ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 343.9 ББК 67.52
DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10166
ВНЕШТАТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ВИД ГЛАСНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ
Эрик Самвелович ПОГОСЯН, адъюнкт кафедры ООРД Академии управления МВД России, начальник седьмого отделения ОУР Управления полиции г. Еревана Республики Армения E-mail: erik.poghosyan.wadokai@mail.ru
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье описывается институт внештатного сотрудничества с органами полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности. Раскрывается история возникновения такого сотрудничества.
Ключевые слова: гражданин, внештатное сотрудничество, оперативно-розыскная деятельность, полиция, преступление.
Annotation. This article describes how to Institute the freelance police cooperation in the field of investigative activities. Unfolds the history of such cooperation.
Keywords: citizen, non-cooperation, operational-investigative activity, police, crime.
Научный руководитель — И.П. Иванов, главный научный сотрудник НИЦ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор
Рецензент — С.П. Баланян, доктор юридических наук, доцент
Отечественный и зарубежный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что взаимодействие правоохранительных органов и, прежде всего полиции, с гражданским обществом повышает уровень правовой культуры и социальной активности граждан, способствует снижению уровня преступного поведения, делает более информационно открытой правоохранительную систему, повышает уровень доверия к ней, ее авторитет и престиж правоохранительной службы.
Начавшаяся в середине 90-х годов прошлого века реформа органов внутренних дел была направлена на кардинальное повышение эффективности их работы как за счет правовой, организационно-управленческой, профессиональной, так и социальной составляющей. После-
дняя выражалась не только в обеспечении достойной социальной защиты сотрудников, но и в воссоздании и развитии системы взаимодействия с гражданским обществом, разрушенной в процессе перехода страны к рыночным отношениям. Потребовалось 15 лет, чтобы приблизиться к решению этой задачи и придать ходу реформы целенаправленный характер, чему способствовало принятие и начало реализации в 2011 г. Федерального закона «О полиции».
Одним из сильно действующих факторов, сдерживающих развитие гражданского общества в стране, продолжает оставаться современная преступность и, прежде всего, коррупция, которая представляет собой существенную социальную угрозу.
Данное обстоятельство позволяет рассматривать преодоление преступности и охрану обще-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
158 ----------------------------------------------------------------------------
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ственного порядка в качестве общенациональных и социально значимых задач, решение которых обеспечивается не только государством и его правоохранительными органами, но и усилиями, и поддержкой гражданского общества и населения в целом.
На разрешение этой задачи в рамках реформы органов внутренних дел страны направлен Федеральный закон «О полиции», который укрепляет правовые основы восстанавливаемой системы социальных связей формирующегося в структуре органов внутренних дел института сотрудничества полиции с гражданским обществом и населением. Наличие закономерной связи между уровнем взаимодействия полиции с институтами гражданского общества и населением, с одной стороны, и состоянием правопорядка — с другой, делает эту проблему сегодня особенно актуальной, а, следовательно, и повышает необходимость ее изучения под углом зрения не только правового и управленческого, но и социологического подходов.
Социологический аспект проблемы взаимодействия органов внутренних дел в лице полиции с институтами гражданского общества в деле преодоления преступности и обеспечения правопорядка состоит в том, что посредством этого взаимодействия решается задача, имеющая важное социальное значение.
Приведем в пример такую форму участия общественности в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, как широко известные добровольные народные дружины. Данная форма сотрудничества возникла в Москве в 1881 г. В то время добровольные народные дружины не были столь массовым явлением и ставили перед собой цель поддержания правопорядка при проезде высочайших особ по улицам столицы во время коронаций и связанных с ними массовых мероприятий1.
Но уже к 1905 г. численность этой организации достигла 80 тыс. человек, что говорило о востребованности данного общественного формирования правоохранительной направленности.
К 1913 г. Департамент полиции распространил этот опыт Москвы на всю Россию, и народные дружины стали превращаться в постоянно действующую организацию. В том же году была разработана и принята Инструкция для организации добровольной дружины, которая содержала следующие основные принципы:
■ принцип добровольности вступления, фиксированного членства и строгого отбора;
■ принцип подотчетности и подчиненности органам государственной власти, государственного руководства и контроля за ее деятельностью1 2.
Необходимость повышения эффективности противодействия высокому уровню криминализации общественной жизни обусловливает потребность в активном привлечении граждан к решению задач обеспечения правопорядка с учетом сложившихся традиций, отечественного и зарубежного опыта. Корни вопроса о привлечении представителей общественности к обеспечению правопорядка уходят вглубь истории Российского государства.
Отправной точкой можно считать время создания регулярной полиции как органа, специально уполномоченного следить за общественным порядком и спокойствием. До его создания подданные (купцы, ремесленники, воеводы) не принимали участие, а сами обеспечивали исполнение функций, отнесенных позже к обязанностям стражей закона.
С образованием полиции участие населения в обеспечении правопорядка свелось в основном к негласной форме сотрудничества с полицейскими органами. Однако еще в 1915 г. царским правительством была разработана Инструкция для организации добровольной дружины. Этим документом регламентировалась деятельность добровольных дружин, главной задачей которых являлось содействие полиции в обеспечении порядка при проезде «высочайших особ».
После Октябрьской революции 1917 г. вся система правоохранительных органов царского правительства была упразднена, а взамен нее начали формироваться советские органы охраны правопорядка.
Граждане и их объединения, участвующие в охране общественного порядка, должны находиться под защитой государства. Их правовая защита непосредственно связана с теми правами, которые им предоставлены для выполнения возложенных на них обязанностей.
1 Харламов В.И. Исторический опыт проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в Российской Федерации // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Матер, «круглого стола», проведенного 27.01.2006 г. в Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 29.
2 Жеребцов Л.В. Правоохранительные органы (история, теория, практика) // Вестник Уфимского юрид. ин-та МВД России. 2005. № 1. С. 82.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
----------------------------------------------------------------------------------- 159