УДК 159.99
Ю. Н. Слепко, М. В. Базиков
Внутренний мир человека
Рецензия на учебник Шадрикова В. Д., Мазилова В. А. Общая психология : учебник для академического бакалавриата. - М. : Юрайт, 2015. - 411 с.
Yu. N. Slepko, M. V. Bazikov
The Man's Inner World
Review of V. D. Shadrikov, V. A. Mazilov's textbook «General psychology: the textbook for the academic bachelor degree». - M.: Urite, 2015. - 411 pages.
В 2015 г. в издательстве «Юрайт» вышло в свет новое академическое издание для студентов вузов, приступающих к систематическому изучению психологии, - «Общая психологии: учебник для академического бакалавриата» [1]. Авторами учебника выступили известные российские ученые, авторы многочисленных работ по психологии - Владимир Дмитриевич Шадри-ков и Владимир Александрович Мазилов. Подобный авторский тандем в написании академического издания не оставляет сомнений, что перед нами учебник, качество которого заметно отличается от многих подобных изданий, выходящих в академической среде современной психологической науки. На последнем стоит остановиться особо.
С момента выхода первого издания классических «Основ общей психологии» С. Л. Рубинштейна прошло более 70-ти лет (1-е изд. 1940 г.). С тех пор работа С. Л. Рубинштейна многократно переиздавалась, став действительно классическим учебником по психологии для многих поколений студентов-психологов. Параллельно ему академическая наука производила на свет и многие другие издания («Психология» Б. М. Теплова, 1946; «Психология» под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева,
С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, 1956; «Общая психология» под ред. А. В. Петровского, 1970 и мн. др.). Нельзя сказать, что академической литературы (в том числе и не упомянутой нами) было много или мало; ее было вполне достаточно для того, чтобы в академическом формате учебных изданий отразить наиболее существенные достижения в психологии в каждый период ее развития во второй половине XX в. Однако ситуация
коренным образом изменилась в конце ушедшего века и начале века XXI. Стали доступны зарубежные академические издания, начали активно переиздаваться труды признанных классиков отечественной и зарубежной психологии. Стали появляются многочисленные новые издания современных исследователей, что не могло не радовать своим многообразием. Однако, в действительности, часто за многообразием, к сожалению, не последовало разнообразия и поводов для оптимизма в связи с вышесказанным не так уж и много.
Сложно представить, как студент, изучающий основы психологии, сможет не потеряться в обилии издаваемой сегодня научной академической литературы. Конечно, многое из того, что издается, играет порой вспомогательную роль в изучении классических, давно зарекомендовавших себя работ. Однако и здесь за обилием скрывается актуальнейшая для современной психологии проблема содержания психологического знания. Какое место среди обозначенных вопросов занимает работа В. Д. Шадрикова и В. А. Мазилова? Можно выделить минимум три задачи, решаемые в рецензируемой работе: методологическую, методическую и научно-исследовательскую.
Как мы уже сказали выше, учебник должен давать при всем разнообразии существующих в психологии мнений, позиций, порой противоположных друг другу, достаточно четкое и строгое представление о предмете и методе науки. В этом плане в представленном учебнике первые три главы посвящены именно методологическому анализу психологии как научной дисциплины. Первая глава - «Историко-методологическое введение в психологию» [1, с. 9-34] - знакомит
© Слепко Ю. Н., Базиков М. В., 2015
читателя с традиционными для введения в психологию вопросами истории развития психологического знания, его появления в жизни человека, с развитием представлений о предмете науки и проблемами его понимания в современной науке, основными методологическими принципами изучения психики. Особую ценность, на наш взгляд, представляет анализ проблемы развития понимания предмета психологии, которая в настоящей работе представлена не в форме традиционно подробного исторического анализа развития психологии от античности до наших дней, а в форме конкурирующих в психологии парадигм. Принципиальная важность именно этих проблем для понимания предмета психологической науки заставит читателя более внимательно подойти к историко-методологическому введению в психологию. Тем более, что авторы учебника, указывая на многообразие пониманий методологических основ психологии и ее предмета, предлагают свое - рабочее определение психологии как «науки о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося субъективного внутреннего мира человека, опосредующего взаимодействие человека с внешним миром» [1, с. 31].
Понимание психики как субъективного внутреннего мира, как внутренней жизни человека является стержнем всей «Общей психологии». Вокруг такого понимания предмета психологии и построено содержание предлагаемого вниманию читателя учебника.
Настоящая рецензия не ставит специальной задачей во всех подробностях разобраться в понимании авторами методологии общей психологии, тем более что авторами проведен достаточно подробный анализ таких вопросов, как реальность внутреннего мира, его появление у человека, его взаимосвязь с миром внешним, соотношение внутреннего мира с понятиями души и сознания. Тем не менее, некоторые ключевые идеи мы должны представить.
Во-первых. Вопрос реальности существования внутреннего мира принципиален для любого психолога настолько, насколько принципиальна реальность предмета любой науки. Решение психофизиологической проблемы в пользу как одной, так и другой оппозиции не принесло существенных дивидендов психологам в понимании психики. Поэтому авторы, используя современные достижения нейронаук и множества экспериментальных исследований в области нейропсихологии, утверждают, что сегодня «появляют-
ся экспериментальные предпосылки, позволяющие рассматривать естественно-научные основы мира внутренней реальной жизни» [1, с. 64].
Во-вторых. Продолжая полемику с традиционными для советской и отчасти российской психологии представлениями о взаимосвязи внешнего и внутреннего мира, авторы ставят вопрос о источниках развития и формирования мира внутренней жизни человека. Полемика эта, конечно же, условная, так как перед нами все-таки академическое издание; однако при этом обращение к методологической проблематизации вопроса предмета психологической науки должно стимулировать понимание студентом содержания мира внутренней жизни человека.
В-третьих. Понимание феномена внутреннего мира человека было бы неполным без обращения к содержанию, наполняющему его. Обозначив предметом психологии субъективный внутренний мир человека, авторы дают пояснение, указывая, что «переживания человека пронизывают все идеальные компоненты психической деятельности. Это относится и к образам восприятия, и к информации памяти, и к процессам разрешения жизненных ситуаций и деятель-ностных задач. Другими словами, все идеальные компоненты психологической системы деятельности связаны с переживаниями. Следовательно, вся информация, составляющая содержание внутреннего мира, будет пронизана переживаниями. Внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, формирующуюся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающую все многообразие его бытия» [1, с. 69].
От понимания внутреннего мира человека как субстанции, включающей мотивационно-потребностую, эмоционально-волевую и информационную сферы авторы выстраивают последующую структуру общепсихологического знания, представленного в настоящем учебнике.
Изучению места мотивационно-
потребностной сферы в структуре внутренней жизни и поведении человека посвящена пятая глава учебника - Мотивация в структуре внутренней жизни и поведении человека [1, с. 100121]. Авторы знакомят читателя с различными видами мотивационной активности, ролью мотивации в организации деятельности и поведения человека, с влиянием мотивации на формирование характера и мн. др.
Эмоционально-волевой сфере посвящены следующие две главы учебника. В шестой главе - Эмоции и чувства в структуре внутренней жизни и поведении человека [1, с. 122-158] - читатель знакомится с классификациями эмоций и чувств, детерминантами их проявления, ролью эмоций в поведении и деятельности человека, их значением для формирования личностных качеств и мн. др. В седьмой главе - Воля в структуре внутренней жизни человека [1, с. 159184] - авторы знакомят читателя с феноменологией воли, проблемой ее связи с другими компонентами внутреннего мира человека, содержанием волевых качеств личности.
Важное место в понимании предмета психологической науки авторы отводят анализу познавательных процессов, проводимому в восьмой главе - Информационное обеспечение поведения. Познавательные процессы в структуре внутренней жизни человека [1, с. 185-217]. В этой главе, наряду с традиционным анализом различных характеристик и проявлений сенсорных, перцептивных, мнемических, мыслительных и других познавательных процессов, авторы анализируют разные основания для классификаций психических процессов. Данный раздел главы позволит, с одной стороны, более систематично и структурированно проанализировать разнообразие проявлений психических процессов, с другой - даст возможность студентам познакомиться с результатами современных исследований проблемы.
В-четвертых. Не менее важным для понимания феномена мира внутренней жизни человека является представленный в четвертой главе анализ проблемы развития внутреннего мира [1, с. 80-99]. На наш взгляд, это одна из важнейших глав учебника, так как в ней авторы вводят студентов в проблематику деятельности как ведущего условия развития внутреннего мира.
Рассмотренными четырьмя характеристиками содержание мира внутренней жизни человека, конечно же, не ограничивается. Читатели учебника, потенциальный диапазон которых выходит далеко за пределы студенческой аудитории, смогут сами более подробно познакомиться с разными проявлениями внутреннего мира. На наш взгляд, крайне важно остановиться на ряде моментов, отражающих новизну подхода авторов к содержанию общепсихологического знания. Да и сами авторы в предисловии к учебнику указывают на это: «Авторы учебника, вслед за С. Л. Рубинштейном, считают, что учебная книга
должна сочетать в себе как дидактические, так и научные задачи. Поэтому учебник содержит не только устоявшийся материал, но и ставит новые проблемы или дает новую трактовку традиционным вопросам. Для примера можно указать авторский подход к пониманию и развитию внутреннего мира человека, формированию личностных качеств, дается новая трактовка понимания способностей, восстанавливается в правах «мысль» как одна из основных категорий психологии, традиционное для отечественной психологии понятие деятельности излагается с позиций системогенетического подхода» [1, с. 8]. Попытаемся и мы вслед за авторами кратко оценить новизну подхода к ряду заявленных проблем.
Отдельную, девятую, главу учебника -Мысль, сознание и рефлексия в структуре внутренней жизни человека [1, с. 218-236] - авторы посвятили анализу проблемы мысли и ее связи с такими категориями психологии, как мышление и сознание. Необходимость такого анализа объясняется прежде всего неоднозначным статусом категории мысль в истории психологии, о чем сами авторы говорят следующее: «Еще Аристотель писал, что "мысль" занимает центральное место в представлении о сущности человека. Все добродетели души, утверждал Аристотель, "относятся или к нраву, или к мысли". На протяжении последующих двух тысячелетий лучшие умы человечества постоянно обращались к вопросу о сущности мысли. Но постепенно эта проблематика ушла из психологии. И даже мышление стало рассматриваться в отрыве от мысли» [1, с. 218]. Поэтому авторы поставили задачу «вернуть мысль в число основных психологических категорий».
Авторы предлагают не просто вернуть понятие «мысль» в категориальный и понятийный перечень психологической науки, но и рассматривать ее как одну из важнейших единиц анализа мира внутренней жизни человека. При этом в проводимом анализе нет противоречия между понятиями «мысль», «мышление» и «сознание», скорее, наоборот. Восстановление в правах категории мысли позволяет расширить и понимание сознания, мышления как ведущих проблем современной психологии.
Новизна подхода к построению общей психологии проявилась и в разработке авторами проблемы способностей, содержание которой отражено в десятой главе учебника - Способности человека [1, с. 237-280]. Несмотря на то, что в этой главе авторами для изучения предложены
лишь два параграфа, по своему содержанию она относится к одной из наиболее объемных в учебнике.
Достаточно подробный и, заметим, крайне полезный для студентов анализ отечественных и зарубежных теорий способностей позволил авторам сформулировать ряд вопросов, через ответы на которые мы переходим к знакомству с оригинальной теорией способностей В. Д. Шадрикова: «В какой взаимосвязи и отношении находятся способности и психические функции? Каково отношение способностей и деятельности, можно ли сами способности рассматривать как "родовые" формы деятельности? Как соотносятся задатки и способности, развиваются ли способности из задатков (на основе задатков)?» [1, с. 268]. Однако не будем подробно останавливаться на содержании авторского подхода к пониманию способностей, тем более что такой анализ требует значительного увеличения объема публикации и обращения к другому ее жанру. Отметим лишь, что знакомство студентов с представленной теорией способностей будет, как минимум, хорошей альтернативой к уже проанализированным авторами теориям способностей.
Еще одной важной составляющей учебника, придающей ему безусловную новизну, является авторский подход к пониманию традиционной для отечественной психологии категории деятельности. В основе представленного в двенадцатой главе анализа деятельности человека [1, с. 307-341] лежит разрабатываемый
В. Д. Шадриковым и его многочисленными учениками на протяжении более чем тридцати лет системогенетический подход к пониманию деятельности. В настоящем учебнике, наверное, впервые дается его академическое изложение, которое в дополнение к классической работе
B. Д. Шадрикова 1982 г. и ряду последовавших за ней изданий (Шадриков, 1996; 2013) позволяет студентам в более систематическом и обобщенном виде познакомиться с современной проблематикой психологического анализа деятельности.
Не будем лишний раз напоминать о важнейшем методологическом статусе категории «деятельность» в понимании общепсихологических вопросов. Отметим лишь, что в настоящем издании читатель имеет возможность познакомиться с ведущими отечественными теориями и концепциями деятельности (В. С. Степин,
C. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н. А. Бернштейн, Б. Ф. Ломов, А. Л. Журавлев и др.). Авторы стремятся критически оценить
имеющийся в отечественной психологии опыт разработки проблемы деятельности, в том числе объяснить роль системного подхода в решении связанных с ней проблем. В частности, обращаясь к анализу ставших давно классическими теорий, авторы отмечают, что «понятия психологической структуры деятельности, рассмотренные ранее (А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна), имеют важное методологическое значение, но не раскрывают системы деятельности, которую можно было бы использовать для решения прикладных задач. Не желая утомить читателей смещением акцентов с оценки работы на анализ ее содержания, мы, тем не менее, считаем, что с некоторыми принципиальными позициями авторов можно познакомиться и заранее.
Внимание, возможно излишнее, к методологической проблематике учебника, вполне оправданно. Перед нами действительно обновленный учебник по общей психологии, в котором нашло отражение как давно устоявшееся и принятое знание по общепсихологическим вопросам, так и знание новое, являющееся результатом современных исследований самого широкого круга проблем.
В самом начале рецензии мы отметили, что учебник решает три задачи, к которым помимо методологического анализа следует отнести задачи методического и научно-исследовательского характера. Попытаемся кратко их охарактеризовать.
Одной из задач дисциплины «Общая психология» в вузе является введение студента в широкую психологическую проблематику изучения истории психологического знания и его актуального состояния, изучения познавательных процессов, проблем индивидуальной и социальной психологии и мн. др. Знакомство с содержанием рецензируемого учебника позволяет достаточно уверенно говорить, что он станет хорошим «мостиком» для включения студентов в исследование большинства указанных разделов и областей психологии. Следуя логике проводимого в первой главе анализа ключевых методологических принципов изучения психики, можно говорить о том, что учебник позволяет вполне комфортно перейти к изучению факторов, обуславливающих психическую жизнь человека, к изучению роли разных видов активности в психической жизни человека, а также к изучению психологических особенностей развития психики на разных этапах жизненного пути человека.
Еще одной стороной методического обеспечения образовательного процесса средствами представленного учебника является решение задач обновления высшего образования. При изучении каждой главы учебника достаточно подробно расшифровывается компетентностная составляющая предмета. Это позволит преподавателю без труда выстраивать межпредметные связи, формировать оценочные средства достижений студентов, проектировать индивидуальную образовательную траекторию и пр. Помимо этого, сопровождение каждой главы практикумом и рекомендуемой для дополнительного изучения литературой позволит преподавателю выстраивать содержание семинарской, практической, самостоятельной работы студентов.
Решение задачи научно-исследовательского характера напрямую связано с адресатами данного учебника. Стоит согласиться с авторами в том, что, помимо студентов и аспирантов гуманитарных направлений и специальностей, учебник будет полезен самому широкому кругу читателей. При этом польза выходит далеко за пределы решения академических задач или простого удовлетворения познавательных потребностей интересующихся психологией. Конечно, один учебник, тем более лишь по курсу общей психологии, не может решить задач формирования профессионального сознания психолога, развития научно-
исследовательской компетентности, выстраивания профессиональной карьеры. Однако здесь мы получаем возможность использовать результаты современных исследований по широкому кругу вопросов для планирования научно-исследовательской деятельности и студентов, и аспирантов, и молодых ученых. Тем более, что разработка нового понимания предмета психологической науки требует активной исследовательской работы теоретического и экспериментального характера. Остается лишь надеяться, что авторы учебника продолжат и дальше предпринятую попытку обновления психологического знания в самых разных формах академического и научно-исследовательского формата.
Библиографический список
1. Шадриков, В. Д., Мазилов, В. А. Общая психология : учебник для академического бакалавриата [Текст] / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. - М. : Юрайт, 2015. - 411 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
Bibliograficheskij spisok
1. Shadrikov, V. Б., Ма7Иоу, V. А. ОЬБЬсЬа1а рз1кЬо1о^1а : иЛеЬтк dlia akademicheskogo Ьака^пага [Текзг] / V. Б. Shadrikov, V. А. Ма7Йо^ -М. : 1игай, 2015. - 411 8. - 8егиа : Baka1avr. Akademicheskii ^ге.