легко выявляется и воспринимается читателем.
Внутренняя речь не используется с целью непосредственного обращения к собеседнику/слушающему, прямого воздействия на него, поскольку это речь в себе и для себя. Внутренний монолог - это речь без слушающего, непроизносимая вслух, с помощью которой персонаж выражает свои самые сокровенные чувства
[4].
Острым психологизмом, внутренними переживаниями главного персонажа отличается роман известного современного французского писателя П. Модиано «Ночной круг» («La ronde de nuit»). Автор ставит психологическую проблему предательства, побуждает читателя найти ответ на вопрос, кто и как становится предателем, что способствует этому, какие чувства испытывает человек, донося на своих товарищей и тем самым обрекая их на верную гибель. Действие романа происходит в оккупированном фашистами Париже. Свинг Трубадур - главный персонаж - ведет двойную жизнь, так как пошел на сделку с совестью и фактически превратился в предателя, согласившись работать на гестапо, поставляя сведения о деятельности отряда французского Сопротивления, членом которого является. Такое двусмысленное существование и становится причиной душевной неуравновешенности, тревоги, постоянных раздумий как влияние внешних обстоятельств на внутренний мир персонажа.
Роман П. Модиано «Ночной круг» - эгоцентрический, поскольку главным персонажем является Я-говорящий, организующий вокруг себя и в своих целях грамматические и лексические средства языка в тексте.
Сосредоточенность говорящего на самом себе проявляется в том, что его внешняя речь представлена немногочисленными диалогами, часто используется косвенная речь, т.е. говорящий, по сути, не дает слово своим собеседникам, а пропускает их речь через свое сознание и предоставляет читателю собственную интерпретацию беседы.
Например, разговор Свинга Трубадура с руководителем одной из антифашистских организаций, в которую ему поручено внедриться:
/1/ «Je demande Monsieur Henri Normand. Il me répond que je fais erreur. Alors, je lui explique mon cas. <...> Il déclare d'une belle voix grave qu'un garçon de mon âge ne doit pas se laisser démoraliser par la catastrophe qui s2est abattue sur notre pays» [5].
Текст /1/ лишен какой-либо эмоционально-экспрессивной окраски, что является особенностью косвенной речи, однако в нем эксплицитно присутствует Я-
говорящий, на что указывают эгоцентрики (местоимения je 'я', me 'мне', притяжательное прилагательное 'mon').
По большей части текст романа представляет собой отражение психологического состояния персонажа, «балансирующего» между гестапо и антинацистскими организациями. В психологическом анализе личности автор пользуется разнообразными приемами. Наиболее испытанным средством выявления душевных тайн является внутренний монолог. Как правило, внутренний монолог восходит к исповеди, к внутренним раздумьям персонажа. Так, Свинг Трубадур отдает себе отчет в том, что, вступив в грязную игру, он теряет самого себя, впрочем, он никогда и не знал, кто же он есть на самом деле:
/2/ «A ce jeu-là, on finit par se perdre soi-même. De toute façon, je n'ai jamais su qui j'étais » [5].
Он задается вопросом о своей социальной роли:
/3/ «Quelle était au juste ma raison sociale?» [5].
Внутренний мир сложен и многообразен. Большое место в нем занимают память и воспоминания. Воспоминание в тексте представляет собой «внутренний монолог действующей личности в той или иной функции говорящего субъекта» [6].
В минуты душевного смятения главный персонаж - Я-говорящий возвращается в свое прошлое, вспоминает близких ему людей. Так, в момент согласия на сотрудничество с гестапо он испытывает сильное волнение, воспроизводит в памяти лицо склонившейся над ним матери:
/4/ «C' est à ce moment-là - si j'ai une bonne mémoire - qu' une envie subite me prit de tousser. Je revis le visage de maman. Elle se penchait vers moi» [5].
Гуляя по ночному Парижу, Свинг Трубадур вспоминает праздник в Булон-ском лесу, друзей, которых он любил - Коко Лакура и Эсмеральду:
/5/ «La grande cascade du Bois de Bologne. L'orchestre torturait une valse créole. Deux personnes avaient pris place à la table voisine de la nôtre. <...> Coco Lacour fumait une cigare. Esmeralda buvait sagement une grenadine. Ils ne parlaient pas. C'est pour cela que je les aime» [5].
Тексты /4/ и /5/ служит подтверждением того, что внутренний монолог -«не только внутренняя речь, но и сугубо личное внутреннее состояние, в котором в момент воспоминания вдруг оживает чувство прошлого» [7].
Однако внутренняя речь не является «каким-то непрерывным речевым потоком, <.. > в ней есть элемент обращенности» [8], поскольку внутренний монолог - это «диалог с самим собой как другим» [9], точнее, «с образом себя в своем сознании ("я-для-себя")» [10].
Обращенность к самому себе как к другому имеет место и во внутренней речи Свинга Трубадура. Он как бы наблюдает со стороны за своими передвижениями по Парижу, обращается к самому себе «на ты», с пренебрежением отмечает, что будет нанят на самую грязную работу, что дошел до конца пути и обратного хода нет:
/6/ «Tu t'enfonces vers les Halles en suivant de petites rues puantes. <.. > On te recrutera pour les plus basses besognes <...> . Te voici parvenu au terme de ton itinéraire et tu ne peux plus revenir sur tes pas» [5].
Как видим, основой романа П. Модиано «Ночной круг» является внутренний монолог как средство выражения психологического состояния, внутреннего мира говорящего/персонажа.
В отличие от маркированной внешней речи, внутренний монолог отличается «завуалированностью», имплицитностью. Лингвисты предлагают различные термины для обозначения способов передачи внутренней речи: "необозначенная прямая речь", "автономизированные диалоги", "свободная прямая речь", "моноло-гальный дискурс", "несобственно-прямая речь" и т.д. Шмид В. дает следующее определение несобственно-прямой речи: "Отрывок повествовательного текста, передающий слова, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причем передача текста персонажа не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводными словами (или их эквивалентами)" [11]. Немаркированность внутренней речи создает определенные трудности при ее выявлении в тексте. Необходимо принимать во внимание наличие эгоцентриков, дейктиков, связанных с Я-говорящим. Психологические романы П. Модиано, в частности, «Ночной круг» («La ronde de nuit»), являются интересным и благодатным материалом для исследований.
Литература
1. Рузин И.Г. Когнитивные стратегии именования: модус перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке // Вопр. языкознания. - 1994. - № 6. - С. 79-100.
2. Гончарова Е.А. Эгоцентризм как принцип построения литературного текста // Языковая картина в зеркале семантики, прагматики текста и перевода: сб. науч. тр. / РГПУ им. А И Герцена - СПб.: Тригон, 1998. - С. 235-244.
3. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л.: Лениздат, 1987. - 144 с.
4. Dujardin E. Monologue intérieur. - Paris: Éd. du Seuil, 1931. - 509 p.
5. Modiano P. La ronde de nuit. - Paris: Éd. Guallimard, 1969. - 158 p.
6. Воронова Е.В. Смещение темпоральных планов как основа полифо-ничности текста в современном французском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05. - Минск, 2005. - 122 с.
7. Грушецкая Е.Н. Семантика и прагматика формы настоящего времени индикатива в тексте современного французского языка: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05. - Минск, 2009. - 118 с.
8. Бахтин, М.М. Собрание сочинений : в 7 т. / М.М. Бахтин. - М.: Рус. словари, 1996. - Т. 5. - 730 с.
9. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог. - Минск: МГЛУ, 2003. - 251 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -
424 с.
11. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - М. : Языки слав. культуры, 2003. -
312 с.