ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
УДК 378:001 891 и в АБРАМОВА
Соликамский государственный педагогический институт
ВНЕУРОЧНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В настоящее время конкурентоспособность специалиста во многом зависит от его профессиональной подготовки. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Формированию профессиональной компетентности будущих учителей информатики для начальной школы способствует научно-исследовательская работа студентов, направленная на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов.
Автором статьи сделана попытка не только сформулировать основные компоненты профессиональной подготовки будущих учителей информатики для начальной школы, но и выделить этапы внеурочной научно-исследовательской работы студентов, в рамках которых формируются обозначенные компоненты.
В статье будем придерживаться точки зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности. В русле концепции профессионального развития будущего учителя понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в педагогической деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности педагога. Иными словами, педагогическую компетентность определим как гармоничное сочетание знания предмета, дидактики и методики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.
В связи с введением курса информатики в начальной школе встаёт проблема о профессиональной компетентности педагога, преподающего информатику в начальной школе. Чаще всего занятия с младшими школьниками ведут учителя информатики старших классов, которые мало знакомы с возрастными, психологическими особенностями учащихся, не владеют методикой преподавания информатики и использования ВТ в начальной школе. В работах целого ряда авторов указывается, что подготовку учителей информатики для начальной школы необходимо организовать для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» (М.М. Буняев, В.М. Заварыкин, И.Э. Кузнецов, С.А. Жданов, М.П. Аапчик, Т.В. Добудь-ко, С.А. Зайцева). Названные авторы сходятся нанеоб-ходимости введения дополнительного спецкурса, в рамках которого осуществлялась бы специальная подготовка студентов по методике преподавания информатики в начальной школе.
Педагогическая компетентность учителя информатики в начальной школе требует осмысления широкого спектра педагогических, психологических, социальных, физиологических (здоровье), культурных и других проблем, сопряженных с образованием. Изучив работы ряда авторов (И. Болотина, А. Березовского, Ф. Н. Гоноболина, М. Громковой, 3. Ф. Есаревой, В. Иванова, Л. Гурье.А. Зерминова,
А. Н. Марковой, Л. М. Митиной, Г. Б. Скок, О. В. Салковой) по проблеме психолого-педагогической подготовке преподавателей удалось сформулировать основные компоненты профессионально-педагоги-ческой культуры учителя информатики в начальных классах. Такими компонентами являются: гносеологический, конструктивно-проективный, организаторский, коммуникативный и перцептивно-рефлек-сивный компоненты [ 1 ]. Охарактеризуем их.
Гносеологический компонент представляет собой умение педагога находить способы получения информации о мире, об учащихся, о целостном формировании потенциала личности, творческого овладения научными методами исследования, а также предполагает овладение знаниями общекультурными и специальными, в частности, знаниями о психолого-педагогичес-ких особенностях младших школьников, знанием предмета информатики и методики ее преподавания в начальной школе. В рамках данного компонента отрабатывается умения получать, собирать, классифицировать информацию, необходимую для работы учителя информатики, а, кроме того, студенты получают предметные знания по теоретическим основам информатики и изучению основ общей методики преподавания информатики в начальной школе.
Конструктивно-проективный компонент. В достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проективные способности, которые обеспечивают направленность деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.
Психологическим механизмом реализации компонента служит мысленное моделирование воспита-тельно-образовательного процесса. Проективные умения педагога помогают школьнику овладеть основами наук, а также позволяют учителю верно дозировать информацию при передаче знаний, умений и навыков. Конструктивные умения способствуют выстраиванию логико-структурной модели курса информатики в начальной школе, интегрированно-
Этапы и структура внеурочной научно-исследовательской работы студентов специализации «Обучение информатике в начальной школе»
му использованию ИКТ в преподавании всех предметов начальной школы, анализу существующих программ по информатике для начальной школы и выбору наиболее приемлемой в конкретных условиях.
Организационный компонент. Организационные способности направлены на построение процесса обучения в школе,, самоорганизацию деятельности преподавателя и пр едполагают включение учителя во взаимодействие с учениками, родителями, преподавателями,, совместна осуществляющими учебно-воспитательный процесс в школе.
Учителя информатики имеют возможность Организовать деятельность детей на основе метода проектов, который позволяет достичь конкретной дидактической целичерез детальную разработку проблемы (технологии), завершенной оформленный практическим: результатом. Метод проектов ориентированна самостоятельную деятельность учащихся: в группах, что способствует сплочению коллектива вокруг определённой проблемы: и цели, при этом учитель выступает в качестве консультанта, в чем ему помогают умения: выявлять и формулировать учебные и общеразвивающие проблемы ипроводить их качественный и инфор-мщионный анализ; оказывать цомощь в нахождении источников информации и консультировать по поводу методов ее обработки; анализировать, обобщатьнайденную информацию для достижения целей проекта.
Коммуникативный компонент. Общение в деятельности преподавателя выступает и средствомвос-питания учащихся, и условием совершенствования профессионализма, и источником развития личности учителя. Правила общения студенты: осваивают в курсе психологии.
К коммуникативным способностям относят:
— способность всесторонне и объективно воспринимать младшего школьника;
— способность Вызывать доверие, сопереживание в любой деятельности ученика младшего школьного возраста;
— способность предвидеть и ликвидировать конфликты В учебной деятельности младшего школьника.
Основным средствамобщения являетсяречьустная: и письменная, цриЧеМВ работе с младшими школвника-мипреобладает устное общение-педагога и учащегося, поэтому будущий учитель информатики в начальной: школе должен уметь выстраивать свою речь методичес-
ки грамотно и научно обоснованно, доступно оцериро-вать специальной терминологией по предмету.
Перцептивно-рефлексивный компонент тесно связан с коммуникативным, посколвку он: обращен к субъекту педагогического воздействия. Перцептив-но-рефлексивные способности студентов включают три вида чувствительности:
— чувство объекта, как особую чувствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся, в какой Мере их интересы и потребностисовпадают с требованиями педагогической системы, с тем, что им предъявляет В учебно-воспитательном процессенедагог;
— чувство Меры и Такта, которое проявляется В изменениях, происходящих в личности и деятельности: учатцегосяпод влиянием различных средств педа* готического воздействия и отслеживается учителем;
— чувство причастности, характеризующееся чувствительностью педагога К недостаткам собственной ДеШеЛЬНОСТИ, крйтйЧНостыо и ответственностью за учебный и воспитателБНый пропесс,.
Все перечисленные компоненты взаимосвязаны, они образуют единое целое, оказывают влияние на творческую индивидуальность и стиль преподавания информатики в начальной школе.
Развитие названных компонентов профессионалы ной кОМНеТентности происходит на каждом: этапе научно-исследовательской деятельности студентов. Охарактеризуем каждый из этих этапов, обозначив, какие компоненты получают развитие на каждом конкретном этапе НИРС.
Специализация «Обучение информатике в начальной школе» специальности «Педагогика и методика начального образования» предполагаетизучение сле-Дующих предметов: «Вычислительная техника», «Языки и методы программирования в начальнойшколе», «Методика преподавания информатики в Начальной школе», «Программное обеспечение», «Информационные системы», в рамках которых организуется Внеурочная научно-исследовательская работа студентов в четыре этапа [2] (схема 1):
I этап — предметный кружок;
II этап: — проблемный кружок;
ПГэтап: — проблемная студенческая лаборатория;
1\ .пап — научно-практическая конференция.
На первом этапе НИРС (приизучении двух дисцип-
*
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
*
Этапы формирования основных компонентов профессиональной компетентности студентов в рамках внеурочной научно-исследовательской работы
лип: «Вычислительная техника» и «Программное обеспечение ЭВМ») организуется предметный кружок, работа которого начинается с лекции о целях, методах и способах научного исследования, о правилах сбора материала, о работе над литературой, об использовании научного аппарата. Перед участниками ставятся цели и проблемы исследования — подготовка докладов и рефератов по проблеме, обозначенной самими студентами. На данном этапенаучно-исслбдовательской работы студентов происходит развитиегносеолршческого, коммуникативно-проективного, организационного иперцеп-тивно-рефлексивного компонентов (схема2).
Второй этап НИРС включает в себя работу студентов в рамках проблемного кружка, цели и задачи которого усложняются тем, что Необходимо Не только изучить систематизировать, классифицировать научный материал, но и выявить проблему исследования, а также предложить теоретическое решение обозначенной проблемы. Проблемный кружок органйзуетсяпри изучении следующих предметов: «Языки и методы программирования в начальной школе» и «Методика предо давания информатики в начальной школе», «Программное обеспечение ЭВМ» . Отличительной особенностью проблемного кружка является организация совместной деятельности студентов разных специальностей: «Педагогика и методика Начального образования», «Математика», «Математика и информатика». При этом для работы избираются темы, которые интересны и полезны для изучении названных в рамках названных специальностей, что позволяет рассмотреть избранную тему наиболее глубоко и подробно, разработать программы на основе Межпредметных связей, охарактеризовав проблему в различных аспектах, а также обеспечивает преемственность в преподавании информатики в начальной, средней и старшей школах.
Такой подход к работе способствует не только продолжению работы над формированием гносеологического, коммуникатиВнО-проектиВНОгО, пер-
цептивно-рефлексивного и организационного компонентов, но и дает основание для развития компонента коммуникативного (схема 2).
На третьем этапе НИРС при изучении таких дисциплин, как «Языки и методы программирования в начальной школе», « Методика преподавания информатики в начальной школе», «Информационные системы», организуется проблемная студенческая лаборатория (ПСЛ), в рамках которой осуществляется изучение и анализ программ, нормативно-правовой базы преподавания информатики в начальной шкоде; изучение и анализ компьютерных игр . программных средств для Начальной школы; моделирование различных видов уроков в начальной школе, а также разработка и создание ИКТ-сопрОВождения основных предметов в начальной школе»
Отличительная черта научной студенческой лаборатории от других видов научной работы заключается в том,Что в рамках лаборатории преддолагаетсяне столько изучение и анализ литературы, сколько постановка эксперимента, йозданйечего-т© Нового, практически зна* чимого, а, кроме того, исследованиевпроблемнойлабо-ратории является обобщением опыта и теоретических наработок полученных в ходе работы: в предметном и проблемном кружках. Результатом работы: в ПСЛ является формирование методической копилки как для проведения уроков информатики в начальной школе, таки для использования ИКТ-технологий в преподавании других предметов начальной школы.
На данном этапе научной работы осуществляется развитие гносеологического, коммуникативно-проективного, организационного, коммуникативного ипер-цептивно-рефлексивного компонентов (схема2).
На четвертом,,завершающем, этапе формирования научных навыков у студентов в рамках специализации «Обучение информатике в начальной школе» при изучении «Методики преподаванияин-форМаТиКи в начальной школе» происходит даль-
нейшее развитие всех основных компонентов профессиональной компетентности будущих учителей информатики, в частности коммуникативно-про-ективного, организационного, коммуникативного и перцептивно-рефлексивного (схема 2).
На данном этапе научной работы студенты 1У-У курсов, прошедшие педагогическую практику и апробировавшие полностью или частично свои научно-исследовательские изыскания, принимают участие в научно-практических конференциях с приглашением учителей информатики начальных школ, где решаются актуальные проблемы преподавания информатики в начальной школе, к числу которых относятся:
— подготовка специалистов в области преподавания информатики, знающих психолого-педагогичес-кие особенности младших школьников;
— создание специализированного кабинета информатики для младших школьников, оснащенного мебелью в соответствии с требованиями СанПиН;
— оснащение кабинетов информатики в школах программным обеспечением, соответствующим возрастным особенностям младших школьников;
— поддержание интереса к занятиям информатикой при безмашинном варианте обучения.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Внеурочная научно-исследовательская работа студентов является перспективной формой учебного процесса, поскольку в её рамках эффективно сочетаются обучение и практика. Система научной работы студентов включает следующие этапы:
— научные кружки — приобретение первых навыков исследовательской работы;
— проблемные кружки — исследование и поиск решения проблем, выделенных на первом этапе;
— студенческие лаборатории — воплощение те-
оретических знаний в исследованиях, связанных с педагогической практикой;
— участие в научных конференциях.
2. Внеурочная научно-исследовательская работа, способствуя развитию гносеологического, коммуни-кативно-проективного, организационного, коммуникативного и перцептивно-рефлексивного компонента на каждом этапе научного исследовани, является эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики в начальной школе.
Библиографический список
1. Абрамова, И.В. Основные компоненты профессиональной подготовки будущих учителей информатики для начальной школы / Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» / Опубликовано 14.05.2007./ www.omsk.edu/volume/2007/methodics
2. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. В 3-х ч. Ч. 1. Основные предпосылки организации и развития научно-исследо-вательской деятельности студентов в вузах / 2-е изд., испр. и доп. П/р В.В. Балашова — М.: ГУУ, 2002. — 216 с
3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др. / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. — М.: Высш. шк., 1989. — 400 с.: ил.
АБРАМОВА Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры математики и физики.
Дата поступления статьи в редакцию: 31.08.2007 г.
© Абрамова И.В.
удк378 132 М. В. КУДИНА
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» Педагогический институт
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ В СТРУКТУРЕ КАРЬЕРНОГО РОСТА СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ
На основе теоретического анализа определяется сущность процесса намерения, который определяется через акт внутреннего преодоления препятствий. Комплексно раскрывается понятие профессиональной педагогической карьеры специалиста образования. Обосновывается важность понятия «карьера», «карьерный рост» специалиста образования и необходимость включения этих понятий в теорию профессиональнопедагогического образования.
Рассматривая проблему намерения в аспекте по- системе жизненного пространстваличности. Посколь-
требности личности, К. Левин считал, что квазипот- ку намерения возникают при условии некоторого
ребности, связаны с феноменом намерений, которые предвидения, непроизвольные импульсивные решения,
являются необходимым условием постановки целей и побуждаемые непосредственно потребностями или
их достижения и имеют преходящий характер, так как ситуацией действия, не являются собственно намере-
достижение цели приводит к снятию напряжения в ниями. К акту намерений человек прибегает, когда нет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007