Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность школьников как социально-культурный институт в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'

Внеурочная деятельность школьников как социально-культурный институт в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SOCIOCULTURAL INSTITUTION / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чавыкина Ульяна Григорьевна

В данной статье описана специфика организации кружков творческой направленности внеурочной деятельности согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в общеобразовательной организации, внеурочная деятельность рассмотрена как социально-культурный институт по профилактике безнадзорности и правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чавыкина Ульяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External activity of pupils as a social cultural institute for prevention of neglect children and offenses of minors

In this research article describes the characteristics of the groups creative direction of extracurricular activities according to Federal state educational standards in educational organizations, extracurricular activities considered as socio -cultural Institute for the prevention of neglect and offenses.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность школьников как социально-культурный институт в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

УДК 376.66; 351.858; 37.061; 379.8.09; 379.83/.84

У. Г. Чавыкина

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В данной статье описана специфика организации кружков творческой направленности внеурочной деятельности согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в общеобразовательной организации, внеурочная деятельность рассмотрена как социально-культурный институт по профилактике безнадзорности и правонарушений.

In this research article describes the characteristics of the groups creative direction of extracurricular activities according to Federal state educational standards in educational organizations, extracurricular activities considered as socio -cultural Institute for the prevention of neglect and offenses.

Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, социально-культурный институт, начальное профессиональное образование, профилактика безнадзорности.

Keywords: Federal state educational standards, extracurricular activities, socio-cultural institution, primary education.

На сегодняшний день нормами Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования, введённого в 2010 г., и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования охвачены все общеобразовательные организации в Российской Федерации. Система образования сильно отличается от традиционной не только организацией и построением системы учебного процесса, но и воспитательной деятельностью школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельно-стный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды дея-

тельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. Кружковая деятельность, входящая в систему внеурочной занятости обучающихся, является реальной и бесплатной основой для развития творческих способностей обучающихся. Она в полной мере ограничивает свободное время детей, превращая его в досуг, тем самым становясь средством профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Изучив перечень необходимых нормативно-правовых актов, касающихся данной темы, которыми явились федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 (ред. от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 02.06.2016 г. № 166-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 312-ФЗ) [1]; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373 [2]; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 [3]; «Жизнь после уроков: радость познания» О. В. Архиповой [4], «Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство"» Е. В. Баженовой [5], «Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися» Л. М. Зюбина [6], можно рассмотреть профилактику безнадзорности и правонарушений как комплекс мероприятий, направленных на предотвращение причин, способствующих появлению таких асоциальных явлений, как безнадзорность и беспризорность. Одним из составляющих данного комплекса мероприятий и

является досуговая деятельность, предполагающая в образовательном учреждении систему внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в средней общеобразовательной организации - это социально-культурный институт, основной функцией которого являются развитие творческих способностей обучающихся и профилактика безнадзорности и правонарушений.

ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

1) спортивно-оздоровительное направление (характеризуется наличием спортивных кружков, секций, например секция «Весёлые старты»);

2) духовно-нравственное (характеризуется наличием таких кружков, как «Этика», «Эстетика»);

3) социальное (характеризуется наличием таких кружков, как «Культура общения»);

4) интеллектуальное (характеризуется наличием таких кружков, как «Знатоки математики», «Великий и могучий» и т. д.);

5) общекультурное.

То есть выше представлена система внеурочной деятельности общеобразовательной организации, которая обладает масштабным потенциалом раскрытия творческих способностей у обучающихся.

Рассматривая систему общекультурного направления внеурочной деятельности школьников, можно выделить следующие группы направления кружков:

1) музыкальная (включает в себя как хоровые объединения, так и любую деятельность музыкально-эстетической направленности);

2) декоративно-прикладная (включает в себя кружки, направленные на создание детьми художественных изделий);

3) художественная (включает в себя как изобразительное искусство, так и театральную направленность);

4) духовно-нравственная (включает в себя культуротворчес-кую деятельность, основы нравственности и этики и т. п.).

Несомненно, при посещении кружков внеурочной деятельности общекультурной направленности у обучающегося будут колоссально развиваться творческие способности, что может оказать существенное профориентационное влияние на дальнейшую судьбу ребёнка. Именно кружки творческой направленности внеурочной деятельности являются первоначальным очень важным звеном

непрерывного образования в сфере культуры и искусства. Развитие следующих немаловажных творческих составляющих в совокупности и предопределяет результативность влияния общекультурного направления всей системы внеурочной деятельности:

1. Мышление. Ученые уже давно доказали, что кружки детского творчества могут оказать огромную помощь ребенку в школьной учебе. При творческой работе у ребенка включаются зрительные, слуховые и прочие анализаторы. Он учится думать, сравнивать и соизмерять. У него улучшаются память и внимание.

2. Эмоции. Искусство всегда позволяло художникам и артистам выплеснуть свои эмоции, поэтому занятия творчеством особенно хороши для активных и эмоциональных детей. Творчество позволяет найти внутреннюю гармонию.

3. Самооценка. Занятия искусством всегда положительно сказываются на самооценке ребенка, позволяют ему созидать и создавать собственные шедевры. Искусство дает почувствовать себя творцом независимо от того, создает ли ребенок коллажи или же пишет стихотворения.

4. Профессия. Возможно, в ребенке сидит будущий концертирующий пианист или известный фотограф. Кружки творческой направленности могут помочь ребенку с профориентацией и поиском себя.

5. Отдых. Ни для кого не секрет, что лучший отдых - это смена деятельности, таким образом, беря в руки кисть, скрипку или натягивая танцевальные чешки, ребенок отдыхает от учебной деятельности.

Профориентационная сторона вопроса сегодня стоит особенно остро. Важно дать обучающемуся возможность многогранно и с выбором раскрывать свои творческие способности. Ведь посещая хор или танцевальный кружок, ребёнок может постепенно и поэтапно определяться со своей будущей профессией, специальностью.

В заключение можно сделать выводы:

1) реализация программ внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных стандартов является глобальным средством развития творческих способностей обучающихся, профориентационным инструментарием для возможно будущих кадров учреждений культуры и досуга;

2) кружковые объединения, действующие в соответствии с внеурочной деятельностью ФГОС, являются важнейшим социально-культурным институтом в области профилактики безнадзорно-

сти и правонарушений несовершеннолетних, так как отсутствие свободного времени у детей - это главная профилактика в вышеназванной проблематике.

Примечания

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 (ред. от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 02.06.2016 г. № 166-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 312-ФЗ).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373.

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг., утв. Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г. № 761.

4. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19-21.

5. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 4. С. 10-16.

6. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М., 2012. 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.