Научная статья на тему 'Внутренние ресурсы как элемент развития региональной экономики'

Внутренние ресурсы как элемент развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / COMPETITIVE ADVANTAGES / DOMESTIC RESOURCES / INVESTMENT MECHANISM / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT PROJECTS / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY / SPATIAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко Е. А.

Достичь стабильных показателей роста различных секторов экономики невозможно без использования микрофинансирования и инвестиционных затрат в системообразующие инфраструктурные проекты, поскольку именно инвестиционные процессы оказывают воздействие на все уровни регионального управления. В статье исследованы проблемы реализации механизма инвестиционного обеспечения развития внутренних ресурсов экономики региона, предложены направления его совершенствования с использованием трансформации экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Результаты исследования могут быть применены для решения проблем, связанных с процессом воспроизводства внутренних ресурсов на региональном уровне, при разработке и реализации инвестиционных проектов в данном направлении, а также в формировании стратегии социально-экономического развития региона.It is impossible to achieve stable growth indicators for various sectors of the economy without the use of microfinance and investment costs in systemically important infrastructure projects, since it is investment processes that affect all levels of regional management. The problems of implementing the mechanism of investment support for the development of domestic resources of the region's economy have been examined in the article; the ways to improve it using the transformation of economic relations between business entities have been proposed. The results of the research can be applied to solve problems associated with the process of reproduction of domestic resources at the regional level, in the development and implementation of investment projects in this direction, as well as in forming the strategy for socio-economic development of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренние ресурсы как элемент развития региональной экономики»

УДК 330.322.4

JEL R58

Остапенко Елена Анатольевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6150-8030 e-mail: helen_07-84@mail.ru

Ostapenko Elena

Candidate of Econimic Sciences, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia ORCID: 0000-0002-6150-8030 e-mail: helen_07-84@mail.ru

DoI 10.26425/1816-4277-2020-4-131-136

внутренние ресурсы как элемент развития региональной экономики

Аннотация. Достичь стабильных показателей роста различных секторов экономики невозможно без использования микрофинансирования и инвестиционных затрат в системообразующие инфраструктурные проекты, поскольку именно инвестиционные процессы оказывают воздействие на все уровни регионального управления. В статье исследованы проблемы реализации механизма инвестиционного обеспечения развития внутренних ресурсов экономики региона, предложены направления его совершенствования с использованием трансформации экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Результаты исследования могут быть применены для решения проблем, связанных с процессом воспроизводства внутренних ресурсов на региональном уровне, при разработке и реализации инвестиционных проектов в данном направлении, а также в формировании стратегии социально-экономического развития региона. Ключевые слова: внутренние ресурсы, инвестиционный механизм, инвестиционная политика, инвестиционные проекты, конкурентные преимущества, пространственная конкуренция, региональное развитие, региональная экономика.

Цитирование: Остапенко Е.А. Внутренние ресурсы как элемент развития региональной экономики// Вестник университета. 2020. № 4. С. 131-136.

internal resources as an element of development of regional economy

Abstract. It is impossible to achieve stable growth indicators for various sectors of the economy without the use of microfinance and investment costs in systemically important infrastructure projects, since it is investment processes that affect all levels of regional management. The problems of implementing the mechanism of investment supportfor the development of domestic resources of the region's economy have been examined in the article; the ways to improve it using the transformation of economic relations between business entities have been proposed. The results of the research can be applied to solve problems associated with the process of reproduction of domestic resources at the regional level, in the development and implementation of investment projects in this direction, as well as in forming the strategy for socio-economic development of the region.

Keywords: competitive advantages, domestic resources, investment mechanism, investment policy, investment projects, regional development, regional economy, spatial competition.

For citation: Ostapenko E.A. (2020) Internal resources as an element of development of regional economy. Vestnik universiteta. I. 4, pp. 131-136. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-4-131-136

Процессы глобализации и регионализации неизбежно вызывают и стимулируют рост независимости и формирования собственной экономической территориальной субъективности государства в мировой экономике. Указанные обстоятельства обусловливают сохранение и укрепление единства государства, способствуют потенциальному развитию его основных направлений роста конкурентоспособности. Региональная политика, направленная на развитие территориальной конкурентоспособности, сформирует многосубьектность государства в его конкурентную особенность. Тем не менее, региональная конкурентоспособность обусловливает высокие требования к инвестиционной поддержке развития региона. Считаем, что основные задачи государственного регулирования сводятся к поиску источников инвестирования, разработке региональных инвестиционных механизмов, а также к эффективному распределению инвестиций в экономике [3].

© Остапенко Е.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Создание механизма и инструментов реализации инвестиционной политики обеспечивают достижение целей регионального становления и развития. Отметим, что в большинстве случаев управление инвестициями рассматривается под углом зрения методов воздействия на данный процесс и не принимается во внимание структура и содержание такой категории, как «механизм». Данный механизм представляет собой результат целенаправленной деятельности и состоит из инструментов и норм, обеспечивающих формирование указанных явлений [4].

Инвестиционная политика региона представляет собой комплекс адресных мер органов управления для обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории с необходимостью привлечения и рационального использования инвестиций.

Для регионов использование инвестиционной политики направлено на создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению внутренних и внешних инвестиций, развитию предпринимательской активности, росту бюджетных поступлений и повышению уровня доходов, качества жизни населения края [1].

Реализация инвестиционной политики Ставропольского края осуществляется посредством стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 г., утвержденной законом Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. № 110-кз, и плана ее реализации, госпрограмм края и региональных проектов в рамках утвержденных национальных проектов [2].

Основным стратегическими вектором развития инвестиционной политики региона является:

- совершенствование институциональных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

- развитие государственно-частного партнерства;

- внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, устранения административных барьеров и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Анализ инвестиционного климата региона в соответствии с данными аккредитованных рейтинговых агентств (Эксперт РА, акционерное общество «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство») показал, что Ставропольский край занимает стабильные (средние) позиции среди субъектов Российской Федерации [8].

В 2019 г. в соответствии с методологией Эксперт РА регион получил инвестиционный рейтинг уровня 3B1, что означает пониженный потенциал - умеренный риск.

В части кредитного рейтинга Ставропольский край получил уровень высокой кредитоспособности по сравнению с другими регионами Российской Федерации, но в регионе в последнее время, отмечается особая чувствительность к влиянию отрицательных трансформаций конъюнктуры экономики.

Перечисленные составляющие совокупного потенциала развития региона оказывают положительное влияние. С привлечением достаточных для развития инвестиционных средств, регион имеет все возможности для ускоренного и устойчивого долгосрочного развития (рис. 1).

Законодательство Ставропольского края в сфере инвестиционной деятельности является благоприятным для потенциальных инвесторов. Налоговые льготы и преимущества предоставляются субъектам инвестиционной деятельности по налогу на прибыль и имущественному налогу. Субъектам инвестиционной деятельности также предоставляется на льготных условиях земля для реализации одобренных инвестиционных проектов.

В целях развития инвестиционной деятельности в регионе необходимо осуществление субсидирования затрат по подключению к инфраструктуре производителей сельскохозяйственной продукции, а также принятие комплекса мер по централизации полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов на региональном уровне.

Дополнительной мерой привлечения инвесторов в регион является обязательное его включение в общероссийские и международные рейтинги инвестиционной привлекательности. Включение региона в рейтинги «Ведение бизнеса в России» Всемирного Банка, годовые обзоры и информационный портал Investin Russia Российского фонда прямых инвестиций позволяет предоставить инвесторам полную информацию об инвестиционном климате территории и возможностях для инвестирования.

В части улучшения институциональных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в регионе наиболее значимыми мероприятиями являются:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;

- снижение нагрузки на бизнес, связанной с проведением проверок;

- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти региона с целью снижения административного давления на бизнес;

- обеспечение высокого качества информационной поддержки бизнеса, предоставление всей необходимой информации в простой и понятной форме;

- совершенствование антикоррупционной деятельности, включая повышение прозрачности административных процедур по сопровождению бизнеса, общее снижение числа процедур;

- повышение прозрачности механизма закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

- формирование общих правил реализации инвестиционных проектов на федеральном уровне, обеспечивающих неизменность налоговых, регуляторных и иных условий предпринимательской деятельности, возмещение понесенных расходов на транспортную, энергетическую, социальную, коммунальную, технологическую и цифровую инфраструктуру, компенсацию части понесенных затрат на оплату процентов по проектному финансированию [5].

Слабые стороны

• Низкая производительность занятых в экономике, как структурная, так и в сравнении с аналогами в других регионах

• Значительная доля экономической активности/занятости сосредоточена в неформальном секторе

• Недостаточная налоговая база и недостаточные доходы бюджета для активной инвестиционной политики и мер по стратегическому развитию

• Отток молодежи и высококвалифицированных специалистов в другие регионы по причине более низких зарплат и худших образовательных возможностей

• Слабая доступность финансирования для бизнеса и для инфраструктурных проектов

• Экологические ограничения для бизнеса на части территории региона

• Слабо распространена культура промышленного производства в целом по региону, слабый уровень развития НИОКР (в связи с исторически сложившейся сельхозспециализацией региона)

• Невысокий уровень иностранных инвестиций по сравнению с регионами-лидерами

• Низкий уровень текущей конкурентоспособности объектов туристической инфраструктуры, как следствие низкий экономический эффект для региона от пребывания туристов

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Ключевые сильные и слабые стороны Ставропольского края

Одним из наиболее перспективных на сегодняшний день механизмов софинансирования инвестиционных проектов является использование разных форм государственно-частного партнерства.

Для инвесторов, планирующих расширение или модернизацию существующего производства, предполагается оказание поддержки с использованием механизма специальных инвестиционных контрактов, в рамках которого заключается соглашение о выполнении инвестором определенных обязательств в обмен на предоставление государственной поддержки и обеспечение стабильности налоговой системы и регулятивных требований.

Дополнительные возможности по стимулированию инвестиционной деятельности в регионе обеспечиваются за счет реализации государственных программ Российской Федерации на территории региона и программ поддержки федеральных институтов развития, а также инвестиционных программ естественных монополий.

Для привлечения среднесрочного и долгосрочного финансирования в инвестиционные проекты, реализуемые на территории региона, целесообразно расширение сотрудничества с ведущими финансовыми институтами:

Сильные стороны

• Выгодное траспортно-географическое положение -ключевыой центр Северного Кавказа и ворота в Закавказье и южный Прикаспийский регион (Азербайджан, Иран), наличие крупного железнодородного, авиа-

и автотраспортного узла

• Уникальный на международном уровне комплекс минеральных источников и бальнетерапии - Кавказские Минеральные Воды

• Развитый агропромышленный комплекс и балгопри-ятные климаттические условия для сельского хозяйства

• Полицентрическая система расселения в регионе, аличие быстроразвивающнйся городской агломерации с качественной городской средой

• Хорошо развитые уникальные для России сегменты промышленного производства как в химической промышленности, так и высокотехнологичных отраслях

• Высокая доля малого и среднего бизнеса в структуре отраслей, в том числе в сельском хозяйстве, что делает отрасли более гибкими к изменению рыночной среды и использованию возможностей

• Наличие на территории ключевого узла газотранспортной системы России и южной Европы

• Наличие Невинномысской промышленной площадки с развитой производственной инфраструктурой

и системой стимулов для инвесторов

Российским фондом прямых инвестиций, Банком развития и внешнеэкономической деятельности, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, а также крупными коммерческими банками, страховыми компаниями, инвестиционными и пенсионными фондами, естественными монополиями.

С целью поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо:

- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего бизнеса;

- устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса;

- содействие увеличению количества субъектов малого и среднего бизнеса, выведенных на экспорт.

В области совершенствования финансово-кредитной (инвестиционной) поддержки субъектов предпринимательства необходимо:

- развитие системы микрокредитования;

- развитие и интенсификация деятельности системы кредитной потребительской кооперации;

- развитие системы поддержки предпринимательства в форме субсидирования расходов, реализуемых Фондом поддержки предпринимательства края и акционерным обществом «Российский экспортный центр».

В части совершенствования системы мер государственной поддержки субъектов предпринимательства в регионе наиболее значимыми мероприятиями являются:

- развитие социального предпринимательства;

- совершенствование мер поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий, в том числе посредством оказания услуг «экспортного лифта», создания Ассоциации экспортеров края, взаимодействия краевой инфраструктуры поддержки предпринимательства с акционерным обществом «Российский экспортный центр»;

- оказание мер финансовой поддержки, направленных, в первую очередь, на обновление основных фондов производственных предприятий [7].

Возможности

• Использование роста спроса на фермерские, экологически чистые продукты, в том числе через новые системы поставок (интернет-площадки)

• Достраивание цепочки «диагностика-лечение-реабилитация» для медицинского туризма, выстраивание полноценного комплекса медицинских услуг, единая медицинская регистратура, формирование центра обучения культуре и практике здорового образа жизни на базе Кавказских Минеральных Вод

• Формирование общих межмуниципальных информационных ресурсов и инфраструктурных проектов

• Развитие сегмента дорогих туристических услуг, распространение туристической деятельности на всю территорию реиона и создание новых туристических маршрутов и дестинаций

• Развитие Невинномысской промышленной площадки

с ее благоприятными условиями для многопрофильного промышленного производства, в том числе для привлечения внешних инвесторов

• Развитие сотрудничества со странами Закавказья и Прикас-пия в сфере туризма, сельского хозяйства, транспорта и т.п.

• Привлечение профессионалов в регион в «отрасли будущего» (медицина, биотехнологии, новые материалы) за счет привлекательного качества жизни

• Реализация инновационных проектов экологической направленности (возобновляемые источники энергии, управление водными ресурсами, интеллектуальные системы мониторинга и управления и т.д.) - позиционирование в качестве передового региона в сфере экологии

Угрозы

• Серьезные экологические проблемы на Кавказских Минеральных Водах и других территориях региона из-за техногенных катастроф

• Сокращение государственной поддержки сельскохозяйственного производства

• Введение ограничений на экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции

• Ускоренное развитие медицинского кластера Кавказских Минеральных Вод за пределами региона, переток специалистов и постепенно потребителей

• Перенос бизнеса крупнейшими предприятиями края в другие регионы (более привлекательные рынки, более низкие тарифы на электроэнергию, лучше подготовлен персонал)

• Активизация оттока молодых специалистов, рост доли населения старшего возраста в демографической структуре края, рост социальных расходов

• Более быстрое развитие других регионов СКФО, превращение края в «экономического аутсайдера» в окружении регионов СКФО - ЮФО

• Потеря компетенций в санаторно-курортном лечении (уход специалистов, нехватка молодого поколения врачей и младшего медперсонала)

• Активизация военных, политических, социальных конфликтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Закавказье и Южном Прикаспии (Иран, Азербайджан, Армения, Грузия)

• Эскалация конфликтов на национальной и религиозной почве на Северном Кавказе

• Отставание развития транспортной системы от роста промышленности, например, в районе Невинномысского транспортного узла

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Ключевые возможности и угрозы для развития региона

На рисунке 2 представлены ключевые возможности и угрозы для развития Ставропольского края. В области улучшения инвестиционного климата региона необходимо:

- обеспечение «зеленой улицы» для приоритетных инвестиционных проектов с обеспечением индивидуального подхода к решению любых проблем, возникающих на каждом этапе инвестиционного цикла, применение данного подхода на муниципальном уровне для приоритетных проектов муниципалитетов;

- совершенствование работы институтов развития края для увеличения эффективности взаимодействия бизнеса и власти [6].

Эффектом развития экономики региона на инвестиционной основе является:

- создание коммуникационной стратегии инвестиционного бренда региона для увеличения узнаваемости региона на международном уровне и привлечения российских и иностранных инвесторов;

- совершенствование институциональных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности;

- увеличение численности населения региона, занятого в сфере малого, среднего и инновационного предпринимательства;

- темп роста объемов инвестиций в экономику региона, превышающий среднероссийский уровень (путем усиления работы с федеральными органами власти, институтами развития, инвестиционными фондами, инвесторами, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства);

- внедрение цифровых технологий во всех сферах экономики края для уменьшения издержек в процессах взаимодействия населения региона, бизнеса и власти, повышение производительности труда.

Считаем, что предложенные меры инвестиционного оздоровления смогут найти практическое применение при составлении инвестиционных проектов, направленных на развитие региона, улучшение его материально-технической базы, создание рабочих мест для просиживающего населения.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 г. № 191-ФЗ) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200745 (дата обращения: 18.01.2020).

2. Закон Ставропольского края от 27.12.2019 г № 110-кз «О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stavkray2035.ru (дата обращения: 03.01.2020).

3. Ермоленко, А. А. Субъектная целостность российской экономики: взгляд через призму теории интегрированных субъектов // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2018. - № 2. - С. 5-15.

4. Зубаревич, Н. В. Стратегия пространственного развития после кризиса // Журнал новой экономической ассоциации. -2015. - № 2. - С. 226-230.

5. Киргуев, А. Т., Таймазов, Э. В. Человеческий капитал в структурном преобразовании региональной экономической политики // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 5: Экономика. - 2015. - № 1. - С. 86-91.

6. Ускова, Т. В. Развитие региональных кластерных систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - № 1. - С. 92-104.

7. Яковлева, С. И. Пространственные модели в стратегиях социально-экономического развития регионов России // Псковский региональный журнал. - 2014. - № 17 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ strategiyah-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii/viewer (дата обращения: 18.05.2020).

8. Рейтинги кредитоспособности региона (муниципалитета) // Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raexpert.ru/ratmgs/regioncredit/ (дата обращения: 03.01.2020).

References

1. Federal'nyi zakon ot 25.02.1999 g. No 39-FZ. "Ob investitsionnoi deyateFnosti v Rossiiskoi Federasii, osushchestvlyaemoi

v forme kapital'nykh vlozhenii" (v red. Federal'nogo zakona ot 26.07.2017 g. No 191-FZ ) [Federal Law "On Investment Activity in the Russian Federation Carried Out in the Form of Capital Investments" No 39-FZ, dated on February 25, 1999 (as amended by Federal Law No 191-FZ, dated on July 26, 2017)]. Legal reference system "Gtonsultant Plus". Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_200745 (accessed 18.01.2020).

BecmuuK yuueepcumema № 4, 2020

2. Zakon Stavropol'skogo kraya ot 27.12.2019 g. No 110-kz "O Strategii sotsiaTno-ekonomicheskogo razvitiya Stavropol'skogo kraya do 2035 goda" [Law of the Stavropol Territory "On the Strategy for the Socio-Economic Development of the Stavropol Territory until 2035" No 110-kz, dated on December 27, 2019]. OfitsiaTnyi Internet-portal pravovoi informatsii Stavropol'skogo kraya [Official Internet portal of legal information of the Stavropol Territory]. Available at: https://stavkray2035.ru] (accessed 03.01.2020).

3. Ermolenko A. A. Sub''ektnaya tselostnost rossiiskoi ekonomiki: vzglyad cherez prizmu teorii integrirovannykh sub''ektov [The subjective integrity of the Russian economy: a view through the prism of integrated ent/t/es].Vestnik Volgogradskogo gos-udarstvennogo universiteta [Science Journal of Volgograd State University], 2018, no. 2, pp. 5-15.

4. Zubarevich N. V. Strategiya prostranstvennogo razvitiya posle krizisa [Spatial development strategy after the crisis]. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii [Journal of the New Economic Association], 2015. no. 2. pp. 226-230.

5. Kirguev A. T., Taimazov E. V. Chelovecheskii kapital v strukturnom preobrazovanii regionaFnoi ekonomicheskoi politiki [Human capital in the structural transformation of regional economic policy]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika, 2015, no. 1, pp. 86-91.

6. Uskova T. V Razvitie regional'nykh klasternykh system [Development of regional cluster systems]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2018, no. 1, pp. 92-104.

7. Yakovleva S. I. Prostranstvennye modeli v strategiyakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii [Spatial models in the strategies of socio-economic development of Russian regions]. Pskovskii regional'nyi zhurnal [Pskov Regional Journal], 2014, no.17. Available at: https://cyberleninka.ru/article/strategiyah-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii/viewer (accessed 18.01.2020).

8. Reitingi kreditosposobnosti regiona (munitsipaliteta) [Credit ratings of the region (municipality)]. Ofitsial'nyi sait reitingovogo agentstva "Ekspert RA" [Official website of the rating agency "Expert RA"]. Available at: https://raexpert.ru/ratings/regioncredit/ (accessed 03.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.