Научная статья на тему 'Внутренний контроль ценообразования материальных ресурсов мукомольного предприятия'

Внутренний контроль ценообразования материальных ресурсов мукомольного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИИ ЗАТРАТ / АУДИТ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мизиковский И. Е.

Современный этап развития экономики предприятий мукомольной промышленности характеризуется рядом негативных проблем, в том числе связанных с ценообразованием материальных ресурсов. В статье рассматриваются проблемы внутреннего контроля данного процесса, приемы и способы его продуктивной реализации в рамках стратегии экономии затрат предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL CONTROL OF THE PRICING OF MATERIAL RESOURCES IN A FLOUR MILL

The present stage of economic development of milling industry enterprises is characterized by a number of issues of negative nature, including those related to pricing of material resources. The problems of internal control of the process, as well as some techniques and methods for its successful realization in the framework of the company's strategy of cost savings are considered.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль ценообразования материальных ресурсов мукомольного предприятия»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 269-271

УДК 657.47

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МУКОМОЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2014 г. И.Е. Мизиковский

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского mossad1313@rambler.ru

Посто-тлс в рт9скцтю 13.02.2013

Современный этап развития экономики предприятий мукомольной промышленности характеризуется рядом негативных проблем, в том числе связанных с ценообразованием материальных ресурсов. В статье рассматриваются проблемы внутреннего контроля данного процесса, приемы и способы его продуктивной реализации в рамках стратегии экономии затрат предприятия.

Ключевые словс: закупочное ценообразование, стратегия экономии затрат, аудит закупочных цен.

Проведенные нами исследования на ряде мукомольных предприятий Нижегородской области позволили выявить ряд негативных тенденций, среди которых наиболее остро выделяются связанные с негативной динамикой цен на зерно и энергоносители, нехваткой денежных средств на развитие, дефицитом оборотных средств, ростом стоимости коммунальных услуг. Очевидно, что ключевой стратегией управления предприятием в этих условиях является экономия затрат, прежде всего в процессе заготовления материальных ресурсов.

Субъективные причины финансовых потерь в закупочной деятельности кроются в ошибках менеджмента в анализе конъюнктуры рынка, состояния материально-производственных запасов и финансового положения предприятия, стратегий поставщиков и конкурентов, государственной макроэкономической политики, действий местных властей и т.д. Объективные причины невыгодных для экономики мукомольных предприятий закупочных цен связаны с наличием ряда труднопрогнозируемых факторов, возникающих в сфере таможенных операций, правовых отношений с коммерческими клиентами и регулирующими органами.

Рассматривая экономический аспект проблемы закупочного ценообразования, нельзя не отметить ее прямую связь с управлением затратами на обычную деятельность хозяйствующего субъекта. Ценовая (финансовая) составляющая затрат на заготовление материальных ресурсов во многом влияет на окончательный результат реализации стратегии экономичности затрат предприятия. Анализ проведенных нами исследований позволил выявить устойчивую тенденцию роста удельного веса материальных затрат, прежде всего на зерно, в себестоимости производимой продукции, что, безусловно, требует неотложных корректирующих мер.

Как показали исследования, актуальной проблемой закупочного ценообразования является выбор центра ответственности за принятие решений по установлению цен, определение его функций по обеспечению экономичности затрат. Мы полагаем, что из системы снабжения следует вывести центры ответственности, осуществляющие планирование закупочных цен, подготовку и экономическое обоснование принятия решений по их установлению.

Нам представляется, что процесс принятия решения по установлению закупочных цен должен носить общекорпоративный характер, осуществляемый, в том числе, путем создания комиссий по ценообразованию. Эти комиссии должны состоять из наиболее подготовленных в этой сфере экономистов, технологов, товароведов. Не менее актуальной задачей является структурирование центра ответственности за ведение оперативного учета и контроля закупочных цен. Мы полагаем, что таким подразделением должна быть управленческая бухгалтерия, являющаяся, в свою очередь, сегментом бухгалтерской службы предприятия.

Как показали проведенные нами исследования, одним из продуктивных средств регулирования заготовительного процесса является внутренний контроль экономичности закупочных цен. Методика его проведения зависит от установленного на предприятии регламента системы внутреннего контроля в целом, принятого порядка и сложившихся традиций менеджмента. Источниками проведения контроля экономичности закупочных цен являются внутренние документы, фиксирующие финансовые и нефинансовые показатели закупки конкретного наименования номенклатуры товарноматериальных ценностей (ТМЦ ).

Тсблтцс 1

Таблица уровней существенности отклонений закупочных цен ТМЦ

Уровень допустимости отклонений Значения отклонений (%), +

Допустимый полностью 0-5

Допустимый с минимальными отклонениями 6-10

Допустимый со средними отклонениями 11-15

Допустимый с высокими отклонениями 16-20

Недопустимый полностью свыше 20

Тсблтцс 2

Таблица уровней существенности и управленческих действий__________________

Уровень существенности отклонений Управленческие действия

Допустимый полностью Нет

Допустимый, с минимальными отклонениями Ретроспективный анализ отклонений, выявление экономических причин возникновения отклонений, оценка частоты их возникновения, разработка мероприятий по недопущению отклонений, в том числе: корректировка методики формирования нормативных и фактических цен, проверка существующего порядка организации и ведения массива нормативных цен, анализ достоверности результатов маркетинговых исследований о текущем уровне закупочных цен и т.д.

Допустимый, со средними отклонениями Выявление экономических причин возникновения отклонений, разработка мероприятий по устранению и профилактике их возникновения, в том числе: проведение проверки качества методики и способов реализации закупочного ценообразования и его контроля, аудита порядка проведения маркетинговых исследований, анализ состава коммерческих клиентов, выявление виновников отклонений и т.п.

Допустимый, с высокими отклонениями Оперативное выявление причин возникновения, разработка срочных мероприятий по устранению и профилактике возникновения отклонений, в том числе: проведение инвентаризации нормативных и фактических закупочных цен, проверка достоверности представленных маркетинговой службой среднерыночных цен, усиление административного контроля за текущими закупочными ценами, аудит качества планирования закупок, инвентаризация базы коммерческих клиентов, выявление виновников отклонений и т.п.

Недопустимый полностью Оперативное выявление причин возникновения отклонений, аудит снабженческой и финансовой деятельности, срочное выявление виновников, разработка и реализация мер административного воздействия на них, сплошная инвентаризация всех показателей и методик формирования закупочных цен, аудит качества управления хозяйствующим субъектом, принятие мер антикризисного характера.

В качестве таких документов могут использоваться, например, номенклатурный план (бюджет, смета) материально-технического снабжения и отчет о его выполнении; нормативные и фактические калькуляции себестоимости продукции (товаров, услуг, работ); сведения о текущих изменениях нормативных цен; справки о среднерыночных ценах за отчетный период.

Вполне очевидно, что проверить состояние закупочных цен по всей номенклатуре ТМЦ предприятия, особенно если это касается средних и крупных предприятий, достаточно трудоемко и не всегда целесообразно. Поэтому контроль данного вида целесообразен для проверки обоснованности стоимости закупки наиболее затратных позиций. Вместе с тем в ситуации, когда необходима проверка цен всей номенклатуры ТМЦ, возможно использование специально разработанного программного обеспечения,

которое, при условии рационального ведения электронных информационных массивов, позволяет произвести автоматизированную проверку всей номенклатуры материальных ресурсов.

Ключевым способом проведения проверки цен заготовления является выявление отклонений от их среднерыночных уровней по региону и от учетных цен. Опыт эффективного менеджмента позволил сделать нам вывод о том, что наиболее приемлемым методом решения данной задачи является установление шкалы пороговых значений отклонений, каждому из которых ставится во взаимнооднозначное соответствие определенная схема адекватных управленческих действий по их корректировке.

Один из вариантов модели установления порогов закупочных цен и соответствующие им управленческие действия приведены в табл. 1 и 2.

В методике внутреннего контроля закупочных цен важна классификация причин отклонений, позволяющая их группировать и использовать в качестве информационной базы принятия управленческих решений. Исследования показали, что, как правило, в широкой практике отечественного корпоративного менеджмента классификаторы и регистры причин возникновения отклонений не используются и не ведутся. По нашему мнению, необходимо разделить причины отклонений не только на финансовые и нефинансовые, но и по критериям вероятности их возникновения и существенности.

Совершенно очевидно, что представленные выше подходы к систематическим корпоративным проверкам экономичности закупочных цен мукомольных предприятий предполагают выстраивание на предприятии мощной информационной инфраструктуры, предназначенной для создания всех необходимых условий для качественного выполнения данной управленческой функции. В ее оперативные задачи входит достаточно быстро и эффективно локализовать «сбойный» сегмент реализации политики закупочных цен, оперативно сформировать комплекс управленческих воздействий, направленных на своевременную и продуктивную корректировку управления закупочными ценами.

С-тсок лтттраторы

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л, 2006. 576 с.

2. Друри К. Управленческий и производственный учет // Пер. с англ. В.Н. Егорова. 6-е изд. М.: Аудит, ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 1423 с. С. 3.

3. Керимов В.Э., Богатко А.Н., Селиванов П.В. Стратегический учет: Учеб. пособ. для студентов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» // Под ред. В.Э. Керимова. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2010. 166 с.

4. Ложкина С.Л. Формирование системы управленческого учета и отчетности для адаптации к международным стандартам финансовой отчетности на предприятиях швейной промышленности. Брянск: Ладомир, 2008. 123 с.

5. Мизиковский Е.А., Мизиковский И.Е. Производственный учет. М.: Магистр: Инфра-М, 2010. 272 с.

6. Мизиковский И.Е. Формирование системы ключевых показателей основной деятельности предприятий по ремонту локомотивов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2 (1). Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 244-248.

7. Мизиковский И.Е. Гармонизация показателей внутреннего контроля // Аудиторские ведомости. Ежемесячный журнал. 2011. № 12. С. 62-66.

8. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. 2-е изд. М.: ЛКИ, 2008. 304 с.

9. Фридаг Х.Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей. М.: Омега-Л, 2011. 144 с.

INTERNAL CONTROL OF THE PRICING OF MATERIAL RESOURCES IN A FLOUR MILL

I.E. Mizikovsky

The present stage of economic development of milling industry enterprises is characterized by a number of issues of negative nature, including those related to pricing of material resources. The problems of internal control of the process, as well as some techniques and methods for its successful realization in the framework of the company's strategy of cost savings are considered.

Keywords: purchase pricing, cost-saving strategy, audit of purchase prices.

References

1. Vahrushina M.A. Buhgalterskij upravlencheskij uchet. M.: Omega-L, 2006. 576 s.

2. Druri K. Upravlencheskij i proizvodstvennyj uchet // Per. s angl. V.N. Egorova. 6-e izd. M.: Audit, YUNI-TI-DANA, 2007. 1423 s. S. 3.

3. Kerimov V.Eh., Bogatko A.N., Selivanov P.V. Strategicheskij uchet: Ucheb. posob. dlya studentov, obuchayushchihsya po spec. «Finansy i kredit», «Buhgalterskij uchet, analiz i audit» // Pod red. V.Eh. Kerimova. 2-e izd. M.: Omega-L, 2010. 166 s.

4. Lozhkina S.L. Formirovanie sistemy upravlen-cheskogo ucheta i otchetnosti dlya adaptacii k mezhduna-rodnym standartam fmansovoj otchetnosti na predpriyatiyah shvejnoj promyshlennosti. Bryansk: Ladomir, 2008. 123 s.

5. Mizikovskij E.A., Mizikovskij I.E. Proizvodstvennyj uchet. M.: Magistr: Infra-M, 2010. 272 s.

6. Mizikovskij I.E. Formirovanie sistemy klyuchevyh pokazatelej osnovnoj deyatel'nosti predpriyatij po re-montu lokomotivov // Vestnik Nizhegorodskogo univer-siteta im. N.I. Lobachevskogo. № 2 (1). N. Novgorod: Izd-vo NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2012. S. 244248.

7. Mizikovskij I.E. Garmonizaciya pokazatelej vnu-trennego kontrolya // Auditorskie vedomosti. Ezheme-syachnyj zhurnal. 2011. № 12. S. 62-66.

8. Nikolaeva O.E., Alekseeva O.V. Strategicheskij upravlencheskij uchet. 2-e izd. M.: LKI, 2008. 304 s.

9. Fridag H.R., Shmidt V. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej. M.: Omega-L, 2011. 144 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.