Научная статья на тему '«Внутренний человек» в психологическом учении Августина'

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3551
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / УЧЕНИЕ / КАТЕГОРИЯ / УМ / ЧУВСТВО / ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК / SOUL / DOCTRINE / CATEGORY / MIND / SENSE / INNER MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Филипп Валерьевич

В статье на основании анализа фрагментов ряда трактатов Августина (De div. quaest. 64; De Gen. III, 20 [30], 22 [34]; De Trin. XII, 7 [10]) рассматривается один из аспектов психологического учения мыслителя: как Августин применяет категории «мужского» и «женского» к душе человека. Отмечена общая идея Августина, состоящая в том, что когда душа обращена вниз, к материальному, это ассоциируется с «женским» началом, а когда в ней преобладает разум и она устремляется вверх, к Богу, в ней проявляется «мужское» начало. Делается вывод, что на уровне телесности «женщина» не причастна образу Божьему, но женщина как «человек» причастна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Homo interior” in the Psychological Doctrine of Augustine

The article analyses the study of the works by Augustine (De div. quaest. 64; De Gen. III, 20 [30], 22 [34]; De Trin. XII, 7 [10]). The study is focused on the use of the ideas of “male” and “female” in connection with human soul. It is shown that Augustine linked the soul’s attraction to the material world with “female” nature, and its search for God with “male” one. It is concluded that according to Augustine, at the level of physical body a woman is not image of God while as a “human being” she is.

Текст научной работы на тему ««Внутренний человек» в психологическом учении Августина»

УДК 111.1

Ф. В. Петров

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина

В статье на основании анализа фрагментов ряда трактатов Августина (De div. quaest. 64; De Gen. III, 20 [30], 22 [34]; De Trin. XII, 7 [10]) рассматривается один из аспектов психологического учения мыслителя: как Августин применяет категории «мужского» и «женского» к душе человека. Отмечена общая идея Августина, состоящая в том, что когда душа обращена вниз, к материальному, это ассоциируется с «женским» началом, а когда в ней преобладает разум и она устремляется вверх, к Богу, в ней проявляется «мужское» начало. Делается вывод, что на уровне телесности «женщина» не причастна образу Божьему, но женщина как «человек» причастна.

The article analyses the study of the works by Augustine (De div. quaest. 64; De Gen. III, 20 [30], 22 [34]; De Trin. XII, 7 [10]). The study is focused on the use of the ideas of “male” and “female” in connection with human soul. It is shown that Augustine linked the soul’s attraction to the material world with “female” nature, and its search for God - with “male” one. It is concluded that according to Augustine, at the level of physical body a woman is not image of God while as a “human being” she is.

Ключевые слова: душа, учение, категория, ум, чувство, внутренний человек.

Key words: soul, doctrine, category, mind, sense, inner man.

Представление о том, что женщина в ее телесной данности уступает мужчине, было традиционным для античных и христианских авторов. Однако в христианском богословии было разработано учение о том, что человек несет в себе образ Божий; при этом образ Божий в человеке связывался не с его телесностью, а только с внутренним человеком, т. е. с его разумной душой. В этом смысле к душе как образу Бога не должно было бы применяться разделение на «мужское» и «женское». Однако в сочинениях Августина можно обнаружить места, где такое разделение имеет место. В целом общая идея Августина состоит в том, что когда душа обращена вниз, к материальному, это ассоциируется с «женским» началом, а когда в ней преобладает разум и она устремляется вверх, к Богу, в ней проявляется «мужское» начало.

В настоящей статье рассматривается один из аспектов психологического учения Августина, а именно то, как он говорит о «внутреннем человеке», т. е. о «мужском» и «женском» применительно к душе1.

1 Представления Августина о человеке и его душе могут быть реконструированы на

Разъясняя слова Книги «Бытия»1 о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию (De Gen. III, [19]; De Gen. imp.), Августин традиционно соотносил образ Божий с душой человека (Soliloq. I, 1).

Во фрагменте (64) трактата «О восьмидесяти трех различных вопросах» (PL 40, col. 11 - 100) Августин применяет категории «мужского» и

4

«женского» к душе в ходе истолкования евангельской притчи о женщи-не-самарянке (Ин 4:7-42).

Сюжет евангельской истории таков. Христос по пути из Иудеи в Галилею через Самарию, жители которой враждовали с иудеями, подойдя к

основании сопоставления его разнородных высказываний. В основном они таковы: человек есть целое из души и тела, которые также именуются им внутренним и внешним человеком (homo interior et homo exterior - ср. Conf. X, 9). Человеческая душа (“anima” / “animus” - о терминах см. ниже, прим. 3) для Августина есть внутренний человек (homo interior) и образ (imago) Божий. Это центр личного бытия -«я», или «собственно человек». По своей природе душа нематериальна и бессмертна, хотя и имеет начало бытия как сотворенная Богом. Изначально душа представляет собой чистую неопределенность и потенциальность. Свои качества она обретает, обращаясь сначала к внешнему бытию, а затем к Богу как своему внутреннему свету и жизни. Высшая сила души - ум, или дух (mens). По отношению к телу душа выступает как оживляющая, объединяющая и конструирующая сила (растительная душа), а также как способность ощущений (животная душа). Душа лучше и превосходнее тела, однако при этом сама она, будучи сотворенной и иноприродной Богу, не является ни частью, ни истечением божественной субстанции. См. также [19, с. 102].

1 См. Быт 1:25-27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (masculum et feminam creavit eos)».

2 Термины, используемые Августином для обозначения души, хотя не употребляются строго, достаточно последовательны. “Anima” также как и “animus” может означать человеческую душу в целом (см. De quant. an. 22 - 32; De Trin. VIII, 6 [9]); в работе «О бессмертии души» и во многих других (см. напр. De civ. IX, 6) эти два термина употребляются Августином взаимозаменяемо. “Anima” есть у животных и человека. «Ум» (“mens”, “ratio”) есть «часть души» (“pars animi”), называемая лучшей (Contra Acad. I, 5; De Trin. XV, 7 [11]: «превосходнейшее в душе» - “quod excellit in anima”; De div. quaest. 46, 2; De imm. an. 25; De civ. V, 11; XIX, 13). “Animus” также обозначает «ум» и не употребляется по отношению к душам неразумных животных. Августин также различает способности души посредством добавления эпитетов к термину “anima”: так, “anima rationalis” («разумная душа») как место ума и воли контрастирует с “anima irrationalis” («неразумной душой»), которую составляют силы стремления, чувственное восприятие и память, общие для человека и животных. Августин выделяет и растительную душу, даже если он обычно относит ее к «жизни», а не к «душе» [22, p. 7-8].

3 См. пер. Д. Смирнова [3, с. 41-202]. Вероятно, это сочинение было написано Августином в 388-396 гг. [4, p. xliv]. Другая датировка - 389 г. [19, c. 98]. В целом трактат складывался постепенно, из ответов Августина на вопросы друзей в 388-391 гг. после его возвращения из Италии на родину, в Северную Африку. Заметки с вопросами и ответами хранились Августином, и, став в 396 г. епископом, он собрал их вместе под общим названием и выпустил в свет [18, с. 41-42].

4 Об этом подробнее см. [25, p. 63-81].

колодцу, попросил напиться у женщины-самарянки. Та ответила ему: «Как ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки?». Христос ответил притчей, сказав, что помимо простой воды, утоляющей телесную жажду, есть вода, утоляющая духовную жажду, под которой он подразумевал свое учение. Женщина не смогла понять смысла его слов и стала просить Христа дать ей простой воды, не понимая, что Христос зовет ее к духовному преображению. На просьбу Христа призвать мужа своего и вновь прийти сюда, женщина отвечала, что у нее нет мужа. Христос одобрил ее признание такими словами: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе...». Женщина, удивившись тому, что путник знает подробности ее личной жизни, стала спрашивать Христа о вопросах духовной жизни, о Боге и о том, где ему молиться. Поверив в то, что перед ней Мессия, она побежала в город рассказать людям о своей встрече с ним, неся вместо обычной воды «воду живую», т. е. веру.

Августин полагает (De div. quaest. 64, 7), что под «пятью мужами» женщины-самарянки следует понимать пять телесных чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)1, которые вполне естественны, а значит «законны» (id est mariti, tamquam legitimi) , особенно в детстве. Действительно, ребенок руководствуется почти исключительно ими, но это правило не должно распространяться на взрослого человека, который, в отличие от младенца, способен пользоваться разумом и должен это делать. Согласно Августину, когда Христос в Писании приказал женщине-самарянке призвать своего мужа, он имел в виду, что она должна воспользоваться духом понимания (spiritus intelligentiae) , т. е. разумом, ко-

1 См. Aug. De div. quaest. 64, 7 (PL 40, 57-58 [3, c. 124-125]): «...под пятью мужами должно понимать пять телесных чувств; первое - относящееся к зрению, при помощи которого мы различаем этот видимый свет и любые цвета и формы тел; другое - слух, которым мы чувствуем толчки голоса и всех звуков; третье - обоняние, благодаря которому мы получаем удовольствие от сладости различных запахов; четвертое - вкус в устах, чувствующий сладкое и горькое и оценивающий всевозможные вкусовые отношения; пятое - [распространенное] по всему телу осязание, различающее теплое и холодное, мягкое и жесткое, гладкое и шероховатое и что угодно другое, что мы ощущаем через прикосновение. И вот этими пятью плотскими чувствами пропитан по необходимости смертной природы первый возраст человека, и из-за этой [природы] после греха первого человека мы рождаемся таким образом, что если свет разума еще не возвращен, то подчиненные плотским чувствам мы ведем плотскую жизнь без всякого познания истины. Таковыми по необходимости являются младенцы и маленькие дети, которые еще не в состоянии пользоваться разумом» (здесь и далее приводится перевод Д. Смирнова).

2 Ibidem: «И поскольку эти чувства, управляющие начальным возрастом и дарованные нам Богом Творцом, естественны, то верно называются мужами, т. е. как бы законными супругами, поскольку то, что они заблуждаются, не причисляют их к пороку в собственном смысле; но по природе [своей] они относятся к произведению Божию».

3 Речь идет о «духе понимания», одном из семи даров Святого духа, обладание которыми необходимо для восхождения к Богу. Их последовательность такова: дух стра-

торый есть «законный муж» каждой души взрослого человека1. Все люди со временем достигают возраста, когда надлежит пользоваться разумом. Если же к тому времени человек сумеет познать Истину, то он будет в меньшей степени полагаться на свои плотские чувства . Такой человек будет обладать «свойственным законному мужу» spiritus ^е1^епйае, посредством которого он будет управлять своими чувствами. Если душа такого человека не подвластна плотским чувствам, то она получает божественный разум как своего законного супруга.

Августин полагает, что когда женщине-самарянке было приказано Богом призвать своего мужа, это означает, что она должна была обратиться к собственному разуму так, чтобы ее душа смогла достичь уровня размышления о божественной Истине3 или идеях4, которые, согласно Августину фе div. quaest. 46), пребывают в уме Бога. Таким образом, не умеющая пользоваться рассуждением душа, обращенная к материальному, соотносится Августином с «женским» началом, а душа, в которой пробудился разум и которая подняла взор к идеям и Богу, соотносится с «мужским» началом.

Христос, являющийся вечной Истиной (которая, согласно тяготеющему к христианскому платонизму Августину, тождественна идеям), есть основа разума человеческого существа и его истинный и законный супруг5.

ха, дух благочестия, дух вéдения, дух крепости, дух совета, дух понимания (разума), дух мудрости. Интерпретацию Августином слов пророка Исайи (Ис 11:2-3) о семи дарах см.: Aug. Serm. I. 2-3 (в рус. пер.: О страхе Божием [8, с. 51-54]). Ср. также Исх 35:32; Иов 20:3; 1 Кор 12:8-11.

1 См. Aug. De div. quaest. 64, 7 [3, c. 125]: «Ибо дух человека есть некоторым образом как бы супруг души, который управляет душевным состоянием, как женой».

2 См. Ibidem: «Когда же всякий достигнет такого возраста, что уже будет способен пользоваться разумом, если удастся ему тотчас овладеть истиной, то не будет уже пользоваться этими чувственными руководителями, но получит в качестве мужа разумный дух, в услужении которого отдаст эти чувства, подчиняя тело свое рабству...».

3 Ibidem [3, с. 126]: «Призови мужа твоего, т. е. дух, который в тебе; с его помощью человек способен разуметь духовное, если просветит его свет Истины; да и сам [Свет] присутствует здесь, говоря с тобой, дабы могла ты получить духовную воду (“Voca” ergo inquit, “virum tuum”, id est spiritum, qui in te est, quo potest homo intelligere spiritualia, si eum lux Veritatis illustret. Ipse adsit, cum loquor tibi, ut spiritualem possis accipere aquam)».

4 Очевидно, что отождествление Истины с идеями у Августина восходит к платонизму, влияние которого ощущается на протяжении всей творческой жизни мыслителя [25, p. 64, n. 11].

См. Aug. De div. quaest. 64, 7 [3, c. 125]: «...так как душа подвластна уже не пяти мужам, то есть пяти телесным чувствам, но имеет законным мужем Слово Божие, с которым соединена и связана; так как и самый дух человека прилепляется ко Христу, поскольку глава мужу [муж здесь, согласно Августину, разум живых существ] -Христос, то в духовных объятиях без всякого страха отлучения он будет всецело наслаждаться вечной жизнью».

Напротив, если душа человека, находящегося в том возрасте, когда он способен обращаться к разуму (capax rationis), не стремится к вечной Истине, то она, охваченная плотскими чувствами, попадает под влияние дьявола, действующего так, как если бы не было никакого разума вообще (tamquam intellectu absente)1. В этом случае, если разумная часть души (или разумный [rationalis] ум) не соприкасается с Истиной, душа вовсе теряет силу ума, который должен контролировать более слабые ее части.

Из сказанного становится ясно, что в представлении Августина разумный (rationalis) ум в своем действии зависит исключительно от нахождения в постоянном контакте с вечной Истиной2.

В сочинении «О Книге Бытия»3 (De Gen. III, 20 [30] [4, c. 380]) Августин пишет:

«...образ Божий, по которому сотворен человек, заключается в том, что человек превосходит неразумных животных. А это называется умом, или разумом, или сознанием, или иным каким, более подходящим именем».

Отсюда можно заключить, что Августин связывает образ Божий в человеке с его душой. Также в этом трактате Августин отмечает, что хотя женщина, как и мужчина, является образом Бога, между ними должны быть различия в отношении разумного ума (De Gen. III, 22 [34] [4, c. 382-383]):

«...хотя и высказывается весьма утонченное соображение, что сам ум, в котором человек сотворен по образу Божию, то есть некая разумная жизнь, соответствует, с одной стороны, к истине вечного созерцания, а с другой - к управлению временными предметами и, таким образом, человек является как бы одновременно мужчиной и женщиной4, ибо в первом случае ум есть сила совещательная, а во втором - исполнительная; однако при подобном разграничении образом Божиим была бы, строго говоря, только та сторона ума, которая имела бы отношение к созерцанию непреложной истины» .

Возможно, Августин полагает, что женщина, хотя ее разумение уступает мужскому (ей всегда требуется совет высшего мужского ума6),

1 Ibidem [3, c. 126]: «...а когда заблуждение диавола как бы при отсутствии разумения господствует в душе, та является распутной».

2 См. также [20, с. 32-36].

3 Трактат датирован 401/415 гг. Подробнее об этом [21, p. xlv].

4 Ср. учение об андрогине у Платона (см. Пир 189d - 193d).

5 Здесь (De Gen. III, 22 [34]) Августин зависит от Григория Нисского (или, возможно, у них был общий источник), который связывал обращенность человека к материальному и страстному с женственным началом, а обращенность к Богу, твердость и неослабность добродетели - с мужским. Ср. Greg. Nyss. De vita Mosis II [рус. пер. 16, с. 273-274].

6 Августин часто пишет о женской интеллектуальной приниженности по отношению к сильному полу (см. напр. De Gen. XI, 42). При этом Августин признает, что некоторые женщины могут добиться философской утонченности. См. De b. vita II (10), где Авгу-

была сотворена по образу Божьему в том, что касается высшей части ее души, и эта часть души (mens) является истинным и подлинным образом Бога в душе у обоих полов1.

В отношении вопроса о том, имеет ли женщина сама по себе образ Божий, важно обратить внимание на пассаж из трактата «О Троице» (XII, 7 [10]) , где Августин пишет, что женщины обретают образ Божий только тогда, когда они рассматриваются вместе с мужчинами:

«...жена вместе со своим мужем есть образ Божий так, что вся эта человеческая природа (substantia) в целом есть единый образ Божий; [и оттого, что], когда жена рассматривается как помощник, каковое определение относится лишь к ней одной, она не есть образ Божий, хотя муж, рассматриваемый в том, что относится только к нему, есть образ Божий, столь же полный и цельный, сколь и тогда, когда жена соединяется с ним в одно».

Августин приходит к такому выводу, следуя апостолу Павлу, который говорил, что мужчинам запрещено покрывать свои головы по причине того, что они суть отражение Бога, а женщины должны покрывать головы, так как они всего лишь отражения мужчин (I Кор 11:7 ).

Таким образом, на уровне телесности «женщина» (femina, mulier) не причастна образу (imago) Божьему, но женщина как «человек» (homo) причастна.

стин пишет о своей матери как об овладевшей самой крепостью философии; Idem. De ord. I, 11 (32-33), где также речь идет о матери, но в этом случае о природе приниженности женщины по отношению к мужчине он упоминает лишь между прочим. Августин и открыто указывает на приниженную роль женщины по отношению к мужчине. См. напр. Aug. De div. quaest. 11 [3, c. 56]: «...поскольку приличествовало Богу воспринять мужа, ибо этот пол почетнее, то, как следствие, освобождение женского пола проявилось в том, что этот муж был рожден от женщины».

1 См. заключительные строки сочинения «О Книге Бытия» III, 22 (PL 34, col. 294 [4, с. 383]): «Но поскольку [бытописатель] хотел подчеркнуть единство союза [мужчины и женщины], он и сказал “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бо-жию сотворил его”. А чтобы никто не подумал, что был сотворен один только дух человека, он прибавил: “Мужчину и женщину сотворил их”, давая понять, что были сотворены и тела. А так как кто-либо мог заподозрить, что изначально был сотворен один человек, который заключал в себе оба пола, будто они родились, которые называются андрогинами (ut in homine singulari uterque sexus exprimeretur, sicut interdum nascuntur, quos androgynos vocant), [бытописатель], употребив вначале единственное число, дабы подчеркнуть единство союза, затем употребляет множественное: “Сотворил их. И благословил их”».

2 См. пер. А. А. Тащиана [9, с. 278]. Трактат датирован 399-422/426 гг. Подробнее об этом [23, p. 887-890; 24, p. 163-174].

3 «...потому что [муж] есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа».

Список литературы

1. Августин. Монологи // Блаженный Августин. Творения. Т. I: Об истинной религии / сост. С. И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

2. Августин. О бессмертии души // Блаженный Августин. Творения. Т. I: Об истинной религии / сост., подг. текста С. И. Ереемева. - СПб.; Киев: Але-тейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

3. Августин. О восьмидесяти трех различных вопросах / пер. Д. Смирнова // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. - М.: Империум-Пресс, 2005.

4. Августин. О книге Бытия // Блаженный Августин. Творения. Т. II: Теологические трактаты / сост. С. И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

5. Августин. О книге Бытия буквально. Книга неоконченная. - URL: http://aleteia.narod.ru/august/genes/ genes0.htm (март, 2011).

6. Августин. О количестве души // Блаженный Августин. Творения. Т. I:

Об истинной религии / сост. С. И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя -УЦИММ-Пресс, 1998.

7. Августин. О порядке // Блаженный Августин. Творения. Т. I: Об истинной религии / сост. С. И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

8. Августин. О страхе Божием // ПроповЪди блажентаго Августина / пер. с лат. прот. Дм. Садовского. - Серпевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Серпевы Лавры, 1913.

9. Августин Аврелий. О Троице / пер. с лат. А. А. Тащиана. - Краснодар: Глагол, 2004.

10. Аврелий Августин. Исповедь / пер. М. Е. Сергеенко // Аврелий Августин. Исповедь. - М.: RENAISSANCE, 1991.

11. Аврелий Августин. О блаженной жизни // Аврелий Августин. Творения. - СПб.: Алетейя, 1998.

12. Августин. О восьмидесяти трех различных вопросах / пер. Д. Смирнова // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика. - М.: Империум-Пресс, 2005.

13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета в русском переводе с приложениями. - Брюссель, 1973.

14. Блаженный Августин. О Граде Божием в 22 книгах. Т. I - IV. - М, 1994 (репринт. Киев, 1905-1910).

15. Блаженный Августин. Против академиков / Пер. и коммент. О. В. Головой. - М.: ГЛК, 1999.

16. Григорий Нисский. О жизни Моисея или о совершенстве в добродетели. Ч. 2: Взгляд на жизнь Моисееву // Антология. Восточные отцы и учители церкви IV века. Т. II. / сост. Иеромонах Иларион (Алфеев). - Долгопрудный: Изд-во МФТИ, 1999.

17. Платон. Пир / пер. С. К. Апта // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990-1994.

18. Смирнов Д. Предисловие // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. Богословие, экзегетика, этика. - М.: Империум Пресс, 2005.

19. Степанцов С. А., Фокин А. Р. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Т. 1. - М.: Церковно-научный центр, 2001.

20. Столяров А. А. Августин Аврелий. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.

21. Augustine’s Works (Dates and Explanations) // Augustine through the Ages / Ed. A. D. Fitzgerald. - Cambridge, 1999.

22. O’Daly, G. Augustine’s Philosophy of Mind. - London, 1987.

23. Matter E. A. Augustine on Women // Augustine through the Ages / Ed. A. D. Fitzgerald. - Cambridge, 1999.

24. Matter E. A. ^rist, God and woman in the thought of St. Augustine // Augustine and his Critics / Ed. R. Dodaro, G. Lawless. - London - New York, 2005 (12000).

25. Wolfskeel С. W. Some remarks with regard to Augustine’s conception of

man as the image of God // Vigiliae Christianae. - 1976. - № 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.