Научная статья на тему 'Внутренние цены на бензин: повышать нельзя?'

Внутренние цены на бензин: повышать нельзя? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Russian petrol market / ruble petrol prices / Law of one price.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Георгий Идрисов, Андрей Каукин

На протяжении первых месяцев 2015 г. российские внутренние розничные и оптовые рублевые цены на бензин находятся на уровне ниже значений, которые должны складываться в случае выполнения закона единой цены с внешним рынком. Основными причинами этого могут являться жесткость внутренних цен, наличие инфраструктурных или регуляторных ограничений торговли, существенное изменение структуры экспортной цены. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о вероятном повышении внутренних цен на бензин в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic Prices for Motor Gasoline: Is It Permissible to Increase Them?

Over the first few months of 2015, Russian domestic ruble-denominated retail and wholesale prices for motor gasoline have stayed below their level that would have been achieved, should the law of one price (LOP) with the foreign market be applied to this situation. The main factors behind this phenomenon may be the rigidity of Russia’s domestic prices, infrastructural or regulatory constraints on commerce, and significant alterations in the export price structure. In view of the current situation, we can speak of a probable increase of domestic motor gasoline prices in the nearest future.

Текст научной работы на тему «Внутренние цены на бензин: повышать нельзя?»

ВНУТРЕННИЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН: ПОВЫШАТЬ НЕЛЬЗЯ?

Георгий ИДРИСОВ, канд. экон. наук Андрей КАУКИН, канд. экон. наук

На протяжении первых месяцев 2015 г. российские внутренние розничные и оптовые рублевые цены/ на бензин находятся на уровне ниже значений, которые должны складываться в случае выполнения закона единой ценыI с внешним рынком. Основными причинами этого могут являться жесткость внутренних цен, наличие инфраструктурных или регуля-торных ограничений торговли, существенное изменение структурыI экспортной цены. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о вероятном повы/шении внутренних цен на бензин в ближайшей перспективе.

Повышение цен на автомобильное топливо, наряду с ростом ИПЦ и цен производителей, является важным социально-экономическим показателем. От цены на топливо зависят транспортные издержки промышленности, затраты сельхозпроизводителей, стоимость товаров и услуг, непосредственно использующих углеводороды в качестве сырья, - другими словами, внутренние цены на топливо оказывают существенное влияние на стоимость практически всех товаров и услуг в экономике.

Значительные колебания условий торговли1 для России в конце 2014 - начале 2015 гг., выражающиеся в первую очередь в изменении мировых (долларовых) цен на нефть, проводимый «налоговый маневр» (снижение долларовой экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при повышении рублевой ставки НДПИ), а также последовавшие затем колебания курса рубля вызывают серьезную обеспокоенность населения, производителей и госу-

дарства относительно уровня рублевых цен на топливо и динамики его поставок на внутренний рынок2.

Так, в частности, весьма основательно обсуждается сокращение производства бензина в России в 2015 г. по сравнению с 2014 г. В качестве причин упоминаются падение спроса на него со стороны потребителей, проблемы с кредитованием (замораживание модернизации НПЗ) и снижение маржи из-за «налогового маневра»у производителей. При этом даже наивный вопрос: «Почему не снижается внутренняя цена бензина, если падает мировая цена на нефть?» часто не находит ответа.

В простых микроэкономических моделях, предполагающих выполнение закона единой цены на торгуемые товары, изменение цен в малой открытой экономике практически мгновенно следует за колебаниями цен на мировых рынках с учетом обменного курса. Другими словами, закон единой цены для торгуемых товаров предполагает, что внутренние цены на российские товары, поставляемые на экспорт, должны достаточно аргументированно объясняться мировыми ценами за вычетом транспортных и внешнеторговых издержек, а цены на иностранные импортируемые товары - мировыми ценами в сумме с транспортными и внешнеторговыми издержками.

Однако в реальной жизни закон единой цены может не выполняться в статике или в динамике. Как правило, это связано с разным уровнем конкуренции на различных рынках, разной наценкой торговых посредников, дискриминацией производителем различных потребителей

1 Отношение удельной стоимости экспортируемых товаров к стоимости импортируемых.

2 В Минэнерго предупредили о сокращении производства бензина в 2015 году // РБК. 03.04.2015: http://top.rbc.ru/business/ 03/04/2015/551d6cd89a7947ff74c53021

(сегментацией рынков). Более того, установление цен производителями обычно оказывается обусловлено некоторыми жесткостями, ассоциируемыми с особенностями конкуренции, асимметрией информации, издержками меню или адаптивными ожиданиями.

Сказанное означает, что даже долгосрочные отклонения от условного закона единой цены могут иметь место, однако они свидетельствуют о несовершенстве работы рынков, проблемах с конкуренцией или инфраструктурой.

В случае российского бензинового рынка выполнение закона единой цены подразумевает, что внутренняя цена производителей бензина (без косвенных налогов) должна быть равна его экспортной цене за вычетом величины экспортной пошлины, средних издержек на транспортировку и условной маржи экспортеров. В свою очередь, цена бензина для российских розничных потребителей складывается из внутренней цены производителей,

величины акцизов, НДС, издержек оптовой и розничной торговли. Таким образом, при выполнении закона единой цены уровни внутренней цены потребителей и экспортной цены на отечественный бензин тесно связаны между собой.

За количественный критерий выполнения закона единой цены на российском рынке бензина можно принять сравнение значения фактически наблюдавшейся безналоговой цены производителей и значения этого же показателя, полученного обратным счетом из величины экспортной цены на российские нефтепродукты. Из приведенной таблицы следует, что в 2013 г. закон единой цены для российского рынка бензина в целом выполнялся3.

В конце 2014 - начале 2015 гг. произошло заметное изменение трех значимых факторов, потенциально влияющих на цены российского бензина: во-первых, в разной пропорции снизились мировые долларовые цены на нефть

Структура внутренних и внешних цен на бензин российского производства в 2013 г. (усредненные значения), руб./л

Внутренние российские цены на бензин

Внутренняя цена потребителей 29,87

Затраты, маржа и дополнительный НДС в розничной торговле +3,71

Внутренняя цена промышленных организаций 26,16

Акциз +6,59

Затраты, маржа и НДС в оптовой торговле +4,52

Безналоговая цена производителей (фактическое значение) 15,06

Вклад прямых налогов в цену +1,77

Издержки производства и норма прибыли +5,30

Вклад в цену входящей нефти +8,00

Внешние цены на российский бензин

Экспортная цена (без налогов) 26,51

Маржа от продажи на экспорт +0,61

Транспорт +2,39

Экспортная пошлина +8,46

Безналоговая цена производителей (обратный счет) 15,06

Источник: Росстат, ФТС, расчеты авторов.

3 Методология расчетов для российских нефтепродуктов и нефти представлена в работах: Идрисов Г.И., Синельников-Муры-лев С.Г. Экспортная пошлина на нефть: отменить нельзя сохранить // Нефть России. 2011. № 12. С. 72-77; Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 5-19.

и долларовые цены на российские нефтепродукты4; во-вторых, существенно упал курс рубля по отношению к доллару; в-третьих, были приняты поправки к налоговому законодательству, согласно которым с начала 2015 г. была снижена величина долларовых экспортных пошлин на бензин.

Достаточно точно реконструированные микроэкономические расчеты показывают, что большие отклонения от закона единой цены наблюдаются на протяжении всех последних шести месяцев: на рисунке представлена совместная динамика фактических средних потребительских цен на бензин и их значений, полученных на основе расчетов в предположении о выполнении закона единой цены. В частности, если в начале 2014 г. и в предыдущие относительно стабильные для условий торговли периоды разница между этими двумя показателями не превышала 2-3%, то начиная с октября 2014 г. она стала расти, достигнув пика в декабре (18,2%), а в феврале 2015 г. установилась на уровне в 8,7%.

Технически полученный результат можно объяснить тем, что снижение биржевой дол-

ларовой цены нефти оказалось несколько большим, чем снижение экспортной цены российских нефтепродуктов. Дополнительное снижение долларовой экспортной пошлины привело к не такому сильному, как ожидалось, уменьшению внутренней долларовой цены бензина. При этом ослабление национальной валюты, согласно закону единой цены, должно было бы не только полностью компенсировать эффект в долларах, но и значительно повысить внутреннюю цену бензина в рублях.

Представленные рассуждения и рисунок демонстрируют то, что вопрос: «Почему не снижается внутренняя цена бензина, если падает мировая цена на нефть?» не имеет смысла, а имеет значение прямо противоположный вопрос: «Почему не растут внутренние цены на бензин, если в текущей ситуации производителям невыгодны поставки на внутренний рынок?»

Мы видим, как минимум, три объяснения сложившейся ситуации.

Во-первых, это сильная жесткость цен на бензин на внутреннем рынке. Конкурентная обстановка, неопределенность экономиче-

Динамика фактических средних потребительских цен на бензин и их значений, полученных на основе расчетов в предположении о выполнении закона единой цены, руб./л

40

35

30

25

¡шдими

5

5 00

ООО

□ Значение согласно закону единой цены ■ фактическое значение

Источник: Росстат, ФТС, расчеты авторов.

4 Если мировая цена на нефть марки 11га^ за период с сентября по декабрь 2014 г. снизилась на 36,28% (с 95,84 до 61,07 долл./барр.), то долларовая цена на российские нефтепродукты, согласно данным Росстата, снизилась за тот же период

всего лишь на 9,04% (с 758 до 689 долл./т).

ской ситуации, ожидания укрепления национальной валюты, возможные негласные договоренности российских производителей с государством в целях поддержки отечественных потребителей так или иначе удерживают внутренние цены от повышения. Следует ожидать, что при стабилизации экономики и устранении данных жесткостей может наблюдаться коррекция внутренних цен на бензин до уровня, соответствующего закону единой цены. А до этого момента российская нефтепереработка будет терять потенциальную прибыль от внутренних поставок.

Во-вторых, это наличие инфраструктурных или регуляторных ограничений торговли. При почти неизменных долларовых издержках транспортировки повышение рублевых экспортных цен привело бы к росту экспорта российских нефтепродуктов и падению их предложения на внутреннем рынке, которое, в свою очередь, повлекло бы за собой увеличение внутренних цен и, соответственно, прибыли от внутренних продаж - установилось бы новое равновесие, с более высоким уровнем безналоговой цены производителей, удовлетворяющее закону единой цены. Однако если в результате каких-то инфраструктурных или ре-

гуляторных ограничений нарастить экспортные поставки нельзя, то рынки оказываются сегментированными и закон единой цены просто перестает действовать.

В-третьих, это возможное не учтенное в расчетах изменение структуры экспортной цены российских нефтепродуктов - другими словами, это смена модели экспорта. Финансово-экономические санкции, рост издержек от ведения переговоров, существенные изменения во внешнем спросе на российские нефтепродукты могут кратно повысить трансак-ционные издержки поставок на экспорт, а значит, рассчитывать внутреннюю цену на основании экспортной нужно уже по другим правилам. И возможно, уже «новый», а не «старый» закон единой цены будет действовать в долгосрочной перспективе.

Строго говоря, мы не можем однозначно отвергнуть ни одно из трех объяснений, однако ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов представляется крайне интересной. Мы склоняемся к тому, что во второй половине 2015 г., при текущих уровнях цен на нефть и обменного курса рубля, можно ожидать коррекции внутренних рублевых цен на бензин в сторону повышения. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.