Научная статья на тему 'Внутренний контроль качества аудита: кадровая работа'

Внутренний контроль качества аудита: кадровая работа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество аудита / внутренний контроль / стандарты аудита / кадровая политика / audit quality / internal control / audit standards / personnel policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. А. Макаренко, Н. М. Сиденко

Нестабильность в существующих реалиях рынка аудиторских услуг, процессы международной интеграции создания единого мирового пространства для пользователей финансовой отчетности хозяйствующих субъектов предполагают непрерывный процесс развития аудиторской деятельности как в России, так и в зарубежных странах, в которых рынку аудиторских услуг более трехсот лет. Особенно остро стоит вопрос о новом качественном уровне аудита, методическое обеспечение которого является не столько практически нерешенной задачей, сколько проблемой неразвитости теоретических основ и методологических положений аудита. При этом следует сказать, что методические основы контроля качества выполняемых аудиторских услуг в существующих реалиях не разработаны в полной мере. Поэтому, в практической деятельности большинства малых аудиторских компаний не организован процесс внутрифирменного контроля качества, реально не существует процедура формирования и работы с клиентами, не в полной мере уделяется внимание кадровой политике и созданию кадрового капитала, который для аудиторских компаний является основой существования и эффективного функционирования. В статье, в ходе оценки системы внутреннего контроля качества аудита было установлено, что в ряде аудиторских компаний не уделяют должного внимания такому элементу системы, как кадровая работа, в результате рекомендованы к применению разработанные шаблоны документов, регламентирующие вопросы в отношении работы с персоналом: программа найма работников, анкета оценки специалистов, табель ежегодного повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL QUALITY CONTROL AUDIT: A PERSONNEL JOB

Instability in the current realities of the market of audit services, the processes of international integration of creating a single global space for users of financial statements of economic entities imply a continuous process of development of audit activities both in Russia and in foreign countries, where the market of audit services is more than three hundred years old. Especially acute is the issue of a new quality level of audit, the methodological support of which is not so much a practically unsolved problem, but rather a problem of underdevelopment of the theoretical foundations and methodological provisions of audit. At the same time, it should be noted that the methodological basis for monitoring the quality of audit services performed in the current reality is not fully developed. Therefore, in the practice of most small audit companies, the process of internal quality control is not organized, there is no real procedure for forming and working with clients, and attention is not fully paid to the personnel policy and the creation of human capital, which is the basis for the existence and effective functioning of audit companies. In the article, the evaluation of the system of internal quality control AU-dit was found that some audit firms do not pay enough attention to this element of the system, as the personnel work, as a result it is recommended to use the developed templates of documents regulating the questions concerning the work with the staff: recruitment of employees, the questionnaire evaluation of experts, the report card annual refresher training

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль качества аудита: кадровая работа»

10. Polonskaya O.P. Optimization of analytical accounting of financial results for managerial purposes / O.P. Polonskaya,

K.G. Korovin // Bulletin of the Academy

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10421

С.А. Макаренко - доцент кафедры аудита, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, svetmakarenko888@mail.ru,

S.A. Makarenko - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of audit, Kuban state agrarian University;

Н.М. Сиденко - аспирант кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, ns_photo@inbox.ru,

N.M. Sidenko - Postgraduate Student, Department of Accounting Theory, Kuban state agrarian University.

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА: КАДРОВАЯ РАБОТА INTERNAL QUALITY CONTROL AUDIT: A PERSONNEL JOB

Аннотация. Нестабильность в существующих реалиях рынка аудиторских услуг, процессы международной интеграции создания единого мирового пространства для пользователей финансовой отчетности хозяйствующих субъектов предполагают непрерывный процесс развития аудиторской деятельности как в России, так и в зарубежных странах, в которых рынку аудиторских услуг более трехсот лет. Особенно остро стоит вопрос о новом качественном уровне аудита, методическое обеспечение которого является не столько практически нерешенной задачей, сколько проблемой неразвитости теоретических основ и методологических положений аудита.

При этом следует сказать, что методические основы контроля качества выполняемых аудиторских услуг в существующих реалиях не разработаны в полной мере. Поэтому, в практической деятельности большинства малых аудиторских компаний не организован процесс внутрифирменного контроля качества, реально не существует процедура формирования и работы с клиентами, не в полной мере уделяется внимание кадровой политике и созданию кадрового капитала, который для аудиторских компаний является основой существования и эффективного функционирования.

В статье, в ходе оценки системы внутреннего контроля качества аудита было установлено, что в ряде аудиторских компаний не уделяют должного внимания такому элементу системы, как кадровая работа, в результате рекомендованы к применению разработанные шаблоны документов, регламентирующие вопросы в отношении работы с персоналом: программа найма работников, анкета оценки специалистов, табель ежегодного повышения квалификации.

Abstract. Instability in the current realities of the market of audit services, the processes of international integration of creating a single global space for users of financial statements of economic entities imply a continuous process of development of audit activities both in Russia and in foreign countries, where the market of audit services is more than three hundred years old. Especially acute is the issue of a new quality level of audit, the methodological support of which is not so much a practically unsolved problem, but rather a problem of underdevelopment of the theoretical foundations and methodological provisions of audit.

At the same time, it should be noted that the methodological basis for monitoring the quality of audit services performed in the current reality is not fully developed. Therefore, in the practice of most small audit companies, the process of internal quality control is not organized, there is no real procedure for forming and working with clients, and attention is not fully paid to the personnel policy and the creation of human capital, which is the basis for the existence and effective functioning of audit companies.

In the article, the evaluation of the system of internal quality control AU-dit was found that some audit firms do not pay enough attention to this element of the system, as the personnel work, as a result it is recommended to use the developed templates of documents regulating the questions concerning the work with the staff: recruitment of employees, the questionnaire evaluation of experts, the report card annual refresher training.

Ключевые слова: качество аудита, внутренний контроль, стандарты аудита, кадровая политика

Keywords: audit quality, internal control, audit standards, personnel policy

В современном мире аудиторская деятельность преобразовалась в одно из направлений ведения социально-ответственного бизнеса, направленного на обеспечение уверенности внешних и внутренних пользователей отчетности в адекватности информации о бизнес-процессах, финансовом и имущественном состоянии хозяйствующего субъекта, что подтверждает качество отчетности и высокий уровень компетентности аудитора [1].

Учитывая данные, предоставленные МФ РФ, в 2017 году было осуществлено порядка 3800 внешних проверок качества оказываемых аудиторских услуг, по результатам которых установлены различные меры дисциплинарного воздействия, в частности, выписаны предписания по 80 организациям; представлено около 300 предупреждений о недопустимости нарушений; выписаны штрафные санкции по трем проверяемым хозяйствующим субъектам. Более серьезные меры воздействия, в частности приостановка членства в саморегулируемой организации затронула 20 аудиторских организации, а исключено из состава СРО девять аудиторов. Все выше перечисленные меры дисциплинарного воздействия оказывают отрицательное влияние на деловую репутацию аудиторов.

Ключевую роль играют внутренние документы аудиторской организации, формирование которых является основой ее эффективной деятельности [2]. На законодательном уровне установлена обязанность аудиторов разрабатывать свои внутренние правила и регламенты контроля качества выполняемых услуг, при этом со стороны государства и общественных организаций (СРО) должен осуществляться контроль выполнения данного правила [5].

В целях обеспечения качества аудиторской проверки особое внимание следует уделить организации контроля, осуществляемого в ходе проверки. Критерием для организации внутреннего контроля в ходе аудита является трудоемкость работ, определенная в ходе планирования аудита, количество элементов аудита и сроки выполнения работ. В случае если трудоемкость составляет менее 200 чел/час, элементы аудита отсутствуют, а количество исполнителей договора не превышает трех человек, то контроль целесообразно осуществляется в соответствии с ролевой функцией в ходе аудита по схеме: руководитель аудиторской фирмы - руководитель проверки - аудитор - ассистент аудитора.

Дополнительные процедуры по контролю качества не предусматриваются, а на завершающем этапе проводится контрольный обзор качества аудита. В случае, если трудоемкость работ составляет от 201 чел/час до 500 чел/час, количество элементов аудита два, три, а количество исполнителей аудита от четырех до шести, то по усмотрению руководителя аудиторской фирмы должны предусматриваться дополнительные процедуры контроля качества. В случае, если трудоемкость аудита составляет более 501 чел/час, количество элементов аудита более трех, а число исполнителей более семи человек, то проведение дополнительных контрольных процедур обязательно, включая встречные проверки.

Для понимания полной картины постановки системы внутреннего контроля качества аудита, проводимого в отношении кадровой работы в аудиторских организация, являющимися субъектами малого бизнеса, исследования проводились на базе конкретной организации ООО «А».

В силу того, что ООО «А» является малой аудиторской организацией, то, как правило, выполняемые организацией задания относятся к первой категории и не требуют дополнительных процедур контроля качества. Контроль при этом осуществляется в соответствии с ролевой функцией в ходе аудита.

На данный момент функция главного контролера возложена на руководителя аудиторской фирмы, однако наряду с этим он также участвует в проведении проверок в качестве руководителя проверки и выполняет прочие услуги, такие как консультирование, разработка рекомендаций по совершенствованию системы учета и т.д. Следовательно, возникает такая ситуация, как самоконтроль руководителя проверки, что может привести к снижению качества аудита.

Таким образом, для усиления функции контроля качества аудиторской услуг мы рекомендуем перераспределить обязанности по контролю качества согласно следующей схеме (рисунок 1).

Как видно из представленной выше схемы, мы рекомендуем закрепить за руководителем аудиторской фирмы функцию главного контролера и впредь не назначать его в качестве руководителя проверки. Таким образом, данное лицо будет осуществлять обзорную проверку качества выполнения задания, не нарушая требования МСА в отношении независимости.

Руководитель аудиторской фирмы (функции руководителя)

Главный контролер Руководитель аудиторской фирмы

1 г

Руководитель аудиторской проверки Главный аудитор или ведущий аудитор

1'

Работники, участвующие в аудите Аудиторы

Ассистенты аудиторов

Рисунок 1- Схема распределения обязанностей по контролю в ходе проведения проверки

В штате имеются аттестованные и опытные сотрудники, которые могли бы руководить проектами. Таким образом, руководителем аудиторской проверки может быть назначен ведущий аудитор или главный аудитор фирмы. Руководители аудиторской проверки при этом будут обеспечивать соответствующее руководство аудиторами, а последние, в свою очередь, осуществляют контроль над ассистентами [6].

Далее приведена таблица, в которой наглядно представлено распределение контрольных функций между сотрудниками в ходе проведения аудита (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение контрольных функций сотрудников в ходе _проведения аудита_

Ролевая функция в аудите Контрольные функции в ходе аудита Примечание

Руководитель аудиторской фирмы а) утверждает до начала аудита руководителя поверки, работников и ассистентов конкретной проверки; Фиксируется приказами (распоряжениями) и подписями на общем плане и программе аудита

б) утверждает общий план и программу аудита;

в) является ответственным лицом за соблюдение принципа независимости.

Главный контролер (руководитель аудиторской фирмы) а) проведение обзорной проверки качества выполнения задания; Подписи на отчете по обзорной проверке и на отчете о контроле качества аудита

б) при необходимости осуществляет выборочную проверку качества.

Руководитель аудиторской проверки а) проверяют, наличие у выполнявших задание необходимых знаний, опыта, профессиональной компетенции; б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания; Подписи на рабочих документах

в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;

г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таким проблемам и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;

д) принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям;

е) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

ж) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

з) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;

и) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

к) вытекают ли сделанные работниками выводы из полученных им результатов.

Работники, участвующие в аудите а) проверяют, обладают ли ассистенты необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы; Подпись на рабочих документах.

б) проверяют, понимают ли ассистенты соответствующие направляющие указания;

в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;

г) проверяют вся ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;

д) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

е) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур.

Ассистенты аудиторов, выполняющие задания в соответствии с программой аудита Выполняют обязанности, порученные им в ходе осуществления аудита и закрепленные в программе аудита. Подпись исполнителя в соответствии с программой аудита.

Данная таблица предусматривает строгое распределение контрольных функций, полномочий и ответственности между сотрудниками. Её принятие и соблюдение позволит ООО «А» обеспечить должную организацию аудиторской проверки, исключая такие ситуации, как дублирование и недоразумения в общении между специалистами аудиторской фирмы.

В ходе оценки системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг, помимо ее организации, важное значение необходимо уделять эффективности ее функционирования. Другими словами проверке подлежит степень соблюдения установленных организацией правил внутреннего контроля [3].

Значимым фактором высокоэффективной работы экономических субъектов, занимающихся аудиторской деятельностью является наличие в ее штате высококвалифицированных работников. Проведение кадрового мониторинга включает в себя прием сотрудников в организацию, заключение с ними трудовых отношений, повышение их профессиональной подготовки, карьерные перспективы, создание необходимых условий для комфортной работы.

В ходе оценки системы внутреннего контроля качества аудита было установлено, что в ряде аудиторских компаний не уделяют должного внимания такому элементу системы, как кадровая работа. В организации не установлены четкие принципы и процедуры касающиеся вопросов по найму работников, поддержания и повышения их профессионального роста, продвижения по службе и др. Кроме того, в аудиторской фирме ООО «А» отсутствуют программа найма работников, анкета оценки специалистов, не установлена программа должностного роста.

Таким образом, необходимостью является формирование документа, регламентирующего вопросы в отношении работы с персоналом [4]. В качестве такого документа мы рекомендуем каждой организации, занимающейся аудиторской деятельностью, разрабатывать с учетом своих условия деятельности «Положение о кадровой работе», учитывающий все необходимые требования, предъявляемые к организации и контролю кадровой работы.

К данной внутрифирменной инструкции мы разработали четыре документа, которые являются неотъемлемой частью положения (представляют собой приложения к положению). Применение данных документов позволило увеличить эффективность функционирования системы внутреннего контроля качества ООО «А».

В качестве первого приложения мы разработали программу найма работников. Она позволяет урегулировать суждения в отношении таких вопросов, как потребность в сотрудниках, каналы поиска, способы привлечения и способы оценки потенциальных сотрудников (рисунок 2).

Приложение 1 к Положению о кадровой работе Программа найма ООО «А»

1 Необходимо обеспечить наличие в ООО «А» не менее трех аудиторов различного уровня:

- аудитор;

- ведущий аудитор;

- Главный аудитор.

2 Поиск потенциальных сотрудников осуществлять посредством:

- размещения информации через кадровые агентства;

- обращения в службы занятости;

- размещения рекламы в СМИ;

- обращения в учебно-методические центры по подготовке аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

3 Производить ознакомление потенциальных сотрудников с деятельностью ООО «А» посредством:

- подготовки рекламных проспектов;

- приглашения практикантов из профильных высших учебных заведений;

- размещения информации о деятельности фирмы в сети Интернет.

4 Для привлечения потенциальных сотрудников следует:

- разработать рекламные брошюры, ориентированные на возможности карьерного роста;

- акцентировать внимание на предложении по обучению и повышению квалификации сотрудников за счет фирмы.

5 Наличие необходимых критериев у претендентов и оценку их знаний производить на основе разработанной системы тестирования и практических заданий для потенциальных сотрудников.

Ответственный за кадровую работу_ (Подпись)

Рисунок 2 - Программа найма работников

С целью установления необходимости в повышении квалификации и мониторинга за выполнением данного требования предлагается заполнять форму «Табель ежегодного повышения квалификации». Далее представлен рекомендуемый формат табеля (таблица 2).

Таблица 2 - Табель ежегодного повышения квалификации

а к

и ф

и

Ф.И.О.

кта аФ

а л о к о т о

пр р

л

ав р

1

Применение вышеуказанного документа даст возможность предотвратить пропуск сроков повышения квалификации, требуемого в обязательном порядке и облегчит поиск необходимых данных для заполнения ежегодного отчета, представляемого экономическим субъектом в Минфин России. Также табель позволяет установить лиц для принятия участия во внутрифирменных семинарах с целью повышения квалификации сотрудников ООО «А» по вопросам, раскрытым в пройденных спецкурсах.

Для удобства контроля за выполнением работы сотрудников ООО «А» рекомендуется вести «Оценочные листы специалиста». Такой лист следует заполнять для проверки действий членов аудиторской группы по каждому проведенному разделу аудиторской проверки. Данный документ рекомендуется утвердить в качестве четвертого приложения к положению о кадровой работе (таблица 3).

_Таблица 3 - Оценочный лист специалиста_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф.И.О:

Сотрудник аудиторской организации:

Аудируемое лицо:

Должность в составе рабочей группы:

Время проведения проверки:

Вопросы, позволяющие оценить степень выполнения задания Отметка о выполнении Комментарий Ссылка на рабочие документы

1 Было ли выполнено задание в соответствии с разработанным планом и стратегией проверки?

2 Было ли выполнено задание, полученные требуемые результаты, которые в последующем задокументированы?

3 Были ли все ключевые этапы аудита согласованы с клиентом и сфор-мулирваны в аудиторских выводах?

4 Были ли достигнуты цели аудиторских процедур?

5 Соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение?

Такая оценка специалистов позволяет объективно судить об эффективности их работы. Данные оценочных листов учитываются в процессе принятия решения о повышении в должности.

Согласно Методическим рекомендациям и Программе проведения проверки качества аудиторской деятельности и соблюдения профессиональной этики аудиторскими организациями, при направлении сотрудника на проверку, аудиторская организация должна оформлять на каждого работника «Удостоверение аудитора». В ходе проведения проверки нами было установлено, что подобный документ ООО «А» не предусмотрен. Таким образом, мы разработали форму удостоверения аудитора и предлагаем утвердить его в качестве четвертого приложения к положению о кадровой работе (рисунок 3).

Удостоверение аудитора

Фамилия Имя Отчество:_

Является сотрудником ООО «А» Должность:_

Квалификационная характеристика (наличие аттестатов аудитора):

Стаж работы в области аудита:_

Включен в состав рабочей группы для выполнения задания по (вид задания)

в аудируемой организации_

(название аудируемой организации) Ролевая функция в ходе проверки:_

Утвердил руководитель ООО «А»_ Принял аудитор_

Рисунок 3 - Форма «Удостоверение аудитора»

Таким образом, принятие к исполнению перечисленных рекомендаций позволит не только конкретному экономическому субъекту ООО «А» повысить организацию и эффективность функционирования системы внутреннего контроля качества в отношении требований к кадровой работе фирмы, но и другим субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в области аудита, прочих и сопутствующих услуг.

Источники:

1. Жильцова Ю.В. Формирование современной парадигмы аудита как прикладной науки / Ю.В. Жильцова, С.А. Ке-маева С.А., С.В. Козменкова, Т.С. Маслова // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21. - № 9 (447). -С. 1037-1049.

2. Козменкова С.В. Документирование информации, полученной по результатов проверки, на стадии обобщения аудита / С.В. Козменкова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016. - № 8 (392). -С. 30-36.

3. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях / М.В. Мельник // Аудиторские ведомости. - 2012. - № 1-2. - С. 118-134.

4. Сафонова М.Ф. Организация процесса документирования в соответствии с международными стандартами аудита / М.Ф. Сафонова, Д.С. Резниченко // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. - Т. 5. № 1. - С. 78-87.

5. Сафонова М.Ф. Обоснование предметной области контроля субъектов малого бизнеса / М.Ф. Сафонова, Т.А. Кузин, Ю.С. Ручинская // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 2 (31). - С. 386-392.

6. Серебрякова Т.Ю. Концептуальные модели внутреннего контроля. Теоретические основы экономического контроля и концепция сквозного контроля в современных российских условиях: монография / Германия, 2012. - 83 с. References:

1. Zhiltsova Yu. V. Formation of the modern paradigm of audit as an applied science / Yu. V. Zhiltsova, S. A. Kemaeva, S.A. Kozmenkova, T. S. Maslova // international accounting. - 2018. - Vol. 21. - No. 9 (447). - S. 1037-1049.

2. Kozmenkova S. V. Documenting information obtained from the results of verification at the stage of generalization of the audit / S. V. Kozmenkova / / Accounting in budgetary and non-profit organizations. - 2016. - № 8 (392). - S. 30-36.

3. Melnik M. V. Organization of the system of internal audit and control in large organizations / M. V. Melnik // Audit Ve-domosti. - 2012. - № 1-2. - S. 118-134.

4. Safonova M. F. Organization of the documentation process in accordance with international standards on auditing / M.F. Safonova, D. S. Reznichenko // Accounting. Analysis. Audit. - 2018. - Vol. 5. - No. 1. - S. 78-87.

5. Safonova M. F. Substantiation of the subject area of control of small business entities / M. F. Safonova, T. A. Kuzin, Yu.S. Ruchinskaya // Bulletin Of the Academy of knowledge. - 2019. № 2 (31). - S. 386-392.

6. Serebryakova T. Yu. Conceptual models of internal control. Theoretical foundations of economic control and the concept of end-to-end control in modern Russian conditions: monograph / Germany, 2012. - 83 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.