Научная статья на тему 'ВНИМАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД'

ВНИМАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
Внимание / профессиональная деятельность / сотрудник органов внутренних дел.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нимировская Юзефа Казимировна

В статье раскрыты сущность и содержание понятия феномена «внимание». Задача статьи состоит в продвижении идеи значения внимания в контексте профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Обращено внимание на понимание факторов, снижающих внимание. Авторы делают выводы о том, что уровень развития внимания сотрудника правоохранительных органов непосредственно влияет на его эффективность и надежность в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нимировская Юзефа Казимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНИМАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-360-363 НИМИРОВСКАЯ Юзефа Казимировна,

NIION: 2018-0076-5/23-361 кандидат педагогических наук, доцент

MOSURED: 77/27-023-2023-5-361 кафедры педагогики и психологии ФГКОУ ВО

«Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Санкт-Петербург

ORCID: 0000-0001-6419-0112 e-mail: yuzefa_nimirovskaya@mail.ru

ВНИМАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

Аннотация. В статье раскрыты сущность и содержание понятия феномена «внимание». Задача статьи состоит в продвижении идеи значения внимания в контексте профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Обращено внимание на понимание факторов, снижающих внимание. Авторы делают выводы о том, что уровень развития внимания сотрудника правоохранительных органов непосредственно влияет на его эффективность и надежность в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Внимание, профессиональная деятельность, сотрудник органов внутренних дел.

NIMIROVSKAYA Yuzefa K.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Department of pedagogy and psychology, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,St. Petersburg,

Russian Federation

ATTENTION AS A FACTOR INFLUENCING THE SUCCESS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF AN ATS EMPLOYEE

Annotation. The article reveals the essence and content of the concept of the phenomenon of "attention". The purpose of the article is to promote the idea of the importance of attention in the context of the professional activity of an ATS employee. Attention is paid to the understanding of the factors that reduce attention. The authors conclude that the level of attention development of a law enforcement officer directly affects its effectiveness and reliability in professional activity.

Key words: Attention, professional activity, an employee of the internal affairs bodies.

Современное сообщество органов внутренних дел является динамично обновляющимся, детерминирующем содержанием профессиональных компетенций сотрудников. Актуальность темы статьи и ее значимость в теоретическом и практическом плане обусловлена выработкой предложений по улучшению умений сосредотачивать внимание человека на удержании объектов, что позволит развить самостоятельность поддержки уровня внимания в профессиональной деятельности. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

В современных условиях возросла необходимость в оценке профессионально-важных качеств сотрудника органов внутренних дел. Так М.В. Клищевская подчеркивает «важность выявления группы признаков, достаточных для прогно-

зирования успешности реализации в профессиональной деятельности» [5. С.61]. С точки зрения К.М. Гуревича «некоторые свойства человека, например свойства нервной системы остаются неизменными, другие же изменяются в процессе профессиональной деятельности» [3, с.161].

В целях повышения успешности выполнения профессиональной деятельности сотрудника ОВД имеет место необходимости обратить внимание на личностные характеристики. В свою очередь на значимость учета личностных характеристик при выборе профессии указывал Л. Н. Собчик «... нередко выбор профессии напрямую диктуется социальным заказом и не имеет ничего общего с индивидуальными особенностями и склонностями человека» [8, с.6].

Внимание как психофизиологический феномен обеспечивает функционирование всей познавательной сферы личности человека. Основу вни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

мания составляют процессы сосредоточения и концентрации, механизмы сознательной регуляции деятельности при помощи волевых усилий.

Ю.Б. Гиппенрейтер предложил рассматривать «внимание» как «феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности» [2, с.150]. При этом Ю.Б. Гиппенрейтер в качестве «единиц внимания» рассматривал перцептивные единицы, что позволило решать перцептивные задачи. В контексте данного исследования было сформулировано правило разноуровневых перцептивных единиц и ограничений системы переработки информации, проявляющееся как единица объёма внимания. Проблема субъективных единиц выступает в психологии внимания как единица фильтрации (отбора) и удержании информации.

Изучением вопросов профессиографии занимался американский психолог Г. Мюнстен-берг. Результатом научного исследования стала его методика «Оценка способности к водительскому труду» [6, с.89]. Дальнейшая работа в области диагностики личностных качеств привели к разработке методик для выявления важных качеств для проявления успешности в той или иной профессиональной деятельности. Исследования А.А. Ухтомского психологического процесса внимания у человека и проеденная им интерпретация показала, что процесс внимания представляет собой доминантный очаг возбуждения в одних участках коры головного мозга, который вызывает, соответственно, снижение уровня возбуждения в соседних участках. Изучением проблем избирательности функции внимания был В. Джеймс, предложивший «механизм ограничения информационных потоков и их селекцию» в головном мозге. Сторонниками данного подхода были авторы модели фильтра внимания Д. Бродмент, А. Трейсман., указывающие на пропускную способность сенсорных систем [9, с.130]. На понимание факторов, ограничивающих внимание установил Д.Канеман. Исследование показало, что «при повышении сложности выполнения задачи, ресурсы внимания задействованы больше, что может приводить к ошибкам» [4, с.87].

В определении сущности понятия «внимание» следует рассматривать такие положения как: -устойчивость внимания (длительность привлечения внимания к объекту);

-концентрация внимания (способность сосредоточиться на главной деятельности);

-объем внимания (способность восприятия определенного количества объектов за короткий промежуток времени);

-распределение внимания (способность удерживать в поле внимания определенное количество разнородных объектов одновременно);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

-переключаемость внимания (способность перевода внимания с одного объекта на другой).

Категория «внимание» дает сотруднику полиции преимущества в плане эффективности профессиональной деятельности поскольку включает такие характеристики как восприятие важной информации при выполнение поставленных задач. Физиологической основой сосредоточенного внимания служит доминирующий очаг возбуждения в определенной структуре головного мозга.

Внимание как характеристика познавательных процессов связывают с механизмом определения и переработки наиболее важной в данный момент информации и в ограниченный период времени. В этой связи следует иметь ввиду, что внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации на уровне сенсорной, двигательной и когнитивной активности. В связи с чем, необходимо обратить на факторы, снижающие внимание: -стресс;

- утомление (сложно сосредоточиться); -работа в ночное время суток вызывает

трудность сосредоточить внимание в процессе профессиональной деятельности; -эмоциональное возбуждение; -вредные привычки (алкоголь). Следовательно проявление качества внимания зависит от:

-новизны информации поскольку вызывает интерес;

- ярких эмоциональных чувств, вызывающих удивление;

- содержания дофамина.

Очевидно, что внимание зависит от эмоцио-нально-мотивационного компонента, обеспечивающего организованный и целенаправленный отбор информации. А поскольку внимание характеризует сосредоточенность восприятия на определенном объекте, его необходимо тренировать как профессионально-важное качество для сотрудника ОВД с целью сделать сотрудника «более внимательным». Известно, что человеческий мозг не может обрабатывать все действующие раздражители. Учение о тренировке внимания в процессе трудовой деятельности развивалось в рамках психофизиологии. Например, при волевой тренировке развивается произвольное внимание.

И.П. Павлов в законе «индукции нервных процессов» обращал внимание на то, что процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Данный закон напрямую связан с процессами вни-

мания. Например, если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета» [7, с.234].

Сотруднику ОВД приходится выполнять сложные задачи в условиях сложной оперативной обстановки. Все большее значение приобретают личностные характеристики человека. В целях достижения успешности выполнения профессиональных задач важно учитывать такой психический процесс, как внимание. Уровень развития внимания сотрудника полиции непосредственно влияет на его эффективность и надежность в деятельности. В числе значимых функций внимания следует отметить функцию, обеспечивающую готовность к деятельности, направленной на восприятие, запоминание, оценку и изучение явлений среды. При этом важно понимать, что внимание тренируется и становится привычным. Человек достигает автоматизма, т.е. происходит автоматическая обработка информации, следовательно требуется меньше когнитивных ресурсов для выполнения этих заданий.

Интерес вызывает работы В. Вундта [1]. В своих исследованиях он определил объем внимания, равное 4-6 объектов сосредоточенности внимания (апперцепции) и способности удержать в сознании, что нашло в дальнейшем отражение в модели внимания как «фильтра» переработки информации Д. Бродмента.

Иногда под влиянием ярко выраженной целеустремленности человека, наличия у него твердых жизненных установок и захватывающих интересов в коре головного мозга возникает сильный оптимальный центр возбуждения, названный доминантой. Доминантный очаг способен усиливаться за счет других, второстепенных центров возбуждения, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения.

На уровень внимания существенное влияние оказывает множество факторов. Так к устойчивости внимания не способен человек в состоянии стресса и утомления. К интенсивности внимания не предрасположен человек с высоким уровнем реактивности, у которого отсутствует интерес к деятельности. Внимание является наиболее утомляемым психическим процессом, его устойчивость колеблется каждые 15-20 секунд, поэтому для эффективности в деятельности необходимо делать перерывы, чтобы восстановить психические возможности и обеспечить пополнение психофизиологических резервов. Это важно в существующих условиях повышенной нагрузки в дея-

тельности сотрудников органов внутренних дел, при необходимости сохранять активность и готовность к деятельности, запоминать большое количество информации, удерживать в поле сознания большое количество объектов, фактов, деталей. Следует обратить внимание, что спланированные действия, осуществляемые под контролем сознания относят к волевым. Необходимо отметить, что сотруднику ОВД важно научиться переключать внимание, поскольку в течении рабочего приходится решать множество задач. Тенденция к ослаблению внимания возможна при усталости и при отвлечении на воздействия посторонних раздражителей.

На эффективность процесса устойчивости внимания оказывают различные группы факторов:

-внимание как волевой процесс формируется в рамках воспитания;

-формулировать для себя словесные задания и руководствоваться ими;

-учиться направлять внимание на важный

объект;

-формирование чувства того, что сообщаемая информация важна для сотрудника полиции;

-формировать навыки переключаться с одного вида деятельности на другие;

-совершенствовать умения мысленно про себя составлять план выполнения действий;

-обеспечение логической связи событий; -развивать умения освобождать свой организм от перегрузки;

-подавлять слабости характера.

Таким образом, в деятельности сотрудника ОВД развивается способность сосредотачивать внимание не просто на отдельных профессиональных задачах, но и на всей деятельности в целом благодаря умению использовать личностные механизмы внимания, которые формируется в процессе тренировки. В свою очередь хорошо развитое внимание обеспечивает успех в решении зада профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Список литературы:

[1] Вундт В. Введение в психологию. М.: Кос-мос.1912. 416с.

[2] Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Новый метод исследования внутренних форм зрительной активности. /Вопросы психологии.1970. №5. С. 150.

[3] Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. Москва: Наука, 1970. С.161.

[4] Канеман Д. Внимание и усилие / под ред. А.Н. Гусева. М.: Смысл, 2006. С.87.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

[5] Клищевская М. В., Солнцева Г. Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1999. № 4. С. 61-66.

[6] Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. Москва: Современные проблемы. 1914. С.89.

[7] Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т.Ш. - С.234.

[8] Собчик Л. Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. Санкт-Петербург: Речь. 2002. С. 6.

[9] Симонов П.В. Наука о высшей нервной деятельности и психофизиологическая про-блема//Журнал высшей нервной деятельно-сти,1980. Т.31. - С.130.

Spisok 1йегаШгу:

[1] Vundt V. Vvedenie V psihologiyu. М.: Kos-mos.1912. 4^.

[2] Gippenrejter YU.B., Romanov V.YA. Novyj metod issledovaniya vnutrennih form zritel'noj aktivnosti. /Voprosy psihologii.1970. №5. S. 150.

[3] Gurevich K. M. Professional'naya prigodnost' i osnovnye svojstva nervnoj sistemy. Moskva: Nauka, 1970. S.161.

[4] Kaneman D. Vnimanie i usilie / pod red. A.N. Guseva. M.: Smysl, 2006. S.87.

[5] Klishchevskaya M. V., Solnceva G. N. Professionals vazhnye kachestva kak ne-obhodimye i dostatochnye usloviya prognozirovaniya uspeshnosti deyatel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psihologiya. 1999. № 4. S. 61-66.

[6] Myunsterberg G. Psihologiya i ekonomich-eskaya zhizn'. Moskva: Sovremennye problemy. 1914. S.89.

[7] Pavlov I.P. Poln. sobr. soch. T.III. - S.234.

[8] Sobchik L. N. Psihodiagnostika v proforientacii i kadrovom otbore. Sankt-Peterburg: Rech'. 2002. S. 6.

[9] Simonov P.V. Nauka o vysshej nervnoj deyatel'nosti i psihofiziologicheskaya problema//ZHurnal vysshej nervnoj deyatel'nosti,1980. T.31. - S.130.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.