Научная статья на тему 'Внимание и компьютер: психолого-педагогический аспект проблемы'

Внимание и компьютер: психолого-педагогический аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
764
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ / ATTENTION / COMPUTERIZED ACTIVITY / FEATURES OF ATTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серёжкина А. Е.

Дан обзор работ, посвященных психологии внимания в процессе работы за компьютером, и проанализированы особенности внимания обучающихся в компьютеризированной учебной деятельности. Исследование позволит преподавателю актуализировать и поддерживать внимание обучающихся в процессе занятий с использованием компьютера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серёжкина А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of the works devoted to psychology of attention in the course of work at the computer is given, and features of attention of the trained in the computerized educational activity are analysed. Research will allow the teacher to staticize and to support attention of the trained in the course of employment with computer use.

Текст научной работы на тему «Внимание и компьютер: психолого-педагогический аспект проблемы»

А. Е. Серёжкина

ВНИМАНИЕ И КОМПЬЮТЕР: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: внимание, компьютеризированная деятельность, особенности внимания.

Дан обзор работ, посвященных психологии внимания в процессе работы за компьютером, и проанализированы особенности внимания обучающихся в компьютеризированной учебной деятельности. Исследование позволит преподавателю актуализировать и поддерживать внимание обучающихся в процессе занятий с использованием компьютера.

Keywords: attention, computerized activity, features of attention.

The review of the works devoted to psychology of attention in the course of work at the computer is given, and features of attention of the trained in the computerized educational activity are analysed. Research will allow the teacher to staticize and to support attention of the trained in the course of employment with computer use.

Введение

Учебный план образовательной программы «Преподаватель высшей школы», которая реализуется в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы с 1993 г. [1], включает блок информационно-

технологических дисциплин. Одной из дисциплин этого блока, отражающего структуру

информационно-технологической компетентности преподавателя высшей школы [2], является «Психология компьютеризации учебнопрофессиональной деятельности», предметом изучения которой являются особенности обучающихся и пользователей в процессе компьютеризированной деятельности. Целью дисциплины является формирование у слушателей системных знаний в области психологии компьютеризации. Одной из задач является изучение особенностей внимания пользователей и обучающихся в процессе работы за компьютером. Знания, полученные в процессе изучения дисциплины, помогут учитывать психологические особенности обучающихся в компьютеризированном учебном процессе и снижать интенсивность негативных психических явлений в процессе работы за компьютером. Полученные знания и умения необходимы для выполнения выпускных квалификационных работ, посвященных разработке обучающих программ и автоматизированных педагогических тестов по конкретной дисциплине (теме дисциплины), предложенной слушателем.

В статье дан обзор работ, посвященных психологии внимания в процессе работы за компьютером, и проанализированы особенности внимания обучающихся в компьютеризированной учебной деятельности.

Психология внимания

Качество взаимодействия обучающегося с компьютером зависит от многих составляющих, в том числе и от его внимания. Поэтому преподавателям, осуществляющим компьютеризированный учебный процесс, необходимо учитывать особенности внимания обучающихся в процессе компьютеризированной деятельности.

В докомпьютерную эпоху внимание как феномен изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями, у которых не было единого подхода к его изучению и единой точки зрения на это психическое явление. Все наиболее известные определения внимания вытекают либо из авторского отношения к феноменам, которые связываются с вниманием, либо из вопроса о существовании самого внимания. В отечественной психологии исследование внимания осуществляется в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский), деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин), психологии установки (Д.Н. Узнадзе).

Создатель культурно-исторической

концепции развития высших психических функций Л. С. Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах - как природное внимание и как продукт культурного развития. Позднее исследователи рассматривали внимание как внутреннюю деятельность, и проблемы развития и регуляции внимания решались с тех же позиций, что и проблемы регуляции любой внешней деятельности.

С.Л. Рубинштейн рассматривал деятельность в единстве с сознанием. Внимание по С. Л. Рубинштейну - это общее явление, присущее всем деятельностям, сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Автор концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин полагал, что внимание - это особая психическая функция, важная в разных формах приспособления, функция контроля, возникающая как результат развития и трансформации особого действия контроля, которое интериоризовано и автоматизировано. Внимание человека - это внутренний, свернутый, планомерный, автоматизированный контроль.

Грузинский психолог и философ Д.Н. Узнадзе определил внимание как процесс объективации, при котором из круга первичных восприятий выделяется какое-либо одно, которое и становится наиболее ясным из актуальных содержаний сознания. Это определение дано в соответствии с разработанной им концепцией

установки, которая раскрывала закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта.

На основе синтеза различных подходов

В. И. Страхов рассматривает внимание как психическое состояние, различая два понятия -внимание и сосредоточение, причем второе понятие является разъясняющим и уточняющим определяемое явление. Внимание есть сосредоточение, сосредоточение есть внимание. Внимание реализуется в соединении и фокусировке на объекте, на определенном поле (точке) необходимых в каждом случае психических функций - именно это и есть сосредоточение. Внимание, как это и присуще психическим состояниям, имеет синтетическую организацию -структуру. Оно объединяет собой определенный комплекс психических процессов своего структурного наполнения сообразно специфике объекта сосредоточения, решаемой задаче, личностному фактору и другим обстоятельствам.

Согласно В. И. Страхову, внимание человека имеет социальную природу по своему генезису и способам функционирования, оно порождено трудовой деятельностью и проявляется в сосредоточенности на предмете труда, на процессе деятельности, на средствах труда и на его результате [4]. «Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают» [5].

Изучение внимания в процессе деятельности имеет принципиальное значение для постановки исследования всей проблемы внимания.

Проблема внимания в компьютеризированной деятельности

Компьютеры и информационные технологии оказывают воздействие на психические процессы и психические состояния и трансформируют не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом. Опосредствованная компьютером деятельность сочетает в себе познавательную, игровую, коммуникативную, трудовую (производство интеллектуального продукта) и иные виды деятельности. С психологической точки зрения их объединяет то, что в процессе диалога с компьютером происходит преобразование деятельности за счет опосредствования ее знаковыми системами.

Развивая теорию Л. С. Выготского о влиянии знаков на развитие высших психических функций, О. К. Тихомиров пишет о трансформации и усложнении строения высших психических функций в процессе освоения и применения человеком новых информационных технологий -появлении таких психических функций, которые характеризуются работой не только со знаками, но и со знаковыми системами [6].

Знак - это материальный объект (вещь, физическое явление, изображение, символ, слово и т. п.), который служит для замещения какого-либо иного материального или идеального объекта, предмета. Форма знака может быть подобна обозначаемому объекту или же не иметь с ним ничего общего.

Классификация знаков по признаку отношений между знаками и замещающими их объектами (по Ч. Пирсу):

• иконические - качественно или структурно сходные с обозначаемым объектом (произведения живописи, рисунки, фотографии и т. п.);

• индексальные - имеющие определенные причинно-следственные связи с предметом или явлением;

• символические - связанные с обозначаемым объектом по договоренности с участниками коммуникационного процесса

По способу восприятия обозначаемого объекта знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и слуховые; по способу воплощения - на моментальные (нестабильные) и длительные (стабильные). В соответствии со строением различают простые (элементарные) и сложные (составные) знаки, являющиеся комбинацией знаков.

Знаки могут быть объединены в знаковые системы. В основе объединения лежит несколько критериев: общность функций, сходство форм и подобие структур.

Знаковая система включает набор элементарных знаков, отношений между ними; правила их комбинирования и правила использования при передаче информации.

В процессе компьютеризированной деятельности психическая деятельность направлена и сосредоточена на информации, представленной на экране монитора, и сопровождающих ее возникновение или видоизменение звуковых сигналах. Информация может подаваться зрительными и/или слуховыми знаками и знаковыми системами различных видов. Предъявление может быть как статическим, так и динамическим.

Особенность компьютеризированной

деятельности в том, что человек постоянно должен принимать решение в ответ на предъявленную информацию и сообщать ее компьютеру (или через компьютер). При этом он ограничен в средствах коммуникации и вынужден реагировать, используя некоторую разрешенную знаковую систему и определенный способ обратной связи.

Как в зарубежной, так и в отечественной науке изучаются различные психологические аспекты взаимодействия человека с компьютером [7 - 9], в том числе и особенности внимания в компьютеризированной деятельности [10 - 14]. Анализ основных направлений исследования внимания в компьютеризированной деятельности показал недостаточную разработанность проблемы.

Наибольшее число публикаций посвящено особенностям внимания детей. Так, в работе [10] на основе деятельностного подхода и концепции развития внимания в деятельности исследованы особенности формирования внимания у школьников младших классов в условиях обучения с использованием компьютера и программных развивающих средств. Доказано, что

• показатели внимания учащихся младших классов в компьютеризированной учебной деятельности ниже, чем при традиционной работе;

• при работе на компьютере внимание нестабильно и имеет колебания, частота которых зависит от возраста и индивидуальных различий, а также от цветового сочетания интерфейса;

• при целенаправленном развитии внимание в компьютеризированной деятельности прогрессирует быстрее, чем в традиционной.

В работе [11] на основе концепции психического состояния А. О. Прохорова нами

исследованы особенности психических состояний пользователей в процессе компьютеризированного обучения. Наряду с состояниями

заинтересованности, раздражения, нервозности и некоторых других пользователи отмечают

сосредоточенность внимания. Состояние сосредоточенности внимания в разной степени присуще всем группам респондентов, однако наиболее часто сопровождает компьютеризированную деятельность мужчин, работающих более двух часов. Обнаружено влияние сосредоточенности внимания на продуктивность компьютеризированной деятельности. Пользователи, обладающие высокой сосредоточенностью внимания, как правило, затрачивают меньше времен на

подготовительный этап работы. В то же время чрезмерная сосредоточенность внимания снижает продуктивность.

В статье [12] перечисляются все «соблазны» отвлечения внимания от решения задачи на компьютере и обсуждается возможность создания семантической электронной почты, позволяющей организовать приоритет в получении информации с целью решения проблемы продолжительности концентрации внимания.

В работе [13] предложен набор онлайн-инструментов для сосредоточения внимания в процессе работы за компьютером, а в [14] решается проблема длительного сосредоточения внимания на виртуальном объекте.

Исследованиями особенностей внимания пользователей озабочены создатели сайтов. В Интернете были опубликованы результаты уникального психо-физиологического исследования с помощью программы Eyetools, которая отслеживает направление взгляда на экран. На сайте популярной поисковой системы Google были определены те области, куда чаще всего направлены взгляды посетителей. Оказалось, что внимание пользователей концентрируется в так называемом «золотом треугольнике», который располагается в левом верхнем углу на странице с результатами поиска. В отчете фирмы Enquiro показано, как

перераспределяется внимание аудитории при

появлении среди результатов поиска дополнительной информации - изображений,

новостей и документов. Исследование Enquiro показывает также разницу воздействия на

пользователей других факторов: жирности шрифта, повторности обращения и т. д. Выдвинута идея «семантического позиционирования» (semantic mapping), означающая, что среди результатов поиска человек должен увидеть ссылку, которая совпадает с его внутренним представлением о том, что он ищет. При этом позиция среди результатов поиска не так важна, как именно такое «проникновение в разум» пользователя. Человек нажмет на такую ссылку сразу же, как только ее увидит, даже не осознав толком свои действия. Исследование показало, что при этом используется, в том числе, и периферическое зрение. [15].

На основе подхода к вниманию с позиций теории деятельности под руководством Ю. В Гиппенрейтер в МГУ проводятся

исследования структурных единиц внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов, результаты которых можно интерпретировать и для компьютеризированной деятельности [16].

Перечисленные выше работы показывают широкий спектр задач, связанных с проблемой внимания в компьютеризированной деятельности. Отметим, что исследования особенностей внимания в процессе учебной деятельности,

опосредствованной компьютером, не нашли своего отражения в доступных нам научных изданиях, что явилось стимулом к проведению исследований.

Особенности внимания в компьютеризированной учебной деятельности

Психическое состояние сосредоточенности внимания в учебной деятельности,

опосредствованной компьютером, зависит от ее вида и от условий ее осуществления. Структурные единицы внимания, сфокусированные на объекте деятельности, такие как зрительное и слуховое восприятие, интеллектуальная переработка воспринимаемого, эмоциональное реагирование, ролевая составляющая, моторно-двигательное и так называемое оптимально-телесное сопровождение: поза, позиция, двигательно-действенная поддержка, оказываются в разной мере задействованными на лекции с применением программ-презентаций, в процессе индивидуальной или же групповой работы, опосредствованной компьютером.

В процессе индивидуальной работы, как правило, наиболее значимым является зрительное восприятие объекта деятельности, находящегося на мониторе, которое может даже подавлять восприятие звуковых сигналов. Исключением может быть внимание при работе с аудио-визуальными программами, когда изначально обучающийся настраивает себя на как на зрительное, так и слуховое восприятие. Анализ полученной информации может сопровождаться

возникновением определенных эмоциональных

состояний, которые могут по-разному влиять на сосредоточенность внимания. Фокусировка внимания в поле сосредоточения происходит

непроизвольно в соответствии с изменившейся внутренней ситуацией. Обучающийся свободен в моторно-двигательной поддержке своего внимания, Может принимать любые удобные позы и вслух выражать свои эмоции. То есть, индивидуальная работа способствует сомкнутости всех составляющих внимания на объекте изучения. Следует отметить, однако, что сказанное

справедливо лишь для мотивированных обучающихся, заинтересованных в объекте изучения. В противном случае любая трудность приводит к навязчивым мыслям, например, «не пора ли перекусить?», «не заглянуть ли в ... (далее может следовать длинный список социальных сетей)?», и мысли эти незамедлительно реализуются в соответствующем действии.

На лекции и групповом лабораторном занятии слуховое восприятие обязательно

оказывается задействованным. На групповом занятии это обусловлено необходимостью

межличностной коммуникации. Кроме того, в этом случае сосредоточенность внимания может сопровождаться значительно более интенсивно окрашенным эмоциональным реагированием в зависимости от успешности выполнения задания. Поддержание состояния сосредоточенности внимания на объекте изучения затруднено вследствие необходимости частого переключения на действия и комментарии сообучающихся и преподавателя. Фокусировка внимания во многом зависит от изменения внешней ситуации. Общая острая эмоциональная реакция части группы также не способствует сосредоточенности внимания отдельных обучающихся. Однако отсутствие посторонних раздражителей оказывается гибельным для акта внимания [17], поэтому рассеивающие раздражения в процессе групповой работы, приведенные в подчиненное положение по отношению к главному занимающему делу, способствуют поддержанию внимания.

На лекции слуховое восприятие является наиболее важным. Подкрепленное зрительным восприятием, оно способствует длительному сосредоточению обучающегося на объекте изучения, который намного больше, шире, глубже и значительнее того, что представлено на экране. Фокусировку внимания в поле сосредоточения задает преподаватель. Важна, однако, синхронность предъявления информации. Зрительный ряд не должен опережать слова преподавателя, а предъявляемая порция визуальной информации должна быть доступна для восприятия в отведенное время.

Проведенные нами исследования показали, что при использовании компьютерной презентации не следует затягивать время экспонирования кадра, по которому преподавателем были сделаны все пояснения. Слушатели с плохой переключаемостью внимания «застревают» на каждом таком кадре, у них отключается слуховое восприятие, фокусировка

внимания в соответствии с изменившимися внешними обстоятельствами не происходит или же происходит с опозданием, не позволяя вникнуть в суть сказанного. Поэтому полезно перемежать информационные кадры пустыми, что позволит управлять вниманием обучающихся, меняя фокусировку их внимания.

Усилению сосредоточенности внимания способствует также использование презентации в интерактивной форме, когда программа или же преподаватель в процессе проведения лекции через некоторое время после предъявления очередной порции материала задает вопрос, ответ на который влияет на рейтинг обучающегося.

Условия лекции противоположны условиям индивидуальной работы с компьютером. Поэтому «посторонние» мысли посещают обучающихся значительно реже и задерживаются в головах недолго ввиду невозможности их немедленной реализации. Однако невозможность

непосредственного проявления эмоций не способствует поддержанию сосредоточенности внимания на предмете изучения долгое время. Поэтому преподавателю следует время от времени давать аудитории эмоциональную разгрузку.

Заключение

«Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера», - утверждал

Л. С. Выготский [17]. Проведенные нами

исследования позволят преподавателю задуматься, как актуализировать и поддерживать внимание обучающихся в процессе занятий,

опосредствованных компьютером, и более ответственно подойти к организации этих занятий, чтобы управлять вниманием обучающихся в процессе компьютеризированного занятия, помня об обязанности не только учить, но и способствовать воспитанию и развитию своих студентов.

Литература

1. Л. М. Дмитриева, Н. Н. Зиятдинов, Вестник Казан. технол. ун-та, 12, 132-134 (2010)

2. М. Е. Дмитриев, А. Е. Сережкина, Вестник Казан. технол. ун-та, 12, 135-139 (2010)

3. Учебно-программное обеспечение методологического и

информационно-технологического блоков

образовательной программы «Педагогика высшей школы» /под. ред. В.В. Кондратьева, Изд-во РИЦ «Школа», Казань, 2009, 140 с.

4. В. И. Страхов, Вопросы психологии внимания. - Выпуск VI, Саратов, 1974, С. 35-42

5. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, Питер, СПб, 2008. 720 с.

6. О. К. Тихомиров, Психологический журнал, 1, 114 -119 (1993)

7. Елена Ван Поведская, Агустин Досиль Массейра, Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня, Речь, СПб, 2007, 320 с.

8. А. Е. Сережкина, В. А. Садыкова, Высшее образование сегодня, 1,54-59 (2004).

9. А. Е. Сережкина, В. А. Садыкова, Высшее образование сегодня, 8,38-41 (2005)

10. А.Ю. Татаринцева. Дисс. канд. пед. наук, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, 2002. 147 с.

11. А. О. Прохоров, А. Е. Сережкина, Вопросы

психологии, 3, 53-61 (1995).

12. Katie Hafner, You There, at the Computer: Pay Attention, (http://www.nytimes.com/2005/02/10/technology/circuits/10 info.html?_r=1)

13. Jocelyn K. Glei, 10 Online Tools for Better Attention & Focus,

(http://the99percent.com/articles/6969/10-0nline-Tools-for-

Better-Attention-Focus)

14. Yaoru Sun, Robert Fisher, Object-based Visual Attention for Computer Vision,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(http ://homepages.inf.ed.ac.uk/rbf/PAPERS/sun-AI1104.pdf)

15. Анатолий Ализар, Вебпланета: журнал для

подключенных

(http://www.webplanet.rU/news/internet/2005/7/6/gold3.htm

1)

16. В.Ю. Степанов. Дисс. канд. психол. наук, Московский государственный университет, Москва, 2011. 30 с.

17. Л. С. Выготский, В сб. Психология внимания, ЧеРо, Москва, 2001, С. 53 - 76, 76

© А. Е. Сережкина - канд. психол. наук, доцент каф. МИД, КНИТУ, a11-se1f@mai1.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.