Научная статья на тему 'Внутренний аудит в России и перспективы развития'

Внутренний аудит в России и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / СИСТЕМА / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КОСОРСИНГ / АУТСОРСИНГ / СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцева Е.Э.

Аудит в сочетании со службой экономической безопасности позволяет повысить функции полезности этих служб, а также предотвратить внешние и внутренние угрозы. В данной статье отображен примерный перечень охраняемых ресурсов, а также представлены способы выявления внешних и внутренних угроз. Также обоснована необходимость проведения аудиторских проверок и существования аудита на предприятии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний аудит в России и перспективы развития»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 33

Е.Э. Казанцева

студентка 6 курса Институт экономики и бизнеса, УлГУ г. Ульяновск, Российская Федерация Научный руководитель: И.Б. Романова д.э.н., профессор, Институт экономики и бизнеса, УлГУ г. Ульяновск, Российская Федерация

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Аудит в сочетании со службой экономической безопасности позволяет повысить функции полезности этих служб, а также предотвратить внешние и внутренние угрозы. В данной статье отображен примерный перечень охраняемых ресурсов, а также представлены способы выявления внешних и внутренних угроз. Также обоснована необходимость проведения аудиторских проверок и существования аудита на предприятии в целом.

Ключевые слова

Аудит; внутренний аудит; система; система внутреннего контроля; косорсинг, аутсорсинг; служба внутреннего аудита.

На сегодня российским компаниям нужно не только избежать риска, но и заранее его предвидеть. Для чего необходимо вести непрерывный контроль за деятельностью компании, следить за правильной работой экономического сектора, а также за правильностью ведения бухгалтерского финансового учета и отчетности. Отсюда возникает потребность в использовании эффективного элемента внутреннего контроля, который сможет обеспечить руководителям достоверную информацию о деятельности компании. Этим элементом является служба внутреннего аудита. На сегодня внутренний аудит стал еще больше актуален во всем мире. Его развитию уделяется масса внимания, потому что внутренний аудит является конкурентным преимуществом и эффективным инструментом повышения качества деятельности компании. В российской практике это понятие закрепилось не так давно. Английский ученый Додж Р. трактовал понятие внутренний аудит, как «составную часть внутреннего контроля , осуществляемый по решению органов управления компанией для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности» [4, с.28]

Внутренний аудит сегодня стал включать в себя экономическую диагностику, определение стратегии развития, управление рисками в информационном пространстве. По-другому, аудит стал выполнять функцию гаранта эффективности СВК (системы внутреннего контроля) в процессе управления рисками.

Создание службы внутреннего аудита в российских компаниях и их нормативное регулирование является актуальным вопросом, но в то же время очень сложным. В первую очередь он необходим для организации бухгалтерского учета, снижения риска потерь. Внутренний аудит осуществляется в момент документального оформления хозяйственных операций, что позволяет вовремя находить ошибки в работе и принять необходимые меры по их предотвращению. [3]

Согласно стандарту об аудиторской деятельности «рассмотрение работы внутреннего аудита» в качестве внутреннего аудита понимают организованную на предприятии , действующую в интересах руководства и собственников предприятия, регламентированную внутренними нормативами систему контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. [2]

Международный институт внутренних аудиторов дает дефиницию внутреннего аудита : «Внутренний аудит это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на усовершенствование деятельности организации».

Отталкиваясь от этого, под внутренним аудитом понимают независимую, установленную внутренними документами компании контрольную деятельность за всеми составляющими управления и различными сторонами функционирования компании, которая осуществляется работниками службы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

внутреннего аудита в рамках установленных нормативов, в соответствии с экономической стратегией предприятия, а также с соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которая дает реальную оценку эффективности работы предприятия.

В зависимости от состояния системы внутреннего контроля, определяют цели и задачи внутреннего аудита. Главная цель - предоставление руководству организации объективной, надежной и своевременной информации о деятельности компании. В качестве задач внутреннего аудита выделяют организацию системы внутреннего контроля (СВК), которая является неотъемлемой составляющей для осуществления прав и ответственности руководящего органа управления и должностных лиц.

Следует отметить, что в организационно-правовом аспекте внутренний аудит является индивидуальным для каждой компании, поскольку зависит от особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из этого, в экономической литературе выделяются следующие организационные формы внутреннего аудита:

- формирование собственной службы внутреннего аудита;

- аутсорсинг;

- косорсинг [4, с. 31].

Создание собственной службы внутреннего аудита предполагает, что сотрудники организации хорошо знают особенности бизнеса. Аутсорсинг предполагает полную или частичную передачу функций внутреннего аудита сторонней компании или внешнему консультанту.

Косорсинг предполагает, что внутри компании создаются органы внутреннего аудита, но в некоторых случаях могут привлекаться эксперты сторонних компаний или внешние консультанты.

В России наиболее распространенной является первая форма внутреннего аудита. Что же касается аутсорсинга и косорсинга, их небольшое распространение вызвано недоверием и непониманием российскими компаниями сути данных форм внутреннего аудита.

Службы внутреннего аудита в России направлены на осуществление внутреннего контроля, недооценивая такую функции внутреннего аудита, как финансовый контроль над деятельностью компании, за формированием и эффективным использованием финансовых ресурсов ее деятельности. Что касается российских компаний особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет разбросанные филиалы, а центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности для осуществления контроля и оценки принятых решений местным менеджментом в целом. На каждом этапе развития компании существует свой способ внедрения внутреннего аудита. Это может быть представлено моделью, получившей название «3 линии защиты»:

- 1 линия защиты: операционный контроль бизнеса. Сюда можно отнести:

закупки, проверку договоров и т. д. характерна для менее развитых компаний.

- 2 линия защиты: контроль финансовой отчетности, управление рисками мошенничества, контроль качества, соответствие требованиям. Характерна для чуть более развитых компаний.

- 3 линия защиты: проверка второй линии аудиторскими комиссиями, которая должна эффективно осуществлять свои функции. Таким образом, мы получаем уже полноценный внутренний аудит. Характерна для наиболее развитых компаний.

В России внутренний аудит, согласно приведенной выше модели, работает как вторая линия защиты. В основном это простая ревизия. Российский внутренний аудит почти на 100 % сосредоточен на соответствии требованиям [1]. И получается, что некоторые компоненты второй линии защиты игнорируются. Для того, чтобы преобразовать внутренний аудит в России в полноценный внутренний аудит, можно предложить следующие меры по модернизации:

1) внести поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», добавив в него статью «Служба внутреннего аудита», где будет законодательно закреплено определение службы внутреннего аудита и задачи;

2) принять российский профессиональный стандарт внутреннего аудита.

Таким образом, подводя итог всему сказанному ранее, можно сказать, что внутренний аудит, представляющий собой постоянный, нацеленный на будущее процесс, заключающийся в оценке эффективности существующих систем контроля и управления бизнес-процессами, предпринимательскими и финансовыми рисками и выявлении событий, препятствующих достижению поставленных целей развития компании, пока только развивается в России. Практический опыт, выводы и рекомендации компаний,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

которые уже применяют внутренний аудит, могут быть использованы другими российскими компаниями при создании служб внутреннего аудита. Таким образом, несмотря на все трудности, востребованность внутреннего аудита в России с каждым годом растет за счет постепенного преодоления всех препятствующих ограничений. И в скором времени, думаю, мы сможем наблюдать в России полноценный внутренний аудит. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" // СПС КонсультантПлюс.

2. Каковкина Т.В. Аудит и оценка системы внутреннего контроля// Аудиторские ведомости №9. - 2014.

3. Орлова О.Е. Проблема организации внутреннего контроля // Актуальные вопросы бухгалтерского учеты и налогообложения. - №6.-2012.

4. Панкратова Л. А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией // Аудитор. - № 6. - 2012.

© Казанцева Е.Э., 2017

УДК 658

Казьмина И.В.

канд. экон. наук, преподаватель

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Воронеж, РФ E-mail: kazminakazmina@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОНСУЛЬТАНТОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье определены особенности управленческого консультирования внутренних и внешних консультантов, определены условия их взаимодействия в процессе консультирования

Ключевые слова

Консалтинг, консультант, управление, проблема, управленческое консультирование, внутренние консультанты, внешние консультанты

В процессе постоянного совершенствования организации производства Нестабильный спрос на управленческое консультирование в России, непонимание его ценности, неумение эффективно работать с консультантами, предвзятое отношение к консультантам как к «продавцам воздуха» свидетельствует о том, что говорить о цивилизованных рыночных отношениях нам пока рано. Руководство предприятий не готово признавать свою неспособность самостоятельно решать экономические и технические проблемы. Однако, смысл управленческого консультирования сторонними организациями как раз заключается в оказании профессиональной квалифицированной помощи руководителям и менеджерам в виде предоставления объективных и независимых советов и рекомендаций, направленных на решение ключевых проблем и задач управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Целью управленческого консультирования является помощь клиенту в осуществлении прогрессивных изменений в управлении его организацией. Консультант помогает выявлять и решать специфические управленческие проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений. Основной задачей консалтинга в области управления является идентификация и нахождение путей решения имеющихся у клиента управленческих проблем. Конечным результатом консультирования в области управления является не только решение проблем, с которыми сталкиваются управляющие, но и повышение эффективности деятельности организации-клиента в целом, а также создание конкурентных преимуществ и вывод предприятия на качественно новый уровень развития.

Учитывая разнообразие проблем, ресурсов и возможностей, применяемых подходов и участвующих в процессе управления личностей, выделяют два основных типа консультантов: внешние и внутренние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.