ВНЕУРОЧНАЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Гаврилова О.Н.*
Средняя общеобразовательная школа № 13, г. Мурманск
В статье представлен опыт организации внеурочной научно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. В основу работы по данному направлению положены идеи о персональном стиле учения младшего школьника.
Переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, которые являются инструментом государственной политики в образовании, уже реальность сегодняшнего дня. Особенность начальной школы как ценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребёнка и его подготовку к дальнейшему образованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования [5] среди прочих направлений внеурочной деятельности учащихся начальной школы предусматривает научно-познавательное направление. При этом акцент делается на личностное развитие.
Ниже речь пойдёт о возможных путях и способах реализации научно-познавательного направления в деятельности школы уже с первого года обучения. В нашей деятельности особый акцент делается на внеурочные занятия по программе, позволяющей формировать персональный стиль учения младшего школьника [1].
Занятия проводятся один раз в неделю. На каждое из них выделяется по одному часу. Опыт показывает, что класс лучше поделить на группы не более 12-15 человек для обеспечения условий активного участия каждого обучающегося на любом занятии. Учащиеся работают в индивидуальных рабочих тетрадях «Задачник школы», каждое новое занятие - это набор новых заданий, а само занятие всегда начинается с разминки (5-7 минут), в которую входят простые задачи, вопросы на сообразительность, ориентацию во времени и пространстве, загадки.
Предусматривается задание на дом, а также во 2 классе ребята с удовольствием, творчески подходят к завершению «Незаконченных рисунков». В качестве контроля предполагается проведение контрольного среза в форме олимпиады.
* Учитель начальных классов.
Формой организации внеурочных занятий может быть кружок или факультатив. В нашем случае была выбрана форма кружка. Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. При его организации необходимо было показать, что работа не является дублированием классных занятий, чётко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. Планирование курса является «горизонталь ным», т.е. параллельно на протяжении нескольких занятий решаются задания из определённых «линий» курса.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности [2, 3]. Формирование у учащихся универсальных учебных действий происходит и во внеурочное время.
Так, на занятиях кружка «Интеллект» личностные универсальные учебные действия призваны помочь ученику положительно настраиваться на общение и познавательную деятельность; понимать причины успеха в различных видах деятельности, проводить самоанализ и самоконтроль результата; проявлять настойчивость в выполнении задания.
Регулятивные (управление собой) помогают принимать и сохранять учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать и оценивать сам процесс деятельности и его результат; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом его оценки и сделанных ошибок.
Познавательные помогают осуществлять анализ объектов: строение, свойства, существенные и несущественные признаки, связи; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать; делать выводы; классифицировать по родо-видовым признакам; устанавливать аналогии; уметь давать понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные действия призваны помочь обучающемуся использовать различные коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь подчинять своё поведение нормам и правилам работы в группе.
Именно о таких универсальных учебных действиях идёт речь в стандартах образования второго поколения.
Отталкиваясь от рекомендаций автора рабочей программы кружка «Интеллект» (упражнения на сравнение, анализ, классификацию; упражнения на
212 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
развитие памяти; задачи иа пересчёт и перечисление; решение ребусов; «поиск девятого», «кубики» и другие задания), мы стремимся развить её идеи и в определённой степени идти дальше. В частности, компенсировать недостаток заданий для формирования интуитивного стиля учения во 2 классе. Дополнительно к имеющимся предлагаются задачи на смекалку, задания на разрезание и задач со спичками. Можно заполнить этот «пробел» следующими заданиями [4, 6]:
1. Из 36 спичек построили треугольники, квадраты и домики (рис. 1) -всего 10 фигур. Найдите количество фигур каждого вида:
Рис. 1
2. Из шестнадцати спичек сложили пять квадратов (рис. 2). Переложите две спички так, чтобы количество квадратов уменьшилось на единицу.
Рис. 2
3. Исправьте равенство так чтобы оно стало верным (рис. 3), не дотрагиваясь, ни до одной спички (нельзя поджигать, перемещать, передвигать и т.д.).
Рис. 3
4. Перед вами фигура, составленная из 17 спичек (рис. 4). Вы видите в ней 6 одинаковых квадратов. Задача состоит в следующем: нужно убрать 5 спичек, не перекладывая остальных, так, что осталось всего 3 квадрата.
Рис. 4
5. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от бревна отпиливают по одному метру, За сколько минут распилят все бревно?
6. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
7. Мышка-норушка и 2 лягушки-квакушки весят столько же, сколько 2 мышки-норушки и одна лягушка-квакушка. Кто тяжелей: мышка или лягушка?
8. При постройке забора на квадратном участке в деревне Простоквашино пёс Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка вкапывали столбики. С каждой стороны участка нужно вкопать по 6 столбиков. Сколько столбиков пона-добилось коту Матроскину, Шарику и Хватайке для постройки забора?
9. У Данилы в двух карманах 20 рублей. Когда из одного кармана в другой он переложил 6 рублей, то в обоих карманах денег стало поровну. Сколько денег (в рублях) было первоначально в каждом кармане?
10. Разделите фигуру на две равные части (рис. 5):
Рис. 5
11. Раздели эту фигуру на три одинаковые по форме и размеру части (рис. 6). _
Рис. 6
Внедряя курс по формированию персонального стиля учения во внеуроч -ную деятельность учащихся своего класса, хотелось бы отметить, что интеллектуальная деятельность, основанная на активном познании, поиске способов действий, при соответствующих условиях стала привычной для детей.
Благоприятный эмоциональный фон, «атмосфера» свободного обмена мнениями и активной дискуссии, использование разнообразных упражнений, постепенное усложнение заданий позволяет поддерживать устойчивый интерес к занятиям, повышает мотивацию к обучению.
Внедрение данной программы в школьную практику показало, что:
- повысилось качество обучения учащихся по математике на 4 %;
- увеличился темп работы;
214
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
- возросла активность обучающихся на уроках;
- ученики научились не бояться обосновывать своё мнение, доказывать свой ответ, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Список литературы:
1. Богданова Е.А. Стиль учения как проявление персонального познавательного стиля ученика // «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» Аспирантские тетради. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - № 33 (73). - Ч. 2. - С. 18-21.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур-менская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
3. Карабанова O.A. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. - 2009 -№ 12. - С. 9.
4. Логические задачи и головоломки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.smekalka.pp.ru.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.standart.edu.ru.
6. Семенченко П. Энциклопедия интеллекта «399 задач для развития ребёнка». - М.: Олма-пресс, 2001. - 231 с.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
© Звягинцева H.H.*
Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Новокузнецк
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы -здоровье. По определению Всемерной организации здравоохранения,
* Учитель начальных классов.