Научная статья на тему 'Вневедомственная охрана в период становления и на современном этапе развития: правовой аспект'

Вневедомственная охрана в период становления и на современном этапе развития: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвиненко Е.А.

В статье сравнивается правовое регулирование и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны в период становления и на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вневедомственная охрана в период становления и на современном этапе развития: правовой аспект»

ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

© Литвиненко Е.А.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В статье сравнивается правовое регулирование и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны в период становления и на современном этапе развития.

Ключевые слова вневедомственная охрана.

В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, охраной различного вида имущества занимаются не только частные предприятия, но и специализированное подразделение органов внутренних дел. На современном этапе развития вневедомственная охрана представляет собой структурное подразделение полиции, государственное казенное учреждение, которое оказывает услуги по охране всех форм собственности на договорной основе. При этом оно, вместе с другими подразделениями МВД РФ, участвует в обеспечении охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений. Правовое регулирование организации и деятельности вневедомственной охраны осуществляется множеством нормативно-правовых актов (законодательных и ведомственных), которые регламентируют все стороны работы: предоставление договорных услуг по охране имущества, охрана общественного порядка, пресечение преступлений и административных правонарушений, акты по техническое вооружение и обеспечение деятельности, финансовая дисциплина [1-5].

Создание новой структуры в системе Министерства внутренних дел, такой как вневедомственная охрана, было продиктовано самим временем. В послевоенные годы государство было вынуждено охранять народное достояние от краж и хищений, при этом для охраны объектов и пресечении преступлений сотрудники милиции были более эффективны, чем сторожа. В итоге 29 октября 1952 года Совет Министров СССР № 4633/1835 принял постановление «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвободившихся из охраны, и мерах по улучшении дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». Данным постановлением была создана вневедомственная наружная сторожевая охрана (ВНСО) при органах внутренних дел,

* Студент 1 курса магистратуры кафедры Международного права и сравнительного правоведения Института истории и права. Научный руководитель: Шаляева Ю.В., заведующий кафедрой Международного права и сравнительного правоведения, кандидат исторических наук, доцент.

в ведение которой были переданы торговые и хозяйственные объекты. По мере развития вневедомственной охраны и изменения обстановки в стране появилась необходимость в военизированной охране особо важных и режимных объектов. В результате чего постановлением Совета Министров СССР № 9342 от 24 января 1959 года «Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений» было установлено два вида охраны: военизированная и сторожевая.

Количество нормативно-правовых актов, регулирующих вневедомственную охрану, было небольшим. К уже перечисленным можно добавить Постановление Совета Министров РСФСР № 670 от 18 мая 1962 года, которым перед вневедомственной охраной были поставлены задачи по внедрению средств технической охраны - охранной и пожарной сигнализации, развитию централизованной охраны объектов; 18 июня 1966 года выходит Постановление Совета Министров РСФСР №538 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах милиции Министерства общественной порядка РСФСР», где регламентированы задачи и организация вневедомственной охраны, порядок несения службы, права и обязанности личного состава, порядок применения оружия, комплектование, финансирование и материально-техническое обеспечение вневедомственной охраны при органах милиции. Вневедомственная охрана, в период становления, представляла собой структуру, в которой работали и сотрудники милиции и сторожа, и были практически монополистам.

На современном этапе организация и функции вневедомственной охраны изменились. Сформировался рынок охранных услуг. Вневедомственная охрана полиции системы МВД РФ среди множества частных охранных предприятий на рынке охранных услуг в Российской Федерации занимает одно из центральных мест за счет многолетнего опыта работы и качества предоставляемых услуг. Так же вневедомственная охрана полиции РФ предлагает более широкий спектр услуг, чем в советский период, это охрана квартир и иных мест хранения имущества граждан, охрана грузов при транспортировке на территории РФ так и за ее пределами, охрана любых форм собственности юридических лиц, государственных учреждений, особо важных и режимных объектов. Вневедомственная охрана состоит из сотрудников полиции и оказывает услуги по охране всех форм собственности на договорной основе. При этом она по-прежнему участвует в обеспечении охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений на обслуживаемой территории. Правовое регулирование организации деятельности вневедомственной охраны начинается с Конституции РФ и Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3 «О полиции» и других законодательных актов. Далее идут акты Министерства внутренних дел РФ и как основным можно выделить приказ МВД России от 03.03.2015 г. № 300 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений вне-

Юридические науки

167

ведомственной охраны полиции». Но в современном мире идут споры о наличии вневедомственной охраны как структурной единицы системы МВД и необходимости расформирования такой структуры [6].

Таким образом, подразделение вневедомственной охраны на современном этапе развития вносит огромный вклад в систему обеспечения имущественной и национальной безопасности РФ. При современном развитии техники и криминальной ситуации в стране вневедомственная охрана полиции структуры МВД РФ имеет существенное преимущество перед частными охранными предприятиями благодаря многолетнему опыту работы, кадровому потенциалу (сотрудники полиции проходят качественный отбор, подготовку и повышения квалификации), внедрением новых технологий. Поэтому такая система охраны собственности и правопорядка имеет право на дальнейшее существование и развитие.

Список литературы:

1. Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и №7-ФКЗ // Рос. Газ. - 2009. - 21 янв.

2. О полиции: Федер. закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 янв. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 февр. 2011 г. // Рос. Газ. - 2011. - 10 февр.

3. Концепции общественной безопасности в Российской Федерации: утверждена Президентом РФ 14 ноябр. 2013 г. № Пр-2685.

4. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полиции: Распоряжение Правительства Рос. Федерации № 1629-р от 2 ноября 2009 г.: в ред. Распоряжение Правительства Рос. Федерации № 360-р от 4 марта 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 45. - Ст. 5397.

5. Вопросы организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции: Приказ МВД России от 3 марта 2015 г. № 300.

6. Дмитриева А.В. Реформирование Управления вневедомственной охраны в контексте развития рынка охранных услуг. Сер.: Аналитические записки по проблемам правоприменения / А.В. Дмитриева. - СПб.: ИПП ЕУ СПб., 2010.

7. Микаилов С. М. Вневедомственная охрана полиции как субъект правоохранительной деятельности [Электронный ресурс] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. 2014. январь. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/law/archive/113/4538/ (дата обращения: 15.03.2015).

8. Микаилов С.М. О понятии и правовой природе охранных услуг в сфере деятельности вневедомственной охраны полиции // Армия и общество. - 2014. - № 2 (39). - С. 23-30.

9. Михаилов С.М. Организация деятельности вневедомственной охраной полиции в сфере охраны общественного порядка // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 19. - С. 11-17.

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mvd.ru (дата обращения: 20.04.2015).

11. ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uvo39.ru/about/history.php (дата обращения: 15.03.2015).

12. ФГКУ УВО ГУ МВД РФ по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uvoalt.ru/index.php/istoriya/istoriya-vneve-domstvennoj-okhrany... (дата обращения: 15.03.2015).

13. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wiki-pedia.org/wiki... (дата обращения: 15.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.