Научная статья на тему 'Внутренний аудит расчетов по налогам и сборам'

Внутренний аудит расчетов по налогам и сборам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / AUDIT / НАЛОГ / TAX / ТАРИФ / TARIFF / ДОХОД / PROFIT / РАСЧЕТЫ / CALCULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиборева Ольга Юрьевна

Совершенствование организации учетных процессов в корпорациях предполагает изменение подходов к контролю за расчетами по налогам и сборам. Данная проблема рассматривается автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиборева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNAL TAX AUDIT

Perfection of organization of registration processes in corporations supposes change of approach to control of calculations on taxes and collections. This problem is examined by the author.

Текст научной работы на тему «Внутренний аудит расчетов по налогам и сборам»

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Бубнова Г.В. Модели управления грузовых перевозок. - М.: Маршрут, 2003. - стр. 94.

2. Кожевников Ю.Н. Экономическое обоснование механизма ценообразования в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. -М., 2000.

3. Гурьев А.И. Порожний пробег: показатель вчерашнего дня? // Деловой журнал РЖД - Партнер — 08 (108) апрель 2007

4. Прейскурант 10-01, Федеральная энергетическая комиссия РФ, Постановление 47-т/5 от 17.06.2003.

5. Егизаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. - М.: Юридическая фирма «Контракт», 2005. - 271 с.

6. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник-книга 1 - М. : Юридическая фирма «Юртранс», 2003 - 712 с.

7. Евпаков В.В. «Союзгрузпромтранс»: наши опасения и предложения. // Деловой журнал РЖД -Партнер - 07 (179) апрель 2010.

8. Интерактивный опрос: Нужна ли российскому рынку грузовых железнодорожных перевозок единая виртуальная биржа подвижного состава? // Деловой журнал РЖД - Партнер - 09 (181) май 2010.

9. Кучеренко П.Г. Реформирование-процесс международный. // Деловой журнал РЖД - Партнер - 09 (181) май 2010.

10. Материалы заседания круглого стола на тему «Реформа железнодорожного транспорта в РФ: состояние, проблемы и перспективы». // Деловой журнал РЖД - Партнер - 04 (176) февраль 2010.

11. Материалы 5-го Международного бизнес - форума «Стратегическое партнерство 1520». // Деловой журнал РЖД - Партнер - 13-14 (185186) июль 2010.

12. Лемешко В.Г. Новая экономика и старые технологии трудности роста. // Деловой журнал РЖД - Партнер - 16 (140) август 2008.

УДК 657.9 Зиборева Ольга Юрьевна,

старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», ИрГУПС,

тел. 8(3952) 22-66-69, e-mail: [email protected]

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

O.U. Ziboreva

THE INTERNAL TAX AUDIT

Аннотация. Совершенствование организации учетных процессов в корпорациях предполагает изменение подходов к контролю за расчетами по налогам и сборам. Данная проблема рассматривается автором.

Ключевые слова: аудит, налог, тариф, доход, расчеты.

Abstract. Perfection of organization of registration processes in corporations supposes change of approach to control of calculations on taxes and collections. This problem is examined by the author.

Keywords: audit, tax, tariff, profit, calculations.

Развитие внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам, а также усиление его роли в хозяйственной деятельности актуально для многих транспортных организаций. В результате проведения реформ в транспортных отраслях за последние годы созданы новые частные компании, а также акционированы и приватизированы государственные, муниципальные организации.

Законодательное утверждение ведения налогового учета, появление новых систем налогообложения, по-нашему мнению, ведет и к изменению взглядов на осуществление внутреннего аудита в организациях, поскольку трансформировались и система экономической информации, и организация учета (появились отделы налогового учета в крупных и средних организациях).

«Бухгалтерия крупной корпорации представляет собой самостоятельный технологический процесс производства, практически, вид деятельности. Учитывая количество структурных подразделений, их территориальную удаленность и многообразие хозяйственных операций, бухгалтерская служба превращается в огромный инертный механизм, требующий отдельной структуры управления и контроля. В данных условиях для формирования качественной отчетности корпорации, как налоговой, так и бухгалтерской (финансовой), недостаточно просто набрать квалифицированных специалистов. Требуется построить систему внутреннего бухгалтерского контроля, цель которого

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство

ш

не только снижение финансовых рисков, но и обеспечение достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности» [1].

Реформирование организации учетных процессов требует, чтобы объектом пристального внимания внутренних аудиторов при централизации учета стало не только головное подразделение, но и структурные подразделения, которые территориально удалены, их первичный учет, внутренняя отчетность; а для консолидации учетных данных - деятельность дочерних, зависимых обществ. Необходимо формировать единые требования, правила и учетные принципы для всей корпорации. Особенно это касается дочерних компаний, так как какие-либо отклонения от единой учетной политики отдельных дочерних компаний даже при положительных финансовых результатах существенно осложняют процесс формирования отчетности группы и могут негативно отразиться на результатах деятельности корпорации в целом.

Мировая практика осуществления контроля в организациях показывает, что сложилась потребность во внешнем и внутреннем аудите.

Внутренний аудит - это контрольная деятельность внутри организации в рамках помощи специалистам и органам управления. Внутренний аудит наиболее эффективен тогда, когда его функции, как элементы одной системы, осуществляются в полной мере, взаимно дополняют друг друга, влияют друг на друга и повышают эффективность внутреннего контроля. На практике многие организации не в полной мере используют возможности внутреннего аудита, что актуально, в частности, и для крупных транспортных компаний.

Как показывает практическая деятельность, внутренний аудит становится контролем не только в сфере финансового (бухгалтерского) учета, но и в других сферах хозяйственной деятельности. Сегодня нельзя подтвердить достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности без подтверждения достоверности налоговой отчетности.

Усиление значимости внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам в современных условия хозяйствования организаций прежде всего связано с обязанностью ведения налогового учета, что регламентировано главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Следовательно, возросла роль правильности оформления первичных документов не только для бухгалтерского учета, но и для налогового.

В крупных корпорациях актуальными являются проблемы возникновения ошибок на различных информационных уровнях, так как при составлении сводной отчетности ошибки могут появляться на одном уровне и входить в отчетность

более высокого уровня. Актуальность этой проблемы усиливается в рамках составления консолидированной и трансформируемой в МСФО отчетности, что подчеркивает необходимость усиления контроля в дочерних и зависимых хозяйственных обществах, входящих в крупные корпорации.

Контрольная функция аудита сегодня не может в полной мере осуществляться без информационно-аналитических, методологических и консультационных функций, которые необходимо развивать во внутреннем аудите для контроля расчетов по налогам и сборам.

Следовательно, в крупных компаниях функции внутреннего аудита может осуществлять не только служба внутреннего аудита, но и уполномоченные структурные подразделения организации, поскольку для поддержания достоверности информации о расчетах по налогам и сборам существует система мероприятий (постановка учета и оценка правильности расчетов по налогам и сборам, консультирование, планирование, защита интересов организации в судах и другие) по созданию и поддержанию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов.

Следовательно, понятие внутреннего аудита в связи с экономическими и законодательными преобразованиями существенно трансформировалось; усилилось значение внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам в аудиторской деятельности, в системе внутреннего контроля организаций.

Вышеуказанные обстоятельства, а также исследование ряда определений аудита и внутреннего аудита обосновывают целесообразность уточнения понятия «внутренний аудит».

Придерживаясь требований нормативного определения, утвержденного Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», автор предлагает адаптировать понятие внутреннего аудита, проводимого в области расчетов по налогам и сборам, к потребностям организаций, имеющих сложную корпоративную структуру управления, и определяет, что внутренний аудит расчетов по налогам и сборам - это контрольная деятельность в области расчетов по налогам и сборам, осуществляемая внутри аудируемой организации службой внутреннего аудита (другими подразделениями).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что усилена роль аудита системы налогообложения, в которой формируется и обобщается информация для ее использования в бухгалтерском учете в области расчетов по налогам и сборам, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, что ведет

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

к совершенствованию внутреннего аудита и усилению его функций (контрольных, информационно-аналитических, методологических и консультационных) в условиях реформирования организации управления крупных корпораций.

Филиалы и другие обособленные подразделения ОАО «РЖД», ответственные за представление налоговой отчетности и уплату налогов, в установленном порядке исполняют обязанности ОАО «РЖД» по уплате в соответствующих долях в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в государственные внебюджетные фонды следующих налогов (включая авансовые платежи), сборов и платежей: налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; налог на имущество организаций; транспортный налог; земельный налог; водный налог; налог на прибыль в части бюджетов субъектов Российской Федерации (кроме города Москвы); прочие [2].

Особенностью организации налогового учета в ОАО «РЖД» является наличие сводных документов, таких как: сводные деклараций по налогам, сводные регистры, сводная книга покупок и продаж и других, что увеличивает риски ошибок. На основе изучения учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету и анализа показателей можно оценить масштабы деятельности ОАО «РЖД» и его филиалов как общенациональные. ОАО «РЖД» является крупнейшим налогоплательщиком, пополняющим доходную часть бюджета Российской Федерации.

Основной доход ОАО «РЖД» получает от перевозок (97,62 % в 2009 году), который в боль-

шей мере поступает от грузовых перевозок. Прирост тарифов на грузовые перевозки в отчетном периоде, по сравнению с базисным, в среднем на 8 %, привел к увеличению суммы прибыли от грузовых перевозок на 852 млн 639 тыс. руб. Влияние на сумму прибыли от грузовых перевозок изменения объема грузовых перевозок получилось отрицательным, так как в результате сокращения в отчетном периоде выручки от грузовых перевозок по причине экономического кризиса сумма прибыли от грузовых перевозок уменьшилась на 10 млрд 260 млн 814 тыс. руб.

Отсюда следует, что ключевым объектом проверки, для внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам, является правильность формирования и применения тарифа, что означает движение к развитию рынка перевозок и свободному тарифообразованию на перевозки грузов и пассажиров (за исключением социально значимых тарифов, которые регулируются государством).

В результате анализа факторов, влияющих на налоговую базу по налогу прибыль от перевозок, выявлено, что для внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам ключевым по риску объектом проверки является правильность формирования и применения тарифа. Тариф на транспорте как объект внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам представлен на рис. 1.

Применение тарифов на практике означает получение дохода, отсюда следует, что правильный расчет тарифа и его применение в деятельности транспортной организации оказывают прямое влияние на налогообложение и расчеты по налогам и сборам, в частности, по налогу на добавленную стоимость, и налог на прибыль.

При формировании сводной финансовой отчетности в ОАО «РЖД», бухгалтерский баланс формируется на основе данных головной органи-

Рис. 1. Тариф как объект внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство

ш

зации, отчетности филиалов и структурных подразделений, а при формировании консолидированной отчетности - с помощью специальных методик: к сводной отчетности филиалов добавляются данные дочерних и зависимых хозяйственных обществ: филиалы ОАО «РЖД», не являясь юридическими лицами, имеют балансы, являющиеся частью сводной отчетности, а дочерние и зависимые общества - это юридические лица, имеющие самостоятельный баланс и входящие в группу организаций по консолидированной отчетности.

Создание системы вертикального управления нового типа, с усилением централизации учетных процессов в системе ОЦО, по нашему мнению, создает укрупнение информационных потоков в региональных отделениях филиалов ОАО «РЖД» за счет первичной информации, поступающей от организаций, входящих в дирекции, функциональные филиалы.

Таким образом, это должно привести к усилению контроля за первичной документацией, регистрами и отчетностью на этом уровне, поскольку ошибки могут повторяться на других уровнях: регионального общего центра обслуживания (ОЦО) и главного (управляющего) общего центра

обслуживания (ОЦО) по обработке учетной информации. Первичные электронные документы могут отбираться для внутреннего оперативного аудита, с целью текущего и предварительного контроля.

Введение новой системы централизации учетных процессов в организациях, где созданы общие центры обслуживания (ОЦО) по обработке учетной информации, а первичные документы сканируются и хранятся в электронных архивах организации, сводит роль бухгалтеров в территориальных предприятиях к роли оператора, принимающего в центрах сканирования документы к автоматизированному учету и отправке в ОЦО.

Таким образом, ОАО «РЖД» формирует автоматизированную базу первичной документации, что меняет и подходы к проведению внутреннего аудита: при использовании современных информационных технологий возможно проведение внутреннего аудита централизованно.

Следовательно, можно определить место внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам в современной аудиторской деятельности и его виды, приведенные в табл. 1. При проведении внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам

Таблица 1

Внутренний аудит расчетов по налогам и сборам_

№ п/п Виды внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам Характеристика деятельности видов внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам Результат применения в деятельности внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам

1. Аудит на соответствие требованиям Контроль правил, законов, предписаний; проверка компетенции персонала в области расчетов по налогам и сборам Соответствуют ли работники занимаемой должности в области учета расчетов по налогам и сборам, проверка соблюдения нормативных актов и внутренней документации

2. Управленческий аудит как оперативный Контроль в рамках оперативного внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам Проверка текущих операций, дающих информацию для налогового учета; предварительный контроль текущего формирования налоговых баз по налогам

3. Управленческий аудит как внутренний аудит хозяйственной деятельности Анализ эффективности управления налогообложением, в т. ч. анализ и сопоставление данных налогового планирования с уплатой налогов Сопоставление плановых платежей по налогам и сборам с фактическими, выявление отклонений; анализ штрафных санкций по налогам и их влияние на результаты деятельности

4. Аудит финансовой отчетности Проверки расчетов по налогам и сборам в составе контроля финансовой (бухгалтерской) отчетности При проверках финансовой отчетности выделяют область проверок расчетов по налогам и сборам

5. Аудит расчетов по налогам и сборам как специальное задание Проверки отдельно взятых налогов по указанию менеджеров (администрации) Контроль за ошибками по отдельно взятым налогам, правильность исчисления элементов налогообложения, избранного для проверки налога

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

на соответствие требованиям осуществляется контроль за соблюдением норм и правил, законов, связанных с налогообложением, а также проверка персонала на соответствие занимаемой должности, когда проверяется компетентность работников в области налогового учета и налогового законодательства.

При проведении управленческого аудита осуществляется контроль в рамках внутреннего оперативного аудита расчетов по налогам и сборам как контроль текущего формирования налоговых баз, то есть проверка текущих операций, дающих информацию для налогового учета.

Управленческий аудит, проводимый в рамках внутреннего аудита хозяйственной деятельности, отслеживает ее эффективность: если организация использует налоговое планирование, специалисты по налогообложению всегда могут сопоставить плановые платежи по налогам с фактической уплатой и выявить отклонения; проанализировать штрафные санкции и их влияние на результаты деятельности организации.

Во внутреннем аудите хозяйственной деятельности выделяется внутренний аудит расчетов по налогам и сборам в составе финансовой отчетности. Аудит расчетов по налогам и сборам как специальное задание - контроль отдельно взятых налогов по указанию менеджеров (администрации), правильность исчисления элементов налогообложения, избранного для проверки налога. Все эти виды внутреннего аудита связаны между собой как элементы системы внутреннего аудита, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и изменяют качество системы внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аксенов Б.А. Реализация системы внутреннего контроля корпорации в условиях российского законодательства. - Экономика железных дорог. - 2008.- № 11. - С. 25-26.

2. «Положение об учетной политике для целей налогообложения открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

УДК 656.212.5

Котельников Сергей Сергеевич,

ассистент кафедры управления эксплуатационной работой, ИрГУПС, тел. 8 (914) 9521-566, e-mail: [email protected]

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ СООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

S.S. Kotelnikov

THE ALGORITHM OF SOLUTION OF A PROBLEM OF MATCHING OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL PARAMETERS OF RAILWAY STATIONS

Аннотация. Представлена схема разделения технических и технологических параметров, влияющих на работу железнодорожных станций. Разработан алгоритм определения оптимального соответствия технических и технологических параметров работы станций.

Ключевые слова: железнодорожные станции, надежность работы железнодорожных станций, технические и технологические параметры работы станции.

Abstract. The scheme of separation of technical and technological parameters influencing the operation of railway stations was offered. The algorithm of determining the optimal matching of technical and technological parameters of the stations was created.

Keywords: railway station, reliability of the railway stations, technical and technological parameters of the station.

Эксплуатационная надежность станций отражает слаженность и согласованность взаимодействия в работе станций и отдельных внутристан-ционных систем между собой. Этот показатель зависит от интервалов времени, через которые прибывают поезда в парк с прилегающих участков, от числа бригад технического осмотра (ПТО) и длительности операций с каждым составом, от мощности горки и ее перерабатывающей способности, определяемой горочным интервалом, и т. д. Недостаточное техническое или технологическое оснащение в работе железнодорожных станций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.