Научная статья на тему 'Внутренние и внешние риски в университете'

Внутренние и внешние риски в университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1487
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РИСК / КАЧЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТ / EDUCATION / RISK / QUALITY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Алсу Талгатовна, Галимов Фарид Мисбахович, Степанова Дарья Александровна

В данной статье раскрыто понятие риска, рассмотрены различные трактовки риска с позиции различных авторов, а также национальных стандартов, была раскрыта сущность риска, представлены внутренние и внешние риски в образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлова Алсу Талгатовна, Галимов Фарид Мисбахович, Степанова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AND EXTERNAL RISKS AT THE UNIVERSITY

This article reveals the concept of risk, considers different interpretations of risk from the position of different authors, as well as national standards, reveals the essence of risk, and presents internal and external risks in higher education organizations.

Текст научной работы на тему «Внутренние и внешние риски в университете»

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РИСКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Козлова Алсу Талгатовна, к.э.н., доцент (e-mail: alsu_kozlova@mail.ru) Галимов Фарид Мисбахович, д.т.н., заведующий кафедрой стандартизации, сертификации и технологического менеджмента Степанова Дарья Александровна, студентка

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ) (e-mail: far-galim@yandex.ru)

В данной статье раскрыто понятие риска, рассмотрены различные трактовки риска с позиции различных авторов, а также национальных стандартов, была раскрыта сущность риска, представлены внутренние и внешние риски в образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: образование, риск, качество, университет

Все сферы человеческой деятельности связаны с рисками, каждый день делая очередной выбор, мы так или иначе рискуем. Это связано с огромным количеством факторов, которые влияют на принятие управленческих решений; с постоянно ускоряющимся порядком жизни, в котором главенствуют конкуренция, неопределенность и постоянные перемены. Так, в образовательной деятельности, каждый участник несет ответственность за свое решение. Именно поэтому необходимо заранее распознавать различные риски, грамотно оценивать последствия наступления данных событий и заранее принимать правильные управленческие решения для уклонения или снижения возникающих угроз и повышения качества высшего образования. В образовательных организациях активно используются национальные стандарты системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2015г , в котором описаны основные понятия, принципы и термины СМК; ГОСТ Р ИСО 9001-2015г, в нем описаны все требования СМК . Они помогают улучшить работу образовательной организации имидж среди других и для заинтересованных сторон. Так же был утвержден стандарт, посвященный менеджменту рисков в организации ISO 31000:2010 года, согласно которому, управление организации нужно выстраивать на основе учета негативных и положительных результатов рисков.

Образовательные организации в современном обществе являются полноправными участниками экономической деятельности, они так же сталкиваются с различными «угрозами», которые влияют на качество их работы. Последствия этих угроз могут быть разных уровней: как и незначительными, так и до разрушительных размахов, которые могут привести учреждения до частичного или полного отказа функционирования образовательной системы. Данные риски могут быть выявлены как внутри организации, так и за ее пределами. Очень важно

осознать, что управлять рисками можно только тогда, когда они известны, в противном случае это просто неосуществимо. Чтобы быть конкурентоспособным в развивающейся сфере образования -своевременное выявление угроз, непосредственная ее оценка и принятие каких-либо управленческих решений необходимая мера для снижения риска. Такое системное управление рисками позволит образовательной организации обеспечить качественную подготовку специалистов, которые будут готовы войти во взрослую жизнь.

Качество предоставления образования это, пожалуй, самый основной риск в деятельности образовательных учреждений. Нужно принимать во внимание, что выявления качества образования носит разносторонний подход, ведь он затрагивает, как и внешние, так и внутренние цели. Оно должно:- соответствовать установленным нормам и стандартам; быть обеспеченным необходимыми качественными средствами, такими как присутствие в организации образовательных программ, кадровый потенциал, состав обучающихся, технических программ, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.

Еще одним важным звеном в оценке качества образования является качество показателей деятельности образовательного учреждения, то есть итоговые и текущие показатели обучения; положительные результаты в карьерном росте выпускников.

Каждый университет самостоятельно определяет систему оценки и управления рисками, но все они часто сталкиваются со значительными трудностями. Наиболее проблемными являются следующие факторы:

- нехватка методик имеющих стандартную форму или прошедших модернизацию благодаря усовершенствованию в современной форме и недостатки используемых;

- дефицит сравнительной базы экономических показателей;

- нехватка профессионалов с высоким уровнем знаний и навыков и структур по управлению рисками.[6]

Образовательные организации встречаются с различными видами рисков, которые тесно связаны друг с другом и влияют на внутренние процессы университета.

Говоря о сущности риска, стоит понимать, что он из себя представляет. В таблице 1 представлены взгляды российских и зарубежных ученых к определению понятия «риск».

Риск - это все внутренние и внешние предпосылки (факторы), которые могут негативно повлиять на достижение стратегических целей. В свою очередь образование граждан - это стратегическая задача государства.

Рассмотрим стандартизированные определения риска . так, согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Риск - влияние неопределенности». [2], ГОСТ Р 51897-2011 - «Риск - следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей». [3], ГОСТ Р ИСО 31000-2010 . «Риск - влияние неопределенности на цели» [4].

Таблица 1 - Обзор взглядов отечественных и зарубежных ученых _на определение «риск»_

Автор Трактовка

Ф.Х. Найт «Риск» - это измеримая неопределенность, которую можно измерить тем или другим способом [5]

К. Эрроу, Н. Луман «Риск» - характеристика объяснимой реальности, но в контексте целенаправленной деятельности субъектов, оценка ситуации принятия или реализации решений [7]

В.Т. Ковелло, М.В. Меркфаофера «Риск» - характеристики ситуации или действия, когда возможны многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода и по крайней мере одна из возможностей нежелательна [9]

С.И. Ануфриев, М.С. Хабибуллин «Риск» - категория управленческая, выражает характер принятия субъектом решения в ситуации не прогнозируемости и открытости будущего [8]

С.В. Воробьев. К.В. Балдин «Риск» - это весы: их чаша может качнуться и в сторону успеха и в сторону неудач [10]

Б.Н. Порфирьев «Риск» - возможная опасность, количественное выражение последствий опасности [11]

Н.В. Хохлов «Риск» - событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском [12]

Л.Н. Тэпман «Риск» - понятие более узкое. Он является одним из видов опасности, связанной с политической, социальной и экономической деятельностью людей, реально осознаваемой, вероятностно оцениваемой, для минимизации последствий которой имеются ресурсы и возможности [13]

Таким образом, риск - это явление, присущее всем субъектам, которые ведут какую-либо самостоятельную деятельность в условиях рынка.

При ведении повседневной деятельности образовательные организации встречаются с различными видами рисков, тесно взаимосвязанных друг с другом, а также существенно влияющих на внутренние процессы.

В данных условиях, поправка одного вида риска ведет к перемене многих других. Именно по этой причине необходимо не только выявлять угрозы, но и верно сгруппировать их, только после прохождения этих пунктов, можно приступить к анализу зависимостей между рисками и их значимости воздействия на достижения первостепенной задачи образовательной организации - обеспечение образования на высоком качественном уровне.

В таблице 2 приведена классификация рисков в университете, состоящая из основных внутренних и внешних рисков в университете,

которые наиболее часто влияют на качество обучения, подготовки и выпуска специалистов.

Таблица 2 - Риски университета

Внешние риски Внутренние риски

Рефинансирование Не обеспечение высокого уровня качества предоставляемых образовательных услуг

Экономический кризис Несоответствие определенных образовательных услуг требованиям рынка

Соперничество между университетами Нехватка абитуриентов 1 курса

Уменьшение бюджетных средств, выделяемых для обеспечения образования Неразумные траты внебюджетных средств

Изменение среды рынка труда Неэффективность работы служб по обеспечению связи с общественностью

Уменьшение числа поступающих в университет Котируемость университета на рынке

Нехватка бюджетных средств или задержка финансирования из Федерального бюджета Отсутствие соответствующего поощрения и стимулирования деятельности кадрового состава

Уменьшение количества финансируемых госбюджетных НИР Перемена морально-психологического состояния в коллективе

Влияние мировых тенденций Система организации университета

Снижение качества образования в университете за счет развития филиалов Невыгодные условия работы для сотрудников в связи с низкой оплаты труда и обеспечения социального пакета

Поправки в законодательстве РФ в области образования Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации преподавателей, программы обмена преподавателями, привлечение сторонних специалистов и др.)

Форс-мажорные ситуации Неразвитость материальной базы

Реорганизация формы собственности университета Дороговизна обучения

В сложившихся условиях рынка образовательная организация самостоятельно решает, как и в каких целях использовать имеющиеся в наличии ресурсы: трудовые, финансовые, материально - технические, информационные и т.д. Все данные ресурсы должны эффективно

использоваться в сфере образования, поэтому экономическая ответственность, которую несет организация, направлена именно на эти аспекты.

Постоянное совершенствование процессов в образовательной организации высшего образования является неотъемлемой частью управления на современном рынке образовательных услуг. Для этого нужно управлять своей эффективностью. Это подразумевает ряд повторяющихся действий, а именно разработку организационных целей и оценку прогресса в их достижении. Более того, они должны основываться на соотношении экономических результатов и затрат. Тем не менее, основным критерием оценки эффективности является удовлетворенность конечных пользователей, как внутренних, так и внешних

Если мы проанализируем опыт лучших организаций, внедривших подход, основанный на оценке риска, мы можем заключить, что их успех обусловлен обязательным личным участием лиц, принимающих решения, в анализе рисков.

Не нужно забывать об участии всех заинтересованных сторон в разработке целевых показателей. Это создает открытую и доверительную среду внутри и вокруг университета. Такой подход поможет создать систему перекрестной ответственности за реализацию запланированных целей в сквозных процессах и повысить удовлетворенность пользователей.

Список литеатуры

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»

3. ГОСТ Р 51897-2011 «Менеджмента риска. Термины и определения»

4. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»

5. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.:Дело,2003.-360 с.

6. Университетская система оценки и управления рисками// Алсу Козлова и Александр Снегуренко 2019 IOP Conf. Сер .: Матер. Sci. Eng. 666 012050

7. Фаррахова О.Ю. К вопросу о разграничении понятий «неопределенность» и «риск» [Электронный ресурс]// Официальный сайт «Elibrary». URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp

8. Ануфриев С.И., Хабибулин М.С. Культурфилосовский статус понятий «неопределенность», «перемены» и «риск» в условиях коммуникативной социальности [Электронный ресурс]// Официальный сайт «Elibrary». URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp

9. Covello, V.T. Risk Assessment Methods/V.T. Covello, M.W. Merkfaofer. - L., 1993.-200c

10. Балдин К.В. Управление рисками: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (06000) [Текст]// К.В. Балдин, С.В.Воробьев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012 -С.15

11. Порфирьев Б. Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики // ИНТ «Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации». М.: Наука, 1991.

12. Хохлов Н. В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 11.

13. Тэпман Л. Н. Риски в экономике: учебное пособие / под ред. В. А. Швадара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 9-10.

INTERNAL AND EXTERNAL RISKS AT THE UNIVERSITY

Alsu Talgatovna Kozlova, Ph. D., associate Professor (e-mail: alsu_kozlova@mail.ru)

Galimov Farid Misbakhovich, doctor of technical Sciences, head of the Department of standardization, certification and technology management Daria Stepanova, student

Kazan national research technical University. A. N. Tupolev-KAI (KNRTU-KAI) (e-mail: far-galim@yandex.ru)

This article reveals the concept of risk, considers different interpretations of risk from the position of different authors, as well as national standards, reveals the essence of risk, and presents internal and external risks in higher education organizations. Keywords: education, risk, quality, University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.