Научная статья на тему 'Внутренний контроль полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малых предприятиях'

Внутренний контроль полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малых предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4052
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малых предприятиях»

Н.В. ВОСКРЕСЕНСКАЯ

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Для успешной деятельности любой организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает внутренний контроль. Он представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.

Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты крупномасштабного исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в России. Наиболее значимыми рисками для малого бизнеса в России были названы: резкое ухудшение общей ситуации в экономике - 64,4% опрошенных; рост арендных платежей; изменения в региональном законодательстве; необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. - 22,1%. Из всех контролирующих инстанций, по признанию 40,2% респондентов, наибольшее количество проблем создают налоговые органы [4].

При этом, как показывают результаты проведенного нами обследования деятельности 50 малых предприятий Чувашии, только в 68% из них руководители контролируют состояние расчетов с бюджетом. Таким образом, значительное место в системе финансовых рисков малого предприятия занимают налоговые риски.

Внутренний контроль за правильностью, своевременностью и полнотой расчетов с бюджетом по налогам и сборам и расчетов по социальному страхованию и обеспечению является частью системы внутрифирменного финансового контроля. Его можно определить как совокупность методик и процедур, применяемых руководством организации в качестве средств для обеспечения правильности исчисления налогооблагаемых баз и составления налоговой отчетности, своевременности и полноты перечисления налогов, а также мер, направленных на оптимизацию налогообложения.

Принимая решение о формировании системы внутреннего контроля, руководителю малого предприятия следует принять во внимание следующее:

- организация системы внутреннего контроля зависит прежде всего от вида, масштаба и специфики деятельности организации;

- в отличие от других видов контроля внутренний контроль необходимо осуществлять непрерывно;

- система внутреннего контроля должна быть одним из инструментов реализации положений об учетной политике.

Особенностью данного вида контроля на малом предприятии является его менее формализованный характер по сравнению с крупными предприятиями, что может проявляться в отсутствии внутреннего документа, регламентирующего порядок организации системы внутреннего контроля, а также в отсутствии в организационной структуре ревизионного отдела (службы внутреннего аудита) или отдельной должности ревизора в штате предприятия. Функции контроля в основном выполняет высшее руководящее звено организации (руководители, главный бухгалтер).

Кроме того, на построение системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом оказывает влияние и малочисленность работников учетной службы. По результатам проведенного нами исследования в 60% малых предприятий учетная служба представлена 1-2 бухгалтерами.

Система внутреннего контроля организации в целом включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему, процедуры контроля (рисунок). В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают организации снижение финансовых рисков.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Контрольная среда: - стиль и основные принципы управления; - организационная структура; - распределение ответственности и полномочий; - кадровая политика; - подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности; - законность деятельности. Система учета: - система финасового учета; - система упраленче-ского учета; - система налогового учета. Средства контроля: - подотчетность одних работников другим; - внутренние проверки и сверки данных; - инвентаризация; - сравнение данных внутренних и внешних источников; - проверка аналитических счетов и арифметических подсчетов; - контроль за прикладными программами; - ограничение доступа к активам и записям; - сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

Элементы системы внутреннего контроля

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также осознание важности такой системы. Таким образом, среда контроля отражает отношение администрации к контролю.

Контрольная среда в системе внутреннего контроля полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам малого предприятия влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие элементы:

- стиль и основные принципы управления, которые выражаются в понимании значения бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в отношении к вопросам внутреннего контроля, налоговым рискам;

- организационная структура. На малых предприятиях она является, как правило, несложной, в результате чего среда контроля носит менее формализованный характер, чем на крупных предприятиях;

- распределение ответственности и полномочий. Поскольку малые предприятия в силу своих ограниченных финансовых и кадровых возможностей в большинстве случаев не могут создать отдельно ревизионный отдел или ввести в штат должность внутреннего ревизора, а также в силу малочисленности штата бухгалтерии, которая не позволяет выделить бухгалтера, занимающегося только исчислением налогов, фактически складывается ситуация, что в процессе проведения контрольных действий бухгалтерия проверяет сама себя. Это увеличивает риск невыявления системой внутреннего контроля допущенной ошибки. В связи с этим сотрудникам предприятия следует иметь четкое

представление о своих полномочиях и ответственности, что должно отражаться, в частности, в должностных инструкциях;

- осуществляемая кадровая политика. Немаловажное значение имеет квалификация и профессиональный опыт работников бухгалтерии и главного бухгалтера, особенно в том случае если весь объем учетных работ ведется только одним специалистом;

- порядок подготовки налоговой отчетности;

- обеспечение соблюдения требований налогового законодательства.

Субъектами системы внутреннего контроля полноты и своевременности

расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малом предприятии являются:

- руководитель малого предприятия (реже, если это предусмотрено штатом организации, тот из руководителей, который занимается финансовой деятельностью);

- главный бухгалтер;

- бухгалтерия (если учетные функции осуществляются несколькими счетными работниками);

- внутренний ревизор или аудитор (при наличии в штате соответствующей должности);

- иные финансовые и экономические службы, если они присутствуют в организационной структуре.

Основные функции участников системы внутреннего контроля малого предприятия (за исключением финансовых и экономических служб, которые прямого влияния на организацию внутреннего контроля за полнотой и правильностью расчетов с бюджетом не оказывают) представлены в табл. 1.

В процессе управления и контроля важную роль играет процесс сбора информации и регистрации данных. Эту функцию выполняет система учета организации (бухгалтерского, управленческого, налогового).

По нашему мнению, значительной проблемой в ведении бухгалтерского учета малыми предприятиями является организация грамотного учета доходов и расходов организации, обеспечивающего возможность расчета суммы налога на прибыль при общей системе налогообложения или единого налога при условии применения специальных налоговых режимов. Зачастую малые предприятия, стремясь облегчить ведение учета и пользуясь правом не использовать ПБУ 18/02, ведут текущий бухгалтерский учет непосредственно по правилам налогового учета, т.е. доходы и расходы формируются по нормам главы 25 НК РФ. В результате такой модели учета искажается бухгалтерская отчетность, нарушается база по другим налогам, таким, как налог на имущество (поскольку сумма налога на имущество предприятий рассчитывается только по показателям бухгалтерского учета); признается возможность несоставления регистров бухгалтерского учета.

По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом для малых предприятий является организация эффективной системы получения информации для целей налогообложения в рамках бухгалтерского учета. Это возможно уже хотя бы потому, что спектр хозяйственных операций у предприятий малого бизнеса относительно невелик, количество расхождений между бухгалтерским учетом и порядком определения налогооблагаемой прибыли очень незначительно.

Внутренний контроль за расчетами с бюджетом осуществляется на следующих стадиях учетного процесса: формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения; разработки форм регистров налогового учета; сбора необходимой информации в регистрах бухгалтерского и налогового учета; использования полученной информации; устранения ошибок и принятие нового управленческого решения.

Функции основных субъектов внутреннего контроля расчетов с бюджетом

на малом предприятии

Участник системы внутреннего контроля Функции, выполняемые в системе внутреннего контроля

Руководитель - организация системы внутреннего контроля; - обеспечение координации деятельности функциональных служб организации в процессе осуществления контроля; - инициирование разработки процедур внутреннего контроля; - контроль разработки учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета; - контроль денежных потоков предприятия с тем чтобы иметь возможность своевременного перечисления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; - принятие совместно с другими участниками контроля мер по исправлению выявленных ошибок и нарушений и предотвращению их повтора в будущем.

Главный бухгалтер - контроль правильности применения законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению; - контроль исполнения положений учетной политики для бухгалтерского и налогового учета; - проверка правильности, своевременности и полноты данных для составления налоговой отчетности; - контроль своевременности расчетов с бюджетом; - проведение периодических проверок: наличия и правильности оформления первичных документов; правильности формирования бухгалтерских и налоговых регистров; полноты бухгалтерского и налогового учета; своевременности отражения в учете хозяйственных операций.

Бухгалтерия* - проверяет наличие и правильность оформления первичных учетных документов по финансово-хозяйственным операциям; - контролирует своевременность передачи первичных документов из других подразделений в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота; - своевременно подготавливает информацию для составления налоговой отчетности

* В случае если бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется только главным бухгалтером, данные функции выполняются также главным бухгалтером.

Средства (процедуры) контроля - составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею.

Система внутреннего контроля полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды контроля, непосредственно оказывающие влияние на применяемые контрольные процедуры:

- превентивный контроль - предотвращение ошибок и нарушений. Процедуры контроля при этом должны предупреждать появление возможных нарушений и ошибок;

- выявляющий контроль - выявление ошибок и нарушений. Контрольные процедуры должны быть направлены на оценку эффективности превентивного

контроля и выявлять те нарушения и ошибки, которые могут быть выявлены только по мере их возникновения;

- корректирующий контроль - исправление выявленных ошибок. Система внутреннего контроля за расчетами с бюджетом при этом должна обеспечить не только исправление нарушений, но и скорректировать имеющиеся неэффективные процедуры контроля или создать новые.

Ошибки, возникающие при расчетах с бюджетом, можно классифицировать следующим образом:

- отсутствие или неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных учетных документов;

- ошибки, обусловленные неправильным толкованием налогового законодательства: неправильное определение налогооблагаемой базы; неверное отнесение расходов по периодам; неправильное применение налоговых льгот; неправильное определение ставки налога;

- несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении;

- арифметические ошибки;

- несвоевременное представление налоговых деклараций;

- несвоевременное перечисление налогов и сборов.

Для выявления, предотвращения и предупреждения появления в будущем на малых предприятиях подобных ошибок предлагается использовать следующие основные процедуры внутреннего контроля расчетов с бюджетом (табл. 2).

Таблица 2

Основные процедуры внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малых предприятиях

Вид контроля Процедуры контроля

Превентивный - составление платежного налогового календаря; - мониторинг за изменениями в законодательстве, выявление степени подготовленности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты; - контроль разработки учетной политики для целей налогообложения по всем установленным элементам (организационным, методическим, техническим); - составление графика документооборота; - анализ налоговой нагрузки; - выявление основных направлений минимизации налоговых платежей

Выявляющий - контроль правильности оформления первичных документов; - арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета; расчет полученных показателей другими возможными способами (отличающимися от способа, использованного при первичном расчете) и проверка полученных результатов путем сопоставления; - контроль правильности применения налоговых ставок; - контроль правомерности применения налоговых льгот; - анализ правильности заполнения налоговых деклараций путем их сопоставления с данными бухгалтерских и налоговых регистров; - контроль полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет; - контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате налогов в бюджет; - получение распечаток из налоговой инспекции о состоянии расчетов на определенную дату из лицевой карточки организации, а при необходимости - актов сверок

Корректирующий - контроль исполнения решений об устранении выявленных недостатков, их предупреждению в дальнейшей работе; - разработка мероприятий по недопущению появления выявленных ошибок в будущем

В качестве одной из мер превентивного контроля своевременности представления налоговых деклараций и перечисления налогов и сборов в бюджет и

внебюджетные фонды малым предприятиям мы рекомендуем составлять платежный налоговый календарь следующей формы.

Таблица 3

Платежный налоговый календарь

Наименование налога (сбора) Дата пред налоговой ставления декларации Дата перечисления налога (сбора)

согласно законода- тельству согласно порядку, принятому на предприятии согласно законода- тельству согласно порядку, принятому на предприятии

Единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения не позднее 25 дней со дня окончания отчетного (налогового) периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода

и т.д.

Для того чтобы иметь возможность при необходимости внести исправления в декларацию и проконтролировать наличие достаточной суммы денежных средств на расчетном счете предприятия, даты представления налоговых деклараций и перечисления налоговых платежей внутри организации рекомендуется установить, как минимум, на 5-7 дней раньше установленного законодательством срока.

Литература

1. Алборов Р.А. Принципы и основы бухгалтерского учета: учеб. пособие / Р.А. Алборов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. 344 с.

2. Бурцев В.В. Система внутреннего финансового контроля коммерческой организации / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 1. С. 83-169.

3. Галдина А.А. Организация системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственными операциями / А.А. Галдина, Л.А. Дубовенко // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2004. № 12. С. 33-43.

4. Малявкина Л.И. Налоговый учет доходов и расходов / Л.И. Малявкина. М.: ООО «Вершина», 2005. 272 с.

5. Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учеб. / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 296 с.

6. Попонова Н.А. Организация налогового учета и налогового контроля: учеб. пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В Терзиди. М.: Эксмо, 2006. 624 с.

7. Трубников А.А. Система внутреннего налогового контроля в крупной организации / А.А. Трубников // Аудиторские ведомости. 2006. № 3. С. 31-39.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ НАТАЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чувашского университета. Область научных интересов - особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Автор 8 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.