УДК 376.66; 351.858; 37.061; 379.8.09; 379.83/.84
У. Г. Чавыкина
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В данной статье описана специфика организации кружков творческой направленности внеурочной деятельности согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в общеобразовательной организации, внеурочная деятельность рассмотрена как социально-культурный институт по профилактике безнадзорности и правонарушений.
In this research article describes the characteristics of the groups creative direction of extracurricular activities according to Federal state educational standards in educational organizations, extracurricular activities considered as socio -cultural Institute for the prevention of neglect and offenses.
Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, социально-культурный институт, начальное профессиональное образование, профилактика безнадзорности.
Keywords: Federal state educational standards, extracurricular activities, socio-cultural institution, primary education.
На сегодняшний день нормами Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования, введённого в 2010 г., и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования охвачены все общеобразовательные организации в Российской Федерации. Система образования сильно отличается от традиционной не только организацией и построением системы учебного процесса, но и воспитательной деятельностью школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельно-стный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды дея-
тельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. Кружковая деятельность, входящая в систему внеурочной занятости обучающихся, является реальной и бесплатной основой для развития творческих способностей обучающихся. Она в полной мере ограничивает свободное время детей, превращая его в досуг, тем самым становясь средством профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Изучив перечень необходимых нормативно-правовых актов, касающихся данной темы, которыми явились федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 (ред. от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 02.06.2016 г. № 166-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 312-ФЗ) [1]; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373 [2]; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 [3]; «Жизнь после уроков: радость познания» О. В. Архиповой [4], «Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство"» Е. В. Баженовой [5], «Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися» Л. М. Зюбина [6], можно рассмотреть профилактику безнадзорности и правонарушений как комплекс мероприятий, направленных на предотвращение причин, способствующих появлению таких асоциальных явлений, как безнадзорность и беспризорность. Одним из составляющих данного комплекса мероприятий и
является досуговая деятельность, предполагающая в образовательном учреждении систему внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в средней общеобразовательной организации - это социально-культурный институт, основной функцией которого являются развитие творческих способностей обучающихся и профилактика безнадзорности и правонарушений.
ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1) спортивно-оздоровительное направление (характеризуется наличием спортивных кружков, секций, например секция «Весёлые старты»);
2) духовно-нравственное (характеризуется наличием таких кружков, как «Этика», «Эстетика»);
3) социальное (характеризуется наличием таких кружков, как «Культура общения»);
4) интеллектуальное (характеризуется наличием таких кружков, как «Знатоки математики», «Великий и могучий» и т. д.);
5) общекультурное.
То есть выше представлена система внеурочной деятельности общеобразовательной организации, которая обладает масштабным потенциалом раскрытия творческих способностей у обучающихся.
Рассматривая систему общекультурного направления внеурочной деятельности школьников, можно выделить следующие группы направления кружков:
1) музыкальная (включает в себя как хоровые объединения, так и любую деятельность музыкально-эстетической направленности);
2) декоративно-прикладная (включает в себя кружки, направленные на создание детьми художественных изделий);
3) художественная (включает в себя как изобразительное искусство, так и театральную направленность);
4) духовно-нравственная (включает в себя культуротворчес-кую деятельность, основы нравственности и этики и т. п.).
Несомненно, при посещении кружков внеурочной деятельности общекультурной направленности у обучающегося будут колоссально развиваться творческие способности, что может оказать существенное профориентационное влияние на дальнейшую судьбу ребёнка. Именно кружки творческой направленности внеурочной деятельности являются первоначальным очень важным звеном
непрерывного образования в сфере культуры и искусства. Развитие следующих немаловажных творческих составляющих в совокупности и предопределяет результативность влияния общекультурного направления всей системы внеурочной деятельности:
1. Мышление. Ученые уже давно доказали, что кружки детского творчества могут оказать огромную помощь ребенку в школьной учебе. При творческой работе у ребенка включаются зрительные, слуховые и прочие анализаторы. Он учится думать, сравнивать и соизмерять. У него улучшаются память и внимание.
2. Эмоции. Искусство всегда позволяло художникам и артистам выплеснуть свои эмоции, поэтому занятия творчеством особенно хороши для активных и эмоциональных детей. Творчество позволяет найти внутреннюю гармонию.
3. Самооценка. Занятия искусством всегда положительно сказываются на самооценке ребенка, позволяют ему созидать и создавать собственные шедевры. Искусство дает почувствовать себя творцом независимо от того, создает ли ребенок коллажи или же пишет стихотворения.
4. Профессия. Возможно, в ребенке сидит будущий концертирующий пианист или известный фотограф. Кружки творческой направленности могут помочь ребенку с профориентацией и поиском себя.
5. Отдых. Ни для кого не секрет, что лучший отдых - это смена деятельности, таким образом, беря в руки кисть, скрипку или натягивая танцевальные чешки, ребенок отдыхает от учебной деятельности.
Профориентационная сторона вопроса сегодня стоит особенно остро. Важно дать обучающемуся возможность многогранно и с выбором раскрывать свои творческие способности. Ведь посещая хор или танцевальный кружок, ребёнок может постепенно и поэтапно определяться со своей будущей профессией, специальностью.
В заключение можно сделать выводы:
1) реализация программ внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных стандартов является глобальным средством развития творческих способностей обучающихся, профориентационным инструментарием для возможно будущих кадров учреждений культуры и досуга;
2) кружковые объединения, действующие в соответствии с внеурочной деятельностью ФГОС, являются важнейшим социально-культурным институтом в области профилактики безнадзорно-
сти и правонарушений несовершеннолетних, так как отсутствие свободного времени у детей - это главная профилактика в вышеназванной проблематике.
Примечания
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 (ред. от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 02.06.2016 г. № 166-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 312-ФЗ).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373.
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг., утв. Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г. № 761.
4. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19-21.
5. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 4. С. 10-16.
6. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М., 2012. 243 с.