Научная статья на тему 'Внутренний имидж организации'

Внутренний имидж организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2815
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ВИДЫ ИМИДЖА / TYPES OF IMAGE / КОЭФФИЦИЕНТ СПЛОЧЕННОСТИ / COHESION COEFFICIENT / КОЭФФИЦИЕНТ СОВМЕСТИМОСТИ / COMPATIBILITY COEFFICIENT / ИНДЕКС УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / SATISFACTION INDEX

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горчакова Рената Рафаэлевна

Рассматривается понятие «корпоративный имидж». Даны виды имиджа, уделено внимание компонентам внутреннего имиджа. На примере конкретной организации исследуется внутренний имидж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inner Image of Organisation

The notion of «corporate image» is treated. Types of the image are presented; attention is paid to the inner image components. The inner image is investigated by the example of the separate organisation.

Текст научной работы на тему «Внутренний имидж организации»

Р. Р. ГОРЧАКОВА

ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: имидж, виды имиджа, коэффициент сплоченности, коэффициент совместимости, индекс удовлетворенности

Key words: image, types of image, cohesion coefficient, compatibility coefficient, satisfaction index

На эффективность деятельности организаций влияет множество факторов, среди которых можно выделить имидж. Проблема формирования и развития имиджа актуальна и своевременна. Организации работают в условиях жесткой конкуренции, поэтому они должны быть известными, иметь положительную репутацию и т. д.

Есть очень много определений корпоративного имиджа. Рассмотрим некоторые из них. Дж. Корнельсен, А. О. Блинов, В. Я. Захаров, Ф. Котлер отмечают, что корпоративный имидж — это то, как воспринимается организация1. По мнению С. Рида, корпоративный имидж — это «лицо» компании, созданное в соответствии с ее целями деятельности и направленное на их достижение2. По мнению М. Л. Разу, имидж организации — это специально проектируемый в интересах организации (предприятия) и основанный на особенностях деятельности, внутренних закономерностях, свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит основой отличия организации от аналогичных3. По мнению Л. М. Арутюновой и Е. В. Пироговой, имидж организации есть целенаправленно сформированный образ организации. В понятие «имидж» входят культура взаимоотношений между людьми, манера работы с партнерами и клиентами, дизайн оформления помещений, одежда сотрудников4. На наш взгляд, имидж организации — образ,

ГОРЧАКОВА Рената Рафаэлевна, аспирант кафедры менеджмента Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

который формирует и развивает организация. Он должен соответствовать нормам, ценностям и требованиям, предъявляемым к организации.

Существует множество точек зрения относительно видов корпоративного имиджа. Так, Л. В. Даниленко среди основных видов имиджа называет желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный и новый (обновленный)5. Б. Джи выделяет составляющие корпоративного (организационного) имиджа: фундаментальный, внешний, внутренний, сопутствующий6. И. В. Сироткина выделяет внешний, внутренний и неосязаемый имидж7. На наш взгляд, можно выделить следующие виды имиджа: реальный, внешний, внутренний, неосязаемый и обновленный.

Имидж есть у каждой организации, даже если она о нем не заботится (реальный имидж). Организации имеют свой образ в глазах как собственного персонала, так и тех, кто в них не работает (внутренний и внешний имидж). Если организации заботятся о своем имидже, постоянно совершенствуя его, то мы имеем обновленный имидж.

В контексте нашего исследования следует более подробно рассмотреть внутренний имидж. Для более детального анализа целесообразно рассмотреть его структуру. Она включает несколько компонентов: кадровая политика компании, организационная культура, программа поощрения сотрудников, программы и тренинги персонала, взаимоотношения руководства и персонала, а также сотрудников между собой.

Объектом нашего исследования стало Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия. Для определения социально-психологического климата в этой организации мы воспользовались методикой О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто8. Используя ее, мы провели пилотажное исследование, в котором приняли участие 45 сотрудников. Выяснилось, что в коллективе царит весьма благоприятный психологический климат, сотрудники уважительно относятся друг к другу. Руководство заботится о социально-психологическом климате в коллективе. Благоприятный внутри-организационный климат является обязательным условием формирования позитивного внутреннего имиджа. Бывают ситуации, когда между сотрудниками возникают ссоры, конфликтные ситуации и разногласия. В разрешении таких ситуаций помогают внутренние тренинги, личные беседы

и т. д. Руководство старается, чтобы сотрудники были довольны психологической обстановкой в коллективе. В благоприятных условиях люди работают более эффективно.

Чтобы лучше понять отношения между руководством и сотрудниками, следует рассчитать несколько показателей, полученных в ходе пилотажных исследований. Степень сплоченности коллектива можно рассчитать с помощью коэффициента сплоченности Кс9:

У А.. (+) + У А.. (_)

Кс = ——^-^ 11 ' ' , (1)

п(п _ 1)

где Кс — коэффициент сплоченности, у А. (+) — количество положительных выборов группы, У А.. (_) — количество отрицательных выборов группы, п(п—1) — общее количество взаимных выборов.

Кс - . 1 .

Коэффициент сплоченности близок к 1. Следовательно, в коллективе нет эмоциональных и межличностных трений, отсутствуют скрытые неблагоприятные факторы.

Коэффициент совместимости10:

„ _ К + + _ К _

Ксм---.-^- , (2)

(п — 1)

где Ксм — коэффициент совместимости, К + + — количество взаимных положительных выборов, К — — количество взаимных отрицательных выборов, п — число членов группы.

18 _ 7

Ксм — 25 _ 1— ~ 0,46 .

Ксм = 0,46. Следовательно, можно сделать вывод, что руководитель занимает активную позицию в группе, обладает хорошей психологической совместимостью с членами группы.

Индекс удовлетворенности и важность этого показателя обусловлены тем, что успешность функционирования организации зависит от удовлетворенности. Расчет индекса удовлетворенности произведем по следующей формуле11:

У К х IV

3У = -N- , (3)

Внутренний имидж организации

159

где К — число респондентов, выразивших свое отношение к г-ому фактору; 'Wi — показатель удовлетворенности респондентов г-м фактором; N — общее число респондентов. Уровень удовлетворенности принимает значение от

0 до 1, где 0 — минимальная степень удовлетворенности,

1 — максимальная. При этом значения, которые присваиваются мнениям респондентов, имеют следующую градацию: максимально удовлетворен тем или иным фактором — 1, достаточно удовлетворен тем или иным фактором — 0,8, удовлетворен тем или иным фактором — 0,6, недостаточно удовлетворен тем или иным фактором — 0,4, не удовлетворен тем или иным фактором — 0,2, полностью не удовлетворен тем или иным фактором — 0.

Таблица

Факторы удовлетворенности и индекс удовлетворенности

Факторы, влияющие на удовлетворенность работников Расчет индекса

Организация труда (46 х 0,8) / 50 = 0,736

Содержание труда (45 х 0,8) / 50 = 0,72

Отношения в коллективе (48 х 1) / 50 = 0,96

Отношения руководителей к запросам в коллективе (47 х 0,8) / 50 = 0,752

Степень обеспеченности всем необходимым для работы (49 х 0,8) / 50 = 0,784

Из таблицы видно, что в целом коллектив удовлетворен, индекс удовлетворенности стремится к 1. Тем самым можно сделать вывод, что руководитель создает эффективные условия для работы, доброжелательных отношений в коллективе. Организация имеет активную кадровую политику. Она включает в себя уровень заработной платы сотрудников, должностные обязанности и полномочия сотрудников, карьерный рост, внутренние отношения и др. Руководство активно поддерживает развитие сотрудников. Постоянно проводятся курсы повышения квалификации. Кроме того, проводятся круглые столы и тренинги. Последние дают персоналу новые знания и мотивируют к труду. В организации действует программа поощрения персонала.

Таким образом, имидж организации является атрибутивной характеристикой деятельности организации. В науке существует ряд подходов и методик изучения внутреннего имиджа организации. Нам представляется перспективной методика, сочетающая в себе поведенческие, эмоциональные, когнитивные компоненты. Ее применение позволяет представить объективную картину взаимодействия в коллективе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Смирнова Ю. Сравнительный анализ подходов к определению понятий имидж и репутация // Маркетинг. 2009. № 3. С. 44.

2 См.: Рид С. Эффективно ли вы поддерживаете свой корпоративный имидж? // Маркетинг. 2008. № 6. С. 86.

3 См.: Менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2009. С. 457 с.

4 См.: Арутюнова Л.М., Пирогова Е.В. Теория организации: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2007. С. 87.

5 См.: Даниленко Л.В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций. URL: http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/all_image.html (дата обращения: 27.08.2011).

6 См.: Имидж-фирмы: планирование, формирование, продвижение. URL: http://www.hr-hunter.com/lib/practicum/26 (дата обращения: 27.08.2011).

7 См.: Сироткина И.В. Построение целостного имиджа компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2008. № 1. С. 34—41.

8 См.: Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата коллектива. URL: http://www.psy-files.ru/2007/02/20/jekspressmetodika_ po_izucheniju_socialno.html (дата обращения: 01.08.2011).

9 См.: HR Лига. Сообщество кадровиков и специалистов по управлению персоналом. URL: http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op= view&id=1022&print=true (дата обращения: 19.12.2011).

10 Там же.

11 См.: Агафонова С.Н. Оценка эффективности организаций потребительского кооператива на основе трудовых показателей: автореф. ... дис. канд. экон. наук. Н. Новгород, 2007. С. 13.

Поступила 23.01.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.